Реферат по предмету "Разное"


Актуальность программы. Актуальность курса «Экономическая и юридическая грамотность» в рамках Университета пожилых «Серебряный возраст» может быть отражена в двух направлениях

Форма представления образовательной программы/учебного курса В Университете пожилых «Серебряный возраст»Учебная программа состоит из пяти следующих блоков:Актуальность программы.Актуальность курса «Экономическая и юридическая грамотность» в рамках Университета пожилых «Серебряный возраст» может быть отражена в двух направлениях:необходимость в донесении до слушателей изменений в экономической структуре российского общества, в связи с последствиями мирового финансового кризиса, отражении тех сфер жизни пенсионера, которые напрямую могут быть затронуты этими последствиями.пенсионеры относятся к социально-незащищённой группе людей, это отражается, в том числе, и в нарушении их прав как потребителей в абсолютно разных сферах жизнедеятельности (от продажи продуктов питания до оказания медицинских услуг и страхования). В рамках программы слушатели получат информацию о том, как они могут отстаивать свои права и смогут «проиграть» свои действия в таких ситуациях в рамках интерактивного взаимодействия. Комплекс решаемых курсом проблем.Этот курс решает следующие проблемы:отсутствие у пенсионеров чёткого видения современной экономической ситуации, понимания её особенностей и вариантов развития и, как следствие, плана действий по эффективному использованию денежных средств и иных ресурсоввысокий уровень социальной незащищённости в рамках отношений покупатель-продавец в широком смысле этого словосочетания (так, например, сюда вкладывается понятие государство-гражданин). Курс «Экономическая и юридическая грамотность» предполагает снижение этого уровня.Своевременность курсаВажность внимательного и детального рассмотрения последствий экономического кризиса в данный момент обусловлена тем, что в головах большинства россиян, в том числе и пенсионеров, нет чёткого понимания ситуации. С разных сторон доносится огромное количество мнений, высказываются противоположные точки зрения – всё это формирует некий хаос в человеческих головах. Именно сейчас наиболее целесообразно разъяснить картину происходящего, дать чёткие комментарии, объяснить предпосылки и вероятные варианты развития. Обсудить и прокомментировать эффективность тех или иных экономических и финансовых шагов.Направление «защита прав потребителей», включающее: донесение прав, методов их отстаивания, возможностей; основные юридические нормы, имеющие непосредственное отношение к данной целевой группе (наследование, дарение…) и др. представляется своевременным, поскольку даёт пенсионеру возможность получить достоверные ответы на актуальные для его возраста вопросы. Особенности целевой группы в отношении к этой программе.Тема «Экономическая и юридическая грамотность» представляет собой очень широкое направление. Я сознательно его «заузил», поскольку считаю выбранные лекционные и интерактивные курсы наиболее интересными, полезными и практически применимыми для такой категории слушателей как пенсионеры. Исходя из этого, предполагаю, заинтересованность подавляющей части слушателей, что подтверждает опыт «первого курса». Хотя, отдаю себе отчёт в том, что часть из слушателей может посчитать выбранные темы не совсем интересными для них. Этот фактор, в совокупности с «отрицательными для успешности обучения» особенностями этой части целевой группы (достаточно высокий уровень скепсиса, некоторая эмоциональная несдержанность, в связи со спецификой возраста и состоянием здоровья, социальная «обиженность» (закрытость) - изначально несколько негативное отношение к группе и преподавателю, своего рода защитная реакция) может являться риском (поэтому он описан ниже, а также изложены меры по его профилактике). Однако нельзя не отметить «положительные для успешности обучения» особенности группы в целом: искреннее внимание к интересным и полезным фактам, позитивный настрой на групповую дискуссию, большое количество уточняющих вопросов. Что поможет в реализации программы.Я вижу следующие факторы, которые способны помочь эффективной реализации программы: «Снятие» ожиданий от курса у слушателей. Это позволит ощутить им сопричастность к процессу создания и проведения программы, а автору - сравнить предполагаемые им темы обучения с действительно востребованными большинством пенсионеров.