Реферат по предмету "Разное"


Август 2009 3 августа 85 лет со дня рождения А. Алексина (р. 1924), русского писателя

АВГУСТ 20093 августа - 85 лет со дня рождения А. Алексина (р. 1924), русского писателя Алексин Анатолий Георгиевич (р. 1924), (наст. фамилия Гоберман), русский прозаик, драматург. Родился 3 августа 1924 в Москве, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937. В детстве выступал в пионерской печати со стихами (собраны в книге «Рожок», 1951; совместно с С.Баруздиным). В годы Великой Отечественной войны работал на стройке; в 1950 окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Тогда же издал сборник повестей «Тридцать один день», одобренный К.Г.Паустовским и сразу определивший Алексина как создателя т.н. «юношеской повести». Многочисленные произведения Алексина (повести «Саша и Шура», 1956; «Необычные похождения Севы Котлова», 1958; «Говорит седьмой этаж», 1959; «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», 1965 и др.) – это непосредственные и жизнеподобные, не лишенные мелодраматизма и сентиментальности, изложенные, как правило, от первого лица, повествования о столкновении детей и подростков с миром взрослых. Произведения Алексина пользуются популярностью в силу драматургической стремительности их построения, остроте коллизий, психологической и бытописательской наблюдательности, доброму юмору, актуальным сюжетам, узнаваемым персонажам и обстоятельствам (семья, школа, пионерский лагерь, военная игра, первая любовь, детский хор – повесть «Позавчера и послезавтра», 1974; труппа юношеского театра – повесть «Действующие лица и исполнители», 1975; воспоминания о годах сталинской репрессии – повесть «Игрушка», 1988; литературная и житейская «проба» подростка – «Очень страшные истории: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин», 1969-1992).       Коллективный портрет юных поколений 1950–1980-х годов, предложенный Алексиным, не лишен идеализации – и в то же время объективного морального диагноза, поставленного с позиций нравственного максимализма, отвергающего (в духе усердно культивируемой в советской ментальности 1960-1970-х годов «романтики») расчетливость, узкий прагматизм, эгоизм, черствость и себялюбие.       Признанный и публикой и критикой писатель вел активную литературно-общественную деятельность (секретарь СП РСФСР в 1970–1989, один из организаторов детских и юношеских журналов, член редколлегии журнала «Юность», президент ассоциации «Мир – детям мира» и т.п.); удостоен премии Ленинского комсомола (1970, за сценарий документального фильма «Право быть ребенком»), Государственных премий РСФСР (1974, за пьесы, поставленные на сцене Центрального детского театра) и СССР (за ряд повестей), а также нескольких международных премий и знаков отличия. В 1982 Алексин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.       С 1993 писатель живет в Израиле, где издал роман-хронику о судьбах еврейской семьи в России 20 в. «Сага о Певзнерах» (1994), книгу мемуаров. «Перелистывая годы» (1997) и другие произведения, основные темы которых связаны с российской действительностью. 1. Вопросы для коллективной беседы по рассказу А.Алексина "Неправда" (7 - 8 кл) // Календарь знам. и памятн. дат. 1984. Вып . 2 / июль - декабрь / - с. 9. 1 2. Вопросы для обсуждения повести А. Алексина "А тем временем где-то…" // Пісьменнікі - дзецям: Да 70 годдзя з дня нараджэння А.Алексіна і А.Вольскага -с.2 - 3 / Папка № 40 / Ф.1 3. Воронов В.В стране вечных каникул // Воронов В. И труд наш молод. - М.,1976. - с.34 - 35. 4. Воронов В.И. А.Алексин : Очерк творчества. - М., 1980 1 5. Воронов В.Позавчера и послезавтра // Воронов В.И труд наш молод. - М.,1976. - с. 60-63. 1 6. Зубарева Е. Игрушка: / Рецензия на повесть / // Дет. лит -1990. -№ 2 . - с. 49 -50 1 7. Кузнецов Ф. Мой брат играет на кларнете. Поздний ребенок. А тем временем где-то: / Рецензии на повести/ // Кузнецов Ф. Беседа о литературе. - М., 1970. - с. 34-40 1 8. Николаева, С.А.  Анатолий Алексин /  С.А.Николаева.- М. :  Сов. писатель, 1986  83.3Р7 32847-2 9. Николаева С. Правда памяти: Тема войны в произведениях А.