Реферат по предмету "Разное"


Авторы: Е. Э кочурова, М. И. Кузнецова Готов ли ребенок к школе?

Авторы: Е.Э Кочурова, М.И. КузнецоваГотов ли ребенок к школе?(Беседы с учителем. Под редакцией Л.Е. Журовой – Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2005) Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности к обучению на сегодня один из самых обсуждаемых в психологи­ческих, педагогических, медицинских и родительских кругах. «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Тесты для проверки и отбора детей в школы», «Советы по подготовке детей к школе» и т. п. литературы по этим вопросам сейчас очень много. И тем не ме­нее еще раз обратимся к проблеме готовности детей к обучению и способам педагогической диагностики этой готовности.^ Что такое педагогическая диагностика Давайте вместе обсудим: «Что такое педагогическая диа­гностика? Нужна ли она?» Родителей пугают «собеседования», проводимые с будущими первоклассниками. Так стоит ли под­нимать вопрос о педагогической диагностике? Мы абсолютно уверены, что стоит и что она не подменяет собой психологиче­скую диагностику, а дополняет ее. Задачи, стоящие перед педа­гогической диагностикой, иные, нежели задачи психологичес­кой диагностики. Для того чтобы начало школьного обучения стало старто­вой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть осно­вано на знании уровня готовности к обучению каждого будуще­го школьника. В большинстве школ есть психологи, которые и занимаются приемом детей в 1 класс. Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интел­лектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики и заносят нужные сведения в индивидуаль­ную медицинскую карту. Интеллектуальную и личностную го­товности оценивают психологи. Личностная готовность оце­нивается по показателям, характеризующим ориентировку в окружающем, запас знаний, отношение к школе, самостоятель­ность ребенка, его активность и инициативу, степень развития потребности в общении, умение установить контакт с детьми, со взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе может быть определена по следующим показателям: состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), со­стояние развития образных представлений и мелких движений пальцев и кисти руки, состояние развития психических процес­сов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, вообра­жение), умственное и речевое развитие. Таким образом, психолог дает Вам необходимые сведения о сформированности позиции школьника у каждого ребенка, уровне активности и самостоятельности, умении общаться со сверстниками и взрослыми, уровне мышления. Если в школе психолога нет, ряд вопросов Вам придется выяснять самостоя­тельно (на этом мы остановимся в конце беседы). Но если в школе есть психолог, который определил готов­ность Ваших ребят к обучению, и Вы работаете с ним в тесном контакте, нужно ли проводить еще и педагогическую диагнос­тику? Да, но только сразу оговоримся, что под ней мы не подра­зумеваем проверку предметных знаний, умений и навыков, пре­дусмотренных для изучения в 1 классе. Их отсутствие мало влияет на успешность обучения, намного важнее педагогу знать о таких параметрах, как сформированностъ предпосылок к овла­дению грамотой и математикой, того, что является основой ус­воения этих предметов.Именно учитель должен осуществлять такую диагностику и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. В процессе обучения Вы должны обязательно учитывать различные уровни готовности своих учеников к систематиче­скому овладению письменной речью и математикой. Не обеспе­чив детей с низким уровнем готовности к обучению необходи­мыми для успешного школьного старта условиями, главное из которых - специальная система заданий (см. беседу «Чтобы не возникли трудности»), мы неминуемо обрекаем этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость. К сожалению, как пра­вило, работа по устранению неуспеваемости начинается тогда, когда эта неуспеваемость уже приобрела явно выраженную и устойчивую форму, наложив отпечаток на всю личность учени­ка - самооценку, учебную мотивацию, систему отношений с учителем, одноклассниками и родителями. Давайте на некоторое время разделим единое понятие го­товности к обучению на готовность к овладению грамотой и на готовность к овладению математикой. Это поможет нам выделить составляющие той и другой готовности, увидеть как об­щие, так и специфические их компоненты.^ Готовность к овладению грамотой и математикой Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу - овладение письменной речью, возникающей на базе устной речи и представляющей собой более высокий этап рече­вого развития. Письменная речь в отличие от устной формиру­ется только в условиях целенаправленного обучения, т. с, меха­низмы письменной речи начинают складываться в период обу­чения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обуче­ния. В дальнейшем ребенок будет учиться посредством чтения и письма, в первый же год своей школьной жизни он учится собственно письму и чтению, их наиболее общим и элементар­ным основам. Письмо и чтение служат базовыми навыками, т. е. навыками, на которых практически строится все дальней­шее обучение, а значит, ребенок, не освоивший эти навыки во­время и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету «Русский язык». От того, насколько ученик овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальней­шего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемо­сти младших школьников. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухо-речевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуко­вым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координа­ции, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начал логического мышления, а также определенного уровня об­щего (деятельностного, личностного) развития ребенка. Для успешного овладения программой по математике необ­ходим достаточно высокий уровень развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышле­ния, основ логического мышления (в том числе операции клас­сификации, нахождения признака, по которому произведена классификация), зрительно-моторных координации, опреде­ленный уровень дочисловых представлений. Вы видите, как много общего в готовности детей к овладе­нию языком и математикой. Можно выделить четыре основные группы показателей го­товности к успешному овладению языковой и математической грамотой: а) соответствующий возрастной норме уровень общего развития; б) достаточная степень развития ряда неречевых функций; в) соответствующий возрасту уровень развития устной речи; г) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представ­лений. Вы вполне можете подобрать свой комплект заданий для ди­агностики этих показателей. Мы же хотим в этой беседе обосновать параметры, по которым необходимо проверить будущих первоклассников, обратить Ваше внимание на наиболее значи­мые моменты в общении с детьми, оговорить несколько условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы результаты ди­агностики были достоверными. Специально для учителя нами разработан комплекс методик педагогической диагностики. Ме­тодики просты по процедуре проведения и оценке результатов выполнения и не требуют значительных временных затрат.^ Организация педагогической диагностики Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимо­связанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап - индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребенка и сам записывает его устные ответы. Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что Вы имеете воз­можность понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривыч­ной для них обстановке - в новом детском коллективе в отсут­ствие родителей. В то же время нельзя ограничиться только групповой ра­ботой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуаль­ное обследование лучше проводить на следующий день после группового. Составьте расписание встреч с детьми так, чтобы на собесе­дование с каждым ребенком у Вас было 10 минут. Например, 14.00 — Иванов, 14.10 — Петров и т. д. Заранее предупредите родителей о предстоящем индивиду­альном собеседовании, чтобы они не связывали это с неудачей ребенка во время групповой работы. Ни в коем случае не гово­рите детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их перед следующей встречей, успокойте их, сказав, что они хоро­шо справились с работой. К намеченной встрече Вы успеете проанализировать результаты группового обследования ребен­ка, познакомиться с его медицинской картой. Данные наблюде­ния и результаты выполнения этой части обследования Вы вне­сете в бланк, о котором мы поговорим ниже.При проведении группового обследования мы советуем Вам придерживаться следующих правил: 1. Если Вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10-12 человек. 2. Заранее разложите на каждой парте необходимые для об­следования детей анкетные листы. 3. Пригласите детей в класс без родителей. Заранее преду­предите родителей, каким образом будет проходить работа. 4. Предложите детям сесть за парты по одному, обратите особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит. 5. Приготовьте каждому ребенку набор карандашей: крас­ный, синий, зеленый, желтый и простой. 6. Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя*, кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возмож­ность сопоставления результатов проводимых обследований. 7. Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необхо­димость, но не отклоняйтесь от текста. 8. Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению другого, не расстраивайтесь, спокойно приступайте к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте 1-е задание». 9. Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75 %) закончи­ли выполнение предыдущего. 10. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3 минут. При переходе к чтению следующего задания пре­дупредите об этом словами: «Слушайте следующее задание». 11. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15-20 минут. 12. Поддерживайте во время работы доверительную, добро­желательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства неправильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова «очень хорошо», «вы молодцы», «я вижу, у вас все замечатель­но получается».При проведении индивидуального обследования постарай­тесь выполнить следующие условия: 1. Заранее познакомьтесь с медицинской картой и с результатами группового обследования ребенка. При наличии в выполне­нии заданий ошибок, неточностей обратитесь к этим заданиям еще раз при индивидуальном обследовании, чтобы выяснить причины происхождения ошибок и степень обучаемости ребенка. 2. Индивидуальное обследование проводите с каждым ре­бенком таким образом, чтобы его ответы не могли слышать дру­гие дети. 3. Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком заданий сразу же заносите в карту. 4. Обследование лучше проводить без родителей. Только в случае беседы с особо застенчивым и робким ребенком можно предложить кому-либо из родителей присутствовать в помеще­нии, но лучше не рядом с ребенком. 5. На своем столе заранее в определенном порядке располо­жите необходимые для обследования материалы (карточки-за­дания, наборы фигур, предметов и др.). 6. Пригласите ребенка в класс, назвав его по имени, предло­жите удобно расположиться около своего стола. До начала бе­седы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, затор­моженность, перевозбужденность и т. д.). 7. Общая продолжительность индивидуального обследова­ния не должна превышать 10-15 минут. Предлагаемое Вам экспресс-обследование включает следу­ющие разделы: - обследование состояния пространственного восприятия; - выявление уровня зрительного восприятия (умения пе­редавать форму предмета); - проверка уровня овладения представлениями, лежащи­ми в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представления­ми об операциях сложения и вычитания;- выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов; - выявление умения классифицировать и выделять при­знаки, по которым произведена классификация; - обследование фонематического слуха и восприятия; - обследование сформированности предпосылок к успеш­ному овладению звуковым анализом и синтезом; - обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций. Педагогическую диагностику Вы проводите не только для того, чтобы выявить уровень развития у своих будущих учени­ков вышеперечисленных умений. Для Вас очень важно по ре­зультатам этой диагностики наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения. Именно поэтому задания для индивидуальной диагностики включают в себя специальные виды помощи ребен­ку и приемы обучения отсутствующему умению. Это дает возможность увидеть не только уровень, на кото­ром находится ребенок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», т. е. то, что ребенок может сделать с помощью взрослого. Остановимся на содержании об­следования и на критериях оценки выполнения заданий.^ Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы1Задание 1 Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчи­вать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки. Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рас­смотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указ­кой большую рамочку).^ Оценка выполнения задания: 0 баллов — не схвачена общая форма фигуры, но изображе­на какая-либо замкнутая линия. 1 балл — существенно изменены пропорции между элемен­тами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо. 2 балла — изображена подобная или равная фигура, про­порции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорцию между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена. 3 балла — изображена подобная или равная фигура, про­порции между элементами фигуры в основном сохранены. В случае, если фигура изображена «нетвердой» рукой, в до­полнение к баллу ставится знак «минус».Задание 2 Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (вле­во, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчиты­вать клеточки. Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бу­маге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет. 1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной кле­точки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным ка­рандашом. 2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом. 3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом. 4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.^ Оценка выполнения задания: 0 баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует ин­струкции. 1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допу­щены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета. 2 балла — выполнены верно два или три пункта задания. 3 балла — все пункты задания выполнены верно. В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».Задание 3 Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сло­жения и вычитания; при правильном понимании текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание. 1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчи­ка. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столь­ко кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст за­дачи можно повторить.) 2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из ма­шины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)»^ Оценка выполнения задания: 0 баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное. 1 балл — выполнена верно только одна задача, попыток вы­полнить вторую задачу нет. 2 балла — одна задача выполнена верно, есть попытка ре­шать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное. 3 балла — обе задачи выполнены верно.Задание 4 Цель: выявить умение сравнивать множества по числу эле­ментов (вне зависимости от навыка счета). Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на ко­тором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один крут. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».^ Оценка выполнения задания: 0 баллов — сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник). 3 балла — сравнение проведено верно (нарисован один круг).Задание 5 Цель: выявить умение классифицировать, находить при­знаки, по которым произведена классификация. Текст задания: «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков нужно нарисо­вать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию».^ Оценка выполнения задания: 0 баллов — задание не принято, линия не проведена. 1 балл — линия проведена неверно. 3 балла — линия проведена правильно. Задание 6 Цель: проверить состояние фонематического слуха, фоне­матического восприятия в процессе отбора картинок с задан­ным звуком в их названиях. Текст задания: «Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно на­звать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с|, значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к са­мостоятельному выполнению задания».^ Оценка выполнения: 0 баллов — отсутствие дифференциации звуков [с]-[з1, [с]-[ц], [с]-[ш! или полное непринятие задания. 1 балл — наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-|з]). 2 балла — выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет. 3 балла — правильное выполнение задания.Задание 7 Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Текст задания: «Вы видите домик с тремя окошками и ря­дом с ним картинки. Каждое окошко - звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».Оценка выполнения: 0 баллов — непринятие задачи, полное отсутствие соответ­ствия количества звуков в слове и количества «окошек». 2 балла — наличие ошибок в один звук. 3 балла — правильное выполнение задания. После проведения групповой работы по предложенной программе у Вас появятся данные об уровне развития у каждо­го ребенка: - пространственного восприятия (задание 2); - зрительного восприятия (задание 1); - представлений, лежащих в основе счета, представлений об операциях сложения и вычитания (задание 3); -умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 4); - умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 5); — сформированности фонематического слуха и восприятия (задание 6); — сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания б, 7); - мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2). Таким образом, в большей или меньшей степени пред­ставлены все 4 выделенные в начале беседы группы показате­лей готовности к обучению: уровень общего развития — зада­ние 5; степень развития ряда неречевых функций, лежащих в основе овладения грамотой (и математической, и лингвисти­ческой), — задания 1, 2; наличие интуитивных дочисловых представлений — задания 3, 4; уровень развития речи — зада­ния 6, 7. Как Вы понимаете, данные группового обследования не мо­гут быть абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата (в силу личностных особенностей ребенок может растеряться в новой обстановке, у него именно в этот день мо­жет болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т. п.). Кро­ме того, как Вы могли убедиться, в процессе проведения груп­повой работы можно получить лишь минимальную информа­цию о состоянии речевого развития детей. Поэтому мы и пред­лагаем Вам провести на следующий день индивидуальную встречу для определения уровня речевого развития и уточне­ния информации о готовности к школе тех ребят, которые пока­зали средний и низкий уровни по выделенным параметрам.^ Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для индивидуальной работыОбследование состояния фонематического слуха и восприятия (дополнение к заданию 6 группового обследования) Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допус­тил ошибки в определении картинок, названия которых содер­жат звук [с|, необходимо сначала предложить ему ряд более простых заданий, представляющих собой ранние этапы развития фонематического слуха и восприятия: 1) самостоятельно придумать слово с заданным звуком: «Придумай слово со звуком [с]»; 2) вернуться к заданию 6 фронтального обследования и отобрать картинки, названия которых содержат заданный звук. Повторное выполнение задания позволит определить сте­пень обучаемости по данному параметру. Сначала попросите ребенка назвать картинку. Это позволит Вам уточнить, не свя­заны ли ошибки с особенностями восприятия или с состоянием словарного запаса ребенка. Если при выполнении групповой работы ребенок отметил только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, скажите ему: «Ты вер­но выбрал вот эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сей­час послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть ли звук [с] или нет». Таким образом мы спускаемся на «ступеньку» ниже, предлагая ребенку определить наличие зву­ка, опираясь не на собственное произношение, а на восприятие слова на слух. Если при выполнении групповой работы ребенок отметил наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звуки [з|, [ш], также обратитесь к обучающему моменту: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду на­зывать все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении слов интонационно выделяйте звуки [с], [з], [ш], проверяя тем самым умение ребенка дифференциро­вать звуки, опираясь не только на собственное произношение, но и на восприятие на слух при интонационном выделении звуков учителем. Обязательно отметьте в бланке обследования в соответ­ствующей графе, как ребенок справился с заданием в индиви­дуальной беседе. Эти данные помогут Вам при обучении на уроках «Грамоты».^ Обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом (уточнение к заданию 7 группового обследования) Определение последовательности звуков в слове — одна из самых сложных форм звукового анализа, появляющаяся только в процессе специального обучения. Предлагая ребенку в ходе диагностического обследования справиться с этим заданием, мы проверяем его максимальные возможности, облегчая вы­полнение задания указанием на количество звуков. Задание: «В слове «мак» — три звука, назови их, пожалуй­ста, по порядку». Если ребенок успешно справляется с этим за­данием (следовательно, его ошибки при выполнении группо­вой работы связаны с плохим самочувствием в день обследова­ния или с трудностями понимания инструкции), можно не предлагать других заданий. В случае, если ребенок не справляется с заданием, проведи­те обучающий эксперимент. Как дополнительная помощь вво­дится графическая схема слова и поочередное интонационное выделение каждого звука учи­телем. Вы произносите слово с последовательным интонационным выделением звуков (образец такого произнесения дан в беседе «Интегрированный курс "Грамота"»). После каждого произнесе­ния просите ребенка назвать этот звук и поставить крестик в со­ответствующей клеточке. Важно увидеть при выполнении этого задания возможности ребенка в ситуации обучения. Если он способен назвать изолированно звук после интона­ционного выделения его учителем, то это хорошая обучаемость; если для изолированного произнесения звука необходимо трех­кратное произнесение учителем слова с интонационным выде­лением звука, то это сигнал для Вас о будущих сложностях в обучении этого ребенка, а если даже после этого ребенок не спо­собен изолированно назвать звук, то ситуацию можно считать тревожной, требующей от Вас особого внимания и соответству­ющей коррекционной работы.^ Обследование степени овладения навыком чтения Это задание нужно провести со всеми детьми, так как обыч­но детей в семье учат чтению, и необходимо проверить уровень, на котором находится ребенок. Выясняется знание букв, способ чтения (побуквениый, слоговой и т.д.), понимание прочитан­ного. Для чтения предложите детям несложные тексты из любого «Букваря».^ Выявление умения сравнивать множества по числу элементов Если ребенок ошибся в выполнении задания 4 во фронталь­ном обследовании, задайте ему вопросы по выполненному им заданию: «Как ты узнал, что кругов (треугольников) больше?» Если объяснение дано верно, возможно, ошибка была слу­чайной и Вы можете изменить оценивание, поставив 2 балла. В случае неправильного ответа или его отсутствия дайте ре­бенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треуголь­ников) и спросите: «Чего больше?» Если ребенок выполнил за­дание и верно дал объяснение, он получает 1 балл, который Вы вносите в бланк обследования вместо предыдущей оценки.^ Выявление умения классифицировать Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 во фрон­тальном обследовании, необходимо выяснить, почему это произошло. Задайте вопрос: «Почему ты провел линию от бе­лочки к этому рисунку?» Если объяснение дается по внеш­ним признакам («чтобы на каждом рисунке было по 5» или «птицы и белочки живут на деревьях»), — значит, ребенок еще не может провести классификацию, опираясь на сущест­венные признаки. В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предло­женной системой оценок. Результатом фронтального и индивидуального обследова­ний детей является заполнение бланка обследования (Приложение 1). С помощью занесенных в него данных легко увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребенка. Конечно, невозможно на основе такого диагностиче­ского экспресс-обследования составить дальний прогноз, раз и навсегда решить вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка, не учитывая влияние на его развитие специально продуманной системы обучения. Вместе с тем мы считаем, что такая диагностика имеет прогностическое значе­ние, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе раз­вития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить. Давайте проанализируем некоторые варианты выполнения заданий групповой (фронтальной) и индивидуальной диагнос­тики и рассмотрим, как может отразиться тот или иной уровень готовности к школе на успешности обучения, если в программу обучения не будут внесены необходимые коррективы. 3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свиде­тельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой, в этом случае необходимо предложить углубленную программу обуче­ния грамоте, предусмотреть систему более сложных дифферен­цированных заданий. Такие задания Вы найдете на страницах учебника «Грамота». 2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития пара­метра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, полу­чившие такие оценки, способны справиться с большинством за­даний самостоятельно либо с Вашей незначительной помощью. 1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо па­раметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. Наш многолетний опыт обследования и работы с детьми, имеющими трудности в обучении, позволяет сделать вывод, что в практике чаще встречается комплексная низкая готовность (т. е. низкая го­товность по ряду показателей) к овладению грамотой и мате­матикой и лишь изредка встречается низкая готовность по од­ному-двум показателям. У детей с комплексной низкой готовностью к овладению грамотой можно отметить следующие особенности: снижен­ный фонематический слух (1 балл), низкая сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом, проявляющаяся в том, что дети не только не умеют выделять гласный звук при вычленении последовательности звуков в трехсложных словах, но и не могут назвать его после интона­ционного выделения этого звука учителем на фоне всего слова (1 балл), у этих детей объем словаря ниже возрастной нормы, есть ошибки в грамматическом оформлении речевых высказы­ваний, снижена ориентировка в пространстве, низок уровень зрительно-моторных координации. Такая картина позволяет сделать вывод, что у этих детей велик риск возникновения трудностей в чтении и письме (замены букв при чтении и письме, калли-графические трудности, ошибки на уровне предложений) в том случае, если Вы не внесете существенные коррективы в методику обучения, не будете пользоваться коррекционно-раз-вивающими тетрадями. Низкий уровень по отдельным параметрам, например, нару­шения мелкой моторики руки, также требует к себе внимания. Если в процессе обследования Вы выявили у ребенка наруше­ние зрительного и пространственного восприятия, это означает, что велика вероятность возникновения замен букв при чтении и письме. Поэтому в ходе обучения необходимо предложить этому ребенку специальные упражнения. Об этом пойдет речь в беседе «Чтобы не возникли трудности». Очень редко, но бывает, например, что у ребенка хороший уровень общего интеллектуального и речевого развития и только по одному параметру - развитие фонематического слуха - отме­чается низкий уровень. Если это не будет учтено в процессе обу­чения грамоте, у этого ребенка могут возникнуть замены букв при чтении и письме, что в дальнейшем приведет к стойким на­рушениям этих процессов. Еще несколько слов мы бы хотели сказать о дополнитель­ной информации, которую Вы можете получить в процессе вы­полнения ребенком всех заданий. Что это за информация? О степени самостоятельности ребенка. Обратите внимание на то, как он расстанется с родителями у дверей класса, как бу­дет вести себя наедине с Вами, выполняет ли задания уверенно или все время ждет помощи, одобрения с Вашей стороны либо со стороны родителей. Об уровне активности, инициативы. Определите, легко ли ребенок приступает к выполнению заданий, проявляет ли инте­рес к окружающему, задает ли вопросы, не касающиеся разъяс­нения задания. Об общении с детьми со взрослыми. Снижение уровня об­щительности проявляется в том, что ребенок отводит глаза в разговоре, старается держаться как можно незаметнее, стоит «в сторонке». Посмотрите, как дети общаются друг с другом, ожи­дая начала работы. О сформированности позиции школьника (если в школе нет психолога). Это помогут определить вопросы: «Хочешь ли ты идти в школу?», «Как ты думаешь, что интересного будет в школе?», «Как лучше учиться - дома с мамой или в школе с учительницей?» Дополнительную информацию о детях можно получить, проведя с родителями беседу, во время которой можно полу­чить ответы на вопросы, чем интересуется ребенок, хочет ли ид­ти в школу, какие игры (занятия) предпочитает, самостоятелен ли он, может ли занять себя, находясь дома, или все время ищет общества взрослых и др. Эта информация поможет Вам с первых дней обучения осу­ществить индивидуальный подход к детям, определить особен­ности Вашего общения с каждым. Например, если у ребенка по­ка не сформирована позиция школьника, не стоит с первых дней предъявлять к нему требования в соблюдении школьных правил, строить свое общение в рамках строго формального подхода. Не ждите, что после произнесенной Вами фразы «Де­ти, откройте тетради» этот ребенок выполнит требование, он, скорее всего, не воспримет его по отношению к себе. Поэтому Вам целесообразно добавить: «Все открывают тетради, и Коля, и Мариночка...»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.