Реферат по предмету "Разное"


Авторская программа

Федотова Нина ФеодосиевнаМОУ ДОД «Детская музыкальная школа», г.Усолье-СибирскоеАВТОРСКАЯ ПРОГРАММА«Раннее эстетическое развитие детей дошкольного возраста»Пояснительная записка Данная программа предназначена для раннего эстетического развития детей 4 – 6 лет. Курс обучения 2 года. Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Музыка влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Эмоциональное воздействие музыки многократно усиливается, если человек обладает хорошим музыкальным слухом. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Самый благоприятный период для развития музыкальных способностей – это детство. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем. Предмет «Музыка» представляет собой целую систему музыкального развития: формирование звуковысотного и гармонического слуха, чувства лада, чувства метроритма, музыкальных представлений.Основные задачи предмета «Музыка» Способствовать раннему развитию ребенка через комплексную музыкальную деятельность; Создать предпосылки к формированию творческого мышления; Формирование готовности к дальнейшему обучению; Развитие навыков общения и соучастия: контактности, доброжелательности, взаимоуважения; Формирование у детей качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия. Научить детей осмысливать музыку, знать и понимать простейшие музыкальные формы, почувствовать эстетическую красоту и понять содержание музыкального произведения. Усвоить и осознать конкретные явления и понятия, например – высота, длительность, сила и окраска звука, метр и ритмический рисунок, мелодия и аккомпанемент, фактура, темп, штрихи и т.д. В увлекательной игровой форме дать детям азы нотной грамоты, начальные теоретические сведения. Воспитание чувства метроритма. Развитие музыкально-слуховых представлений, умения словесно анализировать элементы музыкального языка. Развить эстетическое чувство, «создать» фонд музыкальных впечатлений и первоначальных знаний будущего потенциального слушателя; Способствовать накоплению вокальных навыков (организация вдоха и выдоха, формирование естественности в звукообразовании, правильная артикуляция и чёткая дикция, выразительность исполнения); Научить детей свободному, выразительному, движению, передающему характер и настроение музыки;^ Главная цель предмета «Музыка» - развитие музыкальных способностей – слуха, памяти, логического мышления и получение удовольствия от музыки. Ученик должен прийти к результату «Вижу – слышу» и «Слышу – чувствую – понимаю». Необходимо формировать и развивать эмоциональную сферу ребенка, возбуждая эмоции интереса и радости. Положительный эмоциональный настрой в обучении дошкольников просто необходим, как обязательны и игровые формы, которые побуждают ребенка к активной деятельности. ^ Методические рекомендации Одна из основных форм деятельности на уроке «Музыка» - пение. Именно через пение происходит самовыражение ребенка, пение развивает внимание, навык самоконтроля. Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, ребёнок сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Необходимо помнить, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения. При обучении пению всегда нужно идти от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства. Через формирование вокально-интонационных навыков развивается восприятие и усвоение элементов лада и само ладовое чувство. Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Необходимо начать воспитание ладового слуха с повтора детьми отдельных звуков за педагогом, затем простейших попевок и мелодий, постепенно расширяя диапазон. Итоговой формой работы над ладовым чувством является сольфеджирование (2 год обучения). Эта форма закрепляется в домашних заданиях, а на уроке используется чтение с листа. Эта форма достаточно сложна и требует развития целого комплекса навыков. Необходимо формировать у детей певческие данные, правильное певческое дыхание, хорошую артикуляцию. Для развития гармонического слуха следует включать в репертуар песни-игры с элементами простейшего двухголосия, например: «Гости» Д. Кабалевского. Очень важно развить у детей музыкально-ритмическое чувство - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Восприятие музыкального ритма – активный процесс, поэтому восприятие музыки вызывает у детей неосознанную двигательную реакцию. В работе над метроритмом удобно использовать ритмослоги (восьмые «ти-ки», четвертные – «та»), карточки, игры с хлопками и притопами, хождение под песню, подражательные движения. Одно условие – без отклонений от темпа. Необходимо научить детей отхлопывать, узнавать и