Реферат по предмету "Разное"


Аеще раньше, Цадок? Что было еще раньше

3 Вместо предисловияСМЕЮЩИЕСЯ В ХРАМЕ (Рождественская история)- А еще раньше, Цадок? Что было еще раньше? - Еще раньше жил человек по имени Погонщик Старых Верблюдов, потом еллины назвали его Сын Звезды, Зороастр. Он объяснил всем, что Божий мир изначально благ, а все плохое в нем временно и побеждается в конце дней через свободный выбор каждого из нас в этой жизни. Земля - Храм Бога, и каждый должен очищать его через добрые мысли, добрые слова и добрые дела. Пятилетний мальчишка несколько раз обежал вокруг иду-щего к городу Цадока, демонстративно оглядывая все кругом и указывая руками на все, что видел: на оливковую рощу невдалеке, на близкую речку, на раскидистую смокву за ней, на дальние невысокие скалы, на зеленеющее поле, на тропу, которой они шли, на редкие облачка в ясном небе. - Мы в храме, Цадок? А как же наш храм в Иершалоиме, он ведь тоже красивый и все ходят туда, и детей носят, совсем малых, - чтобы сразу знали, где храм. Почему Зороастр - Сын Звезды? А его принесли в храм, когда он родился? Что он сказал, когда родился? Мама говорит, что сначала я сказал “Ца-док”, - хотя ты не мой отец. Она удивилась и показала потом меня тебе, да? Так было? Про Сына Звезды ты в Персии узнал? Я тоже хочу туда, потом домой. А почему ты не ходишь в наш храм? Симон Маккавей тебя не любит, или он тебе не нравится? Мама говорит, что про первосвященника лучше не говорить ничего, - но я хочу все знать. Ты ведь Учитель, Равви, вот и расскажи. Говори, Цадок! 4 Они подошли к дощатому мостику-настилу над большим ручьем. Учитель взял мальчишку за руку и показал в прозрачную глубину у дна. - Видишь две рыбы стоят у дна против течения? Они все-гда молчат, хотя знают про свой ручей все. Время течет быстро, как ручей. А вон там дальше на берегу овцы, вот видишь - баран повернулся, смотрит на нас? Видишь, уходит теперь, и овцы за ним. Наступает новое время, Симеон. Была эра Овна, наступает эра Рыб. Овны шумные, прямые, упрямые. Рыбы молчат и дышат тайной воды. А кто будет теперь весь в словах, - как рыбы в чешуе, - тот от сатаны, Симеон. Симеон вдруг застыл на мгновение, как будто что-то услы-шал, вырвал руку и побежал с настила к едва видной тихой заводи, которую образовал изгиб ручья у песчаного плеса в высокой траве. Присел там на корточки и увидел ту, которая позвала его. Это была маленькая рыбка, чуть больше пескаря. Она выплыла прямо к нему, на расстоянии вытянутой детской руки и как-будто глотнула воздух, высунув рот из воды. “Ты”, - как тихий гром услышал он с неба, - почему-то с неба, не из воды, а на воде лопнул воздушный пузырек. Несколько секунд они застыли, глядя друг на друга. “Сейчас еще что-то скажет”, - точно знал мальчишка и замер до дрожи. Вдруг шевельнулась трава рядом с ним, легкий порыв ветра показался грозным чьим-то вздохом и испугал обоих. Он сморгнул, и увидел ее уже уп-лывающей, как будто огорченной этим вздохом. - Цадок, Цадок! Ты слышал? Она... Она... Сверху сказала “Ты”, - мне сказала! Ты слышал, Цадок? Ты слышал?! - Ты сказал, я слышал, - улыбнулся Цадок. - Значит, придется рассказать тебе. Значит ты, это - Ты. Тогда слушай. Первое, что сказал Заратуштра? Как только родился, он рассмеялся радостно, как маленький звонкий колокольчик прозвучал в огромном храме, на Земле. Об этом написано в Авесте, на воловьих шкурах, и я переписал их в Персии, всю двадцать одну книгу. Я покажу тебе эти свитки, и ты, Симеон, - значит ты, - через много-много лет, после войны с Римом, после землетрясе-5 ния спрячешь их в пещерах на берегу Мертвого моря, и они будут дожидаться там другой, за Рыбами, следующей эры... Ты спрячешь в тех пещерах все наши свитки, и Авесту тоже. Спрячешь и завернешь их так, чтобы они выдержали две тысячи лет. Запомни, Симеон!.. Сыном Звезды его назвали за то, что он смотрел на звезды и знал будущее... Храм в Иершалоиме будет перестроен, он будет еще красивее, и ты увидишь его, и будешь часто бывать там. Но опасайся начальников храмов, построенных людьми. И этого Маккавея, и других, за ним. Вырастешь, поймешь почему. Запомни, наступает время тайн. Ты будешь жить долго, очень долго. Ты даже устанешь жить, Симеон. Ты проживешь в два раза дольше меня. - Ты что, уже умрешь, Цадок? Почему ты так говоришь? Тебя убьет Маккавей? Я не хочу. Давай уйдем в Елладу, в Персию. Ты сказал - храм везде. Твои ессеи зовут тебя Мудрым, давай уйдем с ними. Ты как Баран у них, они