Реферат по предмету "Разное"


«Особенности психологической поддержки мальчиков и девочек при организации образовательного процесса в общеобразовательной школе»

Департамент образования г. МосквыВосточное окружное Управление образованияГосударственное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 343Анализ экспериментальной работыГОУ СОШ №343 2006-2007 учебный год«Особенности психологической поддержки мальчиков и девочек при организации образовательного процесса в общеобразовательной школе»Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор, зав. кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» Московского городского психолого-педагогического университета Гуружапов В.А.Москва 2007Городская сетевая экспериментальная площадка по теме: «Особенности психологической поддержки мальчиков и девочек при организации образовательного процесса в общеобразовательной школе» работает на базе ГОУ СОШ № 343, ГОУ СОШ № 1257, ГОУ СОШ № 1332, ГОУ СОШ № 760.^ Научный руководитель эксперимента: Гуружапов В.А., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» Московского городского психолого-педагогического университета. ^ Объект исследования – учебный процесс в классах раздельного обучения мальчиков и девочек.Предмет исследования – психолого- педагогические составляющие учебного процесса раздельного обучения мальчиков и девочек в одной школе.^ Гипотеза исследований – экспериментальная работа может быть основана на идее соотношения общего и особенного в обучении (В.В. Давыдова). В качестве общего выступают характеристики учения, которые связаны с содержанием обучения и логикой его усвоения. В качестве особенного – характеристики учения, связанные с индивидуальными особенностями усвоения знаний. На границе общего и особенного могут выявиться собственно гендерные характеристики.^ Результатом экспериментальной работы является разработка рекомендаций по учёту гендерных различий в условиях раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе. ^ Цель экспериментальной работы: Определение содержания и методов психолого-педагогической поддержки учебного процесса раздельного обучения мальчиков и девочек в одной школе. ^ Задачи на 2004-2007 гг.Проанализировать опыт ГОУ СОШ № 343 ВОУО, ГОУ СОШ № 1257, ГОУ СОШ № 760, ГОУ СОШ «Искусство» № 1332 с точки зрения положительных и отрицательных сторон раздельного обучения мальчиков и девочек в одной общеобразовательной школе. Этап 2004-2005 уч. годаОпределить составляющие учебного процесса, наиболее остро нуждающиеся в психолого-педагогической поддержке. Этап 2005-2006 уч. годаРазработать содержание и методы психолого-педагогической поддержки отдельных составляющих учебного процесса. Этап 2006-2007 уч. года.^ Научные консультанты: доктор психологических наук, профессор, зав. кафедры педагогической психологии факультета «Психология образования» МГППУ Гуружапов В.А.; доктор медицинских наук, профессор НИИ гигиены РАМН Куинджи Н.Н.; кандидат медицинских наук Мирская Н.Б.; кандидат филологических наук, доцент факультета «Гендерных исследований» МГУ Костикова И.В.; доктор биологических наук, зав. кафедрой нейропсихологии и нейропедагогики Института образования взрослых РАО г. Санкт-Петербурга Еремеева В.Д.; доктор педагогических наук, профессор МПГУ Попова Л.В.; доктор медицинских наук, руководитель лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования АМО Базарный В.Ф.; д.с.н., профессор Калужского социологического института Уланов В.В. Участниками экспериментальной работы стали учителя, психологи и валеологи ГОУ СОШ №343. В экспериментальную группу учителей входят: директор ГОУ СОШ № 343 и учитель ИЗО Корнеева Ж.А., заместитель директора по научно-методической работе и учитель химии Сергеева Е.П., заместитель директора по экспериментальной деятельности и учитель МХК Беляева Н.А., заместитель директора по воспитательной работе Баренбойм М.В., учителя начальных классов Ткебучава Н.Р., Толстая Е.В. и Насонова Я.В., учитель русского языка и литературы Макарова Л.П., учитель истории Плотникова О.Г., учитель географии Субботина Н.А., учитель технологии Лепехина Н.Н., учитель физкультуры Соколова Ю.Г. В экспериментальную группу валеологов вошли: д.м.н. Козловская Г.В. , д.м. н. Куинджи, к.м.н. Мирская Н.Б. В экспериментальную группу психологов вошли: доцент кафедры педагогической психологии МГППУ Мухортова Е.А., психологи Семенова М.Д., Куликова А.А. и Владимирова Е.В. Благодаря внедрению модели раздельного обучения, решались следующие задачи: 1. Воспитание нравственно здоровой, физически и духовно полноценной личности девочек и мальчиков школьного возраста: - подготовка учащихся к полноценной жизнедеятельности в соответствии с природной гендерной предназначенностью и в соответствии с условиями современной жизни через систему базового образования; - здоровое духовное развитие и формирование гендерного самосознания представителей каждого пола как естественной основы их развития; - гуманитарная и естественнонаучная направленность образования и художественно-эстетическое воспитание для девочек; - физико-математическая, естественнонаучная направленность образования и нравственно-патриотическое, физическое воспитание для мальчиков. 2. Разработка и апробация методик диагностики качеств личности школьника, соответствующих лучшим традициям гендерного развития, характеризующих уровень его: а) воспитанности; б) обученности и обучаемости; в) развития личности, которой должны быть присущи: порядочность, честность, справедливость, открытость, готовность обсуждать и выслушивать, доброжелательность и самоуважение, уважение и терпимость к людям, патриотизм и гражданственность, понимание ценности образования как пути для творчества; 3. Создание организационной модели общеобразовательной школы раздельного обучения, имеющей основные направления развития образования: • Гендеризацию - приведение образования в соответствие с возможностями, индивидуальными и природными половыми особенностями обучающихся, постановку в центр всего УВП идей раздельного обучения, создания условий для формирования детской личности в соответствии с её потребностями, запросами и интересами разностороннего развития, максимального развертывания и реализации задатков способностей и дарований. • Гуманизацию - в центр УВП ставить личность как субъект развития и образования; • Гуманитаризацию - увеличение доли гуманитарных знаний в процессе образования, формирования интересов и профориентационных запросов и склонностей. Это формирование личности, воспитание её гражданских и полоролевых качеств, обучение современным формам общения, подготовка к жизни в быстро изменяющемся мире, это введение её в систему культур: культуру организации и реализации деятельности, культуру мышления, филологическую и этическую культуру, политическую и эстетико-художественную, психологическую и физическую. Гуманитаризация пронизывает все без исключения школьные предметы. • Демократизацию - управление и реализация учебного процесса на основе широкого привлечения общественности, технологии сотрудничества школьников и педагогов, проникающей в содержание образования, так и в его формы, всё больше ориентирующиеся на реализацию в системе образования неотъемлемых прав человека, формирование духа взаимопонимания и уважения. Воспитание и образование учащихся строилось на основных принципах раздельного обучения в условиях общеобразовательной российской школы: а) принципа гендеризации обучения, где в женских и мужских классахпредусматривается возрастное и поло-ролевое изменение содержанияобразовательного поля: гуманитарно - культурологические и естественнонаучные аспекты - для девочек; физические, естественно-математические, патриотические, духовно-нравственные - для мальчиков, физическое и трудовое - по выбору и в смешанных классах; б) принципа природосообразности, так как признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятелъности, а дает возможность наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во вне учебной деятельности. Для реализации этой возможности формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения из целесообразности и могут быть разными в классах мальчиков и девочек. в) принципа патриотизма (соответствие воспитания и образования истории, характеру, традициям народа, вере в цивилизационное будущее России, особенно в мужских классах); г) принципы историзма на исторической основе через изучение истории соответствующих наук, персоналий, историческую взаимообусловленность и философскую интерпретацию событий, фактов, законов, явлений и т.