Реферат по предмету "Религия и мифология"


Вознесение Господне

Инок Григорий (Круг)
/>
ПраздникВознесения Христова приходится на сороковой день после Пасхи. Сорок днейСпаситель по Воскресении Своем пребывал на земле. Отчего срок пребыванияСпасителя на земле определяется сорока днями? Какой смысл в этом сроке? Сорокдней составляли срок ветхозаветного поста перед Пасхой. Сорок дней изливаласьвода из туч во время потопа. Сорок дней продолжается Рождественский и Великийпост. На сороковой день душа скончавшегося видит Лице Божие, что и являетсяосновой для совершения сорокауста. Все эти сроки, определенные числом сорок,говорят о посте, о покаянии, об очищении. Какое же это может иметь отношение коХристу, который не нуждается ни в очищении, ни в покаянии? Думается, как постявляется предвратием наступающего праздника, так и для Спасителя эти сорок днейпребывания на земле были предварением возвращения к Отцу. Это праздникблагословенной любви, это исполнение Божественной любви. И сорокадневноепребывание Христа на земле было делом предельного человеколюбия Христова,заботой о людях и об учениках, которым и явил Себя «по страдании Своем сомногими», в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
Пасхальноепребывание Спасителя на земле было приготовлением апостолов и всегочеловеческого рода к принятию Царствия Божия. Это тоже можно назвать умалениемСпасителя «нас ради человек и нашего ради спасения». И этотсорокадневный срок — срок воздержания, поста, предварение праздника, — сталвременем Пасхи, которая празднуется от Воскресения до Вознесения. В ВознесенииХристовом есть некоторый как бы ущерб, некоторая утрата. Спаситель оставляетМатерь Свою и учеников. Но в Вознесении Спасителя было обетование ниспосланияученикам и всей Церкви Утешителя Духа Святого. И еще другое обетование, возвещенноеАнгелами ученикам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, прийдет такимже образом, как вы видели Его восходящим на небо». В Вознесении Спасителя,которое полагает конец Пасхи, уже кроется возвещенное Ангелами обетованиенепреходящей, немеркнущей, вневременной Пасхи, которая и есть Второе пришествиеХристово.
Иво всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен в той славе иторжестве, в какой придет судить вселенную. Спасителю в Вознесении более всегоприсуще имя Пантократор — Вседержитель. Изображается Он сидящим на престолеславы, в светлых одеждах, просветлённых золотыми лучами, асистом, образомбожественных сил-энергий. Обе руки подняты для благословения, и не только руки,но и стопы (это не может быть выражено графически, но в стихирах праздника обэтом говорится). Образ Спасителя заключен в мандролу, то есть в круги,представляющие собой небесную сферу, также обычно наполненные золотыми лучами,расходящимися подобно солнечным лучам. И все изображение Христа является как бысолнцем. Солнцем правды, горящим над землей. Небесную сферу с изображением наней Спасителя держат своими руками Ангелы, которые изображаются как бы несущиминебесный круг и Спасителя в нем, сидящего на престоле.
Таковоизображение Спасителя на иконе Вознесения, но, быть может, с еще большей силойэта слава, эта державность Спасителя выражена в росписях храмов. В техросписях, которые сосредоточены обычно в самом куполе храма и часто захватываюти стены находящейся под куполом «шеи», или «барабана». Спасительизображен в самой середине купола, как бы вписанный в небесный свод, которыйсоздан самой архитектурой храма — сферическая, округленная поверхность куполапредставляет небесный свод и своим видом, и символическим значением, котороепридает ему Церковь. Вписанный в купол образ Христа еще более, быть может, чемв иконе, выражает славу и вседержавное величие. Это Пантократор — ГосподьВседержитель. И здесь изображенный в куполе Спаситель как бы подобится солнцу,и образ этот, вознесенный над молящимися, изображает Вознесение. Но есть в немнекоторые черты, говорящие о будущем пришествии Его во славе, что связановоедино словами Ангелов: «Сей Иисус придет таким же образом, как вы виделиЕго восходящим». По краю купола изображены силы небесные, поддерживающиекупол, — небесную сферу со Спасителем в середине. Ниже, обычно в поле, вкотором помещены окна, в простенках между ними, изображена Божия Матерь, поправую и левую руку которой стоят два Ангела, вещающие апостолам, и апостолы,обращенные лицом к небу, как указано в Деяниях.
Чтонеизменно во всех иконах и росписях Вознесения, относящихся к самым разнымвременам, это безусловное, не имеющее, кажется, исключений, присутствие МатериБожией и Ее участие в празднике. А между тем ни в Деяниях — в первой главе,говорящей о Вознесении, ни в какихлибо местах Писания не указывается прямо нато, что Матерь Божия присутствовала на Елеонской горе во время Вознесения.
Св.Иоанн Златоуст так говорит о Вознесении Спасителя: «Взираем горе на небо,на самый престол Церкви, там восседает Начаток от Начал. Так и придет Сын Божийс неба судить нас, и не замедлит. Общий наш Владыка придет, ведя с Собоювоинства, полки Ангелов, собор Архангелов, строй мучеников, лики праведников,сонмы пророков и апостолов, и среди них невещественно витая, — Сам как Царь вневыразимой и неизреченной славе».
Впразднике Вознесения Спаситель вознес воспринятую Им человеческую плоть вышеангельских чиноначалий и не без плоти сел на престол одесную предвечного Отца.Эта божественная слава Спасителя, о которой говорит еще св. Иоанн Златоуст,которая исполняет и одевает ризой божественного света все человеческое естествоСпасителя и облекает собой самую Его плоть, вознесенную превыше небес, и даетвозможность понять хотя бы отчасти смысл и природу почитания икон.
Иэта видимость, осязаемость воплощенного Слова сделала возможным для Церквииметь и почитать святое изображение Христово. Основа святой иконы покоится втом, что: «Слово стало плоть, и с нами поживе, полное благодати иистины».
Ноесли Спаситель изображается видимо и те- лесно, то событие Вознесения дает хотябы отчасти представление, как это понимали отцы Седьмого Вселенского Собора.Это изображение Христа воплотившегося, «описуемого плотью», нонеизменно прославленное, исполненное не человеческого только, но божественногодостоинства, того достоинства, которое наполнило Спасителя на горе Фаворнесотворенным светом Божества, в то же время доступным восприятию. Это тодостоинство, которым облекся Христос в Вознесении, в сидении одесную Отца и вкоторое облечется и в славном Втором Своем пришествии.
Святойиконой можно назвать лишь ту, где в той или иной степени присутствует этаслава, где образ отмечен печатью божественного преображения. И надо думать, вполном смысле слова святая икона может возникнуть и существовать только внедрах святой Православной Церкви, там, где сотворенный мир таинственноприобщается вочеловечением Христовым несотворенному Божественному Бытию,которое во всей своей полноте и неприкровенно будет явлено в жизни БудущегоВека. И лишь иконы, которые имеют печать этой непреходящей славы, могут бытьвечной закваской мира.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.