Алексина. // Дет. лит. - М., 1984. - с. 108 - 119 1 10. Николаева С. Сигнальщики и горнисты. // Дет. лит. -1983. - № 5. - с. 38 - 39 1 11. Пісьменнікі - дзяцям ( Да 70 -годзя з дня нараджэння А.Алексіна і А.Вольскага ) - Віцебск, 1994 С/б 12. Примерные вопросы для обсуждения повести А.Алексина "Безумная Евдокия". 6 - 8 кл. // Земной поклон учителям: Метод. реком.- Витебск, 1989. - с. 9 / Папка № 39 / Ф.1 13. Примерные вопросы для обсуждения повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты" 7 - 8 кл. // Календарь знам. и памятных дат. 1984. Вып. 2 / июль - декабрь/. Витебск, 1984. -с. 8. Ф.1 14. Разумневич В.Л. Воспитание добротой: О книгах А. Алексина.// Разумневич В. Всем детям ровесники. - М., 1980. -с.220 . 15. Сивоконь С. С чего начинается взрослость: / О книгах А.Алексина / // Сивоконь С. Веселые наши друзья. -М., 1986.- с. 184 - 211 Ф.116. Сов. писатели- юбиляры. 1984 г. - М., 1984. - с. 25-31. С/б 17. Чуприн С. Безумная Евдокия: / Рецензия на повесть / // Чуприн С. Твой современник. - М., 1979. - с. 37 -41 14 августа - 240 лет со дня рождения В. Стасова (1769-1848), русского архитектораСтасов Василий Петрович родился в Москве в семье мелкого чиновника. Обучался в гимназии при Московском университете. По окончании в 1783 г. поступил в Управу благочиния архитектурным учеником. В 1794 - 1795 гг.- унтер-офицер Преображенского полка, в 1797 г. определен к строительству соляных заводов с чином коллежского секретаря. Участвовал  в конкурсе на проекты гостиниц при въезде в Москву, на месте снесенной белокаменной стены (Бульварное кольцо). Произведен в губернские секретари. Участвовал в оформлении народных праздников при коронации Александра I. В 1802 г. по именному указу был направлен для усовершенствования во Францию, Италию и Англию. Во время пребывания в Риме был принят профессором в Академию Св. Луки. В 1808 г. вернулся в Россию. Определен в ведение "Кабинета Его Императорского Величества", с этого времени принимал участие в крупнейших работах по заказам двора и государства. Один из четырех главных архитекторов Комитета строений и гидравлических работ (вместе с К. Росси, А. Михайловым 2-м и А. Модюи). С 1811 г. - академик. Действительный статский советник. Профессор Академии художеств по классу архитектуры. Крупнейший архитектор, представитель позднего классицизма. При огромной продуктивности и высоком профессионализме оставался эпигоном классицистической школы. В последние годы жизни пытался работать в "русском стиле". Основные работы: в Санкт-Петербурге: Провиантские магазины на Обводном канале, Павловские казармы на Марсовом поле, Главные придворные конюшни, Ямской рынок на Разъезжей ул., Спасо-Преображенский и Троицко-Измайловский соборы; в Москве - Провиантские склады на Крымской пл, Большой Кремлевский дворец (перестроен К. Тоном), гостиница у Покровских ворот. Десятинная церковь в Киеве, Александро-Невский кафедральный собор в Саратове, церковь Александра Невского в Потсдаме, комплекс построек в усадьбе Аракчеева Грузине на Волхове. 1. Архитекторы - М., с. 407 С/б 2. Лебедев, А.К.  В.В.Стасов /  А.К.Лебедев, А.В.Солодовников.- М. : Искусство, 1982  3.   Лебедев, А.К.  Владимир Васильевич Стасов /  А.К.Лебедев.- Л. : Художник РСФСР, 1965 ^ 5 августа - 165 лет со дня рождения И. Репина (1844-1930), русского живописца Илья Ефимович Репин родился 5 августа (24 июля - по старому стилю) 1844 года в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. Военными поселенцами в те годы называли людей, которые в мирное время крестьянствовали на земле, но по первому зову должны были встать под ружье. Позже художник, говоря о своем происхождении, отмечал, что «военные поселенцы были людьми презираемыми и находились на положении рабов. Уже с ранних лет мальчик, проявлявший большие способности к рисованию, помогал родителям, подрабатывая писанием икон и портретов. Три года (1854-1857 гг.) он учился в чугуевской школе военных топографов. С упразднением военных поселений школа оказалась закрыта, и подросток продолжил профессиональную учебу у