пойдут за тобой. - Они не пойдут. И я должен быть с ними. Но мое время уходит. Тебе сейчас семь лет, мне - скоро семьдесят. Еще три года я буду здесь... - Я не хочу, Цадок. Сделай так, чтобы ты жил, - ты все можешь. А помнишь, ты говорил, что Илия снова придет? И ты придешь снова? - Да, Илия снова придет. А за ним, через полгода после него, приду и я. Снова приду. И ты, - раз это Ты, - ты дождешь-ся и узнаешь меня. Ты не умрешь, пока снова не увидишь меня, мальчик. Запомни, как бы ты не устал, чтобы ни было потом, я приду снова, и ты узнаешь меня. - Но как я узнаю тебя, Цадок? Сколько мне будет лет? - Тебе будет сто сорок лет, Симеон. Ты будешь однажды в храме и там узнаешь меня, потому что я рассмеюсь там, в храме. - В храме нельзя смеяться. Все стоят там тихо и слушают Маккавея. Тебя выгонят, и тебе будет стыдно. - Мне будет сорок дней от роду, Симеон, и меня простят. Многие даже и не услышат. Но ты услышишь и узнаешь меня, 6 когда я рассмеюсь в храме, как Сын Звезды. И скажешь нашим, моим ягнятам, ессеям, что я вернулся. - Ты говоришь непонятно, Цадок, но я запомнил. Смотри, если обманешь, если не придешь снова, я выкопаю твои книги из пещеры и прочту их. И все узнаю тогда. - Договорились, мальчик. - Зачем же ты придешь снова скоро, если твои книги найдут только через две тыщи лет? - Скоро? Почти сто сорок лет - это не скоро. Я приду объяснить людям, какая она, эта эра Рыб, эра молчания и милосердия, эра любви и сострадания. А если не поймут меня, я возьму перед Богом все их грехи на себя, искуплю их. Потом, не сразу, люди поймут меня, поймут мой Новый Завет. Ты же запомни, - я рассмеюсь в храме, как Сын Звезды. Они подошли к городу. Здесь Цадок свернул на одну из окраинных улиц, а мальчишка побежал дальше, - дом его семьи был недалеко от храма. Он бежал радостный и гордый: он слышал слово Рыбы, и Цадок не умрет совсем, он снова придет, и Симеон узнает его. Подбегая к дому, он кричал на всю улицу, полупустынную в этот жаркий полуденный час: - Мама, Мама! Цадок не умрет! Он рассмеется в храме, и я узнаю его! Один из немногих прохожих, смуглый и чернобородый, оглянулся и внимательно посмотрел на мальчика и на дом, в дверь которого он нетерпеливо вбегал. “Маккавей не удивится, но будет рад услышать это... Рассмеется в храме! Ну и Учитель у этих ессеев, не зря Симон уже пять лет присматривает за ним... Он не умрет! Он не умрет своей смертью, этот самозванец, это верно... “Сын Божий”, - так он себя называет. За одно это по нашим законам можно распять нечестивца. А тут еще оскорбление храма... Он рассмеется, и все узнают, кто он такой... Самонадеянный дурак. За что только эти ессеи называют его Мудрым. Вот Баран, это верно. Глупый и наглый как баран. Давай-ка, Саул, зайди в первосвященнику прямо сегодня, вот только жара к вечеру спадет...”7 И был вечер, и было утро: день один. И прошло много дней. И был суд в Синедрионе, приговоривший Учителя праведности ессеев Цадока к смерти через распятие на кресте, за оскорбления культа и намерение оскорбления храма. Говорят, что Цадок молчал весь суд, ничего не говорил. И только когда первосвященник, предъявив ему обвинение в намерении оскорбления храма через осмеяние его, спросил, выдержав паузу и не мигая глядя ему в глаза: “Если ты решил осмеять храм, то затем ты хочешь разрушить его?” Только тогда Цадок чуть заметно улыбнулся: “Ты сказал. Я скажу в следующий раз, когда вернется планета Рыб”. Первосвященник обернулся к Саулу, чернобородому служке храма и любителю астрологии. Тот что-то сказал Маккавею. “Через сто шестьдесят пять лет?” - переспросил чуть слышно. Громко сказал: “Ты безумен и опасен, Цадок. Скажи нам что-нибудь еще”. Но больше Учитель ничего не сказал. Его распяли на Голгофе, на которую через 165 лет взошел Иисус Христос, через цикл Нептуна, управителя эры Рыб. Это было в Иершалоиме в 135 или 136 году до новой эры. Первосвященника Симона Маккавея сменил Александр Яннай, и тоже преследовал ессеев. Затем сменились на иудейском троне еще цари и царицы. Затем Рим завоевал иудею, и ессеи с оружием в руках боролись против легионов Помпея... Симеону в те годы было уже за семьдесят, но он был очень кре-пок. Оружия он не брал, и помнил слова Цадока об эре Рыб. А ессеи что-то забыли, что-то важное. С самыми верными из них Симеон спрятал в пещерах Кумрана без малого тысячу книг и документов общины. Он помнил, что свитки должны быть в сохранности две тысячи лет, и тщательно готовил клад к этому сроку, обмазывая горшки с кожаными свитками специально приготовленным раствором, укутывая их вымоченными в особых смолах льняными полотнами. Потом, еще через тридцать лет, было сильное землетрясение, разрушившее Кумранский монастырь ессеев. Потом, как и говорил Цадок, Ирод Первый снес 8 старый храм и построил на его месте новый, много больше и красивее старого. И Симеон ходил туда часто и ждал Учителя, когда он рассмеется в храме. После 120 лет он устал жить и только ждал Цадока. Когда ему исполнилось 140, он устал и ждать. Слишком много он повидал на своем веку... А может и не было слова Рыбы, может ему показалось тогда? Может быть Цадок шутил с ним, с малышом? Он почти перестал ходить в храм. Все же в один из погожих и не жарких поздних осенних дней что-то заставило его надеть лучший полосатый плат-тал-лиф для молитвы. Он закинул концы его за спину и пошел в храм. По дороге зашел за Анной, восьмидесяти четырех лет, ко-торую считали пророчицей, с которой он часто беседовал вечерами. Они прошли общий двор храма, где стоял обычный негромкий шум торговцев и менял, и множества людей; вышли в “женский двор”. Здесь, как всегда, тихо стояли еврейские мужья со своими женами, молились. Приходили с новорожденными, - через сорок дней, как положено, посвятить их Господу. Все как всегда, и было тихо в этом дворе. Вот еще одна пара пришла с ребенком на руках матери, и еще одна... Вдруг как будто тихий, но звонкий колокольчик рассмеялся, рассыпался серебристым звуком. Симеон вздрогнул, оглянулся. “Тихо, тихо, Иешуа, ты ведь в храме”, - услышал он шепот совсем юной матери рядом с собой. Сначала он даже не поверил, потом замер до дрожи, - как в самом детстве, когда ждал слова Рыбы. Вспомнил все сразу, как будто это было вчера: “Я рассмеюсь в храме как Сын Звезды, и ты узнаешь Меня”. Старец Симеон как будто помолодел на сто лет. Он распрямился, стал выше многих в храме, повернулся и сделал два шага навстречу юной матери, протянул к ней руки. Она чуть испуганно отстранилась было, но, взглянув ему в глаза, передала Младенца. Он, похоже, узнал Симеона и улыбнулся ему. Слова сами полились из горла старца:9 “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: - Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле, и в предмет пререканий, - и тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.” (Евангелие Луки. II:29-35)...”Пришел к своим, и свои Его не приняли” (Евангелие Иоанна. I:11)И был вечер, и было утро: день один... И прошло еще ровно без полста две тысячи лет, когда в 1945 году юноша-пастух в поисках затерявшейся козы из своего небольшого стада забрел в давным-давно бездюдный Вади-Кум-ран, и заглянул в одну из пещер... Но это уже известная история, - история открытия кумранских рукописей.10ЧАСТЬ I^ СЛЕДЫ ЗОРОАСТРИЗМА И АСТРОЛОГИЯ В КУМРАНСКИХ РУКОПИСЯХ (с. 11 - 47)ГОРОСКОП ИОХАНАНА БАР-ЗАХАРИЯ (ИОАННА ПРЕДТЕЧИ) (с. 48 - 72)^ О ВИФЛИЕМСКОЙ ЗВЕЗДЕ (с. 72 - 77)11Следы зороастризма и астрология в Кумранских рукописяхНаходка кожаных свитков Кумрана является самым крупным открытием древних рукописей не только в XX веке, но и во все новое время по Р.Х. Было обнаружено недостающее звено, связывающее времена Ветхого Завета с Христианской эрой. Община, жившая на северо-западном побережье Мертвого моря со II века до н.э. по I век н.э. известна историкам как ес-сеи, предвестники христианства, идеологические оппоненты как саддукеев, так и фарисеев евангельских времен. Ессеи, называвшие себя “Сыны Света”, трудились и жи-ли сообща, отделившись от прочих людей - “Сынов тьмы”. В их среде сохранялся дух пророчества и их Пророк, которого они называли Учителем праведности, получал откровения от Бога о будущем явлении Мессии, о Его страданиях и о последующих событиях, вплоть до последних сражений перед концом дней между Светом и тьмой. Почти все исследователи согласны в том, что Иоанн Креститель был тесно связан с ессеями и сам вышел из ессеев. Лексика и метафорика текстов Кумрана пред-восхищает новозаветную: здесь впервые встречаются такие соче-тания, как “нищие духом”, “Сыны Света и тьмы”, “спасение ве-рой”, рождение свыше”, часто упоминается и само понятие “Но-вый Завет” как самоназвание обшины. Вокруг рукописей Кум-рана возникла целая наука - кумранистика. Но исследователи-кумранисты недостаточное внимание уделяют тем фактам, что в рукописях встречается иранская лексика, что многие доктрины ессеев перекликаются с зороастризмом и что в некоторых свит-ках имеются необычные астрологические