Реферат по предмету "Разное"


Автореферат диссертации размещен на официальном сайте гоу впо башкирский го

На правах рукописиМАШКОВА Елена АнатольевнаПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСАКВАЗИПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАДАЧ13.00.08 – теория и методика профессионального образованияА В Т О Р Е Ф Е Р А Тдиссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наукУфа – 2011 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» ^ Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессорКаримов Загир Шакирович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор^ Белоновская Изабелла Давидовнакандидат педагогических наук, доцент Сытина Надежда Степановна Ведущая организация: ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» Защита состоится « » мая 2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» http://www.bspu.ru.Автореферат разослан « » апреля 2011 г.Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук,профессор Г.И. Гайсина^ Общая характеристика работыАктуальность исследования. Современное производство является одним из главных субъектов инновационного развития как отдельно взятого промышленного предприятия, так и страны в целом. Один из факторов, содействующих процессу инноваций, – обеспечение современного производства высококвалифицированными инженерными кадрами, в связи с чем основной задачей технического вуза в настоящее время является подготовка инженера ХХI века, конкурентоспособного на российском и международном рынках труда. Значительную роль в развитии экономики Российской Федерации играет нефтегазодобывающий комплекс, поэтому в последнее время все больше уделяется внимания профессиональной подготовке будущего инженерного состава нефтегазодобывающих компаний. Современный стиль трудовой деятельности и межличностных взаимоотношений в различных структурных подразделениях нефтяных и газовых компаний ставит перед молодым инженером задачу быстрого включения в рабочий процесс и самостоятельного решения поставленных перед ним профессиональных задач. Система высшего профессионального инженерного образования не может не реагировать на весьма жесткие требования работодателей, предъявляемые к выпускнику технического вуза. Среди этих требований особенно ценится умение оперативно и квалифицированно решать производственные задачи, однако образовательный процесс в вузах больше ориентирован на формирование у студентов знаний и умений, не обеспечивающих необходимую компетентность. Углубляющееся несоответствие между требованием работодателя к современным специалистам – выпускникам высшего профессионального образования (ВПО) – и тем уровнем подготовки, который обеспечивают учреждения высшего профессионального образования технического профиля, обусловливает необходимость внедрения в соответствующий процесс обучения комплекса квазипроизводственных задач. Теоретические основы профессиональной подготовки будущих специалистов отражены в работах Н.А. Аитова, В.И. Байденко, С.Я. Батышева, А.В. Баранникова, Б.С. Гершунского, Г.Л. Ильина, Ю.А. Кустова, B.C. Леднёва, Н.Д. Никандрова, А.М. Новикова и др. Технологический аспект профессионализации процесса обучения в высшей школе технического направления изложен в трудах Л.В. Александровой, Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, И.А. Воробьёвой, Э.Ф. Зеера, И.Б. Федорова, В.Б. Христенко и др. Изучением психологии развития теоретического и профессионального мышления, формирования профессионально значимых умений и навыков в отечественной психолого-педагогической науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Г.И. Железовская, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, А.В. Петровский, А.Я. Савельев, В.А. Сластёнин, В.Э. Тамарин, В.Д. Шадриков и др. С внедрением компетентностного подхода в высшую школу практическая подготовка к осуществлению будущей профессиональной деятельности приобретает ведущее значение, что находит свое отражение в трудах В.И. Байденко, И.Д. Белоновской, А.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, Д.А. Иванова, А.Г. Кириллова, Н.А. Селезневой, Ю.Г. Татура, В.Ф. Тенищевой, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова и др. Проблема также нашла отражение в зарубежных исследованиях J. Erpenbeck, V. Heyse, L. Rosenstiel, Hutmacher Walo, E. Staudt, M. Kottmann, R.W. White и др. Изучение причин недостаточно высокого уровня профессиональной подготовки студентов технического вуза позволило нам обосновать задачный подход, способствующий наиболее эффективной подготовке студентов инженерных специальностей к будущей профессиональной деятельности. Теория задачного подхода раскрыта в трудах Г.А. Балла, Л.А. Бордонской, С.А. Кубышкиной, Л.А. Ларченковой, И.Я. Лернера, А.В. Петровского, Ю.К. Стрелкова, Н.Н. Тулькибаевой, А.В. Усовой, Г.