Разделение потока на группы (если количество выбравших этот курс превысит 23-25 человек), поскольку интерактивные лекции и деловые игры, предполагаемые в рамках курса эффективны только в случае работы с небольшими группами (в идеале не более 15 человек)Риски и их профилактика? Риск Профилактика Отсутствие интереса к курсу у части слушателей Предварительное «снятие ожиданий». Сложность «первичного» участия в формате деловой игры. Чёткое объяснение «Зачем» это нужно. Максимально понятные инструкции, «пробный проигрыш». Скептическое/негативное восприятие «формы университета» (преподают молодые, не лекции, а интерактивное обучение и т.д.) Донесение и обсуждение с аудиторией цели «Университета». Постоянная работа в режиме обратной связи. Обеспечение возможности слушателей участия в формировании «скелета курса» (возможность добавить «интересные темы», обсудить и проработать удовлетворяющий их формат занятий) Цели программы. - образовательныеОбразовательными целями курса «Экономическая и юридическая грамотность» могут считаться: - формирование у слушателей экономического видения ситуации, экономического мышления - социальный опыт взаимодействия в типичных «житейских» ситуациях - понимание и осознанное представление слушателями основных юридических норм и законов, актуальных для их возраста и социального статуса - обмен практическим опытом между участниками, в рамках интерактивного обсуждения - учебные - эффективное использованию финансовых средств и других ресурсов - защите своих прав потребителя на практике (не просто информации, куда идти, но отработке навыка «что говорить» и «как говорить») Организация эффективного процесса обучения.Эффективность обучения будет обусловлена тремя составляющими:- внимательное составление программы курса (крайне важно, чтобы каждая тема была актуальна и интересна для пенсионера). Каждая из них должна затрагивать важную составляющую жизнедеятельности, отвечать на имеющиеся вопросы, побуждать к обсуждению. Такой результат планируется достигнуть с помощью чёткого отбора только актуальных и востребованных для данной целевой аудитории тем, а также внедрением в курс предложений и идей участников.- взаимодействие со слушателями в рамках идеи «совместного формирования и осуществления учебного процесса», вовлечения пенсионеров не только в получение и использование информации, но и в организацию процесса, выбор тем, установление правил. Одним словом – участники будут не просто пассивными слушателями, но активными участниками процесса. Таким образом, планируется осуществить их вовлечение в образовательную динамику. - образовательная динамика, в том числе, будет достигаться с помощью интерактивных форм обучения: отсутствия утомительных академических лекций, наличия возможности высказывания своего мнения в рамках программы, обсуждения и доказательства своего видения ситуации (всё это в рамках интерактивных лекций). Кроме того, предложения пенсионерам новой для них формы обучения – «деловых игр». Это техника обучения, направленная, на моделирование типичной житейской ситуации в рамках которой можно «отыграть» свои реальные действия, посмотреть на действия других со стороны, получить и дать обратную связь, увидеть свои правильные действия и ошибки.Сочетание вышеизложенных составляющих должно привести к вовлечению слушателей в процесс и обеспечить эффективное достижение результата.Содержание курса.Курс будет состоять из 18 трёхчасовых занятий, каждое из которых включает в себя 4 академических часа. Тема изучения Количество часов Методы, приемы, формы работы Ожидаемые результаты Общая вводная Финансовый кризис и последствия для мировой экономики и общества. 2 часа 2 часа Вводная от преподавателя, коллективное обсуждение.Интерактивная лекция Основные блоки:^ Причины кризиса -необеспеченная эмиссия доллара - ипотечное кредитование в США - зависимость мировой экономики от финансовой системы США^ Последствия кризиса - обвал мировой банковской системы- падение уровня жизни - варианты развития ситуации Принятие формата курса, обсуждение правил и системы взаимодействия внутри группы. Осуждение составляющих курса. Предложения по тому, что можно добавить.Формирование у слушателей понимания современной экономической ситуации в мире, видения и понимания причин и вероятных последствий кризиса. Экономическое состояние страны. Анализ и прогноз. 4 часа Интерактивная лекцияОсновные блоки:^ Экономика постсоветской России: падения, взлёты, стагнацияДефолт 1998 года и финансовый кризис 2008: сходства, различия, выводы.Последствия кризиса для нашей страны. Варианты развития событий. Формирование у слушателей понимания современной экономической ситуации в стране, вариантов дальнейшего развития, получение информации о том, как можно эффективно отслеживать изменение ситуации. «Поиграем в города…» У участников будет возможность ощутить себя чиновниками, управляющими разными городами федерального округа в рамках кризиса. 