Реферат по предмету "Разное"


Абсолютная истина

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА Однажды Мастер Никеда сказал своим ученикам: — В мире нет Абсолютной Истины. Один из учеников спросил: — А эта истина абсолютна? — Нет, конечно, — улыбнулся Мастер.БАБОЧКИ И ОГОНЬ Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала: — Огонь светит. Другая подлела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала: — Он жжётся! Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся. Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.БОРОДА В течение месяца поста Рамадан мулла обычно после общей молитвы читал прихожанам проповедь. Взволнованно он говорил об общности верующих и об обязанности мусульманина. В течение этого месяца один человек каждый день сидел на этих собраниях верующих и плакал. Плакал в течение всей проповеди. Мулла думал про себя: "Наверняка моя речь трогает до глубины души этого человека. Он проливает слезы умиления". Это повторялось изо дня в день, и мулле уже не терпелось узнать больше. После проповеди он подошел к человеку и сказал: — Аллах да благословит тебя! Я вижу, как ты сидишь здесь день за днем, как ты слушаешь мои слова и плачешь. На других верующих мои слова не производят такого глубокого впечатления. Скажи, мой друг, что тебя так волнует? Верующий ответил: — Я прихожу сюда почитать Аллаха. Но плачу, слушая тебя, по другой причине. Мулла был растроган этими словами и сказал верующему: — Аллах даст тебе силы и упование. Чем я могу тебе помочь? Человек ответил дрожью в голосе: — Я вырастил козленка и очень привязался к нему. Его внезапная смерть повергла меня в тоску и печаль. Каждый раз, когда ты, благородный господин, говоришь, я вспоминаю своего козла, ведь у него была такая же красивая борода, как и у тебя.^ ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.^ ГОРОДСКИЕ ВОРОТА И УСТА Жил-был один восточный повелитель, мудрость которого подобно солнцу освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его в уме и сравняться с ним в богатстве. Однажды визирь пришёл к нему с печальным лицом: — О великий султан, ты самый мудрый, самый великий и могущественный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Однако, что я услышал, когда ездил по городам и селам! Все возносят тебе хвалу, но есть среди них и те, кто плохо о тебе отзывались. Они насмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. Как может быть, о величайший из великих, такое неповиновение в твоем царстве? Султан снисходительно улыбнулся и ответил: — Как и любой в моём царстве, ты знаешь о моих заслугах перед подданными моими. Семь провинций подчинены мне. Семь провинций под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав, я могу многое. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу — закрыть рот своим врагам. Не то важно, что некоторые говорят плохого обо мне, а то, что я творю добро для людей!^ ГРЯЗНЫЕ ГНЁЗДА Один голубь постоянно менял гнёзда. Неприятный, острый запах, исходивший от этих гнёзд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, старому, опытному голубю. А тот всё выслушивал его и кивал головой, но, наконец, сказал: — Посмотри внимательно — оттого, что ты постоянно меняешь гнёзда, ничего не меняется. Запах, который тебе мешает, идёт не от гнезд, а от тебя самого.^ ДВА ДРУГА И ЧЕТЫРЕ ЖЕНЫ Два друга сидели в кофейне и курили кальян. — Какое это счастье — иметь двух жён! — мечтательно говорил один другому. Красноречивыми словами он описывал свои необыкновенные переживания, не переставая восхищаться тем, что у двух цветков такой разный аромат. Глаза друга становились все больше и больше от восхищения. "Как в раю, — думал он, — живется моему другу. Но почему же не мне, а моему другу дана эта радость испытать сладость обладания двумя женщинами". Вскоре и у него появилась вторая жена. Но когда в брачную ночь он захотел разделить с ней ложе, она гневно отвергла его: — Не мешай мне спать, иди к своей первой жене. Я не хочу быть пятым колесом в телеге. Или я, или она. Чтобы найти утешение, он отправился к другой жене. — Тебе здесь нет места, — в ярости выкрикнула та. — Если ты взял себе вторую жену, а я тебе уже не мила, ну так и иди к ней. Ему не оставалось ничего другого, как пойти в ближайшую мечеть, чтобы найти покой хоть там. Когда он принял молитвенную позу и попытался заснуть, то услышал за собой покашливание. С удивлением он обернулся. Оказывается, это был не кто иной, как его добрый друг, разглагольствовавший перед ним о счастье иметь двух жен. — Чего это ты пришел сюда? — спросил он его с удивлением. — Мои жены не подпускают меня к себе. Это длится уже многие месяцы. — Но зачем же тогда ты мне рассказывал о том, как это прекрасно жить с двумя женами? — Я чувствовал себя таким одиноким в этой мечети и хотел, чтобы рядом со мной был друг.ДВЕРЬ Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он решил собрать всех учеников. И вот собралось множество учеников. Мудрец сказал им: — У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи? Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно. Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки. Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась. Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась. Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова: — Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.^ ЕЩЁ НЕ ВРЕМЯ Однажды царь Бухары, видя тщету жизни, отдал своё царство и направился в Афганистан, чтобы найти духовное руководство. Первое, что учитель поручил ему, было подметать в комнатах всех учеников. Там было множество самых разных учеников, и бедных, и богатых, но не было ни одного царя. Все они чувствовали большую жалость к этому человеку, который когда-то был царём, а теперь должен был подметать комнаты — выполнять работу, которой он никогда не делал прежде. Они ничего не говорили, но однажды не смогли сдержать чувств: "Жаль, что этому человеку приходится выполнять эту работу. Он такой хороший, добрый и кроткий, такой прекрасный человек, почему же он должен этим заниматься?" И они пошли к учителю и сказали: — Учитель, не дадите ли эту работу одному из нас? Нам причиняет боль видеть, как этот человек, который раньше был царём и жил во дворцах, подметает комнаты. — Ученики мои, — ответил учитель, — вам нужно подождать. Я не думаю, что время уже пришло. Они сказали: — Нам причиняет это большую боль. — Хорошо, — сказал учитель, — я скажу одному из вас, что делать, а там посмотрим. Однажды тот человек, который прежде был царём, нёс корзину с мусором, и один из учеников так толкнул его, что она выпала у него из рук и мусор высыпался на пол. Так что ему пришлось собирать всё снова. Он осмотрел на того ученика и сказал: — Вот если бы я был тем, кем был прежде, я бы тебе показал, что значит позволять себе такие оплошности. После чего он собрал мусор и ушёл. Сообщение об этом было передано учителю, и тот сказал: — Разве я не говорил вам, что время ещё не пришло? Через некоторое время ещё один ученик сделал подобное, и тот, кто был когда-то царём, некоторое время стоял и смотрел на него, словно желая что-то сказать, но не сказал ничего. И снова учителю передали о происшедшем, и он сказал: — Еще не время. И в третий раз произошёл подобный случай. Тот человек даже не поднял глаза; он продолжал заниматься своим делом. И тогда учитель сказал: — Вот теперь время пришло. Могут спросить: "Разве это не слабость — быть таким пассивным?" Да, если человек настолько пассивен от слабости, это будет слабостью. Но если человек пассивен по причине глубокомыслия, тогда это — сила, потому что нужна великая сила, чтобы властвовать собой.^ ЗАВЕТНОЕ ЖЕЛАНИЕ К лекарю пришёл седой беззубый шейх и стал жаловаться: — О ты, помогающий всем людям, помоги также и мне. Стоит мне только заснуть, как сновидения овладевают мной. Мне снится, будто я пришёл на площадь перед гаремом. А женщины там восхитительны, подобны цветам чудесного сада, божественным гуриям рая. Но стоит мне появиться во дворе, как все они сразу исчезают через потайной ход. Лекарь наморщил лоб, стал усиленно размышлять и, наконец, спросил: — Ты хочешь, наверное, получить у меня порошок или снадобье, чтобы избавиться от этого сна? Шейх посмотрел на лекаря отсутствующим взглядом и воскликнул: — Только не это! Единственное, чего я хочу, так это чтобы двери потайного хода были заперты, и тогда женщины не смогут убежать от меня.ЗАВЕЩАНИЕ Один старик был при смерти. Он подозвал своего сына и сказал ему: — Теперь я должен открыть тебе свой секрет, ибо смерть моя уже близка. Всегда помни две вещи — благодаря им, я добился успеха. Во-первых, когда бы ты что-то ни пообещал, сдержи данное слово. Чего бы это ни стоило, будь честен и выполни обещание. Это было моим принципом, на этом я основывал все свои дела, и поэтому я добился успеха. И второе — никогда никому ничего не обещай.^ ЗНАНИЯ СТОЯТ ДОРОГО У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот, и всё тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счёт, тот, удивленно взглянув на него, возмутился: — Как, ты хочешь сто монет только за один удар молотком! — Дорогой друг, — ответил мастер, — за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные девяносто девять монет я беру с тебя за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту.^ КАК СТАТЬ МУДРЫМ Молодой человек пришёл однажды к мудрецу и спросил: "Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?" Мудрец не удостоил его ответом. Повторив свой вопрос несколько раз с аналогичным результатом, юноша, наконец, ушёл, чтобы вернуться на следующий день с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя вопрос: "Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?" Мудрец, наконец, повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошёл в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял его за плечи, погрузил в воду и держал его там, невзирая на его попытки освободиться. Наконец он его отпустил и, когда юноша восстановил дыхание, спросил: "Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего?" Юноша ответил без колебаний: "Воздуха! Воздуха! Я хотел воздуха!" "А не предпочёл ли бы взамен его богатства, удовольствий, могущества или любви, сын мой? Не думал ли ты о чём-нибудь из них?" — допытывался мудрец. "Нет, господин, я жаждал воздуха и думал лишь о воздухе", — последовал немедленный ответ. "Итак, — сказал мудрец, — чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно хотеть мудрости, как только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за неё, отказываясь от всех прочих целей жизни. Она должна быть единственным объектом твоего устремления, денно и нощно. Если ты будешь стремиться к мудрости с таким рвением, сын мой, ты обязательно станешь мудрым".КРАСАВИЦА По дороге шла девушка, прекрасная, как фея. Вдруг она заметила, что следом за ней идёт мужчина. Она обернулась и спросила: — Скажи, зачем ты идёшь за мной? Мужчина ответил: — О, повелительница моего сердца, твои чары столь неотразимы, что повелевают мне следовать за тобой. Про меня говорят, что я прекрасно играю на лютне, что посвящён в тайны искусства поэзии и что умею в сердцах женщин пробуждать муки любви. А тебе я хочу объясниться в любви, потому что ты пленила мое сердце! Красавица молча смотрела некоторое время на него, потом сказала: — Как ты мог влюбиться в меня? Моя младшая сестра гораздо красивее и привлекательнее меня. Она идёт за мной, посмотри на неё. Мужчина остановился, потом обернулся, но увидел только безобразную старуху в заплатанной накидке. Тогда он ускорил шаги, чтобы догнать девушку. Опустив глаза, он спросил голосом, выражающим покорность: — Скажи мне, как ложь могла сорваться у тебя с языка? Она улыбнулась и ответила: — Ты, мой друг, тоже не сказал мне правду, когда клялся в любви. Ты знаешь в совершенстве все правила любви и делаешь вид, что твоё сердце пылает от любви ко мне. Как же ты мог обернуться, чтобы посмотреть на другую женщину?^ ЛОШАДЬ И ОСЁЛ Шли лошадь и осёл с базара. Так случилось, что осёл был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Осёл устал, кряхтит, еле дышит. — Будь другом, — попросил он лошадь, — помоги мне! Возьми часть груза! Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осел взмолился: — Мне уже невмоготу! Помоги! Но лошадь только ушами прядет. Дорога пошла в гору. Осёл чувствует, что вот-вот упадёт, и в третий раз просит лошадь: — Помоги! — Ладно, — согласилась лошадь, — кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться. Осёл прошёл ещё десяток шагов и упал. — Вставай, вставай, милый! — умолял хозяин, но осёл не мог подняться. Делать нечего. Разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь. Теперь осёл бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих.ЛЯГУШКИ Однажды лягушка из океана пришла и прыгнула в колодец. Там её встретила лягушка, всю свою жизнь жившая в этом колодце. Она спросила: — Интересно, а откуда ты пришла? — Я пришла из океана. Колодезная лягушка спросила: — А он больше, чем этот колодец? Конечно, в её глазах было недоверие, в её уме — сомнение: как что-то может быть больше, чем этот колодец, где я живу? Океанская лягушка рассмеялась и ответила: — Очень трудно сказать что-нибудь, так как там нет меры. Колодезная лягушка сказала: — Тогда я дам тебе меру, чтобы ты смогла это сделать. Она нырнула на четверть глубины колодца, одну четвертую пути, и спросила: — Этого хватает? Океанская лягушка засмеялась и сказала: — Нет. Тогда та нырнула на половину глубины колодца и спросила: — Этого хватает? Океанская лягушка снова сказала: — Нет! Тогда та нырнула до самого дна колодца и торжествующе сказала: — Теперь ты не можешь сказать "нет". Океанская лягушка сказала: — Ты можешь обидеться, а я не хочу быть невежливой, но ответ по-прежнему тот же: нет!!! Тогда колодезная лягушка сказала: — Убирайся отсюда, ты, лгунья! Ничто не может быть больше этого колодца!^ МАЛЬЧИК И СЛОН Это случилось в одной деревне: бедный мальчик, сын нищего, был молод и полон сил. Он был так молод и настолько силён, что когда королевский слон проходил через деревню, он просто хватал слона за хвост, и слон не мог двинуться с места! Это вызывало большое недовольство короля и восторг народа, поскольку король сидел на слоне, а собирался весь рынок и все смеялись. И все из-за какого-то сына нищего! Король позвал своего премьер-министра: — Что-то надо делать. Это оскорбительно. Я уже боюсь проезжать через эту деревню, а тот мальчишка иногда уже приходит и в другие деревни! Где угодно, в любое время, он может схватить моего слона за хвост, и тот не сможет двинуться. Этот парень изумительно силён, так сделай что-нибудь, чтобы поубавить его энергию. — Мне придётся сходить посоветоваться с мудрецом, потому что я представления не имею, как истощить его силы, — ответил министр. — Он же просто нищий. Имей он какую-нибудь лавку, это поубавило бы его энергию. Если бы он работал в конторе, это истощало бы его. Будь он школьным учителем, тогда его силы расходовались бы на другое. Но он ничем не занимается. Он живет ради собственного удовольствия, и народ любит и кормит его, поэтому он никогда не испытывает недостатка в еде. Он счастлив, он ест и спит. Трудно будет что-то придумать, но я пойду. Итак, министр отправился к одному старому мудрецу. Старец этот велел ему: — Сделай одну вещь. Пойди и скажи мальчику, что ты будешь давать ему по золотой рупии ежедневно, если он будет выполнять одну небольшую работу. А работа эта действительно небольшая. Он должен будет зайти в деревенский храм и зажечь лампу. Нужно лишь зажечь в сумерках лампу, только и всего. И ты будешь давать ему по одной рупии каждый день. — Но как это поможет? — удивился премьер-министр. — Это может только лишь придать ему ещё сил. Он будет получать по рупии ежедневно, и он станет еще больше есть. Ему даже не надо будет заниматься сбором милостыни. — Не беспокойся, просто делай, что я говорю, — ответил мудрец. Так и было сделано; а на следующей неделе, когда король проезжал мимо, мальчик вновь попытался остановить слона, но потерпел поражение. Слон протащил его.^ МОЛИТВА И ТУФЛИ Набожный человек стоял на коленях в мечети, поглощённый молитвой. А другому верующему бросились в глаза его великолепные, искусно сотканные туфли с загнутыми носами. Он уже представил себе, как было бы прекрасно, если бы у него тоже был такие туфли. Шаг от мысли к делу часто бывает гораздо короче, чем обычно думают. Он подошёл сзади к молящемуся и прошептал ему на ухо: — Ты же знаешь, что молитва не достигает слуха господа, если ты молишься в туфлях. Верующий прервал свою молитву и так же тихо прошептал в ответ: — Если моя молитва и не будет услышана, то мне, по крайней мере, останутся мои туфли!НЕ ВСЕ ЗА ОДИН РАЗ Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя: "Должен я говорить или нет?" И он решился спросить у конюха: — Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет? Конюх ответил: — Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я всё равно дам ей поесть. Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил: — Как тебе понравилась моя проповедь? — Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю всё это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно её накормлю. Но я не отдам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей. Каждая притча — это тема для медитации. При помощи этой можно научиться разумно тратить свои силы.НИЛИ Кто-то разузнал, что Нили не только даёт своим ученикам упражнения, и музыку, и зрелища, но и поощряет чтение книг и собрания в экзотических местах. Этот критик сказал мудрецу: — Я уж забыл, сколько лет вы боретесь против подобной поверхностности и мишуры! Теперь же я нахожу, что вы сами используете это в своём так называемом учении. Немедленно прекратите эту практику или объясните её мне. Нили ответил: — Я не обязан ни отказываться от неё, ни объяснять её, но я рад рассказать вам о ней. Вот причина. Я даю упражнения людям, которые могут понять, для чего они. Большинство людей этого не понимает, и они подобны человеку, который пришёл в харчевню и влюбился в кухарку вместо того, чтобы есть суп. Люди неверно воспринимают музыку, поэтому я лишаю их музыки до тех пор, пока они не смогут извлекать из неё пользу, а не забавляться ею. Пока они не знают, для чего нужна музыка, они потребляют её подобно людям, согревающим свои руки у огня, на котором можно было бы приготовить что-нибудь съестное. Что касается окружающей обстановки, то определённые её виды культивируются эстетами, которые, таким образом, лишают самих себя дальнейшей ценности и учат других останавливаться прежде, чем те получат что-нибудь действительно стоящее. Они подобны людям, которые, отправившись в паломничество, только и могут думать о числе сделанных шагов. Что касается упражнений, то давать их любому сколько-нибудь больше, чем позволить читать книги, я не могу, пока он не усвоит, что есть нечто более глубокое, чем поверхностность, когда вдыхают аромат плода и затем забывают, что он здесь, чтобы быть съеденным. Никто не возражает против вдыхания аромата, но все скоро умрут, если откажутся есть.ОБРАЩЕНИЕ Малик, сын Динара, описывает недостойное поведение человека и его обращение: Малик был весьма обеспокоен распущенным поведением развратного юноши, жившего неподалёку. Долгое время он ничего не предпринимал, в надежде, что вмешается кто-то ещё, и, в конце концов, люди стали выражать недовольство этим молодым человеком. Тогда Малик отправился к нему и сделал ему выговор, требуя, чтобы тот исправился. Однако юноша известил Малика, что является любимцем султана и что никто не может запретить ему делать всё, что нравится. Малик сказал, что пойдёт к султану; но юноша уверил его, что правитель никогда не изменит своего мнения о нём. — В таком случае, — сказал Малик, — я пожалуюсь на тебя выше, Творцу. Юноша сказал, что Господь слишком снисходителен, чтобы укорять его. Малик был в растерянности и предоставил юношу самому себе; но теперь мнение о нём стало настолько плохим, что люди открыто возмущались им. Малик отправился сделать ему замечание ещё раз. Однако когда он шёл к дому юноши, голос свыше воззвал к нему: "Не прикасайтесь к моему другу!" Малик был изумлён, и он вошёл к юноше в замешательстве. Едва увидев его, распутник спросил, зачем он опять пришёл. Малик сказал: "Я не могу упрекать тебя, но должен рассказать тебе о том, что произошло". И сообщил ему о случае с голосом. Грешник сказал: "Если он — мой Друг, я отдам ему всё, чем владею". Отказавшись от своего богатства, он стал странником. Ещё раз Малик Динар повстречал его в Мекке. Юноша сказал: — Я пришёл увидеть моего Друга, — и умер.ОВЦЫ Жил-был царь, и всего у него было в достатке, как и у всех царей. Но вдруг начали беды обрушиваться на него и его царство. Наступила страшная засуха, соседний царь воспользовался этим, напал на столицу и осадил её. Началась эпидемия, в которой погибла вся семья и половина жителей столицы несчастного царя. Когда войско ослабело, враг штурмом овладел городом и уничтожил оставшихся в живых. Царю удалось бежать. Он отправился к своему другу царю-союзнику, с которым они вместе выросли, но по дороге его захватила в плен шайка разбойников и продала в рабство. Три долгих и мучительных года он провел на дальних плантациях и, наконец, бежал. Когда же он достиг столицы своего друга, то его просто не пустили во дворец, так как стража не поверила, что он царь, увидев его лохмотья. Тогда ему пришлось устроиться на работу в городе, и целый год он трудился, чтобы заработать себе на приличную одежду. Только потом он предстал перед своим другом. Тот с состраданием и пониманием отнёсся к рассказу гостя и, подумав, сказал: — Я помогу тебе. Дайте ему стадо овец в 100 голов, пусть пасет, — приказал он. Убитый "дружеским" отношением царь-горемыка, всё еще не веря, что старая дружба забыта, поплелся пасти овец, ибо другого выхода у него не было. Когда он пас овец, проклиная судьбу, на его стадо напали волки и уничтожили всех овец. Придя с понурой головой во дворец, он рассказал о случившемся. Друг приказал: — Ну, хорошо, дайте ему 50 овец! Но и это стадо погибло, бросившись в пропасть вслед за вожаком. — Дайте ему 25 овец! — был следующий приговор. В этот раз ничего не случилось, все овцы мирно паслись и плодились, и через какое-то время у него было стадо в 1000 овец. Царь пришел во дворец и сказал: — Вот, у меня 1000 овец и через год будет вдвое больше! Тогда его друг, обрадованный этой новостью, обняв его, громко приказал: — Заберите у него овец! Вместо овец он отдал ему соседнее государство. Но наш царь, уже давно разочаровавшийся в дружеских отношениях, спросил: — Что же ты сразу не дал мне царство в самом начале!? — От него не осталось бы камня на камне, — ответствовал его мудрый друг. — Я просто подождал, когда кончится твоя черная полоса жизни и наступит следующий этап. Теперь же он наступил. Овцы были лишь показателем твоей судьбы.ОСЛИК Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. — Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил? Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: — Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом. Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него. — Люди добрые, видали вы где-либо подобное? — заголосила женщина под чадрой. — Так мучить животное! У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо! Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: — Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе? Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. — Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.^ ПАДИШАХ И НИЩИЙ Сидел у дороги нищий. Без шапки, без рубахи, без обуви. Жаркое солнце крепко напекло ему голову. Мухи облепили лицо и тело. Он стонал от сильных и болезненных укусов. Мимо проезжал в карете важный падишах в сопровождении большого отряда вооружённой стражи. Увидел падишах нищего и остановился возле него. Пожалел горемыку. Надменный и суровый, он сказал: — Я сегодня в хорошем настроении. Очень я сегодня добрый. Проси у меня всё, что твоей душе угодно. Всё сделаю! Любую просьбу исполню! Всё мне на этом свете подвластно! Все меня боятся! Нищий, изнемогая от назойливых мух и жары, согнулся перед падишахом до земли и простонал, умоляя: — Ради Аллаха! Спаси меня от мух! Вели им скорее улететь отсюда! Погибаю! Важный падишах пожал плечами: Нет! Мухи мне не подчиняются! Мух отогнать я не смогу! Поехал важный падишах со свитой по дороге дальше. А нищий так и остался сидеть у дороги, облепленный стаями мух с ног до головы. Тут же к нищему сбежались со всех сторон люди: — О счастливец! Наверное, падишах помог тебе стать богатым человеком! Нищий поморщился и махнул рукой: — Я не знал, что падишах такой бессильный! Он даже от мух не смог меня избавить! А ведь слабее мух нет на свете созданий!^ ПОМОЩЬ НУЖДАЮЩЕМУСЯ Однажды аль-Абасси заявил, что — стараются люди помочь человеку или нет — нечто внутри самого человека может противостоять этому. Но нашлись люди, которые возражали против этой теории, и аль-Абасси обещал продемонстрировать что-либо в подтверждение своих слов. И когда все уже и думать перестали об этом, он велел одному человеку положить мешок с золотом на середину моста. А другого человека попросил привести к нему какого-нибудь несчастного должника, чтобы тот прошёл по мосту. И вот аль-Абасси стоял на одном конце моста, поджидая того должника, который должен был прийти к нему с противоположной стороны. И когда этот человек, наконец, подошел к аль-Абасси, тот спросил: — Ну, и что ты видел на середине моста? — Ничего! — удивлённо сказал человек. — Как это так? Почему? — спросили свидетели аль-Абасси. — Да вы знаете, как только я стал переходить мост, я подумал: а могу ли я перейти мост с закрытыми глазами? Вот было бы забавно, если бы это удалось! И представьте — получилось.ПРАВДА Когда Мухаммед спасался от преследований и его повсюду искали, Али, его тестю, пришла в голову спасительная мысль: он спрятал пророка в высокую корзину, которую носят на голове, водрузил эту тяжёлую ношу себе на голову и прошёл, балансируя, между стражами городских ворот. — Что у тебя в корзине? — спросил один из стражников. — Пророк Мухаммед, — ответил Али. Стражи были так ошарашены этим неожиданно наглым ответом, что засмеялись и пропустили Али.^ РАСКАЯНИЕ ВОЛКА Жил когда-то волк; он растерзал множество овец и поверг в смятение и слёзы многих людей. Однажды он вдруг почувствовал угрызения совести и стал раскаиваться в своей жизни. Он решил измениться и более не убивать овец. Чтобы всё было по правилам, он отправился к священнику и попросил его отслужить благодарственный молебен. Священник начал службу, а волк стоял и плакал в церкви. Служба была длинная. Волку случилось зарезать много овец и у священника, поэтому священник со всей серьёзностью молился о том, чтобы волк изменился. Но вдруг волк выглянул в окошко и увидел, что овец гонят домой. Он начал переминаться с ноги на ногу; а священник всё молится, и молитве не видно конца. Наконец волк не выдержал и зарычал: — Кончай, священник! А то всех овец домой загонят, и я останусь без ужина!^ СУДЬБА ОМАРА Жил да был некогда очень богатый купец, и звали его Омар. Владел он целой флотилией превосходных кораблей, которые доставляли ему товары из разных заморских стран. Рода Омар был знатного, и честь имел незапятнанную. И однажды... счастье отвернулось от него. Скорбную весть принесли ему люди. Они сказали, что корабли его потерпели крушение во время жестокого шторма, и ни один из матросов не спасся от разъяренной стихии. — О Аллах! Смилуйся надо мной, — запричитал несчастный, — о, это самый чёрный день в моей жизни! Но беда никогда не приходит одна. Когда, убитый горем, на подгибающихся ногах и постаревший на добрый десяток лет, он вернулся к дому, там его уже поджидал новый удар: прекрасный, богатый дом его сгорел дотла, а с ним и ковры, и шелка, и парча. Драгоценные каменья и золото растащили воры. Остался он теперь один, без денег, без крова, не имея ничего, кроме безутешного горя. "Что я теперь? Без моих богатств кому я нужен? Конченый я теперь человек, — в исступлённом отчаянии думал он. — Разве смогу я теперь гордо стоять среди тех, кто уважал меня раньше? Разве хватит сил человеческих, чтобы в такой беде начинать всё сызнова?! Нет, нет, невозможно это!" Собрал он остатки мужества и душевных сил и бросился в море с высокой скалы. Бурлящие пенные волны сомкнулись над его головой, а он... он продолжал падать, и бесконечным было это падение. Но не захлебнулся, не утонул он, море выбросило его на влажный песок неведомого берега. Там и лежал Омар, в грязных лохмотьях, щурился от ослепительного солнца и всё никак не мог понять, что он снова в этом мире и всё ещё жив. Подул ветер, и песок попал в глаза. — Ничего не хочу, только смерти! — прохрипел он безмолвным, лазурным небесам, осознав наконец, что смерть не приняла его. — Не могу я жить больше! Ответом ему была лишь тишина да лёгкий шелест прибоя и шуршание песка. Наконец он поднялся и начал карабкаться на скалы, что высились над берегом. Вокруг было так хорошо, но думал он только о смерти. Долго ли, коротко ли, случилось так, что обезумевший от отчаяния Омар брёл по улицам города, и никто не признавал в нём некогда богатого и знаменитого даже за пределами своей страны купца. Его пинали, отшвыривали в сторону с дороги, мальчишки улюлюкали ему вслед. И вдруг шум и гомон толпы прорезал дикий вопль: "Смерть шаху и наместникам!" Это вопил сумасшедший бродяга, который в припадке бешенства, размахивая ножом и распихивая людей, продирался к шаху. Вот остался позади окровавленный труп начальника стражи, вот упал один телохранитель, другой, вот уже сталь ножа зловеще сверкнула перед грудью шаха. Но в эту секунду кто-то отчаянно вцепился в шею бродяги, и вот уже в бешеной схватке покатились двое в пыли, оставляя за соб


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет и аудит расходов на оплату труда в торговой организации
Реферат Облік валютних коштів, повязаних з рухом статутного капіталу
Реферат Особенности течения и лечения артериальной гипертонии с метаболическими нарушениями
Реферат Деятельность Всемирной Торговой Организации после Уругвайского раунда. Взаимоотношения Республик
Реферат Revelations Biggest Surprise Essay Research Paper IT
Реферат Women And The Agricultural Revolution Essay Research
Реферат Основы рекламной деятельности 2
Реферат Голосов П.А.
Реферат Неформальная экономика
Реферат Номенклатура, типы цен, склады, складские операции
Реферат Exxon Valdez Disaster Essay Research Paper Ten
Реферат Организация учета и контроля на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства
Реферат Психология личности правонарушителя
Реферат Расчет плоской статически определимой фермы
Реферат Euthanasia Essay Research Paper Euthanasia has been