Реферат по предмету "Разное"


Автор текста Д. В. Шевченко Дата создания 28. 11. 2006

Автор текста Д.В. Шевченко Дата создания 28.11.2006 Лига образования.У истоков Десятки поколений выдающихся ученых, педагогов, общественных деятелей России видели основу демократического общества - его развития и процветания – в просвещении. Лига образования была создана в начале ХХ века, вдохновленная идеалами просвещения, чтобы переосмыслить их, сформулировать в образовательных программах и реализовать в конкретных делах. Предвозвестниками Лиги образования стали Комитеты грамотности, учрежденные в 1861 году по инициативе и при организующем участии Императорского Вольного Экономического Общества в Санкт-Петербурге и Москве. Комитеты стали экстренным и первоочередным ответом на вызов реформ, освободивших от крепостного права российское крестьянство, составлявшее более 70 процентов населения страны. Их цель – преподать азы письма и чтения, создать инфраструктуру для развития школы – была выполнена лишь отчасти. За 30 лет деятельности Комитетов грамотности количество умеющих читать выросло с 6 до 21 процента населения России, к 1896 году число начальных школ увеличилось в 17 раз – в 79 тыс. государственных, земских и церковно-приходских школах училось 3,8 млн. человек всех возрастов. Однако в 1895 году Комитеты грамотности был переданы под кураторство Министерства народного просвещения, что привело к их роспуску. Ровно через десять лет, в 1905 году, идеи Комитетов грамотности переродились в более масштабное предприятие – внедрение в России всеобщего бесплатного образования, доступного для всех слоев общества, берущего свое начало в раннем детстве и продолжающегося в течение всей жизни. ^ Вне политики, в ногу с прогрессом На первый взгляд, учреждение Лиги образования было шагом далеким от прагматизма и несвоевременным - страна только что вышла из бесславной военной кампании на Дальнем Востоке, «кровавое воскресенье» запустило революционный маховик, унесший тысячи жизней по всей стране; многие преподаватели за свои убеждения оказались отлучены от школы. Однако же создатели Лиги образования верили в успех своего дела, осознавая стратегические потребности развития России. Становящаяся на путь индустриальной державы, страна остро нуждалась в образованных гражданах, рабочих, имеющих не только практические навыки, но и теоретические знания, открывающие путь для эффективного внедрения инноваций. Задачи, стоящие перед обществом, стали зеркалом задач просвещения. Страна нуждалась в активизации подготовки учителей и преподавателей новой формации – устремленных в будущее, чуждых архаики и открытых для прогресса. Несомненным правовым условием к созданию Лиги образования стал октябрьский Манифест Николая II, провозгласивший свободу слова, печати, собраний. В этих условиях бывшие деятели Комитетов грамотности, члены Вольного Экономического общества и ряд других научных обществ осенью 1905 года приняли решение объединить усилия для создания Лиги образования. За организационную, идеологическую и методологическую основу была взята Лига образования Франции, созданная в 1866 году. Одной из ключевых посылок создания российской Лиги образования стало просвещение вне политики (хотя на тот момент казалось, что это не представляется возможным). Как и французская, Лига образования России приоритетом организационной деятельности считала распространение знаний в провинции путем создания сетевой структуры, охватывающей всю территорию страны. «Задачи Лиги обширны: она охватывает все виды образования, все классы населения, не знает «ни эллина, ни иудея», - писали «Биржевые Ведомости» в 1905 году. Проект Устава Лиги образования был составлен в декабре 1905 года К.К. Арсеньевым, Д.В. Стасовым, Г.А. Фальборком и В.И. Чарнолусским. Переведенный на 12 языков наиболее распространенных национальностей, проживающих в России, проект в количестве 1000 экземпляров был разослан по стране, направлен в газеты и журналы. ^ Первые испытания В марте 1906 года в Санкт-Петербурге состоялось первое учредительное собрание Лиги, на котором присутствовали общественные деятели, ученые, врачи и учителя, писатели, журналисты, делегаты от студенчества, рабочих и крестьян. Создание Лиги приветствовал Д.И. Менделеев, Академия наук делегировала на учредительное собрание профессора Н.Н. Бекетова. С подробнейшим программным заявлением о реорганизации школьного образования выступил Г.А. Фальборк. Он не только обрисовал в мельчайших деталях суть школьной реформы (деление школы на ступени, хронологическую логику преподавания предметов, планы обустройства образовательных учреждений, методическую подготовку преподавательского состава, развитие публичных библиотек и музеев для продолжения образования за пределами школы и др.), но и привел расчеты финансовых затрат на ее реализацию. Впоследствии одной из задач Лиги образования станет выработка законодательного обеспечения реформы образования, намеченной Фальборком. Однако процесс создания Лиги не был легким. Первое учредительное собрание сорвали попыткой внести в его резолюцию требования об отмене смертной казни – жандармы тотчас ворвались в здание. Неделю спустя на повторном собрании, несмотря на новые попытки провокаций, устав Лиги был принят. Но официальный статус Лига обрела лишь в марте 1907 года, когда иссяк арсенал бюрократических уловок, заставивших учредителей многократно редактировать Устав, дабы он соответствовал активно менявшемуся в те годы законодательству и прихотям чиновников. Следует отметить, что в этот период Лигу поддерживали блестящие юристы начала ХХ века – А.Ф. Кони, В.О. Люстрих, Д.В. Стасов, а профессор Санкт-Петербургской консерватории, композитор Н.А. Римский-Корсаков показал себя выдающимся лоббистом, оказывая помощь в регистрации столичных обществ Лиги. ^ Принципы организации Организационная структура Лиги стала примером демократического устройства: совещательные и исполнительные органы были коллегиальными и выборными. В законодательных терминах того времени, Лига являлась союзом объединений (обществ), которые взаимодействовали между собой как по вертикали (общий съезд, правление, местные общества), так и по горизонтали (согласно функциям, специализации, областям знаний и т.д.). В последнем случае Правление Лиги играло роль координатора и «справочного бюро», устанавливая связи между существующими и создаваемыми на местах обществами, входящими в Лигу. В 1905-07 годы временное Правление Лиги (24 члена и 12 «кандидатов» с ротацией каждые два года) ведет активную переписку с губернаторами, земствами, образовательными заведениями и просто энтузиастами для создания обществ образования на местах, привлечение в них новых членов, составление реестра объединений, разделяющих цели Лиги. О результативности этой работы можно судить по тому, что к марту 1907 года под эгидой Лиги было объединено 12 тысяч человек. Вплоть до Первой мировой войны количество членов Лиги ежегодно росло на несколько тысяч человек. Лишь активное противодействие дальнейшему развитию Лиги со стороны правительства в 1913 году и военная мобилизация 1914 года переломили эту динамику. Местные общества образования (и не только), входящие в Лигу, имели полную самостоятельность. На места от Правления направлялись проекты учредительных документов, записки о передовом опыте отдельных обществ, полезные советы и инструкции, решения общих съездов и другие обращения, имевшие рекомендательный характер. В Санкт-Петербург из провинции направлялись записки о деятельности, запросы и отчисления из членских взносов. Примечательно, что взносы для членов Лиги неоднократно дифференцировались и понижались – по мере увеличения количества ее членов и размеров меценатской помощи. ^ Деятельность Правления Первые годы деятельности Правления Лиги (1906-1908) были отмечены выдающейся активностью. При Правлении было создано пять самостоятельных обществ: Школьного просвещения (разрабатывало школьную программу нового типа в соответствии с проектами реформы общего образования; первый год – 144 члена); Содействия внешкольному просвещению (организовывало и направляло усилия для создания библиотек, музеев, воскресных и вечерних курсов, объединяло преподавателей для создания «народных» (общедоступных) университетов; первый год – 254 члена); Изящных искусств (организовывало и изыскивало средства на открытие художественных выставок и галерей, народных театров, фольклорных коллективов; в числе членов – Б.М. Кустодиев, С.К. Маковский, Н.К. Рерих); Университетское общество (создано по инициативе группы профессоров для развития методической базы университетского образования, занималось созданием и выделением преподавателей для университетских курсов, частных высших школ и народных университетов; первые полгода – 130 членов. В их числе В.М. Бехтерев, И.М. Гревс, П.Ф. Лесгафт ); Всероссийское общество образования и воспитания ненормальных детей (разрабатывала первые коррекционные и обучающие программы для детей-инвалидов). При Правлении также был создан ряд Комиссий: по организации и изысканию средств для Педагогической Академии в Санкт-Петербурге (первые 150 слушателей приняты уже в октябре 1908 г., в Академии читали курсы И.П. Павлов, А.П. Нечаев, Г.А. Фальборк, М.М. Ковалевский, И.А. Бодуэен-де-Куртене; в 1909-1914 годах выпущено 15 альманахов «Педагогическая академия в очерках и монографиях; в 1915 году, произведя три выпуска, Академия прекратила работу из-за отсутствия финансирования); музейная комиссия (начала работу с каталогизации учебно-методических и наглядных пособий по восьми ключевым предметам); по организации Центральной Педагогической Библиотеки (открыта в здании Вольного экономического общества, за год собрала свыше 2 тыс. томов и 120 периодических изданий, открыт общедоступный читальный зал; первые стеллажи и оборудование были закуплены за счет сборов с лекции профессора С.О. Платонова об Иване Грозном);по реформе школьного законодательства (в первый год деятельности разработан, согласован по инстанциям и направлен в Государственную Думу второго созыва «Проект школьного закона» с прилагающимся финансовым планом; был последовательно обсужден и отклонен Думой II, III и IV созывов во множестве редакций); по изысканию средств (Лига организовывала благотворительные концерты, литературные чтения и лекции, художественные выставки и даже устраивала лотошную торговлю; в первый год собрано около 2,5 тыс. рублей); по вопросу о взаимоотношениях семьи и школы (организация и методическое обеспечение деятельности родительских комитетов на местах); по организации и объединению просветительских обществ частной инициативы (в первый год работы составлен типовой перечень учредительных документов для местных обществ, составлен реестр из 400 обществ в 27 губерниях). В отдельные направления (в форме комитетов) также были обособлены вопросы организации Всероссийского съезда деятелей по образованию и организации (состоялся в декабре 1908 года, принял резолюцию об отмене ограничений на просветительскую деятельность в любых формах) и проведению международной выставки «Образование и воспитание» (выставка была открыта в 1909 году с дозволения министерств Торговли и промышленности и Финансов, зарубежные экспонаты были ввезены беспошлинно, а железнодорожный тариф для них был снижен железными дорогами России). Финансирование С момента создания Лига чрезвычайно педантично относилась к устройству финансовых дел – аккуратному ведению учета и формированию отчетности. Поскольку поступления в казну Лиги были неравномерными, применялся принцип, схожий с проектным финансированием – определялся необходимый минимум постоянных расходов, а под крупные проекты велись отдельные изыскания. Правление Лиги и местные общества активно работали над выделением государственного и муниципального (городов, земств) финансирования для образовательных проектов и программ, формируя принципы государственно-частного партнерства в области просвещения. Финальный ежегодный отчет казначея Правлению (баланс доходов и расходов) был максимально полным и подробным – указывались все статьи с детализацией до содержания конкретных служащих при Правлении (например, в 1907/08 финансовом году «мальчику Сумину» было выплачено жалования из расчета 12 руб. в месяц, сторожу – 30, а швейцару – 5 руб.). Часть средств Лиги размещалась под процент в банках, в случае надобности Лига обращалась за кредитом к организациям и частным лицам. В целях увеличения финансовой устойчивости при Правлении также был создан Финансовый совет – прообраз благотворительного фонда, в который привлекались меценаты и прочие лица, жертвующие на образование определенные суммы. Членство в Совете давало благотворителям не только повышение репутации в образовательных кругах, но и привилегии участия в мероприятиях Лиги.^ Из тьмы к свету: век спустя Вся деятельность Лиги образования неразрывно связана с историей России начала ХХ века. Созданная в период первой революции, Лига вполне ощутила на себе тяжесть репрессивной машины: множество талантливых педагогов по доносам отлучались от преподавательской деятельности. Московский областной отдел Лиги, за два года своего существования ставший во многом образцом просветительской инициативы, издававший свой журнал «Просвещение», в 1907 году был закрыт по приказу градоначальника с формулировкой «на время усиления охраны» (в связи с массовыми выступлениями рабочих и студентов). Лига образования достигла своего наивысшего расцвета в 1913 году в унисон с индустриальным бумом в стране. В каждой губернии действовали просветительские общества, входящие в Лигу или же находящиеся в контакте с ней. Было создано около 100 новых частных гимназий и училищ, отличавшихся прогрессивной программой и методикой обучения. Благодаря деятельности Лиги было создано 216 «народных домов» - просветительских учреждений частной инициативы, в которых работали библиотеки, вечерние курсы для взрослых, проводились лекции, спектакли, концерты. В Москве был создан первый народный университет, в котором лица, не имевшие доступа к высшему образованию, слушали курсы лекций профессоров из академий, университетов и училищ Санкт-Петербурга и Москвы. Существенно возрос авторитет Лиги образования. Не встречалось значимой государственной, общественной или политической фигуры, не вовлеченной прямо или косвенно в просветительскую деятельность, инициированную Лигой и ее членами. После гибели Петра Столыпина и последовавшего распада правительства в 1913 году верх в государстве взяла реакция. Объединяющая сила Лиги образования, ее организованность и эффективность при фактической аполитичности начала вызывать зависть и раздражение чиновников-временщиков, лишенных инициативы по улучшению ситуации в области образования. Последовательность, высокое качество проработки и глубокое понимание актуальных вопросов просвещения, отличавшие предложения Лиги, вызывали ревность со стороны бюрократии от образования. В 1913 году по требованию Министерства народного просвещения в устав Лиги были внесены изменения, ограничивающие ее общественную деятельность и фактически отсекающие Правление от местных Обществ и отделений. Война 1914 года еще более усложнила деятельность Лиги - гимназисты и студенты, учителя и преподаватели, рабочие и крестьяне массово мобилизовывались на фронт. Война требовала немалых денежных средств - вслед за увеличением налогов снизилась активность меценатов и благотворителей, обеспечивавших финансовую помощь просветительским проектам Лиги. События 1917 года, приведшие к распаду страны, хаосу гражданской войны и кризису во всех сферах жизни общества, подвели черту под деятельностью Лиги образования в России ХХ века. Наступил период безвременья, в ходе которого инициаторы и члены Лиги определяли свой дальнейший жизненный путь в выборе между эмиграцией, принятием нового строя, изолированной от внешнего мира научной деятельностью и служением делу просвещения уже в новой, советской России. И все же многие педагогические идеи, теоретические и методические разработки, сформулированные благодаря Лиге образования, с купюрами и поправками были апробированы и внедрены в системе образования в 1917-1991 годы. Мечту членов Лиги о введении в демократической России общедоступного народного образования удалось воплотить в реальность в условиях СССР.Наступление ХХI века определило новые вызовы российскому просвещению. Столетие назад образовательная система страны нуждалась в создании, в наши дни – в сохранении, модернизации и развитии. Столетие назад потребности в образовании определялись наступлением индустриальной эпохи, в наши дни – наступлением эпохи информационной. Как и век тому назад, российская школа обращает свое внимание на мировые достижения в области образования и так же инертно воспринимает собственные инновационные прорывы. В обществе назрело понимание необходимости консолидации сил для формирования в России современной, методологически выверенной и практически организованной, адекватной потребностям страны образовательной системы. Эти созвучия, протянувшиеся через столетие, вселяют уверенность в актуальности воссоздания в России Лиги образования как общественного института с прогрессивными целями, сложными задачами и интересным будущим, насыщенным множеством важнейших проектов. А преемственность традиций и идеалов просвещения, заложенных в начале прошлого века, является залогом успешной деятельности новой Лиги образования. ^ Записка к проекту Устава местных обществ образования:«В переживаемый исторический момент, когда обновление существующего общественного строя признается возможным лишь при участии в нем широких народных масс населения, распространение просвещения среди этих масс является первой и совершенно неотложной задачей всех общественных сил. Правление Лиги Образования, будучи глубоко убеждено, что дело просвещения может быть продуктивно только при энергичной работе на местах, обращается ко всем общественным учреждениям и лицам с просьбой о содействии организации местных культурно-просветительских обществ. В целях облегчения частной инициативы в великом деле просвещения нашей родины, Правление выработало [...] проект Устава местных обществ образования. Проект этот дает полную возможность осуществлять просветительские задачи в широком масштабе, а присоединение организовавшихся обществ к Лиге свяжет в один могучий союз всех деятелей по образованию. Правление Лиги Образования».^ Из типового письма губернатору от учредителей местного общества образования (разработано и утверждено Правлением Лиги образования в 1906 году):«Милостивый государь, Весть об основании Лиги Образования была встречена всеобщим сочувствием всех передовых элементов России. Отовсюду откликаются живые деятели, все выражают твердое желание работать на пользу народного образования. Не подлежит сомнению, что настало время, когда нельзя более циркулярно вводить в обязательное действие для всей страны школьные программы и методы преподавания, не считаясь ни с национальностью, ни с желанием той или иной местности; настало время, когда в каждой области России должны быть введена школа, действительно отвечающая бытовым национальным и культурным потребностям местного населения, а такую школу могут создать только местные деятели сами. Необходимо для этого организовать местные общества Лиги, которые бы немедленно занялись выработкой школьных программ и плана организации всего школьного и внешкольного образования. Вот почему избранное Учредительным Собранием Лиги Образования Правление считает своим долгом обратиться с предложением скорее приступить к устройству подобных местных обществ». ^ Из обращения к просветительским обществам: «По мысли своих учредителей Лига есть учреждение служебное. Верховным руководителем ее является съезд делегатов от входящих в ее состав обществ. Служить выразительницей общих пожеланий в области развития и совершенствования образования, быть посредницей между отдельными обществами, приходить на помощь входящим в нее обществам в разрешении непосильных для них задач, быть постоянным справочным бюро по различным отраслям знания и опыта в области просвещения – вот те задачи, которые ставит перед собой Лига Образования».Врезка 5. Из статьи В. Вахтерова «О задачах Лиги образования по отношению к школе» в журнале «Просвещение», № 1 от 28 января 1907 года (изд. Московским областным отделением Лиги образования): «Во всей истории педагогики красной нитью проходит все возрастающее значение личности. […] Было время, когда общество и его строй было все, а личность была только средством к осуществлению целого. Теперь все шире распространяется мысль, что общество только средство для наилучшего развития всех личностей, составляющих это общество. И если общество не содействует развитию хотя бы одного из своих членов, оно само не совершенно».^ Из Устава Лиги образования: «1. Лига образования имеет своею целью содействие постановке образования во всей России. 2. Лига включает в круг своих интересов общее образование на всех его ступенях: высшее, среднее, низшее и так называемое внешкольное образование. 3. Лига занимается теоретической разработкой вопросов образования, проведением их в жизнь и основанием различных учреждений, соответствующих ее целям».^ Из Устава Лиги образования:«24. Средства Лиги составляются из: 1) ежегодных взносов Обществ, входящих в состав Лиги, в следующем размере: а) от Обществ, действие коих распространяется на всю Россию, по 25 коп. с каждого члена; б) от местных Обществ с числом членов менее 200 человек – по 15 руб. от каждого Общества; в) от местных Обществ с числом членов от 200 до 400 человек по 25 руб. с каждого Общества; г) от местных Обществ с числом членов свыше 400 человек, а также от учреждений Лиги – по 50 руб. с каждого Общества и учреждения; 2) субсидий от Земских, Городских и других Общественных учреждений; 3) пособий Государственных и других учреждений, пожертвований ^ Биографические справки:Генрих Фальборк. Родился в семье подольских дворян; окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета; прослушал курс статистики. Будучи студентом, увлекся преподаванием в воскресных школах, педагогической теорией. В результате в 1886 году становится членом молодежного кружка при Санкт-Петербургском Комитете грамотности, где знакомится с В.И. Чарнолусским, найдя в нем единомышленника. Работу в Комитете грамотности и при Императорском вольном экономическом обществе перемежает с «хождением в народ», собирая данные о состоянии школы в провинциальной России.Владимир Чарнолусский родился в семье черниговских дворян, получил образование в Московском и Киевском университетах, активно участвовал в студенческом движении. В 1899-1903 годах выходят фундаментальные труды Г.А. Фальборка и В.И. Чарнолусского – «Народное образование в России» и «Настольная книга по народному образованию», во многом определившие педагогическую концепцию, реализованную в программных документах Лиги образования. Работы отличала продуманность деталей – «Настольная книга» заключала в себе полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по всем вопросам школьного и внешкольного образования. Одновременно тандем авторов-просветителей готовит к печати «Первое подробное исследование народного образования во всей России» для Императорского вольного экономического общества, переводит на русский язык актуальные монографии по статистике, народному образованию и философии Майра, Левассера, Гюно, Смита и др., входит в издательское товарищество «Знание», объединявшее демократических писателей России, включая М. Горького. В 1905 году Фальборк и Чарнолусский – главные идеологи создаваемой Лиги образования. Каковыми и остаются до самого ее конца в 1917 году Фальборк, выдвинутый вначале председателем Учредительного собрания Лиги, сменяет множество постов и направлений, связанных с музейной, издательской, библиотечной деятельностью. В этот период Г.А. Фальборк редактирует и издает с помощью Лиги педагогический еженедельник «Школа и жизнь» (издавалась с 1910 по 1917 г.). Петр Каптерев, земляк Г.А. Фальборка. Окончил Московскую духовную академию, преподавал в Петербурге, входил в столичный Комитет грамотности. Войдя в Учредительное собрание Лиги образования, Каптерев показал себя талантливым организатором. Еще только регистрировался Устав Лиги, а П.Ф. Каптерев уже проводил первые в России педагогические съезды - по семейному воспитанию и по педагогической психологии. Важнейшим направлением научной и общественной деятельности Каптерева была разработка педагогической и детской психологии, которая, по его мнению, слагалась из трех элементов: данных общей психологии, возрастной психологии и учения о типах душевной жизни. Каптерев одним из немногих учредителей Лиги образования продолжил преподавать в советской России. После революции работал в городке Острогожске Воронежской губернии, последние два года жизни, до 1922 году, читал лекции в Воронежском университете. Николай Бекетов. Родился в семье офицера, учился в Санкт-Петербургском университете и Казанском, где начал изучать физическую химию. Увлекшись этой новой отраслью науки, Бекетов уходит в нее почти без остатка. Его приглашают в Харьковский университет, спустя три года он более чем на год отправляется в Европу. Там осознает, что быстрое развитие науки требует, чтобы преподавание и изучение химии шли рука об руку с самостоятельными исследованиями. Вскоре в Харьковском университете Бекетов открывает первое в России химико-физическое отделение, спустя десять лет издает учебник по физической химии, в 1906 году входит в Лигу образования как делегат от Российской академии наук. За пять лет работы в Лиге и вокруг нее, Бекетов успевает создать Общество опытных наук, открыть при нем доступную лабораторию. Автор текста – Дмитрий ШевченкоРедакторская группа – Михаил Богуславский, Марина Галушкина, Игорь Зайниев, Сергей Сафронов, Валентина ЧетвериковаПри подготовке использованы материалы «Учительской газеты»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :