Реферат по предмету "Разное"


«Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе»

«Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе»Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка. Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная. Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира. Л.И. Божович представляла готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника. А.И. Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению. Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка. Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как « целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями. Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения: -мотивы связанные с потребностью в общении; -мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности. Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.^ Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:- положительных представлений о школе;- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;- сформированной позиции школьника. Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи. Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.^ Самооценка дошкольника формируется:под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.Критерии самооценки зависят: 1. от взрослого; 2. принятой системы воспитательной работы.Самооценка в разных видах деятельности разная:в рисовании ребенок оценивает себя правильно;в грамоте переоценивает;в пение недооценивает себя.Формирование самооценки1. Важна деятельность, в которую включен ребенок. 2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.Дети выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.Дети имеющие разный статус, положение в группе – по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.Модель взаимодействияОтношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками. Исследование мотивационной сферы Диагностический комплекс ^ Изучаемый параметр Методика Источник Самооценка Хухлаева Л. «Лесенка» Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997 ^ Мотивационная готовность Банков С.А. Тестовая беседа Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001 Гуткина Н.И. Методика «Сказка» Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 Гуткина Н.И.Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника» Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников. Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» Лусканова Н.Г. Анкета Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе» Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг..», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы: «Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?» «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!» «Ты наверно у нас будешь двоечником» Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?», «Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть» «Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?» Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и делает ответственным за свою самооценку ребенка или предъявляет к нему завышенные требования. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.1. ^ Работа с детьми Вид деятельности Тема ^ Исследование мотивационной сферы Психологические занятия для детей подготовительной к школе группы Цикл занятий « Я и школа»1. Каким будем мой учитель?2. Каким я буду учеником?3. Какими будут мои родители, когда я пойду в школу?^ 4.Что я буду делать в школе?5. Если ты будешь драться, то я буду кусаться! Какие у меня будут друзья?6. Зачем мне школа? Развитие самооценки средствами театрализации Программа «Я и мир вокруг» (старшая группа) Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка. При первой встречи с родителями будущих первоклассников мы предлагаем проранжировать разные стороны готовности ребенка к школе по степени значимости - от наиболее значимых до менее значимых.^ Значимость компонентов психологической готовности, по мнению родителей Педагогическое Мотивационная Интеллектуальная Коммуникативная Эмоционально-волевая На 2 месте На 3 месте На 1 месте На 5 месте На 4 месте ^ Значимость компонентов психологической готовности, по мнению учителей Педагогическое Мотивационная Интеллектуальная Коммуникативная Эмоционально-волевая На 5 месте На 1 месте На 2 месте На 4 месте На 3 месте ^ 2. Работа с родителямиЦели организации встреч: 1. обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы; 2. объединить всех участников преемственной связи; 3. активизировать чувства, переживания, действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей; 4. предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми. ^ Вид деятельности Тема День открытых дверей для школьных учителей и родителей «Детский сад как социально-педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка».Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия: дать родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом. Диагностика Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка. ^ Рисуночная методика «Как я представляю своего ребенка в школе»Цель: изучение переживаний взрослыми встречи со школой. Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка».Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка. ^ Родительское собрание Тема: «Готовность детей к обучению в школе».Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению путем создания портрета» первоклассника, которого ждут в школе. Консультация «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» (старшая группа) «Психологическое развитие детей как необходимое условие успешности обучения». «О методах воздействия на ребенка в семье» Семинар-практикум «Профилактика детских неврозов» по методике Спиваковской А.С. (старшая группа) «Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника».Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни. «С кем и как дружит мой ребенок?»Цель: обмен родительским опытом по оказанию ребенку помощи в поиске дружеских отношений со сверстниками. ^ Консультация - практикум О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений». Книжка-малышка ^ 1. Игры в квартире, во дворе и на даче для телесного здоровья»2. Игры со сказками.3. Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка. Памятка для родителей «Создание у ребенка положительногоотношения к школе и формирование направленности на обучение». «Первые шаги по выбору школы». ^ Консультация для педагогов «Формирование мотивационной готовности детей к школе». Взрослыйпомогает ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;но и поведении, отношении к окружающим;помогает формировать адекватную самооценку, тем самым помогает приобрести уверенность в себе и способствует популярности в группе.Виды совместной деятельности взрослого с ребенком помогающие при формирование мотивационной готовности к школеПоддерживаем интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.Организуем экскурсии в школу, знакомим с основными атрибутами школьной жизни.Практикум приходы детей-школьников в детский сад.Используем загадки на школьную тему.Используем развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и др. Специальная Психологическая Физическая Личностно-социально психологическая Интеллектуальная Эмоционально-волевая Умение читатьУмение считатьУмение писать Принятие позиции школьника.Отношение:к школе;к учебной деятельности;к учителям;к самому себе. Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний, усвоенных им в системе. Способность:соподчинение мотивов;управлять своим поведением. Состояние здоровья.Физическое развитие. Умение общаться:со взрослыми;со сверстниками.Войти в детское общество, действовать совместно с другими. Желание узнавать новое. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем. Развитие анализаторных систем. Любознательность Положительное отношение к целям деятельности, принятие их. Развитие мелких групп мышц. Сенсорное развитие Стремление преодолевать трудности. Развитие основных движений (бег, прыжки…) Развитие образных представлений Стремление к достижению результата своей деятельности. Развитие речи и мышления ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ:учет детским садом требований школы к ученику;учет школой достижений и возможностей детей. Памятка для родителейСоздание у ребенка положительногоотношения к школе и формирование направленности на обучениеЭкскурсии с ребенком в школу.Встреча и знакомство с учителем.Рассказы о своих любимых учителях.Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.Семейное чтение художественной литературы.Организация книжного уголка для ребенка.Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.^ Никогда не запугивайте детей школой!Личностная и социально-психологическая готовность ^ Чтобы ребенок успешно учился – он должен САМ этого хотеть! При нежелании трудно его чему либо научить. На появление желания учиться влияет: Отношение близких взрослых к учению, как к более важному, чем игра.Отношение сверстников.Желание сравняться по положению со старшими.Внутренняя позиция школьника (со временем становится содержательнее) Детей привлекают1.Внешние атрибуты школьной жизни (портфель, пенал, карандаши и др.).2.Потребность в новой обстановке, в новых впечатлениях.3.Желание приобрести новых друзей.4.Желание учиться, узнавать новое.5.Получать за свою учебы похвалу. Отношение К учителям К другим детям К себе самому как к непререкаемому авторитетукак образец для подражания: (требования учителя выполнять; его замечания принимать без обид);общаться в ситуации урока после поднятия руки: отвечать на поставленные вопросы; задавать вопросы по делу.Внимательно слушать деловое общение с одноклассниками.умение взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия со сверстниками.Характерно кооперативно-соревновательное общение адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.Адекватная самооценка Психологические особенности детей 6 лет, начинающих обучение в школе.Индивидуальные различия – значительныеПостепенный переход от игровой к учебной деятельности.Изменение социального положения ребенка в обществе. Особенности развития Физического Психического Область мозга сформированы почти как у взрослого.Двигательная сфера хорошо сформирована.Процессы окостенения продолжаются.Изгибы позвоночника еще неустойчивы.Координация мышц кисти развивается интенсивно.Личность Постепенное формирование произвольности психических процессов.Процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка значительно лучше, чем мышление.Мышление наглядно-образное с элементами абстрактного. Мыслительные процессы сформированы недостаточно.Затруднения:- в сопоставлении нескольких признаков;- в выделении существенного;- в переносе мыслительной деятельности на решение новых задач.Самосознание Тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личностными. ^ В процессе усвоения нравственных норм формируется сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Формируется произвольное поведение, но его регуляция затруднена.Импульсивность.Ситуативность. Самооценка достаточно правильная и устойчивая.Возможно ее завышение, реже - занижение.^ Объективное оценивают результат деятельности, чем поведение. Психологическая готовностьк школьному обучению Характеристики Показатели ^ Мотивационное развитие ребенка 1.Познавательнная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.2.Социальнная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне.3.Способность адекватно оценивать себя. Произвольность поведения 1.Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия.2.Умнеие ориентироваться на заданную систему требований.3.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.4.Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу. Произвольность интеллектуальной сферы 1.Умнеие обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.2.Уровень интеллектуальных процессов:умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;умение сравнивать, выделять сходное и отличное;умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.3.Обучаемость:усвоение нового правила работы;перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное, но не тождественное ему;уровень развития обобщения (например, роза-цветок - низкий уровень; роза - цветок - растение - живая природа - высокий уровень).4.Сумма усвоенных знаний.5.Речевое развитие:усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слов);осознание словесного состава слова. ^ Характеристика компонентов психологической готовности к школе Компоненты психологической готовности Содержательная характеристика ^ Интеллектуальная готовность Наличие широкого кругозора и запаса знаний. Сформированность начальных умений учебной деятельности. Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу). Логическое запоминание.Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.Развитие фонематического слуха. ^ Личностная готовность Принятие новой социальной позиции. Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением.Объективность самооценки.Потеря «детскости», непосредственности. ^ Социально-психологическая готовность Гибкое владение способами установления взаимоотношений. Развитие потребности в общении. Умение подчиняться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. ^ Эмоционально-волевая готовность Развитие «эмоционального предвосхищение» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).Эмоциональная устойчивость.Сформирлованность небоязни трудностей. Умение ограничивать эмоциональные порывы. Умение систематически выполнять задания. ^ Исследование мотивационной сферы Диагностический комплекс ^ Изучаемый параметр Методика Источник Самооценка Хухлаева Л. «Лесенка» Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997 ^ Мотивационная готовность Банков С.А. Тестовая беседа Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001 Гуткина Н.И. Методика «Сказка», Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 Гуткина Н.И.Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника» Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников. Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» Лусканова Н.Г. Анкета Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе» ^ Статус в группе «Два дома» Агаева Е.Л., Брофман В.В. и др. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. М., 1998 ^ Коммуникативные навыки Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития Юдина Е.Г., Степанова Г.Б. Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском салу. М., 2002 Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Методика «Разноцветные домики» Журнал «Психолог в детском саду»- 2005- №4. С. 36-42.; Журнал «Психологическая диагностика»-2005-№2.-С.57-64 СитуацииСитуация 1 Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимые знания, умения, навыки для обучения в школе. Но в беседе с Ваней она узнала, что у него нет желания идти в школу.^ Будет ли успешным обучение ребенка в школе?Ситуация 2 Представьте себе урок математики. Учитель объясняет условие задачи: «дети поехали в лес за грибами. Мама собрала 4 гриба…» Едва услышав условие задачи, дети начинают выкрикивать: «А мы тоже ездили в лес. Мы тоже летом грибы собирали». Ребенок заменяет учебную задачу прямым общением с учителем. Из ситуации видно, что у детей недостаточно сформирована мотивация, он не наигрался.Ситуация 3 «Света учится в первом классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится Светой, а света собой. как-то идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дает задания труднее, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучшеШкольная готовностьФизическая


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.