Реферат по предмету "Разное"


«О, Родина! Печальный твой поэт!»

«О, Родина! Печальный твой поэт!..»Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877)В.1. Сегодня мы расскажем вам о Русском писателе. Николай Алексеевич Некрасов: он был поэт, прозаик, драматург. Николай Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове (Винницкий уезд Подольской губернии), в семье небогатого мелкопоместного дворянина. Отец – Алексей Сергеевич Некрасов, служил офицером, после того, как ушел в отставку, переселился с семьей в свое родовое имение в село Грешнево. Имел несколько душ крепостных, к которым относился достаточно жестко. Сотни крестьян трудились на него с раннего утра до позднего вечера. Человек деспотичного характера, угнетавший не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. В.2. Федор Достоевский позднее написал о Николае Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии на всю потом его жизнь". В.1. Отец запрещал маленькому Николаю дружить с детьми крепостных. Но мальчик тайком от отца убегал в деревню к крестьян­ским детям. С ними он играл, купался в Волге, ловил рыбу, любовался восходом солнца, ходил в лес за ягодами и грибами: ^ Грибная пора отойти не успела, Гляди – уж чернёхоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех. В.2. Очень любил Николай свою родную землю и простых людей, которые растили на земле этой хлеба, украшали её сада­ми. В деревне Грешнево, Барский дом, боль­шой и просторный, окнами глядел на дорогу. На берегу могучей и прекрасной реки Волги прошло детство писателя. На всю жизнь полюбил Некрасов эту реку, называл её своей «колыбелью». Но с Волгой было связано и самое страшное воспоминание детства – встреча с бурлаками. Измученные, оборванные люди, стонавшие от боли и тяжести, шли по берегу и тянули за собой по воде судно с грузом:^ Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки… В.1. Еще одно горе довелось ему видеть «в золотую пору малолетства» – горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а муж у нее – невежественный, жестокий и грубый. Целыми днями она оставалась в усадьбе одна, в то время когда супруг постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми часами играла на рояле, и плакала, и пела о своей горькой неволе. «Она была певица с удивительным голосом», – вспоминал поэт о ней впоследствии. По его словам, тот печальный напев, который слышится в иных его стихах, внушен ему песнями матери:^ Играла ты и пела гимн печальный;Ту песню, вопль души многострадальной,Твой первенец наследовал потом. В.2. Елена Андреевна хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала малолетнему сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступны его пониманию. Через много лет, уже пожилым человеком, он вспоминал в стихотворении «Мать»:^ И голос твой мне слышался впотьмах,Исполненный мелодии и ласки,Которым ты мне сказывала сказкиО рыцарях, монахах, королях.Потом, когда читал я Данте и Шекспира,Казалось, я встречал знакомые черты:То образы из их живого мираВ моем уме напечатлела ты. Некрасов расстался с матерью шестнадцатилетним юношей. Он уехал в Петербург и побывал в родительском доме только через 4 года, в начале августа 1841 года, но не застал мать в живых. Елена Андреевна умерла внезапно. У той плиты, где ты лежишь, родная, Припомнил я, волнуясь и мечтая, Что мог еще увидеться с тобой, И опоздал!.. В.1. О матери поэта известно очень немногое. Не сохранилось ни ее портрета, ни ее писем, ни личных вещей. Даже дата рождения ее неизвестна. В стихотворении «Рыцарь на час» Некрасов очень тепло, с глубоким чувством говорит о Елене Андреевне: Повидайся со мною, родимая! Появись легкой тенью на миг! Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других. Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах, Под грозой величаво-безгласная,- Молода умерла ты, прекрасная, И такой же явилась ты мне При волшебно светящей луне. Воспоминания о матери были для Некрасова и тягостными и в то же время дорогими, мучительно-сладкими. Он не мог, да и не хотел уходить от них. Никогда не забывал он, чем была для него мать, и всю жизнь был ей глубоко благодарен. Задумываясь в детстве о ее печальной судьбе, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. В.2. Добиться своего любой ценой стало с детства для Некрасова законом. Но настоящее свое призвание нашел он не скоро. Много пришлось ему испытать неудач и тревог, прежде чем он вышел на прямую дорогу. В 1832 году будущий поэт вместе со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Единственное воспоминание, которое осталось в его поэзии от этих гимназических лет, вместилось в две стихотворные строчки:^ Придешь, бывало, в классИ знаешь: сечь начнут сейчас. Отец не хотел платить за обучение сына, ссорился с его учителями. Учителя были плохие, невежественные и требовали только тупой зубрежки. Естественно, что мальчик посещал школу с большой неохотой. К счастью, в эти годы он пристрастился к чтению. В июле 1837 г. Некрасов ушел из гимназии. В.1. Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк – так называлась тогда военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой. Возможность поездки в столицу привлекала Некрасова, так как он уже несколько лет тайно писал стихи и мечтал напечатать их в столичных журналах. Его мать, страстно желавшая, чтобы сын стал образованным человеком, не раз говорила ему, что он должен поступить в университет. В Петербурге Некрасов разыскал земляков, учившихся вместе с ним в ярославской гимназии, и те горячо советовали ему исполнить желание матери. Некрасов стал готовиться к университетским экзаменам и даже попытки не сделал поступить в то военное училище, куда направил его отец. Узнав об этом, отец рассердился и перестал высылать деньги на проживание. В.2. Юноша остался в столице без всяких средств. Он часто голодал, не имел пристанища, спал в ночлежных домах, целую зиму ходил без теплого пальто. Но его влекла литературная работа, и ради нее он обрек себя на полуголодную жизнь. Вскоре Некрасов исполнил желание матери, в сентябре 1838 года поступил вольнослушателем в университет. Некоторые его стихотворения были напечатаны в разных журналах, но за них почти ничего не платили, и он продолжал голодать. В 1840 году Некрасов с помощью друзей напечатал книжку своих юношеских стихов под заглавием «Мечты и звуки». Книга не имела успеха. Она была не хуже и не лучше других книг такого же рода, появлявшихся тогда в несметном количестве. В.1. В те годы Некрасов написал столько стихотворений, рассказов, фельетонов, рецензий, сколько другому не написать за всю жизнь. Но ему платили так мало, что он продолжал бедствовать. Эта полуголодная молодость, «убитая под бременем труда», оказала большое влияние на все его дальнейшее творчество. Именно с этой поры он научился смотреть на окружающую жизнь глазами подневольного труженика, который, на себе испытал, каково живется бедноте в условиях эксплуатации и рабства. Впервые это критическое понимание действительности сказалось в его юношеском стихотворении «Говорун», появившемся в 1843 году:^ Столица наша чудная,Богата через край,Житье в ней нищим трудное,Миллионерам – рай.Здесь всюду наслажденьяДля сердца и очей,Здесь всё, без исключения,Возможно для людей:При деньгах вдвое вырасти,Чертовски разжиреть,От голода и сыростиБез денег умереть... В.2. Странствуя с ружьем из деревни в деревню, Некрасов попадал на сельские ярмарки, на крестьянские праздники, на сходки, на свадьбы, на похороны, знакомился с множеством деревенских людей, наблюдал их нравы и обычаи. Любовь к русскому народу привела его к созданию поэмы, прославляющей русский народ, к поэме «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов начал писать ее на сорок втором году жизни, в пору полного расцвета своего дарования. Героем этой поэмы он избрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, все многомиллионное «мужицкое царство», «сермяжную Русь». Такой всенародной поэмы еще не бывало в России. В.1. С первого взгляда народная жизнь, изображенная в этой поэме, представляется очень печальной. Уже самые названия деревень – Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайна говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав поэмы изображает деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», но на самом деле, как выясняется из ее содержания, эти якобы «счастливые» глубоко несчастны, замученны нуждой, больные, голодные люди. Пришла старуха старая, Рябая, одноглазая, И объявила, кланяясь, Что счастлива она: Что у нее по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде. «Такая репа крупная, Такая репа вкусная, А вся гряда - сажени три, А впоперечь – аршин!» Над бабкой посмеялися, А водки капли не дали: - Ты дома выпей, старая, Той репой закуси! И сколько человеческих страданий в той части поэмы, где изображается жизнь крестьянки Матрены! ^ Нет косточки неломаной,Нет жилочки нетянутой… В.2. Когда читаешь первые главы поэмы, кажется, что на вопрос, поставленный в ее заголовке: кому на Руси жить хорошо? можно дать единственный ответ: каждому живется очень плохо, особенно «освобожденным» крестьянам, о счастье которых Некрасов в той же поэме писал:^ Эй, счастие мужицкое!Дырявое с заплатами,Горбатое с мозолями,Проваливай домой! Некрасов начал поэму тотчас же после «освобождения» крестьян. Как вы знаете, 19 февраля 1861 г. Александром II был подписан Законопроект об освобождении крестьян. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сделало всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными правами», власть помещика тяготела над крестьянами. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и барщина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян. Некрасов очень хорошо понимал, что, в сущности, никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под ярмом у помещиков. В.1. Но откуда, же в этой грустной поэме, изображающей столько скорбей и трагедий, тот бодрый тон, который чувствуется в ней буквально на каждой странице? Почему самый голос поэта звучит так оптимистично и радостно? Почему в этой поэме столько шуток, прибауток, забавных эпизодов и речей? Например, в гл. 2 «Сельская ярмонка» есть такие строчки: Мужик берет веревку в рот, Мужик плывет – и конь плывет, Мужик заржал – и конь заржал. Плывут, орут!...или в главе 3 «Пьяная ночь» «Куда же ты, Оленушка? Постой! Еще дам пряничка. Ты, как блоха проворная, Наелась – и упрыгнула, Погладить не далась!». В сущности, иначе и быть не могло, всякая поэма о русском народе, не может не вызвать в поэте светлых и радостных чувств – столько духовной красоты и величия открывается ему в жизни народа. В.2. В центре своей эпопеи Некрасов недаром поставил «Савелия, богатыря святорусского», человека огромных сил, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе миллионы:^ Ты думаешь, Матренушка,Мужик – не богатырь?..И жизнь его не ратная,И смерть ему не писанаВ бою – а богатырь!Цепями руки кручены.Железом ноги кованы.Спина... леса дремучиеПрошли по ней – сломалися...А грудь? Илья – пророкПо ней гремит – катаетсяНа колеснице огненной…Все терпит богатырь!И гнется, да не ломится.Не ломится, не валится...Ужель не богатырь? В.1. Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян: Якима Нагого – вдохновенного защитника чести трудового народа, Ермила Гирина – деревенского праведника и Матрены Корчагиной, сумевшей отстоять свое человеческое достоинство в условиях произвола и рабства. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали, какая несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Можно было не сомневаться, что у такого народа есть все возможности завоевать себе счастье. Отсюда оптимизм поэмы:^ Сила народная,Сила могучая –Совесть спокойная,Правда живучая! В.2. Поэма, начатая в 1863 году, писалась в течение нескольких лет, но в начале 70-х годов Некрасова отвлекла от нее другая тема – декабристы. До той поры в русской подцензурной печати о декабристском восстании не появлялось ни единого слова, за исключением лживых и клеветнических отчетов. Но в 1870 году цензурный запрет был немного ослаблен, и Некрасов воспользовался первой возможностью, чтобы напомнить молодым поколениям о великих зачинателях революционной борьбы. В поэме «Дедушка» он изобразил старика-декабриста, который видит в маленьком внуке своего боевого наследника и завещает ему свою ненависть к народным врагам. Декабристы были предшественниками всех позднейших революционеров России, духовными отцами Белинского, Герцена, Огарева, Чернышевского и множества безыменных героев, ушедших в сибирскую каторгу. Некрасов видел прямую преемственность между ста­рыми борцами и новыми. Он хотел, чтобы подвиги де­кабристов вдохновляли на такие же подвиги революцион­ную молодежь его времени. В.1. Трогательные образы жен декабристов – особенно Трубецкой и Волконской – так волновали Некрасова, что, слушая, например, чтение записок Волконской, он, пожи­лой человек, плакал навзрыд, как ребенок. В 1871 – 1872 годах он написал об этих героинях поэму «Русские женщины». Ни в одном своем произведении не отразил он с такой силой клокочущую ненависть к самодержавному строю, к царю Николаю и его бессердечным приспеш­никам. Словно забыв, что в России существует цензура, он называл в этих стихах Николая «мстительным трусом», «мучителем», «палачом свободных и святых». В поэме было столько проклятий народным врагам, в ней чувствовалось столько благоговейной любви к де­кабристам, что в подлинном своем виде она могла появить­ся лишь после Октябрьской революции, а до той поры по­чти полстолетия печаталась с большими искажениями, с пропусками многих стихов. Но и в таком исковерканном виде она имела небывалый успех, и ее агитационное зна­чение было огромно, особенно среди передовой молодежи. В.2. А поэма «Кому на Руси жить хорошо» так и оставалась незаконченной. В 1876 году, когда Некрасов снова вернулся к своей эпопее, у него уже не было сил, чтобы закончить ее. Он тя­жело заболел. Врачи отправили его в Ялту, на берег моря. Но ему с каждым днем становилось все хуже. Некрасов знал, что его дни сочтены, и потому трудился, превозмогая болезнь. «Ведь каждый день может оказаться последним», – говорил он окружающим. В.1. Новая часть поэмы была названа им «Пир – на весь мир». Ему хотелось непременно закончить ее, потому что он видел в ней свое завещание, свое последнее напутствен­ное слово молодым революционным бойцам. Основное содержание «Пира» определяется притчей «О двух великих грешниках», где поэт утверждает, что беспощадная рас­права с тираном – святое, благородное дело. В центре «Пира» – «народный заступник» юноша Гри­горий Добросклонов (в лице которого Некрасов прослав­лял Добролюбова): Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. И хотя Добросклонову угрожает си­бирская каторга и ранняя смерть, он единственный истин­ный счастливец во всей этой поэме. Некрасов всячески подчеркивает, что на поставленный его поэмой вопрос: кому на Руси жить хорошо? – следует ответить: Добро­склонову, революционному борцу за народное счастье. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного Пел он воплощение счастия народного! В.2. Счастье отдельной личности – только в служении народу. Таковы последние строки последней поэмы Некрасова. Русь Некрасова исчезла, но картины жизни, воссозданные им, его чувства и мысли близки современному человеку. Творчество Некрасова принадлежит к тем явлениям культуры, без которых сегодня нельзя представить развитие русской литературы и русской общественной жизни. С его именем связана целая эпоха в истории нашей отечественной поэзии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ментальные ловушки Andre Kukla
Реферат Ербісол у лікуванні захворювань центральної і периферичної нервової системи
Реферат Quelles Sont Les Differences Dans Les Systems
Реферат Сравнение эффективности методов сортировки массивов: Метод прямого выбора и метод сортировки с помощью дерева
Реферат Теоретическая социология
Реферат Комплексная характеристика туристических ресурсов региона Намисто Славутича 2
Реферат Возникновение политической науки, ее становление и развитие
Реферат Теоретические основы становления дошкольных учреждений
Реферат Економіка праці та соціально-трудових відносин
Реферат Агогічних кадрів, спрямована на підвищення їхнього науково-теоретичного, загальнокультурного рівня, психолого-педагогічної підготовки І професійної майстерності
Реферат Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского "Краеведческого музея имени Бирюкова"
Реферат Сущность феномена фирменная марка брэнд к онтологии маркетинга
Реферат Management Essay Research Paper Various theories in
Реферат Активная оценка учебных достижений как средство формирования самооценки младших школьников
Реферат Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России в середине и второй половине XVII века