тексты. Сам факт влияния зороастризма на некоторые книги Ветхого Завета неоспорим. Уже в прошлом веке было доказано решающее значение многих зороастрийских идей и понятий для развития иудейского мистицизма. Но с изучением текстов Кум-рана открываются новые грани этого влияния и вся проблема 12 приобретает новое качество. Зороастризм через эти рукописи дает ключи к тайнам Нового Завета, к текстам Евангелий. Но сначала напомню о самих тайнах Кумрана. Обратимся к истории открытия рукописей Мертвого моря. Вот рассказ юноши-бедуина Мухаммеда эд-Диба (в пере-воде Мухаммед-Волк) из полукочевого племени таамире, зафик-сированный комиссией кумранистов в октябре 1956г. Цитирую с сокращениями по книге И.Д.Амусина “Рукописи Мертвого мо-ря”, Изд. АН СССР, М., 1961 г.): “В 1945 г. я гнал стадо мелко-го скота вместе еще с двумя пастухами со своими стадами... Мы все трое ночевали в пустыне, утром одна коза из моего стада по-терялась, я пошел разыскивать ее. Ушел далеко, увидел пеще-ру... Решил, что она там и стал кидать в пещеру камни, потом залез туда, козы не было, а были глиняные сосуды. Я разбил ка-мнями 9 штук, в них было мелкое зерно красного цвета, в деся-том сосуде оказались кожаные свитки, исписанные каракуля-ми...” Затем он рассказал о том, что эти свитки больше двух лет лежали у него дома и только весной 1947 г. его дядя отвез их на базар в Вифлеем и предложил их там за 20 палестинских фун-тов (очень небольшая сумма) торговцам. Вскоре они попали к члену сирийско-христианской общины якобитов Халилу Искан-деру, который, еще не зная истинной ценности этих свитков, показывал их затем ученым. Первым человеком, который понял огромное значение рукописей, был профессор Иерусалимского университета Э.Л.Сукеник. Это произошло 25 ноября 1947 г.,1после того, как ему передал эти свитки один из бедуинов че-рез забор, отделявший старый город от нового. 29 ноября Э.Су-кеник разыскал в Вифлееме торговцев и купил все, что было у них из свитков, - 3 свитка за 35 фунтов стерлингов. 18 февраля 13 1948 г. к исследованиям подключились молодые американские ученые Джон Тревер и Уильям Браунли, работавшие в то время в Иерусалиме, - впоследствии они стали известнейшими кумра-нистами, - а тогда они разослали данные о свитках известным востоковедам западного мира. 15 марта 1948 года они получили поздравительную телеграмму от одного из них, В.Олбрайта: “Шлю мои сердечные поздравления в связи с величайшим из сделанных в новое время открытием рукописей...”. 18 марта 1948 года (вниманию астрологов - тоже интересный гороскоп) митрополит церкви св. Марка в Иерусалиме санкционировал текст первой публикации об этом открытии, а 25-26 марта он же, по совету американцев, тайно переправил все свитки, находившиеся к тому времени в библиотеке монастыря, в США и, видимо, не зря: в войнах 1948/49 гг. между арабами и евреями эта библиотека сильно пострадала. Между тем вокруг пещер Вади-Кумрана уже разгорелся ажиотаж. Бедуины и археологи соперничали между собой в по-исках новых пещер и свитков. В дальнейшем, как говорят, бедуины племени таамире превратились в “племя археологов”. К настоящему времени в 11-ти пещерах Вади-Кумрана обнаружено около 900 свитков на еврейском, арамейском, гре-ческом и набатейском языках. Лишь 10 из них дошли до наших времен в полном виде, остальные - в отдельных фрагментах. До 1991 г. христианские цензоры сдерживали напор кумранистов всего мира и в печать попадало очень мало текстов Вади-Кумра-на. Лишь осенью 1991 года неожиданно для самих кумранистов были опубликованы все известные тексты кожаных свитков Мертвого моря. Из отечественных исследований этих рукописей послед-них лет выделяется книга И.Р.Тантлевского “История и идеоло-гия Кумранской общины” (Центр “Петербургское востоковеде-ние”, СПб, 1994). Специалисты назвали ее “замкóвым камнем кумранистики” и по прочтении она действительно производит такое впечатление. В дальнейшем некоторые данные настоящей 14 главы приводятся из этой книги. История Кумранской общины сама по себе чрезвычайно интересна. Чего стоят хотя бы загадки распятого примерно за 160-170 лет до Иисуса Христа “Учителя праведности” и преследовавшего его “нечестивого священника”; загадки т.