4 часа Деловая игра с дебрифингом Отработка на практике теоретического представления о функционировании государства в рамках кризиса. Моделирование деятельности субъекта федерации с активным участием слушателей. Деньги и иные финансовые ресурсы. В чём хранить, куда инвестировать, как тратить. «Деньги должны работать» 4 часа Интерактивная лекцияОсновные блоки:^ Куда вложить деньги и как при этом заработать: - валюта - недвижимость - драгоценные металлы- вклады - инвестиционные и пенсионные фонды - под подушку…^ Основные критерии эффективности использования средств:- рентабельность вклада/доход - возможность использования - степень надёжности Донесение до слушателей нескольких наиболее эффективных вариантов использования денежных и иных ресурсов. «Мои финансы…»Участники будут погружены в смоделированную ситуацию, в рамках которой они будут стоять перед задачей сохранения и преумножения своих средств. 4 часа Деловая игра с дебрифингом Отработка навыков эффективного использования финансовых средств «Сколько стоит» или «Что? Где? Когда?» покупать. 4 часа Интерактивная лекция^ Основные блоки: - себестоимость - ценообразование - цена бренда- механизм конкурентного установления цен Формирование у пенсионеров понимания того, как строятся цены на товары. И где и в какое время их можно купить при оптимальном соотношении «цена/качество» «Потребительская корзина»Перед пенсионерами будет стоять задача в условиях ограниченности ресурсов приобрести ряд товаров, цены на которые будут меняться. Необходимо будет следить за изменениями и пользоваться информацией с прошлого занятия. 4 часа Деловая игра с дебрифингом Отработка навыков эффективного расходования финансовых средств. Как пенсионер может заработать?А что лучше?Варианты приработка и их обсуждение. Составление ТОП 7 лучших вариантов. 2 часа2 часа Интерактивная лекцияКомандная работа Представление вариантов приработка для пенсионеров.Коллективное выяснение «плюсов» и «минусов» выявленных вариантов. Отработка навыка работы в группе. Сведём дебет с кредитом…Пенсионеры совместно с преподавателем будут выполнять операции по сведении своих доходов/расходов. Выявлены правила планирования финансового бюджета. 4 часа Практическое занятие^ Основные блоки: - дебет - кредит - бухгалтерский баланс- финансовый учёт Составление каждым слушателем финансового плана своей деятельности. Оптимизация доходов/расходов пенсионера. Товароведение 4 часа Интерактивная лекцияВ рамках лекции слушатели узнают как: - читать состав продуктов - определить страну производителя - узнать, годен ли продукт, несмотря на то, что написано на этикетке- Формирование у слушателей представления как отличить плохой товар от хорошего. Что нужно знать, чтобы не купить «кота в мешке». Поведение покупателей 4 часа Интерактивная лекция^ Основные блоки:- типы покупателей - «ловушки» продавцов- реклама и прочие маркетинговые средства Слушатели определят свой тип «покупателя», осознают мотивы, подвигающие их на то или иное приобретение. Увидят какие психологические приёмы используют продавцы. Получат представление о целях и средствах рекламы. Резервный фонд (экономическая грамотность) 4 часа Форма определяется в зависимости от содержания Представление пенсионерам той информации, которую они отразят как потенциально необходимую в ходе обратной связи. Защита прав потребителей или «Чего вы о себе не знаете» 4 часа Интерактивная лекция^ Основные блоки: - ваши гражданские права - «права потребителя» - в каких случаях против вас совершают противоправное действие- организации, защищающие права потребителей. Донесение до пенсионеров их юридических прав, которые можно отстаивать в случае их нарушения. Формирование активной гражданской позиции. «Все люди равноправны, но не все об этом знают…» 4 часа Работа в группах и парахОсновная задача данного занятия заключается в том, чтобы слушатели могли отработать речевые модули и уничтожить элементы смущения тогда, когда необходимо заявить о нарушении своих прав. Попробовать повести себя эффективно в экстренной ситуации. Отработка навыков общения и взаимодействия в случае нарушения юридических прав. «Чтобы что-то продать, надо сначала что-то купить…» 4 часа Интерактивная лекция^ Основные блоки:наследование, купля, продажа, дарение: особенности каждой процедуры, преимущества и недостатки, последние юридические изменения. Отражение юридических тонкостей возможностей купли/продажи, наследования, дарения имущества. «А у нас управдом друг человека…» 4 часа Интерактивная лекция с элементами семинара.^ Основные блоки:формы управления жилым домом: ТСЖ, управляющая компания, кондоминиум и др. Особенности каждой формы, преимущества и недостатки, последние юридические изменения. Донесение до слушателей информации о формах управления жилым домом. Анализ преимуществ и недостатков этих форм. Пенсионная система в России. Немного о том, как это делается. 