местного иконописца И. Бунакова. Вместе с ним он расписал не одну церковь в соседних деревнях. К 1863 году Репин, мечтавший об Академии художеств, отправился в Петербург. Своеобразные подготовительные курсы он прошел в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где познакомился с молодым тогда (старше Репина всего на семь лет), но уже знаменитым И. П. Крамским, от которого воспринял вполне новаторские по тем временам взгляды на задачи искусства. На дворе стояла бурная эпоха переустройства России, двумя годами раньше было отменено крепостное право, интеллигентная молодежь бурлила и волновалась революционными теориями, в герои дня вышли журналы и писатели, отличавшиеся крайними «социальными» идеями. Крамской ввел своего ученика в ту среду, где широко обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны, пути дальнейшего развития искусства. Это общение наложило сильный отпечаток на мировоззрение Репина - по сути, оно и сформировалось под мощным воздействием тогдашних прогрессивных взглядов на народ, на интеллигенцию, на культуру. Сдав осенью 1864 года вступительные экзамены, Репин поступил в Академию художеств. «Цепкость» молодого живописца и его мечта о получении хорошего образования сделали его образцовым студентом. Свои студенческие годы он посвятил глубокому изучению рисунка, перспективы, анатомии и других академических дисциплин. В 1869 году его картина «Иов и его друзья» была награждена Малой золотой медалью Академии, а в 1871 году, по окончании Академии, Репин получил Большую золотую медаль за свою дипломную работу «Воскрешение дочери Иаира».  Впрочем, уроки Крамского, видевшего одной из главных задач искусства критическое «отражение» действительности, не прошли для Репина даром. Его волновали не только библейские сюжеты, которые требовала «разрабатывать» академическая программа. Примерно в это же время он написал картину, сделавшую его знаменитым (и не только в России, но и в Европе - после ее показа на престижной международной выставке в Вене), - это были «Бурлаки на Волге» (1870-1873). Сюжет ее и пафос известны каждому. К работе над полотном Репин подошел очень серьезно - чтобы лучше познакомиться с жизнью бурлаков, летние месяцы 1870-го и 1872 годов он провел на Волге. За успехи в учебе Репин получил от Академии стипендию для поездки за границу. Путешествие по Европе продлилось три года (1873-1876 гг.). Большую часть этого времени художник жил в Париже, успев, кроме того, посетить Италию и Англию. Приезд Репина в Париж совпал по времени с первой выставкой импрессионистов (1874), наделавшей много шума. Репин отнесся к увиденному двойственно: с одной стороны, его восхитили свет и колорит новой живописи, а с другой, эти работы показались ему «социально» легковесными. Вскоре после возвращения в Россию Репин на целый год уехал в родной Чугуев, где написал ряд полотен на современные сюжеты. Работал он медленно и вдумчиво, одновременно занимаясь, как правило, несколькими картинами. В сентябре 1877 года Репин приехал в Москву. Живя в Москве, художник часто навещал Абрамцево, подмосковное имение известного мецената Саввы Морозова. Дружеские отношения у него сложились и с Павлом Третьяковым, «отцом» Третьяковской галереи. В 1882 году Репин перебрался в Петербург. В эти годы он, набираясь впечатлений, много ездил по России. Так, в 1880 году художник побывал на Украине, в 1882 году - в Курской губернии, а в 1888-м и 1899 годах - на Кавказе. Пятнадцатилетие, уместившееся между 1877-м и 1892 годами, оказалось самым плодотворным периодом в жизни живописца. Его работы этого времени неизменно вызывали всеобщий интерес, выдвинув Репина в первый ряд современных русских художников. Назовем среди них хотя бы картины «Крестный ход в Курской губернии» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Тогда же Репин создал лучшие свои портреты. Знаком международного признания его заслуг стало награждение живописца (в 1901 году) французским орденом Почетного легиона. В сентябре 1894 года Репин в качестве профессора Академии художеств приступил к педагогической деятельности. В марте 1895 года он писал: «В целом, я вполне удовлетворен новой работой. Она доставляет мне много радости, превратившись в любимое дело. Мне даже начинает казаться, что у меня есть педагогический дар. Общаясь со своими студентами, я чувствую себя счастливым». Студенты, к слову, души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили самые теплые воспоминания о своем профессоре. Вместе с тем художник продолжал создавать новые картины. Активно он участвовал и в общественной жизни страны. Так, в 1896 году деньги, вырученные от продажи одной из своих работ, Репин пожертвовал в помощь голодающим. К царскому режиму он относился довольно критически, не желая связывать свое имя с бездарной политикой, проводимой (как он однажды выразился) «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти», живописец в 1907 году покинул Академию. В 1899 году Репин приобрел имение в финском местечке Куоккала, неподалеку от Петербурга. Здесь он поселился вместе со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Свое новое «гнездо» художник назвал Пенатами (в честь древнеримских богов-хранителей, покровителей домашнего очага). После Октябрьской революции 1917 года Финляндия заявила о своей независимости, и, таким образом, Репин оказался в эмиграции. Впрочем, в Советской России его продолжали считать «своим». В 1924-25 годах в Москве и Ленинграде были организованы большие выставки, посвященные 80-летнему юбилею художника. Остаток своих дней Репин провел в Пенатах. Там он и умер 29 сентября 1930 года, там был и похоронен. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России, тогда же репинская усадьба была превращена в мемориальный музей. В 1944 году, во время. Второй мировой войны, музей сгорел. Восстановлен и вновь открыт он был в 1962 году. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.  1. Андрианова, И.А.  Великие живописцы /  И.А.Андрианова.- М. :  АСТ: Астрель, 2004.-( Великие и знаменитые). :  12110 р.  85.14 А242-1 2. Великие русские люди /  Сост. В.Володин.- М. :  Мол. гвардия, 1985.-( Жизнь замечат.людей. Сер. биогр. ;  Вып. 6(646))  63.3(2) 30561-2, 30561-1 3.   Величайшие творения человечества /  Сост.Т.В.Алешкина.- М. :  АСТ, 2001 :  11413 р.  92 А242-1, Чз46-1 4. Ветрова, Г.Е.  Великие полотна /  Г.Е.Ветрова.- М. :  Белый город, 2005.-( История Росии) :  12000 р.  85.143(2) Ф07-1 5.   Замечательные полотна.- Л. :  Художник РСФСР, 1966 :  2000 р. 85.143(2)1 А242-1 6. Илья Репин /  авт. текста Е.Алленова.- М. :  Белый город, 2005.-(Мастера живописи). :  28000 р.  85.143(2)1 Ф01-1, Кх48-1 7. Ладвинская, А.А.  Жизнь выдающихся людей. 70 знаменитых художников / А.А.Ладвинская.- Ростов н/Д :  Феникс, 2007.-(Энциклопедии для всех).:  10974 р.  85.14 Ф03-1, Ф04-1, А242-1 8. Лясковская, О.А.  Илья Ефимович Репин /  О.А.Лясковская.- М. :Искусство, 1982  85.143(2)1 9. Рогинская, Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок / Ф.С.Рогинская.- М. :  Искусство, 1989 :  6000 р.  85.143(2)1 Ф02-1 10. Федоров-Давыдов, А.А.  Илья Ефимович Репин /  А.А.Федоров-Давыдов.- М. :  Искусство, 1989  85.143(2)1 11. Чуковский, К.И.  Илья Репин /  К.И.Чуковский.- М. :  Искусство,1983.-(Жизнь в искусстве).  85.143(2)1 1. Савченко, Б.  Непозволительная любовь / Б.Савченко //  Домашний очаг. -  2001. - N11. -  С.168-171. 2.   Петров, Е.  Как создавался шедевр / Е.Петров //  Наука и жизнь. -  2004. - N1. -  С.33-41. 3.   Опимах, И.  "Иван Грозный и сын его Иван" / И.Опимах //  Смена. -  2007. - N7. -  С.168-175. 4.   Міхневіч, Л.  Рэпінскія абразы "Хрыстос" і "Маці Божая" і некаторыя праблемы сімвалізму / Л.Міхневіч //  Мастацтва. -  2003. -  N8. -  С.20-22. 5.   Маслюкова, В.  Илья Репин: белорусские каникулы / В.Маслюкова //  Горизонты. - 2006. -  N1. -  С.88-91. 6.   Кириллина, Е.  У Репина в "Пенатах" / Е.Кириллова //  Наука и жизнь. -  2002. - N2. -  С.90-98. 7.   Данилов, А.  Письмо турецкому султану / А.Данилов //  Армия. -  2001. -  N1. -  С.58. 8. Байрамова, Л. Илья Репин / Л.Байрамова // Смена.- 1999.- N2.- С.96-115.10 августа - 115 лет со дня рождения М. Зощенко (1894-1958), русского прозаика, драматурга   Родился 29 июля (10 августа) 1895 в Санкт-Петербурге в семье художника. Впечатления детства – в том числе о сложные отношения между родителями – отразились как в рассказах Зощенко для детей, так и в его повести «Перед восходом солнца» (1943). Первые литературные опыты относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902–1906 уже пробовал писать стихи, а в 1907 написал рассказ «Пальто». В 1913 Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Учеба была прервана Первой мировой войной. В 1915 он добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Литературная работа не прекращалась и в эти годы. Зощенко пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан). В 1917 был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами. В 1918, несмотря на болезнь, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919. Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др. В написанных в это время юмористических «Приказах по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово» и др. неопубликованных произведениях уже чувствуется стиль будущего сатирика. В 1919 Зощенко занимался в творческой студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И.Чуковский. В 1920–1921 Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: Цикл «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» (1921–1922) вышел отдельной книгой в издательстве «Эрато». Этим событием был ознаменован переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы, которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. В письме к Зощенко А.М.Горький отметил: «Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого». Чуковский считал, что в центре творчества Зощенко стоит борьба с черствостью в человеческих отношениях. В 1929, получившем в советской истории название «год великого перелома», Зощенко издал книгу «Письма к писателю» – своеобразное социологическое исследование. Ее составили несколько десятков писем из огромной читательской почты, которую получал писатель, и его комментарий к ним. В предисловии к книге Зощенко написал о том, что хотел «показать подлинную и неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». Книга вызвала недоумение у многих читателей, ожидавших от Зощенко только очередных смешных историй. Советская действительность не могла не сказаться на эмоциональном состоянии восприимчивого, с детских лет склонного к депрессии писателя. Поездка по Беломорканалу, организованная в 1930-е годы в пропагандистских целях для большой группы советских писателей, произвела на него угнетающее впечатление. Но после этой поездки написал о том, как в лагерях перевоспитываются преступники («История одной жизни», 1934). Попыткой избавиться от угнетенного состояния, скорректировать собственную болезненную психику стало своеобразное психологическое исследование – повесть «Возвращенная молодость» (1933). Повесть вызвала неожиданную для писателя заинтересованную реакцию в научной среде: книга обсуждалась на многочисленных академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях; академик Как продолжение «Возвращенной молодости» был задуман сборник рассказов «Голубая книга» (1935). Зощенко считал «Голубую книгу» по внутреннему содержанию романом, определял ее как «краткую историю человеческих отношений» и писал, что она «двигается не новеллой, а философской идеей, которая делает ее». Рассказы о современности перемежались в этом произведении рассказами, действие которых происходит в прошлом – в различные периоды истории. И настоящее, и прошлое давалось в восприятии типичного героя Зощенко, не обремененного культурным багажом и понимающего историю как набор бытовых эпизодов. В 1930-е годы писатель работал над книгой, которую считал главной в своей жизни. Работа продолжалась во время Отечественной войны в Алма-Ате, в эвакуации, поскольку пойти на фронт Зощенко не мог из-за тяжелой болезни сердца. В 1943 начальные главы этого научно-художественного исследования о подсознании были изданы в журнале «Октябрь» под названием «Перед восходом солнца». Зощенко исследовал случаи из жизни, давшие импульс к тяжелому душевному заболеванию, от которого его не могли избавить врачи. Современный ученый мир отмечает, что в этой книге писатель на десятилетия предвосхитил многие открытия науки о бессознательном. Журнальная публикация вызвала такой скандал, на писателя был обрушен такой шквал критической брани, что печать «Перед восходом солнца» была приостановлена. В прессе книга была названа «галиматьей, нужной лишь врагам нашей родины» (журнал «Большевик»). Постановление 1946, критиковавшее Зощенко и А.Ахматову, привело к их публичной травле и запрету на издание их произведений. Поводом стала публикация детского рассказа Зощенко «Приключения обезьяны» (1945), в котором был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди. На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют «трусом» и «подонком литературы». В 1954 на встрече с английскими студентами Зощенко вновь попытался изложить свое отношение к постановлению 1946, после чего травля началась по второму кругу. Самым печальным следствием этой кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. Восстановление его в Союзе писателей в 1953 и издание первой после долгого перерыва книги (1956) принесли лишь временное облегчение его состояния. Умер Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958. 1. Вспоминая Михаила Зощенко / Сост. и подгот. текста Ю.В.Томашевского.- Л. :  Худож. лит., 1990  83.3Р7 2.   Сочинения. Русская литература 1917-1945 /  Авт.-сост.С.М.Шведов.- Мн. :  Книжный Дом, 2005 :  2832 р.  83.3Р7 А242-1 3.   Старков, А.Н.  Михаил Зощенко /  А.Н.Старков.- М. :  Сов. писатель, 1990  83.3(2Рос=Рус)6 1. Сухих, И. Из гоголевской шинели / И.Сухих // Звезда.- 2000.- N2.- С.218-227. 2.   Разванцева, Л.В.  Веселый грустный человек / Л.В.Разванцева //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  2004. -  N5. - С.17-19. 3.   Мокроусова, Е.И.  "Лед тронулся" / Е.И.Мокроусова //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  1996. -  Вып.2. -  С.77-80. 4.   Горячева, Е.А.  Уроки искренности и доброты / Е.А.Горячева //  Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для массовых биб-к. -  2004. -  N5. - С.20ББК 83.3(2рос=Рус)613 августа - 180 лет со дня рождения И. Сеченова (1829-1905), русского ученого мыслителя, создателя физиологической школыИван Михайлович Сеченов (1829-1905) — российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869), почетный член (1904) Петербургской АН. В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) Иван Сеченов обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Сеченов так же исследовал и обосновал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияние на развитие естествознания и теории познания. Вклад этого ученого в науку метко охарактеризовал И.П. Павлов, назвавший Сеченова «отцом русской физиологии». Действительно, с его именем физиология не только вошла в мировую науку, но и заняла в ней одно из ведущих мест. Иван Михайлович Сеченов родился 13 августа 1829. Его отец, Михаил Алексеевич, в молодости был военным, служил в Преображенском гвардейском полку, но затем вышел в отставку в чине секунд-майора и поселился в деревне. Мать, Анисья Егоровна, была крестьянкой, которую только замужество (она вышла замуж за своего барина) освободило от крепостной зависимости. Детство будущего ученого-физиолога Вани прошло в деревне, до четырнадцати лет он не покидал Теплого Стана. После смерти отца материальное положение семьи ухудшилось, и мальчику пришлось азы науки познавать дома. Затем Ивана определили в военное училище с тем, чтобы он стал учиться на инженера. В 1843 году Иван отправился в Петербург, где за несколько месяцев подготовился и успешно сдал вступительные экзамены в Главное инженерное училище. Однако Сеченов не ладил с начальством и не был допущен в старший класс училища, чтобы стать военным инженером. В чине прапорщика он был выпущен и направлен в обычный саперный батальон. Через два года Иван Сеченов подал в отставку, ушел с военной службы и поступил на медицинский факультет