Реферат по предмету "Разное"


А. Н. Чермаков 01. 09. 2008 г программа

Утверждаю Директор школы: А.Н.Чермаков 01.09.2008 г.программаосновногообщего образованияпо Литературе Автор программы: учитель русского языка и литературы Сусметова Т.Ф.с.Байглычево - 2008ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСтатус документа. Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений. Программа выполняет две основные ф у н к ц и и:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.^ Структура документа. Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Программа не распределяет учебный материал по отдельным классам, выделяя три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:^ 5–6 классы На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.^ 7–8 классы На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.9 класс Этот этап литературного образования является переходным, так как в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Выделяются часы на развитие речи: в 5–6 классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в 7–8 классах – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в 9 классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).^ Общая характеристика учебного предмета.Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: – осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; – выразительное чтение художественного текста; – различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); – ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; – заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; – анализ и интерпретация произведения; – составление планов и написание отзывов о произведениях; – написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; – целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.Ц е л и.Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.^ Место литературы в федеральном базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В 5, 6, 7, 8 классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в 9 классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). Программа рассчитана на 319 учебных часов, предусмотренный резерв свободного учебного времени составляет 66 учебных часов (или 17 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Указанные в программе часы, отведенные на изучение творчества того или иного писателя, предполагают возможность включения, кроме названных в программе, и других эстетически значимых произведений, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся.^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются: – выделение характерных причинно-следственных связей; – сравнение и сопоставление; – умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; – самостоятельное выполнение различных творческих работ; – способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; – осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); – владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; – составление плана, тезиса, конспекта; – подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; – использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; – самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. ^ Результаты обучения. Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕСодержание, рекомендуемое к усвоению в 5–6 классах*(140 часов)ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 ч) Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.Русский фольклор (9 ч) Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.^ Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр. Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок). Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе.Литературная сказкаХ.-К. Андерсен (4 ч) Слово о писателе. Сказка «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки). Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. Древнерусская литература (6 ч) Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения). Образно-стилистические особенности жанра летописи. «Повесть» как исторический и литературный памятник Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (возможен выбор другого произведения). Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев. Зарубежная литература Д. Дефо (4 ч) (возможен выбор другого зарубежного писателя) Слово о писателе.^ Роман «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.литература XIX века (63 ч) Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.И. А. Крылов (4 ч) Слово о писателе. Басни: «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне» (возможен выбор других басен). Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И. А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова. В. А. Жуковский (2 ч) Слово о поэте. Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады). Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В. А. Жуковского-переводчика.Жанр баллады в зарубежной литературеФ. Шиллер (1 ч) Слово о поэте. Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения). Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки. А. С. Пушкин (16 ч) Слово о поэте. Стихотворения: «Няне», «И. И. Пущину», «Зимнее утро». Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки). Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке. Роман «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести. Повесть «Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.М. Ю. Лермонтов (4 ч) Слово о поэте. Стихотворения: «Бородино», «Листок», «Три пальмы». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.Н. В. Гоголь (4 ч) Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы. А. В. Кольцов (2 ч) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры) Слово о поэте. Стихотворение «Песня пахаря» (возможен выбор другого стихотворения). Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность. Ф. И. Тютчев (2 ч) Слово о поэте. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.А. А. Фет (3 ч) Слово о поэте. Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них  у дуба, у березы…». Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.И. С. Тургенев (4 ч) Слово о писателе. Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести). Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.А. К. Толстой (2 ч) Слово о поэте. Баллада «Василий Шибанов» (возможен выбор другого произведения). Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного. Тема преданности и предательства. Нравственная проблематика баллады.Н. А. Некрасов (7 ч) Слово о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. Стихотворение «Железная дорога». Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики. Поэма «Мороз, Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы). Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.Н. С. Лесков (2 ч) Слово о писателе. Рассказ «Левша». Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова. А. П. Чехов (2 ч) Слово о писателе. Рассказ «Толстый и тонкий». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали. Жанр новеллы в зарубежной литературеП. Мериме (2 ч) Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения). Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя. В. Г. Короленко (3 ч) Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.Тема детства в зарубежной литературеМ. Твен (3 ч)(возможен выбор другого зарубежного писателя). Слово о писателе. Повесть «Приключения Тома Сойера». Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.литература ХХ века (26 ч)Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.В. В. Маяковский (2 ч) Слово о поэте. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения. С. А. Есенин (2 ч) Слово о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения). Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества. ^ Зарубежные писатели о животныхДж. Лондон (3 ч) Слово о писателе. Повесть «Белый клык» (возможен выбор другого произведения). Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.А. П. Платонов (2 ч) Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (возможен выбор другого рассказа). Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.А. С. Грин (2 ч) Слово о писателе. Повесть «Алые паруса» (возможен выбор другой повести). Торжество мира романтической мечты в повести А. С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.К. Г. Паустовский (2 ч) Слово о писателе. Рассказ «Парусный мастер» (возможен выбор другого рассказа).Тематика и проблематика произведения. М. М. Пришвин (4 ч)Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения).^ Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина. Н. М. Рубцов (2 ч) (возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века) Слово о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (возможен выбор других стихотворений). Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.Ю. П. Казаков (1 ч) (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века) Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения). Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.В. Г. Распутин (3 ч) (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века) Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.В. П. Астафьев (2 ч) (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века) Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы. О. Генри (1 ч) (возможен выбор другого зарубежного писателя) Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов» (возможен выбор другого произведения). Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви. ^ Итого в 5–6 классах – 114 часов. Резерв времени – 26 часов.Содержание, рекомендуемое к усвоению в 7–8 классах (140 часов)ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 ч) Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (2 ч) Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (возможен выбор другой былины). Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей. Героический эпос в мировой культуреКарело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагменты) (1 час) (возможен выбор другого эпоса). Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Гомер (2 ч) «Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа» (возможен выбор другого фрагмента). «Одиссея» как «поэма странствий». Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса.Древнерусская литература (2 ч) Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (возможен выбор другого произведения). Жанр и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения». «Житие Сергия Радонежского» (возможен выбор другого произведения). Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в «Житии…». Способы создания характера в «Житии». Литература европейского ВозрожденияМ. Сервантес (2 ч) Слово о писателе. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ.У. Шекспир (3 ч) Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии. Сонеты: № 66 («Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других сонетов).Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.литература XVIII века (8 ч) Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы «человек и природа».Д. И. Фонвизин (4 ч) Жизнь и творчество (обзор).^ Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.^ Театр европейского классицизмаЖ.-Б. Мольер (1 ч) Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Мещанин во дворянстве» (возможен выбор другой комедии). Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.Н. М. Карамзин (3 ч) Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Сентиментальный сюжет повести «Бедная Лиза», ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести. литература XIX века (65 ч) Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.В. А. Жуковский (2 ч) Жизнь и творчество (обзор). Баллада «Светлана». Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В. А. Жуковского. Образная система баллады «Светлана», ее фольклорная основа. Нравственное содержание баллады.А. С. Пушкин (14 ч)Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина. Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Роман «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А. С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.Повесть «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью. ^ Повесть «Пиковая дама».Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.^ Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературеЭ. А. По (1 ч) Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров» (возможен выбор другого произведения) Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение. М. Ю. Лермонтов (7 ч)Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Тучи», «Листок». Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…». Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала. Н. В. Гоголь (11 ч) Слово о писателе.Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера. Комедия «Ревизор». Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы. Повесть «Шинель». «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :