Реферат по предмету "Разное"


А. Г. Войтов философия учебное пособие

А.Г. ВОЙТОВ ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ АСПИРАНТАММосква - 2003 А.Г. Войтов ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ АСПИРАНТАММосква - 2003 УДК ББК В Войтов А.Г. ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ АСПИРАНТАМ. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 514 с. Многие выдающиеся философы считали философию наукой о науке. Ее называли наукоучением, метанаукой (наукой о науке), а в западной традиции – эпистемологией (учением о знании) или философией науки. Философия – фундаментальное основание теоретической науки. Общепризнанна неадекватность существующей философии потребностям теоретической науки. В последние годы изданы многие новые ее версии. Не излагая специально истории философии, предлагаемое пособие содержит много собственных мыслей великих философов о сущности, формах и функциях философии как орудии (органоне) теоретизации наук. Предлагаемая версия философии – первое пособие, которое позволяет овладеть могуществом философствования представителям всех наук. Оно особенно важно аспирантам, докторантам как руководство в исследованиях. Войтов А.Г., 2003^ Предкам – с благодарностьюСовременникам – с уважениемФилодоксам – с сочувствиемПотомкам – в назидание Scientia vinces «Наукой победишь!» Предисловие Вне науки нет общества. Основополагающее значение науки для общества предполагает адекватное ее познание. И приходится удивляться тому, что до сих пор общество обходиться без понимания науки как общественного явления. Если не поднять качественно (скачкообразно) осмысление науки обществом, то общество не переживет третьего тысячелетия – порожденные наукой силы, прежде всего ядерные, убьют общество при данном уровне озверения даже немногих людей (террористы). Значение философии для науки  традиционный объект исследований. Имеется много ответов на него. Здесь представлена версия «прагматичной философии», известной с древности в форме положения: «философия – наука наук» Наука была объектом познания с древности. По крайней мере, в древнегреческой философии уже ясно прослеживается данный факт. В последующее время постоянно росло внимание философии к науке как объекту познания. Многообразны исследованные аспекты науки, обильны специально написанные работы на эту тему и т.п. Только использование накопленного обществом знания науки может быть основой для движения вперед. Для этого надо осознать проблему понимания науки как общественного явления, выявить духовное наследие по данному вопросу, синтезировать его в единую концепцию, разработать дидактику ее освоения народом.^ «НАУКА – НАРОДУ»Бедность людей – результат не стихийного развития, а социальной борьбы. Ее преодолеть можно только с помощью освоения народом интеллекта с тем, чтобы разорвать порочный круг украинской присказки: «почему он бедный, потому что дурной, а почему он дурной, потому что бедный». Классик экономической науки ХХ века А. Маршалл констатировал: «Бедных губит нищета». И средством для этого оказывается их невежество. «…Бедность производит такое же разрушительное действие на душу, как пьянство на тело…» [181.2.348]* .^ Интеллект  борьба  жизнь. В ХIХ веке уже была высказана мысль: «…Каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей и общество вдвойне совершает преступление против личности, когда делает невежество неизбежным следствием бедности» [181.2.543]. Тогда же стали отстаивать право рабочих на развитие всех своих способностей, в том числе и мышления [см. 181.3.282]. Именно с мышления следует начинать борьбу с бедностью. И здесь вспомним идею Экклезиаста: «… Во дни несчастья размышляй». А размышление требует интеллекта, т.е. способности мыслить, и теоретической эрудиции. В ХХ веке многообразны работы о науке. И они важны. В них рассматривали науку и как духовное явление. Однако, имеющихся работ о специфике научной духовности не достаточно. Обычно о науке говориться скороговоркой в виду отсутствия адекватного ее познания как духовного феномена. Не отрицая значения существующих книг надо монографически проработать этот аспект науки. В последнее десятилетие издан десяток монографий о науке в целом. Они не решают проблем содержательного понимания науки в качестве специальной учебной дисциплины как важного основания*). Первое (одно) число указывает но­мер источника в списке литературы. Последнее число (если им­еется) - ном­ер страницы соответствующего издания. Среднее число (если и­меется) - но­мер том­а. Третье число (при четырех численно­м шифре) - часть то­ма. Разные сноски даны через точку с запятой.теоретической образованности людей. При этом надо решить ряд проблем, прежде всего, обобщенно, синтетически, системно, теоретически объяснить феномен науки. Для этого следует уточнить саму суть науки, систематику ее форм и т.д. И речь не идет о том, что эту проблему может снять один исследователь. Исходим из возможного идеала, в том виде как он видится на основе всего накопленного философского наследия. Наука – духовное явление, форма разума, мудрости. Она возникла как обыденное сознание людей вместе с обществом. В связи с этим необходимо показать ее суть и место ее среди других духовных элементов. В этом и состоит функция философии как науки наук. На рубеже второго и третьего тысячелетия наука сдала свои позиции антинауке, псевдонауке. Вложили свою лепту в дискредитацию науки и те, кто считал себя представителем науки. Задача общества – качественно поднять значение науки, сделать ее плодотворной идеологией, что возможно на основе ее превращения в теорию. И средством этому может быть только философия. Законом развития является сохранение исходных форм объекта. Это относиться и к философии. За 2500 лет возникло много форм философии, которые сохраняются и сегодня. И их бессмысленно критиковать. Следует уяснить главное – философия часто вырождается в филодоксию и философию надо спасать от филодоксов, считающих себя «истинными философами». Надо восстановить философию и развивать ее, придавая ей прагматическую, позитивную, популярную функцию. Следует реализовать девиз философии Х. Вольфа – «Для житейской надобности»:«Ad usum vitae»Борьба за практичность философии не отделима от ее теоретизации. И для философии как науки истинна присказка: «Нет ничего практичнее теории». Идеалом философии следует считать теоретическую философию. Теоретизация философии Практичность, популярность философии Философия – наука и ее теоретизация является общей закономерностью развития науки. Теоретическая философия, т.е. философия в строгом смысле слова, выкристаллизовывается с самого начала возникновения философии. Ее суть можно изложить разными словами. В частности, философия – основание науки или наука о науке, интеллекте. Философия призвана учить философствовать, прежде всего, мыслить или применять логику и диалектику в качестве прямого, непосредственного, общенаучного, сознательного, практического, наблюдаемого метода мышления. Она призвана объяснить науку как духовное явление. В целом, теория философии состоит из универсальной онтологии, эпистемологии, гносеологии, методологии. Философия ┌──┴──┐ эпистемология онтология ┌──┴──┐ методология  гносеологияИтак: философия – средство развития науки, ее основание. И наиболее плодотворно эту функцию философия выполнит в том случае, когда теоретически объяснит интеллект, науку. Только в таком случае восторжествует девиз А.С. Пушкина:«Да здравствует разум!»***^ Первая часть (главы 1-5) – осмысление проблем науки. Действительность многообразна. Её высшая форма – общество, ведущим элементом которого все более становится идеология. Идеология детерминирует современное общество. Одновременно она оказывается главным препятствием общественному прогрессу. Только теоретическая наука может стать идеологией общественного прогресса. Переход к ней требует разработки теоретической философии в меру ее превращения в науку о науке.^ Вторая часть (главы 6-11) – объяснение основных признаков (свойств) науки на разных этапах ее развития: знания, учения, теория. Теоретическая наука становится нормой по мере разработки особой науки о науке, чем с древности является философия. Теоретическая наука – единство трех типов теорий: методологии, гносеологии и онтологии.^ Третья часть (главы 12-14) раскрывает функции теоретической философии. Последовательно изложены методология, гносеология и универсальная онтология как философские основания теоретической науки.^ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙДЛ – диалектическая логикаДМ – диалектический методТДМ – технология диалектического мышленияМЭЛ – Маркс, Энгельс, ЛенинСМ – самоучитель мышленияОТД – общая теория денегФТЭ – фундаментальная теория экономики ФОТН – философское основание теоретической наукиИЭУ – история экономических ученийОТЭ – общая теория экономики (синоним ФТЭ)ОТТ – общая теория техникиМПСО – материальные производительные силы обществаНКМ – научная картина мираИОД – информационное отражение действительностиНОД – научное отражение действительностиТРИЗ – теория решения изобретательских задачООД – опережающее отражение действительностиОТС – общая теория социологииСМИ – средства массовой информации3РФК – Третий Российский философский конгрессРФО – Российское философское обществоСУБД – система управления базами данных.Часть 1. ОСМЫСЛЕНИЕ НАУКИДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬС древности (смотри Аристотеля) категория «бытие» была исходной для философии. К настоящему времени категория «бытие» стала весьма неопределенной и обремененной множеством идей разного плана. Не видится возможности традиционного преодоления всех этих ее значений с тем, чтобы добиться требующейся ясности и практичности. Обойдемся без данного обозначения исследуемой проблемы, заменив ее имя (название). Для этих целей воспользуемся словами «действительность», «реальность», «мир»*. Не путайте слова:бытие, сущее, субстрат, субстанция,сущность, реальность, действительность, вещи,тела, объекты, природа, материя, мир. Люди обычно не задумываются о действительности, в которой они живут. Для них она просто данный факт. Наука же требует осмысления этого факта, что оказывается не простым делом. В науке пока нет монистичной теории действительности. Действительность динамична, многообразна и т.п. И люди приспосабливаются к ней. Средством их адаптации становится их внутренний (духовный) мир, в котором отражается действительность в той или иной мере. И задача состоит в том, чтобы исследовать, как отражается действительность в духовности, сознании, науке, особенно в наиболее развитой ее форме  онтологии. *) Если бы обыденное сознание различало слова и понятия, то проблемы не было бы: здесь речь идет не о слове, а о понятии. Для его обозначения используют разные слова. Названные слова часто используют в качестве синонимов [см. 303.64]. Слово «мир» порой предпочтительнее ввиду его краткости. Категория «действительность» широко распространена среди исследователей. В частности, Гегель назвал так третий отдел «Науки логики». И. Кант использовал часто слово «мир». См. также статью А. Макушинского [175]. «Действительностью» являются три разных объекта:А) слово русского языка как средство общенияБ) психический образ реальности в голове (уме)В) реальность вне головы. Действительность ┌────────┼─────────┐ слово  понятие  реальность «Действительность» – это, прежде всего, русское слово. Им обозначено (названо) наше понимание того, что существует в нашей голове, когда мы думаем об окружающем мире – реальности. «Действительность» – это понятие в голове теоретически воспринимающего реальность человека. «Действительность» – это также реальность, существующая вне людей. Каждый из этих объектов следует изучать на основе их развития. Их конкретнее объясним следующим образом:Царство (или мир) знаков «между головами». Представим его последовательностью: знаки – имена (звуки) – слова – символы. Их используют как средство общения.Царство (мир идей) идейных моделей «в головах людей». Представим его последовательностью: «следы» – идеи – образы – понятия – онтология (всё).Царство (мир реалий) реальной действительности «вне головы». Оно идет от гипотетических субстратов (самых мелких ее элементов, праматерии), включая поля, тела, предметы, вещи и до всей вселенной. Иначе, обособим три элемента действительности (реальности, мира): Мир (реальность) ┌──────────┼───────────┐ действительный – идейный – знаковый Знаковая реальностьИдейная реальностьДействительная реальностьСлова «действительность», «мир», «реальность» используем как синонимы. В то же время им можно придать следующие различия (наложив на них круги Эйлера): Действительность ┌───┴───┐ мир знаковая ┌───┴───┐ реальность идейный ┌───┴───┐ природа  социальная ┌───┴───┐физическая биологическая Обособим следующие элементы действительности: Действительность ┌───┴────┐ Непознанная  Познанная ┌───┴───┐ Обыденным сознанием  систематически ┌───┴───┐ Доктринально  Теоретически ┌───┴───┐ Основание  Онтология Для новорожденных действительность – непознанное явление. Затем она все более осваивается сознанием человека. Высшей формой ее познания является теория и ее ядро – онтология. Индивидуальное сознание зависит от прогресса общественного сознания, в том числе и педагогики. Превращение непознанной в познанную действительность – исторический процесс развития общества. Онтогенез личности начинается с самого общего представления о действительности, а конца ему нет. ^ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ =  ПРОЦЕССОВ = СОБЫТИЙ Действительность есть система процессов, каждый из которых является системой событий. И задача состоит в том, чтобы теоретически отобразить все это в сознании людей. «Развертывание всей совокупности моментов действительности NB = сущность диалектического познания» [161.29.141]. Представим в целом действительность и ее основные элементы, закрепив за ними хотя бы условно слова. Пока не удается непротиворечиво соотнести все элементы действительности. Здесь дана гипотеза, основанием которой является все последующее изложение. Возможны разные версии соотнесения элементов действительности. Действительность ┌──┴──┐ Реальность  Будущее ┌──┴──┐Прошлая Современная ┌──┴──┐Материальная  ИдеальнаяДействительность ┌──┴──┐ Видимость  Реальность ┌──┴──┐ Природная  Биологическая ┌──┴──┐ Просто  Социальная Мир ┌──┴──┐ Просто  Жизнь ┌──┴──┐ Просто  Общество ┌──┴──┐ Базис  Надстройка ┌──┴──┐ Политика  Идеология ┌──┴──┐ Просто  Наука ┌──┴──┐ Просто  ТеорияДействительность ┌──┴──┐ Материя  Идея ┌──┴──┐ Природа Общество ┌──┴──┐ Предметы  Поля ┌──┴──┐ Вещи  Взаимодействия ┌──┴──┐ СубстратыТела Действительность ход мысли ┌─────┼──────┐ Природа  Жизнь Общество ┌─────┼──────┐ Практика Политика Идеология ┌─────┼──────┐ Мифология  Мистика Наука ┌─────┼─────┐ Знания  Учения Теории В соответствии с таким сегментированием действительности, она была когда-то только природой, затем расширилась за счет возникновения жизни, а затем и общества. В последующем ее развитие шло за счет усложнения общественной жизни ввиду обособления практики и политики, а затем и идеологии. Одновременно многообразилась идеология. Сегодня существуют все эти элементы действительности, и проблема состоит в определении идеологии как элемента современной действительности, ее сути, значения и форм, ее сознательного развития как ведущего элемента современного общества и действительности вообще. Схематично отобразим подход: Действительность Ноосфера техносфера Онтология Диалектика и диалектическая логикаДействительность безгранична, и здесь условно она ограничена квадратом. В простом виде она состоит в различных формах процессов. Было время, когда в ней не было ноосферы, а затем она возникла. Ноосфера функционирует в форме рефлексивных процессов (по Соросу). В простом виде они состоят в деструктивных процессах («ломать, не строить: много ума не надо»). Самой развитой сферой действительности и ноосферы являются творческие (интерактивные, рекурсивные, итеративные) процессы, суть которых выражена Марксом в 11 тезисе о Фейербахе. Все это – техносфера в широком смысле слова, т. е. не только в смысле техники и технологии, а в смысле – всего создаваемого специально на основе творчества («техне» = искусство). Элементом техносферы является и становящаяся онтология – учение о действительности и ее элементы – диалектика (учение о законах состояния, в том числе развития объектов) и диалектическая логика – теория технологии сознательного применения диалектики для познания объектов.Диалектика – онтологическая наука и призвана отобразить законы самоорганизации действительности, в том числе и развития. Диалектика относительна. (Моя версия ее трактовки дана в «Самоучителе мышления» [52]). На основе смутного, одностороннего, стихийного ее понимания возник диалектический метод (новый тип действительности). А затем длительное время идет сознательный процесс создания технологии диалектической логики, как средства высшей формы процессов действительности. Тем самым создается новый элемент действительности. Действительность расширилась сначала за счет жизни, а потом и за счет общества. Возникновение общества свидетельствовало о появлении нового элемента действительности, который ускоряет ее развитие и обратно на нее воздействует. И главная задача – понять общество как элемент саморазвивающейся действительности и способы ее отражения в головах людей, являющиеся основанием их жизни. Познавая действительность, обособляем общество для более конкретного представления о нем с тем, чтобы затем обособить определяющий его элемент – идеологию, и ее высшую форму – теоретическую науку. Последнее нужно для того, чтобы содержательнее представить методологию, обеспечивающую теоретическое видение мира, и гносеологию. В результате, все это создаст условие для понимания онтологии как высшей формы идеального отображения действительности в головах людей. Действительность Онтология = виртуальная действительностьПри объяснении бытия обычно делают акцент на его материальном компоненте. Здесь же рассматриваем идеальный элемент действительности как способ отражения людьми реальной действительности и его функцию в их жизни. Ментальные модели мира в умах людей ┌───┴────┐инстинктивные  приобретаемые (идеи) ┌───┴────┐ интуитивные  сознательные (знания) (мнения) ┌───┴────┐ отдельных объектов  всего мира (понятие) (онтология) Понятия – высшая форма духовных моделей мира в мозгу людей об отдельных объектах. Онтология является системой понятий о мире. Сама онтология – элемент действительности, но иного типа. Онтология – высшая форма отражения действительности в сознании людей на основе теоретической науки. Рассматриваем здесь только ее универсальный элемент  философскую онтологию как всеобщее начало (исходный пункт) изложения онтологии, т.е. отражения действительности в наших головах с целью успешной жизни в ней. Онтология  виртуальная действительность, возникающая в мозгу. Развитие действительности вело к обособлению элементов ее друг от друга, их конституированию в качестве факторов саморазвития и все большему обратному воздействию производных ее элементов на первичные элементы (обратная связь). В целом задача состоит в том, чтобы рассмотреть наиболее развитый элемент современной действительности – метанауку и ее возможное воздействие на породившие ее элементы (схема А на следующей странице). Эмпирия (опытные знания) Действительность В начале развития общества возникла наука как обыденное сознание или опыт людей (эмпирия или «народная наука»)  множество фактов их жизни, которые служили им средством (основой) действий. Еще 7 тысяч лет назад (с Древнего Египта) осознана недостаточность такого основания жизни и необходимость его развития. Иными словами, проблема состояла в том, чтобы надстроить над эмпирической, опытной наукой некоторую идеализированную конструкцию, которая повышала бы истинность опыта, уменьшала противоречивость его элементов и облегчала его осмысление при познании. Поиск шел в направлении развития мудрости жизни и привел в Древней Греции к натурфилософии. Последняя не отрицала практических (в частности, плотницкой по Сократу) наук. Натурфилософия  множество плюралистичных учений науки о мире, призванных интегрировать эмпирический опыт как основание жизни (схема Б). Натурфилософия Эмпирия Действительность По мере развития эмпирического основания натурфилософия осуществлялась как особая наука. Любители мудрости (любомудры), которые не шли данным путем, остались любителями мнений (филодоксами). Любомудрие ┌─────┴─────┐ филодоксия  философия «Примерно до середины ХIХ века философское и научное познание не отличалось друг от друга, по крайней мере в массовом сознании» [Акофф:330.389]. Идея натурфилософии живет и сегодня, несмотря на ее отрицание оппонентами. Ее следует понимать как первую попытку создания общих (фундаментальных) учений в качестве средства синтеза обыденного опыта (эмпирии, фактов). Последнюю попытку такого синтеза НКМ предпринял Гегель. Она окончательно подтвердила факт – не дело философов писать общие теории о разных сферах действительности. Одновременно была выяснена функция философии – создание оснований для адекватной разработки системы общих наук. Натурфилософия (как общие учения) породила метафизику. Задача последней была скромнее – дать всеобщее, универсальное, отвлеченное представление действительности в качестве основания теоретической науки. Метафизики ограничили свою ответственность всеобщей картиной мира (схема В). Метафизика Общие учения Эмпирия ДействительностьМетафизика представляла совокупность общих знаний мира, которую Аристотель назвал «первой философией», а впоследствии ей дали имена «онтология», психология, учение о познании. Метафизика стала основанием для разработки теоретической науки. Ее эволюция существенна, но оказалась недостаточной. Критика Кантом метафизики привела к ее отбрасыванию многими его последователями. Предложенная Кантом программа построения новой метафизики не была осуществлена, в результате его последователи оказались без «первой философии». Вне преемственности с метафизикой не может быть прогресса философии. Простое отбрасывание метафизики возвращает философию к филодоксии. Диамат и эпистемология были шагом вперед, но недостаточным. Сейчас синергетика претендует на эту функцию. В результате многие философы стали филодоксами, и восстановление философии требует разработки метанауки как предсказанной И. Кантом метафизики – теоретической философии. Философия ┌─────┼─────┐филодоксия  наука  теорияФилософия как наука конституировалась в борьбе с филодоксией. Она все более четко определяла свой объект – науку и все более становилась прагматичной, позитивной наукой о науке. Всю историю совместного развития философии и филодоксии между ними шла борьба. Сейчас филодоксия стала преобладающей ввиду камуфлирования под философию. Только приняв форму метанауки (эпистемологии), философия дистанцируется от филодоксии и лишит ее пагубного воздействия на общество (схема Г). МетодологияГносеология Мета- Мега- наука наука Философская онтология «Общие теории» («Натурфилософия») Эмпирические факты (Прикладные, практические науки)ДействительностьМетанаука призвана обеспечить три функции философского основания теоретической науки – методологию, гносеологию и онтологию. Становление философского основания теоретической науки не отрицает ее предшественников, остающихся уделом разных слоев населения. Если обозначить названные ранее схемы буквами, то их можно показать графиком развития. ┌─ Г. метанаука ┌─┴─ В. метафизика ┌─┴─── Б. натурфилософия ┌─┴───── А. филодоксия В целом, саморазвитие действительности происходит различно. Первоначально оно было стихийным, естественным процессом. Такое развитие породило жизнь, и началось ускоренное развитие действительности. Жизнь стала более развитой формой действительности, и ее развитие происходило в борьбе. Жизнь адаптируется к природе и преобразует ее в некоторой мере. Такое развитие жизни породило общество людей как иной тип действительности. По мере развития идейности происходит ускорение развития действительности.Действительность^ Идейность, мышление Развитие общества во многом зависит от осмысления идеологии. Переход к новой цивилизации, которая только и позволит обществу выжить в третьем тысячелетии, требует специального исследования сути идеологии (как одной из форм действительности), ее значения в общественном развитии и условий ее превращения в решающий фактор выживания общества. Все это сводится к осознанию того, что идеология должна стать наукой на высшей стадии ее развития – теории, что возможно только с помощью теоретической философии, принявшей форму метанауки. Все это и требует разработки метанауки как конечного фактора выживания общества в третьем тысячелетии. В целом, сказанное можно показать кратко:Действительность  общество  идеология  наука философия  метанаука.^ Если обозначить их первыми буквами, то (по Декарту) схема будет следующей: Первый ход мыслиМ – Ф – Н – И – О – Д Второй ход мыслиИначе все это можно показать с помощью кругов Эйлера:^ Первый ход мысли Действительность Общество Идеология Наука Философия Метанаука Второй ход мысли Задача первого хода мысли – найти исходное звено для выживания общества. Далее задача состоит в том, чтобы разработать содержание метанауки как науки о науке. Разрабатывая этот элемент действительности, общество создает условия для своего выживания. Осмысление науки – задача метанауки, т.е. собственная функция философии в общественном развитии. На ее основе надо идти далее «в обратный путь»: обеспечить отражение действительности в сознании людей в форме онтологии – позитивного ядра теории на основе методологии и гносеологии. Онтология раскроет действительность таким образом, чтобы помочь обществу выжить. Этот «обратный путь» не краток и не легок, но обществу «иного не дано» – оно не выживет без него. Как исследователь могу констатировать свое убеждение – этот путь реален. Вооружившись философией как основанием науки можно разработать систему теорий – меганауку или мегатеорию. Имеется, по моему мнению, основание быть оптимистом и говорить о плодотворности просвещения общества посредством его интеллектуализации с тем, чтобы оно смогло обеспечить идейность людей, их толерантность, нравственность, прогресс, т.е. выжить. В целом, действительность осознается личностями в качестве онтологии. Онтология – высшая форма осознания действительности людьми и орудие саморазвития общества. Идя от действительности к онтологии, общество находит средство своего спасения: более адекватное = истинное, монистичное отражение действительности, позволяющее ему выжить. В таком случае мы идем от абстрактного (одностороннего) понимания действительности к конкретному ее пониманию в качестве структурной системы и выбираем решающий ее фактор для решения проблем спасения общества от самоубийства. Специфика данного исследования состоит в том, что его цель – не вся действительность, а только идеологическое основание общественной действительности как фактора политики и практики: философия (метанаука)  меганаука  политика  практика. Действительность ┌─────┼──────┐ неживая природа  жизнь  идеи Идеи – тоже действительность, но иного типа. И главное – осознать их онтологическую специфику по сравнению с жизнью и тем более природой. Они – орудие жизни, выживания общества как основа модернизации его отношений со всеми формами жизни и природой. Проблема – осмыслить три ступени существования действительности в сознании: теоретическое стихийное┌──────── инстинктивное ┌───────┘ ─────────────┘ При рождении в уме человека нет образа действительности. Сначала образ действительности развивается инстинктивно, затем – сознательно на основе обыденного рассудка и простейших форм научения. Высшей ступенью освоения действительности является теория. При этом в сознании формируется онтология как модель действительности. Онтология – система понятий всей действительности, возникающая на основе теоретического ее познания.А. Онтология – учение о действительности. Б. Ее элементом является диалектика – учение о законах самоорганизации действительности, В. Учение о том, как можно использовать знания этих законов для познания конкретных объектов. Последнее знание также ступенчато: В1. стихийное диалектическое мышление; В2. сознательный диалектический метод; В3. диалектическая логика. НаукаТеория ОнтологияЗнание действительности предполагается, но рассматриваем здесь высшую форму научного ее отражения, элементом которой является онтология. Действительность ┌────┴─────┐ Мироздание  Сознание ┌─────┴─────┐ Общественное  Индивидуальное На схеме прямые линии надо заменить лесенками Аристотеля ввиду многообразия каждого из названных элементов действительности. Действительность развивается, в том числе и мироздание как единство природы и общественного бытия. Развивается и общественное сознание как элемент действительности. Его ступенями были доктрины, кредо и т.п., а вершиной стала идеология. Развивается и каждый человек, в том числе и его духовность («внутренний мир»), вершину чего обычно называют мировоззрением. Индивидуальное сознание бывает различным: мироощущением, мировосприятием, миропредставлением, миропониманием, миросозерцанием, мировоззрением.2. ОБЩЕСТВО Общество – самый развитый элемент действительности. Для его объяснения нужно использовать и фундаментальные науки – физику, биологию и другие:физика  биология  зоология  антропология  социология. В то же время главная проблема – неадекватность специальных наук об обществе, прежде всего социологических. Общество – элемент современной действительности, высшая форма и природы, и жизни. Оно возникло стихийно на основе природы и живет за счет природы. Основанием жизни людей является психическое, умственное и т.п. отражение мира. «Господство над природой, проявляющее себя в практике человечества, есть результат объективно-верного отражения в голове человека явлений и процессов природы …» [161.18. 198]. «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей» [181.20.116]. «Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела» (там же). «Свобода, следовательно, состоит в основанном на познании необходимостей природы господстве над нами самими и над внешней природой …» [там же]. Общество – превращенная форма природы и жизни. Его специфика многообразна. Его объясняют социологические (социальные, общественные, гуманитарные) науки. Система общественных наук – дело будущего. Отразим здесь один аспект проблемы, прежде всего структуру общества. ┌─ Идеология ┌─┴─ Политика ┌─ Общество ─┴─── Практика ┌─┴─ Жизнь ─┴─── Природа Общественная жизнь представляет единство практики, политики и идеологии. В связи с этим определим значение каждого из этих ее элементов. Природа и иные формы жизни воздействуют на людей. Это следует учитывать при анализе общества. Также важно убедиться в определяющей роли практики. Выделим следующие формы деяний людей:поступки  поведение  практика. Поступки – сознательно совершаемые действия (деятельность) людей. Поведение – многократные поступки, а практика – постоянное поведение всего сообщества людей. Познание практики предполагает обособление ее элементов. Практика ┌───┴───┐ преходящая  непреходящая (опыт) ┌───┴───┐ негативная  позитивная (культура) ┌────┴────┐ иррациональная рациональная (наука) Политика – деятельность органов власти, определяющих во многом практику. В свою очередь, она зависит от идеологии. По мере общественного прогресса происходит все большее обособление идеологии и растет ее значение по принципу обратной связи в целых системах. Неидеологические элементы общества изменяются медленно, а идеология подвержена быстрым изменениям. И это может быть во имя блага или зла. Важно изучать идеологию как элемент общественной жизни, как высшую форму общественной культуры, от которой зависит прогресс. Высшая форма культуры проявляется в сознании. Уровень последнего зависит от степени овладения наукой. И наука не всегда плодотворна, а поэтому нужен разум, высшей формой которого можно считать мудрость. И только такая культура прогрессивна. Осмысление единства и различия этих феноменов и лежит в основе понимания идеологии.^ Мудрость (разум, наука)Прогресс общества Идеологические крайности: рассудочность, разумность, мудрость – безумство, невежество и т. п. С древности известно их противостояние: мудрость  невежество «Странно, как смертные люди за все нас, богов, обвиняют! Зло от нас, утверждают они; но не сами ли часто Гибель, судьбе вопреки, на себя навлекают безумством?» [Гомер. Одиссея: 1. 32-34]. «…Всем свое собственное невежество кажется мудростью» [Платон: 227. 4.183]. «Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество». «Источником, порождающим наибольшее число общественных бедствий, является невежество» [К. А Гельвеций (1715 – 1771)]. Демоническая сила невежества, по Марксу, является главно


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.