Реферат по предмету "Разное"


«Оренбургский государственный педагогический университет»

На правах рукописи Красноярова Марина ВикторовнаСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА формирования ОТВЕТСТВЕННОГО МАТЕРИНСТВА ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКА13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образованияАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Оренбург - 2011 Работа выполнена на кафедре общей педагогики ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» ^ Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессорСальцева Светлана ВасильевнаОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессорПанкова Татьяна Алексеевнадоктор педагогических наук, профессор^ Юричка Юрий ИвановичВедущая организация: ФГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»Защита состоится 16 февраля 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – теория и методика профессионального образования при ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460844, г. Оренбург, ул. Советская, 19, ауд.333.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Текст автореферата размещен на сайте ОГПУ www.ospu.ru 15 января 2011г.^ Автореферат разослан 15 января 2011 г. Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор С.С.Коровин^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Материнство несовершеннолетних девочек является острой социально-педагогической проблемой в условиях экономических и социокультурных изменений, происходящих в современном обществе. Трансформация форм семьи, утрата нравственных семейных ценностей приводят к снижению воспитательного потенциала семьи, росту социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности, что побуждает государство и общество к активному поиску направлений, форм, средств организации помощи семье и детям. В ежегодном Послании Федеральному собранию Российской Федерации выделена главной задачей забота о будущих поколениях: «Мы хотим, чтобы они жили лучше нас…, чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России. Нам необходима эффективная государственная политика в области детства». (Д.А. Медведев) Особого внимания требует ситуация раннего материнства девочек-подростков, возникшая как результат влияния негативных макро- и микросоциальных факторов на формирование материнского поведения. Мать-подросток по определению Конвенции о правах ребёнка, сама ещё является ребёнком до достижения 18-летнего возраста и обладает всеми теми же правами, которые она и государство должны обеспечить рождённому ею ребёнку. Раннее начало половой жизни, которое фиксируют социологи и демографы на протяжении двух последних десятилетий, ведёт к раннему материнству, часто случайному, нежеланному, как следствие – рискованному. По данным Всемирной организации здравоохранения (2009) на протяжении многих лет 11% родов во всём мире приходится на роды девочек в возрасте от 15 до 19 лет. В России проблема материнства девочек-подростков обостряется в связи с низким уровнем социального благополучия, бедностью, распространением пьянства и наркомании, недостаточно организованным половым воспитанием, низкой контрацептивной культурой. В научной литературе отражены результаты исследований материнства как социокультурного и педагогического феномена (В.Н. Дружинин, М. Мид, В.А. Рамих, Р.В. Овчарова, и др.). По свидетельству социологов, в большинстве случаев подростковое материнство обусловлено маргинальностью среды, рискованной по социальным последствиям (Т.В. Бердникова, Т.А. Гурко, В.И. Сакевич, С.В. Скутнева и др.). Семьи с несовершеннолетними родителями педагоги и специалисты в области социальной работы относят к семьям социального риска, педагогически несостоятельным (С.А. Беличева, Ю.В. Корчагина, Л.Я. Олиференко, Л.М. Шипицына, Ю.И.Юричка). Анализ диссертационных исследований свидетельствует о том, что наиболее изученными являются акушерско-гинекологические и медико-социальные аспекты подросткового материнства. Однако в качестве специального объекта научно-педагогического исследования проблема развития ответственного материнства девочки-подростка ранее не ставилась. Анализ научной литературы и изучение социально-педагогической практики позволил вскрыть ряд противоречий между: - потребностью современного общества в ответственном выполнении матерью уникальных функций по воспитанию и развитию ребёнка и деформацией традиционных представлений о материнстве, снижением воспитательного потенциала семьи; - потребностью несовершеннолетних матерей в педагогическом влиянии, помогающем развитию ответственности девочки подростка, и отсутствием системы социально-педагогического сопровождения раннего материнства; - необходимостью научно-методического обеспечения процесса формирования ответственного материнства девочки-подростка и недостаточной разработанностью социально-педагогических средств и организационных условий их реализации в педагогической практике. Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы социально-педагогические средства и педагогические условия формирования ответственного материнства девочки-подростка. Социальная значимость и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность, а также необходимость разрешения выявленных противоречий определили тему исследования: «Социально-педагогические средства формирования ответственного материнства девочки-подростка».^ Цель исследования: обосновать социально-педагогические средства формирования ответственного материнства девочек-подростков.Объект исследования: ответственное материнство девочки-подростка как педагогическая проблема.^ Предмет исследования: социально-педагогические средства формирования ответственного материнства девочки-подростка. Гипотеза исследования: социально-педагогические средства способствуют эффективному формированию ответственного материнства девочки-подростка при: - использовании проектирования, способствующего социализации в ситуации материнства девочки-подростка; - применении консультирования, расширяющего диапазон знаний девочки-подростка о материнстве; - организации практикума ответственного материнства, развивающего опыт реализации функционала материнства девочки-подростка. В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи: 1. Уточнить понятие о материнстве девочки-подростка как социально-педагогическом феномене. 2. Выявить особенности формирования ответственного материнства девочки-подростка на основе использования совокупности социально-педагогических средств. 3. Разработать модель формирования ответственного материнства девочки-подростка. 4. Разработать методические рекомендации по формированию ответственного материнства девочки-подростка. ^ Методологическую основу исследования составили философские, социологические, культурологические идеи о сущности феномена материнства; общепедагогические идеи о воспитательном потенциале матери и её ведущей роли в психофизиологическом и личностном развитии ребёнка; научно-методологические положения о значении междисциплинарного характера педагогических исследований; идеи социально-проектного, интегративного и личностно-ориентированного подходов.^ Теоретической основой исследования явились: - на общенаучном уровне: концепции материнства как социокультурного феномена (Э. Бадинтер, М. Мид, В.А. Рамих, Р.В. Овчарова, Н.Чодороу) и как функции по обеспечению развития ребёнка (Д. Боулби, В.И. Брутман, Д. Винникотт, Г.Г. Филиппова, К. Хорни); теории семейных и детско-родительских отношений (А.С. Варга, В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер); теория социализации личности и основные положения социально-педагогического подхода в воспитании (В.Г. Бочарова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Т.А. Панкова; С.В. Сальцева); - на конкретно-научном уровне: научные представления о подростковом материнстве как девиации (В.И. Брутман, Т.И. Гурко, И.С. Кон); концептуальные положения о социально-педагогическом сопровождении процессов социализации и адаптации подростков (И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, Л.Я. Олиференко, В. С. Торохтий, Ю.И. Юричка); основные положения возрастной педагогики и психологии о сущности подросткового возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Д.И.Фельдштейн, Ст. Холл, Э. Эриксон); - на технологическом уровне: медико-социальные и психолого-педагогические идеи специального сопровождения женщины в период беременности, родов и первого года жизни ребёнка (Д. Винникотт, И.В. Добряков, Н.П. Коваленко, М.Е. Ланцбург, Р.Ж. Мухамедрахимов); научно-практические подходы к организации педагогического просвещения родителей (Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Гордон, А.С. Макаренко, Р.В. Овчарова, В.Г. Рындак, В. Сатир, В.А. Сухомлинский, А. Фромм, Ю. Хамяляенен).^ База исследования: отдел по делам семьи, материнства и детства Управления социальной защиты населения г. Оренбурга; общественная организация «Берегите детей» (г. Выборг); комплексный центр социального обслуживания населения «Выборг»; женская консультация Выборгского района; российско-финский проект «Мать – новая социальная роль женщины», совместно со специалистами финской организации «Спасите детей» (Pelastakaa Lapset). Участвовало 139 несовершеннолетних матерей, 18 беременных девочек-подростков, 12 педагогов и 14 социальных педагогов образовательных учреждений, 12 российских и 11 финских специалистов социальной сферы.^ Организация исследования проводилась в три этапа:На первом этапе (2006-2007 гг.) - была определена тема исследования, выявлена степень научной разработанности исследуемой проблемы. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт, определено реальное состояние проблемы. Обоснована методология исследования, составлена программа опытно-экспериментальной работы. Методы исследования: анализ научно-теоретических источников и статистических данных, проблемно-страноведческий анализ социально-педагогического опыта, систематизация, наблюдение, экспертный опрос, моделирование.^ На втором этапе (2007-2009 гг.) – осуществлялась опытно-экспериментальная работа, уточнялась рабочая гипотеза, моделировался процесс социально-педагогического сопровождения материнства несовершеннолетних, проверялись формы и средства формирования готовности к материнству девочек-подростков. Методы исследования: сбор нарративных (автобиографических интервью), анкетирование с целью уточнения формальных данных, лонгитюдное включённое наблюдение, метод ретроспективной рефлексии (В.