Реферат по предмету "Разное"


«Откуда есть пошла Русская земля?» (VI в.). Первые «Великие князья» русские (IX-Х вв.). Династия Рюриковичей. Образ жизни, обычаи, представления наших предков. Крещение Руси Владимиром (980 — 1015). Кирилл и Мефодий. Ярослав Мудрый (1019 — 1054). «Ру

Глава 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ 1Глава II. КНЯЖЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА В КИЕВЕ (1053 — 1125) 13Глава III. СТАНОВЛЕНИЕ «ПОЛИЦЕНТРИЗМА» — ПОЯВЛЕНИЕ НА РУСИ, РАЗДРОБЛЕННОЙ НА РАЗНЫЕ РЕГИОНЫ, САМОБЫТНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ 40Глава IV. МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО И ВОЗРОЖДЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ (1238 — 1480) 59Глава V. УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО (XVI в.) 84Глава VI. XVII в. — ВОЦАРЕНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ 112Глава VII. РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ: ЭПОХА ПЕТРА I ВЕЛИКОГО (1672—1725) (конец XVII — первая четверть XVIII в,) 141^ Глава VIII. РОССИЯ В ПОСЛЕПЕТРОВСКИЕ ВРЕМЕНА И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в, (1728—1801) 189Глава IX. РОССИЯ 1801—1886 гг. — ПОЛОВИНА XIX в. 287Глава X. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 373Глава XI. «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» — ПОРУБЕЖНАЯ ЭПОХА МНОГОГОЛОСЬЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ — КОНЕЦ XIX —ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX в. 446^ Глава XII. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (1917—1934) 525Глава XIII. СОВЕТСКАЯ МОНОКУЛЬТУРА В 1934—1956 гг. 578Глава XIV. 1956—1985 гг. — ХРУЩЕВСКИЕ «ОТТЕПЕЛИ» И ЗАРОЖДЕНИЕ МНОГОЦВЕТЬЯ В ИСКУССТВЕ И КУЛЬТУРЕ 599^ Глава XV. ПЕРЕСТРОЙКА (1985—1991) И НАШЕ БЕЗВРЕМЕНЬЕ 624ЗАКЛЮЧЕНИЕ 659  Глава 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ  «Откуда есть пошла Русская земля?» (VI в.). Первые «Великие князья» русские (IX-Х вв.). Династия Рюриковичей. Образ жизни, обычаи, представления наших предков. Крещение Руси Владимиром (980 — 1015). Кирилл и Мефодий. Ярослав Мудрый (1019 — 1054). «Русская Правда».   Изучение истории русской культуры обычно начинается с периода становления Руси как самостоятельного государства. Однако истоки русской культуры уходят в глубь веков, в историю славянских племен и их предков, а также русов, или россов. Наибольшей популярностью в научной литературе пользуется периодизация древнейшей славянской истории, предложенная известным исследователем Б. В. Торнунгом. В ней выделяются такие исторические периоды: 1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (V — III тысячелетия до н. э.); 2) протославяне (конец III — начало II тысячелетия до н. э.); 3) праславяне (ХV в. до н. э. — VII в. н. э.). Конец праславянского периода, т. е. V — VII вв., называется периодом великого переселения народов (начавшегося еще в IV в.), в результате которого происходит формирование южных, восточных и западных славян. Именно в этот период вокруг полянского Киева и реки Роси складывается могучий союз славянских племен, охватывающий и левобережную лесостепь до земли северян включительно. Они описываются греческими летописцами, императором Маврикием и Константином Порфирородным, и воюют с Восточно-Римской империей, начиная таким образом вековой антагонизм двух племен — эллинского и славянского, которые и ныне еще спорят о первенстве на Балканском полуострове. Первый русский летописец Нестор, монах Киево-Печерской лавры, в XII в. рассказывает о том, где именно поселились за два столетия перед тем различные племена, составившие группу среди прочих славян и получившие название славяно-русов. В ту эпоху было мало разницы между русскими и польскими славянами, но принятие двух соперничающих религий — византийской и римской, влияние противоположны цивилизаций — греческой и латинской, а также двух литератур и алфавитов создали в недрах одного и того же племени два соперничающих и враждующих народа. Славянство, выработанное ляхами, поборниками римской церкви и западного влияния, сформировалось в Польшу; славянство, выработанное варягами, приверженцами греческой церкви и византийского влияния, сложилось в Россию; но первоначально на Висле и Днепре жили только славяне, поклонявшиеся одним и тем же богам, имевшие одно и то же предание и говорившие на одном и том же языке. Это единство происхождения было разрушено соперничеством церквей и борьбой правительств. Что касается славянских языков, то и здесь нужна небольшая историческая справка. Надо отметить, что славянские языки входят в языковую семью индоевропейских языков, объединяющую индийскую, иранскую, армянскую, италийскую, кельтскую, германскую и другие группы. На основе одного из индоевропейских диалектов сформировался так называемый праславянский язык, явившийся родоначальником всех современных славянских языков. (Сейчас на них говорят свыше 290 млн. человек.) По мере расширения миграционных процессов у славян происходило разложение племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие чисто территориально-политический характер. Особенности ландшафта, где обитали племена, определяли их названия. Например, поляне — живущие в поле, древляне – живущие в лесах. Русская народность образовалась на территории, заселенной в древности племенами вятичей, полян, кривичей, радимичей, словен, северян и др. В ее образовании участвовали и неславянские племена (весь, голядь, меря, мурома), постепенно обрусевшие и воспринявшие русский язык. Своими корнями она восходит к древним славянам Восточной Европы, где на протяжении длительного периода складывалась их этническая, хозяйственная (пашенное земледелие, оседлое скотоводство, обработка металлов) общность при господстве патриархального родового строя. Хотя на территории Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока рабство было известно с древнейших времен, оно не стало основой нового общественного строя. Развитие пашенного земледелия, скотоводства и промыслового хозяйства у восточных славян способствовало производству в рамках общинного строя. Члены территориальной общины — верви — низшего звена организации непосредственных производителей, объединявших хозяйства отдельных семей, совместно владели сенокосными и местными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. Первые исторические сведения о Руси, о народе «рус», или «росс», относятся к VI в.н.э. Л. Н. Гумилев отмечает: «Как ныне установлено, славяне не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее в ЧШ в., заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского вторжения эту территорию населяли русы, или россы, — этнос отнюдь не славянский». Еще в Х в. Лиутпранд Кременский писал: «Греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos — по месту жительства» — и помещал этот народ рядом с печенегами и хазарами на юге Руси. Скудные остатки языка россов — имена и топонимы— указывают на их германоязычие. Названия днепровских порогов у Константина Багрянородного приведены по-русски: Ессупы, Ульворен, Геландра, Ейфар, Варуфорос, Леанты, Струвун — и по-славянски: Островунипрах, Неясыть, Вулнипрах, Веруци, Напрези. Бытовые навыки у славян и русов были тоже различны, особенно в характерных мелочах: русы умывались перед обедом в общем тазу, а славяне — под струей. Русы брили голову, оставляя клок волос на темени, славяне стригли волосы в «кружок». Русы жили в военных поселках и «кормились» военной добычей. Авторы Х в. никогда не путали славян с русами. Остатки актов, по-славянски — полян, объединились с этносом русов в Х в., что проявилось в образовании государства, называемого в наше время «Русь в узком смысле». Распространено мнение о привнесении термина «Русь» в Восточную Европу скандинавскими дружинниками (именовавшимися на Руси варягами). Но его первое упоминание на юге Восточной Европы в так называемом «Баварском хронографе», составленном между 811 и 821 гг., (Ruzzi — названы после хазар, обитавших между Доном и Волгой), относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается. Название скорее всего южное, неславянское и восходит ко времени ранее IX в. В этом же столетии оно выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств: «Русь» в IX в. включала помимо земли полян значительную часть территории Северского союза. Формирование русской государственности, по преданиям, начиналось в двух основных центрах — в Киеве и Новгороде. Мощный союз славянских племен сложился в Среднем Поднепровье в VI в. Поляне под предводительством Кия и его братьев Щека и Хорива заложили городище, позднее выросшее в город Киев. Находящийся на пути днепровской магистрали, защищенный от набегов степняков обширными лесостепными пространствами, Киев стал центром процесса интеграции восточнославянских племен в южной полосе. Известно также, что первым князем у северных племен был Рюрик, которого пригласили на княжение ильменские славяне «из-за моря». В «Повести временных лет» указывается 862 г. как год «призвания» норманнского «конунга» (князя) Рюрика. Рюрик был варяг из этноса руса. Он принял предложение «Гостомысла» или «партии гостомыслов». Истощенные раздорами и междоусобицами русы решили сами призвать себе варягов. Вот как пишет об этом Нестор: «Поищем себе, — сказали они, — князя иже бы володел нами и судил по праву». Тогда, продолжает Нестор, «реша Руси чудь и славяне (Новгород) и кривичи все: земля велика и обильна, а наряда в ней нет, да пойдете княжить и володеть нами!» Здесь уместно отметить, что вопрос о варягах — довольно сложный и вместе с тем спорный. Одни считают, что варяги — это славяне, другие, что варяги — это изгнанные из отечества как славяне, так и скандинавы. Неудивительно поэтому, что часто русов называли тогда также варягами, а в первых русских законах можно без труда увидеть сходство со скандинавскими законами — в Русской Правде Ярослава в первую очередь. Норманнский конунг Рюрик прибыл к русам со своими братьями Синеусом и Трувором. В переводе скандинавские имена братьев означают: Миротворный, Победоносный и Верный. Собрав «своих братий и семейства», т. е. дружины, они переплыли Балтийское море и расположились по окраинам территории, которую им предстояло защищать. Часто варяги ассоциируются с викингами. Действительно, в это время, примерно в ЧШ в., началось и затем развилось в IX в. новое явление — движение викингов. Позднее, в IX в., они обосновались в Северной Франции — теперь это Нормандия. Викинги боялись смерти, но скрывали это друг от друга, наедаясь перед битвой опьяняющими мухоморами. Методы химической стимуляции применялись даже в Средней Азии: басмачи перед атакой натирали ноздри коней опиумом, а сами накуривались анашой, притупляющей чувство страха. Итак, Рюрик построил на земле словен город Ладогу, а его братья Синеус и Трувор обосновались в Изборске и на Белоозере. Новгород объединял северные славянские племена системой торговых путей, рек и волоков. Через него проходил путь «из варяг в греки». Через него же по Волге и ее притокам, через Каспийское море пролегали торговые пути в Среднюю Азию и в арабские страны. Таким образом, в середине 1 тысячелетия н. э. существовало два самостоятельных, независимых друг от друга региона восточных славян с различными культурными традициями, языковыми диалектами, экономическими связями, поклонением различным языческим божествам. Существенно различались и формы складывающейся государственности: вечевая форма на севере и автократическая на юге. В 864 — 869 гг. Киеву, где сидели русские каганы (правители) Дир и Аскольд — прямые потомки Кия, а вовсе не сбежавшие от Рюрика конунги, были подчинены Полоцк и Смоленск. Нанятые Рюриком варяги захватили Киев, почти не встретив сопротивления, убив только двух правителей. Киев был захвачен для сына Рюрика, называемого в летописи Игорем Старым. (Может быть, потому, что его первенец — Святослав родился у него, когда Игорю было 60 лет.) История становления Руси как самостоятельного государства связана с взаимодействием славяно-русов с соседними народами. На Западе они соприкасались с кельтскими и германскими племенами, на северо-западе — с балтийскими, на северо-востоке — с финскими и угорскими племенами, на юге — с Византией. Культура разных племен и народов накладывала отпечаток на славяно-русские племена, испытывая их взаимовлияние. В силу этого русская культура приобретала черты «общеевропейскости и общечеловечности, которые в силу ряда благоприятных причин дожили до нашего времени». В 1982 г. в Бухаре среди средневековых астрономических книг нашлась рукопись на персидском языке, в которой содержится рассказ о Руси первой половины IX в. Сообщается, что это — обширная страна, а ее жители не- покорны, держатся вызывающе, воинственны... Эта страна чрезвычайно богато одарена природой всем, что необходимо. Одна часть их (русов) — рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба (Киев) расположен в приятной местности. Он — место пребывания царя. Там (в Киеве) выделываются разнообразные и ценные мечи. В IX в. местные княжения восточных славян объединились в Киевское государство, аналогичное каролингскому на Западе. Во второй половине XI в. Киевская Русь так же, как двумя столетиями раньше империя Карла Великого, пережила процесс феодального раздробления. Русь стала типичным феодальным государством — конгломератом княжеств. О русах VI в. пишут, что «это мужи огромного роста». Арабы сообщают о русах: «Они были высоки, как пальмы». Позднее, в IX — Х вв., восточные авторы описывали русов так: «Русы мужественные и храбрые... Ростом они высоки, красивы собой и смелы в нападениях». Император Маврикий отмечал терпеливость русов, которые могут часами сидеть в засаде, погрузясь в воду и дыша при помощи тростника. По словам Льва Диакона, видевшего русов в битве, они держались плотной массой и были похожи на медную стену, усеянную копьями и сверкавшую от щитов. От них слышались сдержанные клики, ропот, напоминавший шум моря. Огромные щиты закрывали их до земли, и когда они обращали тыл, то закидывали эти щиты на спину и делались неуязвимыми. Они, как и норманны, в пылу битвы не помнили себя, никогда не сдавались, потерпев поражение. Убежденные в том, что в загробной жизни павшие под ударами врага осуждены служить ему, они распарывали себе животы. Греки издавна ценили храбрость русов и нанимали их к себе на воинскую службу. Под именем русов или варягов они составляли собственную гвардию императора и занимали достойное место во всех византийских армиях. В походе на Крит (902), например, участвовало семьсот русских; в Ломбардской экспедиции (925) — четыреста пятьдесят, в греческом походе (949) — пятьсот восемьдесят четыре. Русские варяги охотно нанимались в дружины к иноземным нациям, в том числе в Византию". Вместе с тем летописи единогласно славят гостеприимство славяно-русов: путешественника они встречали с радостью, а уходя из дома, оставляли дверь открытой и готовую пищу для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали славяно-русов, которые не угрожали им ни воровством, ни разбоем. Преемник Рюрика Олег, по одной версии — скандинав, по другой — представитель местной знати, в 882 г. захватил Киев — центр Руси и подчинил себе другие племена словен: древлян — в 883 г., северян — в 884 г., радимичей, плативших до этого дань хазарам, — в 885 г. Это государство в целом в Х в. носило название «Русь» или «Русская земля» и распространялось с региона Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям. Примерно в IX в., ко времени уже довольно широких деловых операций с участием арабских, византийских и западно-европейских купцов, возрастает значение Киева как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Транзитная торговля через Южную Русь еще более оживилась, после того как норманны и венгры перекрыли пути по Средиземноморью и Южной Европе. В самом Киеве деловые отношения развивались в тесной связи с церковной жизнью. В дни религиозных праздников, а также по выходным дням в соборы, церкви и монастыри стекалось множество людей, среди которых было очень удобно рекламировать свой товар. На первых порах торговля проходила прямо в храмах. Позднее она была вынесена на обширные прицерковные площади. В день ее открытия перед храмом поднимался крест или флаг. Это означало, что торг охраняется церковью или княжеской властью. Пользоваться собственными весами торговцам не разрешалось. Официальные меры длины (локоть и т. д.), а также коромысловые весы хранились в церквях под их надзором. Волжский путь занимал важнейшее место во внешней торговле Руси и по времени сложился ранее, чем другие. Однако с IX в. для русских купцов заметно возрастает значение черноморской торговли. «Великий путь из варяг в греки», проходивший через Неву, Ладожское озеро, Волхов, Ловать и Днепр, играл особую роль в развитии торговых связей с Константинополем. Первой известной политической акцией Древнерусского государства было посольство в Константинополе (древнерусское название — Царьград) — столице Византийской империи, наиболее могущественного государства Восточного Средиземноморья и Причерноморья. В 907 г. киевский князь Олег (882 — 912) привел морем и сушей флот из 2 тыс. лодок к столице Византии Царьграду. Результатом похода, при котором были опустошены окрестности Константинополя, было заключение в 907 и 911 гг. двух выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные древнерусской летописью начала ХП в. «Повесть временных лет», — самые древние памятники русской дипломатии и права. А сам русско-византийский договор 911 г. является первым русским памятником славянской письменности. Имя Олега окружено чудесными легендами о необыкновенной находчивости, храбрости и мудрости князя, прозванного народом Вещим. И не без оснований: за короткий срок он достиг по суше ворот Царьграда на лодках, приделав к ним колеса и оснастив их парусами. Увидев гонимые ветром челны у стен своего города, Лев VI Мудрый страшно напугался и немедленно согласился заплатить дань. Но греки решили избавиться от русских, предложив им отравленные яства. Олег прознал об их вероломстве и наложил тяжелую дань на греков, заключив с ними выгодный торговый договор. В знак победы он повесил свой щит на знаменитых Златых вратах. До нас дошла легенда о том, что один кудесник предсказал Олегу смерть от его любимого коня. Олег послушал кудесника и запретил когда-либо давать ему этого коня. Через пять лет, когда Олег узнал о том, что конь его умер, он решил попрощаться со своим верным боевым товарищем и