Реферат по предмету "Разное"


А. социальный эксперимент. Логико-мето- дологические и социальные проблемы. Изд-во Рост, ун-та, 1989,151 с

Книжное обозрениеХагуров А. А. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ЛОГИКО-МЕТО-ДОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Изд-во Рост, ун-та,1989,151 с. В 60-70-х годах проблемам социального экспе-римента в советской социологической литературеуделалось большое внимание. Последние крупныепубликации — труды Куприянова А.П., и потомзатишье. Исследовательская работа, конечно, непрекращалась, защищено немало интересных дис-сертаций, но нельзя не видеть существующегоразрыва между все возрастающим масштабомэкспериментирования и теоретическим его раскры-тием. Автор прав, утверждая, что социальныйэксперимент, будучи методом познания, сам нуж-дается в исследовании. В понимании социального эксперимента онвыделяет три уровня. Первый — общефилософ-ский, когда экспериментальная методология при-меняется к постижению исторических событий.Скажем, Сталин считал, что творит историю,следуя ее законам, и вовсе не претендовал нароль экспериментатора. Но в познании периодасталинизма к нему можно подойти как к экспе-рименту «пост фактум». Здесь следует всегда отли-чать позицию исследователя от позиции субъек-тов исторического процесса. Второй уровень — научно-социологический,когда эксперимент носит «рукотворный» характери проводится с соблюдением всех правил науч-ного экспериментирования. Третий уровень — сфера практической дея-тельности, где, как говорится, сама жизнь ста-вит эксперименты, чаще всего методом проб иошибок. Это своего рода «экспериментальныйпланктон», питающий теоретическую мысль ивзаимодействие с научными экспериментами стро-ится по аналогии взаимодействия научного мыш-ления и здравого рассудка. Можно спорить именно против этого трехуров-невого толкования социального эксперимента,но нельзя не согласиться с тем, что в самойнауке многосмысловое восприятие данного терми-на уже реальность. Главная тема книги А.А. Хагурова — взаимо-связь и взаимодействие социального экспериментаи социальной теории. Автор выделяет три типасвязи. При первом эксперимент предваряет теорию,при втором — помогает осуществить выбормежду альтернативными «рабочими» теориями ипри третьем — он осуществляется под руковод-ством теории и в основном направляется ею.Приводятся интересные примеры, иллюстрирую-щие эти типы взаимообусловленности. Однако,как представляется, автор все же преувеличи- 156 вает роль эксперимента, когда пишет: "Если иметьв виду, что эксперимент решает судьбы многихгипотез и даже целых теорий, то логично заклю-чить, что он есть высшая форма познания инаучно-практического освоения действительности"(с. 143). Дело в том, что в этой своей функции экспе-римент неотделим от теории и, следовательно,изолированно его роль не может быть оценена. Следует отметить добротную эмпирическуюбазу рецензируемой книги. А.А. Хагуров владеетматериалом прошлых и современных значимыхсоциальных экспериментов. Под разными угламизрения анализируются эксперименты социалистов-утопистов, среди которых особое внимание уделя-ется новаторски-экспериментальной деятельностиР. Оуэна, в частности, показано, что источникомсилы кооперативного движения в Англии былаоуэновская программа социального переустройст-ва общества, а в Германии райффейзеновскиекооперативы вдохновлялись идеями нравственно-го обновления человека. Неслучайно во главекредитных кооперативов Райффейзен желал ви-деть местного священника. Дается и оценкаметодологии экспериментов И. Тюнена, А.С. Ма-каренко, других исследователей и практиков.Однако чаще автор обращается к экспериментам,проведенным в наше время. Перестройка в страненачалась с крупномасштабных экспериментов вэкономике. Осмысление их приводит его к выво-ду о том, что управление экономикой не можетбыть эффективным, поскольку основано на пред-ставлении о пропорциональности не фактическихзатрат и результатов, а расчетных. Логико-методологический анализ эксперимен-тов в сельском хозяйстве позволил автору пред-ставить добротную модель хозяина земли. Опреде-ленный интерес вызвал эксперимент в сфере обра-зования, в котором принимал участие автор.Эксперимент в Краснодарском народном универ-ситете культуры начался с перехода на следую-щие принципы работы: Самоокупаемость (обучение платное, за счетэтого народный университет культуры полностьюсебя содержит); Динамичность структуры, способность в нуж-ное время создать новый факультет, чего не моглисделать бюрократизированные вузы. Добровольность посещения занятий, отборслушателей в ходе учебного процесса, а не с по-мощью устаревшей экзаменационной системы.4. «Естественный» отбор преподавателей присвободном посещении лекций. Словом, в условиях плюрализма народный уни-верситет культуры выполняет альтернативныефункции по отношению к тому, что устарелов вузах. Все это заслуживает внимания, но не увлечен лиавтор одними лишь позитивными сторонами по-добной модели обучения? Неужели нет в дея-тельности такого университета трудностей и проб-лем? Каковы они и как их разрешить? Очень актуальна проблема роли экспериментав разрешении противоречий социализма (гл. IV).В этой функции эксперимент рассматривается какважный этап инновационного процесса. Ново-введения могут и разрешать противоречия, и обо-стрять их. Автор считает, что это зависит отруководителей. Но только ли от них? Не сущест-вует ли здесь скрытого объективного механизма? Некоторые ответы на эти вопросы дает раз-дел монографии, в котором социальный экспери-мент предстает как метод планирования социаль-ного развития отраслей и регионов, позволяю- щий наилучшим способом учесть региональныефакторы. Перестройка всех сторон общественнойжизни порождает ситуацию риска в разных видахдеятельности. Во взаимосвязи глобального и ло-кального риска складывается экспериментальнаяситуация, которую автор интерпретирует ширетрадиционного (миллевского) понимания. Она воз-никает в обществе на пересечении теоретическихи практических проблем, когда нет возможностейрешения проблем ни в теории, ни в сложившихсяспособах и формах практического освоения дей-ствительности. Это определяет необходимостьцелой серии экспериментов. Такие ситуации авторпрослеживает в прошлых исторических эпохах.Обращаясь, разумеется, и к феноменальной экс-периментальной ситуации в нашей стране, вы-званной к жизни перестройкой. В целом книга А.А. Хагурова — основатель-ное исследование проблем социального экспери-мента, а спорные места в ней побуждают к раз-мышлениям и дискуссии.Ф.Р. ФИЛИППОВ157


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теория и методика физического воспитания и развития детей младшего школьного возраста
Реферат Дидактическая игра как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Реферат Искусство Греции — не проходящая ценность культуры
Реферат Should Smoking Be Banned Essay Research Paper
Реферат Размышления об истории окружающей среды
Реферат Еволюція міжнародних економічних відносин
Реферат Internet Censorship Essay Research Paper Internet CensorshipIn
Реферат Використання рекламних заходів підприємства ДП "Харківський дослідний цементний завод"
Реферат Учет кассовых операций в иностранной валюте
Реферат Лесбианизм
Реферат Вимірювальні сигнали
Реферат Махаяна и хинаяна основные направления в буддизме
Реферат Страховой рынок Украины и его характеристика
Реферат Средневековый религиозный дуализм
Реферат Влияние различных норм расхода гербицида дублон голд на силосную продуктивность и качество урожая