Реферат по предмету "Разное"


«Народная художественная культура»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНКУЛЬТУРЫ РОССИИФедеральное государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ«УТВЕРЖДАЮ»:Директор института_______________________ /В.И.Семенова./__________ _____________ 2011 г.ИСТОРИЯ КИНОучебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям «Народная художественная культура», «Хореографическое искусство» , «Актерское искусство», «Социально-культурная деятельность».^ «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:Автор работы _____________________________/Н.П.Соколова/«______»___________2011 г.Рассмотрено на заседании кафедры истории, искусствоведения и музейного дела), Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.^ «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:Объем ______стр.Зав.кафедрой ______________________________/В.И.Семенова./«______»___________ 2011 г.Рассмотрено на заседании УМК института изобразительных искусств и музейных технологий,.Соответствует ФГОС ВПО (СПО) и учебному плану образовательной программы.«СОГЛАСОВАНО»:Председатель УМК ________________________/О.Ю. Евсеева/«______»_____________2010 г. «СОГЛАСОВАНО»Директор научной библиотеки_______________/Н.П. Соколова/«______»_____________2008_г.Рецензент: Т. И. Борко, доктор философских наук, профессор ТюмГУ. История кино: учебно-методический комплекс / автор-составитель Н. П. Соколова; Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий, кафедра истории, искусствоведения и музейного дела Оглавление Пояснительная записка 5^ Тематический план курса «История кино» 7Тематический план курса «История кино» 8Содержание курса 9Конспект лекций 12Введение. Основы киноискусства 12Часть I. Основы теории кино 16Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса 161.1. Особенности языка киноискусства 16Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства 27Часть II. История кино 32Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка 32Раздел 1. Первые шаги европейского кино 32Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг. 34Раздел 3. Начало кинематографа в России 36Тема 2. 1920-е: Время, вперед! 39Раздел 1. Рождение и взлет советского кино 39Раздел 2. Экспериментаторство в Европе 43Раздел 3. Американское кино 20-х годов 49Тема 3. 1930-е: Опасная игра 56Раздел 1. Золотой век Голливуда 56Раздел 2. Европейское кино 72Раздел 3. Веселые дни советского кино 85Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности 95Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции 95Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран 107Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино 116Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт 122Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы 145Тема 7. 1990-е: Возможно все 155Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века 169Библиографический список 177Справочная литература 177Основная литература 178Контрольные вопросы 181Темы рефератов 182Приложения 185Периоды (этапы) истории киноискусства 185Основные этапы развития киноязыка 185Лучшие фильмы всех времен и народов 186Список 100 лучших фильмов 187Лучшие фильмы по Сьюзен Зонтаг 188Лучшие мюзиклы 190Лучшие романтические комедии 190Кино в Интернете 195Журналы о кино. Кино в журналах 197Выдающиеся историки и теоретики кино 198 ^ Пояснительная записка Возникновение кинематографа явилось закономерным этапом в истории художественной культуры человечества. Обладая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки», кинематограф отвечал потребности в синтетической форме творчества, расширяющей потенциал образной выразительности. Кино – это не только искусство, но и средство информации, документатор, фиксатор событий, своеобразный архив. А также средство массовой коммуникации, являющееся важнейшим фактором социальной жизни. Эти функции кинематографа, проявившиеся с самого раннего периода, стали особенно очевидны в современной культуре ХХI века. Кино остается лидирующим видом искусства. Педагоги, социологи, психологи, культурологи России единодушно отмечают тот факт, что на рубеже XXI века произошла окончательная переориентация молодежной аудитории от печатного текста к аудиовизуальному. Исследователи сравнивают ситуацию, в которую попала современная российская молодежь, с «девятым информационным валом», последствия которого трудно предугадать. Поэтому столь актуальным является решение внедрения в образовательную практику российских школ, колледжей и вузов системы медиаобразования. Под медиаобразованием понимается процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей индивида, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Повсеместное распространение медиа и появление новых информационных технологий, по мнению теоретиков и практиков медиаобразования, позволяют в современных условиях успешно применять и развивать практически все существующие отечественные модели медиаобразования, интегрировать и синтезировать их. Примером подобной интеграции указанных моделей может служить данный курс «История кино». В 2005 г. произошел настоящий прорыв в отечественном киноведении. Впервые одновременно вышло два учебника: «История зарубежного кино (1945–2000)» и «История отечественного кино». Основательные учебники, написанные ведущими российскими киноведами, в первую очередь адресованы студентам кинематографических вузов, изучающим подобный курс в течение нескольких учебных семестров. Данный учебно-методический комплекс предназначен для более широкой студенческой аудитории. Более того, в комплексе дана попытка культурологического подхода к истории и теории кино, при котором эволюция кинематографа рассматривается в многообразном культурном контексте. Представленный материал организован исходя из хронологически-исторического принципа. Границы этапов кинопроцесса совпадают с социальными рубежами. Вертикальное хронологическое построение курса дополняется горизонтальными срезами, рассматривающими историю различных национальных кинематографий. При подготовке комплекса учитывался государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Особое внимание уделено не только специфике кино, но и межпредметным связям – с культурологией, эстетикой, историей театра, изобразительным искусством, музыкой, историей танца. Курс предусматривает чтение лекций, просмотр видеоматериалов, выполнение творческих работ, подготовку докладов, самостоятельную работу над источниками и литературой. Для студентов специальности «Народная художественная культура» и «Хореографическое искусство» курс рассчитан на 34 аудиторных часа, для студентов специальностей «Актерское искусство» и «Социально-культурная деятельность». Курс завершается зачетом. История кино многослойна. Она включает в себя историю развития кинотехники и системы кинопроизводства, становления киноязыка, теории кино и самой концепции искусства экрана. Вряд ли возможно написать абсолютно полную историю кино, поэтому автор-составитель оставляет за собой право отбора материала. Это относится и к отдельным страницам истории кино, и к персоналиям художников кино.^ Тематический план курса «История кино» ^ Количество часов Наименование разделов и тем курса Всего В том числе Лекции Семинары ^ Введение. Основы киноискусства 2 2 – Часть I. Основы теории кино Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса 2 2 – Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства 2 2 – Часть II. История кино Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка 2 2 – Тема 2. 1920-е: Время, вперед! Раздел 1. Рождение и взлет советского кино Раздел 2. Экспериментаторство в Европе Раздел 3. Американское кино 20-х гг. 6 2 2 2 6 2 2 2 – – – – Тема 3. 1930-е: Опасная игра Раздел 1. Золотой век Голливуда Раздел 2. Европейское кино Раздел 3. Веселые дни советского кино 6 2 2 2 6 2 2 2 – – – – Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино 62 22 62 22 –– –– Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт 2 2 – Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы 2 2 – Тема 7. 