Реферат по предмету "Разное"


Актуальные проблемы современности: материалы 3-й международной научно-практической конференции «Альтернативный мир». Вып. / отв ред. О. Н. Бархатова, Д. В

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКафедра всемирной историиАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИМатериалы 3-й международной научно-практической конференции «Альтернативный мир»Выпуск 2Благовещенск Издательство БГПУ 2008 ББК 66. 4(0) А 43 Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: материалы 3-й международной научно-практической конференции «Альтернативный мир». Вып. 2. / отв. ред. О.Н. Бархатова, Д.В. Буяров. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007.- 224 с.В сборник включены материалы выступлений студентов, аспирантов и преподавателей БГПУ на международной научно-практической конференции «Альтернативный мир», которая состоялась 23 октября 2007 года. Конференция «Альтернативный мир» является ежегодной и посвящена изучению актуальных проблем социально-политического развития стран мира на современном этапе. Мир в 2000-е гг. характеризуют такие тенденции и процессы, как развитие глобализации, неолиберальной модели, усложнение системы международных отношений, усиление позиций США. Вместе с тем современный мир стремится к многополярности, при равноправии социально-экономического и политического развития, когда многие страны выбирают свой альтернативный путь развития. В представленных работах участники конференции рассматривают ряд важных проблем политического развития стран мира. Издательство БГПУ, 2008 Бай Мэй, студентка 5 курсамеждународного факультета БГПУ^ СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ДЕМОКРАТИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КИТАЯПроблемы, связанные с развитием студенческого самоуправления, глобальны, и в то же время специфичны для систем образования в различных странах. Обучение китайских студентов в России даёт уникальную возможность познакомиться со студенческим самоуправлением в стране изучаемого языка и сопоставить его с аналогичным явлением в Китае, отметить общее и особенное. Как и в России, студенческое самоуправление в Китае имеет свою историю, достижения и программу дальнейшего развития, связанную с общей тенденцией к демократизации образования. Причём процесс развития студенческого самоуправления имеет две составляющие: развитие студенческой инициативы снизу и поддержка сверху, исходящая, прежде всего, от органов, ответственных за образование. В России можно отметить то же самое. Так, на встрече со студенческими средствами массовой информации в 2006 году министр образования и науки России А. Фурсенко отметил: «Оценка качества образования может и должна исходить из самого студенческого сообщества. Сегодня роль студенчества в самоуправлении недооценена. Я призываю создать систему, в которой студенты должны принимать участие в оценке качества преподавания и профессионализма педагогов»1. В Китае в настоящее время также наблюдается стремление привлечь студентов к управлению и оценке учебно-воспитательного процесса. Однако этот процесс ведётся очень осмотрительно и деликатно, так как уважение к «учителю» в Китае с древних времён было и остаётся велико. Безусловно, это правильно, и учащиеся не стремятся подрывать основы авторитета учителя, преподавателя. Тем более что в силу возраста, отсутствия серьёзного опыта и, возможно, недостаточного понимания студентами некоторых особенностей педагогической работы, студенты хотя и могут выражать своё мнение и отношение к тем или иным моментам в образовательном процессе, но не могут курировать его полностью. Ведь возможны и сугубо личные, субъективные варианты оценки. Поэтому все вопросы, волнующие студенческие комитеты в китайском вузе, решаются вместе со старшими товарищами – руководителями высших учебных заведений и преподавателями, которые со своей стороны внимательно относятся ко всем просьбам и рекомендациям органов студенческого самоуправления, имеющего разветвлённую структуру и множество направлений деятельности. Быть членом студенческого комитета в Китае очень почётно, это право нужно заслужить. Известен современный лозунг в Китае: «Придумать что-то новое и самому претворить в жизнь»2.Умение мыслить по-новому, занимать активную жизненную позицию, быть лидером, должно быть неотъемлемым качеством молодых людей, входящих в студенческий совет в Китае. Деятельность таких советов не ограничивается сферой учебного или воспитательного процесса в вузе. Основными направлениями деятельности студенческих советов являются: - успеваемость, посещаемость, качество знаний студентов; - качество и методика преподавания предметов; - установление взаимопонимания между преподавателями и студентами; - возможности досуга студентов, проблемы питания; - организация отдыха студентов, студенческий туризм; - организация праздничных мероприятий в рамках вуза, города, страны, на международном уровне; - организация быта студентов, проблемы жилья; - финансовое стимулирование лучших студентов. Члены студенческого самоуправления стоят во главе многих добрых дел вне вуза. Уборка города, организация значимых мероприятий, помощь школе, проведение митингов, праздников, подготовка профессиональных конкурсов, работа клубов по интересам, волонтёрское движение – это далеко не все примеры самостоятельной деятельности студенческого совета в Китае. Конечно, в рамках конкретного учебного заведения студенческое самоуправление работает по-разному. Это также зависит от статуса вуза, например, частный он или государственный. Необходимо отметить, что в Китае нет автономности студенческих органов, занимающихся проблемами жилья, досуга, организации общественной жизни студентов, защиты прав студентов, как, например, в западных странах. Будучи важной составной частью управления процессом жизнедеятельности высшего учебного заведения, студенческий комитет действует согласованно вместе с другими руководящими инстанциями, в том числе партийными и комсомольскими комитетами. Студенческое самоуправление в китайском вузе имеет следующую структуру: Руководитель студенческого совета ↓ ответственные за определённые участки работы на факультетах ↓ ответственные за реализацию деятельности студсовета по курсам ↓ активисты в группах. Представители органов студенческого самоуправления в Китае активно знакомятся с зарубежным опытом, участвуя в различных международных встречах и форумах. Например, они были участниками студенческого форума «Жизненные идеалы студенчества планеты культура», организаторами которого являются МГУКИ, Российский союз студентов при содействии Комитета по делам молодёжи Московской области и Московского студенческого центра. В этом форуме принимали участие тридцать шесть стран мира, в том числе Китай. Студенты из Европы и Азии рассматривали такие вопросы, как студенческое самоуправление, самоорганизация и сотрудничество, образование и карьера, ценностные ориентации студентов, толерантность и международная коммуникация студенческой молодёжи, творчество молодых3. На региональном уровне, например, в пограничных областях Дальнего Востока – провинции Хэйлунцзян и Амурской области также осуществляется тесное взаимодействие, контакты органов студенческого самоуправления России и Китая. Например, в 2006 году молодёжная делегация лидеров студенческого самоуправления из города Хэйхэ, помимо деловых мероприятий, участвовала в международной молодёжной ёлке для руководителей студенческого самоуправления России и Китая4. В 2008 году преподаватели и учащиеся Китая участвовали в научно-практической конференции в АмГУ, на которой обсуждались вопросы студенческого самоуправления, активного участия молодёжи в жизни вуза и города5. Есть и ещё один важный момент, дающий толчок к демократизации китайских вузов через студенческое самоуправление – это положительный опыт, заимствованный за рубежом. Благодаря программе стимулирования обучения китайских специалистов за рубежом, китайская молодёжь перенимает самое лучшее в студенческом движении, и, учитывая национальную специфику, развивает эти идеи дальше6. Результаты этой работы уже сегодня ясно ощущаются. Китайская молодёжь стремится к активному участию в жизни общества, ей свойственно желание создать хорошую, интересную жизнь не только для себя, но и трудиться на пользу общества, быть самостоятельными, развивать лидерские качества. А. В. Баранов, к.и.