Реферат по предмету "Разное"


«психотея онтопсихологический инструмент анализа стереотипов в поведении личности»

«ПСИХОТЕЯ - ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА СТЕРЕОТИПОВ В ПОВЕДЕНИИ ЛИЧНОСТИ».РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Н.Н. РОССИЯ Понятие «стереотип» (от греч. Stereos - твердый и typos - отпечаток, клеймо, знак). Первоначальное значение: в полиграфии «стереотип» - копия печатной формы высокой печати, применяется при печатании больших тиражей; в физиологии понятие «динамический стереотип» - относительно устойчивая система условно рефлекторных действий высших животных и человека; вырабатывается на привыч­ные, повторяющиеся в определенной последовательности раздражители; в психологии и социологии - американский журналист У. Липман ввел термин «социальный стереотип» означающий: относительно устойчивый и упрощенный образ социального объект» (группы, человека, события, явления и т.п.), складывающийся в результате обоб­щения личного опыта индивида и, нередко, предвзятых представлений принятых в обще­стве. Многие ученые, психологи, так или иначе обращались к теме стереотипов в поведении человека, пытаясь найти причины, порождающие стереотипное поведение. Можно, напри­мер, выделить работы Э.Берна, который ввел понятие «игра», «роль», «сценарий». Суще­ствует также и ряд других исследований. Известны различные тренинговые программы, направленные на создание новых навы­ков, которые могли бы прийти на место старых поведенческих стереотипов. Онтопсихология определяет стереотип, как мнемоническую структуру, координирующую поведение субъекта в соответствии с функцией адаптации. Стереотип сам по себе нейтра­лен. Может быть позитивным, когда является техническим средством, облегчающим экзис­тенциальный процесс (например, речь, письмо), нейтральным, или негативным, когда созда­ет фиксированное поведение субъекта, является фиксированной памятью и никогда не под­вергается сомнению. Любая привычка - феноменология стереотипа. Онтопсихология, опираясь на клиническую практику и более чем 30-летний опыт науч­ной работы, открыла критерий здоровья и успеха - онто Ин-се, природное ИЗО, природный проект. Все, что не соответствует этому проекту, ведет к поражению, не позволяя человеку креативно реализоваться в социуме. С точки зрения онтопсихологии негативные стереотипы являются результатом действия структуры комплексов субъекта. Стереотипы поведения - это те отпечатки, те видимые про­явления действия бессознательного, которые мы можем наблюдать каждодневно. Бессозна­тельное - мощнейший энергетический квант, составляющий индивида, живущий и дей­ствующий в нем, но неосознаваемый. Поэтому и стереотипы не могут быть осознаны чело­веком в полной мере без применения специальных методов и техник. В онтопсихологической школе «психотея» является одним из таких инструментов, позволяющих продемонстри­ровать зрителям и участникам-актерам реальность действия бессознательного. Психотея - (от греч. психе - душа, тея - корень слова театр)- театр души, представление психической деятельности. Театр - (от греч. Теос - бог, тот кто устанавливает, и андрос - человек,) - «как бог дей­ствует в человеке» Психотея - это воссоздание в сценическом действии различных моделей поведения и на­учный анализ психической интенциональности субъекта, которая усматривается именно в занимаемой им во время психотеи позиции. Используя мировой опыт - от греческого театра до психодрамы Морено- онтопсихологическая наука, исходя из собственного критерия истины, создала психотею. Психотея отличается от всех других сценических форм, потому что руководствуется онтопсихологической методикой исследования и действия. Онтопсихология использовала театральную форму для создания своего инструмента по­тому, что театр способен увлечь человека, как никакое другое действие. Театр естественно существует в жизни каждого из нас. Первый театр, биологически разыгрываемый жизнью внутри индивидуума- сновидение. Человек любит театр потому, что сам является образом, живет в образе, понимает через образ. В течение двух лет в Москве был проведен ряд занятий - психотеи. Занятия проходили в рамках учебной программы отделения «Онтопсихология» Санкт-Петербургского Государ­ственного университета, а также в группах слушателей Школы онтопсихологического зна­ния при Славянской ассоциации Онтопсихологии и на выездных семинарах-резиденсах, орга­низуемых той же ассоциацией. В результате проведения около 30 психотеи можно сделать следующие выводы: психотея наглядно демонстрирует ее участникам и зрителям элементы нефункционального поведе­ния, используемые стереотипы, типы устанавливаемых диад, проблемные зоны и т.п. Пси­хотея безжалостно обнажает перед участниками-актерами и зрителями те специфические формы поведения и реакций, те «роли», которые навязывает им комплекс. При психотее логико-историческое «Я» терпит крах, оно разбито, человек видит, что действует стереотип­но; используя те модели поведения, которые в Данной сцене (умело простроенной ведущим) использовать не функционально: Понимая реальность (интерпретации, памяти, проекции, комплекса), человек обязан на­учиться изобретать разнообразные возможности, способы реагирования. Задача онтопсихологической терапии, прежде всего, призвать индивидуума к личной от­ветственности за все, что с ним происходит. Мы - результат наших выборов, наших поступ­ков. Человек способен изменить любую ситуацию в своей жизни, если он осознает ее не­функциональность и твердо уверен в необходимости ее изменения. Пафос великих древнегреческих трагедий учил человека быть внимательным к самому себе: любое его проявление, даже если он участвовал в своем «здесь и сейчас», было делом рук божества и, если субъект не стремился к совершенству своей природы, то погибал от рук того же божества. Процедура проведения психотеи. 