Реферат по предмету "Разное"


А. З., Шевченко Г. И. Латинский язык для биологов

Цисык А. З., Шевченко Г. И. Латинский язык для биологовУчеб. пособие, - Мн.:БГУ, 2008 г. Введение Краткая история латинского языка Латинский язык (lingua Latina) первоначально был языком небольшого племени латинов, обитавшего в средней части Апеннинского полуострова. На территории этого полуострова в 753 г. до н. э. был основан город Рим (Roma), который с течением времени стал центром Римского государства, превратившегося к концу I в. до н. э. в огромную Римскую империю. Латинский язык был здесь, прежде всего, языком государственных учреждений, а также широко употреблялся во всех сферах повседневной жизни, как в метрополии, так и в провинциях.Во II в. до н. э. римляне захватили Древнюю Грецию, высокоразвитая культура которой оказала огромное влияние на духовное развитие античного Рима и послеантичной Европы. В Греции впервые сложилась научная система знаний как гуманитарного, так и естественно-научного профиля, высокого уровня развития достигли различные виды художественной культуры — литература, театр, живопись, скульптура. Поэтому римляне активно усваивали достижения греческой культуры, переводили греческие произведения на латинский язык. Многие греческие слова латинизировались и активно проникали в разговорный и научный язык. Две буквы греческого алфавита — y (ипсилон) и z (зета) – были введены в латинский алфавит. Особенно много греческих слов заимствовалось из различных областей научного знания.После распада Римской империи в V в. н. э. в Европе складываются раннефеодальные государства. К этому времени на территории современной Италии, Франции, Испании, Португалии, Румынии на основе латыни начинают формироваться так называемые романские языки (от слова Romanus — римский): итальянский, французский, испанский, португальский, румынский. Однако эти языки, как и другие (древнегерманский, древнеанглийский и т. д.), были еще в стадии становления, литературы на них еще не существовало. В то же время каждое государство нуждалось в развитом и многофункциональном языке. Таким языком для Западной Европы в течение тысячелетия стал латинский. Латынь была языком государственных учреждений, дипломатии, церкви, образования и науки.В XII в. в Европе появляются первые университеты, в которых концентрируются и развиваются научные знания. На латыни преподаются все предметы, а с появлением книгопечатания — издаются многочисленные научные труды. Студенты,-выходцы из разных стран, в стенах своего университета общались по-латыни, сочиняли на этом языке стихи и песни. Одна из таких песен – «Gaudeamus» – стала впоследствии известным студенческим гимном.Новый импульс к изучению и употреблению латинского языка Западная Европа получила в эпоху Возрождения, когда к ней стали возвращаться многие духовные ценности античного мира. В этот же период активно развивались медико-биологические науки, что способствовало становлению интернациональной латинской естественно-научной терминологии. На латыни писали свои труды Декарт, Ньютон, Лейбниц, Кампанелла, Леонардо да Винчи, Везалий, Гарвей.В XVII–XVIII вв. образование и наука в странах Европы постепенно переходят на национальные языки, хотя и в это время каждый образованный человек превосходно знал латынь, а научные работы по традиции до XIX в. составлялись именно на этом языке. Дольше всего традиция использовать латынь в профессионально-научном языке сохранилась в медико-биологических науках. В настоящее время существуют списки терминов этих наук на латинском языке, согласованные между учеными всех стран, — так называемые номенклатуры: анатомическая, микробиологическая, ботаническая, зоологическая, фармакологическая и др. В каждой такой номенклатуре собраны тысячи терминов, которые в подавляющем большинстве созданы на базе латинских и греческих слов и словообразовательных элементов. Основы современных естественнонаучных понятий закладывались еще в Древней Греции. Выдающийся ученый Аристотель (IV в. до н. э.) впервые попытался обобщить знания о растительном и животном мире, его ученик Феофраст (IV—III в. до н. э.) составил трактат о строении и размножении растений, а ученый Диоскорид (I в. н. э.) дал описание около 400 растений. Многие из греческих названий животных и растений были впоследствии латинизированы и вошли в состав зоологических и ботанических номенклатур.В Древнем Риме существенный вклад в развитие естественнонаучный понятий внесли римский философ Лукреций Кар (I в. до н. э.) в своей поэме «De rerum natura» («О природе вещей»), натуралист Плиний Старший (I в. н. э.), составивший капитальный труд «Historia naturalis» («Естественная история»), энциклопедист Авл Корнелий Цельс (I в. н. э.), автор восьмитомного сочинения «De medicina» («О медицине»).В средние века продолжалось накопление фактического материала о живой природе. Особое внимание уделялось лечебным растениям, вопросам взаимоотношения организма человека с различными веществами живой и неживой природы. Терминология в основном вращалась в кругу понятий, накопленных античностью.Эпоха Возрождения и особенно XVII—XVIII вв. открыли путь бурному развитию всех биологических наук и соответственно биологической терминологии. Однако наиболее интенсивный прогресс терминообразования в биологии связан с применением новых методов классификации растительного и животного мира. Наибольшим достижением биологии в этой области явилась система классификации животных и растений, разработанная выдающимся шведским исследователем природы К. Линнеем (1707—1778 гг.). До него многие виды растений и животных обозначались разнообразными латинскими словами, что было весьма неудобно как для запоминания, так и для пользования. Карл Линней ввел биноминальную номенклатуру, в которой каждый вид определялся двумя латинскими названиями — родовым и видовым.В XIX—XX вв. система классификации животных и растений продолжала совершенствоваться. В 1867 г. на Международном ботаническом конгрессе в Париже были приняты первые «Законы ботанической номенклатуры», в 1905 г. в Вене современный Международный кодекс ботанической номенклатуры, последняя редакция которого была принята XII Международным конгрессом в 1975 г.В 1905 г. были опубликованы Международные правила зоологической номенклатуры, в которые впоследствии вносились дополнения и изменения. Современный Международный кодекс зоологической номенклатуры принят XVI Международным зоологическим конгрессом в Вашингтоне в 1963 г.В отмеченных выше современных международных биологических кодексах есть отдельная статья, напоминающая о том, что научные названия всех систематических групп растительного и животного мира должны быть латинскими или латинизированными.Огромное количество естественнонаучной лексики греко-латинского происхождения вошло в словарный состав каждого европейского языка путем непосредственной транслитерации. В этом убеждает, в частности, знакомство с последним изданием важнейших биологических номенклатурных понятий на русском и белорусском языках (Минск, 1993). По наблюдениям специалистов-терминоведов ежегодно в биологии и медицине возникает не менее тысячи новых терминов, которые в основном формируются на базе латинских и греческих слов. Таким образом, латинский и древнегреческий языки стали неисчерпаемым источником и материалом для образования терминов во всех сферах научного знания, в том числе и в медико-биологических науках. Понимать принципы составления этих терминов, уметь пользоваться латинской терминологией — важная составная часть профессиональной подготовки каждого биолога.Однако, кроме профессиональных аспектов подготовки, изучение латыни имеет и важное общекультурное значение. Элементы античной истории, культуры, фразеологии, как известно, всегда входили в систему гуманитарного образования всех стран Европы, и именно на них в течение многих веков базируется фундамент новоевропейской культуры. Тысячи слов латинского и греческого происхождения вошли в обычную ежедневную лексику каждого из нас во всех сферах нашей жизни — от идеологии, политики, науки до личных имен, предметов и понятий нашего домашнего быта. Человек, приобщившийся к тайнам слов античных Греции и Рима, безмерно расширяет свой кругозор, осмысленно воспринимает сущность и смысл многих современных слов и понятий.^ Занятие 1 § 1. Латинский алфавит В настоящее время латинский (или, вернее, новолатинский) алфавит включает 25 букв: Начертание Название Произношение Начертание Название Произношение A, a а а N, n эн н B, b бэ б O, o о о C, c цэ ц/к P, p пэ п D, d дэ д Q, q ку к E, e э э R, r эр р F, f эф ф S, s эс с G, g ге г T, t тэ т H, h га (ха) гх U, u у у I, i и и V, v вэ в J, j йот (йота) й X, x икс кс K, k ка к Y, y ипсилон и L, l эль л Z, z зэт з M, m эм м В латинской научной терминологии иногда встречается буква Ww — дубль вэ, главным образом в фамилиях немецкого и английского происхождения. Она произносится как [в] в словах немецкого и как [у] с последующим гласным в словах английского происхождения: Wassermann [Вссэрманн], Webster [Убстэр], Wilson [Улсон]. С большой буквы, как в русском или белорусском, записываются собственные имена, фамилии и географические названия. Кроме того, в латинских биологических, как и в биохимических, химических и фармацевтических номенклатурах, с большой буквы принято писать:1) родовые названия животных и растений: Lacerta [ляцрта] – ящерица, Urtica [уртка] — крапива, Arthropoda [артрпода] — членистоногие; 2) названия химических элементов и катионов: Ferrum [фррум] — железо, Natrii chloridum [нтрии хлридум] — хлорид натрия;3) названия биохимических субстанций и медицинских препаратов: Serotoninum [сэротоннум] — серотонин, Tetracyclinum [тэтрацикл-нум] — тетрациклин.^ § 2. Классификация звуков В латинском языке звуки делятся на гласные и согласные.Буквы a, e, i, o, u, y передают гласные звуки.Буквы b, c, d, f, g, h, k, l, m, n, p, q, r, t, v, x, z передают согласные звуки или их сочетания. ^ § 3. Произношение гласных и буквы j Одиночные гласные (или одногласные) в фонетике имеют название монофтонги. Латинские монофтонги a, e, i, o, u произносятся так, как и называются: arenosus [арэн­зус] — песчаный, Rana [р­на] — лягушка, Triticum [тр­тикум] — пшеница.Буква y (ипсилон), заимствованная из греческого языка, произносится всегда как гласный i, в связи с чем во французском языке она получила название «игрек» (букв. «греческое и»): pterygoideus [птэриго­дэус] — крыловидный, symbiosis [симби­зис] — симбиоз, zygota [зиг­та] — зигота.Если гласный i находится перед гласными a, e, o, u и составляет с ними один слог, то он произносится как полугласный [й] с последующим гласным, сливаясь с ним в звуки, аналогичные русским [я], [е], [ё], [ю]: iaponicus [яп­никус] — японский, maialis [ма­лис] — майский, Iuniperus [юн­пэрус] — можжевельник.В некоторых словах греческого происхождения буква i перед гласными – самостоятельный слог и сохраняет свое обычное произношение: Iodum [и­дум] — йод, geriater [гери­тэр] — врач-специалист по заболеваниям старческого возраста.Поскольку гласный [и], сливаясь с последующим гласным, приобретает качественно иное звучание, в XVI в. в латинский алфавит была введена буква Jj — йот (йота) для замены буквы i перед гласным. Таким образом, слова iaponicus, maialis, Iuniperus можно также записать с буквой j (japonicus, majalis, Juniperus). Замена буквы i на букву j не является строго обязательной. В медико-биологической латыни такая замена осуществляется, как правило, последовательно; в исторической и филологической латыни в этих случаях остается буква i.^ § 4. Произношение сочетаний гласных Сочетания двух гласных могут произноситься как один звук или слог. Обычно употребляется четыре таких сочетания: ae, oe, au, eu. Их условно называют дифтонгами.Сочетание ae передается как [э]: Algae [­льгэ] — водоросли, arteriae [арт­риэ] — артерии.Сочетание oe передается звуком [э]: amoeba [ам­ба] — амеба, Foeniculum [фэн­кулюм] — фенхель, укроп аптечный.Сочетание au передается одним слогом как [ав] или белорусское [аў]: auris [врис/ўрис] — ухо, caudalis [кавдлис/каўдлис] — хвостовой.Сочетание eu передается как русское [эв] или белорусское [эў]: Eucalyptus [эвкалптус/эўкалптус] — эвкалипт, pleura [плвра/плўра] — плевра. Следует иметь в виду, что сочетание eu в конце слова перед согласными m и s не составляет дифтонга и делится на две части: calcaneus [калькнэус] — пяточный, peritoneum [пэритонум] — брюшина.Иногда в биологических названиях встречается греческий дифтонг ei, который произносится как [эй]: Teichodectidae [тэйходэктдэ] — власоеды, seirosporae [сэйрспорэ] — сейроспоры.В некоторых случаях сочетания ae или oe не составляют дифтонга, а каждый гласный следует произнести отдельно. Для этого над вторым гласным ставят двоеточие, знак долготы или краткости: aёr [эр] — воздух, uropoёticus [уропотикус] — мочеобразующий, Aloё [лёэ] – алоэ, erythropoēsis [эритропозис] — процесс образования эритроцитов, Aquila chrisaĕtos [квиля хризэтос] — беркут.^ § 5. Произношение согласных Буква c произносится как [ц] перед гласными e, i, y и дифтонгами ae, oe, eu, ei: cervix [црвикс] — шея, шейка, Picidae [пицдэ] — дятловые, zoocoenosis [зооцэнзис] — зооценоз. В остальных случаях [т. е. перед гласными a, e, u, дифтонгом au и согласными (кроме h], буква c произносится как [к]: caulocarpus [кавлёкрпус)] — стеблеплодный, cranium [крниум] — череп, coracoclavicularis [коракоклявикулрис] — клювовидно-ключичный.Буква g произносится всегда как [г]: genotypus [гэнтипус] — генотип, marginalis [маргинлис] — краевой, расположенный на краю.Буква h произносится как белорусское или украинское [г] в словах гай, гурт и т. п.: homo [гмо] — человек, Hydrargyrum [гидрргирум] — ртуть. Не следует произносить эту букву как русское [г], хотя буква «г» и употребляется при транслитерации латинских слов, содержащих букву h.Буква k употребляется в словах нелатинского происхождения, особенно в тех случаях, когда нужно передать звук [к] перед гласными e, i, y: Kalium [клиум] —калий, kurilensis [курилнзис] —курильский, oligokinesia [олигокинэза] — малоподвижность.Буква l произносится мягко [ль] перед гласными и перед согласными: lambliosis [лямблизис] —лямблиоз, pulmo [пльмо] —легкое, tridactylus [тридктилюс] — трехпалый.Буква q употребляется только в сочетаниях с гласным u и следующим после u гласным (a, e, i, o, u). Такие сочетания передаются как [кв] с последующим гласным: aqua [ква] — вода, liquidus [лквидус] — жидкий, Quercus [квркус] — дуб.Буква s между гласными или рядом с согласными m или n произносится как [з], в остальных случаях как [с]: plasma [плзма] — плазма, Rosa [роза] — рза, Succisa pratensis [сукцза пратнзис] — сивец луговой.Буква z встречается обычно в словах греческого происхождения и передаётся звуком [з]: Oryza [орза] — рис, trapezius [трапзиус] — трапециевидный. Исключение — слово Zincum [цнкум] — цинк.^ § 6. Сочетания согласных с гласными Буквосочетание ngu с последующим гласным произносится как [нгв] с последующим гласным: lingua [лнгва] — язык, sanguis [снгвис] — кровь.Сочетание ti перед гласными произносится как [ци]: articulatio [артикулцио] — сустав, virulentia [вирулнциа] — вирулентность. Однако если перед сочетанием ti + гласный находятся согласные s, t, x, то буква t произносится как обычный согласный [т]: digestio [дигстио] — пищеварение, mixtio [мкстио] — смешивание.Сочетание su с последующим гласным произносится как [св]: consuetudo [консвэтдо] — привычка, suavis [сввис] — приятный.^ § 7. Произношение сочетаний согласных В латинизированных греческих словах встречаются сочетания согласных с буквой h. Они произносятся следующим образом:ch как [х]: bronchiolus [бронхолюс] — бронхиола, Chrysidoidea [хризидодэа] — осы-блестянки.ph как [ф]: photophilus [фотфилюс]  — фотофильный, polyphagus [полфагус] — полифаг.rh как [р]: Rheum [рум] — ревень, Rhizocephala [ризоцфаля] — корнеголовые.th как [т]: Anthozoa [антоза] — коралловые полипы, Arthropoda [артрпода] — членистоногие.Буквосочетание sch произносится как [сх]: schizogonia [схизогниа] — схизогония, ischiadicus [исхидикус] — седалищный. Упражнения 1. Прочтите, обращая внимание на правильное произношение сочетаний гласных:aequlis — равный, auriculris — ушной, autorestittio — самовосстановление, areus — воздушный, dploё — диплоэ (губчатое вещество кости), eurytpicus — эвритопный, haemoposis — кроветворение,neurocoensis — невроценоз, Grataerna pllida — кровососка птичья, Trientlis europaea — седмичник европейский, synoecolgia — синекология, pseudomembrnae — псевдомембраны, vrtebrae sacrles — крестцовые позвонки.2. Прочтите, обращая внимание на правильное произношение согласных c, g, h, q:cllulae cnicae — конические клетки, rdea cinrea — цапля серая, Cmex lectulrius — клоп постельный, Polemnium coerleum — синюха голубая, Tlpa caeca — крот слепой, nguis — ноготь, inguinlis — паховый, sublingulis — подъязычный, haemoglobnum — гемоглобин, heterognesis — гетерогенез, hyalodentnum — гиалодентин, Quinquencula – пятиорешник, aquaedctus — водопровод, triqutrus — трехгранный, oblquus — косой.3. Прочтите, обращая внимание на правильное произношение сочетаний согласных:cephalochrda — головохордые, Delphindae — дельфиновые, Chamaedphne calyculta — кассандра, Ostechthyes — костные рыбы, Oncorhnchus kta — кета, rhizma — корневище, Hydrpsycheangustipnnis — гидропсиха узкокрылая, ephemerphyton — эфемерофит, Echinocccus — эхинококк, phaenmenon — феномен, plnta thermphila — теплолюбивое растение, rhizocaulphyton — ризокавлофит, thermphobus — термофобный, diarrhoea epidmica — эпидемический понос, ischogyra — недоразвитие мозговых извилин, neurphagus — неврофаг, Schizndra chinnsis — лимонник китайский, Taeniarhnchus sagintus — цепень бычий.^ Крылатые изречения и афоризмы 1. lma mter — Мать-кормилица (с почтением о своем высшем учебном заведении).2. quila mscas non cptat — Орел не ловит мух (ср.: большому кораблю — большое плавание).3. Nlla des sne lnea — Ни дня без занятий.4. Non schlae, sed vtae dscimus — Учимся не для школы, а для жизни.5. Per spеra ad stra — Через тернии к звездам.^ Занятие 2 Правила ударения § 8. Долгота и краткость слога и определение места ударения Ударение в латинских словах падает или на предпоследний слог, или (в трехсложных и многосложных словах) на третий слог от конца слова, в двусложных словах – всегда на первый слог: Lrus — чайка, mscus — мох, stgma — рыльце.В словах, состоящих из трех и более слогов, ударение определяется по долготе или краткости второго слога от конца слова. Долгота слова условно обозначается чертой (ā), краткость — дужкой (ă), эти знаки проставляются в учебной литературе над вторым гласным от конца слова: canlis — канал, orgo — происхождение, Pterpŏda — крылоногие, sclĕton — скелет.Второй слог от конца слова может быть долгим и кратким или изначально (по своей природе), или по положению, или по составу. Если этот слог долгий, на него падает ударение: formen — отверстие, spermothca — спермотека, Trichomyctes — трихомецеты. Если он краткий, ударение падает на третий слог от конца слова: dgĭtus — палец, Insectvŏra — насекомоядные, psychrphўton — психрофит, ramcŏla — обитающий на ветвях.Определить изначальную долготу и краткость второго слога от конца слова можно по некоторым стандартным и часто повторяющимся морфологическим элементам слов. К ним прежде всего относятся суффиксы, содержащие долгий или краткий гласный. Наиболее частотные долгие суффиксы: -āl frontālis — лобныйTaxāles — тисовыеunisexuālis — однополый -ār articulāris — суставнойmusculāris — мышечныйvulgāris — обыкновенный -ān humānus — человеческийmontānus — горныйurbānus — городской -āt collucātus — осветленныйpennātus — оперившийсяsceletizātus — скелетированный -īd Ciconīdae — аистовыеHydrophilīdae — водолюбыSilphīdae — мертвоеды(о случаях краткости суффикса -id- см. §57) -īn alpīnus — альпийскийmarīnus — морскойursīnus — медвежий -ōs cetodōsis — цетодозpetrōsus — каменистыйsymbiōsis — симбиоз -ūr junctūra — соединениеmatūrus — зрелыйnatūra — природа Краткие суффиксы: -ĭc microscopĭcus — микроскопическийorganĭcus — органическийphototrophĭcus — фототрофический -ŏl alveŏlus — альвеолаbronchiŏlus — бронхиолаvacuŏla — вакуоль -ŭl gastrŭla — гаструлаreceptacŭlum — цветоложеventicŭlus — желудочек Кроме суффиксов к стабильным в отношении графики и семантики морфологическим частотным элементам в биологической терминологии принадлежат конечные двух- и (реже) трехсложные словообразовательные элементы, восходящие чаще всего к греческим существительным и прилагательным, а иногда и к латинским глаголам. Предпоследний слог этих словообразовательных элементов иногда бывает долгим, но в большинстве случаев он краток. К первой группе можно отнести три словообразовательных элемента: -cīda (-cīdum) herbicīda — гербицидыinsecticīdum — исектицид -sōma Calosōma — красотел (насекомое)chromosōma — хромосомаlysosōma — лизосома -thēca hydrothēca — гидротекаspermothēca — спермотекаsporothēca — споротека Частотные словообразовательные элементы с кратким предпоследним слогом: -cephălus (-cephăla, -cephălum) brachycephălus — брахицефалleucocephălus — белоголовыйRhinocephăla — корнеголовые (моллюски) -cŏla arenicŏla — обитающий в пескеsaxicŏla — обитающий на скалах -cўtus erythrocўtus — эритроситnephrophagocўtus — нефрофагоцитtrichocўtus — трихоцит -dactўlus (-dactўla, dactўlum) adactўlus — беспалыйbidactўlus — двупалыйtetradactўlus — четырехпалый -gămus (-găma, -gămum) heterogămus — гетерогамныйisogămus — изогамныйpolygămus — полигамный -genĕsis anthropogenĕsis — антропогенезbiogenĕsis — биогенезphylogenĕsis — филогенез -gĕnus (-gĕna, -gĕnum) anthropogĕnum — антропогенantigĕna — антигеныhomogĕnus — гомогенный -petălus (-petăla, -petălum) choripetălus — хорипетальныйpolypetălus — многолепестковыйtetrapetălus — четырехлистный -phăgus (-phăga, -phăgum) bacteriophăgus — бактериофагfructiphăgus — плодоядныйpolyphăgus — полифаг -phĭlus (-phĭla, -phĭlum) hydrophĭlus — гидрофильныйpotamophĭlus — реколюбивыйthermophĭlus — теплолюбивый -phŏbus (-phŏba, -phŏbum) aёrophŏbus — аэрофобныйhydrophŏbus — гидрофобныйphotophŏbus — фотофобный -phŏrus (-phŏra, -phŏrum) carpophŏrum — карпофорchromatophŏrum — хроматофорPogonophŏra — погонофоры (моллюски) -phўta (-phўton) geophўton — геофитhydrophўton — гидрофитChlorophўta — зеленые водоросли -pŏda (-pŏdus) Arthropŏda — членистоногиеGastropŏda — брюхоногоиеmacropŏdus — длинноножковый -ptĕra (-ptĕrus, -ptĕryx) Heteroptĕra — разнокрылыеtetraptĕrus — четырехкрылыйSaccoptĕryx — мешкокрыл -spŏra heterospŏra — гетероспораmicrospŏra — микроспораpolyspŏra — полиспора -tўpus genotўpus — генотипisotўpus — изотипprototўpus — прототип -vŏrus (-vŏra, -vŏrum) Carnivŏra — хищникиherbivŏrus — травоядныйinsectivŏrus — насекомоядный При произношении терминов с обозначенными выше суффиксами и конечными словообразовательными элементами, содержащими предпоследний гласный, краткий по природе, следует быть особенно внимательным, чтобы не допускать ошибок в постановке ударения, которые могут быть обусловлены ударением в русских терминах, ср.: рус.: альвелакарпофрфилогензгенотпэритроцт лат.: alvŏluscarpphŏrumphilognĕsisgentўpuserythrcўtus По своему расположению или составу слог бывает долгим в следующих случаях:1) если гласный находится перед двумя или более согласными: Angiospermae — покрытосеменные, camprestris — полевой, cryptocarpus — скрытоплодный, maxilla — верхняя челюсть.Однако перед сочетанием одной из так называемых немых (b, c, d, g, p, t) с плавной (l или r) гласный может оставаться кратким или быть долгим в зависимости от изначальной краткости или долготы: cerĕbrum — головной мозг, Ephĕdra — эфедра, но: cicātrix — рубец, salūbris — целебная;2) гласный находится перед согласными x и z: reflexus — рефлекс, Glycyrrhiza — солодка-лакричник;3) в состав слога входит дифтонг: centrosphaera — центросфера, oligocoenum — олигоцен.Слог по положению его гласной бывает кратким:1) если гласная находится перед гласной: Pinnipedia — ластоногие, subspecies — подвид.Однако иногда, главным образом в словах греческого происхождения, ударение сохраняется на предпоследнем слоге, так как в греческом слове в данном слоге был дифтонг или долгий гласный: hyperborēus — северный, peritonēum — брюшина, Protozōa — животные простейшие, stomodēum — стомодеум, trachēa — трахея;2) гласная находится перед сочетаниями ch, ph, rh, th или входит в состав сочетания с группой qu: monostĭchus — однорядный, Elĕphas — слон, Agnătha — бесчелюстные, semiliquĭdus — полужидкий. Упражнения 1. Определите место ударения, ориентируясь на долготу или краткость второго слога от конца слова:anophĕles maculipennis — малярийный комар; Aquĭla chrisaĕtos — беркут; Ascăris lubricoideus — аскарида человеческая; Athēne noctua — сыч домовой; Blatella germanĭca — таракан рыжий; Dendrocŏpos leucoptĕrus — дятел белокрылый; Gyromitra esculenta — строчок обыкновенный; Equisētum arvense — хвощ полевой; Hirūdo medicinālis — пиявка медицинская; Inonōtus obliquus — чага, березовый гриб; Lacerta brevicauda — ящерица короткохвостая; Lagostrŏphus fasciātus — кенгуру полосатый; Leonūrus quinquelobātus — пустырник пятилопастный; Leptinotarsa decemlineāta — колорадский (картофельный) жук; Locusta migratoria — саранча перелетная; Loxodonta africāna — слон африканский; Medicāgo falcāta — люцерна серповидная; nucleus spermatogĕnus — ядро сперматогенное; peduncŭlus fructĭfer — плодоножка; radīces caulogĕnae — корни стеблеродные; Salvia nemorōsa — шалфей дубравный; sporangium multicellulāre — спорангий многоклеточный; Vaccinium myrtillus — черника; Viŏla tricŏlor — фиалка трехцветная.2. Определите изначальную долготу или краткость предпоследней гласной, входящей в состав частотных суффиксов или словообразовательных элементов:acipenser stellatus — севрюга; Arachnida — паукообразные; Bucephala clangula — гоголь; Cyprinus carpio — карп; facies maxillaris — верхнечелюстная поверхность; foveolae granulares — зернистые ямочки; funiculus medullae oblongatae — канатик спинного мозга; Microchiroptera — летучие мыши; Malacosoma neustria — коконопряд кольчатый; Mallophaga — пухоеды; macrogametocytus — макрогометоцит; morphogenesis — морфогенез; mutagena — мутагены; hydrophyta — водные растения; plantae mirmicophilae — растения, на которых поселяются муравьи; Rhinchophorus — пальмовый долгоносик; sclerodermaticus — толстокожий; Ursus americanus — американский медведь; zoospora pathogena — патогенная зооспора.^ Крылатые изречения и афоризмы 1. Eruditio aspĕra optĭma est — Строгое обучение — самое хорошее.2. Labor omnia vincit — Труд побеждает все.3. Opĕra et studio — Трудом и старанием.4. Scientia potentia est — Знание — сила.5. Nota bene — Обрати внимание. Занятие 3 Имя существительное (nomen substantīvum). Грамматические категории имени существительного.Словарная форма и основа существительных. Характеристика склонений.Употребление существительных в биологической терминологии ^ § 11. Грамматические категории существительных Существительные в латинском языке имеют те же грамматические категории, что и в русском, т. е. род, число, падеж, склонение. В латинском языке, как и в русском, — три рода существительных: мужской род — (genus) masculīnum (m) женский род — (genus) feminīnum (f)средний род — (genus) neutrum (n)Следует помнить о том, что род существительных в русском и латинском языках часто не совпадает, поэтому род латинских существительных следует запоминать только по их словарной форме. Существительные в латинском языке, как и в русском, могут выступать в единственном или множественном числе: единственное число  — (numĕrus) singulāris (sg.)множественное число  — (numĕrus) plurālis (pl.) В латинском языке шесть падежей:nominatīvus (nom.)  — именительный (кто? что?)genetīvus (gen.)  — родительный (кого? чего?)datīvus (dat.)  — дательный (кому? чему?)accusatīvus (acc.)  — винительный (кого? что?)ablatīvus (abl.)  — аблятив, творительный (кем? чем?)vocatīvus (voc.)  — вокатив, звательныйЧаще всего в биологических терминах представлены первые два падежа. В профессиональных медико-биологических выражениях с предлогами, а иногда и в беспредложных конструкциях используются accusatīvus и ablatīvus. Падеж datīvus можно встретить только в текстах или афоризмах, поэтому datīvus, как и vocatīvus, в курсах медико-биологической латыни не изучается.В латинском языке пять склонений существительных. Тип склонения определяется по окончанию родительного падежа, которое представлено в словарной форме существительного. Следует запомнить характерные окончания каждого склонения наизусть: Окончаниеgen. sg. Склонение -ae 1-е -i 2-е -is 3-е -us 4-е -ei 5-е ^ § 12. Словарная форма и основа существительных Словарная форма существительных состоит из трех компонентов.Первый компонент — это форма именительного падежа единственного числа.Второй компонент — окончание родительного падежа, которое записывается после запятой.Третий компонент — сокращенное обозначение рода существительного (m, f, n).Например: cornu, us n — рог; Formīca, ae f — муравей; nucleus, i m –ядро; canis, is m — собака.Основа существительных определяется по форме родительного падежа путем отбрасывания падежного окончания, определяющего тип склонения: Nom. sg. Gen. sg. Основа arteria arteriae arteri- muscŭlus muscŭli muscŭl- corpus corpŏris corpŏr- fructus fructus fruct- facies faciēi faci- Основа существительных используется при образовании косвенных падежей единственного и множественного числа, а также в словообразовании.^ § 13. Характеристика склонений В 1-е склонение входят существительные женского рода с окончанием -a в nom. sg., имеющие в gen. sg. окончание -ae: cellŭla, ae f — клетка; Rana, ae f — лягушка.Во 2-ое склонение входят в основном существительные мужского и среднего рода, имеющие в gen. sg. окончание -i. При этом существительные мужского рода в nom. sg. имеют окончания -us или -er, а среднего рода — -um или -on: Araneus, i m — паук; cancer, cri m — рак (заболевание); folium, i n — лист; encephălon, i n — головной мозг. Окончание -on встречается в словах греческого происхождения. Иногда оно заменяется окончанием -um: orgănon, i n = orgănum, i n — орган; skelĕton, i n = skelĕtum, i n — скелет.Во 2-е склонение входят и некоторые существительные женского рода. Это прежде всего названия деревьев и кустарников: Eucalyptus, i f — эвкалипт; Junipĕrus, i f — можжвельник. К женскому роду относятся также слова crystallus, i f — кристалл; diamĕter, tri f — диаметр; humus, i f — гумус, верхний плодородный слой почвы, среднему роду– существительное virus, i n — первоначально «яд», употребляющееся в современных медико-биологических терминах в значении «вирус». Встречаются также существительные греческого происхождения мужского или женского рода с окончанием -os. Они склоняются по образцу существительных на -us: chrysaĕtos, i m — золотистый орел; Strychnos, i f — чилибуха, стрихнос.В 3-е склонение входят существительные всех родов с различными окончаниями в nom. sg., имеющие в gen. sg. окончание -is. Их принято делить на равносложные и неравносложные.Равносложными называют существительные, имеющие равное (одинаковое) количество слогов в именительном и родительном падежах. Сюда входят в основном существительные мужского и женского рода с окончаниями -is или -es в именительном падеже: avis, is f — птица; cutis, is f — кожа; canis, is m — собака; vulpes, is f — лисица.К неравносложным относятся существительные, имеющие в родительном падеже на один слог больше, чем в именительном. Такие существительные составляют большинство 3-го склонения. Второй компонент словарной формы неравносложных существительных включает кроме характерного окончания -is еще и часть предыдущего слога. Такая запись указывает, во-первых, на то, что данное существительное — неравносложное, а во-вторых, помогает восстановить полную форму родительного падежа: Словарная форма Форма gen. Sg. Перевод homo, ĭnis m homĭnis человек radix, īcis f radīcis корень corpus, ŏris n corpŏris тело Следует запоминать изначальную долготу или краткость предпоследнего гласного в окончании gen. sg., а также отмечать их при письменном обозначении словарной формы.У неравносложных существительных, имеющих в родительном падеже только один слог, в качестве второго компонента словарной формы приводится полная форма родительного падежа: dens, dentis m — зуб; os, ossis n — кость.В 4-е склонение входят равносложные существительные мужского и среднего рода, имеющие в gen. sg. окончание -us: fructus, us m —плод;cornu, us n — рог.К 4-му склонению относятся и существительные женского рода, например: manus, us f — кисть руки: Quercus, us f — дуб.В 5-е склонение входят существительные женского рода, имеющие в gen. sg. окончание -ei: facies, ēi f — лицо; species, ēi f — вид.Целесообразно запомнить сводную таблицу окончаний существительных 1—5-го склонений в nom. sg. и gen. sg. Склонение 1-е 2-е 3-е 4-е 5-е Род f m n m f n m n f Nom. sg. -a -us / -er -um / -on различные -us -u -es Gen. sg. -ae -i -is -us -ei Кроме существительных пяти латинских склонений в биологической номенклатуре встречаются существительные греческого происхождения, сохраняющие окончания оригинала в именительном и родительном падежах. Чаще всего это имена женского рода с окончаниями -e в nom. sg. и -es в gen. sg. Их обычно относят к первому греческому склонению: Aloё, ёs f — алоэ; Athēne, es f — первая часть видового названия «сыч домовой» — Athēne noctua.^ § 14. Существительные в названиях таксономических единиц С учетом понимания места каждого существительного в системе склонений следует запомнить названия основных таксономических категорий, употребляющихся в классификационной системе зоологической и ботанической номенклатур.Основной, или базисной, единицей классификации животного и растительного мира является вид (species, ēi f). Виды объединяются в роды (genus, ĕris n), роды – в семейства (familia, ae f), семейства – в отряды у животных (ordo, ĭnis m) и порядки у растений (ordo, ĭnis m), отряды и порядки – в классы (classis, is f), классы – в типы (phylum, i n) у животных и в отделы (divisio, ōnis f) у растений, типы и отделы –соответственно в животное и растительное царства (regnum, i n). Таким образом, система таксономических категорий в зоологии и ботанике представляет собой как бы перевернутую пирамиду, которая опирается на основную единицу классификации — вид и разрастается до объемов животного или растительного царства.Названия вида состоят из двух частей: родового названия и следующего за ним видового определения.Родовое название представлено обычно существительным в nom. sg. и всегда пишется с большой буквы: Betŭla — береза, Ciconia — аист, Tritĭcum — пшеница.Видовое определение чаще всего выражается прилагательным, однако может быть выражено и существительным:1) в родительном падеже (так называемое несогласованное определение): Ctenocephălus canis — блоха собачья (букв. «блоха собаки»), Dilīna tiliae — бражник липовый («бражник липы»);2) в именительном падеже (в роли приложения): Panthēra leo — лев (букв. «пантера-лев»), Rhinolŏphus rex — подковонос королевский (букв. «подковонос-король»).Частный случай употребления существительного в роли видового определения — точное повторение родового названия: Luscinia luscinia — соловей, Pica pica — сорока, Rattus rattus — крыса черная. Такие названия видов, которые называются тавтонимами (греч. to auto onyma — то же самое имя), употребляются только в зоологии.Следует обратить внимание на то, что видовое название нередко не совпадает с буквальным переводом составных частей термина. Та


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.