Реферат по предмету "Разное"


«Оттепель» в духовной жизни советского общества»

Тема « Оттепель » в духовной жизни советского общества » Цель урока : формирование представления о роли идеологии в развитии культуры и искусства; Задачи : обучающая : формирование представления о с культурном развитии общества в период « оттепели »; определить особенности духовной жизни советских людей; раскрыть противоречивость и ограниченность провозглашенной свободы творчества; сделать выводы о позитивных и негативных проявлениях « оттепели ». развивающая : отработать навыки формулирования своего мнения, воспитательная : воспитать ответственность, уважение друг к другу, доброту. Подготовка : иллюстрации, воспоминания, музыкаПроверка домашней работы : индивидуальный опрс : Какие изменения произошли в правление Н. с. Хрущева В чем прослеживается смягчение политики У политического руководства были границы дарованных свобод Какие недостатки определяем в политике Какие положительные стороны имеет политика Играет музыка с весенним Настроением. Потепление в политике коснулось не только экономики, социальных отношений, отношений к людям, но и культурной сферы. Новая тема Оттепель в культурной сфереЛитература : Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, Б. ПастернакКиноСпортНаукаВыписать плюсы и указать минусыполитики в культурной сфере. ВыводыКонтроль Почему политика в культурной среде имеет плюсы и минусы Урок строится с использованием презентации, которая служит наглядным материалом, иллюстрирующим выступления учащихся, позволяющие полно и наглядно раскрыть тему урока. Разными краска расрксила весна города и поселки. Учитель читает Оттепель после метели. Только утихла пурга, Разом сугробы осели И потемнели снега. Сегодня тема нашего урока « Оттепель ». Ослабление политического контроля в искусстве. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем.Звучит песня Окуджавы « Надежды маленький оркестрик ». На фоне песни ученик читает стихи Б. Патернака.^   Во всем мне хочется дойти До самой сути.   В работе, в поисках пути   В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, до сердцевины. Все время, схватывая нить ^ Судеб, событий. Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. Учитель. В развитии культуры в конце 50-х – 60 – х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно – командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.Далее идет выступление учащихся по группам. Первыми выступают плюсы. На основе их выступлений ребята, рассматривающие минусы, должны сформулировать вывод о том, что такое « оттепель » и записать в тетрадь.Положительные события Особенно заметно « оттепель » проявилась в литературе и искусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры – жертв беззакония : В. Мейерхольда, Бориса Пильняка, Осипа Мандельштама, И. Бабеля. После долгого перерыва стали издаваться книги Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи Сергея Есенина. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX – начала ХХ в. Выставлялись картины 20 – 30 – х гг., Были напечатаны повесть И. Эренбурга « Оттепель » роман М. Дудинцева « Не хлебом единым ». Эти произведения поставили очень важные для нашего общества вопросы : почему правда ( « искренность » ) в литературе и жизни подменялась ложью, в чем предназначение интеллигенции, что в нашей истории замалчивается или излагается лживо.Возникали новые литературно – художественные журналы : « Юность », « Молодая гвардия », « Москва », « Наш современник », « Нева », « Советский экран », « Музыкальная жизнь » и др. