Реферат по предмету "Разное"


«Развитие у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, через урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению в школе»

Филиппов Алексей Иванович МОУ Клименковская средняя общеобразовательная школа«Развитие у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, через урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению в школе»автор опыта учитель истории, обществознания МОУ«Клименковская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»Филиппов Алексей Иванович2008 г.СОДЕРЖАНИЕΙ. Информация об опыте 1.1 Условия возникновения и становления опыта и его стр. 3 актуальность 1.2 Ведущая педагогическая идея опыта стр. 3 1.3 Новизна и доступность опыта стр. 4-5 1.4 Теоретическое обоснование опыта стр. 5-7ΙΙ. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА стр.8-16ΙΙΙ. ЛИТЕРАТУРА стр.17^ ΙV. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ стр. 19-20 V. ПРИЛОЖЕНИЕ Информация об опытеУсловие возникновения, становления опыта и его актуальность«Историю изучают, исследуют, из неё извлекают уроки. И главный из них - она должна нас хоть чему-нибудь учить. История развивается только в одном направлении, отсчитывая время, которое делает нас не только старше, но и, хочется верить мудрее» ^ Е.С.Савченко, губернатор Белгородской области Очень важно, чтобы мы, живущие ныне, и те, кто придёт нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времён, чтобы познание прошлого облагораживало, и не покидала гордость каждого человека за свою Малую Родину, за его родной край. И чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные нами за многие столетия, прорастали крепкими и надёжными побегами в душах характерах современников, в их повседневных делах. С мыслями о Малой Родине, о родном доме, семье, о могилах родных и близких связаны в сознании русских людей их представления об Отечестве. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работы. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом «Об образовании», национально- регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его составляющей. ^ 2.Ведущая педагогическая идея Изучение истории своего края играет огромную роль в воспитательной работе с учащимися. Воспитание патриотизма у детей начинается прежде всего с любви к своему дому, селу или городу, в котором они живут, к людям их населяющим. Воспитание на исторических традициях - важнейшая задача и условие нравственного, патриотического, интернационального и трудового становления подрастающего поколения. Использование краеведческого материала необходимо и в дидактических целях. Знание конкретных исторических фактов из жизни своей области (а также своего села или города) способствует лучшему пониманию исторических явлений и событий, делает изложение изучаемой темы содержательнее, ближе и понятнее для учащихся, легче ими воспринимается и усваивается, повышает их заинтересованность и восприимчивость. При этом ученики лучше усваивают и общие закономерности исторического процесса. Личностный пример заслуженных людей области, города или села - видных учёных, участников гражданской и Великой Отечественной войн, славных тружеников является прекрасным примером для подражания, воспитывает любовь и уважение к героическому прошлому, чувство гордости за свой народ. Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического являются современные социально- политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растёт роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодёжи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. ^ 3 Новизна и доступность опыта Изучение истории своего края играет огромную роль в воспитательной работе с учащимися. Воспитание патриотизма у детей начинается прежде всего с любви к своему дому, селу или городу, в котором они живут, к людям их населяющим. Воспитание на исторических традициях - важнейшая задача и условие нравственного, патриотического, интернационального и трудового становления подрастающего поколения. Использование краеведческого материала необходимо и в дидактических целях. Знание конкретных исторических фактов из жизни своей области(а также своего села или города) способствует лучшему пониманию исторических явлений и событий, делает изложение изучаемой темы содержательнее, ближе и понятнее для учащихся, легче ими воспринимается и усваивается, повышает их заинтересованность и восприимчивость. При этом ученики лучше усваивают и общие закономерности исторического процесса. Личностный пример заслуженных людей области, города или села - видных учёных, участников гражданской и Великой Отечественной войн, славных тружеников является прекрасным примером для подражания, воспитывает любовь и уважение к героическому прошлому, чувство гордости за свой народ. Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического являются современные социально- политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растёт роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодёжи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. За минувшее десятилетие в школьной истории значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к ранее «запретным темам». Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей-земляков и членов семьи, изучение повседневности – обыденной жизни с её живыми подробностями. Появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.^ 3.Теоретическое обоснование опыта Когда речь идёт о краеведении, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трёх уровнях (в школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников). Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний, кроме учебных пособий могут быть: научно - популярная и научная литература, публикации в печати, материалы школьных и государственных музеев. Третий уровень-изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных учёных- исследователей. Обычно такая деятельность присуща членам краеведческого кружка. Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особенно увлечённые историей, глубоко интересующихся родным краем. Через урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению, я способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…Его воздействие и на разум наш, и на душу. В этом-то и главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесс из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд – основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТАПриёмы и методы исследования Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально- педагогических задач нашего времени. Важная составляющая системы исторического краеведения в школе – содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о кругах этих знаний. Мой дом. 2. Родная школа. 3. Село: прошлое, настоящее, перспективы развития. 4. История района. 5. История области. Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы кругов, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому. Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника. Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко - краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приёмы и методы исследования. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определённой территории. Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально- экономические, общественно- политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю.^ Познание этнонациональных процессов Изучение родного края включает познание этнонациональных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу. Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин. Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.^ Религия-часть истории народа Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни является религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями жителей нашей местности, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и церквей, жизнь и деяния местных подвижников, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате, учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия народов.^ Субъекты исторического процесса Вряд ли можно признавать правильный подход, когда внимание краеведов-следопытов сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом. Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего. Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности, общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодёжные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы). История края, местные события и явления изучаются в единстве трёх временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно- следственные связи, содействует формированию исторического мышления. Одна их проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом,- разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Её следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учётом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени. Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нём слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.^ Туристско-краеведческое движение Тысячи учащихся сельских и городских школ России участвуют в туристско-краеведческом движении «Отечество». Разнообразны программы движения, по которым работают юные краеведы- исследователи: родословие, летопись родного края, земляки, исчезнувшие памятники России, археология, культурное наследие, этнография, военная история России, Великая Отечественная война, дети и война, история детского движения, школьные музеи и др. Учащиеся нашей школы, члены краеведческого кружка принимали и принимают самое активное участие в этом туристско-краеведческом движении и занимают призовые места. Ученица нашей школы Кулик Дина, принимала участие во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия- XX век», где её работа была оценена организаторами этого конкурса.^ Работа краеведческого кружка Непременным условием привития учащимся любви к своему краю, стремления, к изучению его истории является краеведческая работа во внеурочное время. Наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий и массовых дальних походов, проведения вечеров и конференций, устройство тематических выставок, и организации встреч с замечательными людьми, является работа краеведческого кружка. Уже не первый год такой кружок работает в нашей школе. Самым ценным и привлекательным в деятельности кружка является самостоятельная работа членов кружка по выявлению, поиску, сбору и изучению материала. Важно, чтобы школьники испытывали удовлетворение от самостоятельного исследования, и пусть небольшого, но открытия. Краеведение без поиска немыслимо. Формы самостоятельной работы учащихся могут быть самые разнообразные: индивидуальная, коллективная. Учащийся или группа учащихся выбирают тему исследования и самостоятельно работают над ней.^ Последовательность изучения краеведческого объекта. При изучении любого краеведческого объекта необходимо соблюдать определённую последовательность: 1. Выбор темы, определение целей и задач исследования. 2. Разработка и принятие общего плана работы. 3.Подготовка программы сбора материала. 4. Распределение тем и видов работы, определение сроков и ответственных за проведение 5.Определение форм, методов и приёмов работы. 6. Определение итогов работы по каждому разделу (подготовка очерка, доклада, реферата, проведение викторины, олимпиады и т. д.) 7. Изучение литературы по теме исследования. 8. Выявление участников исторических событий, очевидцев, ветеранов. 9. Выявление и изучение архивных и музейных источников. 10.Консультация, координация и контроль учителя за работой учащихся. 11.Сбор, описание и изучение предметов материальной и духовной культуры. 12. Проверка достоверности собранного материала. 13. Обработка, систематизация и оформление собранного материала. Поисково-исследовательская работа по краеведению имеет большое образовательно-воспитательное значение: в ходе наблюдения за жизнью, трудом бытом населения расширяется кругозор и область интересов учащихся, они сравнивают прошлое с современностью, выясняют экономические и культурные достижения в городе, районе, селе, области; учатся самостоятельно мыслить, работать творчески, проявлять инициативу. Средством привлечения внимания широкого круга учащихся к истории края, активного воспитательного воздействия на них является проведение тематических общешкольных вечеров. Вечера делают работу кружка массовой, а кружковцев и участников вечеров – максимально- активными. Кроме того, общешкольный вечер заставляет самих организаторов – кружковцев оглянуться на проделанную работу, лучше осмыслить, обобщить её.^ Пути и методы изучения истории родного края. Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приёмов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками, я сочетаю лекции , уроки-экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. Особенно это существенно для нашей сельской школы, где сама обстановка проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Очень существенна выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории. Заметное распространение в нашей школе получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций. Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения).Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Как учитель истории воспитываю у учеников любовь к своему краю, его достижениям, его людям. Им дальше нести эстафету ушедших и старших поколений, они должны научится бережному отношению к памяти людей, которые здесь, на родной Белгородчине, строили новую жизнь. Уроки с привлечением краеведческого материала более усложнены, поэтому они требуют дополнительной подготовки. Немало времени уходит на изучение местной истории, на ведение краеведческой работы, а без такой подготовки и работы нельзя успешно вести уроки, заинтересовать учеников, привить им любовь к родному краю.^ Использование краеведческого материала Использование краеведческого материала – это не дань «моде», а одно из важнейших средств повышения эффективности урока, развития познавательных интересов учащихся, раскрытия на нём закономерностей исторического процесса. Нельзя ограничиться только упоминанием о событиях, происшедших когда-то на Белгородчине, например, упоминанием, что в 1596 году был заложен Белгород как город-крепость, а затем и другие города Белгородской черты, но нужно и показать, какую роль сыграл Белгород и вся черта в защите южных рубежей Российского государства. При использовании краеведческого материала я исхожу из основных методологических принципов изучения исторического процесса. Помнить, что история своей области – составная часть истории нашей великой Родины. В работе использую только тщательно проверенный, научно достоверный материал. Это относится, в частности, к воспоминаниям участников событий. В огромной степени изучению истории родного края способствуют труды историков и краеведов Белгородчины: А.Н.Крупенкова, И.Г. Пархоменко, В.И. Щербаченко, А.Д. Витохина и других. В мои задачи также входит сбор местных исторических источников, вещественных и письменных. Эта работа проводится не только силами кружковцев, но и учащихся всех классов. Эффективность краеведческой работы в школе зависит от соблюдения следующих условий: Глубокое знание учителем истории своего края и владение методикой его изучения; Создание системы школьного краеведения: систематическое исследование краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе, преемственность, по содержанию, формам и методам работы от класса к классу; Участие в краеведческой деятельности всего педагогического коллектива и всех учащихся, перспективное планирование краеведческой работы в учебно-воспитательном процессе школы.Список литературы 1.Сборник «Истоки» выпуск 1. Белгород 1993г. 2. Белгородские святыни-А.Н.Крупенков. Белгород 1995г 3. Мой край. Н.Г.Овчарова. Воронеж 1997г. 4.Белгородские силуэты. А.Н.Крупенков. Белгород 1993г 5. Белгородский край в истории С С С Р. Воронеж .1982г 6. Белгородская губерния. И.Г. Пархоменко. Белгород. 2001г. 7. Истоки. Витохин А.Д. « Везелица» 1992г. 8. Материалы межрайонной научно-практической конференции, посвящённой 250 летию Вейделевки,70-летию образования Вейделевского района и 55-летию освобождения его от фашистских захватчиков. Вейделевка 1998г. 9. Графиня Софья Владимировна Панина В.И. Щербаченко «Крестьянское дело» Белгород 2001г. 10. Вейделевка – страницы истории.(путеводитель) Белгород. 1998г 11. Вейделевская старина. В.И. Щербаченко «Крестьянское дело» 1998г 12.Белгородоведение. Белгород .2003г. 13.Вейделевский район.. Краткий исторический очерк. Н.Ф.Кисель. Вейделевка. 1995г.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬУчастие в районных и областных олимпиадахРайонные олимпиады2003-2004г. 1. История 9 класс- 1 место 2. История 10 класс- 4 место 3. История 11 класс- 4 место 4. Право 11 класс- 3 место2004-2005г. 1. История 10 класс- 2 место 2. История 11 класс- 2 место 3. Общество 10 класс- 3 место2005-2006г. 1. История 9 класс- 3 место 2. История 11 класс- 2 место 3. Право 9 класс- 1 место 4. Право 10 класс- 4 место2006-2007г. 1. История 10 класс- 2 место 2. Право 9 класс- 1место 3. Право 10 класс- 1 место 4. Право 11 класс- 3 место 5. Общество 9 класс- 1 место 6. Общество 10 класс- 1место 7. Избирательное право 9 класс- 1 место 8. Избирательное право 10 класс- 1 место 9. Избирательное право 11 класс- 4 место 10. Экономика 10класс- 2 место2007-2008г. 1. Право 10 класс- 1 место 2. Право 11 класс- 1 место 3. Обществознание 10 класс- 4 место 4. Обществознание 11 класс- 1 место 5. История 10 класс- 4 место 6. История 11 класс - 4 место 7. Экономика 10 класс- 3 место 8. Основы предпринимательской деятельности 10класс- 1место 9. Основы предпринимательской деятельности 11 класс- 4 место 10. Избирательное право 11 класс- 2 место 11. Краеведение 11 класс- 3 местоОбластные олимпиады2005-2006г. 1. Право 9 класс- (Ильяшенко А.)- 4 место 2007-2008г. 1. Право 11 класс- (Ильяшенко А.)- 3 место 2. Основы предпринимательской деятельности (Апанасенко Р.)-8м УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ2003-04г.1.Конкурс исследовательских краеведческих работ – 3 место2005-06г.1.Конкурс исследовательских краеведческих работ – 1 место2006 – 07г.1.Конкурс исследовательских краеведческих работ – 1 место2007 – 08г.1.Конкурс исследовательских краеведческих работ – 3 место


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Brave New World Essay Research Paper Thebook
Реферат Товарознавча характеристика вітчизняного шампанського та його конкурентоспроможність
Реферат Курсовая по опеределению эмоционального состояния человека
Реферат Дин-и иллахи
Реферат Artificial Nigger Essay Research Paper In OConners
Реферат Анализ концепта «dream/хыял» в английском и татарском языках на примере изучения поэтических романтических произведений
Реферат Тесты по финансовому менеджменту
Реферат Наркотики смертельный враг здоровья
Реферат Охрана труда в образовании
Реферат The Real Arthur Essay Research Paper The
Реферат 2009 год в экономическом отношении являлся наиболее трудным годом для Республики Коми
Реферат Виникнення країн Середземномор’я
Реферат Congenital Heart Defects And Diabetes Essay Research
Реферат Мировой экономический кризис причины, последствия, пути выхода
Реферат Как организовать и успешно провести собрание