4 часа Интерактивная лекция^ Основные блоки: - Как организовали пенсионную систему в России. - Как это было в истории страны - Как этот вопрос решается в ведущих странах- Планируемые изменения в законодательстве Донесение информации о тонкостях пенсионной реформы, планируемых изменения. Анализ того, чем это «грозит» пенсионерам. Резервный фонд (юридическая грамотность) 4 часа Форма определяется в зависимости от содержания Представление пенсионерам той информации, которую они отразят как потенциально необходимую в ходе обратной связи. Необходимые учебные средства/ материалы/ литература.Справочник по защите прав потребителей (например: ^ И. А. Балушкин, Н. С. Михайлова, А. В. Пантюхин, Е. В. Смирнова), гражданский кодекс.Необходимое оборудование.На некоторые занятия может понадобиться проектор.Особые требования к организации учебной среды (мебель, освещение и т.д.).Хотелось бы, чтобы на деловые игры помещение было достаточно большим для того, чтобы 4 группы могли сидеть и общаться, не слыша друг друга. Формат занятий.Занятия будут проводиться в рамках двух «университетских» пар с двумя маленькими и одним большим перерывом.Общая оценка курса. В три этапа. До начала курса (знакомство и принятие целей, совмещение целей программы с целями слушателей).- первый академический час будет посвящён донесению до пенсионеров целей и структуры курса, объяснению в каком формате будут происходить занятия, выработке правил взаимодействия внутри обучаемой группы, а также обсуждению составляющих программы. У слушателей будет возможность в рамках групповой дискуссии оценить актуальность для них составляющих курса и предложить свои идей/темы для включения их в программу (для этого специально зарезервировано время)Во время курса (текущая оценка процесса, содержания, работы преподавателя)- текущая рефлексия – после каждого занятия осуществляется краткая оценка того, что было полезно, нужно; что получилось/не получилось; какие затронутые вопросы могут быть более интересны и их следует разобрать - анкета из 3-х вопросов а) Что было самым полезным на сегодняшнем занятии? б) Что бы вы изменили в сегодняшнем занятии? В) Какую оценку вы поставите нашей с вами сегодняшней работе по 10-бальной шкале?После окончания курса (заключительная устная и письменная оценка)- оценочная анкета (какие блоки были наиболее интересными, какой формат вам больше всего понравился: интерактивные лекции, деловые игры, ролевая модель и др; как вы оцениваете работу преподавателя и т.д.) - Обсуждение «Что бы сделал по-другому…» - Письменное задание: «Почему курс получился отличным/ хорошим/ средним/ плохим»- Визуальная оценка: На схеме из двух координат: - «Понравился процесс» - «Принесло пользу»Каждый из участников поставит координату, где он находится. Таким образом, можно будет отразить отношение каждого участника и групповую динамики. Раздаточный материал/рабочая тетрадьЗанятие № 1: Мировой финансовый кризисПричины и повод кризиса:^ Финансовая политика США:Мировая экономическая системаВероятные последствия кризисаЗанятие № 2 Экономическое состояние страны. Анализ и прогноз. Период Причины Ход Последствия/варианты развития событий Перестройка Дефолт 1998 года Финансовый кризис 2008 Занятие № 4 Деньги и иные финансовые ресурсыКак хранить/использовать 7. 8. 9. 10. 11. 12. Виды «вклада» Доход Возможности Надёжность Итого/резюме Занятие № 6 Сколько стоит или «Что? Где? Когда?» покупать.^ Механизм рыночного установления ценыСебестоимость - - - - - - Закон бренда – Закон целевой аудитории – Особенности механизма рыночного установления цены – Занятие № 11 Поведение потребителей Тип покупателя Характеристики типа Ловушки продавцовЗанятие № 16 «А у нас управдом друг человека…»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Последовательный 16-ти разрядный сумматор
Реферат Сировинні проблеми світового господарства
Реферат Сравнение ожидаемого выхода оксидов азота из газомазутного котла Пп 1000 25 - 545ГМ
Реферат Нестандартные задачи в курсе школьной математики (неполное и избыточное условие)
Реферат Пойми живой язык природы и скажешь ты прекрасен мир 8230 Никитин
Реферат Шпаргалка по Охране труда 2
Реферат Антропология и этапы ее развития
Реферат Учет готовой продукции и ее продажи Документальное оформление
Реферат Роль зеленых насаждений
Реферат Региональное информационное вещание на примере работы телекомпаний
Реферат Бухучет. Учет материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками
Реферат Виды социальных интересов
Реферат Пряности: характеристика, стандарты, экспертиза
Реферат Охрана окружающей среды атмосфера гидросфера литосфера Севастополя
Реферат Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства