Реферат по предмету "Разное"


А. А. Проханова «Убить отца». Цели урок

Кавказская война – невыученные уроки.(Отдельные размышления о повести Л.Толстого «Хаджи - Мурат» и рассказе А.А. Проханова «Убить отца».)Цели урока:Создать условия для возникновения потребности к творческому труду через развитие навыков аналитического мышления и сравнительного анализа.Создать условия для развития умения видеть слово, аналитически мыслить, сопоставлять, делать выводы.Воспитывать чувство сопереживания, умение объективно оценивать ситуацию.Формировать осознанное и активное отношение к учебной деятельности.Проанализировать целесообразность использования интегративной модели развития речи и художественного мышления учащихся в процессе обучения.^ Тип урока: урок комплексного применения ЗУНРеализация проекта урока: «технология погружения в тему» на основе модели суггестивного погружения.^ Форма реализации предлагаемой темы: учебное занятие на интегративной основе.Методы и приемы: беседа, доклад, наблюдение, создание проблемной ситуации.Оборудование: иллюстрации по теме, рабочий лист (приложение №4)^ Предварительное домашнее задание: Прочитать повесть Л.Н.Толстого «Хаджи - Мурат», рассказ А.Проханова «Убить отца». Составить словесный портрет Хаджи-Мурата, Николая I и Шамиля. (Найти общее и различное в сопоставлении двух властителей.) Приготовить выступления: «История создания повести Л.Толстого «Хаджи - Мурат»; «Война на Кавказе» (XIX- XX в.в.) (приложения №1,2,3)Эпиграф: Война не сказка об Иване,^ И мы ее не золотим.Звериный лик завоеваньяДан Лермонтовым и Толстым... Борис Пастернак .1931 г. Ход урока:I.Организационный моментВступительное слово учителя. (30 сек.) (Совсем недавно мы закончили разговор о романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Читая отзывы современных исследователей творчества Толстого, а именно отзывы на его рассказ «Кавказский пленный», я наткнулась на высказывание, что в творчестве русских писателей тема Кавказа «коньюктурно сошла на нет». Сегодня хотелось бы поговорить об этом и о проблеме, остро стоящей перед нашей страной, проблеме Кавказа, посмотреть, что говорил в свое время о ней Л.Н.Толстой и говорят наши современники. ^ 1.Актуализация знаний учащихся. (3 мин.)(В качестве предварительного домашнего задания Вам было предложено прочитать повесть Л.Н. Толстого «Хаджи - Мурат».) Что в истории, переданной Толстым, вызвало у вас особый интерес? В чем, на ваш взгляд, существенное отличие повести «Хаджи- Мурат» от романа «Война и мир»? ( «Хаджи - Мурат» Толстого отличается от многих его произведений, и самое главное отличие в том, что проповедник, учитель, публицист, педагог, каким является Лев Николаевич, отошел на задний план. Писатель выступает вперед, создавая художественно совершенное произведение.) Толстой в своем произведении описывает противоборство двух сторон. Можете ли вы сказать, на чьей стороне находится автор «Хаджи - Мурата»? (Толстой в своей повести не делает выводы, не учит читателя, он лишь рисует проблему такой, какой она ему видится, он не обвиняет одних и не оправдывает других. Может быть, поэтому так мучительно тяжело создавалась эта повесть и Толстой долго не хотел издавать свое творение. Интересна история создания этой повести.)3. Выступление ученика: «История создания «Хаджи - Мурата». (приложение №1)^ II. Новая тема Какая картина, увиденная Толстым, дала начало повести? Работа с текстом (выразительное чтение подготовленными учениками « Я набрал большой букет разных цветов… Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь» и «Куст «татарина» состоял из трех отростков…. Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается». На чем акцентирует внимание писатель, описывая цветок? (внешний вид:«чудный малиновый; отношение людей: «его старательно окашивают»; как писатель передает характер цветка: «стебель кололся»; отношение к окружающему: он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета.») Как в данном описании Толстой задает тон размышления всему повествованию? Если считать, что главной мыслью второго отрывка является описание внутренней силы цветка, то, какая это сила? («… Все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».) Почему, глядя на это репей, вспомнил писатель историю Хаджи - Мурата? (^ Национальный характер горцев: никогда не теряют мужества, надежды, не страшатся трудностей, не останавливаются перед жертвами, перед потерей собственной жизни.)^ В повести, действительно, нет авторской морали и прямых оценок. Но тон, заданный в самом начале , будет звучать на протяжении всей истории.Тема сегодняшнего урока: «Кавказская война…». Логично будет узнать истоки войны, нарисованной Толстым, которая то затихает, то вспыхивает вновь. Выступление ученика: «История Кавказской войны XIX века» (приложение №2) (Вытесненные с гор чеченцы, абхазцы, черкесы либо переселялись на равнину, либо уходили в Турцию. Многие из них там погибали от произвола турецких властей. Некоторые возвращались обратно.)^ 6. Историческая справка короткая, но даже в ней видна основная причина сопротивления горцев. В чем она, на ваш взгляд? (Основная причина яростного сопротивления горцев - попытка замены русским правительством национальных законов и обычаев.)^ 7.Любая война - это проблема власти. И она в первую очередь отражается на простых людях? Вспомните историю гибели русского солдата - крестьянина Петрухи Авдеева (V гл.) и «красивого, с блестящими глазами мальчика-чеченца» (XVII);^ Какой эпитет можно подобрать для того, чтобы оценить гибель этих героев? (Бессмысленная!) В 17 главе найдите ответ на вопрос, как оценивают происходящие события простые горцы?. (Зачитать со слов: «О ненависти к русским…» ) Какие чувства испытали Вы, читая эти строки? Что не дает нам осудить их за такие мысли? (^ Русские осквернили их святыню). 8. Если уж мы с вами говорим о власти, то необходимо отметить, что пристальный взгляд Толстого - художника увидел удивительные совпадения, своего рода «зеркальные отражения» в образе жизни, действиях и психологии двух деспотов – Николая I и Шамиля. Над этим заданием вы должны были подумать дома.Реализация домашнего задания. Образ жизни, действий и психологии Николая I (гл.15.) (В 15 главе Толстой описывает пребывание Императора в маскараде. Если проанализировать сцену до конца, то становится ясно, что император - человек, грубо и спокойно использующий свое императорское положение , а о том, «что распутство женатого человека было нехорошо, ему и не приходило в голову, и он очень бы удивился бы, если бы кто-нибудь осудил его за это.» Студента медико- хирургической академии, поляка по происхождению, Николай 1 приговаривает к 12000 шпицрутенев, иначе говоря, к верной мученической смерти. Таким образом, даже в этом маленьком кусочке мы видим человека аморального, жестокого.) Откуда такая неумолимая жестокость, ощущение безнаказанности? Только ли в самой личности императора? ( «Постоянная, явная, противная очевидность лести… гл. 15, стр. 221 Истоки и суть «психологии деспотизма», описанные Толстым, увы, актуальны и сейчас.)Реализация домашнего задания. С горько-лукавой иронией описывает Толстой Николая I. А как описывает писатель Шамиля? (Толстой немного иначе рисует Шамиля, человека гордого, независимого, но и как Николаю I ему присущи черты деспота, человека, привыкшего к лести, способного на бессмысленную жестокость: в качестве доказательства можно привести эпизод, когда за побег к русским Х.-Мурата Шамиль грозит ослепить его старшего любимого сына Юсуфа, держа последнего при этом в глубокой яме.) Для образа Шамиля Толстой находит другие краски, пожалуй, не такие горько – ироничные, но оттого не менее осуждающие деспотизм. 9. Говоря о повести «Хаджи -Мурат», нельзя не сказать о главном герое? Реализация домашнего задания. (гл.1, 4, 5, 6, 10, 11 – 14, 20, 22, 23 -25) (Хаджи – Мурат был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля, второй после него враг России. Но сейчас он убегает от высланных против него мюридов. Если говорить о внешности Хаджи – Мурата, то я для себя выбрала отрывок, где Толстой описывает встречу его с Полторацким во время перехода Х.- М. к русским (стр. 175).Мы видим человека открытого, гордого, внимательного. И еще один примечательный момент, это встреча Воронцова и Х. – М. (стр. 194). Это отрывок говорит о неискренности Х.-М., но эта неискренность оправдана, тем, что доверять русским он не может, как, впрочем, и они ему. История жизни Х.- М., рассказанная им Лорис – Меликову, знакомит нас с человеком очень сложной судьбы: поверив Шамилю, он наткнулся на предательство, обратившись к русским за помощью, скоро понимает, что и здесь его не поддержат.)10.Хаджи – Мурат , оказавшись между молотом Николая I и наковальней Шамиля, вспоминает легенду. (гл.XXII) Как в этой легенде отразилась трагедия Хаджи – Мурата? (Неминуемая гибель!) Почему Х. – М., будучи разбойником, если рассуждать с банальной социальной точки зрения, вызывает симпатии читателей? («Дикарем», «разбойником» и «бандитом» предстает Х.-М. перед петербургской Россией. Но Толстой увидел в нем тип настоящего горца, непреклонного жестокого воина, в борьбе не щадившего врага, способного и на жестокость, и на расчетливую хитрость, и в то же время верного друга, располагавшего к себе.)^ III.Тема Кавказа вернулась в русскую литературу с новыми трагическими событиями в этом регионе. Как развивались события на Кавказе в XX веке ?Выступление ученика: «Война на Кавказе» (XX – XXI в.в.) (приложение №3)^ Подготовка к восприятию второй части урока.Несмотря на официальные сведения об окончании войны в этом регионе, напряженность там сохраняется, и мы с вами прекрасно знаем, что до полного примирения еще далеко. В ответ на выступление критиков, что тема Кавказа забыта нашими писателями, мы сегодня поговорим с вами о рассказе А. Проханова «Убить отца».Проханов Александр Андреевичродился 26.02.1938 года в Тбилиси. Окончил Московский авиационный институт в 1960 году. Работал инженером, лесником в Карелии и Подмосковье, спецкором «Литературной газеты», главным редактором журнала «Советская литература» (на иностранных языках). Печатается с 1967 года. Начинал как автор лирико –психологической прозы, затем очень энергично выступал в роли певца научно-технической революции. В 80 – е годы написал серию очерков и роман «Дерево в центре Кабула» о советской интервенции в Афганистане, а также цикл произведений, отражающих официальный подход к событиям в «горячих» точках планеты.Обмен впечатлениями от прочитанного рассказа. Какое впечатление произвел на вас рассказ?О чем заставил задуматься?События, изображенные в рассказе А.Проханова, страшны, они не требуют комментариев, наша задача, увидеть , в каком состоянии находятся люди, попавшие в данную ситуацию? Что делают, о чем думают?Определите основной прием, который использует автор, показывая трагические события? (Противостояние двух сильных, мужественных людей: командира группы армейского спецназа Елизарова и Мансура, командира банды.)Для самостоятельного знакомства вам была предложена сказка Б.Акунина «Восток и запад». Я уверена, что вы обратили внимание на сходство этой сказки с повестью Л.Н. Толстого .В чем это сходство? Такой прием , довольно часто используемый в современной литературе, называется «аллюзии».)Прямых аллюзий у Проханова нет, но что роднит его рассказ с повестью Толстого? (Изображение жестокости как с одной стороны, так и с другой.)^ IV. Работа с текстом. Следующий этап нашего урока- небольшая работа в малых группах.1. Реализация заданий в малых группах:I группа. Образ Мансура.Алгоритм работы группы: - портрет героя; - психологическое состояние; - отношение к происходящим событиям; - жизненный итог.^ II группаЧто общего и различного в образах Х.-М. и Мансура? (Общее - характер, различие - отношение к войне.)III группа. Образ Елизарова.Алгоритм работы группы: - портрет героя; - психологическое состояние; - отношение к происходящим событиям; - жизненный итог.^ VI группа.В очередной погоне за бандой Мансура Елизаров вспоминает отца и его письма. О чем они? Можно ли предположить, что для Елизарова, как и для его отца, война превратилась в образ жизни? Можно ли это применить и к Мансуру?Что испытывает капитан, готовясь выполнить приказ командования? (Думает о Мансуре, пытается представить его в детстве, видит смысл своей жизни в том, чтобы его убить, и одновременно чувствует, что его жизнь каким –то образом связана с жизнью Мансура.) Что после его выполнения? («И было чувство, что он живет на земле уже тысячу лет, воюет сотую по счету войну и новые войны, как горы, идут на него одна за другой».)^ V группа. Власть и война, война и народ.Как в рассказе отражается проблема власти? (Несостоятельность власти: Мансур качает нефть из скважин, которые принадлежат государству, и отправляет ее в Ставрополье, войдя в сговор с администрацией районов. Продажность: «От майора МВД, который за деньги передавал чеченцам боевую информацию…» ).Что испытывает народ в этой войне? (Народ устал от войны: « мы чеченцы попали в беду…». Бессмысленность кровопролитий понимают и многие священнослужители: «теперь, в завершении службы…»)В такой ситуации можно ли надеяться на скорое решение проблем в данном регионе? 2. ВыводВ чем, на ваш взгляд, символичность названия рассказа? (Насколько бессмысленна эта война, если приходится избирать такие методы!) Прочитайте финал рассказа. Каков смысл этого финала ? (До тех пор, пока люди не поймут, что нет смысла во главу противоречий ставить религиозные взгляды, мира не достичь! ) Есть ли в рассказе ответ на вопрос: кому нужна эта война?(Рассказ «Убить отца», напечатанный в журнале «Огонек» в 2005 году, посвящен недавним событиям, проходившим в Чечне. То, что изображено в рассказе, поражает своей жестокостью с одной и с другой стороны. Как и много лет назад чеченские власти разошлись во взглядах на собственную независимость. И вот воюет Мансур не только с федеральными войсками, но и с собственным народом, и одинаково жесток как к одним, так и к другим. Если Хаджи – Мурат вызывает симпатии, то главный герой рассказа Проханова достоин лишь жалости, что так бессмысленно закончил свою жизнь.)Кавказская война – это трагедия целого народа, в конце-концов - это трагедия нашего государства. И самое страшное заключается в том, что страдает ни в чем неповинный народ. Эта тема проходит красной линией и в «Хаджи -Мурате» и в рассказе Проханова.^ Подведение итогов урока (2 мин.)Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока. Это строчки из стихотворения Бориса Пастернака. Стихи о Кавказе были им написаны в 1931 году. Мы понимаем, что речь идет о Кавказе Если под «Иваном» понимать вообще всякого русского, то, как поэт относится к самой войне? (Любое завоевание несет за собой насилие, а насилие рано или поздно породит сопротивление.)Сегодняшний урок – это момент истины: раз есть проблема, есть и стремление разрешить ее, а роль писателей – говорить о ней, заставлять думать, искать решения, и писатели, пишущие о Кавказе, у нас есть, и они, как и много лет назад, пытаются рассказать о ней правду.)^ I.Задание на дом Сочинение- миниатюра: «Мои размышления об уроке» (Хотелось бы, чтобы вы в своей работе поразмышляли о второй части нашей темы: какие уроки, на ваш взгляд, остались невыученными со времен Л.Н.Толстого?)^ ПРИЛОЖЕНИЕ №1Кавказская война (1817 -1864 г.г.) Почти 50 лет длилась эта война. Она началась, когда император Александр I чувствовал себя сильнейшим монархом Европы, победителем Наполеона. Под пули горцев шли герои 1812 г., совсем недавно со славой входившие в Париж. Спустя немногим более десяти лет их ряды пополнили декабристы, отправленные императором Николаем I в действующую армию на Кавказ, к тому времени прозванный в народе «теплой Сибирью». Причины этой затянувшейся почти на полвека войны были прежде всего геополитические: три империи – Россия, Турция и Персия ( ныне Иран) – претендовали на владычество над Кавказом, бывшим издревле воротами из Азии в Европу. В конце концов Россия все же сумела отстоять свой права на Грузию, Абхазию, Азербайджан и Армению. В результате народы Северного Кавказа как бы автоматически отошли к России. Однако сами горцы отнюдь не были согласны с таким поворотом своей судьбы. Когда один из русских генералов попытался объяснить черкесам, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, слушавший его старик-горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: «Дарю тебе её. Возьми, если сможешь». Многие народы Кавказа признали власть русского царя, а их правители даже получили генеральские чины и жалованья, но, как только царская администрация попыталась навязать горцам российские законы и обычаи, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство. Особенно возмущались горцы из-за того, что им запретили взаимные набеги для захвата скота и имущества: в то время это был род обычного промысла в горах. Не желали они участвовать и в строительстве крепостей, мостов и дорог. Бремя новых налогов, в установлении которых царские чиновники быстро нашли общий язык с местными правителями, заставили горцев возненавидеть как тех, так и других. Так смешались противоречия, вызванные, с одной стороны, столкновением несхожих культур, традиций и обычаев, а с другой – общественным неравенством среди местного населения. Сопротивление горцев вначале носило характер партизанской войны, в которой они применяли неожиданные набеги, внезапные стычки, засады. В русской литературе того времени даже возник образ коварного горца – «удалого кабардинца», «злого чеченца», «отчаянного черкеса». У армейского же начальства такое положение вызывало лишь раздражение и приводило к убеждению, что «и добро надо делать насилием». От партизанских действий горцы постепенно перешли к организованным выступлениям. В 1819 г. почти все местные правители Дагестана объединились в борьбе с несправедливостью и своеволием ряда русских генералов. В 1824 г. в Чечне поднял восстание Бейбулат Таймазов, служивший прежде в царской армии. Именно с этого момента борьба кавказских народов приобрела отчётливое религиозно-идеологическое направление, получившее название «мюридизм». Мюрид означает «ищущий путь к спасению». Мюридом называют мусульманина, посвятившего себя духовному совершенствованию. При этом одним из главных путей такого совершенствования считается участие в священной войне против «неверных». Идея священной войны – газавата – стала главенствовать в политическом движении мюридизма. Под лозунгами мюридизма стала разворачиваться не только борьба против русского наступления, но и «гражданская» война свободных горцев против своих собственных правителей. Начался новый этап войны, когда вместо родовой знати борьбу с русскими возглавило мусульманское духовенство. В 1832 году Гази – Магомед был убит. Следующий имам Гамзат –бек подчинил Аварию, но погиб от рук Хаджи –Мурата. Третьим имамом стал в 1834 году Шамиль, создавший в Дагестане и Чечне мюридское государство имамат. В 40-е гг. 19 в. горцы достигли наибольших успехов. Русские войска продолжали совершать карательные экспедиции – с виду успешные, но по сути совершенно бесполезные. Как только русские приближались, горцы бесшумно исчезали, снова собирались уже в других местах и вновь совершались нападения. Во второй половине 50-х гг. 19 в. наступил решающий, поворотный этап Кавказской войны. Многие горцы стали отходить от Шамиля. К 1859 г. после трёхлетнего целенаправленного , хотя и медленного продвижения в глубь Чечни и Дагестана, Северо-Восточный Кавказ был покорён. Шамиль сдался в плен. Казалось, Кавказ успокоился. Но в 1862 г. горцы, объединившись, вновь подняли восстание против русских переселенцев. Многотысячные отряды нападали на русские укрепления, посты и станицы в течении всего лета и осени. Шли упорные бои. Вытесняемые шаг за шагом, горцы в конце концов начали постепенно отступать с равнины в подгорья, с предгорий – в горы, а оттуда – к Черноморскому побережью. И вот, зажатые в урочище Кбаада 21 мая 1864 г. горцы капитулировали. Сухумский округ вошёл в состав России. Это событие считается официальным окончанием Кавказской войны, на которой погибло 25 тысяч русских солдат и офицеров, хотя отдельные вооружённые выступления горцев вспыхивали время от времени вплоть до 1884г. Свободолюбие, патриотизм, смелость и гордость кавказских народов вызывали немалое уважение и понимание у большинства российских участников и очевидцев кавказской войны, которую Грибоедов назвал «борьбой горной и лесной свободы с барабанным просвещением»^ ПРИЛОЖЕНИЕ №2Кавказская война (XX-XXI век) В первые послереволюционные годы чеченцы, как и большинство горских народов, выступили против советской власти и развернули настоящее партизанское движение, которое было подавлено с неимоверной жестокостью. Еще более обострились отношения в годы Второй мировой войны. В феврале 1944 года население республики было насильственно вывезено в Казахстан. В 1957 году, после возвращения чеченцев в родные края, криминальная ситуация в Грозном обострилась. Осенью в нем началось восстание русского населения с требованием выслать чеченцев обратно. Восстание было подавлено, чеченцы вернулись в свои дома. Отголоском этих конфликтов и в то же время их логическим продолжением стали события августа1991 года, когда Советский Союз распался. Чечня во главе с Джохаром Дудаевым провозгласила себя независимым государством. Российское правительство отказалось признать законность этого шага. С этого момента война в Чечне то затихает, то разгорается вновь. 14 июня 1995 года война впервые затронула собственно Россию. Отряд примерно из 150 боевиков под командованием известного полевого командира Шамиля Басаева беспрепятственно вошел в ставропольский край. Не встречая преград, отряд проник в Буденовск и захватил его. Чеченские боевики захватили городскую больницу, согнав туда несколько сот жителей в качестве заложников. Попытки силовым путем освободить заложников не увенчались успехом. Спустя несколько дней удалось договориться об освобождении заложников и начале мирных переговоров. 21 апреля 1966 года был убит Дудаев. Оппозиционеры потребовали от ООН «признать Чеченскую республику субъектом международного права». 6 августа 1966года в Грозном начались тяжелые бои. В те дни погибло более 500 российских военнослужащих, около 1,5 тыс. – ранено, около200-пропало без вести. 31 августа 1996 г. генерал Лебедь и командующий чеченской армией Масхадов подписали официальное соглашение о выводе федеральных войск из Чечни. Война официально закончилась.^ ПРИЛОЖЕНИЕ №3История создания повести «Хаджи - Мурат» Л.Н.Толстой трудился над своей стостраничной повестью восемь лет. Насчитывается 23 начала «Хаджи – Мурата», есть 10 редакций всего произведения в целом, сохранились 2153 черновые страницы повести. Для одного только первого короткого наброска «Х.-М.» в течение трех недель он прочел 5000 страниц различных источников. В конце концов автор отложил произведение «в стол»: оно вышло в свет после смерти Толстого, в 1912 году. Сюжет повести возник неожиданно и в то же время естественно для творческого инстинкта Толстого. 7 июля 1896 года Лев Николаевич поехал к своему брату Сергею в имение Пирогово, расположенное в 35 километрах от Ясной поляны. На другой день он совершал в окрестностях Пирогово прогулку и увидел поразившую его картину, о которой записал в дневнике и которая стала началом повести «Хаджи - Мурат».Приложение №4Рабочий лист^ ТЕМА УРОКА:Кавказская война – невыученные уроки.(Отдельные размышления о повести Л.Толстого «Хаджи - Мурат» и рассказе А.А. Проханова «Убить отца»)Эпиграф: Война не сказка об Иване, И мы ее не золотим. Звериный лик завоеванья Дан Лермонтовым и Толстым... Борис Пастернак .1931 г. Проблемные вопросы к уроку:Хаджи – Мурат–разбойник! Почему он вызывает симпатии у читателей?Война – это трагедия как для победителя, так и для проигравшего. Как в рассказе А.Проханова раскрывается эта проблема?Группа №5Как в рассказе отражается проблема власти? Несостоятельность власти:Продажность:Что испытывает народ в этой войне?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.