Реферат по предмету "Разное"


А. С. Данилова Ульяновский государственный университет, институт международных отношений

А.С. Данилова Ульяновский государственный университет, институт международных отношений, г. Ульяновск, Россия.«ДУХ ШКОЛЫ» КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ-ПАНСИОНАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИКлючевые слова: воспитание, школа-пансион, независимая школа. Key words: education/upbringing, independent boarding school. Система образования всего мира находится в процессе крупных преобразований. Глобализация, образование мультикультурного общества, технический и экономический прогресс предъявляют новые требования к школьникам во всём мире, но порождают и новые проблемы. Современное общество, как никогда, нуждается в активном, творческом человеке, осознающем свою самоценность, уникальность и ощущающем взаимосвязь с миром в целом. В этой связи актуальным для отечественного воспитания оказывается зарубежный опыт, содержащий конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики, в частности опыт Великобритании как страны одной из старейших и интереснейших образовательных систем. Большой интерес для нас с точки зрения организации воспитания представляют старейшие школы Англии как школы наиболее ярко выраженных и чётко прослеживаемых выделенных нами видов воспитания – религиозного, гражданского, спортивного и эстетического. Исторически сложилось, что эти школы являются школами-пансионами. В Великобритании для обозначения понятия, именуемого в других странах «частной школой» (вариант «американского» английского языка – «private school») используется термин «public school». Этот термин изначально возник из Положения «О частных школах» 1868 года (Public Schools Act 1868). Сами же эти школы заявляют себя как «независимые» школы-пансионы («independent boarding schools»). Жизнедеятельность в подобных школах строится на трёх основных принципах: закрытости школьной системы, иммунитета к любым внешним воздействиям выходящего за рамки школы мира; элитности окружения; направленности на раннее формирование характера воспитанника и привычки к «самоконтролю/самоуправлению» («selfgovernment»). В традиции отечественной педагогики организация жизнедеятельности рассматривается А.В. Мудриком как организация жизнедеятельности воспитательной организации [2]. Мы исходим из некоторых положений этого подхода. В частности, быт школ-пансионов Великобритании как воспитательных организаций определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, её благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в пансионе. Содержание жизнедеятельности частных школ-пансионов Англии (в терминологии А.В. Мудрика), таким образом, включает в себя сферы общения, познания, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорта и игры. Анализ данных официальных Интернет-сайтов школ (Итон [Eton], Харроу [Harrow], Рагби [Rugby], Севеноукс [Sevenoaks] и ряда других), специальной педагогической литературы и британских периодических изданий показал, что организация воспитания в британских школах-пансионах – это не организация специальных воспитательных мероприятий, а организация целостного образа жизни, включающего определённый режим дня, поддержание самими учениками дисциплины, организация разнообразных видов деятельности и традиции школы [5, 6, 7, 8, 9]. Постоянное пребывание учеников в школе в течение учебного года позволяет говорить о ключевой роли воспитывающей среды самой школы (в отечественной педагогике Ю.С. Мануйлов в рамках своего средового подхода – рассмотрения процесса развития личности учащегося в зависимости от условий окружающей его среды – определяет среду как всё окружающее субъект, всё, посредством чего он реализует себя как личность). Именно в этом заключается основное отличие британской системы школьного воспитания от многих других образовательных систем: здесь главным источником воспитания служат не отдельные воспитательные мероприятия, а «дух» самой школы. «Дух школы» («the spirit of the school») – присутствующий в каждом преподаваемом предмете, в каждом воспитательном мероприятии, в любом окружающем студента предмете, здании, форме, преподавателе курс, свод понятий, правил, традиций администрации школы, её персонала и учеников, известный каждому члену данной образовательно-воспитательной системы и принимаемый ими. В отечественной педагогике существует ряд пересекающихся понятий: организационная культура школы (определяемая В.