Реферат по предмету "Разное"


Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации

На правах рукописи МУРАНОВ АРТЕМ КОНСТАНТИНОВИЧ Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации Специальность 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное право Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук ^ Москва – 2009 Работа выполнена в Государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» ^ Научный руководитель – Официальные оппоненты – доктор юридических наук, профессор Шелковникова Елена Дмитриевна доктор юридических наук, профессор Россинский Борис Вульфович;кандидат юридических наук Бочаров Сергей Николаевич Ведущая организация – Академия управления МВД России Защита диссертации состоится «31» марта 2009г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.005.02 при Государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России» по адресу: 123995, г. Москва, Г–69 ГСП–5, ул. Поварская, д. 25. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИ МВД России. Автореферат разослан «___» __________ 2009 года. Ученый секретарьдиссертационного совета Кулешов Р. В. ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. С целью защиты общественного порядка и общественной безопасности и предотвращения правонарушений и преступлений государство вынуждено использовать широкий диапазон правовых методов и средств. Значительное место в их системе занимают меры административного пресечения, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. «Генезис пресечения – потребность защитить законные интересы, прекратить противоправное деяние, ликвидировать угрозу. При этом характер мер пресечения, их масштаб, интенсивность должны быть достаточными для выполнения этой цели»1. К данным мерам относятся применение государственными военизированными организациями физической силы, оружия и специальных средств. При этом важными аспектами применения указанных мер пресечения являются минимизация причинения физического вреда правонарушителям и снижение ущерба, производимого действиями толпы. Однако независимо от целей, преследуемых субъектами различных видов правонарушений, и способов их совершения пресечение сотрудниками государственных военизированных организаций противоправных действий, особенно с применением огнестрельного оружия, зачастую влечет потери как среди людей, удерживаемых в качестве заложников, так и среди сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, а также третьих лиц по обстоятельствам вовлеченных в ситуацию правонарушения. Это обусловлено в первую очередь тем, что огнестрельное оружие, состоящее на вооружении правоохранительных органов, имеет колоссальные поражающие свойства, а некоторые виды автоматического огнестрельного оружия вообще изначально разрабатывались для ведения крупномасштабных боевых действий Вооруженными Силами Российской Федерации. В связи с чем, для пресечения правонарушений правоохранительным органам следует стремиться применять средства, воздействие которых не приводит к необратимым последствиям, каковыми являются, прежде всего, смертельные исходы. Указанное обстоятельство следует относить как к отвечающим принципам демократического общества операциям по пресечению административных правонарушений, так и к пресечению преступлений террористического характера, отличающихся особой агрессивностью, жестокостью, объектом которых являются права человека на его жизнь, здоровье и свободу, и сопровождающихся захватом заложников. В настоящей работе предпринята попытка исследования меры пресечения посредством применения сотрудниками государственных военизированных организаций такой разновидности оружия, образцы которой оказывают нейтрализующее и иммобилизующее воздействие на правонарушителя, но в то же время не приводящее к смерти и полностью обратимое, т.е. позволяющее организму правонарушителя с течением времени за счет собственных ресурсов полностью восстановиться. Данная разновидность оружия концептуально сформирована, но пока юридически не оформлена. При исследовании аспектов разработки, оборота и применения образцов такой разновидности оружия, их принято определять как оружие нелетального действия. Данная мера пресечения имеет непосредственное сходство с применением сотрудниками государственных военизированных организаций огнестрельного оружия и некоторых видов специальных средств, состоящих на их вооружении, которая осуществляется в соответствии с действующим российским законодательством и не требует предварительного вынесения индивидуального правоприменительного акта. Следует обратить внимание на формулировку ст. 2 Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка1: «Правительства и правоохранительные органы разрабатывают как можно более широкий арсенал средств и обеспечивают должностных лиц по поддержанию правопорядка различными видами оружия и боеприпасов, позволяющими дифференцированно применять силу и огнестрельное оружие. В их число входит разработка не приводящих к смерти, но нейтрализующих видов оружия, применяемого в надлежащих ситуациях, в целях все большего сужения сферы использования средств, способных убить или ранить». В этой связи представляется, что в некоторых ситуациях для пресечения различных видов правонарушений необходимы средства, не причиняющие людям и окружающей среде невосполнимого и долговременного ущерба. К таким средствам относятся различные виды оружия нелетального действия. Вследствие чего можно констатировать, что исследование юридических и технических аспектов оборота и применения такого оружия представляются своевременными и актуальными. В настоящее время помимо сотрудников государственных военизированных организаций отдельные образцы оружия, технически не предназначенного для причинения тяжкого вреда здоровью, могут применять и граждане в качестве оружия самообороны. Применение как гражданами, так и должностными лицами государственных военизированных организаций изделий, соответствующих по своим тактико-техническим характеристикам оружию нелетального действия, а также неуклонное расширение номенклатуры данного вида оружия и его количества требуют научного осмысления и изучения теоретических и организационно-правовых основ его применения. Представляется, что отсутствие со стороны государства жесткого контроля за оборотом и применением оружия нелетального действия может создать угрозу безопасности личности, общества и государства, привести к уничтожению и повреждению имущества, как при умышленных действиях, так и в случае неосторожного обращения. Вследствие чего необходимо систематизировать административно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере оборота и применения устройств и предметов, относящихся по своим тактико-техническим характеристикам к оружию нелетального действия, имеющих весьма специфическое назначение, обладающих потенциально опасными свойствами и, при определенных обстоятельствах, способных представлять угрозу правоохраняемым интересам. На наш взгляд, систематизированное административно-правовое регулирование указанных отношений выражается в формировании административно-правового режима оружия нелетального действия, обеспечивающего защиту жизни, здоровья, имущественных и прочих неимущественных интересов членов общества и государства. Формирование административно-правового режима оружия нелетального действия отражает современные потребности нашего общества и государства. Вследствие чего актуальность комплексного научного исследования теоретических и прикладных проблем формирования и реализации административно-правового режима такой разновидности оружия, как оружие нелетального действия, сомнений не вызывает. Вопросы применения оружия нелетального действия в разрезе административного права ранее в научных работах практически не рассматривались. Между тем следует констатировать, что с каждым годом перечень изделий, состоящих на вооружении МВД России, которые в авторском понимании относятся к оружию нелетального действия, расширяется. Так, в 2008 году на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации уже состоят 60 образцов оружия нелетального действия, а внутренних войск МВД России - 57. В настоящее время по причине отсутствия законодательно закрепленных определений понятий «оружие нелетального действия» и «специальное средство», размытости административно-правового режима специальных средств из-за отнесения к данной категории абсолютно разноплановых по многим критериям изделий, создается большое количество проблем в правоприменительной практике. В частности, образцы оружия нелетального действия принимаются на вооружение государственных военизированных организаций в качестве специальных средств, хотя многие из них, исходя из положений Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»1 практически схожи с гражданским оружием самообороны: газовое оружие, электрошоковые устройства и т.д.^ Степень теоретической и научной разработки темы исследования. Вопросы формирования и реализации административно-правового режима оружия в различных аспектах рассмотрены в работах С.Н. Бочарова, И. В. Делягина, А. А. Долгополова, В. В. Иванова, Г. И. Калмыкова, А. И. Каплунова, В. П. Мак-Мака, С. Ф. Милюкова, Б.В. Россинского, М. Ф. Савелия, С. М. Скворцова, Ю. Ю. Соковых, О. Ю. Торопыгина, Ю. П. Тимашева, В. А. Тюрина, В. В. Черникова, В. И. Шалашева, Е. Д. Шелковниковой и др. Попытка изучения правового режима различных видов оружия нелетального действия предпринята также Д. А. Корецким в рамках разрабатываемого им междисциплинарного учения «криминальная армалогия». Но основой его исследования являлся в первую очередь криминологический аспект гражданского оружия нелетального действия. Вместе с тем, научных исследований по изучению вопросов формирования и реализации административно-правового режима оружия нелетального действия до настоящего времени не проводилось. Указанные обстоятельства определили выбор и основные направления диссертационного исследования. ^ Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при формировании института оружия нелетального действия и его административно-правового режима в Российской Федерации.^ Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие режим оборота и применения оружия нелетального действия и специальных средств, а также практика деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по их реализации.^ Цели и задачи исследования заключаются в комплексном изучении формирования системы оружия нелетального действия для решения оперативно-служебных задач органами внутренних дел Российской Федерации, и разработке ее правового режима. Прикладной целью исследования являются комплексный анализ формирования института оружия нелетального действия в Российской Федерации, определение его юридического понятия, отграничение его от понятия «специальное средство», и выработка научно обоснованных предложений по созданию норм, регулирующих административно-правовой режим оружия нелетального действия, а также изучение правовых, организационных и тактических основ применения данной разновидности боевого оружия сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с этими целями диссертантом решались следующие задачи: формулирование авторских определений понятий «оружие нелетального действия», «специальное средство», а также выявление степени их соотнесения; формирование организационно-правовых основ применения оружия нелетального действия; классификация оружия нелетального действия; исследование сущности права на применение оружия нелетального действия; определение субъектов права на применение оружия нелетального действия, а также субъектов, участвующих в обороте оружия нелетального действия; сравнительно-правовой анализ международно-правовых норм отечественного законодательства, регулирующих оборот и применение средств, соответствующих по своим тактико-техническим характеристикам оружию нелетального действия; разработка предложений по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты с целью формирования административно-правового режима оружия нелетального действия; изучение зарубежного опыта по контролю за оборотом и применением оружия нелетального действия, возможности и целесообразности его использования в России.^ Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической основой исследования стал диалектический метод познания и системный подход к изучению правовых явлений. В процессе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез, системный и функциональный подходы), частнонаучные (исторический, статистический, математический, логический) методы познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, форму и содержание предмета настоящего исследования. Среди частноправовых методов одним из основных стал метод сравнительного правоведения, использованный автором при исследовании нормативных правовых актов, регламентирующих порядок оборота и применения устройств и предметов, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели. В процессе работы над диссертацией была изучена обширная правовая научная литература, проведен подробный сравнительно-правовой анализ источников международного публичного права и отечественного законодательства по данной проблеме. Были изучены научные труды, в которых исследовались проблемы общей теории права. Выводы диссертационного исследования основываются на анализе положений международно-правовых актов, положений Конституции Российской Федерации, федеральных нормативных правовых актов, а также обобщении и анализе правоприменительной практики. ^ Научная новизна диссертационного исследования определяется выбором диссертантом малоисследованной проблемы, отсутствием в имеющихся научных разработках комплексного рассмотрения вопроса о правовых аспектах оборота и применения оружия нелетального действия. Диссертация является первым монографическим исследованием, в котором с позиции административного права исследованы проблемы формирования и реализации административно-правового режима оружия, которое конструктивно предназначено к минимизации причинения вреда правонарушителю, впервые раскрыта сущность права применения такой меры пресечения противоправных действий, как средства не смертельного воздействия на правонарушителя, во взаимодействии с международно-правовыми стандартами, сформированы организационно-правовые основы применения оружия нелетального действия, впервые проведено исследование по выявлению общего и особенного в сформулированных автором понятиях «специальное средство» и «оружие нелетального действия». Формирование административно-правового режима оружия нелетального действия предполагается рассматривать в качестве неотъемлемой части проблемы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации. В этой связи разработаны предложения по совершенствованию законодательства с целью формирования данного режима. На основе проведенного исследования сформулирован ряд выводов и предложений, из которых выносятся на защиту следующие положения. 1. Авторское определение понятия «оружие нелетального действия» как устройства и предметов, конструктивно предназначенных для несмертельного обратимого поражения живой цели, ее иммобилизации, а также вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму их значительного физического разрушения, а также сформулированные автором классификации по нескольким основаниям оружия нелетального действия. 2. Показана абстрактность и недостаточная четкость содержащегося в законодательных актах понятия «специальное средство». Специальными средствами могут быть совершенно различные по своим техническим, конструктивным, эксплуатационным характеристикам и параметрам устройства, предметы, приспособления, применяемые или используемые не только сотрудниками органов государственной власти в правоохранительных целях, но и используемые в различных сферах деятельности человека, коммерческой или некоммерческой организации, государственного образования. Содержащийся в ст. 14 Закона РФ «О милиции» перечень изделий, которые можно применять в качестве специальных средств, фактически не является исчерпывающим. Автором делается вывод о недостаточной проработанности административно-правового режима изделий, применяемых правоохранительными органами в качестве специальных средств. 3. Образцы оружия нелетального действия целесообразно выделить из свода изделий, объединяемых термином «специальные средства». Административно-правовой режим оружия нелетального действия не следует объединять с прочими изделиями, состоящими на вооружении правоохранительных органов в качестве специальных средств, но не предназначенных конструктивно для поражения живой или иной цели. 4. Показана целесообразность формирования административно-правового режима оружия нелетального действия. С этой целью предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии". Статью 1 указанного Федерального закона целесообразно дополнить абзацем следующего содержания: «оружие нелетального действия - оружие, конструктивно предназначенное для не смертельного обратимого поражения живой цели, ее иммобилизации, а также вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму значительного физического разрушения материальных средств». Подобное определение понятия «оружие нелетального действия» повлечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в прочие статьи рассматриваемого закона. Учитывая проведенную автором классификацию оружия нелетального действия, абзац 8 статьи 1, определяющий термин «газовое оружие», представляется целесообразным исключить. Для универсализации классификации оружия, содержащейся в статье 2 ФЗ «Об оружии», возможности ее распространения на оружие нелетального действия данную статью закона целесообразно изложить в следующей редакции: «Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется: на гражданское, служебное, боевое». 5. Показана целесообразность внесения изменений в федеральные законы, определяющие назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия государственных военизированных организаций, порядок выполнения их сотрудниками возложенных задач. Данные изменения должны быть направлены на формирование положений, разрешающих сотрудникам и служащим соответствующих государственных военизированных организаций применять оружие нелетального действия. 6. Предложения о порядке применения оружия нелетального действия сотрудниками правоохранительных органов. Применение сотрудником правоохранительного органа боевого оружия нелетального действия, повлекшего причинение вреда здоровью, превышающего вред здоровью средней тяжести, является исключительным обстоятельством, свидетельствующим, как правило, о нарушении правил применения оружия нелетального действия.^ Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит, прежде всего, в том, что его выводы, предложения и рекомендации обобщают и дополняют научные знания о праве применения сотрудниками правоохранительных органов отдельных изделий, специально разработанных для применения в качестве мер специального или исключительного назначения1, как вида мер административного пресечения, его специфики, а также месте и роли данного права в системе мер административного принуждения. Результаты проведенного исследования могут иметь значение для повышения качества практической деятельности по реализации права на применение мер пресечения уполномоченными на то лицами, совершенствования законодательства, регулирующего эту деятельность. Они могут быть использованы в нормотворчестве и правоприменительной практике. Результаты данного исследования могут также быть использованы в учебном процессе образовательных учреждений МВД России и при дальнейшем исследовании данной проблемы.^ Апробация результатов исследования. Основные результаты настоящего исследования обсуждались на заседаниях научного центра № 7 ВНИИ МВД России. Диссертантом прочитана лекция по теме диссертационного исследования в Саратовском юридическом институте МВД России (ноябрь, 2005 г.), принято участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы защиты и безопасности» (апрель, 2005 г.), а также в работе Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы международно-правового и национального регулирования оборота оружия» (Москва, Манеж, сентябрь 2007 г.). Материалы, полученные в результате диссертационного исследования использованы при разработке положения о базовом научно-исследовательском учреждении в области разработки специальных средств (оружия нелетального действия) для правоохранительных органов государств – участников СНГ, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 года, и внедрены в практическую деятельность ГУ НПО «СТиС» МВД России при реализации функций в качестве базового научно-исследовательского учреждения в области разработки специальных средств (оружия нелетального действия) для правоохранительных органов государств – участников СНГ. Одновременно диссертант участвовал в подготовке серии плакатов «Гражданское оружие и специальные средства, используемые в охране», лекции «Оружие нелетального действия», методических рекомендаций «Применение норм административного законодательства при выявлении правонарушений в деятельности предприятий, осуществляющих торговлю оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему». Основные теоретические и практические выводы и предложения изложены в 7 научных статьях.^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы.^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснованы актуальность и степень научной разработанности темы исследования, раскрывается ее научная новизна, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, раскрываются методы исследования, показана теоретическая и практическая значимость результатов исследования, приведены данные об апробации полученных результатов, а также сформулированы основные положения, выносимые на защиту. В первой главе – «Сущность и назначение административно-правового режима оружия нелетального действия» - выделены два параграфа: «Понятие и виды оружия нелетального действия», «Теоретические основы и проблемы формирования административно-правового режима оружия нелетального действия». ^ Первый параграф посвящен рассмотрению понятия «оружие нелетального действия», а также его классификации. Автором отмечается отсутствие в настоящее время в законодательстве Российской Федерации понятия «оружие нелетального действия». Одновременно автором отмечается, что в научных работах по оружию, помимо понятия «оружие нелетального действия», используются такие понятия, как «оружие несмертельного действия», «оружие, не приводящее к смерти», «оружие пониженной летальности» (soft killer weapons), «оружие с низким уровнем непреднамеренных потерь» и пр. Все перечисленные термины возможно рассматривать как синонимы. Использование автором понятия «оружие нелетального действия» обусловлено тем, что именно данное понятие используется в первом официальном документе в Российской Федерации, представляющем собой совокупность официально принятых в Российской Федерации взглядов на приоритетные направления и принципы создания оружия нелетального действия, - Концепции создания и применения оружия нелетального действия, одобренной Комиссией Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам. Из анализа научных и публицистических трудов, посвященных оружию нелетального действия, автором делается вывод о наличии двух подходов к пониманию сути оружия нелетального действия: военного и полицейского (правоохранительного). Разница заключается в степени воздействия на биообъект. В военном понимании оружие нелетального действия предназначено для несмертельного поражения живой силы. При его применении допускается причинение не только легких и средней тяжести, а также тяжких телесных повреждений. При правоохранительном подходе, напротив, применение оружия нелетального действия (если такое применение осуществлялось строго в рамках соответствующих инструкций и наставлений) приводит к несмертельному и полностью обратимому поражению живой цели. То есть возможность причинения необратимых воздействий на организм человека не допускается. Автором на основании изложенного предлагается вывод о том, что отдельные аспекты административно-правового режима оружия нелетального действия, состоящего на вооружении правоохранительных органов, должны быть отличными от административно-правового режима оружия нелетального действия, состоящего на вооружении Вооруженных Сил. В частности, автором предлагается на законодательном уровне закрепить, что вред здоровью от применения оружия нелетального действия, состоящего на вооружении правоохранительных органов, не должен превышать вред здоровью средней тяжести. На основании проведенного анализа научных работ, а также действующего законодательства (Федеральный закон «Об оружии») автором предлагается под оружием нелетального действия понимать устройства и предметы, конструктивно предназначенные для несмертельного поражения живой цели, ее иммобилизации, а также вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму их значительного физического разрушения. Классификацию оружия нелетального действия автор проводит по нескольким основаниям: по видам воздействия; по объектам воздействия; по субъектам права на его применение. При классификации по видам воздействия автор выделяет следующие виды оружия нелетального действия: образцы оружия, основанные на акустических воздействиях, на воздействии физико-химических композиций, кинетических и ударных факторов, различных видов излучений, электрического тока, биотехнических и (концептуально) биологических факторов. При классификации по объектам воздействия оружие нелетального действия подразделяется автором на оружие, предназначенное для не вызывающего смертельного исхода поражения биообъектов: правонарушителей, участников незаконных вооруженных формирований, а в случае вооруженных конфликтов - живой силы противника, а также на оружие, предназначенное для повреждения и нарушения работы материальных объектов (вооружения, военной и специальной техники, транспортных средств, объектов инфраструктуры и пр.). Классификацию оружия нелетального действия по субъектам права на его применение автор проводит, исходя из действующего законодательства, а именно, проецируя из установленной ст. 2 ФЗ «Об оружии» классификации оружия: 1) на гражданское; 2) на служебное; 3) на боевое ручное стрелковое и холодное. Автор отмечает данную классификацию, как имеющую наибольшее значение в целях формирования административно-правового режима оружия нелетального действия. Автор акцентирует внимание на том, что к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны. Значительную часть номенклатуры гражданского оружия самообороны составляют изделия, соответствующие по своим тактико-техническим характеристикам оружию нелетального действия. Из таких образцов гражданского оружия автор предлагает сформировать такой вид оружия нелетального действия, как гражданское оружие нелетального действия. Под гражданским оружием нелетального действия автор предлагает понимать оружие нелетального действия, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны. Образцы оружия нелетального действия, разрешенные к применению сотрудниками и работниками юридических лиц с особыми уставными задачами в качестве специальных средств, автором предлагается определять как служебное оружие нелетального действия. Образцы оружия нелетального действия, состоящие на вооружении государственных военизированных организаций в качестве огнестрельного оружия или специальных средств и при этом предназначенные для несмертельного воздействия на биообъект либо для повреждения и нарушения работы материальных объектов, автор предлагает определить как боевое оружие нелетального действия. В заключение параграфа автором рассматривается определение понятия «специальное средство», а также определяется степень соотнесения специальных средств и оружия нелетального действия. Автором указывается, что, несмотря на широкое использование в законодательстве Российской Федерации термина «специальное средство», закрепленного в законах определения данного понятия не существует. На основании анализа действующего законодательства Российской Федерации, а также изучения тактико-технических характеристик образцов огнестрельного оружия и специальных средств автор приходит к выводу, что понятие «специальное средство» включает в себя широкую номенклатуру изделий, в том числе являющихся оружием нелетального действия. В то же время понятие «оружие нелетального действия» не является исключительно составной частью понятия «специальное средство». С развитием номенклатуры оружия нелетального действия появляются его образцы, не являющиеся специальными средствами. Так, в перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, включен пистолет бесствольный ПБ-4СП, являющийся образцом оружия нелетального действия и предназначенный для отстрела травматических, светозвуковых, сигнальных и осветительных боеприпасов. На основании проведенного анализа автором делается вывод, что значительная часть изделий, применяемых правоохранительными органами в качестве специальных средств, предназначены для несмертельного обратимого поражения биообъектов. Вследствие чего данные изделия являются оружием нелетального действия. Образцы такой разновидности оружия путем формирования их административно-правового режима целесообразно вычленить из свода изделий, объединяемых термином «специальные средства». Принимая во внимание потенциально опасные свойства оружия нелетального действия, его административно-правовой режим не следует объединять с соответствующим режимом прочих изделий, состоящих на вооружении правоохранительных органов в качестве специальных средств, но не предназначенных конструктивно для поражения живой или иной цели. Во втором параграфе диссертантом в разрезе общей теории государства и права, а также существующих правовых норм рассматриваются теоретические основы и проблемы формирования административно-правового режима оружия нелетального действия. Рассмотрение вопросов формирования административно-правового режима оружия нелетального действия осуществляется автором с общетеоретических позиций, поскольку между понятиями «правовой режим», «административно-правовой режим», «административно-правовой режим оружия нелетального действия» существует диалектическая взаимосвязь общего, особенного и единичного, а основой методологического подхода к раскрытию любого понятия является раскрытие частного через общее. Посредством анализа приведенных в научной литературе определений понятий «правовой режим» и «административно-правовой режим» автор определяет понятие «административно-правовой режим оружия нелетального действия» как совокупность выраженных в охраняемых государством юридических нормах дозволений, предписаний и запретов по поводу оборота и применения оружия нелетального действия. Сущность административно-правового режима оружия нелетального действия состоит в том, что объединенные в понятие «оборот» и «применение» деяния в отношении устройств и предметов, являющихся по своим тактико-техническим характеристикам оружием нелетального действия, могут осуществляться только в рамках, установленных правовыми актами и только под контролем государства в лице органов исполнительной власти и, прежде всего, органов внутренних дел. Диссертант, коррелируя оборот оружия и оборот оружия нелетального действия, основываясь на ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии", констатирует, что административно-правовой режим оборота оружия нелетального действия включает производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, экспонирование, коллекционирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия нелетального действия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации. При исследовании проблем формирования административно-правового режима оружия нелетального действия автор, принимая во внимание использование законодателем в отношении производства выстрела из огнестрельного оружия двух терминов: «применение» и «использование», рассматривает вопрос о целесообразности проецирования данного опыта законодателя на оружие нелетального действия. На основании анализа действующего законодательства, параметров и правил применения изделий, соответствующих по своим тактико-техническим характеристикам образцам оружия нелетального действия и состоящих на вооружении правоохранительных органов, автором делается вывод о целесообразности использования единого термина. Соглашаясь с мнением Е.Д. Шелковниковой и В. Акимочкина, что «применение оружия – это использование его по назначению»1 этим термином должно быть – «применение». Под применением оружия нелетального действия автор предлагает понимать совокупность действий по инициированию заложенных в образце оружия нелетального действия физических, химических, физико-химических и прочих процессов с целью производства оказания на объект запланированного поражающего воздействия, основанного на различных факторах, предусмотренных конструктивными особенностями конкретного образца оружия нелетального действия. Основой как формирования, так и реализации административно-правового режима оружия нелетального действия является право государства на правовое принуждение, одним из видов которого является административное принуждение, выраженное в применении субъектами государственной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями (мер административного принуждения). Основой реализации права правоохранительных органов на применение оружия нелетального действия является их право на применение в целях прекращения противоправных действий, а также предотвращения их вредных последствий мер адм


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.