1990-е: Возможно все 2 2 – Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века 2 2 – Всего по курсу: 34 34 – ^ Тематический план курса «История кино» ^ Количество часов Наименование разделов и тем курса Всего В том числе Лекции Семинары ^ Введение. Основы киноискусства 2 2 – Часть I. Основы теории кино Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса 4 2 2 Тема 2. Виды и жанры современного киноискусства 4 2 2 Часть II. История кино Тема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка 4 2 2 Тема 2. 1920-е: Время, вперед! Раздел 1. Рождение и взлет советского кино Раздел 2. Экспериментаторство в Европе Раздел 3. Американское кино 20-х гг. 12 4 4 4 6 2 2 2 6 2 2 2 Тема 3. 1930-е: Опасная игра Раздел 1. Золотой век Голливуда Раздел 2. Европейское кино Раздел 3. Веселые дни советского кино 12 4 4 4 6 2 2 2 6 2 2 2 Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинности Раздел 1. Европа: Новые реалии и старые традиции Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского кино 124 44 62 22 62 22 Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт 4 2 2 Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы 4 2 2 Тема 7. 1990-е: Возможно все 4 2 2 Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI века 2 2 – Всего по курсу: 64 34 30 ^ Содержание курса Введение. Основы киноискусстваОпределение кино. Этимология основных терминов. Синонимический ряд. Границы основного объекта курса. Киноискусство в системе координат современной культуры: эстетика, аудиовизуальная (экранная) культура, массовая культура, медиакультура, средства массовой коммуникации, семиотика.^ Часть I. Основы теории киноТема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцессаРаздел 1. Особенности языка киноискусстваХарактеристика основных элементов языка кино: изображение, цвет и звук, композиция, кадр, ракурс, план, виды передвижения съемочного аппарата, монтаж. Виды монтажа.^ Раздел 2. Организационная структура кинопроцессаКиноиндустрия. Кинопроизводство. Киногруппа. Киностудия. Кинопроцесс. Периоды современного кинопроизводства. Основные кинематографические профессии: режиссер, продюсер, сценарист, оператор, композитор, художник, актер. Выдающиеся представители кинематографических профессий: сценаристы (Чарли Кауфман, Юрий Арабов, Тонино Гуэрра и др.); операторы (Эдуард Тиссэ, Сергей Урусевский, Павел Лебешев Вадим Юсов и др.); композиторы (Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Андрей Петров, Исаак Шварц, Нино Рота, Мишель Легран, Франсис Лей, Энио Морриконе и др.).Тема 2. Виды и жанры современного киноискусстваВиды кино: документальное, художественное, анимационное, научно-популярное. Жанры художественного кино. Жанры документального кино. Жанры анимационного кино.^ Часть II. История киноТема 1. 1895–1919 гг.: Поиски киноязыка Раздел 1. Первые шаги европейского киноКино как дитя научно-технического прогресса. Рождение кино. Первый публичный киносеанс. Братья Огюст и Луи Люмьер. Жорж Мельес.^ Раздел 2. Кинематограф США: 1895–1919 гг.Томас Алва Эдисон. Дэвид Уорк Гриффит. Организационная структура американского кинематографа. Голливуд как новый центр кинопромышленности. Крупнейшие голливудские киностудии. «Киномоголы». Система «звезд».^ Раздел 3. Начало кинематографа в РоссииТри этапа раннего периода истории отечественного кино. Александр Ханжонков. Яков Протазанов. Звезды российского немого кино. Начало государственного строительства в области кино.Тема 2. 1920-е: Время, вперед!Раздел 1. Рождение и взлет советского кино Русский революционный киноавангард. Творчество Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко, Льва Кулешова, Абрама Роома, Дзиги Вертова. ФЭКС (Григорий Козинцев, Леонид Трауберг).^ Раздел 2. Экспериментаторство в Европе Французское кино 20-х годов: Луи Фейад, Карл Дрейер, Абель Ганс. Два этапа французского киноавангарда. Сюрреализм в кино. Творчество Луиса Бунюэля и Карлоса Сауры. Немецкий киноэкспрессионизм. Творчество Фридриха Вильгельма Мурнау.^ Раздел 3. Американское кино 20-х годов Творчество Р. Флаэрти и визуальная антропология. Эрих Штрогейм и его фильм «Алчность». Чарльз Спенсер Чаплин и Джеральдина Чаплин. Великие комики американского кино: Макс Линдер, братья Маркс, Гарольд Ллойд, Бастер Китон. Первый звуковой фильм.Тема 3. 1930-е: Опасная играРаздел 1. Золотой век ГолливудаНачало эры звукового кино. Цветное кино. «Производственный кодекс» (Кодекс Хейса). Новая жизнь вестерна. Мюзикл. Фильм «Унесенные ветром». Режиссеры: Джон Форд, Фрэнк Капра. Звезды американского кино: Фред Астер, Грета Гарбо, Джуди Гарленд, Кларк Гейбл, Кэри Грант, Марлен Дитрих, Дина Дурбин, Бетт Дэвис, Лайза Миннелли, Вивьен Ли, Джон Уэйн, Генри Фонда, Джин Харлоу.^ Раздел 2. Европейское кино Французское кино. Поэтический реализм. Режиссеры: Жан Ренуар, Жан Виго, Рене Клер, Марсель Карне. Жан Габен. Кинематограф Великобритании. Режиссеры: Александр Корда, Альфред Хичкок. Лоренс Оливье. Фриц Ланг. Немецкое кино Третьего рейха. Лени Рифеншталь. Эмиль Яннингс. Марика Рёкк.^ Раздел 3. Веселые дни советского киноСистема жанров. Историко-революционный фильм. Музыкальная комедия. Режиссеры: Григорий Александров, Иван Пырьев. Актеры: Николай Крючков, Марина Ладынина, Любовь Орлова, Фаина Раневская, Валентина Серова, Сергей Столяров, Людмила Целиковская.Тема 4. 1940-е: Глубина резкости. 1950-е: Конец невинностиРаздел 1. Европа: Новые реалии и старые традицииИстория Международного кинофестиваля в Каннах. Итальянский неореализм. Авторский кинематограф. Творчество Федерико Феллини, Лукино Висконти, Микеланджело Антониони, Пьер Паоло Пазолини. Творческий путь братьев Витторио и Паоло Тавиани. Авторское кино Франции: Жан Кокто, Робер Брессон, Жак Тати. Ингмар Бергман.^ Раздел 2. Голливуд: «Охота на ведьм» и широкий экран«Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Начало телевизионной эпохи. Широкоэкранное кино. «Черный» фильм (нуар). Режиссеры: Билли Уайлдер, Элиа Казан. Революция в актерской игре: Джеймс Дин, Марлон Брандо, Хамфри Богарт, Кэтрин Хепберн, Одри Хепберн, Ингрид Бергман.^ Раздел 3. СССР: период «малокартинья». Мировой дебют японского киноПостановления Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» и его влияние на развитие кинематографа. Начало международного признания японского кино. Творчество Акиры Куросавы, Кэндзи Мидзогути, Ясудзиро Одзу, Нагисы Осимы.Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунтАндре Базен и «Кайе дю синема». «Новая волна» (1958–1968). Творчество Франсуа Трюффо, Жан-Люка Годара, Алена Рене. Актеры: Жанна Моро, Жан-Луи Трентиньян. СССР: кинематограф оттепели. «Новая волна» грузинского кино. Творчество Михаила Ромма, Марлена Хуциева, Андрея Тарковского, Отара Иоселиани. Кино стран Центральной, Восточной Европы и Балканского полуострова. Творчество Анджея Вайды, Кшиштофа Кесьлевского, Иштвана Сабо, Золтана Фабри, Иржи Менцеля, Веры Хитиловой.Тема 6. 1970-е: Ночи в стиле буги. 1980-е: Роскошь из пластмассы«Третья электронная – видеокассетная – революция» и ее влияние на кинематограф. Блокбастер. Творчество Вуди Аллена, Вима Вендерса, Алексея Германа, Сергея Параджанова, Райнера Вернера Фассбиндера, Вернера Херцога.Тема 7. 1990-е: Возможно всеТранснациональный характер кинопроизводства. Усиление восточного влияния в сфере развлечений, в том числе кинематографических. Цифровые технологии. Эстетическая революция в кино, инициированная постмодернистскими идеями. «Догма-95». Французское «необарокко»: Жан-Жак Бенекс – Люк Бессон – Леос Каракс. Британский новый авангард: Питер Гринуэй, Дерек Джармен. Творчество Педро Альмодовара, Дэвида Линча, Киры Муратовой, Александра Сокурова, Ларса фон Триера. Символ кино 90-х: Квентин Тарантино.Тема 8. 2000-е: Игра по правилам. Кино XXI векаЭлектронный кинематограф. Триумф кинематографа Юго-Восточной Азии. Фестивальное движение в российском кино. Процессы глобализации и их влияние на кинопроцесс. Творчество Алексея Балабанова, Вонг Карвая, Ким Ки Дука, Такеси Китано, Франсуа Озона, Михаэля Ханеке. ^ Принятые сокращенияА/ф – анимационный фильмД/ф – документальный фильмХ/ф – художественный фильм^ Конспект лекций Введение. Основы киноискусства Основные тезисыОпределение. Этимология основных терминов. Синонимический ряд.Синонимический ряд: кино; киноискусство; кинематограф; синематограф; кинематография; кинопроцесс; кинофестиваль и т. п.Этимология основных терминов: в основе греческое слово «ксинема» – движение.