Реферат по предмету "Разное"


«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа»

«Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания как условия для становления и развития личности учащегося нового типа »Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. ЛихтенбергУсловия возникновения и становления опыта.МОУ «ООШ с.СТУПИНО»- муниципальное общеобразовательное учреждение, в котором обучаются 50 учащихся, нет параллелей, количество учащихся в классе оптимальное для обучения- 7-8 человек. В школе обучаются представители разных национальностей- русские-60%, корейцы, даргинцы, украинцы, марийцы, татары - 40%. В 2007 г. школа получила Президентский Грант в размере 1 млн. рублей, что позволило создать качественно новые условия для организации учебно-воспитательного процесса. На базе школы имеется компьютерный класс, копировальная и множительная техника, сканеры, медиатека, есть выход в Интернет, кабинеты учителей оснащены современными компьютерами и мультимедийными проекторами, что позволяет практически каждый урок проводить с использованием новейших информационных ресурсов. Социальная среда, в которой воспитываются учащиеся – в основном, благоприятная, материальное благосостояние семей учащихся удовлетворительное. Я преподаю историю и обществознание в 5-9 классах с 1995 г. В начале своей педагогической деятельности я работала над методической темой «Игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся». Безусловно, игровые формы обучения формируют очень много позитивных учебных качеств: коммуникативность, самоорганизованность, активность и т.д., но вскоре я заметила, что мыслительные умения учащихся развиваются «стихийно» и необходимо подобрать более серьёзный педагогический инструментарий для формирования ключевых компетентностей учащихся. В пятый класс сельской школы часто приходят дети, слабо подготовленные к обучению в старших классах. Объясняется это тем, что в начальных классах многие дети не овладели основными приёмами мыслительной деятельности. Я обратила внимание, что у них слабо развита смысловая память, учебный материал заучивается, деятельностный анализ преобладает над абстрактным, синтез осуществляется в наглядной ситуации без отрыва от действий с предметами, операция сравнения подменяется рядоположением, школьники не умеют выделять существенные признаки событий, явлений, процессов, обобщать. Поэтому я считаю своей важнейшей задачей научить учащихся думать, организовать их мыслительную деятельность таким образом, чтобы учащиеся могли самостоятельно усваивать учебный материал. Если учащиеся после выполнения самостоятельной работы будут не только пересказывать содержание изученного исторического материала, но и рассматривать его во взаимосвязи с ранее изученным материалом, используя для этого приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, то характер их самостоятельной работы будет творческим.^ Актуальность и перспективность опытаПотребность практики образования в инновационных изменениях, способствующих творческому росту учащихся, значительно возросла. Уже сейчас востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный. Для дальнейшего своего развития наша страна нуждается в людях, способных воспроизводить не только материальный, но и интеллектуальный потенциал России. Выпускник школы должен уметь самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. В условиях модернизации российского образования идет усиление ролидисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, ценность которых неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции. Каким образом вооружить выпускника необходимым инструментарием знаний для успешной социальной адаптации? В процессе работы я пришла к выводу, что процесс становления личности учащегося нового типа тесно связан с формированием мыслительных умений и навыков, развитие которых зависит от правильного выбора приёмов, средств, форм и методов обучения. Оттого, насколько успешно они сформированы у школьников, зависит эффективность учебного процесса в целом. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслительной деятельности, постепенно переходит в разряд неуспевающих. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения в сочетании с планомерным формированием мыслительных умений учащихся на основе овладения приёмами учебной деятельности. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познаватель­ных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жиз­ни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной ак­тивности и самостоятельности. Качество исторического образования обеспечивается не просто предъявлением нового материала и его воспроизведением учениками. Преподавание курсов социально-гуманитарных дисциплин будет эффективным, если будут реализованыследующие условия:  Не обучение учащихся, а развитие; Использование активных методов обучения; Отношения между учителями и учащимися будут строиться на основе педагогики сотрудничества; диалоговые формы обучения.В ходе работы над темой столкнулась с рядом противоречий: Традиционные методы и приёмы обучения учащихся, направленные на передачу знаний, умений, навыков от учителя к ученикам. Необходимость внедрения новой, прогрессивной системы обучения, основанной на диалогичности, деятельностно-творческом подходе, направленной на поддержку индивидуального развития ребёнка, предоставляющая ему необходимое пространство для принятия самостоятельных решений. Постоянно увеличивающийся объём информации теоретического характера Перегрузка учащихся Возрастающие требования к уровню подготовки выпускников Несформированность основных мыслительных умений, низкая познавательная активность учащихся. ^ Новизна опыта. Использование приёмов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формированием у школьников приёмов учебной деятельности и интеллектуальных умений способствуют развитию познавательного интереса учащихся, развивают способность к самостоятельному переносу знаний и усвоенных по образцу способов умственной деятельности, развивают мышление. Проблема Варианты решения Снижение познавательного интереса учащихся и мотивации к учебной деятельности Педагогика сотрудничества; использование активных форм обучения, метода решения проблемных задач для повышения познавательного интереса к уроку. Разнообразие каналов передачи информации;рефлексия. Я понял…, я узнал…, я научился…, мне пригодится в жизни… Отказ от чтения текста учебника при приготовлении домашнего задания. Систематизация сложного теоретического материала на уроке; комментированное чтение текста учебника; заполнение таблицы «Знаю- Хочу знать- Узнал- Что хочу узнать ещё». Перегрузка учащихся. Введение в структуру урока этапов, позволяющих активизировать деятельность учащихся по развитию мыслительных умений, широкое использование специально подобранных заданий с учетом возрастных особенностей мышления, опора на развивающие методы обучения, использование возможностей компьютера. Разный умственный потенциал детей, обучающихся в одном классе. Личностно-ориентированное обучение, опора на субъективный опыт учащихся. Слабый уровень развития мыслительных умений учащихся: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение и т.д. Обучение учащихся овладению основными приёмами учебной деятельности на основе составления памяток, обобщающих опорных конспектов, планов, таблиц, логических схем. ^ Ведущая педагогическая идея: - создание педагогических условий на уроке для успешного развития мыслительных умений на основе овладения приёмами учебной деятельности через вовлечение школьников в творческую деятельность, приносящую радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели. Цель- Развитие мыслительных умений обучающихся на уроках истории и обществознания через использование методов активных образовательных технологий в сочетании с планомерным формирование у учащихся приёмов учебной деятельности. Задачи: Обеспечить мотивацию и познавательный интерес учащихся к учебной деятельности через активные образовательные технологии и педагогику сотрудничества; Определить реальную картину познавательных возможностей учащихся посредством анализа ответов учеников (объём информативной памяти, степень воображения, уровень логического мышления, аналитические и синтетические способности, уровень развития смысловой памяти, способность выделять существенные признаки и обобщать однородные факты, критичность мышления);Разработка и отбор системы рациональных приёмов, формирующих мыслительные умения учащихся, развивающих их речь;Подготовка алгоритма учебных действий для поэтапной отработки мыслительных умений (анализа, синтеза, сравнения, умения делать выводы, классификации, абстрагирования) на основе овладения приёмами учебной деятельности ( составление плана, анализ картины, карты, таблицы и т.д.) Установление линии усложнения в формировании у учащихся важнейших приёмов учебной работы (от применения на однородных явлениях к применению на разнородных) Обеспечение перехода полученных учебных навыков в умения, т.е. способность достигать сознательно поставленной цели деятельности в новых условиях.Анализ результатов обучения учащихся.^ Теоретическая база опытаТеоретической базой опыта явились исследования педагогов Л.А.Аристовой, Ю.К.Бабанского, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, Н.А.Половникова, В.В. Давыдова. Проведенные в последние годы разносторонние исследования отечественных педагогов убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сформированности приемов умственной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В настоящее время учёные-психологи доказали подвижность психологических возрастных особенностей, установили их зависимость от содержания и способов обучения и развития. Исследования Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина доказывают необходимость вырабатывать такие учебные приёмы, которые развивают мышление, повышают доступность теоретических знаний для учащихся. (4; 4) Основная цель развивающего обучения- формирование знаний учащихся и систематическое совершенствование их познавательных способностей (воображение, память, речь, мышление), специальных приёмов мышления и учебной работы, закрепляемых в виде умений и навыков, а также различных качеств мышления (самостоятельность, логичность, подвижность, глубина и др. ( 14;181) Психолого-педагогические исследования учёных доказали необходимость управления познавательной деятельностью учащихся, формирования у них эффективных приёмов учебной работы и овладения ими в качестве умений и навыков. Но управлять процессом учения и развития можно по-разному: алгоритмы (шаблонный подход), памятки (перечень действий), логические схемы. Е.Н. Кабанова- Меллер считает, что основной путь управлением умственным развитием и познавательной активностью школьников- целенаправленное, систематическое формирование приёмов учения, на основе которых формируются приёмы умственной деятельности (4; 5-12) ^ Приёмы умственной деятельности – способы осуществления мыслительной деятельности ( анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, конкретизация). За каждым учебным приёмом (составление плана, конспекта, определения географического положения страны и т.д ), стоят приёмы умственной деятельности. Вывод: необходимо развивать приёмы учебной деятельности, превращать их в навыки, которые перерастут в умения и смогут быть применены в новой ситуации.Умения – выполнение действий, основанных на знаниях и навыках, направленных на достижение цели деятельности в новых условиях. При всех различиях во взглядах сторонники управления умственным развитием учащихся признают: 1. Показывать ученикам образцы правильной работы и объяснять их применение. 2. Расчленять познавательную деятельность на отдельные этапы, переходя от простого воспроизведения к творческому мышлению. 3. От частных приёмов умственной деятельности вести к обобщённым, применимым к осмыслению широкого круга однородных явлений. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. в рамках исторического образования. В процессе педагогической деятельности мной учитываются рекомендации психолога Зимней И.А. , которая предлагает учитывать следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации: активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности; создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает; эмоциональная окраска, живое слово учителя. А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия «активные методы обучения» следу­ющим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактическо­го процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.^ Активные методы обучения — это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. (См. Приложение)^ Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателей и обучаемых. Работы отечественных психологов и педагогов Г.А.Балла, М.И.Махмутова, Т.И.Шамовой рассматривают вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций. Проблемное обучение основано на создании проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи и активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске её разрешения. Его назначение в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем. В процессе решения проблем совершенствуютcя способы умственных действий учащихся по получению необходимой информации (чтение, работа с учебной и научно – популярной литературой, управление вниманием, наблюдением, запоминанием); по развитию интеллектуальных способностей (осмысление материала, выделение главного, анализ и синтез, обобщение, систематизация доказательств, аргументирование, формулирование выводов, умозаключений); а также, по формированию организационных и оценочных умений. Учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовые научные выводы, но и следят за логикой доказательств, за ее убедительностью. При решении проблемных заданий органично сочетаются индивидуальная и групповая форма организации познавательной деятельности. При проблемном обучении базовыми являются сле­дующие два важнейших элемента: • система познавательных задач, отражающих основное содер­жание темы; • общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал( семинар-дискуссия).^ Технология развития критического мышления (Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл, красноярские ученые и практики А.