Реферат по предмету "Разное"


А. В. Фомина Основы экономики и финансирования здравоохранения Учебно-методическое пособие

Д.И. Кича, А.В. ФоминаОсновы экономики и финансирования здравоохраненияУчебно-методическое пособиеМоскваИздательство Российского университета дружбы народов2005 Утверждено РИС Ученого советаРоссийского университетадружбы народовББК 51.1Кича Д.И., Фомина А.В. Основы экономики и финансирования здравоохранения: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 67 с.ISBNВ пособии изложены основные вопросы финансирования и экономики здравоохранения в современных условиях, представлены общие сведения о деятельности медицинских учреждений в системе медицинского страхования, даны понятия о формировании рынка медицинских услуг, планирования потребности в медицинской помощи.Для студентов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация», «Сестринское дело», ординаторов, аспирантов, специалистов в области управления и экономики здравоохранения и медицинского страхования.Подготовлено на кафедре общественного здоровья, здравоохранения и гигиены РУДН.ISBN ББК 51.1© Кича Д.И., Фомина А.В., 2005© Издательство Российского университета дружбы народов, 2005Раздел I. Основы экономики здравоохранения Для определения понятия «экономика здравоохранения», прежде всего, следует дать общее представление о понятии «экономика». Существует несколько значений термина «экономика» (Словарь-справочник менеджера, 1996): 1. Совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, преобладающих в той или иной стране или в различное время, например, рыночная экономика, плановая экономика, смешанная экономика. 2. Народное хозяйство страны, включающее различные виды и отрасли производства: экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли и т.п. 3. Отрасль науки, изучающая различные аспекты экономических отношений. Как наука экономика имеет сложную структуру и подразделяется на множество направлений и школ. В соответствии с данной характеристикой экономике в целом, экономику здравоохранения можно определить, с одной стороны, как экономику одной из отраслей народного хозяйства страны, выполняющей функции сохранения и укрепления здоровья населения, и, с другой стороны, как отраслевую экономическую науку. Предмет экономики здравоохранения как отраслевой экономики, тесно связан с такими понятием как «отрасль» – область экономической деятельности, характеризующаяся определенным единством выполняемых функций, видом и назначением создаваемого продукта, технологическим процессом. Различают отрасли материального производства (или производственной сферы) и отрасли социально-культурной сферы (или непроизводственной сферы), создающие услуги/товары в области социальной, образовательно-информационной деятельности. Экономика здравоохранения, как отраслевая экономическая наука, изучает действие экономических законов в конкретных условиях производства, оказания и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения. Специфика экономики здравоохранения заключается в том, что предметы ее изучения: медицинские услуги и процессы их оказания, имеют значительные отличия от товаров с точки зрения рыночной характеристики. Основные вопросы, которыми занимается экономика здравоохранения:исследование роли здравоохранения в общей экономике (обосновывает медицинскую, социальную и экономическую эффективность здравоохранения);разработка методов рационального и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов здравоохранения;вопросы финансирования здравоохранения;разработка подходов и методов ценообразования на различные виды медицинских услуг и многое другое. Часто эти задачи и функции экономики здравоохранения объединяют в одно понятия – финансовый менеджмент. Финансовый менеджмент в здравоохранении – это система принципов, методов и форм управления финансированием здравоохранения на макро- (органы управления) и микро-(учреждения здравоохранения) уровнях. В экономике здравоохранения как в отрасли, так и в науке можно выделить два основных раздела (или уровня):макроэкономика (макроэкономический уровень) - характеризует эффективность системы здравоохранения;микроэкономика (микроэкономический уровень) - характеризует экономические аспекты деятельности лечебно-профилактических учреждений (экономичность здравоохранения). Соответствие показателей общественного здоровья уровню социально-экономического развития страны является основным вопросом экономики здравоохранения. В последние два десятилетия все более серьезной проблемой экономики здравоохранения для всех стран мира становится рост стоимости медицинского обслуживания. Повышению общих расходов на здравоохранение способствуют такие факторы, как старение населения, сопровождающееся повышением уровней хронической заболеваемости и инвалидности, появление новых видов лечения и технологий, новых дорогостоящих лекарственных средств. Относительная стабилизация уровня расходов на здравоохранение в последние годы, рассчитанная в процентах от ВВП в странах Европы говорит о том, что абсолютные расходы продолжают расти вместе с ростом экономики и самого ВВП (рис.1). ЕС – Европейский Союз, ЦВЕ – страны Центральной и Восточной Европы, СНГ – Содружество Независимых Государств Рис.1. Доля общих расходов на здравоохранение (% от ВВП), 1985-1999Инвестиции в здоровье должны занимать центральное место в развитии человека и общества, являются основой устойчивого социально-экономического развития и не должны рассматриваться как затраты или потери. Этот факт помогает объяснить различия в состоянии здоровья населения в экономически развитых и наименее развитых странах. Например, исследования показали, что уровень смертности среди населения в наименее развитых странах выше, чем среди населения экономически развитых стран во всех возрастных группах, но различия наиболее выражены в период младенчества и детства. Соответствующие показатели сравнивали в 20% самых экономически развитых странах мира и 20% наименее развитых стран. В возрасте 0-4 лет смертность в «бедных» странах в 9 раз выше, чем в «богатых»; в возрасте 5-14 лет она выше в 10 раз; в возрасте 15-29 лет разрыв равен 3,9 раза; в старших возрастных группах он постепенно сокращается, достигая 1,4 раза в возрасте 70 лет и старше. Сравнение показателей здоровья населения и экономических показателей различных стран показало, что самая высокая продолжительность жизни отмечается в странах с наиболее высоким доходом на душу населения. Исследование роли здравоохранения в общей экономике заключается в обосновании социальной, медицинской и экономической эффективности здравоохранения.^ Медицинская эффективность здравоохранения - это степень достижения медицинских результатов. Медицинская эффективность здравоохранения заключается в изменении уровня и характера заболеваемости и ее тенденций. В отношении работы одного врача или здоровья конкретного больного это выражается в выздоровлении или улучшении состояния здоровья, восстановлении утраченных функций отдельных органов и систем, продлении жизни. ^ Социальная эффективность здравоохранения – это степень достижения социального результата. Социальная эффективность здравоохранения заключается в оптимизации уровней рождаемости, снижении показателей смертности, увеличении продолжительности жизни, что в конечном итоге сказывается на количестве и качестве рабочей силы, качестве жизни населения. В отношении конкретного больного это выражается в возвращении его к труду и активной жизни в обществе, удовлетворенности медицинской помощью.^ Экономическая эффективность здравоохранения представляет собой тот положительный вклад (прямой или косвенный), который вносит здравоохранение в рост национального дохода путем улучшения здоровья населения и увеличении продолжительности жизни. Общие экономические потери, которые несет общество в связи с заболеваемостью и смертностью населения – экономический ущерб (рис.2) – делят на прямые и косвенные. Уменьшение числа работающихОплата Оплатапособий пособийпо временной по нетрудоспособности инвалидностиУменьшение Уменьшениечисла числарабочих работающихднейСтоимость медицинского обслуживанияРис.2. Структура экономического ущерба в связи с заболеваемостью, инвалидностью и смертностьюК прямым экономическим потерям относятся затраты на оказание медицинской помощи: амбулаторное, стационарное, санаторно-курортное лечение, санитарно-эпидемиологическое обслуживание, подготовка и оплата работы медицинского персонала. К прямым экономическим потерям также относится выплата пособий по социальному страхованию при временной утрате трудоспособности и пенсий по инвалидности. К непрямым (косвенным) экономическим потерям относится экономической ущерб (потери) в связи со снижением производительности труда в результате заболеваемости, недопроизведенная продукция на промышленном предприятии и снижение национального дохода на уровне народного хозяйства в результате временной или стойкой потери трудоспособности или смерти человека в трудоспособном возрасте. Причем, косвенные потери во много раз превышают прямой экономический ущерб вследствие заболеваемости. По данным американских авторов, на долю косвенных потерь приходится до 90% общего экономического ущерба из-за болезни. Проведение различных медицинских оздоровительных мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, например, вакцинация населения против инфекционных заболеваний, профилактика травматизма, профилактические осмотры с целью раннего выявления заболеваний и т.д. уменьшают экономический ущерб в следствие заболеваний. Таким образом, разница между экономическим ущербом вследствие заболеваемости до и после проведения активных медицинских оздоровительных мероприятий и определяет экономический эффект здравоохранения. Экономика здравоохранения – это экономическая основа деятельности системы здравоохранения, начиная от оценки стоимости медицинских услуг до их эффективности в соответствии с вложенными финансами и использованными ресурсами. Статьи расходов бюджета Российской Федерации, включая здравоохранение, приведены в табл.1.Таблица 1Статьи расходов бюджета Российской Федерации в 2005-06 гг., млрд.руб Статьи расходов 2005 2006 Охрана окружающей среды 1,7 6,3 Здравоохранение и спорт 42,5 149,3 Социальное обеспечение 45,2 201,5 Образование 48,1 201,4 Развитие экономики 240,2 338,7 Оборона, безопасность, правоохранительная деятельность 929,7 1208,5 В экономически развитых странах до 25% ВВП расходуется на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Современная экономическая теория утверждает, что распределение доходов внутри общества – важный элемент формирования общественного здоровья, между показателями общественного здоровья, уровнем развития здравоохранения и объемами финансирования на охрану здоровья существует прямая связь.Основной задачей микроэкономики здравоохранения является нахождение путей наиболее рационального использования имеющихся у здравоохранения ресурсов (денежных, материальных, кадровых) на уровне лечебно-профилактических учреждений.В условиях перехода народного хозяйства к рыночной экономике значительно возрастает роль управления деятельностью учреждений здравоохранения, прежде всего их важнейшим разделом – экономической деятельностью. Экономической анализ должен служить основой для выявления недостатков и резервов в деятельности учреждений, выбора более рациональных методов и путей повышения эффективности и качества их работы.Экономический анализ отдельных сторон деятельности учреждений здравоохранения и последующего синтезирования (установление связей и взаимосвязей между ними) позволяет из разрозненных данных об отдельных экономических явлениях и фактах составить целостную картину процесса создания услуг, выявить присущие ему в конкретных условиях тенденции, разработать варианты управленческих решений и выбрать из них наиболее оптимальный.Экономические явления и хозяйственные процессы в деятельности учреждений здравоохранения складываются под влиянием разнообразных объективных факторов. Постоянно воздействуя на результаты деятельности медицинских учреждений, они отражают существующие закономерности, связи и зависимости в сфере оказания медицинских услуг. Деятельность учреждений непроизводственной сферы сложна и многогранна и представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, характеризующихся системой показателей, зависимых от многочисленных и разнообразных причин (факторов). К ним относятся объемы расходов, регулирование структуры этих расходов, контроль за их использованием, уровень инфляции, конкуренция и др. Если какой-либо фактор не берется во внимание в ходе экономического анализа, то учет степени влияния других факторов, а также выводы по результатам анализа будут неточными. Объективные факторы, влияющие на результаты деятельности учреждений, отражают действие экономических законов развития общественного производства. Их анализ связан с необходимостью оценки степени соблюдения требований экономических законов в хозяйственнойпрактике. В ходе анализа большое внимание уделяется и субъективным факторам, влияние которых связано с конкретной деятельностью работников учреждений и полностью зависит от них. Поэтому их изучение позволяет охарактеризовать уровень руководства коллективом медицинского учреждения, организации его работы, оплаты труда медицинского персонала, компетентность, активность и сознательность исполнителей, от которых зависят конечные результаты работы.Необходимым составным элементом деятельности медицинских учреждений являются трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Их наличие и рациональное использование - основная предпосылка увеличения объема и повышения качества услуг, которые могут быть предоставлены отдельным группам населения или обществу в целом. Ресурсы выступают в качестве резерва дальнейшего улучшения работы медицинского учреждения. Материальные ресурсы ЛПУ можно представить как основные и оборотные средства. К основным средствам относятся: здания и сооружения, коечный фонд, производственная инфраструктура, лабораторное оборудование, транспорт. Основные средства переносят свою стоимость на стоимость медицинских услуг по частям (физический износ оборудования, который равен проценту амортизационных отчислений). Оборотные средства ЛПУ представляют собой предметы одноразового использования, лекарственные средства, мягкий инвентарь, а также денежные ресурсы. Оборотные средства перенося за год свою стоимость на стоимость производимых медицинских услуг целиком.Одно из ведущих мест в системе здравоохранения занимают амбулаторно-поликлинические учреждения. В деятельности поликлиник реализуется наиболее массовый и общедоступный вид медицинского обслуживания населения. Именно в поликлиниках начинают и заканчивают лечение без госпитализации примерно 75-80 % заболевших. Предметом экономического анализа в данном случае должна являться деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений, направленная на осуществление лечебно-диагностической, профилактической, организацион-но-оздоровительной функций по оказанию медицинской помощи населению. Основными задачами экономического анализа объема работ амбулаторий и поликлиник являются: 1) выявление потребности общества в услугах амбулаторно-поликлинических учреждений в необходимом объеме. Такая потребность диктуется в значительной степени действием социально-экономических факторов, которые носят вероятностный характер. Поэтому при ее обосновании широко используются методы экспертных оценок и логического моделирования, изучение данных анализа текущих хозяйственных результатов деятельности учреждений, сравнение конечных результатов работы учреждений и значимости различных социальных факторных показателей в районах их действия. Обобщение полученных данных позволяет обосновать потребности в услугах амбулаторно-поликлинических учреждений; 2) изучение полноты удовлетворения потребностей общества в услугах поликлиник и проверка соблюдения установленных нормативов. По данным отчетности амбулаторно-поликлинических учреждений устанавливается соответствие количества оказанных услуг потребности в них, изучается их состав по различным признакам; 3) оценка эффективности использования ресурсов. Анализ их использования не ограничивается проверкой соблюдения норм расхода материальных ценностей и эффективности труда (нагрузки), а тесно взаимоувязывается с оценкой полноты удовлетворения общественных потребностей в определенных услугах; 4) выявление и измерение факторов отклонений фактических показателей хозяйственно-экономической деятельности учреждений от нормативных; 5) контроль за соблюдением принципов финансирования: финансовый менеджмент; 6) подготовка аналитической информации для выбора оптимальных управленческих решений. Она состоит в сборе данных о работе амбулаторно-поликлинических учреждений, их аналитической обработке и обобщении результатов анализа. В этом плане можно говорить об аудите (внешнем и внутреннем) финансовой, хозяйственной и медицинской деятельности ЛПУ. Примером может служить разработанный на кафедре новый подход к экономическому анализу медицинской деятельности ЛПУ (приложение 1). В ходе анализа формируются предложения по устранению недостатков и улучшению работы учреждения. Анализ предусматривает следующее: - характеристика состояния сети внебольничной медицинской помощи; - выявление соответствия пропускной способности поликлиники по-требностям населения в амбулаторной медицинской помощи; - определение пути расширения пропускной способности амбулаторий и поликлиник; - изучение выполнения плана по объему лечебно-диагностической работы и мероприятий по профилактике заболеваний и их результатов; - оценка уровеня обеспеченности населения амбулаторно-поликли-нической медицинской помощью и соблюдение установленных нормативов; - оценка уровня организации и качества амбулаторно-поликлинич-еского обслуживания населения.Для развития учреждений здравоохранения первостепенное значение имеет изучение потребностей населения в госпитализации. На этот показатель прямо или опосредованно влияет множество взаимосвязанных факторов. Мера и сила их взаимодействия могут изменяться в условияхконкретного места и времени. Эти факторы можно условно сгруппировать и выделить:- демографические — численность населения, распределение его на городское и сельское; возрастно-половая, общественная, профессиональная структура населения; уровень рождаемости, смертности; миграция; - социально-экономические — особенности экономического развития региона; характер, специализация производства; - плотность населения, развитие транспорта и связи; - социально-гигиенические и социально-культурные характеристики; - проблемы отдельных заболеваний, краевая патология;- уровень развития медицинской помощи, материально-техническая и кадровая обеспеченность; жилищно-бытовые условия, материальный уровень жизни; санитарно-гигиеническое воспитание, уровень культуры, образования и санитарной грамотности населения; - социально-психологические факторы, определяющие правильную, адекватную оценку состояния здоровья, как самим пациентом, так и окружающими его людьми. Сокращение средних сроков пребывания больных в стационаре при хорошем качестве лечения и благоприятных исходах имеет не только большую медико-социальную, но и экономическую значимость, так как более быстрое выздоровление пациентов позволяет уменьшить трудопотери общества в связи с болезнями, что в свою очередь приводит к значительному медицинскому и экономическому эффекту. Общий эффект (Э) от сокращения сроков лечения больных в стационаре определяется по следующей формуле: Э = (Д+Б)·tp·Р + Л· tк·Ч, где Д — национальный доход, производимый за один рабочий день в расчете на одного работающего, руб.; Б - средняя сумма пособия, выплачиваемая за один день временной нетрудоспособности, руб.; tк, tp — количество дней, на которое сократился срок пребывания в стационаре вкалендарных днях и в рабочих днях (tp=tк•0,75) соответственно; Р — численность лечившихся, но работающих больных; Ч - численность всех лечившихся больных; Л — стоимость одного дня лечения (койко-дня), руб.Например, в отделении за год пролечилось 1200 человек, из которых 1000 были работающими. Средний срок пребывания в стационаре сократился с 12 до 8 дней (на 4 дня). Если принять, что в среднем одним человеком за рабочий день произведен национальный доход, равный 325,0 тыс. руб., средние выплаты за один день пребывания на больничном листе составили 147,0 руб., а затраты на лечение - 245,0 руб. в день, то, подставивэти значения в формулу, получим, что эффект в результате сокращения сроков лечения больных (при условии, что все они приступили к работе сразу после выписки из стационара) составил 2592 тыс. руб. Э = (325 + 147) • 3 • 1000 + 245 • 4 • 1200 = 2592 тыс. руб.Изучение показателей работы больницы позволяет определить резервы более полного удовлетворения потребностей населения в больничной медицинской помощи. Они могут быть выявлены по таким основным направлениям: - увеличение коечного фонда (дальнейшее развитие больничной сети), его реализация требует дополнительных расходов государства на капитальные затраты и текущее содержание больниц; - увеличение продолжительности работы коек на протяжении года, устранение их неоправданного простоя; - интенсивное использование коечного фонда, что выражается в со-кращении сроков пребывания больных на лечении и ускорении оборачиваемости коек. Реализация этого направления заслуживает особого внимания. Реальными направлениями улучшения использования коечного фонда являются: 1) улучшение организации медицинской помощи больным на догоспитальном этапе: ранняя диагностика, правильное и полноценное лечение, своевременное направление на госпитализацию при максимально полном обследовании больного, своевременное лечение обеспечит более быстрое выздоровление, уменьшит время пребывания больного в стационаре; 2) улучшение преемственности в работе поликлиники и стационаров за счет обеспечения четкости и своевременности в поступлении необходимой информации о госпитализации больных; 3) сокращение сроков обследования в стационарах как при поступлении больного, так и при его подготовке к выписке за счет как построения рациональных графиков работы всех вспомагательно-диагностических подразделений и кабинетов, так и ликвидации дублирования необоснованных диагностических исследований; 4) рациональная расстановка медицинских кадров по отделениям, обеспечивающая круглосуточную равномерную загрузку персонала за счет владения смежными специальностями и совмещения функций; 5) постоянное повышение уровня знаний медицинского персонала, постоянное освоение новых, эффективных методов лечения; 6) повышение качества контроля за лечебным процессом, требующее четкого разделения времени, затрачиваемого на организационные вопросы, и времени, затрачиваемого непосредственно на лечение; 7) дифференциация нормативов потребности населения в стационарной помощи с учетом местных условий и особенностей состояния здоровья населения различных районов;8) оптимизация сети больничных учреждений, их мощности и структуры; 9) систематический анализ эффективности использования материально-технической базы стационарных учреждений, в первую очередь коечного фонда и труда медицинских работников; 10) внедрение АСУ (автоматизированных систем управления) отраслью здравоохранения.Эффективность использования коечного фонда ЛПУ можно представить в соответствии со схемой, представленной на рис.3.Эффективность исполь-зования коечного фонда Коэффициент эффективности использования коечного фонда (Кз = Кс • Кr) Рис.3. Эффективность использования коечного фонда ЛПУ^ Планирование в здравоохраненииПланирование – важная функция в системе управления процессом производства медицинских услуг. С его помощью определяются направление и содержание деятельности учреждений, их структурных подразделений, отдельных работников. Главными задачами планирования является обеспечение плана развития экономики учреждений здравоохранения, определение путей достижения лучших конечных результатов их деятельности.