н. “Храмового свитка” (11QТ), написанного от лица самого Господа Бога (!); связи с Кумранской общиной Иоанна Крестителя и отношение к современным ему членам этой общи-ны Самого Иисуса Христа! В плане настоящего исследования рукописи Мертвого моря представляют особый интерес по двум причинам. Во-пер-вых, несколько свитков имеют прямое отношение к астрологии. Так, Мессианский арамейский текст (4Q Mess ar) является опи-санием гороскопа Мессии, приход которого после казни Учите-ля праведности ожидали ессеи. Кроме того, во фрагментах ру-кописей имеются гороскопы на членов общины, которые были зашифрованы их составителями и предназначались для озна-комления и выводов руководителям общины. Во-вторых, и это главное, уже давно кумранистами отмечено влияние зороаст-ризма на ессейские доктрины и мировоззрение. На этих двух интересных для нас вопросах мы остановимся подробнее. Но сначала очертим хронологические рамки. По книге И.Р.Тантлевского, возникновение Кумранской общины относит-ся к 197/196 гг. до н.э. Это годы окончания опустошительной для Палестины борьбы между селевкидским царем Антиохом III и Лагидами-Птолемеями. Селевкиды и Птолемеи наследовали после смерти Александра Македонского соответственно Персию и Египет. В результате этой борьбы Иерусалим лежал в развали-нах, хозяйство Палестины было в полном упадке, на дорогах бесчинствовали разбойники. Еврейское население Палестины считало все это “гневом Господним” за принятие ими со второй половины III в. до н.э. эллинских идей и практики. Против соб-ственных иудейских эллинистов (или эллинизаторов) выступали теперь, в конце II в. до н.э., три партии. Часть жреческой вер-хушки (потомки первосвященника Садока) и аристократия заня-ли самую консервативную позицию скрупулезных охранителей 15 предписаний Торы - это были прото-саддукеи. Другая группа жрецов, а также оставшиеся зажиточные крестьяне и городская интеллигенция (учителя, книжники, писцы) начинают приспо-сабливать древнее Пятикнижие к новым реалиям жизни и закла-дывают основы Устного Учения - это прото-фарисеи. Третья, самая радикальная группировка, призывала сограждан отделить-ся от всех, покаяться и приготовлять “путь Господу”, грядущему Мессии. Они основывали свои призывы на апокалиптических сочинениях прежних пророков, в частности, на пророчествах и видениях Иезекиила (VI в. до н.э.) о том, что гнев Господень, возбужденный грехами иудеев, сменится на милость по отноше-нию к их “остатку” - зародышу Нового Израиля - по Иезекиилу через 390 лет после разрушения Иерусалима (Иез. IV:4) вавило-нянами в 587/586 гг. до н.э., т.е. в 197/196 гг. до н.э. Эта груп-пировка объявила себя “сынами света”, объявив всех остальных “сынами тьмы”. Согласно исследованиям И.Р.Тантлевского, основатель Кумранской общины, имя которого так и остается неизвестным, обладал лишь рациональной способностью постигать Волю Бо-жию; “разум” стоял между ним и богом, - так считали сами ку-мраниты. Через 20 лет после основания (177/176 гг. до н.э.) пришел многократно упоминаемый в рукописях Учитель правед-ности, который получал непосредственные откровения, - так го-ворил, согласно свиткам Мертвого моря, сам Учитель праведно-сти и так считали кумраниты, которые называли его также пе-редающим Знание, Вразумляющим, Обучающим, Мудрым и счи-тали его Пророком. Интересно, что члены кумранской общины называли себя “ягнятами”, а мудрого и т.д. - еще и “Бараном с огромным рогом” (и сам Учитель праведности иногда называл себя так), - который борется с хищными птицами накануне Ко-нца дней, накануне наступления новой эры (эры Рыб). Если это так, то распятие на кресте Учителя праведности в 142-134 гг. до н.э. (более точной датировки нет) и является концом эры Овна, переходом к эре Рыб. Прибавляя к этому рубежу 2160 лет (кос-мический месяц - эру), получим, что начало эры Водолея дол-16жно приходиться на 2018-2026 годы.1Тогда, надо думать, в бли-жайшие годы на Земле должна появиться харизматическая лич-ность конца эры Рыб - начала эры Водолея. По центуриям Нос-традамуса, если говорить о земных владыках, это должен быть Генрих Счастливый, который взойдет на французский престол 11 августа 1999 г., - в редкое по силе солнечное затмение, - от-крывая череду восстановления монархий. Он будет править сна-чала Францией, а затем (около 2030 года) и всей Европой до 2075 года, причем 2020-2030 годы по Нострадамусу, - это годы мировой войны, в которой Генрих Счастливый выйдет победи-телем объединенной (против исламского мира) Европой. Евро-па, кроме Германии, стран Балтии и России выйдет из этой войны опустошенной, как и США - с этими предсказаниями Павла Глобы знакомы многие. По Павлу Глобе, в 1999 году про-явится и лидер исламского мира, родившийся, возможно, 5 фев-раля 1962 года. Кстати, многие считают Нострадамуса наследни-ком халдейской астрологии, однако одним из двух главных его учителей в астрологии был знаменитый астроном и астролог Альбумассар из Хорасана, приверженец персидской, т.е. зоро-астрийской астрологии (годы жиизни 805-885 гг.). Вторым был Пьер д’Айли (1350-1420 гг.) - церковный деятель и богослов. Очень сомнительной представляется описанная Манфредом Бек-лем (“Нострадамус”, М. “Панорама”, 1995) связь Нострадамуса с европейскими последователями манихеев, извративших как зо-роастризм, так и христианство. В самих книгах Нострадамуса эта связь не прослеживается. Но вернемся “к нашим баранам”, к Кумранской общине. Они называли себя еще “животными, зверями”. В связи с этим интересна гипотеза одного из исследователей кумранистики Х. Шепса о том, что в тексте Евангелия от Марка, где говорится о пребывании Иисуса в пустыне “со зверями” (Мк., 1,13), подра-17 зумеваются кумраниты-ессеи. И.Р.Тантлевский замечает также, что в тексте I-го послания к коринфянам апостола Павла, где он говорит, что “боролся со зверями в Ефесе”, также имеются в виду ессеи, к тому времени противостоявшие христианам преж-де всего в вопросах необходимой, по их представлениям, борьбы против римлян. Действительно, ессеи принимали участие в вос-стании против римлян еще в 66-74 гг. до н.э. Главное же состо-ит в том, что ессеи проповедовали грядущее Спасение только для себя (Сынов Света), а Иисус Христос пришел как Спаси-тель ко всем людям. Но ведь Иоанн Креститель вышел из ессеев - с этим не спорит никто из исследователей; некоторые предпо-лагают, что ессеями были некоторые родственники Иосифа и Марии, а также некоторые из апостолов - Иоанн Зеведеев, Анд-рей и, почти бесспорно, Нафанаил (Варфоломей), который уве-ровал в Иисуса сразу после того, как Он сообщил ему, что “пре-жде, чем Филипп позвал тебя, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя”. Здесь, как считают, речь идет об одном из ессей-ским таинств, совершаемых под смоковницей. Видимо это так, поскольку после признания Нафанаилом Сына Божьего, Он го-ворит: “Не потому ли ты уверовал, что Я сказал: видел тебя си-дящим под смоковницей? Увидишь больше этого” (Евангелие от Иоанна, 1, 48-50). Итак, что же видели ессеи из-под смоковницы и, зада-дим теперь вопрос, что объединяло их с зороастрийцами в ми-ровоззрении, в эзотерике? Напомним сначала известные историкам факты. Вави-лонское пленение евреев Навуходоносором, начавшееся 16 мар-та 597 г. до н.э., закончилось для них с приходом в Вавилон персов. 12 октября 539 г. до н.э. армия царя царей Кира после многолетней осады без боя вступила в Вавилон. Вскоре после этого (весной 538 г.) Кир разрешил всем народам, которые бы-ли насильственно поселены в Месопотамии вавилонскими царя-ми, вернуться в свои страны и восстановить свои храмы, причем возвращение было разрешено со всеми богатствами и святыня-ми. Персидские цари династии Ахеменидов на протяжении сто-18 летия после этого четыре раза издавали указы о восстановлении Иерусалима и Храма (указы Кира - 536 г. до н.э., Дария - 519 г., Артаксеркса (дважды) - 457, 444 гг. до н.э.) и они были восста-новлены. Освобождение народов из вавилонского плена - один из многих известных великодушных и величественных поступ-ков Кира, но он сыграл особую роль в религиозной истории че-ловечества. Вот что пишет об этом известная исследовательница зороастризма Мэри Бойс (“Зороастрийцы. Верования и обы-чаи”, СПб, 1994 г.)1: “После этого события иудеи стали с сим-патией относится к персам, а это сделало их более восприимчи-выми к влиянию зороастризма. Кир прославился “вторым Исай-ей” (безымянным пророком периода изгнания) как мессия, то есть как тот, кто действует от имени Яхве и по его повелению... Тот же пророк впервые в иудейской литературе воспевает Яхве в качестве Создателя так, как Ахура-Мазда был воспет Зороаст-ром: “Я Господь [Яхве], который сотворил все... Я создал землю и сотворил на ней человека... Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду... Я, Господь, творю это” (Второисайя 44, 24; 45, 8, 12). Сходство с зоастрийскими учениями и писаниями здесь настолько разительно, что эти стихи считаются первыми свидетельствами того сильного влияния, которое зороастризм оказал на иудаизм в период после вавилонского изгнания.” (М. Бойс, стр.68, 69 указанного выше издания). Кроме того, “второй Исайя” первым среди еврейских пророков вышел за рамки на-ционализма и объявил, что грядущий Мессия будет “Светом на-родов, чтобы Спасение дошло до краев Земли”.19 Примерно в 546 г. до н.