Реферат по предмету "Разное"


А. Е. Личко Определение понятий «психопатии» и«акцентуации характера»

А. Е. ЛичкоОпределение понятий «психопатии» и «акцентуации характера»1 Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П.Б. Ганнушкина (1933), «определяют весь психичес- кий облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособлять- ей к окружающей среде»2. Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная ста- бильность патологических черт характера и их выраженность до „степени, нарушающей социальную адаптацию. Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий у подростков. Тотальность патологичес­ких черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Под­росток, наделенный психопатией, обнаруживает свой тип харак­тера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате — все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации. Относительная стабильность черт характера является менее дос­тупным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими измене­ниями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные транс­формации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превра­щается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного под­ростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональ­ный в.детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетли­вым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и, как бы ни были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказы­ваются за рамками психопатии...Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М., 1964. * Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период... Таковы три критерия — тотальность, относительная стабиль-ность характера и социальная дезадаптация — позволяющие от-личать психопатийи... Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично со­впадают с типами психопатий. Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отгра­ничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о «переходных состояниях между психопатией и нор­мальным состоянием»... П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как «ла­тентную психопатию», М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) — как «предпсихопатию», Г. К. Ушаков (1973) — как «крайние ва­рианты нормального характера». Наибольшую известность получил термин К. Leonhard (1968) — «акцентуированная личность». Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера» (Личко, 1977). Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д. В.описаниях К. Leonhard речь идет именно о типах характера. Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина (1933) —О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам пси­хопатии сразу. Обычно акцентуации развиваются в период становления ха­рактера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в не­которых ситуациях, в определенной обстановке и почти не обна­руживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях, либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжи­тельной. В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербико­ва можно отметить еще один важный признак, отличающий ак­центуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях деком-пенсации, острые аффективные и психопатические реакции, со­циальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных 664 665поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нару­шения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к «месту наименьшего сопротивления», к «слабому звену» данного типа характера. Иные трудности и по­трясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуа­ции имеются свойственные ему, отличные от других типов, «сла­бые места». На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.^ Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вслед­ствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отно­шении определенного рода психогенных воздействий при хоро­шей и даже повышенной устойчивости к другим... В зависимости от степени выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко, Александров, 1973). Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера... В подростковом возрасте особенности характера часто заост­ряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации. Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть от­несена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыден­ных, привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продол­жительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое пред­ставление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повы­шенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Пси­хогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызы­вают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации... 666 667


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.