Реферат по предмету "Разное"


А. Г. Тышкенова аспирант кафедры теории и истории права и государства

А.Г. Тышкенова аспирант кафедры теории и истории права и государства, конституционного права Бурятского государственного университетаСРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗПОНЯТИЯ «ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН» В РФ И КНРВсе чаще люди различных наций – граждане различных государств – приходят к выводу о единстве и взаимозависимости современного мира. Российская Федерация с момента образования придерживается политики мира, мирного сосуществования и добрососедства с различными государствами, в том числе и с Китайской Народной Республикой. Сегодня эта политика наполняется новым видением сотрудничества с Китаем. С учетом наших взаимоотношений с КНР и их перспектив развития 2007 год объявлен годом Китая в России. Открытые границы России и Китая, а также свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и доступность российской экономики для иностранных инвестиций, развитие деловых связей и туризма – все это повлекло резкое увеличение числа китайских граждан, приезжающих к нам и проживающих в нашей стране, а также российских граждан, посещающих и пребывающих в КНР. Данная статья посвящена одной из тем, затрагивающих правовой статус иностранных граждан в наших странах, т.е. сравнительно-правовому анализу понятия «иностранный гражданин» согласно законодательству России и Китая. Отметим, что проведение сравнительно-правового анализа весьма затруднительно, поскольку источников права КНР в указанной проблематике, переведенных на русский язык, очень мало. К тому же существуют проблемы с точностью переводов. Это обусловлено тем, что в нормативно-правовых актах содержится специальная юридическая терминология, точность перевода которой сложно отразить. Начнем с понятия «иностранный гражданин», которое употребляется в РФ. Наряду с термином «иностранный гражданин» в законодательстве, учебной и научной литературе употреблялся и употребляется также термин «иностранец». Его реальный юридический смысл однозначно до сих пор не определен, и он используется в различных значениях – широком и узком. В широком смысле «иностранцы» - это все те лица, которые не являются гражданами государства пребывания, а в узком – лица, находящиеся на территории страны, но имеющие гражданство другого государства (1). В различные периоды развития отечественного законодательства использовались разные термины. Поэтому рассмотрим хронологическую характеристику понятия «иностранный гражданин» в России. В дореволюционный период развития законодательства России использовался термин «иностранец», а также раскрывалось его содержание (2). Так, в ст. 817 Свода законов о состояниях иностранцами признавались «все вообще подданные других держав, не вступившие установленным порядком в подданство России». Следовательно, только подданные других государств могли называться в России иностранцами. В период становления советского законодательства под иностранцами понимались лица, не являющиеся гражданами РСФСР, проживающие на ее территории временно или постоянно и обладающие правами гражданства какого-либо государства (3). Таким образом, понятия «иностранец» и «иностранный гражданин» рассматривались как тождественные. Ситуация изменилась после принятия Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. В текстах этих Конституций использовались термины «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». Так, например, в ст. 37 Конституции СССР 1977 г. указывались права и обязанности двух категорий лиц: иностранных граждан и лиц без гражданства, а уже в ст. 38 Основного закона применительно к праву убежища – об иностранцах вообще, т.е. под иностранцами понимались и иностранные граждане, и лица без гражданства, поскольку право убежища предоставлялось и иностранным гражданам, и лицам без гражданства. Что же касается законодательного определения «иностранный гражданин», то оно было закреплено в ч. 1 ст. 1 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24.07.1981 г. Под иностранным гражданином понималось лицо, не являющееся гражданином СССР и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Думается, что использование термина «иностранец» в широком смысле, охватывающем понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», нецелесообразно. Во-первых, в толковом словаре русского языка четко определено, что «иностранец» - это гражданин, подданный другой страны, а лица без гражданства не имеют ни гражданства, ни подданства другого государства (4). Во-вторых, использование обобщающего термина «иностранцы» вносит неясность в законодательную терминологию, что может порождать споры в правоприменении. Предполагается, что такие соображения были учтены российским законодателем, поскольку в действующем законодательстве термин «иностранец» не употребляется. Выделяются понятия «иностранный гражданин», «лицо без гражданства». Стоит отметить, что согласно ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» законодатель использует понятие «лица, не являющиеся гражданами РФ». Использование данного термина породило среди ученых-конституционалистов предложение ввести общее понятие «лицо, не являющееся гражданином РФ», которое будет включать в себя оба термина: и «иностранный гражданин», и «лицо без гражданства» (5). На данный момент в российском законодательстве существует несколько легальных определений понятия «иностранный гражданин». Так, согласно ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ в ст. 2 под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Несколько иное определение дает ФЗ «О гражданстве» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ. Так, в ст. 3 установлено, что иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Среди указанных терминов считаем, что первый термин более точен и оптимален, поскольку наличие гражданства должно быть подтверждено и лицо обязано самостоятельно доказывать свое нахождение в гражданстве какого-либо государства (6). Если лицо не может подтвердить свое гражданство, то оно будет признано лицом без гражданства (апатридом). Что же касается понятия «иностранный гражданин» в законодательстве Китая, то исследование представляется затруднительным. Правовой статус иностранного гражданина на территории КНР закрепляется целым рядом нормативных актов. К основным следует отнести Конституцию КНР от 4 декабря 1982 г., Закон КНР о гражданстве от 10 сентября 1980 г., Закон КНР о порядке въезда в КНР и выезда из КНР иностранных граждан от 22 октября 1986 г. и др. К основополагающим нормативно-правовым актам относится прежде всего Конституция Китая. В Конституции несколько статей посвящено иностранным гражданам. Хотя следует оговориться, что в переводе Николаева термин «иностранный гражданин» не используется, а используется понятие «иностранец» (7). В ст. 32 Конституции КНР сказано, что Китайская Народная Республика охраняет законные права и интересы иностранцев, находящихся в Китае; находящиеся в Китае иностранцы должны соблюдать законы Китайской Народной Республики. В ч. 2. указанной статьи закреплено, что КНР может предоставить право убежища иностранцам, вынужденным эмигрировать по политическим мотивам. Как было сказано ранее, в Конституции СССР 1977 г. в ст. 38 относительно права убежища использовался общий термин «иностранец», в который включались и иностранные граждане, и лица без гражданства. Можно сделать вывод, что в ст. 32 Основного закона Китая используется термин «иностранец» в широком смысле, поскольку право убежища предоставляется и иностранным гражданам, и лицам без гражданства. Также для анализа понятия «иностранный гражданин» стоит рассмотреть Закон КНР о гражданстве. Рассмотрим три статьи, посвященные иностранцам. В ст. 6 Закона сказано, что лица, родители которых являются лицами без гражданства или не имеют доказательства своей принадлежности к какому-либо гражданству, постоянно проживающие в Китае и которые родились на китайской территории, приобретают китайское гражданство. Ст. 7 указанного Закона гласит, что иностранцы или лица без гражданства могут вступить в китайское гражданство после возбуждения соответствующего ходатайства и его утверждения, если они готовы соблюдать Конституцию и законы Китая... Ст. 13 говорит о том, что иностранцы, состоявшие в китайском гражданстве и имеющие уважительные причины, могут возбудить ходатайство о восстановлении в китайском гражданстве; за лицами, восстановленными в китайском гражданстве, не сохраняется иностранное гражданство (8). Исходя из общего анализа данных статей отметим следующее: вводится понятие «лицо без гражданства»; статус лица без гражданства отличается от статуса иностранца, представляется более продуманным использование термина «иностранный гражданин», хотя, возможно, перевод П.Г. Громушкина не отражает точности юридического термина (9); законодательно выделяются два понятия, обозначающие разных субъектов: иностранных граждан и лиц без гражданства; термин «иностранец» используется для обозначения гражданина иностранного государства (ст. 13), который должен иметь доказательства принадлежности к какому-либо гражданству (ст. 6), поскольку в случае, если лицо не имеет таких доказательств, оно будет признано лицом без гражданства. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что в целом понятия «иностранный гражданин» в законодательстве РФ и КНР имеют схожий характер с небольшими оговорками, что не должно отражаться на сотрудничестве наших стран. Кузнецов М.Н. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории СССР. М., 1985. С. 7.Алексеев А.С. Русское государственное право. М., 1895. С. 305.Правовое положение иностранцев в РСФСР: Справочник для иностранцев, оптантов, беженцев. М., 1923. С.4.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1988. С. 203.Герасименко Ю.В. Правовые основы статуса лиц, не являющихся гражданами России (история, современность, перспективы). М., 2003. С. 12.Там же. С. 11. Николаев И.В. Конституции зарубежных государств. Чебоксары, 2005. С. 269-295.8. Законодательные акты о гражданстве: в 4 т. / сост. П.Г. Громушкин. Т.3. М., 1993. С. 280-282.Там же. С. 281.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Определение издательско-полиграфического оформления издания
Реферат Аналитические показатели ряда динамики в изучении развития рынка
Реферат Эстляндская трудовая коммуна
Реферат Тальен, Жан-Ламбер
Реферат Unnecessary Sacrifice Essay Research Paper Just as
Реферат Милорадович, Андрей Степанович
Реферат Содержательные теорий мотивации
Реферат Звезды немого кино и русская мода 1910-х годов
Реферат Проектирование оптимальной структуры строительных машин при перевозке нерудных строительных материалов
Реферат 1812 год. Отечественная война. 1813 год. Освобождение Нидерландов
Реферат Предмет общения и средства общения
Реферат Сравнительный анализ утилит диагностики ПК
Реферат Вбивство матір’ю своєї новонародженої дитини. Юридичний склад злочину
Реферат Проблемы недействительных сделок в гражданском праве
Реферат Сегизбаев Султан