Реферат по предмету "Разное"


«Святая блаженная Ксения Петербургская и храм св ап. Матфия (Покровская церковь)»

Министерство образования Республики Марий Эл Муниципальное учреждение Отдел образования Администрации города Волжска Республики Марий Эл« Святая блаженная Ксения Петербургская ихрам св. ап. Матфия (Покровская церковь)»Выполнила: БАШМАКОВА ТАТЬЯНА, ученица 11 А класса Муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы № 2 г. Волжска Республики Марий ЭлРуководители: ЧЕРНИКОВА ЛИДИЯ ИВАНОВНА, учитель литературыТОРБЕЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, учитель истории Муниципальной средней (полной) Общеобразовательной школы № 2 г. Волжска Республики Марий Элг. Волжск 2007 г.СОДЕРЖАНИЕ:Введение стр. 3Основная часть: I. Святая блаженная Ксения Петербургская – первая святая Санкт – Петербурга. стр. 4 II. Храм св. ап. Матфия и его связь со св. блаж. Ксенией Петербургской.: 1. История храма св. ап. Матфия: а) Первая церковь Санкт – Петербурга – церковь св. ап. Петра и Павла. стр. 7 б) Полковая церковь и храм воинской славы. стр. 8 в) Строительство каменного Покровского храма. стр. 10 г) Судьба храма св. ап. Матфия в начале ХХ века стр. 13 2. Духовная жизнь храма св. ап. Матфия: а) Чудо сохранения храма до 1806 г. стр. 14 б) Святая блаж. Ксения Петербургская и образ Покрова Пресвятой Богородицы. стр. 16 в) Духовные связи храма св. ап. Матфия с другими храмами Санкт – Петербурга. стр. 16 г) Возрождение духовной жизни храма св. ап. Матфия. стр. 18Заключение стр. 20 Слово об авторе стр. 21 Цитаты стр. 22 Список использованной литературы стр. 23 Приложения стр. 24Введение.История России. История моей страны, моей Родины. Эти слова волнуют меня с тех пор, как мы осознанно стали изучать её в школе. И я поняла, что более всего мне интересна история тех давних лет, когда строились на Руси храмы, когда жили люди, которых причислили к лику святых. Мой интерес к архитектуре храмов нашел выражение в выпускной работе на тему «Православные храмы XVIII – начала XXI веков» на экзамене по истории в 9 классе. Я считаю, что данная тема очень актуальна, потому что лишь в последние десятилетия в нашей стране стало уделяться больше внимания возрождению памятников православной архитектуры. В связи с этим появился интерес к житиям святых в том числе и к житию Ксении Петербургской. Я исследовала большое количество литературы, посвященной теме, и обратила внимание на то, что судьба Ксении Петербургской связана с историей храма св. ап. Матфия (Покровской церкви). С интересом начала работать по теме и открыла для себя много нового. Результаты моей работы предлагаю вашему вниманию. ^ I. Святая блаженная Ксения Петербургская – первая святая Санкт-Петербурга. К числу лиц, истинно юродивых Христа ради, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Господу Богу, бесспорно, принадлежит и столь всем известная и глубокочтимая святая XVIII века - Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище, в Петербурге. (см. приложение № 1) К великому прискорбию всех почитателей рабы Божией блаженной Ксении, память народная не сохранила нам решительно никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Можно лишь с вероятностью предполагать, что по происхождению своему Ксения была рода не простого, ибо была замужем за Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в ранге полковника и служившим придворным певчим. Вот краткая история ее жизни. Родилась она, насколько возможно установить, в 1732-м году (по мнению других исследователей - в 1731 году), от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия, Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге в небольшом домике на Петербургской стороне, купленном Андреем Федоровичем на приданое своей жены. Дом этот стоял на улице, которая так и называлась - улица Андрея Петрова, по имени домовладельца. Нынешнее название улицы - Лахтинская. Дом же придворного певчего, полковника Петрова, стоял на пересечении улицы Лахтинской и Большого проспекта (сейчас на месте дома - пустырь). Не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути - смерть разлучила их: Андрей Федорович заболел «жаром», «горел» (вероятно, у него был тиф) и скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на 26-м году ее жизни. Перед смертью муж завещал ей: «Служи Господу Богу нашему, славь Всеблагое Имя Его...».1 С мужем Ксения прожила всего 3,5 года, детей у них не было. Совершенно неожиданная, внезапная смерть горячо любимого, цветущего здоровьем мужа так сильно поразила Ксению Григорьевну, так повлияла на молодую 26-летнюю бездетную вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, дом подарила своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой, а сама осталась решительно ни с чем, дабы ничто уже не служило ей препятствием к достижению истинного счастья на небе в Боге. Для достижения же этого счастья она избрала тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть, надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже, никогда потом, не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Федоровичем. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имеющей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться, смеяться над блаженной. Но перед блаженной всегда стоял образ Страдальца - Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и заушения, и распятие, и смерть. Вот почему и блаженная так же безропотно сносила всякого рода глумления над собою. Мало-помалу к странностям блаженной привыкли, поняли, что она не простая побирушка-нищая, а какая-то особенная. Многие поэтому стали жалеть ее, старались чем-либо помочь ей. Эта жалость особенно стала проявляться с того времени, как камзол и кафтан мужа на блаженной совершенно истлели, и она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших и красных от мороза, носила рваные башмаки. Видя едва одетую, измокшую или зазябшую юродивую, многие давали ей теплую одежду, обувь, милостыню, но Ксения ни за что не соглашалась надеть на себя теплую одежду и всю жизнь проходила в жалких лохмотьях - красной кофточке и зеленой юбке, или, наоборот, - в зеленой кофточке и красной юбке. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника), и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Ночами она уходила за город, в поле и долго молилась, скрываясь от глаз людских. Когда же началось строительство новой церкви на Смоленском кладбище, Ксения тайно, под покровом темноты помогала каменщикам: до рассвета трудилась она, перетаскивая кирпичи и укладывая их на леса. Происходившее настолько удивляло недоумевающих рабочих, что они решили узнать: кто же этот незримый помощник? Оказалось, что тяжелую, чисто мужскую работу выполняла хрупкая Ксеньюшка…(см. приложение) Где давала почти необутая и еле одетая блаженная Ксения во все время своего странствования отдых, покой своему телу - осталось известным одному только Господу Богу. Мы можем лишь удивляться тому, как могла она, старенькая и слабенькая, выдерживать наши проливные, пронизывающие до костей, осенние дожди, наши страшные, трескучие морозы, когда на лету мерзнут птицы, и легко застывают хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Нужно было обладать организмом сверхчеловеческим или носить в себе такой сильный, внутренний, духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным. Но припоминая великих угодников Божиих, которые силою своей веры творили дивные, непосильные и непонятные для человеческого ума чудеса, не будем и подвиги блаженной считать небывалыми, невозможными для человека во плоти. Ксения блаженная действительно имела такую веру, при которой все возможно, а великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала она благодатный дар прозорливости. Молва о строгой подвижнической жизни блаженной Ксении, о ее доброте, кротости, смирении, полном нестяжании, о ее чудном даре прозорливости - широко разнеслась по Петербургу. Все стали смотреть на нее как на угодницу Божию, как на великую подвижницу; стали не только жалеть ее, но и глубоко уважать, и почитать, стали дивиться и умиляться ее строгой, подвижнической жизни. Вот почему и купцы, и мещане, и чиновники, и другие обыватели Петербургской стороны душевно рады были принять у себя блаженную в доме, тем более что все стали замечать, в каком бы доме или семье не побывала блаженная, там всегда водворяется благодатный мир и счастье. Прожила, таким образом, в постоянном стремлении к истинному счастью в Боге, в постоянной борьбе с врагом рода человеческого и в постоянной готовности оказать добро всем и каждому, эта подвижница после смерти своего мужа целых 45 лет. За все