Бутенко,Е.Ходос) тесно связана с понятием личностно- ориентированного обучения. Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.Мой педагогический опыт – сплав элементов различных педагогических технологий, которые я применяю в зависимости от содержания материала, от уровня познавательной активности класса, от целей и задач уроков. Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность учителю помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить в них лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности. ^ Система работы.В основу моей работы была положена следующая гипотеза: уровень развития мыслительных умений влияет на успеваемость учащихся и их социальную адаптацию в будущем. Следующий вопрос, который у меня возник- как правильно развивать мыслительные умения. С чего начать? Я поняла, что нужно в корне менять традиционную систему обучения, где учащийся является не субъектом, а объектом деятельности. Только самостоятельное добывание знаний поможет ученикам их по-настоящему «присвоить», уметь применять в будущей взрослой жизни, наполненной решением самых различных проблем. Как выйти из роли учителя- транслятора знаний? Как актуализировать уже имеющиеся у ученика знания? Как раскрыть его мышление? Как научить размышлять и анализировать свой собственный рост? Как побудить ученика к самостоятельному обучению и как выбрать для этого эффективный способ? Опираясь на психологические исследования российских учёных, я выбрала путь управления развитием мыслительных умений через овладение приёмами учебной деятельности и использование методов активных образовательных технологий. Сущность активного обучения выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы. За приёмами учебной деятельности как бы скрыты приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, формулирование выводов, понятий. Какие же учебные умения я хочу сформировать у учащегося, чтобы он стал самостоятельной личностью?а) познавательные: работа с учебной и научно- популярной литературой, современными средствами коммуникации, а на этой основе умения самостоятельно приобретать знания; умение осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, творчески применять исторические данные;б) предметные: измерение, вычисление, построение и анализ диаграмм, таблиц, графиков; чтение различных схем, исторических карт; Определение понятий; Составление сложного плана, отражающего ход событий; Соотнесение года с веком, века с тысячелетием и дат событий с определённым периодом истории; Составление хронологических и синхронистических таблиц исторических событий, процессов;в) организационные: предусматривают формирование навыков пошагового планирования своей деятельности: цель-результат, а также умения контролировать свое поведение, выполнение действий и операций, из которых складывается учебная деятельность. г) оценочные: умения обоснованно оценивать изучаемые события, общественные явления, деятельность социальных групп и партий, опираясь на теоретические знания, полученные в курсах истории. В целях последовательного изложения способов формирования отдельных мыслительных умений я рассмотрю процесс овладения ими изолированно на основе овладения конкретными приёмами учебной деятельности.^ Классификация учебных умений и их взаимосвязь с мыслительными операциями: № Учебный приём познавательные практические организационные Оценочные Приёмы мышления 1 Составление различных типов плана: простого, сложного, тезисного. + + Анализсинтез 2 Устанавливание последовательность, длительности и синхронности исторических событий. + + + Анализ СинтезАбстрагирование 3 Определение несложных понятий + + Обобщениеабстрагирование 4 Устанавливание основных причин и значения отдельных исторических событий на основе анализа фактов. + + Анализ Синтез Абстрагирование Суждения Умозаключения 5 Определение по карте географического положения страны + + + Анализсинтез 6 Соотнесение года с веком, века с тысячелетием + + + Анализсинтез 7 Составление хронологических и синхронистических таблиц исторических событий, процессов + + + Анализ Синтез Сравнениеобобщение 8 Определение и характеристика изучаемых общественных явлений, выдающихся исторических деятелей, памятников культуры + + + + Анализ Синтез Сравнение Обобщение Выводы Сужденияумозаключения 9 Использование содержания исторической карты в рассказе о событиях, их причинах, следствиях + + + Анализ Синтезабстрагирование 10 Обоснование оценивать изучаемые события, общественные явления, деятельность социальных групп и партий в конкретных исторических условиях, опираясь на теоретические знания + + + Анализ Синтез Абстрагирование Обобщение 11 Локализация исторических событий и процессов во времени на основе знания научной периодизации