1. Требования к ведущему психотеи. Ведущий-психотерапевт должен: а) обладать видением психической причинности, быть знакомым с теорией науки онтоп­сихологии, уметь использовать онтопсихологический способ анализа субъекта. б) иметь необходимые знания в области построения сценического пространства и теат­рального искусства в целом. 2. Выбор произведения или темы для постановки психотеи, построение действия. Психотея, в сценической форме провоцируя конкретное вовлечение и развлечение учас­тников, воссоздает модель жизни, любого ее момента. В основу психотеи могут лечь различные ситуации: профессиональный контакт, отноше­-ния членов семьи, прием у психотерапевта, а так же любая пьеса, трагедия, комедия, сказка,разыгрываемые импровизационно, любое произведение, — но ведущий-психотерапевт дол­жен четко представлять - себе, какую область психологических проблематик участников он хочет затронуть и обнажить. Онтопсихология утверждает - фантазия не свободна. Любая фантазия, спонтанность являются продуктом действия бессознательного и, если комплексуальные структуры энер­гетически наполнены, активны, то любой продукт человеческого творчества: живопись, музыка, сценическое действие и т.д. — всегда будет отражать реальность комплекса. Опытный ведущий-психотерапевт может прогнозировать развитие действия психотеи, предугадывать, как будет выглядеть рисунок импровизационной роли того или иного участ­ника, основываясь на умении прочитывать, ведущие бессознательные динамики. Для анализа бессознательного человека онтопсихология использует пять инструментов познания, пять языков, которым говорит с нами бессознательное: - лингвистический анамнез; - анализ симптома или проблемы; - кинетико-проксемический анализ; - онейрический анализ; - анализ семантического поля (основная форма связи, устанавливаемая природой междусвоими индивидуациями). Психотея не ставит своей задачей проработку проблемы или поиск ее решения. Цель пси­хотеи - показать с очевидностью то, что трудно объяснить на словах, то, во что сам человекобычно не верит стереотипы поведения, фиксированные модели поведения, выявить затруднения, вызванные участием в том или ином социальном контексте, воссоздавая сценически его модель.^ 3. Процесс обсуждения. Обсуждение действия не менее важная часть в проведении психотеи, чем само действие. Обсуждение проходит обычно в три этапа, где первыми высказывают свои впечатления от участия в психотее актеры, затем зрители и в последнюю очередь подводит итог-анализ ведущий- психотерапевт. Обсуждение психотеи позволяет: - увидеть психотерапевту-ведущему степень ответственности участников-актеров за тесобытия, которые с ними происходили во время психотеи (кто-то из участников уже во время своего высказывания обнаруживает понимание своей конкретной проблематики, а кому-то, возможно, потребуются высказывания других, инди­видуальная психотерапия или просто время для осмысления всей психотеи в целом); зрители могут проверить точность своего ума, анализируя действие психотеи; обсуждение психотеи помогает выявить отождествление кого-либо из зрителей с учас-тником-актером, обычно свидетельствующее о наличии сходных проблематик, давая такимобразом материал для дальнейшей психотерапевтической работы со зрителями. В целом, результат психотеи сводится к следующим функциям: как возможность получить прекрасный проективный материал для диагностики личностных черт и психотерапевтической работы. как групповая форма работы, способная снизить уровень сопротивления субъекта,особенно в случаях сопротивления личности психотерапевта, так как вводит оценки от третьих лиц; аналитический катарсис участников и зрителей (когда проблема и ее решение становятся очевидными); педагогическая функция: актеры и зрители приобретают привычку к наблюдению засвоими реакциями и их анализу во время любых социальных контактов — на работе, всемье, с друзьями и т.п., что повышает общий уровень ответственности субъектов; повышение эффективности межличностных контактов (психотея не ставит своей це­лью тренирование навыков общения и т.п., но, как показал опыт, люди, прошедшие несколь­ко психотей, меняют тактику своего проявления как в спонтанном сценическом действии,так и в социальном контексте — становятся более лабильными); 6. развлечение. Сферы применения психотей: группы личностного роста при проведении индивидуальной психотерапевтической работы (лечебной или аутенти-фитцирующей), как усиливающий инструмент; как инструмент диагностики личности в профессиональном контексте (может быть ис-­пользован в бизнесконсультировании, работе с кадрами). В заключении хотелось бы сказать о том, что онтопсихология предлагает свой оригиналь­ный подход к природе творчества человека. Понимание законов психики человека, с помощью онтопсихологической методики, спо­собно в будущем полностью изменить направление развития искусства в целом и театраль­ного искусства в частности. На сегодняшний день основная масса постановок в театре и кино служит лишь усилению у человека чувства тоски и безысходности существования или заставляет, не задумываясь, прожигать жизненную энергию, погружаясь в иллюзорный мир. Настоящее искусство должно рождаться не из памяти, не из навязчивой потребности ком­плекса к повторению, а из великого сущностного ядра субъекта, которое онтопсихология определила, как Ин-се.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.