Р. Ясницкой как система норм, представлений, убеждений и ожиданий педагогов и школьников в сфере общения и поведения в школе, отражающая принятые и выработанные ими ценности и проявляющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних артефактах)[4], культура класса (система норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников в сфере общения и поведения в классе, отражающая принятые и выбранные ими ценности и проявляющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних артефактах) [4], школьная культура как исторически передающиеся образцы значений, которые включают нормы, ценности, верования, церемонии, ритуалы, традиции и воспринятые членами школьного сообщества (возможно, в разной степени) мифы); «уклад» школы, корпоративный дух (Н.И. Пирогов), дух класса (О.Шмидт), атмосфера, климат, поле морального напряжения [3]. Данные понятия не способны в полной мере раскрыть сущность феномена «духа школы», принимая во внимание либо педагогические, либо психологические особенности воспитательной среды учебного заведения, делая акцент лишь на отдельно взятых сторонах феномена. Модель феномена «духа школы» и его соотношения с четырьмя основными видами воспитания в частных школах-пансионах Великобритании приведена на рисунке 1. Рисунок 1. Феномен «дух школы» в рамках закрытой среды частной школы-пансиона. ШКОЛАШКОЛАНеобходимо пояснить приведённую выше схему. Территория частной школы-пансиона Великобритании – это закрытый, самостоятельный мир в самом себе. Студентов (учеников британских школ-пансионов традиционно называют «студентами» («students»), в связи с этим мы используем как традиционный термин «ученик», так и заимствованный термин «студент») одной школы-пансиона практически всегда безошибочно можно отличить от студентов другой школы, в частности, по определённой особой лексике, используемой ими. Как и во многих других школах, в школе Рагби есть свой собственный слэнг, выработанный и используемый студентами и выпускниками. Вот несколько примеров подобных слэнговых слов и выражений: «Boomer» («Бумбильник») – колокол Часовни Рагби; «bug» («жук») – обозначает школьную библиотеку; «stodge» («банальщина») – магазин при школе; «Bodger» («варчун») – директор школы; «Old Guard» («старая гвардия») – спортивная команда, состоящая из учителей; «Levee» или «Pig» («новобранец» или «поросёнок») – школьный префект; «Sixth» («шестёрка») – староста факультета; «to speckle someone’s tie» («запятнать галстук») – снять с должности факультетского старосту [8]. Подобные слэнговые выражения появились несколько сотен лет назад и успешно функционируют в школе и в наши дни. Необходимо подчеркнуть, что данные слова не принадлежат к литературной лексике, являясь местным школьным арго. Как любой другой жаргон или арго, данный секретный язык представляет мощное орудие сплачивания студентов школы, а также позволяет им почувствовать себя единым целым, так как без специального знакомства с данным диалектом никто «извне» не может до конца понять речь студентов. Нельзя недооценивать роль школьной формы в воспитании учащихся. Прежде всего, ношение школьной формы дисциплинирует студента. Здесь как во всех аспектах британского школьного воспитания велика роль традиции. Многие поколения наиболее обеспеченных англичан предпочитают получать образование в одной и той же школе-пансионе. Носить ту же школьную форму, что и прадед, и дед, и отец – не только престижно, но и возлагает большую ответственность на плечи студента. Запятнать «честь формы» для британцев равносильно тому, что запятнать «честь мундира» (и в данном случае речь идёт не только мальчиках, но и о девочках, обучающихся в частных школах-пансионах Великобритании). С самых первых дней зачисления школа воспитывает своих Патриотов, тех, кто в будущем приведёт в эту школу своих детей, и не последнюю роль в данном воспитании играет школьная форма. Кроме того, школьная форма объединяет, сплачивает учеников, позволяя им почувствовать себя частью этого закрытого общества «избранных». Жизнь школьного сообщества подчинена строгим правилам иерархии. Студенты младших курсов зависят от студентов старших курсов. Принадлежность к некоторым наиболее престижным обществам и членство в старейших школьных клубах может значительно повысить статус ученика. Активное участие во внеурочной школьной деятельности, большой круг общения способствуют повышению «популярности» студентов не только в глазах сверстников, но и с точки зрения администрации школы. Факультетские старосты относятся к своеобразной элите факультета. Как правило, староста избирается из числа наиболее популярных учеников старших курсов. Факультетские старосты помогают следить за соблюдением школьных правил и поддерживают дисциплину в факультетских общежитиях. Из числа факультетских старост выбираются школьные старосты, в обязанности которых входит курирование работы факультетских старост, посещение определённых административных собраний, собраний членов попечительского совета, внесение предложений по улучшению дисциплины и системы внеурочной деятельности. Чтобы подчеркнуть свой статус, старостам позволяется использовать некоторые отличительные знаки в своей школьной форме, такие, как трость или галстук [6]. Необходимо отметить, что подобная система определена самим менталитетом британцев. Общество Великобритании традиционно является классовым, границы между классами строго определены, нарушить подобные границы крайне сложно. Иерархия внутри общества складывалась веками. Подняться больше, чем на одну или две социальные ступени практически невозможно. Главными при переходе из одного класса в другой являются не финансовое положение, а происхождение и репутация. Таким образом, школьное сообщество – это проекция всего британского общества в целом. Каждая английская частная школа-пансион – это своеобразное государство внутри государства, со своей, только ей присущей символикой. Герб школы уникален. История возникновения герба, а также значение символов, изображённых на нём известно каждому учащемуся с самых первых дней его или её пребывания в школе-пансионе. Гербом гордятся, его помещают на форменных пиджаках и запонках, его уважают не меньше (иногда и больше), чем герб самого Соединённого Королевства. Примером может служить герб колледжа Итон (Arms Of Eton College). В соответствии с документом, датированным 1 января 1449, герб Колледжа был введён королём Генри VI. Король пожелал вновь образованному колледжу процветать вечно и работать во славу короля Англии и Франции, коих символизируют цветок Франции на лазурном фоне и идущий леопард [6]. Кроме гербов, эмблем и «цветов факультета» (нашивки на единой общешкольной форме, шарфы, перчатки, спортивная форма определённых цветов используются, чтобы показать принадлежность студента к тому или иному факультету внутри самой школы-пансиона, и оказывают на личность ученика то же воздействие, что и единая форма школы – сплачивают ученический коллектив, позволяют им почувствовать личностную принадлежность к школьной общности), у каждой школы-пансиона Великобритании имеется собственный девиз. Девизы старейших школ традиционно помещаются на гербе школы и пишутся на латыни. К числу таковых можно отнести девизы Колледжа Итон («Floreat Etona»), школ Рагби(«Orando Laborando») и Харроу («Stet Fortuna Domus Donorum Dei Dispensatio Fideus») и многих других [5-9]. К школьной символике можно отнести и гимн школы. Так, в Колледже Итон по наиболее значимым событиям традиционно исполняется гимн школы под названием «Carmen Etonense», написанный Джозефон Барнби в 1877 году. Гимн исполняется на латыни, но в английском переводе последние строки звучат как «May Eton flourish – and she will flourish» («Да пусть процветает Итон – и он будет процветать всегда») [6]. Великобритания – страна с многовековой историей. Отношение англичан к истории весьма примечательно – здесь это не просто перечень фактов и цифр, история для британцев живая субстанция, фундамент всей общественной жизни. Подобным образом относятся и к истории школы, ей легендам, мифам и преданиям. Кроме своей собственной истории, каждая школа-пансион по мере своего развития «обрастает» легендами и преданиями, связанными с бывшими студентами или территорией школы. Например, Колледж Малверн расположен на территории охраняемого ЮНЕСКО района Котсволдс. На прилегающей территории сохранились не только доисторические постройки железного века, но и несколько огромных валунов неизвестного происхождения. Существует древняя легенда, известная не только студентам школы, но и многим туристам, согласно которой всякий, вставший между камнями Короля и Королевы («King & Queen Stones»), избавится от всех болезней. Дисциплина является одним из краеугольных камней британских школ-пансионов. Так как ученики школы постоянно находятся в обществе друг друга и вдалеке от родителей, малейшее нарушение дисциплины строго карается во избежание более серьёзных нарушений. За невыполнение домашнего задания, за пропуск занятий без уважительной причины, за опоздание, за спор с учителем или старостой студенту традиционно назначается взыскание – исполнение мелких поручений преподавателя или помощь по хозяйству обслуживающему персоналу. Нарушение комендантского часа, нахождение в неположенное время на территории школы, выход за территорию школы без разрешения администрации относятся к более серьёзным нарушениям дисциплины. По каждому из таких нарушений решение принимает Администрация с учётом совета Главы факультета, к которому относится нарушитель. За курение на территории школы, драку или употребление наркотиков студент исключается из школы. Примечателен тот факт, что за соблюдением школьных правил и поддержанием дисциплины следят не только администрация, преподавательский состав и обслуживающий персонал, но и сами студенты. Нарушение дисциплины одним студентом, академическая неуспеваемость бросают тень на репутацию факультета в целом, именно поэтому в школах на практике действует принцип «круговой поруки». Если нарушитель дисциплины не выявлен – страдает репутация всех студентов факультета. По этой причине нарушения случаются довольно редко. Факультетские старосты и старосты школы помогают тьюторам и Главам общежитий поддерживать дисциплину на вверенных им участках. И, наконец, традиции школы. За длительный период функционирования многих школ их насчитывается огромное количество. В нашем исследовании мы приведём примеры лишь некоторых из них. В школе Рагби существует традиционное приветствие учеников. При встречи с другим студентом школы необходимо поднять вверх указательный палец и дотронуться им до своего плеча. В центре внутреннего двора школы Рагби возвышается Королевский дуб, посаженный Эдвардом VII в 1909 году. Каждое утро под этим дубом собираются Главы факультетов и наблюдают за тем, как студенты заходят в школьную Часовню на традиционное утреннее богослужение. За внутренним двором находится центральное здание в школе, в котором расположен личный кабинет Директора школы, который по древней традиции сидит за письменным столом, принадлежавшем некогда Епископу Персивалю. Студенты школы могут попасть в кабинет, лишь поднявшись по винтовой лестнице в основании башни. Начало этой традиции положил самый великий Директор школы – доктор Арнольд (1828-1842) для удобства учеников, не желающих быть увиденными своими сокурсниками [8]. Таким образом, «дух школы» – это то индивидуальное, знаемое и принимаемое студентами и персоналом школы-пансиона, отражённое в символике, традициях, истории и легендах школы, особенностях иерархии и дисциплинарного режима, школьной форме, материальной среде, организации жизнедеятельности, то уникальное, что присуще только данному конкретному учебному учреждению. Данный феномен является присущим исключительно школам-пансионам Соединённого Королевства.Список источников:Воропаев, М.В. Воспитательные системы образовательных учреждений: основы типологии [Текст] / М.В. Воропаев. – Тамбов: Изд-во ТОИПКРО, 2002. – 112 с. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 319 с. Новикова, Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте [Текст] / Л.И. Новикова // Педагогика. – 1998. - №7. – с. 14-17.Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. А.В. Мудрика // В.Р. Ясницкая. – М.: «Академия», 2004. – 352 сCharterhouse School official website [Электронный ресурс]: официальный сайт школы Чартерхаус. – Режим доступа: http://www.charterhouse.org.uk. (22 сентября 2008).Eton College official website [Электронный ресурс]: официальный сайт колледжа Итон. – Режим доступа: http://www.etoncollege.co.uk. (22 сентября 2008).Harrow School official website [Электронный ресурс]: официальный сайт школы Харроу. – Режим доступа: http://www.harrowschool.org.uk. (22 сентября 2008).Rugby School official website [Электронный ресурс]: официальный сайт школы Рагби. – Режим доступа: http://www.rugbyschool.net. (22 сентября 2008).Sevenoaks School official website [Электронный ресурс]: официальный сайт школы Севеноукс. – Режим доступа: http://www.sevenoaksschool.org. (22 сентября 2008).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Строение клетки
Реферат Россия /english/
Реферат Защита рабочих и служащих объектов в чрезвычайных ситуациях
Реферат Роль финансов в экономике государства
Реферат Основні напрямки співробітництва НАТО із світовою спільнотою у невійськовій сфері
Реферат Русско-финская война
Реферат Подбор программно-технического комплекса ЛВС для автоматизации работы бухгалтерии АОЗТ Донецкое
Реферат Композитные материалы
Реферат Battle Between Sexes Critical Analysis Of G
Реферат Текстовые проекции и дейктические координаты художественного текста
Реферат Гражданская война в Греции
Реферат Разработка арифметико-логического устройства, выполняющего операции сложения и вычитания в прямом двоичном коде
Реферат Десять дней, которые потрясли мир
Реферат Buenos Aries Essay Research Paper Minister of
Реферат Ф. Магеллан. Первое кругосветное путешествие