П. Щедровицкого и др. Теоретическим аспектам интегративного принципа, лежащего в основе процесса разработки комплекса квазипроизводственных задач, посвящены труды таких авторов, как В.С. Безрукова, А.П. Беляева, М.Н. Берулава, В.И. Загвязинский, З.Ш. Каримов, Ю.А. Кустов, П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев и др. Несмотря на большое количество научно-педагогических работ, отражающих различные подходы к процессу моделирования будущей профессиональной деятельности студентов технических вузов, в них недостаточно глубоко рассматривается влияние требований, предъявляемых работодателями к уровню подготовки молодых специалистов, на совершенствование образовательного процесса. Данное несоответствие между уровнем профессиональной подготовки студентов и запросами рынка труда является отправ­ной точкой нашего исследования, что соответствует методологии системы менеджмента качества (Ю.П. Адлер, О.П. Глудкин, А.Р. Горбунов, Т.М. Полховская, И.Ф. Шишкин и др.). Проведенный теоретический анализ научно-педагогической литературы и изучение опыта профессиональной подготовки студентов технического вуза на основе задачного подхода позволили выделить противоречия между: - требованиями современного общества к уровню сформированности способностей будущих инженеров-производственников к качественному решению поставленных перед ними профессиональных задач, с одной стороны, и недостаточно разработанной и научно обоснованной системой формирова­ния способностей решать такие задачи в процессе обучения в высшей техни­ческой школе, с другой стороны; - потребностью высших технических учебных заведений производственной направленности в теоретически обоснованных методах и средствах качественной профессиональной подготовки выпускников технического вуза и недостаточной разработанностью педагогических аспектов создания и использования комплексов квазипроизводственных задач, обеспечивающих эту потребность. Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия, способствующие эффективному процессу подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизвод­ственных задач? Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность темы исследования.Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие эффективному процессу подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизвод­ственных задач при изучении дисциплин общепрофессионального и специального блоков.^ Объект исследования – процесс подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности.Предмет исследования – педагогические условия, способствующие эффективному процессу подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач при обучении дисциплинам общепрофессионального и специального циклов. В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой подготовка студентов технического вуза к профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач будет эффективной, если: - определены сущность, типы, содержание и методы решения квазипроизводственных задач; - в основе взаимосвязи целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-оценочного компонентов cодержательно-процессуальной модели студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности при обучении дисциплинам общепрофессионального и специального блоков на основе комплекса квазипроизводственных задач лежат компетентностный подход и принципы менедж­мента качества стандарта ИСО 9001:2000 (ISO 9001 – 2000); - разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия: комплекс квазипроизводственных задач выполняет обучающую, контролирующую и корректирующую функции; содержание квазипроизвод­ственных задач определяется в соответствии с изменениями требований со­временного производства и работодателей; решение квазипроизводст­венных задач соответствует восхождению от мотивационной составляющей к творческому уровню будущей профессиональной деятельности студентов. В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования. 1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и мето­дической литературы и изучения опыта профессиональной подготовки студентов технического вуза (на примере специальности «Геология нефти и газа») уточнить сущность понятий «квазипрофессиональная деятельность», «квазипроизводственные задачи». 2. Разработать содержательно-процессуальную модель подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач в которой отражена взаимосвязь целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-оценочного компонентов. 3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия подготовки студентов технического вуза к буду­щей профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач. 4. Разработать критерии, показатели и уровни профессиональной подготовки студентов технического вуза к профессиональной деятельности при обучении дисциплинам общепрофессионального и специального блоков на основе комплекса квазипроизводственных задач. 5. Разработать научно-методические рекомендации по оптимальному применению комплекса квазипроизводственных задач в системе подготовки студентов технического вуза к профессиональной деятельности. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, аналогия, моделирование); диагностические (анкетирование, интервьюирование, тестирование); эмпирические (изучение опыта работы учреждений ВПО, нормативной и учебно-методической документации, педагогическое наблюдение); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); методы математической статистики и графического отображения результатов.^ Методологическую основу исследования составили: системный подход к изучению явлений окружающей действитель­ности (В.Г. Афанасьев, К.К. Платонов, Л.Ф. Спирин, А.И. Субетто и др.); концепции контекстного подхода к обучению в высшей школе (А.А. Вербицкий, И.А. Воробьёва, О.Г. Ларионова и др.); компетентностный подход к подготовке специалистов (В.И. Байденко, И.Д. Белоновская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зим­няя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.); задачный подход в учебном процессе (Г.А. Балл, Л. А. Ларченкова, И.Я. Лернер, А.В. Петровский, Ю.К. Стрелков, Н.Н. Тулькибаева, А.В. Усова, Г.П. Щедровицкий и др.).^ Теоретическую основу исследования составили: теория обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, В. Оконь, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской и др.); психологическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория педагогической деятельности (Г.А. Атанов, Р.М. Асадуллин, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Е.И. Машбиц, З.А. Решетова, В.А. Сластёнин, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.); теория менеджмента качества образовательного процесса (Ю.П. Адлер, В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицин, Н.С. Херсонский и др.); научно-педагогические положения интегративных процессов в образова­тельном процессе (Г. Н. Варковецкая, И. Д. Зверев, З. Ш. Каримов, Ю. В. Левицкий, В.Н. Максимова, А.В. Усова и др.); научно-теоретические положения педагогики и психологии, раскрывающие различные механизмы подготовки студентов инженерных специальностей к будущей профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Александрова, А.В. Баранников, С.Я. Батышев, Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, И. А. Воробьёва, Э. Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцева, А.М. Ма­тюшкин, А.В. Петровский, В.А. Попков, А.Я. Савельев, Ю.Г. Фокин, В.Б. Христенко, В.Д. Шадриков и др.).^ Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ФГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» г. Уфы Республики Башкортостан. Исследование проводилось с 2005 по 2011 годы в три этапа.^ На первом этапе (2005 – 2006 гг.) был осуществлен теоретический анализ суще­ствующих методологических подходов в философской, психолого-педагогической научной литературе; выявлена и обоснована проблема исследования; определены теоретические и методологические основания исследования; определены проблема, объект и предмет, цель, задачи и методы исследования, разработан понятийный аппарат; определены типы, содержание и методы решения квазипроизводственных задач; составлен план экспериментального исследования. Был проведен констатирующий эксперимент.^ На втором этапе (2006 - 2009 гг.) уточнялась и корректировалась рабо­чая гипотеза исследования; определялись и разрабатывались педагогические условия подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной дея­тельности на основе комплекса квазипроизводствен­ных задач; выстраивалась cодержательно-процессуальная модель. Проводилась работа с педагогическим коллективом по вовлечению преподавателей в процесс разработки и использования комплекса квазипро­изводственных задач в преподавании дисциплин общепрофессионального и специального блоков. Определялись критерии, показатели и уровни эффективности профессиональной подготовки студентов технического вуза к профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач. На данном этапе был проведен формирующий эксперимент, накапливался фактиче­ский материал по результатам опытно-экспериментальной работы, осуще­ствлялся поэтапный анализ результатов, получаемых в ходе исследования. Анализирова­лись, проверялись и уточнялись выводы, полученные в ходе эксперимен­тальной деятельности.^ На третьем этапе (2009-2011 гг.) была завершена экспериментальная работа, обобщены и систематизированы полученные результаты; разработаны научно-методические рекомендации по реализации модели подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональ­ной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач; сформулированы частные и общие выводы; завершено оформление диссертации.^ Научная новизна исследования состоит в следующем: - в контексте компетентностного подхода конкретизировано понятие «квазипрофессиональная деятельность», которая трактуется как деятельность, профессиональная по содержанию и учебная по форме, в результате чего учащимися приобретается опыт самостоятельного проектирования отдельных элементов будущей профессиональной деятельности. Определена сущность понятия, содержание и методы решения «квазипроизводственных задач», которые трактуются как разновидность интегративных учебных задач, содержание и методы решения которых, определяются спецификой будущей производственной деятельности студентов технических вузов, в процессе решения которых моделируются отдельные элементы будущей производственной деятельности; - разработана содержательно-процессуальная модель подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач, включающая в себя целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный компоненты, взаимосвязь которых обусловлена компетентностным подходом и принципами менедж­мента качества стандарта ИСО 9001:2000 (ISO 9001– 2000). - выявлена зависимость уровня подготовки студентов технического вуза к профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач от реализации совокупности педагогических условий (комплекс квазипроизводственных задач выполняет обучающую, контролирующую и корректирующую функции; содержание квазипроизвод­ственных задач определяется в соответствии с изменениями требований со­временного производства и работодателей; решение квазипроизводст­венных задач соответствует восхождению от мотивационной составляющей к творческому уровню будущей профессиональной деятельности).^ Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - результаты проведенного в исследовании теоретического моделирования процесса подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач могут служить инструментарием для дальнейших теоретических и экспериментальных исследований, направленных на определение стратегии организации педагогической деятельности в техническом вузе с учетом принципов менеджмента качества и компетентностного подхода; - определены, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы этапы создания и использования комплекса квазипроизвод­ственных задач в процессе обучения студентов технического вуза; - определены критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностный), показатели и уровни (соотношение внутренних и внешних мотивов, уровень усвоения учебного материала, уровень сформированности умения решать квазипроизводственные задачи) подготовки студентов технического вуза к профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач.^ Практическая значимость исследования определяется следующим: - разработан и внедрен в Уфимском государственном нефтяном техническом университете в процесс обучения дисциплинам общепрофессио­нального и специального блоков комплекс квазипроизводственных задач; - результаты работы реализованы в мультимедийном проекте «Вирту­альная лаборатория по изучению минералов и горных пород» и зарегистриро­ванном в Уфимском государственном нефтяном техническом университете как грант «Современные образовательные технологии для фор­мирования компетенций выпускника вуза»; - разработаны научно-методические рекомендации по созданию и использо­ванию комплекса квазипроизводственных задач в образовательном процессе технического вуза на основе компетентностного подхода и менеджмента каче­ства стандарта ИСО 9001:2000 (ISO 9001 – 2000).^ На защиту выносятся следующие положения: 1. Квазипрофессиональная деятельность, рассматриваемая как деятельность профессиональная по содержанию и учебная по форме, в результате которой учащимися приобретается опыт самостоятельного проектирования отдельных элементов будущей профессиональной деятельности. Этот опыт формируется в ходе решения квазипроизводственных задач в процессе обучения дисциплинам общепрофессионального и специального блоков. Квазипроизводственные задачи определены как интегративные учебные задачи, содержание и методы решения которых определяются спецификой будущей производственной деятельности студентов технических вузов, в процессе решения которых моделируются отдельные элементы будущей производственной деятельности. 2. Содержательно-процессуальная модель подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач включает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный компоненты, взаимосвязь которых обусловлена компетентностным подходом и принципами менедж­мента качества стандарта ИСО 9001:2000 (ISO 9001 – 2000). 3. Эффективность подготовки студентов технического вуза к профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач при обучении общепрофессиональным и специальным дисциплинам обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: комплекс квазипроизводственных задач выполняет обучающую, контролирующую и корректирующую функции; содержание квазипроизвод­ственных задач определяется в соответствии с изменениями требований со­временного производства и работодателей; решение квазипроизводст­венных задач соответствует восхождению от мотивационной составляющей к творческому уровню будущей профессиональной деятельности.^ Достоверность результатов исследования обуславливается опорой на теоретические концепции и методологические позиции, реализующие системный, деятельностный и компетентностный подходы; применением совокупности взаимодополняющих и взаимоподтверждающих методов исследования, адекватных цели, задачам и гипотезе исследования; проведенной опытно-экспериментальной работой, подтверждающей эффективность предложенных педагогических условий; репрезентативностью выборки исследования; длительным характером эксперимента; возможностью воспроизводства ре­зультатов опытно-экспериментальной работы; использованием методов математической статистики, а также многолетним опытом педагогической, научно-педагогической и методической работы диссертанта в системе высшего профессионального образования.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, ход и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы технических, естественных и гуманитарных наук» (Уфа, 2010) и всероссийских научно-технических конференциях «Современные проблемы математики и естествознания» (Нижний Новгород, 2006), «Перспективы развития вузовской науки» (Москва, 2007, 2008).Ключевые положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений в ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» с 2003 по 2011 годы и кафедры педагогики ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» с 2005 по 2011 годы. Материалы исследования внедрены в практику работы педагогических коллективов и структур образовательных учреждений, на базе которых осуществлялась проверка разработанных положений.^ Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключе­ния, списка литературы, приложений. Материалы диссерта­ции представлены в 17 таблицах и 15 рисунках.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении дано обоснование актуальности темы исследования, определены его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи, методы и этапы исследовательской работы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические основы подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач» уточняется сущность понятия «квазипрофессиональная деятельность», определяется ее роль в процессе подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности; раскрываются сущностные характеристики понятия «квазипроизводственная задача», ее содержание, типы, методы решения; выявляется и теоретически обосновывается комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность подготовки студентов технического вуза на основе комплекса квазипроизводственных задач. В количественном аспекте подготовка горных инженеров в России соответствует уровню их востребованности в аналогичных отраслях промышленности. При анализе качественных характеристик подготовки горного инженера мы не наблюдаем той же гармонии. Большинство руководителей отмечает снижение качества профессиональной подготовки выпускников вузов. Работодателей не устраивает наличие длительного (до года) адаптационного периода, низкий уровень знаний по дисциплинам общепро­фессионального и специального циклов. Более глубокими причинами этой педагогической проблемы являются низкий уровень мотивации студентов начальных курсов к учебной деятельности. Реализация в полном объеме принципа профессиональной направленности обучения в техническом вузе связана с переходом от осуществления студентом учебной деятельности к усвоению им основ профессиональной деятельности. Решая эту проблему, А.А. Вербицкий в концепции контекстного подхода к обучению в высшей школе выделяет три базовые формы деятельности: учебную деятельность академического типа (лекционно-семинарские занятия), квазипрофессиональную (имитация в аудиторных условиях содержания и динамики профессиональной деятельности) и учебно-профессиональную (НИРС, производственные и учебные практики). При этом квазипрофессиональная деятельность выступает основным посредником между профессиональной и учебной деятельностью. Современный образовательный процесс вуза выстраивается на основе компетентностного подхода, что предполагает трансформацию знаний, умений, навыков в способность решать профессиональные задачи на основе жизненного и профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Это дает основание уточнить сущность понятия «квазипрофессиональная деятельность» и рассматривать ее как деятельность профессиональную по содержанию и учебную по форме, в результате выполнения которой студенты приобретают опыт самостоятельного проектирования отдельных элементов будущей профессиональной деятельности. При этом выделяется квазипрофессиональная компетенция, которая трактуется как опыт самостоятельного проектирования различных видов квазипрофессиональной деятельности. Реализация квазипрофессиональной деятельности в процессе изучения дисциплин общепрофессионального и специального блоков наиболее успешна, на наш взгляд, при использовании задачного подхода. Широкое использование за­дачного подхода обусловлено основными функциями (побуждающая, познавательная, развивающая, информационная, аналитико-синтетическая, исследовательская, диагностическая), которые выполняются студентами при решении задач различных типов. В основе классификации профессиональных задач лежит специфика представления исходных данных (текст, чертежи, таблицы, графики, гото­вая продукция и т. д.) и характер деятельности, выполняемой при их решении (написание отчета, построение чертежа, изготовление деталей и т.д.). При этом каждой отдельной специальности соответствует свой, только ей при­сущий комплекс профессиональных задач, который необходимо учитывать, беря за основу какой-либо вид задач как средство реализации квазипрофес­сиональной деятельности. Анализ ГОС ВПО и данных о распределении, фактическом трудоустройстве и характере трудовой деятельности выпускников по специаль­ности 130304 «Геология нефти и газа» показал, что решаемые профессио­нальные задачи связаны с производством (93,9 %). Поэтому в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза мы используем задачи с производст­венной направленностью (квазипроизводственные); основная масса задач должна быть направлена на умение читать и обраба­тывать цифровой, графический материал и материальные объекты; учитывая специфику производственной деятельности (производство интел­лектуального и материального продукта), задачи должны включать черты технической, техно­логической, диагностической задач, т.е. быть интегративными; задачи должны быть направлены на развитие умения анализировать и обобщать информацию, делать выводы. Таким образом, группа квазипроизводственных задач – разновидность интегративных учебных задач, содержание и методы решения которых определяются спецификой будущей производственной деятельности студентов технических вузов, в процессе решения которых моделируются отдельные элементы собственной будущей производственной деятельности. Учитывая содержание и характеристики действий при выполнении производственных задач, стоящих перед выпускниками-геологами, мы объединили эти задачи в четыре типа. Первый тип – составление рекомендаций на основе обработки и анализа веще­ственного материала (описание, опре­деление, анализ и обобщение данных кернов и шлифов на макроскопическом и микроскопическом уровнях). Второй тип – определение участков земной коры, перспективных на нефть и газ. Этот тип задач включает в себя построение различных карт (геологиче­ских, тектонических, гидрогеологических, карт нефтенасыщенных толщ и др.). Третий тип – геологическое обоснование выбора методов разработки место­рождения, например, методов увеличения нефтеотдачи как отдельных пла­стов, так и месторождения в целом, при этом час­тично используется материал решений первых двух типов задач. Четвертый тип носит комплексный характер – это построение геологических моделей месторождений нефти и газа, представляющее собой процесс восстановления палеогеографических, климатических, геохимических, тер­модинамических и других условий формирования геологического объекта (месторождения нефти и газа). Таким образом, содержание квазипроизводственных задач определяется спецификой будущей профессиональной деятельности студентов технического вуза, а в основе объединения их в единый комплекс в процессе препо­давания отдельных дисциплин лежит интегративный принцип. Смещая акценты процесса обучения студентов в вузе со знаниевого на компе­тентностный, в качестве результата профессиональной подготовки мы должны оценивать умение решать квазипроизводственные задачи при итоговой аттестации на уровне государственного экзамена. В соответствии с задачами исследования нами была разработана cодержательно-процессуальная модель подготовки студентов технического вуза к бу­дущей профессиональной деятельности на основе комплекса квази­производственных задач (Рис. 1). Целевой компонент модели предусматривает установление внешних связей вуза с производственной средой (Ассоциация инженерного образования России (АИОР), объединяющая инженерные вузы и ведущих работодателей) и социаль­ной средой (ГОС ВПО). Содержательный компонент определяет перечень профессиональных и общекультурных компетенций, описанных в ГОС ВПО по отдельным специаль­ностям или направлениям подготовки, на формирование которых направлено использование в образовательном процессе квазипроизводственных задач. Теоретический материал насыщается профессионально-ориентированной информацией. При формировании общепрофессиональных практических компетенций акцентиру­ется внимание на требования производственных организаций и компаний, яв­ляющихся основными работодателями. Постепенное восходящее усложнение содержания квазипроизводственных задач в процессе их решения предполагает развитие продуктивно-творческих умений. Организационно-деятельностный компонент отражает методы и формы организации учебного про­цесса – лабораторные, практические занятия, курсовое проектирование, на которых решаются квазипроизводственные задачи, а также виды и стиль взаимодействия преподавателя и студентов (групповые, индивидуальные заня­тия и т.д.).Рис. 1. Содержательно-процессуальная модель подготовки студентов технического вуза к будущей профес­сиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач.Результативно-оценочный компонент модели подготовки студен­тов технического вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач предполагает анализ ре­зультатов, своевременную коррекцию процесса, выявление сформированно­сти способности студентов инженерных специальностей решать профессиональные задачи на основе имеющихся критериев и показате­лей. Все компоненты модели во взаимодействии раскрывают особенности орга­низации подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной дея­тельности на основе комплекса квазипроизводственных задач и ориентированы на реализацию компетентностного подхода и принципов менеджмента качества стандарта ИСО 9001:2000 (ISO 9001 – 2000). Под результатом функционирования рассматриваемой модели мы понимаем опреде­ленный уровень подготовки студентов технического вуза к профессио­нальной деятельности. Повышению эффективности подготовки студентов технического вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач способствуют выявленные и теоретически обоснованные нами в ходе исследова­ния педагогические условия: 1) со­держание квазипроизводственных задач определяется в соответствии с изме­нениями требований современного производства и работодателей; 2) комплекс квазипроизводственных задач вы­полняет обучающую, контролирующе-диагностическую и корректирующую функции; 3) ре­шение квазипроизводственных задач соответствует восхождению от мотива­ционной составляющей к творческому уровню будущей профессиональной деятельности студентов. На основе анализа научной педагогической литературы, учета результатов экспертной оценки работодателями качества подготовки выпускников технического вуза (на примере специальности 130304 «Геология нефти и газа»), мы опре­делили критерии эффективности применения комплекса квазипроизводст­венных задач при подготовке студентов технического вуза к профессиональной деятельности: мотивационный (направленность личности студентов, мотивация учебной дея­тельности, соотношение внешних и внутренних мотивов овладения профессиональной деятельностью, осознание студен­тами начальных курсов необходимости получаемых ими знаний для продолжения образования и для будущей практической деятельно­сти); когнитивный (предметные и надпредметные профессиональные знания и их качества); деятельностный (сформированные компетенции, позволяющие успешно решать квазипроиз­водственные задачи). Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению в процесс профессиональной подготовки студентов технического вуза комплекса квазипроизводственных задач» представлены цель, задачи и этапы проведения опытно-экспериментальной работы, описывается ход формирующего эксперимента, в котором были реализованы разработанная модель и комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку студентов технического вуза к профессиональной деятельности на основе комплекса квазипроизводственных задач в процессе изучения дисциплин общепрофессионального и специального блоков. В соответствии с целью и поставленными задачами опытно-экспериментальная работа проводилась на базе горно-нефтяного факультета ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технически


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. Пример заключения по результатам обзорной проверки
Реферат М. Булгаков. "Собачье сердце". Живучесть "шариковщины" как социального и морального явления
Реферат Основные средства как объект учета на машиностроительном предприятии
Реферат Освоение целины в 1954-1964 годах
Реферат Оруженосцы нации вермахт и части особого назначения СС 1934-1939 гг
Реферат Разработка конструкции антенного модуля СВЧ
Реферат Пензиас Вильсон. Космическое микроволновое реликтовое радиоизлучение. Информация о Большом
Реферат Проблемы становления социального государства в России
Реферат Еволюція теоретичних основ школи "Анналів"
Реферат Проблемы осуществления процесса эффективного тактического планирования на предприятии
Реферат Кинетическая модель механизма компенсированного распада углеводородов на платине
Реферат Staatsorgane des Bundes
Реферат Политика Британской Колумбии
Реферат Missionairies In Africa Essay Research Paper European
Реферат Культура Возрождения и барокко