это время она не только не имела места, где главу приклонить, но не имела даже одежды, обуви, которыми можно было бы прикрыть и согреть озябшее тело. Несмотря на это она была вполне счастлива. Как птица небесная летала она по Петербургской стороне днем, желая всем и каждому оказать какую-нибудь услугу, а ночью вступала в беседу с Самим Господом Богом, предаваясь молитвенным и другим подвигам. Кротость, смирение, доброта постоянно сияли на изможденном трудами лице ее: видно было, что душа блаженной далека от мира, что хотя тело ее находится еще на земле, но дух ее находится на небе, куда она неустанно стремилась. После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (на Поместном Соборе Русской Православной Церкви за границей в 1978г.) Мощи св. блаж. Ксении Петербургской лежат под спудом в часовне на Смоленском кладбище. Часовня приписана к храму Смоленской иконы Божьей матери. ( cм. приложение) Правый придел храма Смоленской иконы Божьей Матери был освящен 16 февраля 1990г. в день памяти св. прав. Симеона Богоприимца, учителя св. ап. Матфия, в храме которого прихожанкой была св. блаж. Ксения Петербургская. В этом храме она венчалась, исповедовалась и причащалась. Вся жизнь Блаженной проходила в приходе храма св. ап. Матфия, и отпевалась она также в храме св. ап. Матфия.^ II. Храм св. ап. Матфия и его связь со св. блаж. Ксенией Петербургской. 1. История храма св. ап. Матфия: ^ а) Первая церковь Санкт-Петербурга – церковь св. ап. Петра и Павла Начало церкви св. ап. Матфия связано с основанием, тогда ещё «земляной» Петропавловской крепости, или «города». Из летописи: «14-го мая 1703 года Царское Величество изволил осматривать на взморье устья Невы реки и острова и усмотрел удобный остров к строению города. «Когда сошел на средину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышан; взяв у солдата багинет и вырезав два дерна, положил дерн на дерн крестообразно и, сделав крест из дерева и водружая в реченные дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла» 2.29 июня / 12 июля 1703 года первый храм города был освящен в честь его небесных покровителей святых апостолов Петра и Павла. Внутри крепости этот деревянный храм находился с 1703 по 1719 год. Построили церковь довольно быстро. В конце марта 1704 года царь вернулся в Петербург и 1 апреля присутствовал при ее освящении. Была она в немецко-шведском стиле — со шпилем над колокольней и маленьким "фонариком" (декоративным куполком) наверху. Обликом своим церковь напоминала шведскую церковь в Ниешанце и, конечно же, противоречила привычным представлениям о православном храме. А приезжавшим в город иностранцам церковь безусловно нравилась. Один из них так писал о ней: "У канала стоит небольшая, но красивая деревянная русская церковь об одном, на голландский манер, шпице. На башне со шпицем висит несколько колоколов, на которых приставленными людьми каждый час разыгрывается, тоже по голландскому обычаю, небольшая прелюдия, а вслед за ней часы возвещаются звоном колокола, приводимого в движение, за неимением часового механизма, теми же людьми" 3. (см. приложение № 5) В 1709 году в память о Полтавской победе к церкви пристроили с западной стороны, фланкируя главный вход, две башни. Сходство с западными костелами от этого стало очевиднее. Тем не менее, в нарушении православных канонов Петр пошел еще дальше — стал по воскресным дням и праздникам поднимать на церковных шпилях боевые вымпелы, а стены храма велел обшить и расписать под желтый мрамор. Лишь крестообразный план церкви говорил о ее принадлежности к православной ветви христианства. (см. приложение № 5) Возводилась она, вероятнее всего, по проекту самого Петра I и была расписана снаружи «под каменный вид желтым мрамором». Церковь имела колокольню-башню с курантами, на которой по праздникам поднимались флаги. Историки отмечают ее сходство с церковью святой Ульрихи в Стокгольме.^ б) Полковая церковь и храм воинской славы. В 1712 году, когда Петербург был объявлен столицей России, естественно возник вопрос о главном кафедральном соборе. Так как Петр дела церкви тоже решал сам (с 1700 года страна жила без патриарха, а Синод появился лишь в 1721 году), то он и повелел каменный кафедральный собор строить на месте деревянного Петропавловского. Работу поручил Доменико Трезини. И приказал начинать немедленно. 8 июня 1712 года собор был заложен... К 1716 году зодчему пришло указание "церковь от фундаменту весть". Раньше начинать строительство собора было нельзя, потому что грунт под колокольней еще не просел. К 1719 году стены собора поднялись настолько, что пришлось, наконец, разобрать деревянную церковь, до тех пор остававшуюся внутри строившегося здания. Ее перенесли в солдатские слободы близ Сытного рынка. Первоначальную церковь, спустя семь лет, то есть в 1719 г., разобрали и перенесли с Заячьего острова на Березовый (или Городовой, Городской, Троицкий; с 1730-х гг. и до 1914 г. официальное название — Петербургский остров, с 1914 г. — Петроградский), где квартировал в то время Белозерский пехотный полк. Местность, на которую перенесли маленькую и холодную деревянную церковь, была тогда пустынной. Близ нее находились только, так называемые, ростовские торговые ряды, в которых торговали своими произведениями ростовцы; прочие же прихожане- чиновники коллегии иностранных дел, оружейники, торговцы Сытного рынка (ранее Обжорного), солдаты Белозерского полка жили почти на границах Матфиевского прихода. Строения встречались здесь редко и преимущественно со стороны Сытного рынка. От места нынешней больницы им. Эрисмана (Петропавловской) до Спасо-Преображенского прихода расстилалось чистое поле. Пустые эти пространства являлись продолжением Троицкой площади, сливая всю округу в единое целое. Сама же церковь св. ап. Матфия находилась в то время в черте палисадного укрепления со рвом, тянувшимся от Кронверка мимо церкви до реки Карповки. Укрепление это устроено было для ограждения «от всякого случая и воровских проходов». Позднее, с поселением здесь многих полков укрепление было уничтожено. На месте бывшей Петропавловской больницы находилось подворье Феофана Прокоповича, оставившее память в названии Архиерейской (ныне Льва Толстого) улицы; оно окружено было садами, которые любил разводить его хозяин, и угодья его простирались за Карповку, представляя красивый вид проложенных гам по лесу просек. Престол именно этой городской церкви был освящен в 1720 г. в в честь святого апостола Матфия. В этой церкви Петр I совершал молебны в благодарность за победу над шведами. Само освящение церкви, состоявшееся 31 января1720 г., связано с воспоминанием о Петровской победе: взятии русскими войсками 9(22) августа 1704 г. – в день св. ап. Матфия – Нарвы, где незадолго до этого русские потерпели поражение от шведов. Чин освящения совершил митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. Первый храм города начал свою новую жизнь, как храм воинской славы, храм св. ап. Матфия. (см. приложение № 7) Любопытно, что храм был перестроен сразу же после рождения св. блаж. Ксении Петербургской и через три года после смерти был разобран. Но в течение ее жизни храм оставался без изменений (изменялось только функционирование храма) - был добавлен придел в виде самостоятельной Покровской церкви, (1754) но именно как придела Матвеевского храма (которые были объединены в каменном здании, через ряд перестроек, начиная с 1800 г., по проекту архитектора Миллера, 1794 г.). Близ Матфиевской церкви при императрице Анне Иоанновне (ок. 1730 г.) были поселены Санкт-Петербургский и Копорский гарнизонные полки, и церковь надолго стала полковой. Церковные старосты бывали из военных. В церкви находились вещи, принадлежавшие полкам, которые назывались полковыми. На одном из церковных Евангелий была надпись: «сие Святое Евангелие обложено вновь при подполковнике князе Мещерском и майоре Бровцыне 1751г.». И в другом месте: «сия книга Святое Евангелие С-Петербургского гарнизонного полка полковое».4 В 1732 г. при церкви было открыто кладбище, просуществовавшее более 30 лет. Кладбище было уничтожено раньше 1768 г., как это видно из акта того же года об отдаче огорода в аренду. В XIX в. при обработке земель огородов на его месте еще находили камни от надгробий. В 1732-1734 гг. был предпринят ремонт деревянной церкви по проекту арх. Трезини. Церковь стала с одной колокольной, её поставили на плиточный фундамент (ранее деревянные храмы ставились просто на землю, без специального фундамента). О важном значении, какое придавалось тогда Матфиевской церкви, свидетельствует тот факт, что усердием причта и прихожан в 1751 г. отлит был для церкви колокол весом в 114 пудов (1824 кг). Он был в те времена одним из самых больших колоколов в городе.^ Прихожанкой храма св. ап. Матфия была святая блаженная Ксения Петербургская. Она жила в Матфиевском приходе на улице называвшейся именем её мужа Андрея Петрова (ныне – Лахтинская), есть документы (исповедальные и метрические книги), свидетельствующие, что святая Ксения Петербургская исповедовалась, венчалась и отпевалась в церкви св. ап. Матфия. Именем святого апостола называлась часть нынешней ул. Ленина (Матфиевская), прилегающая к Мафиевскому саду, и Матфиевский переулок - сохранившие редуцированное наименование «Матвеевский». Первоначальная церковь св. ап. Матфия располагалась в 17,3 м. от ул.Матфиевской, продольной осью перпендикулярно к ней. Участок этот практически полностью занимает корпус № 4 телефонной станции и в незначительной степени прилегающий к нему заасфальтированный участок. Согласно атласу (Аракчеева) 1798 года, размеры храма составляли: длина- 26 метров, длина без паперти 21,6 м., ширина с приделами – 19,4 м., без приделов 13 м.^ в) Строительство каменного покровского храма. В 1754 г. 29 октября рядом с холодной Матфиевской церковью была открыта «ради зимнего времени и множества причастников в посту» и «освящена в роде придела» новая теплая деревянная церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, о чем свидетельствовала надпись на кресте под престолом: «освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа, во имя Пресвятыя Богородицы честного Ея покрова, при державе благочестивейшая и самодержавнейшiя, великiя Государыни Императрицы Елисаветы Петровны и при наследнике ея внуке Петра, и великомъ князе Петре Феодоровиче, при супруге его благоверной государыне Екатерине Алексеевне и при благоверномъ государе и великомъ князе Павле Петровиче. По благословению святейшаго правительствующаго всероссiйского синода и преосвященного Сильвестра архгепископа С.-Петербургского и Шлиссельбургскаго и архимандрита Святотроицкаго и Александро-Невского. Въ лето отъ Рождества Христова 1754 индикта».5 Деревянная Покровская церковь располагалась в 50 м от нее к северо-востоку и была ориентирована в том же направлении. Большая ее часть попадала на территорию нынешнего газона и набивной площадки. На месте южного придела ныне сооружена бетонная чаша. Размеры этой теплой деревянной Покровской церкви: длина — 32,4 м, длина без паперти и алтаря 23,8 м, ширина с приделами — 19,4 м, без приделов — 13 м. К концу века обе деревянные церкви обветшали. Старанием священнослужителей и усердием прихожан, (значительную часть которых в это время составляли служащие в разных коллегиях и ведомствах, несколько купцов и мещане), в 1794 году началось и продолжалось шесть лет строительство каменного Покровского, храма с деревянным куполом и колокольней, по проекту архитектора Лаврентия Ивановича Миллера (ученика Баженова). Храм напоминал Андреевский собор на Васильевском острове. Старый иконостас при этом был сделан двухъярусным. В 1797 году, во время строительства каменного храма, в деревянной церкви св. ап. Матфия был основан придел во имя святого преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Каменный храм был возведен в 20 метрах к северу от первоначальной Матфиевской церкви. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1800 новый каменный пятиглавый храм освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) (1799-1818). В этом же году деревянная Покровская церковь по ветхости была разобрана. Наконец, в 1806 году в июне месяце по Высочайшему повелению разобрана и Матфиевская церковь, за крайнею ветхостью после 103-х летнего существования. Святой престол и иконостас перенесены в каменную Покровскую церковь и устроен в оной придел во имя св.ап. Матфия; тогда же по резолюции высокопреосвященного Амвросия, велено эту церковь в память старинной Матфиевской именовать Матфиевскою. Священником в то время был Гавриил Матфиев, который служил при церкви с 1802 до 1807 года. При нем дослуживал свою более чем 50-ти летнюю службу в диаконском звании диакон Петр Поморский, «старанием коего и жены его Елены пожертвованы в церковь в 1807 году три Евангелия и три серебряных позлащенных креста».6 Главной достопримечательностью храма являлся перенесенный в 1806 г. из Матфиевской церкви старинный петровский иконостас, установленный в Матфиевском приделе. От петровских времен в храме сохранялся и престол простых форм, сделанный из соснового дерева. Первый большой ремонт в новом храме проводился в 1842 г. (в Покровском приделе был поставлен новый иконостас работы охтинского мастера К. В. Лемоха). По случаю возобновления Матфиевской церкви, после её ремонта, указом святейшего Синода от 8 декабря 1842 г. было предписано беречь старинный петровский иконостас «чтобы как ныне, так и, будущее время, этот иконостас, как устроенный в 1703 году императором Петром I, сохранен был в настоящем его виде, всяких перемен, так точно, как сохранялся поныне».7 К тому времени, правда, иконостас был уже в неполном виде из-за недостаточности места в приделе св. ап. Матфия. Петровский иконостас был деревянным, выкрашенным темно-голубой краской, с витыми позолоченными колоннами и верхом из сквозной резьбы. Образа иконостаса были написаны на атласе и холсте. В Царских Вратах — Божья Матерь и Архангел Гавриил. По правую сторону от Царских Врат — Преображение Господне и святой апостол Матфий, по левую — Божья Матерь; на дверях в алтарь — св. Аарон. В южной стороне алтаря находились образа свв. апостолов Петра и Павла, св. Александра Невского и Алексия Человека Божия. Так как св. блаж. Ксения Петербургская представилась, по преданию, до 1803 г. (по крайней мере, до 1806 г. до разборки старого деревянного храма св. ап. Матфия), то могли участвовать в отпевании св. блаж. Ксении петербургской священник Гавриил Матфиев и диакон Петр Поморский. В то время притч состоял из двух священников, и второй служил в приделе, каким была самостоятельная деревянная теплая Покровская церковь. По-видимому, зимой в холодное морозное время службы в деревянной холодной Матфиевской церкви не проводились, а только весной, летом и осенью. Поэтому в зимнее время отпеваний в Матфиевской церкви не было, а только в Покровской. Так как есть указание в предании ( и на Поместном Соборе 1988 г. при канонизации), что отпевание происходило в церкви св. ап. Матфия, то, маловероятно, что она произошло зимой. Об обстоятельствах смерти св. блаж. Ксении Петербургской есть только одно свидетельство – Анны Анановой. Иеромонах Бенедикт (Кантерс) в актовой речи, посвященной канонизации св. блаж. Ксении Петербургской в 1988г., приводит текст: «По её словам, Ксения чувствуя свою близкую кончину, прощалась со всеми знакомыми, говоря: «Я уезжаю в далекое путешествие». Вскоре её нашли сидящей под деревом на Смоленском кладбище».8В 1862 - 1865 годах, согласно, Высочайше утвержденного 20 сентября 1862 года плана, произведено капитальное исправление всего церковного здания. Сделана каменная пристройка для алтаря, устроен новый бревенчатый купол, переделаны балки крыши, часть стен, где были трещины, пилоны, колокольня. Классический декор фасадов был заменен, на необарочный. Лепные украшения исполнил Балин.12 декабря 1865 года храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором (Никольским) (1860-1892). Тогда же был освящен и придел в честь святого преподобного Сергия Радонежского, чудотворца в память существовавшего в старой Матфиевской церкви одноименного престола. Приделы св. ап. Матфия и св. прп. Сергия Радонежского отделялись от главного Покровского капитальной стеной с аркой посередине и располагались справа и слева при входе перед трапезной Покровского придела. Храм стал трех престольным. Обоими приделами была занята западная половина храма; мимо них имелся проход в главный храм, и тут обращала на себя внимание икона новейшего происхождения — Старорусская икона богоматери громадных размеров, покрывавшая собою стену Матфиевского придела; к иконе вели несколько ступеней. В отдельном застекленном киоте хранилось несколько серебряных крестов - мощевиков XVIII в. Напрестольное старинное Евангелие было украшено красивым серебряным окладом в стиле барокко. Из старых икон в храме, кроме Матфиевского иконостаса, почитались примечательными: 1) образ св. Андрея Первозванного работы одного из первых русских академиков живописи, профессора А. П. Лосенко; говорят, с этого образа М. В. Ломоносов делал мозаику; 2) копия с картины Рубенса «Поклонение волхвов»; 3) образ св. Василия Великого работы В. Л. Боровиковского. Размер икон был от 1 до 2 аршин (примерно от 70 до 140 см). Из святынь храма были особо примечательны следующие: крест с частицами мощей свв. Василия Великого, Иоанна Златоуста и Алексия Человека Божия. Надпись на кресте: «1709 г. марта 30 дня сей крест на Москве в полку бригадира Томаса Томасовича Фризор делал Никифор Макарьев Пшеничный», три креста с частицами мощей нескольких святыхВ 1878 году на углу ул.Б.Пушкарской и ул. Матвеевской в церковной ограде была построена часовня, длиною 2 сажени, 2 аршина, Ѕ вершка, шириною 2 сажени, 1 аршин, 16 вершков, высотою 2 сажени, 1 аршин, 4 вершка.^ В 1879 году была построена часовня (арх. Г.А.Соловьев) на Сытном рынке. В 1889-1890 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова Высочайше одобренному 20 июля 1889 года, к храму были пристроены два придела, с удлинением трапезной, и была построена двухъярусная колокольня. Колоколов больших было четыре, из них на первом по времени и величине (114 пудов) надпись: «1751 г. Марта 10 литъ сей колоколъ к церкви св. ап. Матфия», «лил сей колоколъ мастеръ К. Михайлов, сын Слизов»9, второй отлит в 12 марта 1818 г., в г. Валдае. Третий – в 1826 году. Четвертый (главный) 6 ноября 1867 года, малых колоколов было шесть. Длина церкви с колокольней составляла 25 погонных саженей, наибольшая ширина 12,2 погонных сажени, высота до главного карниза 2,95 погонных сажени, площадь 220,96 кв. погонных саженей. Объем 1174,82 куб. саженей. Согласно атласу Шуберта, 1828 года размеры храма составляли: длина - 45,4 метра, длина без паперти и алтаря - 32,4 метра, ширина - 15 метров.^ В 1899 году прихожане поставили витраж с изображением Воскресения Христова. В 1910 году в храм помещены резные киоты с иконами работы Е.Т. Иванова. Таким образом, убранство Матфиевской церкви напоминало прихожанам сразу о нескольких событиях русской истории: об основании города Петром 1, о перенесении мощей св. Александра Невского в Санкт-Петербург на места, прославленные его победой над шведами, о взятии Нарвы в день св. ап. Матфия.^ г) Судьба храма св. ап. Матфия в начале ХХ ВЕКА. 1917 год стал определённой границей в развитии всей русской культуры. После октября архитектурная деятельность во многом сообразовывалась с политическими и идеологическими установками. Изменилось и отношение к церкви. В 1918 г. был принят декрет Совнаркома « Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В развернувшемся тотальном идеологическом наступлении на церковь шумные пропагандистские кампании возглавил « Союз воинствующих безбожников». В первую очередь пострадало духовенство страны. С 1915 по 1918 год настоятелем храма св. ап. Матфия (Покровская церковь) был новосвященномученник Николай Сперанский, пресвитер Петербургский (1869-1918), который проживал в то время на Большом пр. П.С. в доме №84, ныне разрушенном. Николай Сперанский был арестован 30 августа 1918 года, в день покушения Каплан на Ульянова и убийства председателя Петроградского ЧК Урицкого. К моменту ареста настоятель храма св. ап. Матфия, о.Николай исполнял должность благочинного 8-го столичного округа и в это смутное время имел большое влияние и авторитет у верующих, был расстрелян большевиками в период с 30 августа по 1 октября 1918 года вместе с прославленными церковью новосвященномученниками: Иоанном Кочуровым, Петром Скипетровым, Философом Орнатским, Алексеем Ставровским. С середины 20-х годов разрушение церквей, храмов, монастырей приобрело массовый характер. В 1929 году уничтожение уникальных исторических сооружений стало тотальным. Именно тогда были взорваны 25 монастырей в Москве. Одним из примеров варварского разрушения большевиками народных святынь является храм св. ап. Матфия. В ^ 1923 году храм св. ап. Матфия (Покровская церковь) получил статус Собора (см. приложение № 8), а 31 мая 1932 года Леноблисполкомом принял решение о закрытии и сносе храма. Несмотря на его историко-художественную ценность, храм закрыли 25 июля 1932 г.^ 16 июля того же года храм был взорван военным ведомством (отв. техник Петров) август 1932 – «работы почти закончены, осталось сломать часть фундамента и вывезти половняк и бут. К 7 ноября закончат».1010 апреля 1934 года вместо храма был устроен сквер с детской площадкой. В мире на всех континентах существуют более трех десятков католических, методических и лютеранских церквей св. ап. Матфия, но в православном мире наш храм св. ап. Матфия был единственным.^ Святые мощи апостола Матфия, по разным источникам, находятся в Германии, Аджарии, Италии, частица - в Москве в церкви Сошествия Святого Духа на апостолов, что на Лазаревском кладбище.2. Духовная жизнь храма св. ап. Матфия: ^ а) Чудо сохранения храма до 1806 года. К истории храма можно добавить интересное примечание, попробовав ответить на вопрос: «Почему после строительства теплой Покровской церкви в 1754 г. (хотя она и «освящена в роли придела, но вполне самостоятельная церковь) была сохранена рядом старая деревянная (холодная) действующая церковь св. ап. Матфия в которой венчалась, исповедовалась и причащалась а в дальнейшем отпевалась св. блаж. Ксения Петербургская?» Напомню, что церковь была построена в 1703 г. и освящена как храм св. ап. Петра и Павла, затем в 1719 г. была разобрана и вновь собрана и освящена как храм св. ап. Матфия. Прошло много лет, церковь была старая, обветшавшая (сохранность деревянных зданий в условиях климата Санкт-Петербурга очень плохая). (Примечание: любопытный феномен в истории церковных зданий - постройка придела церкви как самостоятельное церковное здание, стоящее рядом.) Ответ, по мирским понятиям, может быть, простой. Во времена царицы Елизаветы Петровны впервые в СПб стали обращать внимание на старинные предметы, здания - антиквитет (совр. слово - антиквариат, хотя оно и не соответствует тогдашнемему употреблению слова). Это отражено и в документе: «КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЦАРСТВУЮЩАГО ГРАДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И О ЕГО ПОСТРОЕНИИ»: «Антиквитет есть не иное что значит, токмо какую-либо древнюю вещь или старинную, или какое-либо строение древнее изъявляет, которое бы в себе значило не менши ста лет, а что болши лет коей вещи, то оная за болшую и древность причитается, и в болшую диковинку принято быть может, как то бывает обыкновенно {238} в протчих государствах такие антиквитеты, например, старинные или предревние знатные здании, которые имеют свои виды останков, лет за пять сот и более, или и за тысячу, каковых премного имеется в Риме, в Италии, еще древних римских цесарей останки, оных виды строений и поныне там имеются. Но сей Царствующий Новый Град, яко есть некий новорожденный младенец, на сем Земноводном Круге пребывающий, весь есть новый, а древностьми или какими старинными знаками показатся пред прочими старинными государствы и городами, аки бы крайний в том себе недостаток имеющий. Того ради по новости сего Царствующаго Града, некоторые не старые, но веема знатные и достопамятные вещи, которые аки бы нарочно для его оные родилися, которые хотя недавние, но веема за древние почтены быть могут следующия». Таким антиквитетным зданием и являлось здание церкви св. ап. Матфия, ибо далее в документе говорится:«7. Антиквитет Церковь Святаго Апостола Матфия, деревянная, которая прежде была Соборная Святых {242} Апостол Петра и Павла, со всею утварью.Сия Церковь, самая первоначальнеишая, была видом крестообразная, о трех шпицах, на среднем был неболшой купол позолоченой, которой ныне на Матфиевской колоколне под шлицом, и стояла на том месте, где ныне Каменная Соборная Ц


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сущность земельных сервитутов Правила проведения изъятия земель для государственных нужд
Реферат Разработка системы для моделирования радиолокационной обстановки, которая бы позволила получать файлы на персональной ЭВМ, содержащие цифровое представление радиолокационной обстановки
Реферат Договоры, содействующие торговле
Реферат Порядок обліку руху готівкових грошових коштів
Реферат Жуковский Николай Егорович
Реферат Профориентация учащихся как педагогическое явление
Реферат М.Л. Магницкий и его роль в борьбе "православной оппозиции" с Библейским обществом
Реферат Beloved Essay Research Paper BelovedBy Toni Morrison
Реферат Інтегроване навчання із використанням інноваційних технологій
Реферат GDP As A Measure Of The Economy
Реферат Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике в России
Реферат Автоматизация процесса электролиза алюминия на примере ИркАЗ-РУСАЛ
Реферат Основні фази промислового нововведення і їх характеристика
Реферат Розробка програми маркетингових комунікацій для ВАТ "Фармак"
Реферат Капитал и государственное регулирование