Реферат по предмету "Психология"


Человек и природа (проблематика и система образов в повести Ч. Айтматова "Плаха")

Человек и природа проблематика и система образов в повестиЧ. Айтматова Плаха В последнее время нашему читателю дали воз можностьознакомиться с большим количеством интересных писателей, поэтов и публицистов.Мы читаем ранее запрещенные цензурой произведения выдающихся классиков русскойлитературы, не публиковавшиеся до середины 60-х годов стихи поэтов Серебряноговека, произведения так называемых писателей-возвращенцев.

Естествен но,читателя волнуют проблемы и прошлых деся тилетий и нынешних. Ведь наша жизнь,порядки и нравы нашего общества, радости и неудачи, всегда сопутствующиечеловеку в жизни, все это предстает перед нами на страницах произведе нийхудожественной литературы.Одним из замечательных писателей современ ностиявляется Чингиз Айтматов. В его произве дениях затрагиваются насущные проблемыобще ства, отражается мировосприятие

и психология человека XX века, затрагиваются извечные вопро сыдобра и зла, отношения человека и природы, человека и общества. С предельнойглубиной и очень своевременно эти проблемы поставлены Ч. Айтматовым в повести Плаха . Здесь писа тель с необыкновенной яркостью сумел передать своипереживания, свою боль и радость, изобра жая удивительный мир живущей по своимзако нам природы и человека, варварски относящегося к этому миру.Проблема экологии и взаимоотношений чело векас природой одна из основных тем

повести. Двух диких животных, волка иволчицу, живу щих, казалось бы, своей жизнью и по своим зако нам, автор рисуеткак полноправных, сознатель ных героев. Они способны мыслить и чувствовать. Мыузнаем об их мечтах, мыслях, отношениях друг к другу. Тонко раскрывая ихвнутренний мир, их психологию, автор повести заставляет нас полюбить Акбару иТашчайнара так звали вол чью пару , сочувствовать им, когда они попадают вбеду.

Скитания волков начинаются с того, что онивынуждены покинуть свои степи и уйти в горы, что само по себе уже являетсянарушением законов природы волки не живут в горах. Затем трех волчат, которыхтак полюбила Акбара, заби вают люди в погоне за выполнением продовольст венногоплана. Опять противоестественно жи вотные должны продолжать свой род. В концеконцов совершается и третье преступление, кото рое приводит к трагедии нетолько пары волков,

но и самого преступника человека. Казалось бы, все былоспокойно Наевшись до отвала мяса убитого яка, волки тропой возвращаются влогово. Первой идет Акбара, за ней Ташчайнар. И больше всего им хотелосьдобраться до волчат в норе под скалой, залечь с ними в круг, успокоиться, апотом, передохнув хорошенько, вернуться к недо еденной туше яка, оставленной влощине . Но кто мог подумать, что опять мечты волков разобьются из-за ихзлейшего врага

человека Опять похи тили волчат. И лопнуло терпениесдержанной и умной Акбары. Не вынесла она потери третьего потомства. И началасьвойна не на жизнь, а на смерть . Волки решили кровавым возмездием утвердитьсправедливость в извечно жестокой борьбе за продолжение рода.Историей волчьей пары Айтматов как бы пред упреждаетчеловечество о том, что жестокость и неразумное отношение к природе, ко всемуживо му в ней рано или поздно обернется бедой для самого человека.

Сжигаястепи, мы сжигаем свой дом, убивая животных, мы прежде всего убиваем самих себяи своих детей.Параллельно с этой темой Айтматов в своейпо вести ставит вопрос и о нравственном облике со временника. На примересовершенно разных по характеру, мировоззрению, по социальному поло жению Авдия,Гришана и других автор представ ляет нам два типа современных людей. К первомуотносится Авдий Калистратов. Бывший семина рист, добрый, очень интересныймолодой человек.

Ему противопоставлен Гришан главарь группы ребят, собирающихи распространяющих анашу. Между ними завязывается спор о смысле жизни,назначении человека и Бога. Этот спор символи-чен спор между добром и злом так можно его обозначить. Перед молодыми ребятами выбор за кем пойти? ЗаАвдием, который прямо заявляет Я пытаюсь поставить вас на путь истинный Ведь ты, Гришан, и те, кто оказался под твоей властью, сейчас

ради своейкорысти несете из сте пей вместе с анашой и беду другим . Или за Гри-шаном,который повел детей на преступление и в конце концов их предает? Как это часто,к сожа лению, бывает в жизни, побеждает зло. Стремле ние Авдия убедить ребят,чтобы они поверили в силу добра и милосердия, обречено на провал. Пи сательговорит о том, что одних проповедей недо статочно, чтобы направить людей наистинный путь,

необходимы действия. Однако Авдий ока зался не готовым кэтому. Если проследить его ис торию, можно заметить, что он ничего не сделал,ничего не добился в жизни, и, наверное, поэтому Авдий умирает от руки болеесильных, умирает в степи, в полном одиночестве, так ничего не поняв и недобившись. Его выгнали из семинарии, он не женился на женщине, которую любил,не сумел переубедить мальчишек, стоящих между злом и добром, помочь им выбратьсторону добра и прав ды.

И, видимо, он не сделал ничего потому, что был одинок,а в борьбе со злом может победить только сплоченность.В этой повести есть еще один интересныйгерой чабан Бостон. Это честный, трудолюби вый человек, который ничегоплохого в жизни не сделал. Он заботился о природе и призывал дру гих следоватьего примеру. Бостона уважали и це нили, ему доверяли и нередко спрашивали унего совета.

Но так получилось, что Бостону все время кто-то мешал. Например, введении хозяйства ему мешал парторг Кочкорбаев. Чабан хотел быть хозяином отарыи земли, чтобы распоряжаться этим с пользой для человека и без вреда дляприроды. Но непонятные, бессмысленные условности заво дят Бостона в тупик, недавая ему быть таким хо зяином.Конечно,

Айтматов вовсе не ставил своейцелью призвать читателей к разрушению всех прошлых принципов и традиций. Онпросто за ставляет задуматься над тем абсурдом, который, к сожалению, нередко внаше время мешает челове ку жить и работать по совести. В конце концов все этипрепятствия доводят до того, что Бостон идет против природы, даже противчеловека, считая себя вправе судить людей. Он открыто заявляет своему врагуБазарбаю Я хочу сказать, что ты не достоин жить на этом свете и я сам

тебяпорешу . Конечно, его можно понять ведь его враг завис тлив и негуманен. Базарбайбуквально ослеп от злости, лжи и жестокости. Но как только Бостон переступаетчерту добра, жизнь кончается для него И открылась ему страшная истина. Егомир, неповторимый, невозобновимый, утрачен и не возродится ни в ком и ни вчем .Каждый согласился, что Плаха этострашное, но в то же время и очень актуальное произведение.

Айтматов призываетнас как можно скорее и увереннее встать на путь истины, чисто ты и добра вовсех их проявлениях будь то при рода, любовь или отношения между людьми.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.