Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкин, «Гроб Анакреона». Поэтический диалог трех поэтов и его смысл (Анакреон, Ломоносов, Пушкин)

Тема урока: А.С. Пушкин, «Гроб Анакреона». Поэтический диалог трех поэтов и его смысл (Анакреон, Ломоносов, Пушкин). Цели урока: повторить и обобщить изученное по теме «Ода как жанр классицизма»; определить, как в «диалогах» Ломоносова и Пушкина с Анакреоном отражаются личности их создателей; работать над развитием связной устной и письменной речи учащихся;отрабатывать навыки выразительного чтения Ход урока:Организационный момент.Проверка домашнего задания:1) Разминка (работа у доски):а) восстановить по памяти и озвучить ЛСС «Ода»б) собрать из фрагментов и озвучить логико-структурную схему «Ода Ломоносова»в) дать определения литературоведческих терминов:диалог – разговор между двумя или несколькими людьмистиль – (← лат. палочка для письма) – индивидуальный «почерк» писателяпафос – (← греч. страсть, чувство) – эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведениеаллегория – (← греч. иной + говорю) иносказание, развернутое уподоблениеметафора – (← греч. перенос) - скрытое сравнение, в основе которого лежит перенос свойств одного предмета на другойконтекст – словесное окружениег) индивидуальное задание: определить смысл присутствия русских, древнегреческих – мифологических и исторических имен собственных в стихотворении М. В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном» (Троя, Кадм, Алкид, Сенека, Катон, Рим, Минерва, Венера, Россия)д) тестирование 1. Веком Просвещения назвали: 3) XIX век; 5) XVI век; 1) XVIII век; 9) XVII век. 2. Родина Анакреона 1) Микены; 4) Афины 7) Теос; 2) Фракия 3. Основателем и царем города Троя был: 8) Нерон; 5) Кадм; 3) Август; 1) Катон. 4. Римская богиня, отождествляемая с греческой Афродитой: 3) Афина; 2) Гера;8) Венера; 0) Ата. 5. Порфира была: 6) красного цвета; 1) пурпурного цвета; 5) зеленого цвета; 8) золотистого цвета. 6. Западный ветер в греческой мифологии: 9) борей; 1) амур;8) зефир; 4) мойры. 7. Цвет мундиров в шведских полках: 3) желтый; 1) синий; 2) зеленый; 4) бордовый. 8. Слово «натура» в XVIII в. соответствовало понятию: ^ 5) природа; 3) подлинность; 2) естественность; 4) решимость.II. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Гроб Анакреона» и словарная работа по тексту.«Лира», «горлица на лире», «В розах кубок и венец» - расшифруйте эти поэтические символы. Какие поэтические символы вы еще можете отметить в этом стихотворении?лира – 1) древнегреческий щипковый музыкальный инструмент; 2) перен. Такой инструмент как символ поэтического искусства, поэтического вдохновения, творчествагорлица на лире – символ созидания и мира (горлица – небольшая птица сем. голубиных)в розах кубок и венец – в Италии в древности существовали розалии, праздники роз, во время которых гробницы украшались венками из роз. Отсюда и традиция украшать надгробия их лепными изображениями.Венец – 1)то же, что венок, 2) перен. Успешное завершение чего-нибудь как награда за трудыНа порфире оживил его резецСладострастия мудрец - есть ли поэтическая логика в соединении этих слов?Сладострастие – наслаждение, страстная увлеченность. В данном случае стихия страсти сопрягает­ся с упорядоченностью разума. (ср. у Ломоносова: «Анакреон, ты верно великой философ, ты делом равномерно своих держался слов»). Оксюморон (от греч. «остроумно-глупое») в поэзии есть поэтиче­ское высказывание, совмещающее логически несо­вместимое: Подняв на лиру длани - что такое «длани» и какое действие здесь обозначено?^ Длань – заисмств. из ц.-слав. вместо долонь (ладонь)Хариты - кого так называли в греческой мифологии? В переводе с греч. «милые». Богини красоты, радости и юности (у римлян - грации), так назывались богини чувств.Смертный, век твой привиденье - сравните современное и пушкин­ское словоупотребление: равнозначны ли смыслы понятия «привиденье»?^ Привидение – в сказках, мистических представлениях: призрак умершего или воображаемого существа.В пушкинском стихотворении «привиденье» - иллюзия (нечто кажущееся). Речь о скоротечности жизни тела. Жизнь – миг по сравнению с вечностью бытия. Отсюда следует мысль о высокой ценности жизни.^ III. Эвристическая беседа.Задание: найдите в пушкинском тексте реминисценции (отголосок, отражение влияния чьего-нибудь творчества в художественном произведении, неточные или завуалированные цитаты) из «Разговора с Анакреоном» Ломоно­сова. Кому они принадлежат - собственно Ломоносову или Анакреону в Ломоносовском переводе? Определите, что происходит с ними в но­вом, пушкинском, контексте. Ломоносов Анакреон Ода XI Мне девушки сказали: «Ты дожил старых лет», И зеркало мне дали: «Смотри, ты лыс и сед»; Я не тужу нимало, Еще ль мой волос цел, Иль темя гладко стало, И весь я побелел; Лишь в том могу божиться, Что должен старичок Тем больше веселиться, Чем ближе видит рок.Анакреон Ода I Мне петь было о Трое, О Кадме мне бы петь, Да гусли мне в покое Любовь велят звенеть. Я гусли со струнами Вчера переменил И славными делами Алкида возносил; Да гусли поневоле Любовь мне петь велят, О вас, герои, боле, Прощайте, не хотят.Анакреон Ода XXIII Когда же я то знаю, Что жигь положен срок. На что крушусь, вздыхаю. Что мзды скопить не мог; Не лучше ль без терзанья С приятельми гулять И нежны воздыханья К любезной посылать. Пушкин Здесь он в зеркало глядится, Говоря: «Я сед и стар, Жизнью дайте ж насладиться; Жизнь, увы, не вечный дар»Здесь, подняв на лиру длани И нахмуря важно бровь, Хочет петь он бога брани, Но поет одну любовь.Здесь готовится природе Долг последний заплатить: Старец пляшет в хороводе, Жажду просит утолить. Вкруг любовника седого Девы скачут и поют; Он у времени скупого Крадет несколько минут ^ Используя в качестве материала слова Анакреона, Пушкин, соглашаясь с древнегреческим лириком, приходит к обобщению: Смертный, век твой привиденье:^ Счастье резвое лови;Наслаждайся, наслаждайся;Чаще кубок наливай;Страстью пылкой утомляйсяИ за чашей отдыхай! 1. Есть ли принципиальная разница между двумя названиями «Раз­говор с Анакреоном» и «Гроб Анакреона»? Что предполагает жанр «разговора», в том числе и поэтического? Можно ли назвать Пушкинский текст еще одной интерпретацией поэтического «разговора»?^ Поэтический разговор как жанр принципиально отличается от диалога. Этот жанр предполагает острое столкновение мнений, в результате которого выявляется точка зрения автора на предмет спора. В «Разговоре с Анакреоном» Ломоносов полемизирует с древнегреческим поэтом, доказывая, что нельзя следовать только эпикурейству. Есть прямое обращение к поэту.Пушкинский текст можно назвать интерпретацией разговора с поэтом, но, в отличие от Ломоносовского текста, «Гроб Анакреона» - это диалог не с живим человеком, а с его душой. Это разговор новой и старой поэзии. Пушкин не спорит с Анакреоном, а приветствует его легкую поэзию. Пушкина восхищает способность греческого лирика наслаждаться жизнью, любовью. В таком отношении к жизни Пушкин видит возможность победы над страхом смерти.^ IV. Составление сравнительной таблицы (по ходу работы над текстами) ^ М. В. Ломоносов«Разговор с Анакреоном» А. С. Пушкин«Гроб Анакреона» Название стихотворения Разговор (полемика) с поэзией Надгробное слово, эпитафия, разговор новой и старой поэзии. Авторская установка (цель) Утвердить собственную позицию. Задача поэзии в том, чтобы восславить государство (Россию) и ее правителя → высокий жанр оды, гражданская поэзия Пушкин приветствует легкую поэзию, восхищается умением наслаждаться жизнью, которое дает возможность победы над смертью Пафос Гражданственный (чувство любви к Родине) Романтический (эмоционально-приподнятый, мечтательный) – чувство любви к жизни Стилистика Высокая лексика, торжественность, восторженные тона, мифологические образы Реминисценции из стихотворения Ломоносова (слова Анакреона), служащие для раскрытия идейного замысла, яркие образы-символы 2. Каков смысл названия пушкинского стихотворения? Предметны или символичны значения слов, его составляющих?«Гроб Анакреона» - своего рода эпитафия (греч. epitathios от epi – на, над и tathios - могила), надгробное слово – надгробная надпись, короткое стихотворение, посвященное умершему.3. Отличается ли от ломоносовского пушкинский «разговор» с древнегреческим лириком? Если - да, то чем именно (авторской уста­новкой, стилистикой, пафосом)?4. В каком возрасте Пушкин написал «Гроб Анакреона»? Повлиял ли возраст юного поэта на трактовку поэзии и жизни Анакреона? (обращение к цифрам-ответам на тестовые задания и портретам поэтов)^ Время создания стихотворения Ломоносова – между 1756 и 1761 г. (ответ 1758, возраст поэта – 45-50 лет), Пушкина – 1815 г. (возраст поэта – 16 лет)5. Как в этих диалогах с Анакреоном, ломоносовском и пушкин­ском, отражаются личности их создателей? (письменная работа)^ V. Домашнее задание: а) подготовиться к словарному диктанту по уже изученной лексике; б) прочитать оду Радищева «Вольность» (с. 34), строфы 1-3, 10-15, 45-47, словарная работа в) познакомиться с ЛСС № 1 «Классицизм» г) биография Радищева (с.32-34)Тест ^ 1. Веком Просвещения назвали: 3) XIX век; 5) XVI век; 1) XVIII век; 9) XVII век.2. Родина Анакреона 1) Микены; 4) Афины 7) Теос; 2) Фракия^ 3. Основателем и царем города Троя был: 8) Нерон; 5) Кадм; 3) Август; 1) Катон.4. Римская богиня, отождествляемая с греческой Афродитой: 3) Афина; 2) Гера;8) Венера; 0) Ата. ^ 5. Порфира была: 6) красного цвета; 1) пурпурного цвета; 5) зеленого цвета; 8) золотистого цвета. 6. Западный ветер в греческой мифологии: 9) борей; 1) амур; 8) зефир; 4) мойры.7. Цвет мундиров в шведских полках: 3) желтый; 1) синий; 2) зеленый; 4) бордовый.^ 8. Слово «натура» в XVIII в. соответствовало понятию: 5) природа; 3) подлинность;2) естественность; 4) решимость. Ответы: Тест ^ 1. Веком Просвещения назвали: 3) XIX век; 5) XVI век; 1) XVIII век; 9) XVII век.2. Родина Анакреона 1) Микены; 4) Афины 7) Теос; 2) Фракия^ 3. Основателем и царем города Троя был: 8) Нерон; 5) Кадм; 3) Август; 1) Катон.4. Римская богиня, отождествляемая с греческой Афродитой: 3) Афина; 2) Гера;8) Венера; 0) Ата. ^ 5. Порфира была: 6) красного цвета; 1) пурпурного цвета; 5) зеленого цвета; 8) золотистого цвета. 6. Западный ветер в греческой мифологии: 9) борей; 1) амур; 8) зефир; 4) мойры.7. Цвет мундиров в шведских полках: 3) желтый; 1) синий; 2) зеленый; 4) бордовый.^ 8. Слово «натура» в XVIII в. соответствовало понятию: 5) природа; 3) подлинность;2) естественность; 4) решимость. Ответы: Тест ^ 1. Веком Просвещения назвали: 3) XIX век; 5) XVI век; 1) XVIII век; 9) XVII век.2. Родина Анакреона 1) Микены; 4) Афины 7) Теос; 2) Фракия^ 3. Основателем и царем города Троя был: 8) Нерон; 5) Кадм; 3) Август; 1) Катон.4. Римская богиня, отождествляемая с греческой Афродитой: 3) Афина; 2) Гера;8) Венера; 0) Ата. ^ 5. Порфира была: 6) красного цвета; 1) пурпурного цвета; 5) зеленого цвета; 8) золотистого цвета. 6. Западный ветер в греческой мифологии: 9) борей; 1) амур; 8) зефир; 4) мойры.7. Цвет мундиров в шведских полках: 3) желтый; 1) синий; 2) зеленый; 4) бордовый.^ 8. Слово «натура» в XVIII в. соответствовало понятию: 5) природа; 3) подлинность;2) естественность; 4) решимость. Ответы: ^ Индивидуальное задание:Определить смысл присутствия русских, древнегреческих – мифологических и исторических имен собственных в стихотворении М. В. Ломоносова «Разговор с Анакреоном»Троя, Кадм, Алкид, Сенека, Катон, Рим, Минерва, Венера, Россия М. В. Ломоносов«Разговор с Анакреоном» А. С. Пушкин«Гроб Анакреона» Название стихотворения Авторская установка (цель) Пафос Стилистика


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.