посмеяться над невежеством и обманом кудесника. Но из черепа коня выползла гробовая змея и смертельно ужалила Олега в ногу. Преемник Олега киевский князь Игорь (Старый, согласно летописи — сын Рюрика, 912 — 945) в 941 г. совершил новый, теперь уже третий по счету поход на Константинополь. Побежденный с помощью греческого огня, Игорь все-таки сумел собрать силы и вновь пойти в поход на оставленный им Царьград. Текст заключенного тогда в 944 г. договора также сохранился в летописи. Сам же Игорь на обратном пути был убит древлянами, с которых он по пути в Византию собрал дань. После гибели Игоря государством правила его вдова княгиня Ольга (945 — 964). Ольга поддерживала мирные отношения с Византией. В 946 или 957 г. (этот вопрос спорен) она совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Авторитетные исследователи, однако, считают, что Ольга приехала в Царьград уже крещеной, со своим духовником Григорием, а крестилась она якобы еще в Киеве в 957 г. В связи с этим актом существует много легенд. В 1996 г. появились и новые данные исторических исследований, позволяющих утверждать, что Ольга получила крещение еще при рождении, так как она якобы не из Пскова, а родилась в императорской византийской семье и приезжала в Константинополь просто навестить своих близких. Во всяком случае, записи об акте ее крещения там нет, хотя о пышном и теплом приеме императором Константином Порфирородным есть несколько упоминаний. Как сообщает Нестор, на приеме у Константина Багрянородного Ольга была так «красива лицом», что базилевс влюбился в нее, а ей уже было тогда 62 года! Неудивительно, что, когда Ольга была моложе, ей было в 946 г. 54 года, князь Мал не просто влюбился в нее, но и довольно настойчиво сватался. Похоже, что первой заботой Ольги, оставшейся в сущности своей язычницей, была языческая месть древлянам за смерть мужа. Лев Диакон сообщает, что Игорь, захваченный в плен, «был привязан к двум деревам и разорван на две части»". Нестор подробно рассказывает, как древляне посылали к Ольге два посольства, чтобы умилостивить ее, и предложили ей брак с их князем Малом. Но она хитростью погубила их, одних зарыв живыми, а других уморив в бане. Осаждая их город Коростень, Ольга предложила им мир с условием дать ей в окуп по три голубя и по три воробья от каждого дома. Привязав к лапкам птиц горючую смолу, она выпустила их и они, прилетев к себе домой в деревянный город, подожгли его. Город выгорел весь дотла, и Ольга, наконец, часть коростенцев перебила, а оставшихся обратила в рабство. Несмотря на свою жестокость, Ольга тяготела к христианству и пыталась уговорить вначале Игоря, а потом сын; Святослава принять крещение. Князь Святослав родился в 942 г. Его отцом был князь Игорь, и в этом 942 г. ему было более 60 лет, а его жене Олыч было 49 — 50 лет. Святослав был их первенцем. Ольга с сыном жила не в Киеве, а в Вышгороде, где «кормильцем» Святослава, т. е. учителем, был некто Асмуд, а воеводой — его отец Свенельд. Установленная княгиней Ольгой дружба Киева с Констан тинополем была полезна для обеих сторон. Еще в 949 г. 60C русских воинов участвовали в десанте на Крит, в 962 г. русы сражались в греческих войсках в Сирии против арабов. После гибели князя Игоря, когда князем стал его малолетний сын Святослав, регентшей была его мать, Ольга, а главой правительства Свенельд. И позднее, когда 15-летний сын Ольги Святослав начал ходить в походы, княгиня возглавляла правительство. До самой своей кончины в 969 г., когда княгине Ольге было 76 лет, она была очень деятельной. Она воспитывала внуков и управляла государством, так как Святослав предпочитал ходить в походы. Понимая важность акта крещения, Ольга убеждала в этом и Святослава. Но Святослав (957 — 972) был непоколебим и объяснял свое нежелание тем, что его дружинники будут смеяться над ним. Поведение Святослава понятно, если иметь в виду, что княжеская дружина представляла собой вольное военное товарищество. Дружинники — свободные люди, и отношения их к князю определялись вольной службой и верностью. Нестор хвалит прямоту Святослава и его честность. Предполагая воевать с кем-нибудь, Святослав посылал им сказать: «Иду на вас!» Лев Диакон, присутствовавший при заключении Доростельской капитуляции Святослава со своим врагом императором Цимиахимием, описывает Святослава так: он был среднего роста, но крепкого телосложения, с широкой грудью, толстой шеей, голубыми глазами, густыми бровями, плоским носом, длинными усами, короткой бородой, на обритой его голове была оставлена прядь волос как признак его благородного происхождения, в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Испуганные поражением русских князей Аскольда и Дира и испытывая благоговейный страх перед христианской святыней патриарха Фотия, русы, как сообщают византийские летописи, «отправили послов в Константинополь просить крещения». Тогда император Василий Македонянин прислал к ним архиепископа Фотия, который совершил перед ними чудо: ввергнул Евангелие в пламя, но огонь не коснулся святой книги. Так Аскольд волей случая оказался первым христианским русским князем, отсюда и благоговение к его могиле и к его памяти, а 867 г. вошел в историю как год частичного крещения Руси Фотием. Так или иначе христианство Ольги осталось незамеченным на Руси, а масса дружинников питала только отвращение к христианству. Тем более что в дружину нередко приглашались норманны — варяги, славившиеся в те времена своим воинским искусством и агрессивным нравом. Не случайно поэтому при княжичах в числе воспитателей-советников и воевод были варяги. У Игоря воспитателем и воеводой был варяг Олег, у Святослава — тоже варяг Свенельд, у Владимира (сына Святослава) эту роль исполнял его дядя по матери — Добрыня. Надо отметить, как пишет Л. Н. Гумилев, что старшее поколение носит скандинавские, а младшие — славянские имена, т. е. теперь вся власть сосредоточилась в руках славян либо ославяненных россов. На Руси восстановлены традиции и тот путь, по которому она двигалась до варяжской узурпации.    Глава II. КНЯЖЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА В КИЕВЕ (1053 — 1125)^ Его «Поучение». Культура Киевской Руси. Падение Киева (1169). Междоусобицы. Нестор: «Вся земля наша Велика и обильна, о нарядав в ней нет».   Святослав оставил трех сыновей: Ярополка Киевского, Олега Древлянского и Владимира Новгородского. Но мира между братьями не было. В одном из междоусобных боев Ярополк погубил Олега, но, в свою очередь, погиб от руки Владимира. Владимир, влюбившись в беременную невесту Ярополка, взял ее себе в жены и стал киевским князем (980 — 1015). Владимир стремился объединить все земли русские в единое государство. Однако упрочению централизованных начал препятствовали различные факторы: антикиевские настроения местных княжеских династий, постоянная угроза внешних нашествий, сложность отношений с соседней Византией и другими христианскими странами Европы, соперничество с Новгородом и др. Древнерусский политеизм представлял собой не только серьезные препятствия для налаживания с другими странами экономических связей и культурного общения. Многобожие оставалось препятствием и на пути консолидации племенных союзов в единое национальное объединение. Жители каждого региона поклонялись своим богам, враждебно относились к божествам соседей. Язычество закрепляло патриархально-племенные отношения: кровную месть, многоженство, обычаи человеческих жертвоприношений, сжигание жен вместе с умершими мужьями, рабство и т. п. Князь Владимир предпринял попытки создать пантеон, в котором были бы представлены божества разных земель и народов, живших в пределах Древней Руси. Но когда эта попытка не увенчалась успехом, он решил объединить их религией с единым, лишенным этнических признаков Богом, религией, стирающей прежние родоплеменные отношения и традиции и утверждающей принцип единения исключительно по вероисповедальному признаку. При выборе религии князь Владимир мог ориентироваться на мусульманский Восток, иудейских хазар, католический Рим и православную Византию. В силу сложившихся экономических, военных и социально-политических отношений выбор был сделан в пользу византийского православия. Предыстория православия или христианства такова, что с момента своего появления оно преследовалось в Европе вплоть до начала IV в., когда римским императором стал Константин. Существует предание о том, что Константину пришлось воевать за Рим. Накануне сражения он и его свита увидели чудесный знак креста на небе, а ночью Константину было видение Спасителя, и он велел всем своим воинам сделать знак креста на шлемах и на щитах. Победив своего соперника, Константин сам стал христианином. Он отменил все преследования христиан, построил христианский храм в Риме и созвал Первый вселенский церковный Собор в городе Никее в 325 г., положивший начало союза трона и алтаря, духовной и светской власти. Более 300 епископов съехались и сошлись весной этого года в Никее. Чтобы Константин мог присутствовать на этом соборе, императору был пожалован чин диакона, так как миряне на собор не допускались, а обряд официального крещения Константин тогда еще не прошел. Император Константин сделал своей столицей город Византию, или Истамбул. Византия пробыла столицей Восточной империи около тысячи лет, в то время как Рим оставался столицей западной части империи. Византия стала центром православной культуры, искусства, богословия. Император Юстиниан построил в ней замечательный величественный храм Святой Софии, который стоит до сих пор и который посетили послы князя Владимира при выборе религии для Руси. Вот как о выборе религии Владимиром рассказывает Нестор: с тем, чтобы узнать, какая из религий самая лучшая, были отправлены послы к мусульманам, евреям, католикам и к православным. Владимиру не понравился ни ислам, предписывающий обрезание и запрещавший вино («Руси есть веселие пити, — заметил Владимир, — не можем без того бытие), ни иудейство, последователи которого изгнаны из своего отечества, ни католицизм своим аскетизмом. Что же касается христианства, то вернувшиеся из Константинополя послы были в полнейшем восхищении. Великолепие Софийского храма, блеск священных одежд, пышность церемоний с присутствием императора со всем своим двором, патриарха с многочисленным духовенством, фимиам, стройность песнопения — все это сильно подействовало на воображение русов. Последние сомнения Владимира рассеялись, когда бояре сказали ему: «...а ще бы лих закон греческий, то небы баба твоя прияла Ольга яже премудрейша всех человек». Действительно, о христианской вере наши предки знали и раньше. В Крыму, например, жило много христиан еще в I в. после Рождества Христова. Гораздо больше узнали наши предки славяне о христианской вере из-за двух братьев гpeков — Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий хорошо знали славянский язык с детства, так как отец их был правителем в греческом городе Салоники, а там жило много славян, взятых в плен греками во время их постоянных войн со славянскими племенами. Оба брата получили хорошее образование, и перед ними открывалась блестящая карьера. Но они предпочли уйти из мира и стать монахами. Став служителями церкви, они начали проповедовать христианство в странах, не знавших христианской веры. Когда византийский император захотел послать их проповедовать Христа болгарским славянам, Кирилл и Мефодий ответили ему: «Проповедовать без книг людям, которые не умеют читать, это как пальцем по воде писать». Братья после этого уединились на некоторое время в монастыре и составили славянскую азбуку. С ее помощью они перевели на славянский язык Евангелие. На славянском языке братья стали проповедовать Христа славянам и по-славянски совершать богослужения. Древняя русская летопись рассказывает о том, как приняла христианство княгиня Ольга, прозванная Мудрой. О христианстве Ольга знала и от учеников Кирилла и Мефодия, и от католических епископов, приезжавших из западных стран. На Западе все богослужение велось на латинском языке, и Ольга предпочла принять православную веру на родном для нее языке. Так не позднее конца IX — начала Х в. на Руси распространяются славянские азбуки, изобретенные Кириллом и Мефодием, — кириллица и глаголица. Эти азбуки были приспособлены к сложным звукам славянского языка. Первоначальное распространение они получили в западнославянском государстве — Великой Моравии, а затем проникают в Болгарию и на Русь. В видоизмененной форме кириллица является современной русской азбукой. Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский богослужебные книги, первая из которых — Евангелие. Впервые славяне, и русский народ в том числе, вместе с крещением смогли определить и осознать свое место в христианском мире. Стремясь укрепить мирные отношения с Византийской империей, князь Киевского государства Владимир решил при нять христианство и жениться на византийской царевне Анне.^ Крещение Владимира и его брак с наследницей римских императоров были совершены в завоеванном им Корсуне (Херсоне). Это последний город на Руси, бывший еще во власти Византии. Взятые им в Киев священники были его пленниками; церковные украшения, мощи, которыми он обогатил и освятил свою столицу, были его добычей. Возвратясь в Киев в 988 г., Владимир повелел всем своим подданным принять христианство. Привезенные им из Корсуна византийские священники совершали обряд крещения населения. Крестившись в 987 г., Владимир таким образом примирил с собой своих воинов-дружинников и с их помощью спас от гибели Васи- лия IF. Летописи рассказывают, как проходил обряд крещения на Руси. По приказанию Владимира киевляне обоего пола, господа и рабы, старики и дети, входили в священные воды Днепра — теперь освященной древнеязыческой реки, а rpeческие священники, стоя с Владимиром на берегу, читали над ними молитвы крещения и давали имена крестившимся. Деревянные изображения языческих богов сжигали или бросали в реку. Многие язычники не хотели расставаться со своими богами. Они плакали, отказывались креститься, избивали священников, но их силой заставляли принимать новую религию. В 989 г. Владимир крестил и новгородцев в Волхове. Низвергнутый Перун будто бы вопил: «О горе! Ох мне! Достахася немилостивым сим рукам». Близкий к Новгороду Чернигов был крещен только в 992 г. Приняв христианство, киевский князь Владимир принял, и византийскую культуру, которая слилась с языческими обычаями славяно-русов, но как более сильная на первых порах их заслонила. Однако процесс обрусения византийского стиля выявился рано и весьма энергично — это позволяет предполагать, что у восточных славян, а вернее — славяно- русов уже раньше была своя достаточно развитая культура. Они имели довольно широкие торговые сношения преимущественно с Азией. В одном из городищ были найдены восточные монеты, относящиеся к 699 г., т. е. за 2 столетия до призвания варягов. А близ Новгорода был найден сосуд с монетами на сумму около 7 тыс. рублей, что свидетельствует о том, что еще в VII в. славяно-русы обладали звонкой монетой. Но главным образом на Руси все-таки имели хождение восточные серебряные монеты, реже византийские. При князе Владимире Святославиче (980 — 1015) стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам — гривнам. Со времен Киевской Руси и до конца XVIII в. элиту русского купечества составляли «гости». Уже в договорах князей Олега и Игоря с византийцами этот термин распространяется на крупных купцов, торговавших за пределами Руси. Мечи, выработанные у славяно-русов, пользовались славой даже у арабов. Нестор рассказывает, что хазары наложили на полян дань, состоявшую из мечей. Когда последние принесли это оружие своим победителям, то хазары пришли в ужас. «Наши мечи, — сказали они своим князьям, — имеют только одно острие, а эти обоюдоострые. Надобно опасаться, что этот народ некогда возьмет дань с нас и других народов». Полагают, что германцы заимствовали у славяно-русов плуг и что немецкое «Pflug» происходит от русского «плуг». Раскопки курганов и почвы городищ доказали, что славяно-русы обладали более высокой степенью цивилизации, чем предполагал Нестор. Археологические раскопки свидетельствуют о высоком уровне художественного ремесла и строительства. Дохристианская Русь знала литье и чеканку, керамику и вышивку, владела тонким мастерством эмалей. Она производила искусные ювелирные вещи — бронзовые амулеты и украшения, звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны (древние серьги и ожерелья, осыпанные «зернью», увитые сканью). В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры — славянский вариант поздневарварского «звериного стиля», следы языческой мифологии славян, почитавших бога — громовержца Перуна, бога Велеса — покровителя скота, Берегиню — мать всего живого и многих стихийных природных божеств. У славяно-русов, так же как и у народов Древней Греции, было много богов: Сварог — бог неба и огня, Ярило — бог солнца, Перун — бог грома и молнии, Стрибог — бог ветра и т. д. Наши предки верили, что всюду есть могущественные правители — добрые и злые духи: в лесу — леший, в воде— водяной с русалками, в доме — домовой. Были также волхвы, или гадатели, как татарские шаманы, советы которых, повидимому, пользовались особенным вниманием. В основании религии славяно-русов, как и других арийских народов, лежала природа с ее явлениями, т. е. язычество было своего рода формой освоения человеком природы. Вообще у них было две категории божеств — одни олицетворяли природу, а другие — души предков, одни — добрые, другие — ужасные и зловредные. Вначале пос


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Gross Rosen Essay Research Paper Life has
Реферат Бухгалтерская отчетность-источник финансового анализа
Реферат Понятие и виды источников иудейского права
Реферат ECommerce And EDI Essay Research Paper According
Реферат 11) [Текст]: научно-аналитический журнал (издаётся с 2007 г.)
Реферат Законодавчо-нормативна база керування документацією в Україні
Реферат Виртуальная политика: постановка проблемы
Реферат Christianity Crisis Essay Research Paper There was
Реферат Проблемы глобализации в системе международного культурного обмена
Реферат KKK Essay Research Paper A living organization
Реферат Физиологические особенности лошади
Реферат Анализ рассказа ИСТургенева Свидание
Реферат 7 и 8 ноября 2008 года в Кинешемском драматическом театре имени А. Н
Реферат 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время
Реферат 12. Понятия человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность