Реферат по предмету "Разное"


А. В. Кушнирук «Серебряный век» русской литературы; А. А. Блок «необыкновенное бесстрашие правды»; Стихотворение «Россия»: образ Родины, как символ веры в будущее. Оборудование урок

Урок по творчеству А.БлокаРазработала:преподаватель русского языка и литературы А. В. Кушнирук«Серебряный век» русской литературы;А.А.Блок – «необыкновенное бесстрашие правды»;Стихотворение «Россия »: образ Родины, как символ веры в будущее.Оборудование урока: портрет А.А. Блока; репродукции с картин Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан», «К ночи», рисунки учащихся; аудиокассета стихов А.Блока.Цели урока: Познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А.Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока. Показать значение образа России в творчестве Блока, выявить особенности образного мышления поэта. Способствовать активизации мыслительной деятельности учеников. Воспитывать в учащихся любовь к своей Родине, целеустремленность, упорство в достижении поставленной цели.^ Методические приемы: лекция с элементами беседы; анализ стихотворений.Эпиграфы к уроку: Блоку – верьте, это настоящий – волею божьей – поэт и человек бесстрашной искренности. М.Горький^ Идут века, шумит война,Встает мятеж, горят деревни,А ты все та ж, моя страна,В красе заплаканной и древней. А.Блок1. Организационный момент. (Сообщение темы и цели урока). Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества еще одного поэта-символиста А.Блока. Цель нашего урока: познакомиться с судьбой и творчеством А.Блока, разобраться в том, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; какое место в творчестве поэта занимает тема России. В процессе нашей с вами работы вы должны сделать записи в тетрадях в виде тезисов, так как в конце урока вам придется дать ответ на вопрос – какая она, Россия Блока?2. ^ Объяснение новой темы.Учитель. «Серебряный век» русской литературы. Что означает этот термин? «Серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком», который связан с именем А.С.Пушкина. Начало «серебряного века» относят к 90-м годам 19 века. Для этого периода характерны активна литературная жизнь: книги, поэтические вечера, литературные салоны и кафе, обилие талантов; огромный интерес к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были: символизм, акмеизм, футуризм. Понятие «серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. Долгое время эту прекрасную литературу объявили идеологически вредной, потому что говорила она не о кассовой борьбе и революции, а о духовных ценностях, о красоте, любви, добре. Она обращалась к душе, к внутреннему миру человека. «Серебряный век» подарил русской литературе новые имена: Ахматову, Гумилева, Цветаеву, Пастернака, Северянина, Есенина, Маяковского, Блока.- Зачитайте тезисы, что Вы записали? (1-2 учащихся зачитывают тезисы, записанные в тетрадях). Учитель. Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания всего 19 века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии. К сегодняшнему уроку творческая группа учащихся подготовила сообщения о личности, судьбе и творчестве поэта. Послушаем их. (Учащиеся рассказывают о судьбе Блока). Учитель. Обратите внимание на эпиграф, (учитель читает слова Горького о Блоке). - Как М.Горький отзывается о Блоке? Учащиеся отвечают: настоящий поэт, поэт божьей милостью, человек бесстрашной искренности. Учитель. Запомните эти слова. - Какие стихи Блока вы знаете? (Учащиеся читают наизусть стихи Блока). - О чем эти стихи? (О любви, о жизни, о Прекрасной Даме, о страшном мире, Родине, России). Учитель. Сегодня мы с вами убедились, что Блок – романтик, натура мечтательная, благородная, но был и другой Блок, который переживал душевный кризис. Он видит, что реальный мир остался неизменным, не преображенным, чуждым Идеалу. Постепенно в его творчество пробивается та живительная струя, которая станет главной в творчестве Блока – тема Родины, России. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый неизменный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела, прямой…» - писал поэт. Вершиной поэтического творчества Блока становится стихотворение «Россия», написанное в 1908 году. Обратите внимание на год создания стихотворения. - Теперь послушаем стихотворение «Россия» (звучит запись стихотворения на аудиокассете в исполнении артиста Сергея Жирнова). - Образ гоголевской птицы – тройки Блок переосмысливает: здесь нет стремительности движения – и вязнут спицы расписные// в расхлябанные колеи…» - неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движение.^ Учащийся читает следующие строфы:Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые, -Как слезы первые любви!- Какой предстала Россия перед Блоком? Найдите эпитеты и сравнения.- У Блока Россия нищая, бедная с серыми избами, но одновременно великая, потому что поэт сравнивает ее со своей первой любовью и готов простить ей все. Блок любит ее и нищей.- Со стихотворениями каких поэтов перекликаются эти строки ?- Этот образ тютчевский, однако он созвучен и некрасовскому: ^ Ты и убогая,Ты и обильнаяТы и могучая,Ты и бессильная.Матушка – Русь.- Как Вы понимаете выражение «песни ветровые»?- Образ России соединяется с образом ветра – символом перемен.^ Учащийся читает следующие строфы:Тебя жалеть я не умеюИ крест свой бережно несу…Какому хочешь чародеюОтдай разбойную красу! - Скажите, если Россия нищая, то должна вызывать жалость? - Должна. - Блок жалеет Россию? Учитель. Даю вам 5 минут, прочитайте и вдумайтесь в содержание стихотворения «Россия». Параллельно учитель дает задание 3-м учащимся. Это словарная работа, где надо объяснить значение слов: шлея, спицы, колея.3. ^ Анализ стихотворения «Россия».Учитель. Теперь приступаем к детальному анализу стихотворения.Один из учащихся читает первые четыре строфы:Опять, как в года золотые,^ Три стертых треплются шлеи,И вязнут спицы расписныеВ расхлябанные колеи…Учитель. Начало стихотворения – «опять» - Что означает это слово? Учащийся. Что все это уже было давно – и вновь повторяется. - Шлея. Что обозначает это слово? Шлея – ремень, прикрепленный двумя концами к хомуту и приходящий по бокам и спине лошади; (отвечают те учащиеся, которые были заняты словарной работой, а остальные делают записи в тетрадях). - «Три стертых треплются шлеи…»? почему три шлеи? Какими литературными ассоциациями проникнуто стихотворение? Учащиеся. Это гоголевская птица – тройка и лермонтовский «проселочный» путь. - Почему шлеи стертые? - Стертые – значит изношенные.Учитель. Объясните значение слов: спицы и колеи?Учащиеся. Спица – один из стержней, соединяющих центр колеса с ободом. Колея – канава, углубление от колес на дороге. Учитель. Что противопоставляет Блок словосочетаниями «спицы расписные» - «расхлябанные колеи»? - Нет. - Как Вы понимаете фразу: «И крест свой бережно несу»? - крест – символ страдания одного человека за всех. Блок создает новую мифологию: возникает образ чародея, который хочет похитить «разбойную красу» России, который может заманить и обмануть Россию. В этих стоках поэт предчувствует, что на Россию надвигается что-то страшное.^ Учащийся читает следующие строки:Пускай заманит и обманет,-Не пропадешь, не сгинешь Ты,И лишь заботы затуманит Твои прекрасные черты… - Найдите ключевые слова, но сначала ответьте: что значит ключевое слово? - Ключевое слово – это основное слово. Здесь ключевые слова: «Не пропадешь, не сгинешь Ты!». Этими словами Блок выражает веру в то, что Россия не пропадет, пишет о ней с нежностью, любовью, надеждой и связывает ее с женским началом.^ Учащийся читает следующий куплет:Ну что ж? одной заботой боле-Одной слезой река шумней,А ты все та же – лес, да поле,Да плат узорный до бровей… - Прокомментируйте эти строки? - Здесь Россия – страна с лесами, полянами, деревнями и поселками, и красавица-крестьянка с «мгновенным взором из-под платка». Учитель обращает внимание учащихся на классную доску, где прикреплен иллюстрированный материал по теме урока.^ Учащийся читает заключительные строки стихотворения:И невозможное возможно,Дорога долгая легла,Когда блеснет в дали дорожнойМгновенный взор из-под платка,Когда звенит тоской осторожнойГлухая песня ямщика!.. - Прокомментируйте эти строки? Как Вы их понимаете? - Нищая Россия принимает облик женщины, но как она не похожа на тех, которых Блок встречал в кабаках, ресторанах. Эта женщина-крестьянка вселяет в поэта уверенность в то, что с ней и невозможное возможно. Учитель. Обратите внимание на то, как начинает и завершает Блок свое стихотворение? - Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Поэт видит, что Россия в движении, в пути. Здесь звучит вера в поэта в великое будущее России. И эта вера связана с Россией крестьянской, народной. - Обратите внимание на размер и рифмы стихотворения? - Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который не производит впечатления жесткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создает ощущение мелодичности и гармонии. -Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении становится символом веры в будущее? Почему?^ Учитель дополняет ответы учащихся. - Безусловно, Блок прямо и открыто выражает веру в Россию, в ее будущее: «Не пропадешь, не сгинешь Ты!». Блок верил в Россию, видел в ее прекрасном прошлом надежду на будущее. Ведь Россия – огромная страна, где «невозможное возможно», она одолеет «долгий путь», пройдет через исторические перипетии. -Россия была во время Блока. Она есть и сейчас. Что Вы можете сказать о нашей сегодняшней России, как стихотворение Блока звучит в наши дни?^ Учащиеся высказывают свои мысли о сегодняшней России.Учитель дополняет ответы учащихся. - необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, расхлябанные колеи, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Сейчас 21 век, который принес перемены в Россию. Жизнь перевернулась с ног на голову, впереди неизвестность. Сегодняшнее наше с вами обращение к творчеству Блока – попытка понять настоящее через прошлое. Талант поэта заключается в том, что его произведения не теряют актуальность и по сей день. «Страшные года» перемен вернулись. Судьба России вновь стала главной темой разговоров. И общество читает Блока, воспевшего когда-то свою родину, Россию, во всем ее величии и во всей ее нищете.Итог урока:Учитель. Тема Родины, России относится к числу «вечных» в русской литературе. К ней обращались художники слова во все времена, но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Родина для него – надежда и утешение, таинственная и загадочная, страна громадной мощи и энергии. Надеюсь, что на этом знакомство с Россией Блока не закончится. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Блока «Россия». Письменный анализ одного стихотворения из цикла «На поле Куликовском». Индивидуальное задание – нарисовать или подобрать иллюстрации к стихотворениям «Россия» и циклу «На поле Куликовском».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.