С. Мухиной), наблюдение за особенностями взаимодействия матери и ребёнка (по методике М. Айнсворт), метод завершения предложений, контент-анализ, беседа, проективные методики. ^ На третьем этапе (2009-2011 гг.) – проводился качественный и количественный анализ данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы; интерпретировались, обобщались и публиковались результаты исследования; разрабатывались научно-методические рекомендации по внедрению их в социально-педагогическую практику; оформлялся текст диссертации. Методы исследования: аналитические, теоретические, статистические.^ Научная новизна результатов исследования: Уточнено понятие «материнство девочки-подростка», как интегральное личностное образование, характеризующееся с социально-педагогических позиций социальной, функциональной и психологической незрелостью личности в условиях трудной жизненной ситуации порождающей рискованные социально-личностные последствия для матери и ребенка: социальное сиротство, недостатки в психофизиологическом развитии и воспитании ребёнка, риск асоциального поведения; снижение шансов для положительного развития личности, завершения образования и профессионального самоопределения девочки-подростка. Выявлены особенности формирования ответственного материнства девочки-подростка на основе использования совокупности социально-педагогических средств: учёт внутренних (возрастных и личностных) и внешних (социально-средовых) факторов; поэтапность социально-педагогического сопровождения (аналитико-диагностический, организационно-координирующий, формирующий этапы); реализация программно-методического обеспечения в совокупности пропедевтического, информационного, прикладного модулей. Разработана структурно-функциональная модель формирования ответственного материнства девочки-подростка, включающая целевой, теоретико-методологический, организационно-содержательный, программно-методический, результативно-оценочный компоненты; критерии и показатели; организационные условия; обеспечивающая эффективность и адекватную оценку уровня ответственного материнства девочки-подростка. Разработаны методические рекомендации, содержащие социально-педагогические средства обучающе-развивающего, воспитывающе-корректирующего, защитно-обеспечивающего характера для формирования ответственного материнства девочки-подростка с учетом специфических личностных, психических, социальных особенностей различных категорий. ^ Теоретическая значимость результатов исследования заключается: в обосновании целесообразности использования научных подходов (социально-проектного; интегративного, личностно-ориентированного) и педагогических принципов гуманизации; диалогизации; гармонизации материнско-детских отношений; социализации в формировании ответственного материнства девочки-подростка, что обогащает теорию воспитания; в выявлении совокупности педагогических средств, способствующих преодолению личностной, психической и социальной незрелости, формированию ответственного материнства девочки-подростка, что является вкладом в методику воспитания; в установлении комплекса организационных условий эффективности формирования ответственного материнства девочки-подростка, что обогащает теоретико-прикладные аспекты общей педагогики.^ Практическая значимость результатов исследования: разработана совокупность социально-педагогических средств (проект «Мать - новая социальная роль женщины», тематика индивидуального и группового консультирования, программа практикума ответственного материнства) для формирования и оценки уровня ответственного материнства девочки-подростка; подготовлены методическое и учебное пособия («Реализация социально-педагогической поддержки несовершеннолетних матерей», «Материнство девочки-подростка как социально-педагогическая проблема») для специалистов в области социальной работы и социальной педагогики, представителей общественных организаций, волонтёров по организации работы с несовершеннолетними матерями, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в поддержке и помощи со стороны общества; разработаны и внедрены методические рекомендации по формированию ответственного материнства девочки-подростка для использования в социально-педагогической деятельности с семьёй, с молодыми родителями в развивающих, профилактических, коррекционных целях в учреждениях различного ведомственного подчинения (социальных центрах обслуживания населения, детских поликлиниках, общественных организациях, образовательных учреждениях). ^ На защиту выносятся следующие положения: Ответственное материнство девочки-подростка выступает как интегральное личностное качество, выражающееся в совокупности социальных знаний и опыта реализации функционала материнства, формирующееся в результате преодоления трудной жизненной ситуации, социально-педагогическая специфика которой характеризуется возрастными (психическая, эмоциональная, личностная незрелость); личностными (социальная пассивность, безответственность, нарушение взаимоотношений с собственной матерью, неготовность к выполнению материнских функций); социальными (неблагополучная социальная и семейная микросреда, социально-правовая и экономическая несостоятельность, отсутствие брачного партнёра, осуждающе-негативная позиция окружающих) особенностями. Совокупность социально-педагогических средств, способствующих эффективному формированию ответственного материнства девочки-подростка включает: проектирование, способствующее социализации в ситуации материнства девочки-подростка; консультирование, расширяющее диапазон знаний девочки-подростка о материнстве; практикум ответственного материнства, развивающий опыт реализации функционала материнства девочки-подростка, снижающий риск негативных социальных последствий для юной матери, ребёнка и общества в целом. 3.Структурно-функциональная модель формирования ответственного материнства девочки-подростка, сконструированная на основе социально-проектного, интегративного, личностно-ориентированного подходов, является действенной технологической основой, отражая взаимосвязи и совокупность структурных компонентов: целевого (повышение уровня ответственного материнства деятельности девочки-подростка), теоретико-методологического (основные подходы и принципы гуманизации, диалогизации, гармонизации материнско-детских отношений, интеграции, социализации), организационно-содержательного (основные социально-педагогические средства: проектирование, консультирование, практикум, и этапы: аналитико-диагностический, организационно-координирующий, формирующий), программно-методического (программа и ее модули – пропедевтический, информационный, прикладной, методы и формы); результативно-оценочного (критерии и показатели - когнитивный, мотивационный, эмоциональный, деятельностный); организационные условия, 4. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями реализации структурно-функциональной модели формирования ответственного материнства девочки-подростка являются: использование проектирования, способствующего социализации в ситуации материнства девочки-подростка; применение консультирования, расширяющего диапазон знаний девочки-подростка о материнстве; организация практикума ответственного материнства, развивающего положительный опыт реализации функционала материнства девочки-подростка.^ Личный вклад исследователя состоит: в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы для определения социально-педагогических средств формирования ответственного материнства девочки-подростка; в организации и проведении опытно-экспериментальной работы по проверке авторской структурно-функциональной модели формирования ответственного материнства девочки-подростка и систематизации полученных данных; в обосновании организационных условий, позволяющих эффективно осуществлять формирование ответственного материнства девочки-подростка.^ Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на международных конференциях: по социально-педагогической поддержке ребёнка (Москва, 2009, Караганда, 2010), по проблемам демографии, медицины и здоровья населения (Пенза, 2009), на международном конгрессе по поведенческим проблемам и делинквентности детей и подростков (Пермь, 2010), на всероссийских конференциях, посвящённых проблемам семьи и образования в современной России (Пенза, 2009, Балашов, 2009, Оренбург, 2010). Материалы исследования опубликованы в трёх научно-педагогических журналах (Санкт-Петербург, Казань, Магнитогорск, 2010) и методических пособий (Оренбург, 2007, 2008). Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета (2007 - 2010гг.), внедрены в деятельность учреждений социальной защиты министерства социального развития Оренбуржья, на курсах повышения квалификации специалистов отделов по делам семьи, материнства и детства г. Оренбурга. Ряд положений диссертационной работы включены автором в учебный курс «Психология и педагогика» для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (филиал Северо-Западной академии государственной службы в г. Выборге, 2005-2010 гг.), в программу спецкурса «Сестринская педагогика» для слушателей курсов повышения квалификации среднего медицинского персонала по специальности «Сестринское дело в педиатрии» для семейных медицинских сестер, фельдшеров ФАП, медсестёр педиатрических участков, акушерок (Выборгский медицинский колледж, 2005-2010 гг.), а также в курс лекций по дисциплине «Защита детства», прочитанный автором на факультете здравоохранения и социальной работы в Сайменском университете прикладных наук (г. Лаппеенранта, Финляндия, 2010 г.). ^ Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций; всесторонним анализом проблемы формирования ответственного материнства девочки-подростка на междисциплинарном уровне; анализом современных достижений науки, отечественной и зарубежной практики социально-педагогической деятельности в ситуации подросткового материнства; длительным характером опытно-экспериментальной работы и личным участием в ней автора, а также сочетанием количественного и качественного анализа результатов ОЭР; научной апробацией основных идей и выводов. Структура диссертации включает введение, две главы (шесть параграфов), выводы по каждой главе, заключение, список литературы (218 источников). Общий объём диссертации 192 страницы.^ Основное содержание диссертацииМатеринство девочки-подростка как социально-педагогическая проблема Анализ научных источников позволил установить, что в философии, социологии и психологии материнство трактуется как сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности; как часть личностной сферы женщины и как её функция по обеспечению условий для развития ребёнка. Разработана концептуальная характеристика материнства, описаны его биопсихологические основы, онтогенетическое развитие, влияние на физическое и психическое развитие ребёнка (М. Айнсворт, Д. Боулби, С.Ю. Мещерякова, Г.Г. Филиппова, Н. Чодороу и др.). Ранним материнством называют беременность и рождение ребёнка девушкой, не достигшей 18-летнего возраста. Г.Г. Филиппова использует термин «ранняя беременность», «материнство в подростковом возрасте», Т.В. Бердникова – «юное материнство», Т.А. Гурко – «материнство несовершеннолетних женщин», В.В. Волкова – «ювенильное материнство». Психолого-педагогические исследования показали, что подростковая беременность и раннее материнство протекают в условиях социальной, функциональной и личностной незрелости, ведут к деструктивным изменениям в развитии эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формировании полового и материнского поведения несовершеннолетней девочки (В.И. Брутман, А.Я. Варга, В.В.Волкова, В.В. Нагаев, Н.Н. Нарицын, В.Г. Толстов и др.). Медико-социальную характеристику репродуктивного здоровья девушек-подростков и их отношения к материнству дают Е.В. Андрюшина, Н.Ж. Амирова, В.П. Гончарова, И.П. Каткова. Э. Хирвонен исследовала медико-социальное сопровождение матерей-подростков в условиях медицинского учреждения (детской консультации). Обзор современных диссертационных исследований по педагогике обнаруживает два основных направления в изучении материнства: формирование ценностного отношения к материнству у молодёжи (школьников и студентов) (О.В. Алиференко, И.В. Власюк, Н.Е. Рудова, Е.К. Узденова); условия формирования готовности к материнству в детско-юношеском возрасте (В.В. Ивакина, Н.А. Коняева, Т.А. Пальцева). В современной педагогической науке проблемы развития воспитательного потенциала семьи, формирования ответственного родительского (материнского и отцовского) поведения изучаются в рамках интенсивно развивающейся отрасли - социальной педагогики (В.Г. Бочарова, С.В. Дармодехин, И.А. Липский, А.В. Мудрик, Т.А. Панкова, С.В. Сальцева, В.С. Торохтий и др.). Научно-практические основы организации подготовки родителей к осознанному выполнению родительских функций, прежде всего будущих мам и матерей младенцев, разработаны и апробированы Д. Винникоттом, Н.П. Коваленко, М.Е. Ланцбург, Р.Ж. Мухамедрахимовым, Р.В. Овчаровой. Обоснование выбора социально-педагогических средств сопровождения материнства девочки-подростка определяется двумя взаимосвязанными задачами: создание условий для личностного и психического развития матери-подростка, а также обеспечение условий для безопасного полноценного развития ребёнка посредством формирования ответственного материнского поведения юной мамы. ^ Социально-педагогические особенности формирования ответственного материнства девочки-подростка. Анализ социологических, психологических, педагогических исследований, сравнительная характеристика отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической деятельности в ситуации подросткового материнства, а также результаты опытно-экспериментальной работы позволили выявить специфические особенности материнства девочки-подростка. Социально-средовые условия, причины и социальные последствия раннего материнства исследованы Т.В. Бердниковой, В.И. Брутманом, Т.А. Гурко, И.С. Коном, С.В. Скутневой, Э. Хирвонен и др. По свидетельству социологов, в большинстве случае подростковое материнство – неблагополучное, обусловленное маргинальностью среды, рискованное по социальным последствиям, девиантное (В.И. Брутман, С.Н. Ениколопов, М.Г. Панкратова и др.). В научно-педагогических источниках специфика формирования ответственного материнства девочки-подростка связана с концепцией материнства как социокультурного феномена (М. Мид, В.А. Рамих, Н.Чодороу и др.), с комплексом функций обеспечения здоровья и развития ребёнка (В.И. Брутман, Д. Винникотт, Г.Г. Филиппова и др.); с теорией семейных и детско-родительских отношений (А.С. Варга, В.Н. Дружинин, Э.Г. Эйдемиллер); теорией социализации личности (В.Г. Бочарова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, С.В. Сальцева и др); с научными представлениями о подростковом материнстве как девиации, требующей социально-педагогического обеспечения (В.И. Брутман, Т.И. Гурко, Н.П. Коваленко, М.Е. Ланцбург, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.И. Юричка и др.). За рубежом основной является превентивно-профилактическая деятельность, направления которой определяются на правительственном уровне и гарантированно финансируются государством. В ситуации материнства девочка-подросток получает законодательно предусмотренную профессиональную социальную помощь, социально-педагогическое и медицинское сопровождение, а также необходимую и достаточную поддержку со стороны общественных организаций, социальных сетей, обеспечивающих и защищающих права детей. В России проблема подросткового материнства пока не выделяется в качестве требующей особого внимания со стороны государства, но отмечается активность общественных организаций в осуществлении различных видов социальной, материальной и психологической поддержки матерей-подростков. В нашем исследовании акцентированы следующие основные особенности формирования ответственного материнства девочки-подростка на основе использования совокупности социально-педагогических средств: учёт внутренних (возрастных и личностных) и внешних (социально-средовых) факторов; поэтапность социально-педагогического сопровождения (аналитико-диагностический, организационно-координирующий, формирующий этапы); реализация программно-методического обеспечения в совокупности пропедевтического, информационного и прикладного модулей. ^ Структурно-функциональная модель формирования ответственного материнства девочки-подростка. Завершающим этапом теоретического анализа исследуемой проблемы стала разработка структурно-функциональной модели, которая позволила последовательно и целостно изучить закономерные связи между структурными и функциональными характеристиками процесса формирования ответственного материнства девочки-подростка (рис.1). Цель: формирование ответственного материнства девочки-подростка ^ Подходы: социально-проектный; интегративный, личностно-ориентированный. Принципы: гуманизации; диалогизации; гармонизации материнско-детских отношений; социализации Социально-педагогические средства: проектирование, консультирование, практикум ответственного материнства.Этапы: аналитико-диагностический – анализ статистических данных; внутренних (индивидуальных и личностных) и внешних (социально-средовых) факторов раннего материнства; организационно-координирующий – создание сети сотрудничества государственных и общественных структур, волонтёров, спонсоров; формирующий – планирование и организация условий (кадровых, финансовых, методических) ^ Программа формирования ответственного материнства девочки-подросткаМодули: пропедевтический (лекторий будущих мам); информационный (консультации в «материнской гостиной»); прикладной (практикум ответственного материнства молодых мам, семейный лагерь)^ Методы и формы: беседы, мини-лекции, тренинги, индивидуальные и групповые консультации, совместные социокультурные занятия, родительские мастер-классы, патронаж, демонстрации и презентации, практикумы, взаимообучение, экскурсии, социально-материальная помощь ^ Критерии ответственного материнства:Когнитивный – знания функционала материнства; особенностей развития и жизнеобеспечения ребёнка.Мотивационный – потребность в контакте с ребёнком; интерес к его развитию; желание заботиться и защищать. Эмоциональный – принятие ребёнка; положительные переживания; обеспечение эмоционального комфорта.Деятельностный – навыки ухода за младенцем; умения по созданию безопасной среды; опыт общения с ребёнком Организационные условия - использование проектирования для социализации девочки-подростка; - применение консультирования, для расширения диапазона знаний о материнстве; - организация практикума для развития положительного опыта материнства девочки-подростка. Результат: ответственное материнство девочки-подростка Рис. 1 Структурно-функциональная модель формирования ответственного материнства девочки-подростка Целевой компонент структурно-функциональной модели формирования ответственного материнства отражает нацеленность социально-педагогической деятельности на повышение уровня ответственного материнства деятельности девочки-подростка.^ Теоретико-методологический компонент структурно-функциональной модели отражает основы формирования ответственного материнства девочки-подростка в рамках личностно-ориентированного (обеспечивает формирование личностных качеств девочек-подростков), социально-проектного (обеспечивает реализацию целевого социального проекта, направленного на формирование ответственного материнства матери-подростка) и интегративного подходов (обеспечивает социально-педагогическое сопровождение материнства несовершеннолетних девочек в социальном взаимодействии); принципы формирования ответственного материнства несовершеннолетних девочек-подростков: гуманизации, диалогизации, гармонизации материнско-детских отношений, интеграции, социализации.^ Организационно-содержательный компонент структурно-функциональной модели формирования ответственного материнства девочки-подростка включает основные социально-педагогические средства (проектирование, консультирование, практикум ответственного материнства) и этапы: аналитико-диагностический – анализ статистических данных; внутренних (индивидуальных и личностных) и внешних (социально-средовых) факторов раннего материнства; организационно-координирующий – создание сети сотрудничества государственных и общественных структур, волонтёров, спонсоров; формирующий – планирование и организация условий (кадровых, финансовых, методических) ^ Программно-методический компонент формирования ответственного материнства девочки-подростка отражает основные направления Программы формирования ответственного материнства девочки-подростка и ее модули: пропедевтический (лекторий будущих мам); информационный (консультации в «материнской гостиной»); прикладной (практикум ответственного материнства молодых мам, семейный лагерь), а также методы и формы:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.