н., доцент кафедры истории России БГПУ^ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1990-2000-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ)Высшее образование выступает в качестве одного из важнейших факторов экономического, политического, социального и культурного развития. Трудно найти государство, претендующего на статус «развитого», руководство и общественность которого не осознавали бы необходимость дальнейшего расширения и совершенствования системы высшего, в особенности педагогического образования, являющегося неотъемлемым элементом социализации личности, гарантом стабильности и дальнейшего развития стран. Профессиональное образование выполняет двойственную задачу: во-первых, удовлетворение интеллектуальных и профессиональных запросов личности; во-вторых, формирование и дальнейшее увеличение интеллектуального и профессионального потенциала общества. Достигнутый уровень развития российского образования характеризуется не только заметными достижениями, являющихся закономерным результатом имеющихся традиций, но и определёнными трудностями. Среди несомненных успехов можно отметить относительно равный доступ к профессиональному образованию независимо от половой, этнической и региональной принадлежности. Предшествующая политика, особенно проводившаяся в годы советской власти, позволила во многом нивелировать ранее имевшиеся диспропорции. Однако за последние два десятилетия наметился заметный «откат» на прежние позиции. По-прежнему большая часть научного потенциала страны сконцентрирована в крупнейших российских мегаполисах – в Москве и Санкт-Петербурге. По удельным показателям количества обучающихся в высших учебных заведениях эти города также являются лидерами. В этом плане Дальний Восток занимает одно из последних мест. Средняя численность студентов на 10 тыс. населения здесь уступает общероссийским показателям на 12%, показателям по Центральному и Северо-Западному федеральным округам – на 45 и 67% соответственно7. 80-90-е годы ХХ в. - сложный период в развитии России, который сопровождался структурным кризисом как самой российской государственности, так и важнейших социально-экономических институтов. Происходившие процессы сопровождались весьма болезненными, а порой и разрушительными явлениями в сфере духовной жизни общества, в первую очередь в области образования. Как свидетельствует логика развития современного общества, профессиональная подготовка должна развиваться более опережающими темпами, чем другие области общественной жизни, обеспечивая производство, государственное управление и социально-культурную сферу специалистами, соответствующим всем запросам. Однако дефицит ресурсов, выделяемых системе образования, ведёт к замедлению темпов развития образовательной сферы, снижает эффективность функционирования экономического и социального комплекса. Как отметил ректор МГУ В.А. Садовничий, в настоящее время распространена заведомо неверная властная установка, согласно которой вопросы образования можно отодвинуть на второй план до тех пор, пока государство не достигнет экономического уровня ведущих стран мира8. Не совсем понятна логика правительства. При наличии существенных средств в стабилизационном фонде, государство стремится всячески сэкономить на преподавателе и учителе. К вышесказанному следует отметить комплекс проблем и ряд объективных условий местного характера, объясняющих особенности организации управления высшей школы и всей системы образования на Дальнем Востоке России. Таковыми являются - своеобразные климатические условия, значительная отдалённость от центра страны, приграничное положение и сложные взаимоотношения с сопредельными государства Азиатско-Тихоокеанского региона, небольшая численность населения, преобладание в структуре региональной экономики добывающих отраслей промышленности и торговли, слабое развитие транспортной и социально-бытовой инфраструктуры. Анализ системы управления высшей школой Дальнего Востока России рассматриваемого периода даёт возможность выделить общие закономерности и специфические особенности её развития в общегосударственном и региональном аспектах, определить истоки проблем современного высшего образования и наметить пути их решения. Два последних десятилетия одной из острейших проблем был поиск эффективных путей развития профессионального образования в масштабах всей страны. Под влиянием процессов демократизации общества, формирования рыночной экономики система вузов претерпела значительные изменения, результатом которых стали следующие процессы: - единое законодательное оформление деятельности системы среднего, средне-специального и высшего образования; - обеспечение единого государственного управления и контроля; - дифференцированный подход в финансировании высших учебных заведений, определение критериев оценки вузов; - внедрение элементов автономии в функционировании высших образовательных учреждений. Одним из важных атрибутов, характеризующих развитие высшего образования, является изменение сети учебных заведений, т.е распределение вузов по отраслям и регионам. Применительно к Дальнему Востоку, таковая сложилась к концу 30-х гг. ХХ в. На протяжении дальнейшего времени, вплоть до начала 80-х гг., в регионе постоянно открывались новые вузы, происходило укрепление и совершенствование их материально-технической базы. К концу 70-х гг. на Дальнем Востоке было 32 вуза, готовивших специалистов по различным специальностям9. Однако в 80-е гг. происходит консервация существующей сети высших учебных заведений. В означенное время не было открыто ни одного нового вуза, что являлось одним из признаков кризиса всей системы образования. При этом ещё продолжали (пусть и не совсем удовлетворительно) функционировать промышленные и сельскохозяйственные предприятия, транспорт, наблюдался рост численности населения Дальнего Востока (с 1980 до 1990 гг. оно возросло с 6910, 7 тыс. чел до 8008,2 тыс. чел)10. Даже во второй половине 1980-х годов по-прежнему ощущалась острая потребность инженерно-технических и педагогических кадров11. Демографический спад 1990-х гг. поставил перед вузами страны, в том числе и на Дальнем Востоке, серьёзные проблемы. В первую очередь, возникла потребность в сохранении имеющегося кадрового потенциала вузов. Неуклонное сокращение количества абитуриентов повлекло уменьшение учебной нагрузки у преподавательского состава, увеличение бюджетных расходов, сокращение платного сектора высшего образования. Следует отдать должное руководству дальневосточных вузов. В 1990-е годы, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, отсутствие должного внимания к проблемам высшего образования со стороны руководства страны и регионов, оно смогло сохранить существующие учебные заведения. Более того, к уже существовавшим государственным вузам добавились новые – негосударственные. Однако современные условия требовали серьёзных изменений в подходах к руководству высшей школой Дальневосточного региона. Одной из наиболее острых проблем, с которыми постоянно сталкивалась высшая школа Дальнего Востока, было финансирование вузов. Уже в 1980-е гг. правительство и КПСС, не отказываясь от практики централизованного финансирования учебных заведений, вместе с тем стремились переложить нехватку материальных и денежных средств на местное руководство краёв и областей. В многочисленных законах, постановлениях Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР и КПСС давались рекомендации местным органам власти «всячески содействовать» улучшению материальной базы вузов, жилищно-бытовых условий студентов и преподавателей, совершенствовать подготовку специалистов и др12. С началом перестройки ситуация не улучшилась. Со стороны Правительства появились рекомендации о внедрении элементов хозрасчёта в деятельности самих вузов.13 Последовавший за перестройкой распад СССР и либерализация экономики привели к тому, что финансовое благополучие высших учебных заведений оказалось поставленным в прямую зависимость от деловых качеств их руководства, в первую очередь ректоров. Нормативно-законодательные акты 1990-х гг. (ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском образовании») расширили автономию вузов в решении многих учебно-организационных вопросов, но в тоже время гарантировали лишь минимальную финансовую поддержку со стороны государства14. В последующие годы достаточно отчётливым стало стремление современных реформаторов постоянно корректировать нормативно-правовую базу образования. За последние 12 лет в закон «Об образовании» внесено свыше 200 поправок, в своём большинстве ориентированных на элементарное «администрирование» вместо реального решения назревших вопросов. По сути дела, высшим учебным заведениям для решения их проблем, власти рекомендовали использовать договорные отношения. Несмотря на трудности, дальневосточные вузы показали свою способность сохранить свой потенциал, невзирая на минимальную финансовую поддержку со стороны государства. Адаптация дальневосточных вузов к рыночным отношениям зависела от ряда объективных и субъективных факторов, среди которых условно можно выделить:^ Уровень развития конкретных субъектов (краев, областей) и отдельных местностей. По данному показателю в наиболее выгодном положении оказались вузы Хабаровского и Приморского краёв, где в начале 90-х гг. было сосредоточено свыше 50% всей промышленности Дальнего Востока, существовала относительно развитая транспортная и социально-бытовая инфраструктура. Поэтому у высших учебных заведений данных субъектов РФ объективно, существовало больше возможностей заключения хозяйственных договоров с конкретными предприятиями на оказание образовательных и производственных услуг.^ Ведомственная подчинённость. Ещё в 1980-е гг. существовали серьёзные различия в финансировании вузов, в зависимости от их профиля. Высшие учебные заведения, относящиеся к ведению министерств, курирующих тяжёлую промышленность, машиностроение и даже сельское хозяйство, получали большие средства на содержание и развитие материально-технической базы, чем педагогические, медицинские или художественные вузы. С разрушением экономических связей в постсоветском пространстве и стремлением министерств и ведомств РФ избавиться от подведомственных высших учебных заведений, как от «ненужного балласта», большинство технических и сельскохозяйственных вузов, опираясь на уже имеющуюся базу, сохранили существующие профили и даже стали готовить специалистов по новым специальностям (порой, за счёт ухудшения качества обучения).^ Состояние материально-технической базы. На протяжении рассматриваемого периода в силу объективных причин (сокращение объёмов ассигнований на образование, устаревшие учебно-производственные фонды и др.) её состояние всё более ухудшалось. Об этом постоянно говорилось и в отчётах самих дальневосточных вузов, в особенности педагогических институтов. Нехватка производственных площадей, необходимость капитального ремонта учебных зданий и общежитий, устаревшее оборудование создавали трудности в организации учебного процесса.15 С переходом к рыночным отношениям вузы Дальнего Востока стремились максимально использовать все имеющиеся у них ресурсы. Это проявилось в таких формах, как сдача в аренду учебных зданий и общежитий, открытие новых административных подразделений (институтов, факультетов, лицеев и т.д.), оказание коммерческих услуг населению (аренда транспорта, проектирование, психологические консультации и т.п.), что требовало эксплуатации учебных площадей и оборудования. Результатом подобной политики стали занятия в две смены и в вечернее время, нехватка мест в студенческих общежитиях, преждевременный износ зданий, приборов и т.д.^ Объём государственных инвестиций в высшее образование региона и освоение материальных вложений. В условиях перемен сложилось сложное положение в распределении средств. Вместо того, чтобы сосредоточить ассигнования в конкретные объекты, Минвуз допускал их распыление. Подобный подход порождал практику вузовских долгостроев (например, строительство гуманитарного корпуса Дальневосточного государственного университета или общежития Благовещенского государственного педагогического института)16. В условиях слаборазвитой стройиндустрии эта проблема становилась ещё более острой. Тем не менее, и в 90-е гг. централизованное выделение государственных средств по-прежнему оставалось ведущим источником финансирования вузов.^ Численность населения субъектов РФ, краевых и областных центров Дальнего Востока. Из 32 вузов региона 22, т.е. 69% располагаются в Хабаровском и Приморском краях. В этих же субъектах проживает большая часть населения Дальнего Востока – 4120 тыс.чел17. Несмотря на миграцию в центральные районы страны и перманентную естественную убыль местных жителей, подобная пропорция сохранилась и в 90-е годы. Применительно к вузам данный показатель позволял решать многие проблемы за счёт постоянного увеличения контингентов студентов, расширения приёма на внебюджетной основе. Вполне закономерным является тот факт, что основная часть негосударственных учебных заведений существует в крупных населённых пунктах.^ Профиль выпускаемых специалистов и их востребованность на рынке труда, уровень заработной платы. Почти до середины 90-х гг. существовала централизованная система распределения молодых специалистов, оканчивающих вузы. Вместе с тем уже к середине 80-х гг. наметилась тенденция к отказу выпускников работать по специальности и в сельской местности. Так за период с 1979 по 1990 гг. из более 70 тыс. окончивших вузы к месту распределения не явилось свыше 3,2 тыс. человек, из приступивших к работе, в течение 3 лет покинули место распределения свыше 12,7 тыс. человек18. Рыночные отношения и ликвидация системы централизованного распределения специалистов привели к тому, что большинство абитуриентов и выпускников дальневосточных вузов стали ориентироваться на текущую ситуацию, сложившуюся на рынке труда. Для руководства многих вузов это обстоятельство стало прекрасной возможностью решить многие проблемы за счёт дополнительного обучения второй специальности, увеличения количества «договорников» на «модные специальности», не всегда учитывая наличие необходимой материальной и учебной базы (профессорско-преподавательские кадры, аудитории, книжный фонд ит.д.).^ Численность и качество профессорско-преподавательских кадров. В отличие от центральных районов страны формирование научно-педагогических кадров дальневосточных вузов происходило главным образом за счёт собственных выпускников. Специалисты, прибывшие по направлениям из учебных заведений других регионов, как правило, не закреплялись. Так, из 210 молодых преподавателей, направленных в местные педагогические институты в 80-е годы, остались на Дальнем Востоке 83 человека, т.е. чуть больше 40%19. К тому же в регионе ощущалась острая нехватка специалистов, имеющих учёные степени. Согласно проведённым подсчётам удельный вес докторов и кандидатов наук среди профессорско-преподавательских кадров педагогических институтов составлял около 57,4%, а по некоторым квалификациям (психология, иностранные языки) менее 25 %20. Однако в 1990-е – 2000-е годы положение в это области несколько улучшилось, что было связано с неблагоприятной конъюнктурой на рынке труда, которая вынуждала молодых специалистов оставаться в вузах и серьёзно заниматься своей квалификацией. Этого требовала и политика руководства университетов, академий и институтов Дальнего Востока, заинтересованного в открытии новых специальностей и расширении набора студентов. Для подобных шагов была необходима более высокая численность дипломированных преподавателей. Таким образом, современное состояние системы профессионального образования на уровне субъектов Дальнего Востока выявило ряд серьёзных проблем: - недостаточное соответствие содержания профессионального образования запросам работодателей; - слабая материально-учебная база, особенно в области подготовки по высокотехнологичным специальностям; - низкий уровень социальной поддержки преподавателей и студентов; - отсутствие равного доступа выпускников школ из регионов, сельской местности, семей с низкими доходами к поступлению в вузы; - разрыв между уровнем знаний выпускников школ и требований ЕГЭ; - недостаточное взаимодействие вузов с органами государственной власти и местного самоуправления, с ведущими научными центрами страны. Подводя итоги, следует заметить, что высшие учебные заведения Дальнего Востока, как и другие вузы страны, по-прежнему вынуждены заниматься поиском новых механизмов и форм управления, которые бы позволили не только сохранить, но и укрепить уже существующую систему образования. Конечно, не всегда хорошо продуманная коммерческая политика иногда приводила к отдельным негативным результатам: перегруженность учебных аудиторий, нехватка литературы и недостаток оборудования, слабая обеспеченность дипломированными преподавателями новых специальностей, организация занятий в несколько смен и т.д. Однако рыночная экономика диктовала свои законы, к которым вузы должны были приспособиться методом проб и ошибок. От этого зависело существование самого высшего образования на Дальнем Востоке России. О. Н. Бархатова, к.и.н., профессоркафедры всемирной истории БГПУ ^ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ.В данном фрагменте означенной проблемы предусматривается рассмотрение двух основополагающих понятий современной культуры – ПОСТ-культура и Постмодернизм. К 60-80-м гг. XX в. в американской и западноевропейской культуре проявились те признаки, которые свидетельствовали о переходе её на качественно новую фазу развития. В частности, она порывает с традициями классики, отказывается от своей преобразующей, творящей функции, стремясь полностью раствориться в окружающей действительности, становится тотальной, то есть стирающей грань между художественным творчеством и реальностью. Эту принципиально новую ситуацию в сфере современной культуры в специальной литературе, философской, исторической, культурологической, искусствоведческой, называют ПОСТ-культурой. ПОСТ-культура ПОСТ-культура – рабочее понятие, используемое в настоящее время для обозначения современной (условно с искусства поп-арта) ситуации в сфере художественного творчества. Выделим ее основополагающие характеристики. 1) ПОСТ-культура рассматривается как некий переходный период (переходная среда) от Культуры в классической интерпретации этого понятия к нечто принципиально иному её состоянию, сущность и направленность которого ещё далеко не осмыслена21. В условиях сохраняющей свои позиции традиционной культуры эту переходную ситуацию ещё называют внехудожественной культурой или антикультурой. 2) ПОСТ-культура – уникальный процесс в художественно-эстетическом пространстве, свидетельствующий о глобальном переходе человечества на качественно новый уровень бытия, подготовленный всем предыдущим развитием общества, и на который особенно повлияли достижения техногенно-компьютерной цивилизации XX-XXI вв. Это то состояние, которое в лексиконе нонклассики выражают понятием ПРЕД-культура будущего. 3) Следовательно, ПОСТ-культура есть переход к новым формам и методам отражения бытия, труднодоступный для восприятия человека традиционной Культуры, поскольку необходимый терминологический и понятийный аппарат для его описания и теоретизирования в неклассической эстетике и искусствознании на сегодняшний день ещё не выработан22. 4) Развитие культуры на рубеже XX-XXI вв. связывают с третьим этапом состояния ПОСТ-культуры23, когда происходит радикальное переосмысление самого понятия культуры и формируется новый тип мастера-творца. Большинство творений современной ПОСТ-культуры – артефакты или арт-Инаковости, не относятся к традиционным произведениям искусства, поскольку они практически не обладают духовной (духовность в них отрицается), эстетической или художественной ценностью. Их значимость будет определена в будущем, в рамках неклассической эстетики. Поскольку в ПОСТ-культуре отсутствуют какие-либо объективные критерии оценки её продукции, то фактическим руководителем и законодателем современной арт-деятельности и арт-критики является арт-номенклатура. Под арт-номенклатурой подразумевается некое международное элитарное сообщество, состоящее из владельцев художественных галерей, руководителей художественных музеев, театров, кураторов, организующих выставки, просмотры, искусствоведов, художественных критиков, которое разрабатывает стратегию, определяет идеологию и правила (неписаные законы) функционирования арт-мира. Оно также устанавливает шкалу «ценностей» арт-рынка, занимается маркетингом - «раскруткой» арт-проектов или отдельных представителей арт-деятельности, подготовкой общественного мнения, создаёт и «свергает» тех или иных кумиров и т. п. В арт-практиках и арт-проектах художник, мастер в определённой степени теряет качество личностного творца своего произведения, так как вынужден учитывать пожелания других субъектов арт-рынка – заказчиков, менеджеров, спонсоров и т. д. Во второй половине XX в. искусство в значительной степени коммерциализировалось и превратилось в сверхдоходный бизнес. На арт-рынок продвигается тот товар, который даёт хорошую прибыль. 5) Инаковость складывающейся новой культурной среды, резко отличающейся от традиционной культуры, в настоящее время оценивают по-разному: как тупиковую ветвь эволюции культуры и даже как апокалипсис человечества и цивилизации вообще; как начало новой бездуховной цивилизации и появление человека-робота; как зарождение иных форм космической духовности, которые выведут человека на принципиально новый уровень бытия и сознания. 6) Вместе с тем, при всех изменениях, происходящих в современной художественной культуре, Запад не утратил и сохраняет накопленный на протяжении длительного периода времени огромный эстетический опыт классического искусства. Он проявляется в творчестве мастеров, стремящихся противостоять исчезновению классики, в том числе и в арт-проектах, в искусстве, называемом традиционным или консервативным, в массовой и популярной культуре, а также в теории и практике постмодернизма, отвергающего крайности авангардистского стремления к новизне, в его эклектике и плюрализме. Факторы, способствовавшие кризису классической культуры 1. Переоценка классических эстетических представлений об искусстве усилилась со второй половины XIX в. С одной стороны, в это время резко обнаружилось расхождение между традиционной гуманитарной культурой, связанной с человеком и его духовностью, и культурой технической. С другой – продолжался процесс размывания границ между гуманитарными, мировоззренческими дисциплинами и искусством как эстетическим феноменом. Именно в этот период стали постоянно звучать размышления о кризисе культуры и закате западноевропейской цивилизации. 2. Конструктивизм и дизайн, заявившие о начале смерти «изящных» искусств. Конструктивисты-дизайнеры видели главную роль мастера в организации среды обитания человека. Преследуя материалистические цели, они стремились к организации жизни по художественным законам, опиравшимся на достижения современной науки и техники. 3. Теория и эксперименты авангардного искусства24. В частности, создание Дюшаном в первые десятилетия XX в. произведений реди-мейда. Этим было положено начало исчезновению классического понимания искусства как эстетической категории. В реди-мейде, а затем в многочисленных арт-проектах и арт-практиках значимым стало не само произведение (согласно классической эстетике), а пространство или контекст, в котором этот помещённый автором арт-объект находится. 4. Способствовали разрушению классического искусства работы Э. Уорхола (1930-1987), зачинателя поп-арта. Главными объектами поп-арта стали тривиальные, популярные вещи (банки, бутылки, этикетки и т.п.), изображения которых были подняты творцами этого направления до уровня искусства. К отличительными особенностями модернистской арт-деятельности относятся: её осознанная направленность на разрушение границы между искусством как таковым и окружающей действительностью; вовлечение в творческий процесс зрителя, который не только созерцает действие, но и становится его соучастником; алогичность и абсурдность по приёмам создания и используемым материалам её произведений, практически не обладающих духовной, эстетической или художественной ценностью. 5. Кризисной ситуации в сфере классического искусства во многом способствовала изменившаяся ментальность и мировосприятие современного человека в условиях информационно-потребительского общества. Наряду с фото-, кино-, видео-, комьютерными образами, всё большее значение стали приобретать виртуальные объекты и активные кибер-пространства, создаваемые в сети Интернет – сетевое искусство (нет-арт). Современная аудиовизуальная техника не только создаёт многообразные, многоуровневые виртуальные реальности, но и неклассический тип взаимодействия зрителя с артефактом (интерактивность). Эти факторы и послужили основанием для того, чтобы в конце 60-х-начале 70-х гг. XX в. всерьёз заговорить о «смерти» традиционного искусства. ПостмодернизмПостмодернизм – культура информационного общества, противопоставляющая себя модернизму и претендующая на его замену. Относительно точной даты складывания этого направления единого мнения в современной науке нет. Одни называют 30-е гг., другие – конец 50-х гг. (прослеживая его в итальянской архитектуре, затем в США)25, а также 60-70-е гг. XX в. Термин «постмодернизм» появился в первой трети XX в. и применялся для обозначения реакции на модернизм. В частности, в работах Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914) и Ф. де Ониса «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» (1934). Распространена точка зрения, согласно которой первым литературным произведением постмодернизма явился роман Дж. Джойса «Поминки по Финнегану», в котором, как и в произведении Г. Гессе «Игра в бисер», преобладает ирония, побеждающая модернистский трагизм, какой, к примеру, свойственен сочинениям Ф. Кафки. Однако в эстетике того времени этот термин не прижился. Культурологический смысл постмодернизм приобрёл в конце 40-х гг. XX в. во многом благодаря работе А. Тойнби «Изучение истории»26. Этим понятием А. Тойнби характеризовал конец западного господства в культуре и религии. В 70-х гг. термин стал широко использоваться в различных сферах жизни общества: в точных науках (как стиль постнеклассического научного мышления), в этике (как нравственная амбивалентность), в психологии (как преобладание эсхатологических настроений), в политологии (как тотальный конформизм) и т. п. Ч. Дженкс в работе «Я


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Становлення ощадних банків в Україні
Реферат War Media And Public Opinion Essay Research
Реферат The Sydney Harbour Bridge Essay Research Paper
Реферат Nike Air Flightposite Essay Research Paper SUMMARYThis
Реферат Новые методы работы с фольклором в украинской музыке 70-х годов (на примере "Musica Rustica" Верещагина)
Реферат Экономические методы управления на предприятии
Реферат Темпы развития плановой экономики СССР на основе выполнения довоенных пятилетних планов
Реферат Отношение к сексу подростков и юношей
Реферат Comparing French And English Relations With Native
Реферат Учет товарных операций в розничной торговле и тенденции его совершенствования на ОАО Оризон
Реферат Нефть: происхождение, состав, методы и способы переработки
Реферат «Мировой финансовый кризис: пути разрешения проблемы и стабилизации экономической ситуации»
Реферат 1 Общее минимально допустимое количество учебных часов по дисциплине, включаемой в руп, 108
Реферат Equality In Races Essay Research Paper EQUALITY
Реферат Бытие человека как предмет философской рефлексии