э., т.е. за 7 лет до освобождения Киром Месопотамии, Второисайя пишет поэму, в которой гово- рит о Кире с восторгом, как об орудии провидения и даже на-зывает его мессией, помазанником (т.е. монархом, поставлен-ным Богом). После освобождения евреев Второисайя выступал уже с другими речами, которые мы назвали бы теперь сионистс-кими (А.Мень. Ветхозаветные пророки. Л-д, 1991 г., с.223), од-нако не отказался от идеи всечеловечности грядущего Мессии. Сильное влияние государственной религии Ахеменидов зороастризма на евреев в Палестине и оставшихся в Вавилоне продолжалось в течение всего их владычества над этими терри-ториями - в течение почти 200 лет (!) - и только походы Алек-сандра Македонского прервали это непосредственное и ежеднев-ное проникновение зороастризма. Победы Александра над Ахе-менидами (330 г. до н.э.) не сразу, но постепенно, скорее уже после смерти Македонского и распада его империи, привели к эллинизации Палестины. Затем настал период правления быв-ших военачальников Александра Македонского Птоломеев и Селевкидов, борьба между ними за Палестину и, в 197/196 гг. до н.э. - становление Кумранской общины. Все кумранисты отмечают, что в рукописях Мертвого моря присутствует иранская лексика, а мировоззрение ессеев очень сильно во многих главных моментах перекликается с зо-роастризмом, точнее именно с изотерической сердцевиной зоро-астризма, с зерванизмом, не доходя, правда, до его сокровенных глубин. Сходство касается прежде всего противопоставления До-бра (Света) и зла (тьмы) в рамках безусловного монотеизма и предоставления человеку на протяжении всей его жизни (не только изначально) выбора между путем Света и путем тьмы, свободного выбора. Все это совершенно чуждо Ветхому Завету с его изначальным грехом, десятью заповедями и классическим монотеизмом грозного Яхве, тем более это чуждо Торе с ее скрупулезными предписаниями каждодневной жизни. Сходство с зерванизмом также и в том, что дуальность Добра и зла имеет 20 не только начало, но и конец. Об каждом прямо сказано, например, в Уставе Кумранитов (документ 1QS). В свитке 1Q Myst (Книга тайн) по поводу наступления Конца дней говорит-ся: “Когда (чрево), порождающее Кривду, будет заперто, нечес-тие отдалится от лица праведности, как тьма отступает перед светом. И так рассеивается дым и нет его больше, так исчезнет Нечестие навсегда, а Праведность откроется как Солнце - поря-док мира...” Согласно другим кумранским текстам, нечестивцы по постановлению некоего эсхатологического Суда будут под-вергнуты наказанию, одни “временному”, другие “вечному”, до полного уничтожения. Очень важно также то, что в рукописях Мертвого моря “свет” и “тьма” не противопоставляются как дух и материя (подобно тому, как это извратили гностики и мани-хеи), а выступают как термины, обозначающие веру и неверие, жизнь и смерть, правду и кривду, знание и глупость (именно в таких терминах). То есть, по ессейской идеологии, Божий мир изначально благ, а его осквернение временно и побеждается в конце дней через свободный выбор каждого человека на протя-жении своей жизни. Но ведь это и есть выраженная просто и коротко основная идея зороастризма! Некоторые кумранисты, правда, считают, что во времена Ахеменидов именно зороастризм испытал на себе иудейское влияние, однако такая точка зрения представляется совершенно не обоснованной. Можно определенно утверждать, что с VI века до н.э., когда зороастризм стал государственной религией Ахе-менидов и на протяжении всего существования Иранских импе-рий, т.е. вплоть до VII в. до н.э., зороастризм оказал огромное влияние сначала на иудаизм, подготовив через ессеев почву для христианства, затем на северный (“красношапочный”) буддизм и, отчасти, на ислам, хотя последний оказался, пожалуй, наибо-лее далек и порой враждебен зороастризму из всех религий мо-нотеизма. Как не главный, но характерный факт отметим, что священные тексты зороастризма (Авеста) вплоть до III в. н.