выкладывать карточками ритмический рисунок знакомых песенок и попевок. Не менее важно развитие музыкально-слуховых представлений. Ребенок должен научиться не только эмоционально реагировать на музыкальные произведения, но и уметь словесно анализировать элементы музыкального языка, форму. Анализируя музыкальные произведения, ребенок учится внимательно вслушиваться в детали и охватывать произведение в целом. Развитие тембрового и динамического слуха музыкального слуха, позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально-дидактических игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков. У детей следует развивать творческое начало, которое будет проявляться в создании ярких словесных образов, фантазии, рожденных под влиянием музыки. Под детским музыкальным творчеством понимается способность самовыражения во всех видах музыкальной деятельности, в том числе и в продуктивной. Последняя характеризуется такой результативностью, как сочинение мелодий, ритмов, свободным выражением настроения в движении под влиянием музыки, оркестровкой пьес и т. д. Творчество ребенка в музыкальной деятельности придает ей особую привлекательность, усиливает его переживания. Творческая способность названа способностью самовыражения. Это врожденная способность, которая может быть развиваема. Источниками творчества во многих случаях считаются жизненные явления, сама музыка, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Необходимо создавать условия для формирования способностей всех детей к музыкальному творчеству. Методически целесообразны и полезны приемы творческих заданий, направленные на развитие музыкальных способностей. Например, развитие чувства лада, музыкально-слуховых представлений происходит во время вопроса педагога и ответа, сочиненного детьми, чувства формы - во время импровизации ответной фразы. Под музыкально-сенсорными способностями понимаются те, которые развивают качество восприятия, имеется в виду: различение свойств музыкальных звуков различение их выразительных соотношений качество обследования музыкальных явлений. Обследование музыкальных явлений предполагает: вслушивание; узнавание свойств музыкальных звуков; сравнение их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами. Сенсорное воспитание предполагает задачи: формировать слуховое внимание детей; приучать их вслушиваться в разнообразные гармоничные звуковые сочетания; улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений; обучать способам обследования музыкального звучания; развивать музыкально – сенсорные способности. В результате сенсорного опыта дети приобретают конкретные представления о музыкальных явлениях. Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности. Дети на уроке не только знакомятся с теоретическими сведениями, но и слушают музыкальные произведения, эмоционально откликаются на звучащую музыку, знакомятся с общими закономерностями музыкальной речи и основными музыкальными терминами. Учащихся знакомят с небольшими по объему, несложными для запоминания музыкальными произведениями, с историей происхождения некоторых музыкальных инструментов. Для того, чтобы дети усвоили отдельные элементы музыкального языка, необходима подготовительная работа в форме различных игровых упражнений. Прослушивая музыкальные произведения, необходимо акцентировать внимание детей на определенных средствах музыкальной выразительности. Педагогу важно пробудить фантазию и интерес у каждого ребенка. Необходимо в увлекательной игровой форме дать детям азы нотной грамоты, начальные теоретические сведения. Для того чтобы материал усваивался легко и с интересом, на уроках используется много игр, распевок, творческих заданий, наглядных пособий. Все это способствует развитию у детей музыкальных сенсорных способностей (умение слушать высоту, длительность, силу, тембровую окраску звуков). Разнообразие форм работы не дает детям скучать и постоянно активизирует их внимание. Для того, чтобы теоретический материал хорошо закреплялся у детей, необходимо постоянное возвращение к пройденному на новом уровне. В работе с дошкольниками важны два методических подхода – принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному». Накопление знаний происходит постепенно, необходимо сохранять баланс между эмоциональным восприятием музыки и теоретическими понятиями. Чтобы учебный процесс был для детей увлекательным и интересным, на уроках музыки используется много наглядных и учебно-дидактических пособий (карточки, игры и т.п.). Родители активно участвуют в образовательном процессе детей: готовят наглядные пособия, помогают детям дома закреплять пройденный теоретический материал. Для этого существует тетрадь для родителей, в которой педагог записывает материал, пройденный на уроке, дает методические рекомендации и советы родителям. Для психомоторного развития детей педагог дает письменные домашние задания. Для этого используются – 1 год обучения: И. Домогацкая «Музыкальные прописи» (художник Мурындин); 2 год обучения – Калинина «Музыкальные прописи». Все педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы в работе с детьми дошкольного возраста. Наглядно-слуховой метод (звучание произведения в «живом» исполнении или в записи) всегда сопровождает рассказ педагога о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов, например контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т. д.), облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер. Наглядно-зрительный метод в музыкально-образовательной деятельности также применяется широко: показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов; использование цветных карточек для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических соотношений. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения о музыке, поясняет ее содержание, помогая овладеть определенными навыками и т. д. Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т. д.), педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Этот метод облегчает детям усвоение музыкальных знаний, помогает закрепить их на собственном опыте. Практические приемы — оркестровка, передача характера музыки в движениях — позволяют глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцентов, динамики, пауз, штрихов, темпа, регистра и т. д. Музыкально-дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей, способствуют осознанному усвоению и закреплению знаний. Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления (высота, длительность звуков ит. д.). Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно. Вначале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей. В ходе реализации данной программы у детей развиваются музыкальный слух, чувство лада, метроритма, музыкально-слуховые представления. Все это эффективно воздействует на эмоциональную сферу и интеллект детей, помогает воспитать гармонично развитую личность. Моделирование свойств музыкальных звуков средствами музыкально-дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволит детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно. Процесс развития музыкально-сенсорных способностей у всех детей без исключения не пройдет бесследно для их последующего музыкального, интеллектуального развития и для понимания музыкального искусства, как целостного духовного мира.^ Контроль и учет успеваемости Для контроля успеваемости проводятся опросы детей на каждом уроке по ранее пройденному и новому материалу, проверка письменных домашних работ, а также открытые уроки в конце каждого полугодия, на которые приглашаются родители детей и администрация школы. На этих уроках дети показывают знания и навыки, приобретенные за данный период обучения, активно используя различные наглядные и учебно-дидактические пособия. При оценке деятельности детей учитывается: проявление интереса, эмоциональные реакции, предпочтения; самочувствие, соответствие нагрузок; степень активности; желание и умение действовать самостоятельно, творчески; уровень развития способностей; качество знаний, умений и навыков.Учебно-тематический план ^ 1 год обучения Теоретические сведения Кол-во часов Слушание музыки Практические задания 1.Легенды о музыке 1 К. Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» И. Домогацкая Музыкальные прописи«Учим малышей 3 – 5 лет» (художник Мурындин) 2.Знакомство с музыкальными инструментами 2 С. Прокофьев «Петя и волк» (симфоническая сказка) 3. Звуки шумовые и музыкальные. Высокие и низкие звуки. 3 П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»Марш из оперы Д.Верди «Аида» 4.Регистры. Изобразительность в музыке, связанная с регистрами. 3 М.Мусоргский «Колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане»П. Чайковский «Песня жаворонка»А. Лядов «Кикимора». 5.Знакомство с тембрами голосов 2 М. Глинка. Трио «Не томи, родимый» из оперы «Иван Сусанин»В. А. Моцарт. Ария Фигаро и ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро». 6.Жанры (общее понятие, музыкальные жанры: песня, танец, марш». 3 С. Рахманинов «Полька»,русская народная песня «Во поле береза стояла» (или другие песни по выбору), П. Чайковский. «Детский альбом». «Марш деревянных солдатиков». ^ Теоретические сведения Кол-во часов Слушание музыки Практические задания 7.Лад, разновидности. Тоника. 3 Г. Свиридов «Весна и осень»Р. Шуман. Из фортепиан-ного цикла «Карнавал»:-«Пьеро»-«Арлекин» И. Домогацкая Музыкальные прописи«Учим малышей 3 – 5 лет» (художник Мурындин) 8. Нотный стан, скрипичный ключ, знакомство с клавиатурой. 3 9. Знакомство с нотами 1-ой октавы. 3 10. Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар) 3 11.Пауза, реприза. Акцент, фермата. 2 12. Динамические оттенки 3 Э. Григ. «Утро»М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».М. Глинка. «Камаринская». 13.Штрихи (стаккато, легато) 2 Д. Кабалевский «Ежик» Г.Свиридов «Колыбельная» Р. Шуман «Смелый наездник».С. Прокофьев. «Шествие кузнечиков» 14. Аккомпанемент, мелодия. 2 М. Глинка «Жаворонок».Ф. Шуберт. «Лесной царь», «В путь» 15. Строение мелодии. 3 Е. Крылатов «Крылатые качели».М. Минков. «Дорога добра». ВСЕГО: 38 часов + 2 часа открытые уроки ^ 2 год обучения Теоретические сведения Кол-во часов Слушание музыки Практические задания 1.Повтор тем, пройденных за 1 год обучения 2 1.Фрике «Веселая кукушка»Куперен «Смелая кукушка»Родионова «Кукушечка»2. Д. Кабалевский Плакса Злюка Ревушка3. Сказочные герои в музыке:А. Лядов «Кикимора» «Баба-яга»Р. Шуман «Дед Мороз»4. М. Мусоргский «Картинки с выставки» Избушка на курьих ножкахБалет невылупившихся птенцовГномСтарый замок5.А. Вивальди «Времена года» (по выбору)6.П. Чайковский «Времена года» (по выбору)7.П. Чайковский. Балет «Щелкунчик»МаршРост елкиВальс цветовАдажио8.П. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»Танец маленьких лебедейМазуркаОдетта и Зигфрид Г.Ф.Калинина «Музыкальные прописи» 2.Средства музыкальной выразительности 3 3. Длительности нот 3 4.Паузы (целая, половинная, четвертная, восьмая) 3 5.Такты, тактовая черта, размер, сильные и слабые доли 3 6.Гамма (определение, пение) 2 7.Вводные тона 2 8. Устойчивые ступени, их опевание 2 9.Неустойчивые ступени и их разрешение 2 10. Знакомство с дирижированием на 2/4 2 11. Знакомство с ритмическими рисунками: 4 Теоретические сведения Кол-во часов Слушание музыки Практические задания 12. 3 вида минора. Гамма a-moll 3 9. П. Чайковский. Балет «Спящая красавица»Появление феиФея КарабасФея СирениТанец с веретеном10. К. Дебюсси «Детский уголок»Снег танцуетМаленький пастухСеренада куклеКолыбельная Джимбо11. К. Сен-Санс «Карнавал животных»КенгуруСлонЧерепаха Г.Ф.Калинина «Музыкальные прописи» 13. Главные трезвучия лада 3 14. Буквенные обозначения 3 15. Темпы 1 ВСЕГО: 38 часов + 2 часа открытые уроки Основное содержание дисциплины1 год обученияЛегенды о музыке Люди издавна считали, что музыка обладает великой силой и создавали о музыкантах мифы, былины, сказки. Легенда «Аполлон и музы» Легенда об Орфее.Знакомство с музыкальными инструментами Каждый музыкальный инструмент своеобразен и неповторим. История их создания, особенности музыкальных инструментов, определение на слух их звучания (на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»).Звуки шумовые и музыкальные, высокие и низкие Звуки, окружающие нас, делятся на две важные группы: звуки шумовые (от слова шум) и звуки музыкальные (от слова музыка). Знакомство с музыкальными и шумовыми звуками происходит с помощью стихов, рисунков, загадок и примеров. Все на свете дети знают, Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клёкот, Самолёта громкий рокот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые, Только есть ещё другие: Не шуршания, не стуки- Музыкальные есть звуки По рисункам и примерам дети определяют шумовые и музыкальные звуки. Из музыкальных звуков складываются песни и другие музыкальные произведения. Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого (сказка М. Михайловой «О Нине и пианино»). Определение на слух высоких и низких звуков. В качестве музыкальных примеров можно использовать следующие произведения: П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик», Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», Марш из оперы Д.Верди «Аида». Теплый - холодный, жесткий - мягкий, легкий - тяжелый, матовый - блестящий... Если найдется на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку. Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого? Почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок? Это загадка еще одного свойства звука - тембра. Можно дать ему еще несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный. Тембр - окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный. Развитие тембрового и динамического слуха позволяет слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально-дидактических игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков Регистры. Изобразительность в музыке, связанная с регистрами Регистры бывают: низкий, средний, высокий. Определение регистров на слух.^ Педагог открывает инструмент и объясняет, почему так звучат клавиши. У струн коротких и тонких Голос высокий и тонкий, А чем толще, длиннее струна- Тем ниже звучит она.^ Можно сопроводить показ на инструменте разных регистров следующим стихотворением: Низким голосом реветь Может зверь лесной – медведь. Мишкин голос бас зовётся, Очень низко бас поётся. Слева клавиши у нас Будто мишкин голос – бас. Рядом с мишкой волк живёт, Тоже низко он поёт. Дальше звуки чуть повыше, В них лисичку ты услышишь. В нотках средних на лужайке Скачет длинноухий зайчик Белочки пушистой цокот Звонкий, яркий и высокий. Очень тонок и высок Нежный птичий голосок, Без труда найти мы сможем Звук, на птичий свист похожий. Если мы решим все вместе Песню для друзей сыграть, Будут звуки этой песни В средних клавишах звучать. Будто голоса ребят Эти клавиши звучат.^ Разучиваем с детьми стихотворение Н. Кончаловской и распевку про музыкальный звукоряд (Т. Сиротина «Музыкальная азбука»). Педагог: У рояля много клавиш, Ты их всех звучать заставишь. В крайних слева бас гудит, Дети: Будто он всегда сердит. Педагог: В крайних справа звук высок, Дети: Будто птичий голосок. Педагог: В средних клавишах как раз, Дети: Тот же голос, как у нас. ^ Звуки низкие, средние, высокие.Дети определяют на слух регистры, с большим удовольствием сочиняют небольшие сказочки с показом на инструменте животных, героев сказок, угадывают загадки: Возле леса на опушке Трое их живут в избушке, Там три стула и три кружки, Три кровати и подушки. Угадайте без подсказки – Кто герои этой сказки? (три медведя) Угадав героев сказки, дети с удовольствием изображают их на инструменте. ^ Игры для закрепления темы «Регистры»:«Кто как поет»Цель. Развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).^ Описание дидактического пособия. Три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.Методика проведения. Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песни, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сынишка – тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется «Рассказ папы» (папа рассказывает о военном походе). Пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поет колыбельную своему сыну). Пьеса, звучащая в высоком регистре, называется «Детский марш» (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом «музыкальные загадки» исполняются в разной последовательности.«Узнай по голосу».Ход игры. Взрослый говорит: «А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит». Дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай». Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах? Зачитываются стихи: Выхожу я в коридор, Без труда могу я сам А за дверью разговор. Их узнать по голосам: Слышу: мама говорит. Мамин – звонкий, серебристый; Слышу: папа говорит. Папин - низкий и басистый. Взрослый говорит: «А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос». Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса – «папин» и «мамин». (Музыкальный репертуар: «Кто поет» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.)^ Знакомство с тембрами голосов. На примере известных музыкальных произведений познакомить детей со следующими тембрами голосов: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, бас, например: М. Глинка. Трио «Не томи, родимый» из оперы «Иван Сусанин», В. А. Моцарт. Ария Фигаро и ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро». Учить детей определять тембры голосов на слух. Для развития тембрового и динамического слуха можно использовать следующие игры:^ Кошка Мурка и музыкальные игрушки.Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка ( мягкая игрушка); коробка.Ход игры. Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые отдаст детям, если они узнают их по звучанию. Взрослый незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).^ Игра - диалог. Представьте себе, что встретились два человека, один большой - большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот - отвечать ему тоненько и нежно. - Где ты живешь? - прогремел великан. - В цветке ландыша, - нежно зазвенело в ответ. - С кем ты дружишь? - снова раздался громовой вопрос. - С Дюймовочкой... Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том что, великан говорит громовым басом, а сказочный малютка - высоко, нежно. Можно произвольно изменять голос с более низкого на более высокий. Проделав этот путь голосом несколько раз, убедитесь в новом свойстве звука. Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального.«Бубенчики»Цель. Развитие звуковысотного слуха.^ Игровой материал: Бубенчики.Ход: Взрослый рассказывает: «Жили - были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик. Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» - звучала его песенка. Дан пел песенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его братьев. «Дон-дон» - грозно звучала его песенка (используется фланелеграф, на котором три линеечки и бубенчики должны быть в своих домиках)». Дети должны повторить песенки разными голосами их голоса должны сливаться, когда одновременно поет 3-4 человека.Жанры (общее понятие, основные музыкальные жанры – песня, танец, марш)Жанры – разные виды искусств. На музыкальных примерах познакомить детей с основными музыкальными жанрами: песня, танец, марш. Например: С. Рахманинов «Полька», русская народная песня «Во поле береза стояла» (или другие песни по выбору), П. Чайковский. «Детский альбом». «Марш деревянных солдатиков». (Определение на слух можно сопровождать различными движениями).^ Лад, разновидности. ТоникаЛад – это когда звуки ладят между собой. Лады бывают: мажорный (веселый) и минорный (грустный). Очень помогают детям яркие, образные стихи: Есть два лада симпатичных, Всем известных на земле: Лад - мажорный, Лад - минорный Ходят рядышком везде. Наш мажор - весёлый, звонкий, Зажигательный такой, Жизнерадостный, задорный, Заводной и озорной. Он торжественным бывает, Громким, очень волевым, И воинственным нередко, И решительным таким. И восторженным, помпезным, И уверенным в себе, Ярким, броским и блестящим, Самым лучшим на земле! А минор - печальный, грустный, Скорбный, бедный и больной, Хмурый, сумрачный, тоскливый, Нелюбимый и чужой. То, вздыхающий украдкой, То, задумчивый порой, Нежный, ласковый, приятный, И мечтательный такой. Может мрачным быть и тёмным, И с трагической судьбой, Иногда - спокойный, робкий, Задушевный и простой. Вот какими могут быть Всем известные лады: Многоликими такими, Удивительными! Определение на слух мажора и минора с использованием карточек.Тоника – это самый главный звук лада. Выучить распевку о ладах, тонике (Н. Федотова).^ Лад, тоника. Для закрепления этой темы дети пользуются двумя карточками: на одной карточке веселое личико (мажор), на другой – грустное (минор). Если звучит произведение в мажоре – дети поднимают карточку с веселым личиком и говорят «мажор», а если в миноре - поднимают карточку с грустным изображением и говорят «минор». На уроках дети не только слушают музыкальные произведения (или фрагменты), но и учатся определять мажор и минор по одному аккорду. При этом полезно играть аккорды в разных регистрах. Для разнообразия можно использовать упражнения с хлопками, притопами и другими действиями (звучит мажор – хлопаем, минор – молчим).Оттенки. Перед тем, как объяснить оттенки, нужно рассказать детям историю создания фортепиано, объяснить, почему этот инструмент так называется и как на нём можно играть. Форте (f) – это значит громко, Заучи, не будь лентяем, А пиано (p) значит тихо, Ты, дружок запоминай, Если стрелка вот такая (≥), Мы играем затихая (диминуэндо). Повернулась стрелка вдруг (≤)- Надо здесь усилить звук (крещендо). mf – меццо форте – не очень громко, mp – меццо пиано – не очень тихо.^ Динамические оттенки Для закрепления этой темы желательно послушать музыкальные произведения яркие и образные, объясняя, почему композитор использует те или иные динамические оттенки. На уроках дети пользуются карточками: f, p, mf, mp, ≤, ≥, активно участвуют в обсуждении, играют в игры: например: ^ Сказка про кота. Жил-был Василий, ленивый кот! Острые зубы и толстый живот. Очень тихо всегда он ходил,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Екліптика Видимий рух Сонця і Місяця 2
Реферат Дії населення в надзвичайних ситуаціях у мирний і воєнний час
Реферат Информационная война - что это такое
Реферат Евакуаційні заходи при виникненні надзвичайних ситуацій
Реферат Дистанционно-пилотируемый летательный аппарат ДПЛА Пчела-1Т
Реферат Дія хімічної зброї
Реферат Захист від зброї масового ураження наслідків зруйнувань радіаційно 2
Реферат Курская битва 5 июля 23 августа 1943
Реферат А. С., Лисеная А. М. Психотерапевтический контекст переживания // Вісник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна. Серія: «Психологія». 2010. №913. Вип. 44. С. 71-74
Реферат Захист від зброї масового ураження наслідків зруйнувань радіаційно хімічно небезпечних обєктів
Реферат Захист населення при аваріях на хімічно-небеспечних обєктах
Реферат Заслон в горно лесистой местности
Реферат Исследование динамики ракеты при ее выходе из пусковой шахты при работающем двигателе
Реферат Застосування зєднань та військових частин підрозділів армійського корпусу в спеціальних операціях
Реферат Засоби індивідуального захисту людей