истории + + Анализ Синтез Абстрагирование Обобщение 12 Сравнение однородных исторических явлений, выявление их общих причин и последствий + + Анализ Синтез Абстрагирование Обобщениесравнение 13 Чтение и анализ тематических карт, систематизация их данных и применение при характеристике исторических событий и процессов + + + Анализ Синтез Абстрагирование Обобщениесравнение 14 Формулирование выводов + + Анализ Синтез Абстрагирование Обобщениесравнение Из приведённой таблицы видно, что все мыслительные процессы взаимосвязаны. Овладение учебными умениями предполагает одновременное выполнение целого ряда мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, формирования понятий, умения делать выводы. И также взаимосвязано формируются их мыслительные умения. ^ Все учебные умения формируются в следующем порядке:Объяснение учителем приёмов учебной работы и важнейших мыслительных операций, которые при этом используются.Определение последовательности операций о способах учебной и умственной деятельности с перечнем действий- «шагов».Применение алгоритма учебного действия при решении аналогичного задания.Применение серий обучающих и тренировочных однотипных заданий возрастающей сложности.Применение умения в новых изменившихся обстоятельствах.Составление и применение логических схем- памяток при изучении однородных общественных явлений.Я в своей работе отдаю предпочтение таким приемам, которые: Вызывают познавательный интерес и способствуют развитию творческого мышления (логические схемы, трёхчастный дневник, синквейн, кластер, проекты, проблемные задачи, дидактические игры, эвристическая беседа, дискуссия, групповая работа, творчески-поисковые задания); Целенаправленно формируют мыслительные умения учащихся ( см. таблицу выше); Создают доброжелательную обстановку на уроке (поощрение и поддержка уч-ся, стимулирование их ответов положительными эмоциями); Задействуют все каналы восприятия( зрительный, слуховой, практический, эмоциональный).^ Принципы, лежащие в основе моего опыта:принцип познаваемости. Мыслительная деятельность в любой области, органически вплетаясь в процесс познания, в конечном итоге направлена на получение объективных, истинных знаний о том или ином объекте исследования.^ Принцип деятельности. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать»,- говорил академик Александр Минц. «Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность»(Бернард Шоу). Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного сырья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать, учиться применять, преобразовывать, расширять и дополнять.^ Принцип осознанности обучения. Очень важно, чтобы цели и задачи обучения соответствовали собственной мотивации деятельности ученика, и, более того, усиливали ее. С этой целью я часто прошу ребят самостоятельно определить цели урока, даю опережающие задания, провожу аналогии и прошу их искать самостоятельно, провожу уроки – путешествия.Например, при изучении темы « Отечественная война 1812 г.: Бородинская битва» (8 класс) ребятам было предложено выделить в названии темы словосочетание, показывающее главный объект исследования. (Бородинская битва), объяснить тему урока, как они её понимают из названия. О чем мы будем сегодня обязательно говорить на уроке? ( о битве, о войне, о значении этой битвы…).-Принцип открытости.« Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек.Не только давать знания- но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Единственно оправданный вид жадности- жадность к познанию и саморазвитию.Древнегреческий герой Персей должен был убить Медузу Горгону, не глядя на неё,- иначе бы он окаменел. Персей убил её, глядя на отражение в медном щите. Предположим, что окаменеть можно от любого взгляда даже через медный щит. Как быть? Учащиеся предложили вариант боя в солнечный день, когда по тени Медузы Горгоны можно было определить её нахождение.^ Принцип обратной связи. Необходимо регулярно отслеживать и контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи. Чем более развита педагогическая система, тем больше механизмов обратной связи в ней. Учитель в уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания.^ Принцип высокого КПД Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше КПД. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Иначе говоря, сделать учение рациональным трудом.^ Принцип ценностного отношения к миру. Сегодня проблема формирования ценностей, определяющих отношение к миру, к людям, к самому себе как человеку и профессионалу является одной из основных современного образования. Именно уроки истории и обществознания помогают сформировать основные ценности. Поэтому на своих уроках я уделяю большое внимание вопросам значимости, вопросам выбора своего места. Так, при проведении урока « Избирательное право » в 9-ом классе перед ребятами была поставлена проблема: необходимо ли участвовать в выборах. Был спор друг с другом, был спор с самим собой. Но в конце был результат – отдать свой голос всё-таки необходимо. Именно с целью формирования ценностного отношения к себе как к личности, я предлагаю ребятам составлять исторические портреты изучаемых личностей, в которых они должны показать человека через его значимость для других, для России. - Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием- право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор. Даю учащимся 5-го класса на выбор решить 10 познавательных задач по изученной теме, они сами выбирают для решения любые 6 из них.Какие ценности я исповедую в своей работе? Опора на опыт учащихся ( личностно-ориентированное знание); Признание права ученика на собственной мнение и собственную позицию; Поощрение участия во всех видах интеллектуальной деятельности; Поддержка коммуникативной состоятельности ученика.Важно не только убеждать учащихся в необходимости умений легко оперировать теми или иными приёмами учебной деятельности, но всячески стимулировать их попытки провести обобщение, анализ, синтез и т. д. Попытка школьника, пусть и неудачная по овладению каким-то приёмом учебной деятельности должна оцениваться выше, чем конкретный результат приобретения знаний. В своей работе я отдаю предпочТема «Родовые общины охотников и собирателей» 5 кл. Даю условие проблемной задачи:В посёлке родовой общины обычно строились большие, вместительные дома площадью 150-200 кв.метров. Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?Подвести к противоречию и предложить ученикам самим найти способ разрешения. ^ Тема «Отечественная война 1812 г.». 8 кл. При изучении Бородинского сражения знакомлю учащихся с различными мнениями о результатах и последствиях этого сражения: а) Бородинская битва завершилась поражением русской армии, которая не смогла воспрепятствовать дальнейшему продвижению Наполеона. б) Русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было ус-пехом Кутузова. в) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны позднейшие успехи русской армии. Ребята высказывают свои суждения, сравнивают планы Наполеона и Кутузова перед сражением, спорят. В споре рождается истина. Они приходят к выводу, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, его армия понесла невосполнимый моральный урон, была потеряна половина войска. Заканчивая данный урок, определяем коллективно причины победы России в войне 1812 года. -Некоторые считают основной причиной поражения Наполеона русскую зиму. Так ли это? -Закончите слова Н.Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г: «Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны…». Учащиеся должна аргументировать свой вариант ответа. ^ Тема – «Внешняя политика России. Русско-японская война».9 кл.Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;Обосновать или опровергнуть следующие утверждения: -Портсмутский договор был национальным позором России. -Заключение Портсмутского мира стало успехом русской дипломатии Учащиеся должны: -выбрать убедительную для себя версию; -привести факты и аргументы вы пользу своего выбора. Рассматривание явления с различных позиций; 8 класс. Тема – «Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. 19-го века». В учебнике А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной есть вопрос к §27 (№5): «Каково ваше отношение к убийству Александра II?». Я расширяю этот вопрос, предлагая учащимся разные оценки этого события. ^ Убийство Александра народовольцами было: а) заслуженной карой самодержцу, б) политическим убийством; в) актом, затормозившим демократическое обновление России; г) актом, способствующим ускоренному развитию российского общества; д) безответственной и преступной акцией. Учащиеся высказывают собственное суждение, аргументируя их фактами. Но данная дискуссия имеет и большой воспитательный эффект. В ходе обсуждения неизбежно возникает вопрос: может ли быть оправдан террор? Моя задача подвести учащихся к выводу, что цель, какой бы благородной она ни была, не оправдывает методов и средств ее достижения. ^ Методика разработки проблемных вопросов, основанных на сталкивании противоречийБерётся важное историческое положение.Осуществляется поиск альтернативного ему положения ( факта, события, идеи), содержащего противоречие в сопоставлении с первым.На основе обоих положений формулируется проблемная задача. (большевики знали, что проиграют выборы в Учредительное собрание, но, тем не менее, приняли в них участие. Почему?Дискуссия- очень действенный метод технологии проблемного обучения. Применяю его на о


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :