Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкин Загадка. Поиск. Открытие… Завораживающие слова для любого человека. Каждый из нас прошел этот удивительный путь познания мира еще в детстве. Прошла его и я. Но и сейчас, когда за плечами уже более 20

Создание исследовательской образовательной ситуации при работе с текстом на уроках русского языка и литературы Малинина Г.В., учитель русского языка и литературы Маслянской средней общеобразовательной школы Сладковского районаО сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья дух,И опыт - сын ошибок трудных,И гений – парадоксов друг.А.С.ПушкинЗагадка. Поиск. Открытие… Завораживающие слова для любого человека. Каждый из нас прошел этот удивительный путь познания мира еще в детстве. Прошла его и я. Но и сейчас, когда за плечами уже более 20 лет педагогического стажа, эти слова для меня, учителя русского языка и литературы, не потеряли своей актуальности. В начале 21 века общество (как в нашей стране, так и во всем мире) претерпевает существенные изменения. Перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Никто из педагогов не будет оспаривать важности обучения школьников навыкам исследовательской деятельности. К проведению филологических исследований подталкивают и школьные, районные, областные научные конференции, олимпиады и конкурсы. Но исследовательская работа, привязанная только к этим конкурсам, зачастую ведется от случая к случаю, от конкурса к конкурсу, и этим чаще всего и ограничивается. Задача же учителя – все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию – использовать на уроках в системе, помня при этом, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого мышления является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени.В стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Занятия по обучению исследовательской деятельности, первоначально появившиеся в виде педагогической инициативы, получили признание пока только в гимназиях и специализированных школах, хотя основная цель – обучение ведению учебно-исследовательской работы – уже закреплена и в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Что мешает широкому применению учебно-исследовательской работы по русскому языку и литературе в школе сегодня? На мой взгляд, это отсутствие разработанной методики обучения исследовательской деятельности. Исходя из этого мною была выбрана тема:Создание исследовательской образовательной ситуации при работе с текстом на уроках русского языка и литературы.Цель исследования: выявление роли исследовательской образовательной ситуации при работе с текстом на уроках русского языка и литературы на повышение мотивации к изучению предметов и качества образования школьниковЗадачи исследования:апробировать технологию образовательной ситуации на уроках русского языка и литературы;выявить эффективные приемы и методы создания образовательных ситуаций на различных этапах уроках и при работе с текстами разных стилей;дидактически обеспечить практическое применение технологии образовательных ситуаций на уроках русского языка и литературы.Образовательная ситуация – спонтанно возникшая или целенаправленно организуемая ситуация учебного напряжения, требующая поиска решения. Развитие образовательной ситуации происходит следующим образом: подготовка учеников к восприятию материала; постановка вопроса «в чистом виде», его проблематизация; прояснение собственного видения ее каждым учеником; собственное решение проблемы на доступном ученику уровне; знакомство учащихся с историей борьбы идей в данной области; соотнесение всех точек зрения, включая ученическую; переосмысление проблемы на новом качественном уровне; рефлексия полученных результатов. Приоритетными направлениями в своей работе считаю следующие:выявление эффективных приемов и методов создания образовательных ситуаций на различных этапах уроках и при работе с текстами разных стилей;развитие исследовательских навыков учащихся на уроке;использование современных педагогических технологий;развитие творческих задатков личностиУрокообразующим элементом в преподавании русского языка и литературы является текст, и именно он положен в основу создания образовательных ситуаций. А.Н.Колмогоров говорил:«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»Считаю, что важным для будущих ребят-исследователей является умение работать с предложенной информацией, добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, выделять в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения или обобщения различного рода фактов, умение переформулировать мысль. Пятнадцатилетний опыт деятельности в качестве учителя русского языка и литературы, обращение к научным разработкам ученых обеспечили возможность на практике проверить и реализовать положения разработанной концепции. Планируя уроки русского языка и литературы, предпочтение отдаю таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися:Урок - творческий отчетУрок – ролевая играУрок – семинарЛабораторные работыСамостоятельная исследовательская работа по подготовке докладов, рефератов С большой отдачей проходят уроки – исследования на основе современного материала, такие как:Современная бизнес-лексика; Неологизмы в политическом словаре; Типичные орфоэпические (грамматические) ошибки современного школьника. Мне могут заметить, что такие уроки рассчитаны, скорее всего, на старшеклассников. А как же на уроках русского языка и литературы в 5 – 8 классах? В среднем звене в урок включаю элементы исследовательской деятельности:создание учебного, в том числе опорного, конспекта;работа с деформированным текстом;выявление роли отдельных языковых явлений в тексте;подбор цитат, эпиграфов;самостоятельный вывод правила по примерам, проверка результатов по разноуровневой карточке;сопоставительная работа (трактовка правила в учебниках различных авторов);составление тезисов к определенной теме.Доверьтесь ученикам, положитесь на них; они наделают ошибок, но человеку ничто человеческое не вредно, и их ошибки принесут меньше беды, чем нудное наставление учителя-надзирателя. Л.Н.Толстой Пятиклассникам нравится игровая деятельность на уроке. На одном из уроков родилась идея проектной деятельности – составление брошюрки «О сложном русском языке – просто». Сложный, на взгляд учеников, теоретический материал попытаемся представить в виде стихов, сказок, рисунков, сочинений на лингвистические темы Что это дает? В учебной деятельности наметилась позитивная динамика качественной успеваемости, среднего балла ЕГЭ по русскому языку, выпускники школы уверенно поступают в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования по результатам ЕГЭ по русскому языку, за последние 3 года выпустила 6 золотых и 3 серебряных медалиста. Ученики активно участвуют в муниципальных олимпиадах по русскому языку и литературе. Исследовательские работы школьников были представлены в рамках школьного конкурса «За страницами учебников», районной (призовое место) и областной (заочное участие) конференции «Шаг в будущее». Школьники являются членами предметного кружка «Комплексный анализ текста», занимают призовые места в конкурсах лингвистического направления и художественного чтения. Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы, применить имеющиеся умения. Отличительная особенность исследования состоит в том, что в нём делается большой упор на планирование деятельности и на самостоятельность действий ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений. При этом учитель - руководитель исследовательской деятельности - помощник и консультант, а ученики - активные участники исследования. Наконец, исследование предполагает в качестве обязательного условия его выполнения рефлексию деятельности, то есть оценку того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чём заключались причины неудач и как их следует избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы способствует повышению грамотности, приучает школьника к самостоятельной работе со словом, с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. Одной из посылок моего профессионального кредо является знаменитое высказывание одного из великих педагогов А.Дисверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Стараюсь идти по второму пути.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Определение фенолов воде
Реферат Право международных организаций 2
Реферат Разработка программы, позволяющей просматривать и редактировать записи библиотечного каталога
Реферат Социальные ограничения: содержание, структура, функции
Реферат Офтальмология. Физиология органа зрения
Реферат Napster And Musician Rights Essay Research Paper
Реферат Расчет и анализ затрат, связанных с качеством в процессах разработки и изготовления изделия Д
Реферат А. М. Радьков >12. 06. 2006 методические рекомендации
Реферат Social Environment Essay Research Paper Social Environment
Реферат Аэрологический контроль в шахтах
Реферат Peer Pressure To Allegiance Essay Research Paper
Реферат Научно технологический процесс и его влияние на организацию и размещение производительных сил
Реферат Спортивные предпочтения досуга молодежи
Реферат Иммуноферментный анализ с усиленной хемилюминесценцией
Реферат Советские люди в период Великой Отечественной войны