э. передавались исключительно в устной традиции, поскольку зо-роастрийцы считали любое письмо искажающим Правду устной 21 речи Пророка, - а Коран изначально означает чтение (письма) и, по собственным словам Мохаммеда, в самом первом открове- нии Господь сказал ему: “Читай: Господь твой - он милосерд-ный - дает знать через писчую трость, дает знать человеку то, чего он не знал” (Сура XCVI, 1-5). Сам Иисус Христос не оста-вил никаких записей и при его жизни Благовещение не переда-валось “через писчую трость”, только изустно, как Авеста в зо-роастризме. Однако в еврейской дохристианской среде зороастризм через есеев все же выродился в сектантство. Позаимствовав у зо-роастризма очень многое, ессеи все же не смогли подняться вы-ше национализма. Заратуштра, как известно, потерпев первона-чально неудачи в своей миссии среди соплеменников, обратился к другим народам, - и был понят и принят как пророк в царстве Виштаспы (нынешний восток европейской части России, Пред-уралье) и затем на протяжении всей истории зороастризма иск-реннее и добровольное его принятие иноплеменниками почти всегда приветствовалось зороастрийцами, - как мирянами, так и жрецами. Ессеи же сразу обособились среди своего народа, счи-тая остальную его часть “сынами тьмы”, не говоря уже об ино-племенниках. Кроме того, они все же не приняли на практике жизнеутверждающее, радостное отношение зороастризма к зем-ной жизни, стали приверженцами аскетизма, практиковали без-брачие, бедность считали добрым знаком, - ничего подобного никогда не было среди зороастрийцев. Таким образом, несмотря на поразительные сходства в идеологии, можно сказать, что зо-роастризм лишь схоластически был понят и принят ессеями и выродился в их среде в жесткое и порою жестокое (по отноше-нию к неессеям) сектантство. Кроме того, ессеи запутали вопрос о Мессии Бога и Мессии - земном царе, - вопрос, который в зороастризме разработан досконально и четко. Все это так, но главное в том, что через Кумранскую общину произошел синтез Ветхого Завета и Зороастризма, была подготовлена эзотеричес-кая почва для Нового Завета и Миссии Иисуса Христа.22Астрология в Кумранских рукописяхОдной из сближающих ессеев и зороастрийцев чертой является практическое использование астрологии как ключа, позволяющего различать в человеке Добро и зло, Свет и тьму, рассматривать каждый гороскоп как поле их битвы, где свобод-ный выбор человека имеет решающее значение. С натальной астрологией евреи близко познакомились во времена Вавилонского пленения, у халдейских астрологов. Однако в халдейской астрологии нет этической направленности. Это чисто бытовая, “приземленная” астрология, вне проблем Добра и зла. Конечно, сам астролог при интерпретации горос-копа вносит свои моральные установки, но это является исклю-чительно его субъективной прерогативой и связано с его лич-ным мировоззрением. Зороастрийская же астрология с самого начала со времен зятя Заратуштры, главного советника и аст-ролога царя Виштаспы по имени Джамаспа была ориентирована на объективное различение в человеке поля битвы между сила-ми Ахура-Мазды и Ангра-Маинйу (Ахриманом), между Добром и злом. Как мы увидим, именно это считали в астрологии глав-ным и ессеи, причем, подобно зороастрийским астрологам, большое внимание они уделяли внешним признакам (сигнату-рам), метам на теле человека, признакам оскверненности или отмеченности. Сначала приведем некоторые общие сведения о найден-ных в 1947 г. по настоящее время в Вади-Кумранских пещерах астрологических текстах. Основные документы Кумранской об-щины исследователи разделяют на три группы: (1) уставы; литу-ргические произведения; наставления и поучения; тексты, свя-занные с вопросами календаря (календарь ессеев заметно отли-чался от зороастрийского); (2) комментарии на книги еврейской Библии и антологии; (3) апокалиптические сочинения; горос-копы; магические тексты. Астрологические тексты обнаружены 23 в трех рукописях: гороскопы, составленные для членов общины (документы 4Q186, 4Q561) и гороскоп грядущего Мессии (4Q Mess ar), - все свитки из четвертой пещеры Кумрана. Рассмотрим сначала тексты 4Q186 и 4Q561, - по рабо-там И.Р.Тантлевского и К.Б.Старковой (“Шифрованные астро-логические документы из окрестностей Хирбет-Кумрана”. Жур-нал Палестинский сборник 26(89), 1978 г., с.124-132). Шифр составлен с помощью двух приемов: (1) каждая строка и каждое слово написаны не справа налево, как обычно в семитских язы-ках, а слева направо; (2) наряду с обычным шрифтом применя-ются палеоханаанские и греческие буквы. Отличительной чер-той кумранских гороскопов является то, что констелляция мо-мента рождения восстанавливается на основе внешних призна-ков, наружности взрослого человека. Документ 4Q186 (2) представляет собой кусочек кожи с остатками двух колонок текста - 10 строк от одной колонки и начальные три слова от другой.4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.