д. (как одну из основ гуманитаризации образования); д) принцип воспитывающего обучения (школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности учащегося); е) принцип методической целостности учебно-воспитательного процесса. Воспитание целостной личности предполагает, что в образовательном процессе согласуются между собой: программы общей базовой системы учебно-воспитательных структур, программы, учебные планы для различных профильных дисциплин и дисциплин для полоролевого развития и обучения, преподаваемых в школе; г) принципы культуризации УВП через изучение и внедрение культурно-эстетических, нравственных и духовных, социальных и общечеловеческих ценностей как ещё одну основу гуманитаризации и гуманизации образования. При реализации гендерного подхода к обучению особенно актуальным является единство действий учителей и родителей ребенка. Взаимодействие с семьями учащихся строится на основе согласования целей, задач воспитания и обучения, и, как следствие этого,- на основе единства действий, требований, и уважения ребёнка, как представителя своего пола, как личности, на основе соблюдения его прав, как человека (Международная конвенция о Правах ребенка).Анализ экспериментальной деятельности проведен на основе отчетов и анализов председателей методических объединений и учителей экспериментальной группы, психологов и валеологов, а также на основе теоретических материалов и рекомендаций В. А. Геодакяна, И. С. Кона, В. Е Когана, В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман, В. Ф. Базарного, Н. Н. Куинджи и других. Цель экспериментальной деятельности - определение содержания и методов психолого-педагогической поддержки учебного процесса раздельного обучения мальчиков и девочек в одной школе была достигнута благодаря решению следующих задач:1. Анализ опыта работы школ ГСЭП с точки зрения положительных и отрицательных сторон раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе на этапе 2004-2005 учебного года. Для решения данной задачи в рамках ГСЭП были проведены семинары на базе школ, на которых был представлен, проанализирован и обобщен опыт работы на момент открытия экспериментальной площадки. Семинар ГОУ СОШ № 343 «Состояние инновационной деятельности школы по реализации гендерного подхода в учебно-воспитательном процессе» был направлен на раскрытие таких вопросов, как функции административной управленческой деятельности как условие определения путей развития школы, специфика преподавания учебных предметов с учетом гендерных особенностей учащихся, организация учебно-воспитательного процесса. Педагогический опыт коллектива школы был представлен на окружной конференции по теме: «Система работы образовательных учреждений по повышению эффективности использования результатов экспериментальной и инновационной деятельности в рамках реализации стратегических направлений развития образования округа» и на круглом столе: «Гендерные исследования: проблемы и перспективы» Российского философского конгресса. На первом году экспериментальной деятельности педагогическим коллективом были определены основные направления деятельности на основе анализа положительных сторон раздельно-параллельного обучения и воспитания, а именно: - организация учебно-воспитательного процесса на принципах максимального развития полоролевых особенностей учащихся позволяет достигать более высокого уровня качества преподавания и степени обученности учащихся классов раздельного обучения, что подтверждают результаты итоговой аттестации за 15 лет; - создание эффективных условий для учебно-воспитательного процесса с учётом психофизических особенностей мальчиков и девочек: в классах мальчиков создаются условия с учетом их стремления к освоению окружающего пространства, потребности в движении, оснащения кабинетов конструкторами, настольными играми и спортивным инвентарем; в классах девочек создаются условия с учетом их стремления к уюту и комфорту, потребности приложения эстетических и художественных способностей в обустройстве учебной среды; - подбор педагогических технологий, методов и приемов обучения осуществляется согласно свойственным полу особенностям и качествам, вместе с тем должное внимание уделяется компенсаторному развитию недостающих или слабо выраженных качеств для данного пола, поэтому преподавание в классах раздельного обучения ведётся с учётом возрастных, полоролевых, психофизических особенностей мальчиков и девочек; - изменение содержания образовательных программ в объеме до 15 % с учетом гендерной специфики обучения и воспитания мальчиков и девочек; - введение факультативов, кружков, элективных курсов, направленных на развитие способностей и расширение интересов мальчиков и девочек: введение в физику, военная история, этикет, риторика, мир женщины в классической литературе, хореография, спортивные игры, кулинария для мальчиков; - организация второй половины дня предполагает активное общение мальчиков и девочек между собой, совместную подготовку мероприятий с целью получения навыков общения, воспитания, взаимоуважения. В план воспитательной работы включены мероприятия гендерной направленности: «Посвящение в Дюймовочки», «Посвящение в Орлята», «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!»; - с целью качественного анализа и проектирования образовательной среды с учётом перспективы образовательной деятельности мальчиков и девочек с помощью метода психологического консилиума, который направлен на решение конкретных проблем класса или учащихся и предполагает обсуждение на основе объективных фактов и принятия решений. Процедура проведения консилиума состоит из двух частей: анализа проблемы и принятия решений; - работа с родителями осуществлялась на тематических встречах, родительских собраниях, индивидуальных консультациях, посвященным следующим проблемам: создание сообразных полу условий обучения и воспитания мальчиков и девочек в школе и семье, учёт возрастных, полоролевых и личностных особенностей учащихся, сохранение здоровья учащихся и другое; - самообразование педагогов на основе изучения научно-методической, психологической и философской литературы специальной библиотеки методического кабинета школы по проблемам гендерного образования, написание рефератов и концепций преподавания учебных предметов в соответствии с гендерным подходом к обучению и воспитанию учащихся; - обмен опытом работы внутри педагогического коллектива школы на методических объединениях, педагогических советах, круглых столах, консилиумах; опыт инновационной деятельности школы был обобщен, систематизирован и представлен в форме печатных материалов; - обмен опытом среди школ городов России, занимающихся проблемой гендерного образования на выездных конференциях и семинарах, во время посещения школ. Анализ инновационной деятельности с точки зрения отрицательных сторон раздельно-параллельного обучения и воспитания школьников выявил проблему преодоления педагогических стереотипов, поиск решения которой стал основной задачей второго года экспериментальной деятельности. 2. Определение составляющих учебного процесса, наиболее остро нуждающихся в психолого-педагогической поддержке, а именно преодоление педагогических стереотипов при раздельном обучении мальчиков и девочек в общеобразовательной школе на этапе 2005-2006 учебного года. ^ Семинар-практикум по теме: « Изучение гендерных представлений у учителей», на котором психологи Барабанова В.В. и Семенова М.Д. провели диагностическое обследование педагогического коллектива с целью изучения представлений об обобщенных образах представителей полов и образов ученика и ученицы с помощью двух методик: опросника Сандры Белом и методики «незавершенные предложения». Проведено анкетирование учителей с целью выявления стереотипов профессионального мышления учителей и воспитателей. В исследовании приняли участие 98 педагогов из пяти школ ВАО г. Москвы: школа № 760, № 343, № 708, № 795, № 891. Анкетирование позволило выявить процентное соотношение общепедагогических и личностных стереотипов (среди них гендерные, внутрипрофессиональные и родительские). Психолог Пантюшина Ю.А. обработала полученные данные и установила причинно-следственные связи, результаты были представлены на семинаре.^ Тема семинара ГСЭП: «Преодоление педагогических стереотипов при раздельном обучении мальчиков и девочек в общеобразовательной школе» была раскрыта в ходе выступления докладчиков. Директор ГОУ СОШ № 343 Корнеева Ж.А. в докладе на тему «Педагогические стереотипы и их учет в практике» раскрыла сущность, преимущества и недостатки стереотипа, а также способы преодоления стереотипов. Стереотип представляет собой относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – группы, человека, события, явления и прочего, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения опыта. Преимущества стереотипа - это функция классификатора действительности, но социальный стереотип далеко не всегда точен, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль, искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия. Определение истинности или ложности социального стереотипа обычно строится на анализе конкретной ситуации. Гендерные стереотипы усваиваются, начиная с раннего детского возраста в процессе социализации – усвоения господствующей в данной культурной среде представлений о правильном поведении, распределении способностей и обязанностей, принятии действующих архетипов и символов т. д. Итогом социализации является усвоение определенной социальной роли индивидуумом. Гендерные стереотипы функционируют как на уровне личности субъекта, так и на уровне общества. Из доклада Корнеевой Ж.А.: «Необходимо применять специальные подходы, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация ребенка, как мальчика, так и девочки. Совокупность этих подходов и можно назвать гендерной педагогикой, основной целью которой является стимуляция гендерных стереотипов, для усиления развития личных склонностей и способностей ребенка. Целью гендерной педагогики является - не стереотипное типовое смешанное образование, а педагогический процесс, базирующийся на идущих из глубины народного сознания обычаях идентификации образа мужчины и женщины, необходимых для сохранения и выживания народа». В результате обработки психологом Пантюшиной Ю.А. данных, полученных в результате анкетирования учителей, и анализа, проведенным Корнеевой Ж.А., было установлено: 1. Большинство стереотипов во всех школах признаны лишь «частично верными» (40-45%). В целом, большинство респондентов занимают двойственную позицию в оценке стереотипов, что подтверждает их неоднозначность. 2. Во всех 4-х группах респондентами больше всего отрицаются внутрипрофессиональные стереотипы. Неприятие внутрипрофессиональных стереотипов характеризует сознательное следование личностно-ориентированной педагогике, для педагогов школ с гендерным подходом к учебно-воспитательному процессу характерно более креативное решение профессиональных задач. 4. Респонденты принимают родительские стереотипы как привычные. 3. Данное исследование показало, что на систему стереотипов, сложившуюся в педагогическом коллективе, влияет концептуальная идея учреждения. Наиболее критичными в оценке стереотипов оказались педагоги школы № 343, реализующая гендерный подход к учебно-воспитательному процессу; наиболее полярные оценки стереотипов дали учителя школы № 760; конформизм и индифферентность в оценке стереотипов проявил педагогический коллектив школы № 891. Специалисты выделяют такие способы преодоления стереотипов, как увеличение объема знаний об объекте, углубленный анализ ситуации или явления, изучение и учет социальных тенденций, влияющих в конкретный временной период на носителей стереотипов. Выступления последующих докладчиков подробно освещали данные способы преодоления стереотипов в педагогической деятельности. Заместитель директора по научно-методической работе ГОУ СОШ №343 Сергеева Е.Е. в докладе по теме «Расширение объема информации об объекте как способ преодоления стереотипов» раскрывает роль информации в преодолении стереотипов и способах получения информации учителем. Полная, объективная и отвечающая современной действительности информация дает представления о состоянии и тенденциях учебно-воспитательного процесса, что выявляется с помощью проведения мониторинга по следующим направлениям: - качество и степень обученности учащихся по методике Симонова; - состояние здоровья учащихся проводят специалисты Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН; - уровень воспитанности учащихся по методике Капустина; - исследования НИИ «Прикладная статистика» предоставляют информацию о рейтинге учебных предметов, перегрузке домашних заданий, эффективном времени урока, объективности оценивания знаний, уровне тревожности; - удовлетворенность родителями и учащимися учебно-воспитательным процессом. Проведение мониторинга в течение одиннадцати лет позволило определить тенденции учебно-воспитательного процесса в классах раздельно-параллельного обучения: - степень обученности и качество знаний учащихся раздельных классов выше на 20% (средний показатель – 60%); - в раздельных классах, особенно в девичьих, наблюдается стабильность состояния здоровья, дети реже болеют и лучше переносят учебные нагрузки; - уровень воспитанности учащихся женских классов значительно выше уровня учащихся смешанных классов; - осознанный выбор родителей и сохранность контингента раздельных классов; - существуют различия и положительная динамика личностного развития мальчиков и девочек раздельных классов. Психолог Мухортова Е.А. в докладе по теме «Аналитический подход к изучению гендерных представлений учителей как способ преодоления стереотипов» дает информацию о результатах и анализе диагностического исследования гендерных представлений учителей, причинах их возникновения. Результаты проведения методики Опросник Сандры Белом показали: - педагогический коллектив школы в основном женский, поэтому педагоги видят себя более фемининными, чем маскулинными. Идеал «я» у учителей андрогинен; по феминным качествам полностью соответствует среднестатистической норме; по маскулинным качествам наши респонденты демонстрируют более высокую выраженность в образе самой себя, идеальном образе себя; к маскулинному типу среди педагогов отнесли себя 4 человека, к феминному – 7 человек, к андрогинному – 7 человек, неопределившийся тип показали 6 человек. - по мнению респондентов, мужчина должен быть в большей степени маскулинен, а женщина в большей степени фемининна, в этом проявляются гендерные стереотипы; - ученика-мальчика видят маскулинным 9 человек, андрогинным 5 человек, 10 человек описали ученика-мальчика как представителя неопределенного типа. Ученица-девочка представляется феминного типа 12-ти отвечающим, андрогинного – 10-ти испытуемым, неопределенного типа – 2-м испытуемым; - по представлениям педагогов, выраженность маскулинных качеств у учеников-мальчиков выше, чем у учениц-девочек, образы учеников в представлениях педагогов оказались полоразличимыми: девочки феминными, мальчики маскулинными, при этом несколько учителей описали неопределенный образ ученика или ученицы. Обработка полученных данных с помощью методики «Незавершенные предложения» ответов учителей были обобщены, проведен сравнительный анализ: - наиболее значимая группа качеств, выделяемая педагогами, может быть сформулирована как качества, касающиеся взаимоотношений между людьми. Это показывает значимость данной сферы для педагогов. Среди показателей в качествах, касающихся взаимодействия - доброта, доброжелательность, эмпатия; - среди неприемлемых качеств заметно выделяется такой показатель, как строптивость. Частота упоминаний того же качества, как неприемлемого у девочек весьма незначительна, процент же упоминаний данного показателя, как неприемлемого у мальчиков – самый высокий; - достаточно значимую позицию в описании ученика и мальчика занимают качества, характеризующие самооценку и уровень притязаний; - качества, связанные с познавательным процессом. Такое качество, как любознательность в образе девочки упоминается чаще, у мальчика – стремление к поиску и исследованию. Проведение диагностического обследования позволила психологам сделать следующие выводы: Гендерные стереотипы у педагогов школы 343 выражены в значительно меньшей степени по сравнению с результатами, полученными в аналогичных исследованиях. Учителя ценят в мальчиках и девочках доброжелательность, волевые качества, опрятность, ответственность, качества, полезные учебной деятельности и мыслительные способности. В девочках учителя в наибольшей степени ценят терпимость и открытость; в мальчиках - в большей степени волевые качества, особенно целеустремленность, смелость и самостоятельность. Гендерные установки педагогов имеют значительное влияние на воспитание детей, поэтому важно осознание педагогом собственных установок для того, чтобы часть из них использовать на благо в воспитании, а часть – корректировать. Психологи рекомендуют учителям руководствоваться знанием причин возникновения стереотипов как средством преодоления стереотипов на основе самоанализа педагогической деятельности в зависимости от ситуации. Изучение литературы позволило выявить причины возникновения педагогических стереотипов: - сужение информации, недоучет информации разных источников, неправомерное расширение убеждения, когда особенности расширяются до личностных характеристик; - предубеждения принимаются как руководство к действию; - возможный перенос отдельных единичных случаев на более широкий круг явлений; - недостаток внимания к индивидуальным особенностям может приводить к закреплению гендерных стереотипов, а в соответствии со стереотипом мы ждем от мальчиков и девочек появления противоположных качеств. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МПГУ Попова Л.В. в докладе на тему «Современные социальные тенденции, влияющие на формирование педагогических стереотипов» выносит на обозрение актуальную в настоящее время проблему влияния средств массовой информации на подрастающее поколение. СМИ часто используют методы подсознательного стимулирования с помощью упрощенных представлений – стереотипов, мифов, слухов, имиджа, причем муссируются бессознательность желаний и показная сексуальность как обязательный атрибут личности мужчины и женщины. В связи с этим возникает необходимость гендерного просвещения на всех уровнях системы образования, а именно: изучение материалов гендерных исследований; изучение собственных гендерных стереотипов и моделей поведения; гендерный анализ методического сопровождения учебного процесса; педагогическая рефлексия и изменение модели взаимодействия, системы воспитательной работы и предметной среды с учетом полоролевых особенностей учащихся; Для школ ГСЭП прошел семинар-практикум по теме: «Проблемы модернизации содержания обучения истории в классах девочек», транслировался опыт работы учителя истории ГОУ СОШ №343 Плотниковой О.Г. Внесение изменений в содержание образовательных программ по истории 5-9 классов с учетом гендерных особенностей девочек в объеме 15 - 20% (по согласованию с НМЦ). Подробно освещалось: выбор образовательных программ по истории, корректировка содержания программ в рамках 15%, подбор форм и методов работы в классах девочек, использование новых педагогических технологий. В программу включены темы, которые расширяют кругозор и обогащают духовно-интеллектуальную сферу девочек. В процессе изучения истории в классах девочек раскрываются личности выдающихся мужчин и женщин, их вклад в историю, рассматривается как положительные, так и отрицательные стороны личности каждого деятеля. Благодаря сравнению, сопоставлению и анализу исторических личностей и фактов их биографий с позиции историков и современников, у девочек происходят формирование правильной самооценки и представлений о возможностях самореализации в различных социальных ролях, воспитание интереса к культурным ценностям. В ходе изучения курса истории девочки активно вовлекаются в процесс познания, участвуют в совместных видах деятельности, работают над проектами, выполняют творческие задания. Состоялась научно-практическая конференция с целью трансляции опыта работы учителей экспериментальной группы ГОУ СОШ №343 внутри ГСЭП по теме: «Отбор эффективных форм и методов обучения и воспитания на основе исследования личности ребенка». Был создан и распространен сборник материалов научно-практической конференции. Опыт работы нашей школы по проблеме раздельного обучения и здорового развития учащихся был представлен на ^ Всероссийском Форуме «Образование и здоровое развитие учащихся». В секции «Параллельно-раздельное обучение мальчиков и девочек как механизм личностной ориентации отечественной школы» был представлен директором школы Корнеевой Ж.А. доклад «Раздельное образование спасает от «вторичного стресса», где освещались преимущества и достижения параллельно-раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе.^ 3. Разработка содержания и методов психолого-педагогической поддержки отдельных составляющих учебного процесса на этапе 2006-2007 учебного года. В декабре 2006 года состоялся семинар для школ Восточного округа в соответствии с планом НМЦ по теме: «Гендерный подход в образовании как средство здоровьесбережения обучающихся», на котором освещались основные достижения экспериментальной деятельности школы: проблема гендерных исследований на современном этапе, преимущества раздельно-параллельного обучения на примере анализа данных психологических исследований, здоровьесберегающие функции раздельно-параллельного обучения, результаты экспериментальной деятельности школы. Психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса мальчиков и девочек в общеобразовательной школе основана на единстве усилий психологов, валеологов и педагогов. Деятельность экспериментальной группы психологов велась по следующим направлениям: сбор теоретической и психологической информации по проблеме исследования, подготовка и проведение исследования, направленного на изучение особенностей развития мальчиков и девочек в условия раздельного обучения, разработка рекомендаций для учителей и родителей. Валеологи изучали психофизическое состояние детей младшего школьного возраста в условиях раздельно-параллельного образования для разработки рекомендаций по охране психического здоровья: обследование эмоционального статуса и психофизического здоровья детей; анализ ряда нейроиммуннологических показателей; сравнительная характеристика влияния обучения в отдельных и смешанных классах на функциональное состояние мальчиков-первоклассников; разработка практических рекомендаций для педагогов и родителей на основе полученных результатов. В ходе экспериментальной работы психологами и валеологами были определены следующие диагностические методики: - выявление динамики развития высших психических функций у учащихся 2-х классов были проведены исследования особенностей внимания и работоспособности с помощью проведения методики Тулуз-Пьерона, исследования памяти на заучивания 10-ти слов по Лурия, исследование уровня развития мышления методикой «Исследование предпосылок степени сформированности теоретического мышления», разработанной В. А. Гуружаповым; - исследования учебной мотивации второклассников осуществлено с помощью методик: проективной методики «Рисунок: я в школе» и опросника Лускановой; - изучение гендерных представлений педагогов школы с помощью опросника Сандры Белом и методикой «незавершенные предложения»; - исследование особенностей внимания и работоспособности школьников по тестовой методике Тулуз-Пьерона; - исследование агрессивности учащихся 10-х и 6-х классов опросником Баса-Дарки и методикой «Тест руки»; - выявление эмоционального отношения школьников к различным аспектам учебной жизни, общего эмоционального состояния школьников и уровня их энергетического баланса в 9-м и 6-х классах был проведен цветовой тест Люшера в переработке С. Я. Ясюковой; - изучение и обработка данных исследования познавательной сферы учащихся 6-х классов: Групповой интеллектуальный тест, методика изучения памяти Лурия. Полученные в ходе эксперимента психологами и валеологами данные позволили сделать следующие выводы о психофизическом развитии учащихся раздельных классов: - обследование выявило довольно высокий уровень школьной адаптации мальчиков и девочек раздельных классов к школьному обучению, большинство детей охотно посещают школу, испытывают устойчивый интерес к учебе, отмечается тенденция к уменьшению эмоционального напряжения (раздельные классы – 83-92%, смешанные классы – 74-60%); - качество работоспособности характеризуется неравномерностью в зависимости от времени года и фазы учебного цикла, осенью повышается и весной снижается (средний уровень работоспособности в раздельных классах – 80-92%, в смешанных классах – 50-43%), что объясняется не только нарастанием умственного утомления, но и временным весенним иммунодефицитным состоянием, обострением х^ Рекомендации психологов и валеологов: Проделанная работа позволяет рекомендовать педагогам следующее: Одобрить и углубить использование гендерного подхода к обучению и воспитанию мальчиков и девочек. Стимулировать общий и по отдельным функциям уровень психического развития мальчиков и девочек: - общий кругозор и осведомленность, - развивать пространственный, телесный гнозис и праксис (массаж, нейросенсорная коррекция, лепка, музыка, единоборства), - для снятия эмоционального напряжения и повышения самооценки, - чаще использовать индивидуальные поощрения, особенно для мальчиков, - для развития коллективного самосознания усилить или ввести дополнительные формы, стимулирующие формирование гармоничной личности ребенка (элементы самоуправления, взаимопомощи и соревновательности). Целесообразно сообщить младшим школьникам как в классах мальчиков, так и в классах девочек информацию о различных


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Литературное произведение как отражение взглядов автора
Реферат Синдром Бругада
Реферат Анализ рентабельности предприятия НПРУП Экран 4
Реферат Правовое регулирование расчетно-денежных отношений в банковской сфере
Реферат Бетон
Реферат Философия и этика позитивизма в романе Н Г Чернышевского Что делать
Реферат Дмитриев Игорь Борисович
Реферат Правовое положение осужденных
Реферат Politics Essay Research Paper Thinking about Ends
Реферат Договор на выполнение работ (подряд)
Реферат Українська відповідь на нову імперську ідеологію Кирило-Мефодіївське братство
Реферат Особенности расследования групповых и организованных преступлений
Реферат Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления
Реферат «Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что.»
Реферат Художественно-эстетическое воспитание в России в XIX веке