Реферат по предмету "Разное"


Автореферат магистерской работы Тема: Определение цели, задач и роли системы качества в вузе на примере системы менеджмента качества Доннту

Автореферат магистерской работы Тема: Определение цели, задач и роли системы качества в вузе на примере системы менеджмента качества ДонНТУ Руководитель: к.э.н., доц. Момот Александр ИвановичСодержание 1. Введение2. Обоснование актуальности3. Цели и задачи работы4. Планируемая научная новизна5. Планируемый практический результат6. Обзор существующих решений и особенностей вуза как объекта разработки СМК7. Проблемы, стоящие на пути внедрения СМК8. Заключение9. Список литературыВВЕДЕНИЕ       Согласно решениям 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, основными принципами формирования образовательной стратегии на пороге XXI века являются доступность, качество, мобильность. Таким образом, в настоящее время главной задачей образовательной политики нашего государства является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.[1]       Т.е. мы говорим о повышении степени соответствия предоставляемых вузами услуг требованиям современного рынка труда, запросам потребителей этих услуг - абитуриентов, их родителей. А в соответствии с МС ИСО 9000:2000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь", мы говорим о повышении качества предоставляемых услуг.      Качество - степень соответствия присущих продукции (услуге) характеристик требованиям. [2]       Достичь поставленных целей невозможно без эффективного руководства всеми процессами деятельности вуза, влияющими на качество образовательной услуги. В последнее время термин "руководство" все чаще замещается термином "менеджмент". Менеджмент (от англ. manage - управлять) - способ и манера общения с людьми, власть, искусство управления, особого рода умения и навыки, орган управления и административная единица (по Оксфордскому словарю).       В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.      Можно выделить большое число сформировавшихся систем менеджмента: менеджмент ресурсов, персонала, организации в целом.       Объектом анализа и разработки в данной работе выступает система менеджмента качества (СМК), разработанная для вуза и отвечающая всем требованиям МС ИСО 9001:2000 "Системы менеджмента качества. Требования" ^ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ       Актуальность исследований в этом направлении обусловлена рядом причин: изменениями на рынке образовательных услуг, связанных с изменениями требований потребителей; все возрастающими темпами увеличения объема знаний; присоединение Украины к Болонской конвенции и связанная с этим необходимость реформирования системы образования; все большая зависимость между качеством предоставляемых вузом услуг и его экономической стабильностью;       СМК вуза является тем инструментом, который позволяет значительно повысить эффективность координации и контроля всех процессов в вузе, повысить степень рационального использования всех видов ресурсов и значительно быстрее реагировать на указанные выше изменения. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ       Целью данной работы является разработка методов совершенствования некоторых процессов вуза с целью повышения его конкурентоспособности и сохранения устойчивого положения одного из ведущих вузов страны в условиях нестабильности внешней среды.       Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. [3]      Конкурентоспособность товара или услуги - решающий фактор коммерческого успеха субъекта на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара (услуги) условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).      Таким образом, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара (услуги), определяющих его успех на рынке. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.       Т.е., рассматривая ДонНТУ как организацию, предоставляющую потребителям услуги определенного характера, можно говорить о повышении степени ее конкурентоспособности за счет повышения степени удовлетворения потребителей этих услуг, а, следовательно, о повышении качества предоставляемых услуг.       Повысить качество услуг предполагается внедрением в ДонНТУ системы менеджмента качества, сформированной с учетом специфики деятельности вуза как объекта разработки СМК и специфики ДонНТУ как отдельно взятой организации.       Повышение качества предоставляемых образовательных услуг должно обеспечить возможность создания выпускниками вузов продукции, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на международном рынках, что позволит государству изменить пропорции импорта и экспорта в сторону увеличения последнего.       В процессе формирования СМК планируется разработка следующей документации: Руководство по качеству ДонНТУ; Политика в области качества структурного подразделения ДонНТУ (кафедры УК); Цели в области качества ДонНТУ;       Также планируется написание должностных инструкций для структурного подразделения ДонНТУ - кафедры УК - с учетом всех требований, выдвигаемых сформированной СМК. ^ ПЛАНИРУЕМАЯ НАУЧНАЯ НОВИЗНА       В данной работе формирование СМК вуза будет базироваться на оценке всех процессов, протекающих в вузе, выделении основных направлений деятельности вуза при анализе петли качества для вуза.       ^ Петля качества - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения. [2]       Петля качества, приведенная на рис. 1 [4] отражает процессы, общие для подавляющего большинства организаций и производимой продукции. Она нуждается в некоторой модификации в соответствии с особенностями вуза как организации, предоставляющей уникальные по своему характеру услуги. Что и будет проведено в данной работе.       Рисунок 1. Петля качества ^ ПЛАНИРУЕМЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ       Сформированная СМК вуза должна быть направлена на обеспечение такого уровня подготовки специалистов, который отвечает современным и перспективным критериям и стандартам, а также должна способствовать актуализации проблем качества образования, являющегося уникальной сферой человеческой деятельности. [5]       СМК вуза, сформированная в процессе работы обязательно должна соответствовать требованиям, приведенным на рис. 2, что обеспечит ее нормальное функционирование и достижение поставленных перед ней целей. Рисунок 2. Требования к СМК       СМК вуза должна способствовать достижению следующих целей: удовлетворение имеющихся и ожидаемых потребностей экономики страны в конкурентоспособных специалистах; создание образовательной среды, адекватной инновациям в областях науки и техники; оптимизация затрат посредством результативного и эффективного использования ресурсов; получение преимуществ перед конкурентами за счет постоянного улучшения возможностей организации; обеспечение уверенности заинтересованных сторон в результативности и эффективности деятельности вуза; создание и поддержание положительного имиджа и репутации вуза;^ ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВУЗА КАК ОБЪЕКТА РАЗРАБОТКИ СМК       В зарубежных странах идея управления качеством образования не является приобретением последних лет. В США, Великобритании, Японии уже достаточно долгое время существую подразделения научно-исследовательских центров, занимающиеся проблемами развития высшего образования и разработкой методов наиболее эффективного управления процессами вуза.      Следует отметить, что в России на данный момент также большое количество вузов применяет принципы управления качеством в своей деятельности, что дает повод представителям украинских вузов при разработке и внедрении СМК высшего образования ориентироваться на разработки и достижения своих зарубежных коллег.       Возможны два основных пути формирования СМК в вузах.[6]      Первый - разработка уникальной модели системы управления качеством, разработанной на примере конкретного учебного заведения, отчасти универсальной и применимой для других организаций.      Второй - использование универсальных принципов создания современных систем менеджмента качества, используемых в различных сферах человеческой деятельности. Т.е. прямое применение принципов всеобщего менеджмента качества (TQM), нашедших отражение в требованиях международных стандартов ISO серии 9000:2000 и критериях национальных премий в области качества.       Но СМК вуза, сформированная по любому из указанных путей, должна обязательно учитывать специфику вуза как объекта создания СМК. Можно выделить следующие особенности: разветвленная организационная структура, три уровня управления (университет, факультет, кафедра); большое число поставщиков и внутренних потребителей, значительное количество внутривузовской документации.[7].       Областью применения СМК вуза является образовательный процесс, основной продукцией которого являются образовательные услуги. Учебно-методическая продукция на базе научно-технической продукции и образовательных услуг является вспомогательной, обеспечивающей требуемый уровень качества результатам образовательного процесса.       Рассмотрим подробнее особенности вуза как объекта внедрения СМК, такие как уникальность деятельности и широкий круг лиц, заинтересованных в деятельности вуза.       Основной формой деятельности вуза является предоставление образовательных услуг. Образовательная услуга - комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей.      Подобная услуга уникальна по совокупности таких параметров как: длительность и трудоемкость производства (4-5 лет, 6500-9000 учебных часов); комплексность (50-60 различных учебных дисциплин); сложность (значительная доля участия работников высокой квалификации: докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов); ответственность (специалисты с высшим образованием являются основной элемент интеллектуального потенциала общества).[7]       Указанные особенности должны учитываться при формировании СМК вуза, т.к. игнорирование этих параметров может привести к существованию СМК только в формальном задокументированном виде, а не в виде эффективного инструмента руководства.       Как известно, одним из основополагающих принципов ТQМ, нашедшим отражение в стандартах ISO серии 9000:2000, является ориентация на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон. Именно в расчете на потребителя организация должна устанавливать цели своей деятельности и задачи по их достижению. Поэтому, приступая к созданию СМК вуза, необходимо в первую очередь определить, на выполнение чьих запросов она будет ориентирована.       В повышении качества образования заинтересованы государство, общество, работодатели, студенты и их родители. В настоящее время большинство вузов при организации своей деятельности ориентированы в основном на выполнение требований государства, отраженных в государственных общеобязательных стандартах образования, и показателях государственной аттестации и аккредитации вузов. То и другое можно рассматривать как регламентирующие нормативные требования к образовательной услуге, необходимость выполнения которых является условием существования вузов с бюджетным финансированием.[7]       В наибольшей мере потребителями выпускников вузов являются работодатели, поскольку именно в сфере реальной экономики в полной мере может проявиться результат образовательной услуги, выраженный в знаниях и умениях выпускника. Поэтому очевидно, что, сотрудничая с потенциальными работодателями, вузы должны определять, какие характеристики выпускников для них наиболее значимы. Вместе с тем сейчас не все работодатели в состоянии объективно и квалифицированно формулировать собственные требования к выпускникам. Поэтому маркетинг на рынке потенциальных работодателей должен быть активным, т.е. не только изучающим, но и формирующим спрос на будущих выпускников. В результате будет получен ряд пожеланий (требований) предприятий.[7]       В определенном смысле потребителями можно считать и студентов как непосредственные объекты получения образовательных услуг. Исходя из этого, некоторые вузы для оценки качества образования проводят анкетирование студентов. Приведенные особенности деятельности вуза значительно усложняют прямое применение принципов TQM, что вызывает необходимость разработки дополнительных мероприятий для формирования и внедрения СМК в вузах. Таким мероприятием может стать разработка стандарта, подобного ISO/TS 16949:2002 "СМК. Особые требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запчасти". Такой стандарт должен дать четкие рекомендации по применению принципов TQM в сфере образования с учетом всех особенностей данной деятельности. ^ ПРОБЛЕМЫ, СТОЯЩИЕ НА ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ СМК       Проблемами, сдерживающими внедрение системы менеджмента качества в вузах, являются: отсутствие методологии ее создания, адаптированной к государственным образовательным стандартам; дефицит специалистов-разработчиков; недостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у высшего руководства вузов и недооценка практической пользы от внедрения СМК в вузе.[6]       Также поддается объяснению низкая активность вузов по внедрению СМК. Это связано в основном с недостаточно стабильным финансовым положением вузов, малочисленностью кадров в области менеджмента качества, консерватизмом и инерционностью руководства и персонала вуза, преобладанием функционального менеджмента, а не менеджмента процессов и управления систематическими изменениями.[7]       Подводя итог, еще раз обобщим указанные особенности формирования СМК вуза: нематериальный характер результатов образования; непрерывность образовательных процессов и потребление их результатов; длительность и трудоемкость учебного процесса, его комплексность; большое число лиц, заинтересованных в деятельности вуза; трудность прямого применения принципов TQM при формировании СМК вуза;       В настоящее время данная работа находится в стадии разработки, ее окончательная готовность планируется на ноябрь 2006 года. ЗАКЛЮЧЕНИЕ       В заключение приведем те цели, достижению которых будет способствовать разрабатываемая СМК вуза: повышение степени удовлетворения потребителей образовательной услуги; повышение степени конкурентоспособности ДонНТУ в нестабильной внешней среде; быстрое реагирование системы управления на внешние воздействия; рациональное использование всех видов ресурсов; эффективность контроля и координации всех процессов вуза; формирование информационной базы по вопросам управления качеством высшего образования;^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Левшина В.В. Развитие методологии создания системы менеджмента качества вуза. Университетское управление. 2003. № 2(25). с. 60-63. http://ecsocman.edu.ru/univman/ ДСТУ ИСО 9000:2001 "Системи менеджменту якості. Основні положення, словник" Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность России: как ее повысить // Стандарты и качество/1-2004 Момот А.И. Менеджмент качества: Учебное пособие для вузов. Донецк: ДонНТУ, 2000. -120с., ил Падиарова И.П. Доклад директора ЦСМС при КарГТУ "Отраслевая специфика разработки и внедрения систем менеджмента качества вузов" . http://www.iso9000.ru Белкин В.Г., Гаффорова Е.Б., Балабан В.А., Теоретические основы и практические шаги формирования системы менеджмента качества в вузе. http://www.quality21.ru Левшина В.В., Зиненко В.К. Бука Э.С., Харин В.Ф. Формирование системы менеджмента качества вуза. http://www.quality21.ru. Ильенкова С. Д. Производственный менеджмент - "Наука", М., 2001, 430 с. Ильенкова С. Д. Управление качеством: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2003. - 237 с. ДСТУ ИСО 9001:2001 "Системи менеджменту якості. Вимоги"


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.