Планирование применяется на федеральном уровне (государственное планирование), на уровне отраслей (отраслевое планирование) и регионов (региональное планирование), отдельных предприятий и учреждений.Планы разрабатываются на определенный период времени. По времени исполнения они подразделяются на стратегические (сроком на пять и более лет), среднесрочные (от года до пяти лет), текущие (на один год).Методы планирования разделяются на программно-целевые и директивные. При формировании программы составляются мероприятия, обязательно направленные на достижение программной цели. При директивном методе планирования формируются планы, которые являются перечнем заданий от вышестоящего уровня управления к нижестоящему или объекту для выполнения.К планированию теснейшим образом примыкает и частично заменяет его социально-экономическое прогнозирование, которое отличается от планирования многовариантным и предположительным характером, более широким охватом экономических процессов и явлений.Система планирования здравоохранения в Российской Федерации строится на единых принципах и обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны здоровья населения. Основным принципом планирования в здравоохранении является обеспечение соответствия между объемами предоставляемой населению медицинской помощи и размерами ресурсов, необходимыми для выполнения этих объемов. Основные показатели планирования здравоохранения устанавливаются на федеральном уровне и включают следующее:- стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения;- социальные стандарты, нормы и нормативы, адаптированные к усло-виям субъектов РФ, муниципальные образований, медицинских учреждений;- подушевые нормативы финансирования программы государственных гарантий и порядок выравнивания финансовых условий развития здравоохранения в субъектах РФ и муниципальные образованиях;- инвестиционные проекты в здравоохранении.^ Планирование амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи Планирование амбулаторно-поликлинической помощи базируется на определении необходимого числа врачебных должностей. Для планирования численности врачей необходимо в целом провести анализ по следующим основным вопросам: - численность врачей по штатным нормативам (в соответствии с существующими нормативными документами); - занятость врачей (на основе учетно-отчетной документации); - заболеваемость и распространенность патологии на территории; - демографическая ситуация; - экономическая возможность региона по обеспечению развития меди-цинской помощи. Чтобы определить необходимое число должностей врачей, необходимо сопоставить общую потребность населения в лечебно-профилактической помощи с возможным количеством пациентов, которых врач может принять в течении года, т.е. с функцией врачебной должности.^ Показатель плановой функции врачебной должности вычисляется по формуле: Ф = Б • Г , где Ф - функция врачебной должности; Б - нормативное число посещений к врачу в течение рабочего дня; Г- число рабочих дней в году. После расчета показателя плановой функции врачебной должности осуществляется расчет необходимого числа врачебных должностей по формуле:Л • Н В = _______, где ФВ – потребность во врачебных должностях;Л – норма амбулаторно-поликлинических посещений на одного жителя в год;Н – численность населения;Ф – плановая функция врачебной должности.Нормы потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи и расчетные нормы обслуживания для врачей амбулаторно-поликлинических учреждений приведены в приложении 2-3.Пример. Рассчитать потребность во врачебных должностях терапевтов для амбулаторно-поликлинических учреждений района с численностью населения 10 000 чел., посещаемость врача-терапевта поликлиники одним жителем составила 2 раза в год. 2 • 10 000 В = = 3 врачебные должности (4 • 5+2•2) • 283При планировании стационарной помощи измерителем является «больничная койка», а измерителем потребности населения в стационарной помощи принято считать число коек на 1000 населения. При определении потребности в больничных койках исходным является объем стационарной помощи, определяемый как процент случаев госпитализации населения или процент отбора на конку из числа обратившихся за медицинской помощью (приложение 4).Потребность населения в больничных койках можно рассчитать по формуле: А • Р • R К = _______, где Д • 100К – потребность в койках на 1000 населения;А – уровень заболеваемости на 1000 населения;Р – процент госпитализации из числа обратившихся (20-25%);R – средняя продолжительность пребывания больного на койке (в днях);Д – среднегодовая занятость койки (в днях).^ Пример расчета потребности в койках для родильных домов. В районе проживает 100 000 чел. Показатель рождаемости в отчетном году составил 24 на 1000 чел. Охват стационарным родовспоможением составляет 100%. Рассчитайте необходимую численностью коек в родильном доме. 24 • 100 • 5 К = = 0,4 койки на 1000 чел. 300 • 100Соответственно, на 100 000 чел – 40 коек.Раздел II. Основы финансирования здравоохранения Системы и формы здравоохранения в странах мираВажное значение в экономике здравоохранения как на макро-, так и на микроуровне, уделяется вопросам финансирования медицинской помощи населению. Источники финансирования определяет форму здравоохраненияВ зависимости от источников финансирования, системы здравоохранения в странах мира подразделяются на три формы:- преимущественно государственная (общественная) система здраво-охранения, наиболее наглядно представленная в Великобритании;- преимущественно страховая система, наиболее полно и четко представленная в таких европейских странах, как Германия, Франция;- преимущественно частная система, наиболее характерная для здравоохранения США.Во многих государствах существуют и развиваются смешанные системы и различные организационные формы. Например, в Российской Федерации получает развитие бюджетно-страховая форма здравоохранения.^ Государственная (общественная) система здравоохранения К преимущественно государственной системе можно отнести здравоохранение Великобритании, Дании, Италии, Норвегии, Бельгии, Канаде и ряде других стран. В них большая часть всех средств на здравоохранение идет из государственного бюджета, формируемого за счет обязательных налогов с населения и предпринимателей. История государственного здравоохранения относятся к периоду создания бывшего СССР, так называемой системы здравоохранения Семашко. Медицинские услуги можно профинансировать с помощью различных методов взимания налогов: прямых налогов (например, подоходного налога), косвенных налогов (налога на добавленную стоимость), целевых налогов (например, медицинских налогов на заработки или доход вообще) или за счет иных (второстепенных) источников государственных доходов. В некоторых промышленно развитых странах в качестве источника средств для финансирования социальной защиты все чаще прибегают к целевым налогам на все доходы. Способность налогообложения служить удовлетворительным механизмом для мобилизации достаточных и устойчивых средств для здравоохранения, все чаще ставится под сомнение. В странах с низкими доходами финансирование на основе налогообложения часто оказывается недостаточным для покрытия расходов на базовый пакет медицинских услуг для всего населения, а в странах с высокими доходами его способность обеспечить высококачественные услуги остается предметом дискуссии. Финансирование на основе налогообложения можно осуществлять на нескольких уровнях управления (общенациональном, региональном или муниципальном). В Англии, Ирландии, Дании действуют государственные системы медицинского обслуживания, финансируемые из общих бюджетных поступлений. В Италии, Швеции, Исландии, Финляндии медицинское обслуживание построено по принципу государственного социального страхования. Медицинская помощь финансируется за счет целевых взносов на трехсторонней основе, с преобладанием государственных субсидий.^ Страховая и частная системы здравоохраненияСтраховая медицина - это система здравоохранения, финансирование которой осуществляется государством, предприятиями, гражданами. В условиях рыночной экономики страховая медицина является мобильной системой товарно-рыночных отношений, где в качестве товара выступает конкретная медицинская услуга, а «покупателем» является государство, предприятие, гражданин. Страховая медицина основана на методе страхования, когда обеспечение какого-либо риска осуществляется путем переложения его материальной тяжести на большое количество участников. Обеспечение страховой медицины осуществляется путем медицинского страхования: заключение договоров, сбор денег, оплата услуг, другие мероприятия для обеспечения деятельности системы страховой медицины. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Государства, в которых финансирование здравоохранения осуществляется главным образом за счет поступления средств в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), относятся к странам со страховой системой здравоохранения. Государства, где фонды здравоохранения формируются в основном за счет личных взносов граждан или третьих лиц, т.е. за счет средств добровольного медицинского страхования (ДМС), относятся к странам с частной системой здравоохранения. Системы страхования могут функционировать на региональном или государственном уровне либо обслуживать отдельные профессиональные группы. Некоторые системы страхования предлагают различные пакетыуслуг за разные размеры взносов, причем часто объем и состав услуг может существенно колебаться применительно к отдельным группам застрахованных.^ Социальное (обязательное) медицинское страхование. История социального медицинского страхования восходит к 1880-м годам, когда первая систе


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.