Реферат по предмету "Разное"


«Типы биотических взаимоотношений организмов»

МОУ « Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза генерал – майора И.С.Лазаренко Волоконовского района Белгородской области »Занятие элективного курса «Основы экологии» по теме« Типы биотических взаимоотношений организмов»8классРазработала: Ахновская Н.С. учитель химии Проведено в рамках методической недели - февраль 2010г.п.Волоконовка,2010Тема: « Типы биотических взаимоотношений организмов»Цели: -познакомить учащихся с закономерностями экологических взаимоотношений организмов; -сформировать представления о типах взаимоотношений, существующих в природе; - способствовать формированию представлений об особенностях и значении разных типов взаимоотношений; - создать условия для осмысления учащимися теоретического материала на конкретных примерах; -продолжить формирование представления о единстве природы, биотических и абиотических факторов. ^ Ход занятия:Вводная часть: В природе каждый живой организм живет не изолированно. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияния их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Экологические взаимодействия, как правило, имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях. Это делает их труднопредсказуемыми. На данном занятии мы познакомимся с разнообразными взаимоотношениями организмов различных популяций.^ Основная часть занятия: изучение нового материалаУчитель объясняет материал, иллюстрируя свой рассказ показом презентации. (Учащиеся в своих тетрадях заполняют таблицу):Рассмотрим основные типы экологических взаимодейст­вий. В природе часто встречается сожительство двух или более видов, которое в ряде случаев становится необходимым для обоих партнеров. Такое сожительство называют симбиотическим взаимоотношением организмов (от сочетания сим — вместе, био — жизнь) или симбиозом. Термин «симбиоз» является общим, им обозна­чают сожительство, обязательным условием которого явля­ется совместная жизнь, определенная степень сожительства организмов. Классическим примером симбиоза являются лишайни­ки, представляющее собой тесное взаимовыгодное сожи­тельство грибов и водорослей (слайд). Типичный симбиоз представляют отношения термитов и живущих в их кишечниках одноклеточных — жгутиковых. Эти простейшие производят фермент, разлагающий клет­чатку на сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые находят в кишечнике благоприятные ус­ловия, способствующие их выживанию. Широко известный пример симбиоза — сожительство зеленых растений (преж­де всего деревьев) и грибов. По степени соединения организмов и по их пищевой за­висимости друг от друга различают несколько типов сим­биоза: мутуализм, паразитизм, комменсализм. Тесные взаимовыгодные отношения, при которых при­сутствие каждого из двух видов-партнеров становится обя­зательным, называется мутуализмом (слайд). Тако­вы, например, взаимоотношения узкоспециализированных к опылению растений (инжир, купальница, дурман, орхид­ные) с опыляющими их видами насекомых. Симбиотические взаимоотношения, при которых один вид получает какое-либо преимущество, не принося друго­му ни вреда, ни пользы, называется комменсализмом. Проявления комменсализма разнообразны, поэтому в нем выделяют ряд вариантов. «Нахлебничество» — потребление остатков пищи хозяи­на. Таковы, например, взаимоотношения львов и гиен, подбирающих остатки недоеденной пищи, или акул с рыбами-при­липалами (слайд). «Сотрапезничество» — потреб­ление разных веществ или частей одной и той же пищи. Пример — взаимоотношения между различ­ными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатываю­щих разные органические ве­щества из перегнивших расти­тельных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом мине­ральные соли. «Квартирантство» — исполь­зование одними видами других (их тел, их жилищ) в качестве убежища или жилища. Такой тип взаимоотношений широко распространён у растений – примером могут служить лианы и эпифиты(орхидеи, лишайники, мхи), поселяющиеся непосредственно на стволах и ветвях деревьев. При паразитизме организмы одного вида (паразита) живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина). Паразитизм близок к хищническву, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего вре­менного или постоянного проживания. Паразит изнуряет, но не губит хозяина, поскольку последний обеспечивает его су­ществование. Популяции пара­зита, как правило, больше по­пуляции хозяина (слайд). В природе встречаются и та­кие формы взаимоотношений между видами, когда совмест­ное существование не являет­ся для них обязательным. Эти взаимоотношения не относятся к симбиотическим, хотя и иг­рают важную роль в существо­вании организмов. Примером взаимополезных связей является протокооперация (буквально: первичное сотрудничество), к которой можно отнести распространение муравьями семян некото­рых растений леса или опыление пчелами разных луговых растений. Если два и более вида используют сходные экологиче­ские ресурсы и обитают совместно, между ними может воз­никнуть конкуренция или борьба за обладание необхо­димым ресурсом. Конкуренция происходит там, где эколо­гические ресурсы находятся в недостатке, и между видами неизбежно возникает соперничество. Каждый вид при этом испытывает угнетение, что отрицательно сказывается на росте и выживаемости организмов, на численности их попу­ляций. Конкуренция чрезвычайно широко распространена в при­роде. Так, например, растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества почвы и, следовательно, за расшире­ние своей территории. Животные борются за пищевые ресур­сы и за убежища (если они в дефиците), то есть в конечном счете также за территорию. Конкурентная борьба ослабевает в местностях с редким населением, представленным малым числом видов: например, в арктических или пустынных об­ластях почти нет конкурентной борьбы растений за свет (слайд).Хищничество — такой тип взаимоотношений организ­мов, при котором представители одного вида убивают и поедают представителей другого. Хищни­чество — одна из форм пищевых отношений. Для типичного хищника (вол­ка, рыси, норки) характерно охотничье поведение. Но кроме хищников-охотников существу­ет большая группа хищников-со­бирателей, способ питания кото­рых заключается в простом по­иске и сборе добычи. Таковы, например, многие насекомояд­ные птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на дере­вьях. Хищничество — широко распространенная форма биотических отношений. В каче­стве ослабленной формы хищничества можно рассматри­вать паразитизм. Если два вида не влияют друг на друга, то имеет место нейтрализм. В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредо­ванные взаимодействия, эффекта которых мы не видим в силу неполноты наших знаний. Нередко в природе встречаются такие взаимоотношения, которые одновременно несут признаки различных типов. Например, переходными от хищничества к паразитизму яв­ляются взаимоотношения между кровососущими — пияв­ками и их хозяевами. Следует помнить, что типы взаимоотношений конкрет­ной пары видов могут изменяться в зависимости от внеш­них условий или стадии жизни взаимодействующих орга­низмов. К тому же в природе во взаимоотношения оказыва­ется вовлеченной не пара видов, а гораздо большее число. Межвидовые связи в природе бесконечно разнообразны.Результатом работы учащихся в тетради является заполненная таблица (слайд)Типы биотических взаимоотношений ^ Тип взаимодействий Вид Общий характер взаимодействия 1 2 Нейтрализм 0 0 Ни одна из популяций не ока­зывает на другую влияния Конкуренция - - Опосредованное подавление, возникающее, когда появляет­ся недостаток в каком-либо ре­сурсе, используемом обоими видами Амменсализм - 0 Одна популяция подавляет другую, но сама не испытывает отрицательного влияния Паразитизм - + Использование организма хо­зяина в качестве жизненной среды Хищничество - + Поедание организмов данного вида другим Комменсализм + 0 Популяция комменсала полу­чает пользу от объединения с популяцией хозяина, для кото­рого это объединение безраз­лично Протокооперация + + Взаимодействие друг с другом полезно для обеих популяций, но не является обязательным Мутуализм + + Обязательное взаимодействие, полезное для обеих популяций ^ Заключительная часть занятия: осмысление нового материалаУчитель поясняет, что положение каждого вида при разных формах взаимоотношений можно обозначить ус­ловными знаками. Знак «минус» (-) обозначает неблагопри­ятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отноше­ния безразличны (отсутствует влияние). Учитель предлагает учащимся самостоятельно оценить роль каждого вида в сложившихся взаимоотношениях( см. таблицу выше).Вывод: Таким образом, все биотические связи можно разделить на 6 групп: популяции не влияют друг на друга (0 0); имеют взаимовыгодные связи (+ +) - Взаимополезные отношения ; отношения вредны для обоих видов (- -) Взаимовредные отношения; один из видов получает выгоду, другой испыты­вает угнетение (+ -) полезновредные отношения; один вид получает пользу, другой не испытывает вреда (+ 0) полезнонейтральные отношения; один вид угнетается, другой не из­влекает пользы (- 0).Рефлексия: Учащиеся должны распределить типы отношений по группам. Проверка проделанной работы – слайд: Учитель благодарит учащихся за работу. Отмечает наиболее активных учеников.Использованная литература: Карабут С.Н. Познавательные задания на уроках//Биология в школе . 1998. №3 Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.:Дрофа, 2001.- 256с. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде./Под ред. Г.А.Ягодина. – М.: Пангея,2003- 256с. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.:Дрофа, 2007.- 302с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат World Hunger Essay Research Paper Hunger is
Реферат Некоторые вопросы квалификации убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах
Реферат Карьера менеджера, как гарант эффективности его трудовой деятельности
Реферат Экологическое право Республики Казахстан
Реферат Cry For Freedom Essay Research Paper Cry
Реферат Основи журналістики як наукова дисципліна про теоретико-
Реферат Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве
Реферат Устройство процессора
Реферат Документооборот
Реферат Бухгалтерский баланс и значение его данных в управлении предприятием
Реферат Классическая теория организации 2
Реферат Подготовка печатного издания к производству
Реферат 1 Основные определения и понятия «национальный характер»
Реферат Теоретико-игровая семантика Я. Хинтикки
Реферат Технология производства мармелада