Московского университета. Вдумчивый и старательный студент, Сеченов поначалу учился очень прилежно. Интересно, что на младших курсах он мечтал, по его собственному признанию, не о физиологии, а о сравнительной анатомии. На старших курсах после знакомства с главными медицинскими предметами Сеченов разочаровался в медицине того времени. «Виной моей измены медицине, — писал он впоследствии, — было то, что я не нашел в ней, чего ожидал — вместо теорий голый эмпиризм... Болезни, по их загадочности, не возбуждали во мне ни малейшего интереса, так как ключа к пониманию их смысла не было...» И. Сеченов увлекся психологией и философией. В эти годы он вошел в кружок прогрессивной московской молодежи, группировавшейся вокруг известного писателя Аполлона Григорьева. Жил Сеченов в студенческие годы очень скромно — снимал небольшие комнатки. Денег, которые присылала ему из деревни мать, едва хватало на пропитание, а ведь нужно было еще вносить плату за обучение. На старших курсах, окончательно убедившись, что медицина — это не его призвание, Сеченов стал мечтать о физиологии. Окончив курс обучения, Сеченов, в числе трех наиболее способных студентов, сдавал не обычные лекарские, а более сложные — докторские экзамены. Успешно выдержав их, он получил право готовить и защищать докторскую диссертацию. После успешной защиты Иван Сеченов отправился за границу «с твердым намерением заниматься физиологией». С этого времени физиология стала делом всей его жизни. Начиная с 1856 года он несколько лет проводит за границей, работая у крупнейших физиологов Европы — Гельмгольца, Дюбуа- Реймона, Бернара. Там же он пишет докторскую диссертацию «Материалы к физиологии алкогольного опьянения», опыты для которой ставит на себе! Возвратившись в Россию после защиты диссертации 8 марта 1860 года, Иван Сеченов становится профессором Петербургской медицинской академии. Уже первые лекции тридцатилетнего профессора физиологии привлекли всеобщий интерес. Его выступления отличались не только и не столько простотой и наглядностью изложения, сколько новизной, необычностью содержания, насыщенностью, фактами последних достижений науки. Сеченовские лекции по электрофизиологии вызвали такой широкий интерес, что редакция «Военно-медицинского журнала» решила опубликовать их. С самого начала работы на кафедре физиологии Иван Сеченов возобновил интенсивные научные исследования. «Лабораторию мне дали в нижнем этаже надворного флигеля, рядом с анатомическим театром, — вспоминал Сеченов. — Она состояла из двух больших комнат, служивших некогда химической лабораторией». В этих-то невзрачных комнатах с ледяным погребом под ногами были выполнены замечательные исследования по физиологии нервной системы — исследования, сделавшие имя Сеченова знаменем прогрессивного русского естествознания. В 1866 году выходит из печати классический труд Ивана Михайловича Сеченова «Физиология нервной системы». Особую важность в «Физиологии нервной системы», как считает известный советский психолог М.Г. Ярошевский, имеет высказанная здесь идея о саморегуляции и обратных связях, одна из генеральных сеченовских идей, развитая в дальнейшем кибернетикой. Эта идея привела Сеченова к понятию о сигнале и об уровне организации сигналов как регуляторов поведения. После десяти лет труда Иван Сеченов ушел из Академии и некоторое время работал в лаборатории, которой руководил Д.И. Менделеев. Затем в течение ряда лет был профессором Новороссийского университета. Не переставая заниматься физиологией нервной системы, Сеченов заинтересовался новой, чрезвычайно важной и малоизученной проблемой — состоянием углекислого газа в крови. Стремясь раскрыть секреты важнейшего физиологического процесса поглощения кровью из тканей и отдачи углекислоты, Сеченов глубоко изучал его физико-химическую сущность, а затем, расширив рамки исследования, делает в дальнейшем крупные открытия в области теории растворов. В сентябре 1869 года он стал членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Исключительно одаренный и яркий человек, прогрессивный по своим научным взглядам и общественным убеждениям, блестящий лектор, Сеченов пользовался огромным авторитетом среди студентов, но начальство его не терпело. Вот и теперь он вынужден покинуть Петербург. «Я решил заменить профессорство более скромным приват-доцентством в Москве», — с иронией написал Сеченов. Осенью 1889 года питомец Московского университета, прославленный ученый возвратился сюда, в родные пенаты. Однако по-прежнему ученому создавали препоны, всячески препятствовали его научной работе. Но отказаться от исследовательской работы он не мог. Отлично понимавший настроение Сеченова его давний друг Карл Людвиг, в то время профессор Лейпцигского университета, сказал своему маститому ученику, что, пока он жив, в его лаборатории всегда будет комната для русского физиолога. И Сеченов, лишенный почти на три года возможности заниматься делом своей жизни, физиологическими исследованиями, почти согласился работать в лаборатории Людвига, а в Москве читать только лекции. Однако умер профессор физиологии Шереметевский, появилась вакансия, и в 1891 году Сеченов стал профессором кафедры физиологии Московского университета. С прежней энергией ученый продолжает свои эксперименты. Сеченов полностью завершает, наконец, исследования по теории растворов, получившие высокую оценку и в ближайшие же годы, подтвержденные специалистами-химиками в России и за рубежом. Сеченов начинает исследования по газообмену, конструируя ряд оригинальных приборов и разрабатывая собственные методы изучения обмена газов между кровью и тканями и между организмом и внешней средой. Признаваясь, что «исследование дыхания на ходу было всегда моей мечтой, казавшейся притом же невыполнимой», Сеченов изучает газообмен человека в динамике. По-прежнему большое внимание уделяет он нервно-мышечной физиологии. Выходит из печати его обобщающий капитальный труд «Физиология нервных центров». В декабре 1901 года Иван Сеченов оставил преподавание на кафедре физиологии Московского университета и ушел в так называемую чистую отставку, то есть отказался читать даже частные курсы. 15 ноября 1905 года Иван Михайлович умер. 1.   Брагин, А.М.  В поисках сокровенного /  А.М.Брагин.- М. :  Мол. гвардия, 1981  28 цск - 28г 2.   Мирский, М.Б.  Революционер в науке, демократ в жизни / М.Б.Мирский.- М. :  Знание, 1988.-( Творцы науки и техники)  28.9 3.   Репин, Л.Б.  Открыватели: Отечества Российского сыны /  Л.Б.Репин.- М. :  Мол. гвардия, 1989  26.8г 4.   Чикин, С.Я.  Врачи-философы /  С.Я.Чикин.- М. :  Медицина, 1990 5+87.3 5.   Ярошевский, М.Г.  История психологии.- М. :  Мысль, 1985 :  150000 р.  88 А242-1 1. Серова, Л.  Похожие и разные / Л.Серова //  Наука и жизнь. -  2005. -  N3. - С.44-47ББК 28.07319 августа - 90 лет со дня рождения М. Кульчицкого (1919-1943), русского поэтаКраткая литературная энциклопедия. - М., 1966. - т.3. - с.894.19 августа – 85 лет со дня рождения В.Быкова (1924-2003), белорусского прозаика, публицистаБыков Василий Владимирович (Василь Быков) - белорусский прозаик. Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную тему «Смерть человека» и «Обозник», прозаик опубликовал в 1955. Действие повести «Журавлиный крик» (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском. Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть «Мертвым не больно» (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом. Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести «Альпийская баллада» (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. «Альпийская баллада» – одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя. Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести «Сотников» (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее, и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – «Обелиск» (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя. За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы. Повесть «Пойти и не вернуться» (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России. В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести «Знак беды» (1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.