Определение из самого авторитетного источника: Кино: энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва : Сов. энциклопедия, 1987. – 640 с., 96 л. ил. – ^ Кино – широко распространенное сокращенное название киноискусства, кинематографии или кинотеатра. – Кинематография – отрасль культуры и экономики, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю. – Киноискусство – вид художественного творчества, сформировавшийся на технической основе кинематографии. Важнейшая составная часть искусства экрана, включающая производство, основанное на средствах аудиовизуальной коммуникации: ТВ, видеокассетах, CD, DVD и др. носителях, которые могут служить формами распространения фильмов.^ Границы основного объекта курса. Из тысяч произведений кинематографа: 95% – визуальные продукты; 5% – кинофильмы, заслуживающие внимания, из них 1% – произведения киноискусства. 95% фильмов относятся к мейнстриму. Мейнстрим (от англ. – основной поток, основное течение) – набор принятых, широко употребляемых, официальных культурных стандартов. Это понятие применяется к наиболее массовым сегментам культуры – кино и поп-музыке. К мейнстриму относятся фильмы категории «А». В России, по мнению одного из ведущих российских культурологов и киноведов К. Э. Разлогова «лишь 3–4 процента населения воспринимают кино как искусство, – так во всем мире. Большинство же видит в кинематографе в первую очередь модели поведения, опыт и образцы жизни. Сегодня зрители получают эти модели из сериалов, которые идут параллельно – по четыре-пять – в одно и то же время в прайм-тайм. Добавьте к этому, что качественный негламурный кинематограф практически ушел и из кинотеатров. У нас ведь, можно сказать, нет альтернативной системы кинопоказа. И это в одной из самых образованных стран мира! Интеллектуальное кино можно посмотреть только после позднего прайм-тайма, глубокой ночью. Темы и проблемы, которыми реально живут люди, на экраны не попадают. В упрощенном виде, в обертке комикса они сейчас перекочевали даже не в сериалы, а в ситкомы: там непростые отношения с работодателями, издержки успеха, сильнейшее переживание чувства несправедливости. А где в кино обсуждение целого ряда вещей, связанных с теми ценностными драмами, что разъедают наше общество? Например, недоверие всех ко всем, или острейшим образом переживаемое социальное неравенство, или межнациональная неприязнь?» (Разлогов, К. Э. Вывозу не подлежит : отечественное кино и мировой контекст // Искусство кино. – 2006. – №7. – С. 64–70).Киноискусство в системе координат современной культуры3.1. Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства (Борев, Ю. Б. Эстетика : учебник. – Москва : Высш. шк., 2002. – С. 13).Искусство – художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности. Искусство вторично в Универсуме. Его произведения – не продукт непосредственного божественного творения и не создания природы, но дело рук человеческих. Они сотворены по принципу «подражания» (выражение, отображение, отражение, изображение, копирование) объективно существующей реальности (божественной, метафизической, духовной, природной, материальной, рукотворной, социальной, психической и т. п.) в художественных образах (от зеркальных копий до символов и почти условных знаков), позволяющих проникнуть в сущностные глубины отображаемого предмета, не доступные для познания и постижения никакими другими средствами.^ Классификация видов искусства. Единой классификации в эстетике не создано. – Виды искусства – наиболее крупные классификационные группы исторически сложившихся форм художественно-творческой деятельности, различающиеся неповторимой спецификой и особым художественным языком. – Виды искусства членятся по многим признакам (основаниям). ^ По материально-предметному способу воспроизведения действительности (по отношению к пространству и времени): – временные (динамические): музыка, литература; – пространственные (статические): – изобразительные: живопись, скульптура, графика, фотография; – архитектонические: декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура. – пространственно-временные (синтетические): хореография, театр, эстрада, пантомима, цирк, телевидение, кино, видео-арт, медиа-арт, нет-арт.^ Все классификации предельно условны.Традиционные искусства: – мусические (в качестве материала – сам человек): литература, музыка, пение, танец, театр, цирк, пантомима); – технические (в качестве материала – естественные, природные материалы): живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, дизайн.^ Техногенные искусства: фотоискусство, радиоискусство, телевидение, кино, видео-арт, медиа-арт, нет-арт.Экранные искусства: телевидение, кино, видео-арт, медиа-арт, нет-арт.Зрелищные (игровые) искусства: хореография, театр, эстрада, цирк, кино, телевидение.Выводы: 1. В отличие от других видов искусства кино имеет доподлинно известные место и дату рождения. 2. С самого своего рождения кино обладало такими качествами, как демократичность и доступность. 3. Практически все существующие виды искусства связаны с кино: кино – синтетический вид искусства. Практически каждый вид искусства так или иначе повлиял на развитие кино, «поделился» своими выразительными средствами, приемами. Но эта связь не только односторонняя. ^ 3.2. Аудиовизуальная (экранная) культура – область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа). Аудиовизуальная культура – способ фиксации и трансляции культурной информации.^ 3.3. Кинематограф – составная часть массовой культуры. Массовая культура – это культурная ситуация, соответствующая определенной форме социального устроения. Одно из основных направлений массовой культуры – индустрия досуга, включающая массовую художественную культуру («развлекательные» жанры кино; телевидение; шоу-индустрия и т. д.), массовые постановочно-зрелищные представления. Кино как зрелище. В своей вековой эволюции киноискусство разрывалось между противоположными началами – зрелищностью и повествовательностью. Кино в начале своей истории – массовая ярмарочная забава, балаганное зрелище. В ХХI веке возрождение зрелищности кино (электронные средства монтажа, техническое переоснащение кинозалов). Повествование – территория телевидения (сериалы).^ 3.4. Кинематограф – составная часть медиакультуры (от лат. media – средство, посредник). Медиакультура – это со­вокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-историчес­кого развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Все виды медиа (аудиалъные, печатные, визуальные, аудиовизуальные) включают в себя культуру передачи ин­формации и культуру ее восприятия; медиакультура может выступать и системой уровней развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д. ^ 3.5. Кинематограф – одно из средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация – это процесс распространения информации (знания, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. д.) с помощью средств печати, радио, кино, телевидения, Интернета на большие рассредоточенные аудитории. Массовая коммуникация – это социально-ориентированный опосредованный вид общения; его главной функцией является не просто информирование, но и соединение рассредоточенных индивидов в социальной среде. Информация, которая содержится в художественном произведении, – это не бытовая информация. У художественной информации своя специфика. В ее рамках коммуникация – не просто общение, но и получение сообщения, а в искусстве это сообщение особого рода. Его особость связана с тем, что существует возможность рассмотрения художественного произведения как знака. Основное качество художественной информации, которое выделяет российский философ М. С. Каган: «непереводимость в любую другую знаковую систему, невозможность ее «перекодирования» даже на другой художественный язык». Действительно, если научная информация легко переводится в любую другую систему, то художественная на это не способна. Для выражения всего богатства художественного содержания искусству недостаточно одного языка. Ему необходим и музыкальный, и пластический, и живописный, и другие языки, позволяющие раскрыть разные стороны поэтической действительности. А отсюда выводится необходимость в целой серии знаковых систем.^ 3.6. Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Предметом семиотики являются любые объекты, которые могут рассматриваться в каче­стве языка. «Язык – это знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, хранение и пе­редачу информации и т. п.». У истоков семиотики – труды философов начала XX века Ч. Пирса и Ф. де Соссюра, первыми исследовавших природу языка, в результате чего начинает складываться новая научная дисциплина, изучающая все знаковые системы. Как самостоятельная наука семиотика возникла в 50-е годы на пересечении структурной лингвистики, кибернетики и теории информации. Это был период, когда интенсивно развивались массовые средства коммуникации, особенно печать, радио, кино и телевидение. Большой вклад в развитие науки о знаковых системах культуры внесли многие отечественные и зарубежные исследователи: А. Базен, Р. Барт, М. Бахтин, В. Библер, Ж. Бодрийяр, Л. Выготский, К. Леви-Строс, Ю. Лотман, Ю. Кристева, Ж. Пиаже, Ю. Тынянов, У. Эко, Р. Якобсон, М. Ямпольский и др. «Всякая система, служащая целям коммуникации, – утверждает культуролог Ю. М. Лотман, – может быть определена как язык». Содержание культуры находит выражение в языке. Всякий разговорный язык – система знаков, или код, с помощью которого люди общаются, выражают или передают друг другу информацию. Существуют и другие знаки и системы знаков: язык жестов, дорожные знаки. Языком в широком смысле называют не только разговорный вербальный язык, но любую систему знаков, которая может использоваться людьми в информационно-коммуникативных целях. Культура – мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация. Явления культуры – это знаки и совокупности знаков (тексты; например, кинотекст), в которых закодирована социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Основные типы знаков и знаковых систем: естественные (дым, приметы погоды, следы зверей); функциональные знаки (очки, поступки); иконические знаки (знаки-рисунки); конвенциональные знаки (сигналы и индексы); вербальные знаковые системы (естественные языки); знаковые системы записи. ^ Естественные языки и другие типы знаков – первичные знаковые средства культуры. Вторичные моделирующие системы, вторичные знаковые системы, вторичные языки культуры обладают более сложной структурой, с их помощью строятся модели мира или его фрагменты. Вторичные моделирующие системы многочисленны и разнообразны: мифология, религия, философия, наука, спорт, реклама, Интернет, искусство. ^ Языки искусства – художественные языки. Создают многозначные тексты. Применяя методы лингвистики в исследовании языка произведений искусства, культуролог Ю. М. Лотман доказал, что любые культурные явления следует рассматривать как тексты, содержащие информацию и смысл.Библиографический список Аронсон, О. Изобретение чуда // Синий диван / под ред. Елены Петровской. – Москва: Три квадрата, 2004. – №4. – С. 39–58. Аронсон, О. Кино, кинематография // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века / под ред. В. В. Бычкова. – Москва : Российская политич. энциклопедия (РОСПЭН), 2003. – С. 233–235. Борев, Ю. Кино // Эстетика : учебник / Ю. Борев. – Москва : Высшая школа, 2002. – С. 200–203. Грэм, Г. От живописи к кинематографу // Философия искусства : введение в эстетику / Гордон Грэм ; пер. с англ. М. О. Васильевой. – Москва : Слово/Slovo, 2004. – С. 120–153. Жабский, М. Кино и общество: глобализация функционального взаимодействия // Кино в мире и мир в кино. – Москва: Материк, 2003. – С. 48–64. Зонтаг, Сьюзен. Век кино / пер. с англ. Д. В. Кружковой // Киноведческие записки. – 2005. – №74. – С. 58–62. Изволов, Н. Феномен кино: история и теория / Николай Изволов. – 2-е изд., доп. и перераб.– Москва : Материк, 2005. – 164 с., ил. Михалев, В. Определение кино как искусства // Статьи. Интервью. Лекции. Пьесы / Вадим Михалев. – Москва: Типография Новости : Театральная жизнь, 2006. – С. 159–207. Нечай, О. Ф. Основы киноискусства : учеб. пособие / науч. ред. И. В. Вайсфельд. – Москва: Просвещение, 1989. – 288 с. Паркинсон, Д. Кино / Дэвид Паркинсон ; пер. с англ. Е. В. Комисарова. – Москва : РОСМЭН, 1996. – 160 с. – (Оксфордская библиотека). Разлогов, К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К. Э. Разлогов. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. – 287 с. : ил. – (Актуальная культурология). Шеметова, М. Н. Искусство кино // Основы теории художественной культуры : учеб. пособие / под общ. ред. Л. М. Мосоловой. – Санкт-Петербург : Лань, 2001. – С. 190–216. – (Мир культуры, истории и философии). Экранная культура в генезисе смыслообразования / ред. М. Н. Щербинин. – Тюмень : Вектор Бук, 2004. – 168 с.^ Часть I. Основы теории кино Тема 1. Особенности языка киноискусства. Организационная структура кинопроцесса 1.1. Особенности языка киноискусства Основные тезисыДостаточно быстро кинематограф включил в диапазон своего языка практически все остальные языки: театр, пластику, цирковые трюки, изобразительные искусства, а чуть позднее мир звуков, в том числе естественную речь и музыку, превратившись в наиболее интегративный и, тем самым, наиболее универсальный и сильнодействующий язык двадцатого столетия.1. Изображение – основной элемент кинофильма – чрезвычайно вы­разительно и значимо. Живые существа и неодушевленные предметы предстают пе­ред зрителем фотографически точно и не­двусмысленно в своем узнаваемом зримом воплощении. Кино в высшей степени до­стоверно передает ощущение реальности, воссоздавая на экране ее черты. Казалось бы, кинокамера – аппарат механический – приковывает режиссера, а вслед за ним и зрителя к этой видимости. Но всякая действительность в какой-то степени символична, у каждой вещи есть внутренний смысл. И кинематограф, быть может, более, чем другие искусства, позволил человеку всмотреться в этот облик привычного, проникнуть в его глубь, явился, по сути, феноменом поэтическим – самым реалистичным и прямым средством передачи стоящего за внешним смысла. Изображение в кино – первичный ма­териал и в то же время чрезвычайно сложная реальность, организованная художником с определенной эстетической целью. А главное – эта реальность дана в движении. Всякое изображение на экране является фрагментом последовательного действия и развивается во времени. И потому любой отдельно взятый кадр представ­ляет собой лишь нечто незавершенное, открытое для развития, дальнейшего дви­жения, передача которого и есть «смысл существования кино, его основное свойство, главное вы­ражение его сущности» (Ж. Эпштейн).2. Цвет и звук придают нашему восприятию изобразительного пространства живой, ощутимый объем. Передача этих, наиболее характерных, черт реальности и определяет особую достоверность и правдивость киноизображения. Этим объясняется эффект сопричастности зрителя экранному действию, веры в его подлинность. Изображение воспринимается нами как возник­шее в данный момент, усваивается нашим сознанием как «настоящее время», даже если речь идет, допустим, о событиях, произошедших «в прошлом». И лишь рассудочный охват целого позволяет зрителю «разместить» действие фильма в разных временных пластах.^ 3. Как всякое искусство, кино основано на отборе и построении материала. Законы композиции здесь остаются теми же, что и в живописи. С той лишь разницей, что статичность композиций пре­одолевается в кино сменой планов, движением камеры и т. д. Однако если рамка живописной картины «вырезает» фрагменты внешнего мира, как правило, исключая все остальное, то


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История болезни многоформная экссудативная эритема с поражением слизистой полости рта, ассоциир
Реферат 1. Философия неотъемлемая часть духовной культуры. Обыденная и теоретическая философия
Реферат Технико экономическое обоснование проекта машиностроительного предприятия
Реферат Impact Of Hurricanes In Florida Essay Research
Реферат Показатели рентабельности, их расчет и методв анализа.
Реферат 9 Мая. День Победы Рио-Рита
Реферат Bhagwan Shree Rajneesh
Реферат Этапы развития делопроизводства в России 2
Реферат Biuro Podróży Total- travel Mirosław Adamowicz
Реферат 9. Межбюджетные отношения
Реферат Модернізація апарату для ультразвукової терапії шляхом удосконалення блоку живлення
Реферат Состояние и проблемы повышения эффективности работы ремонтного хозяйства машиностроительного предприятия
Реферат Маркетинговое исследование предложения сотовых телефонов
Реферат Упрощенная система налогообложения 2 Понятие налоговой
Реферат Маркетинговое исследование потребительского рынка (на примере фирмы "CD-land")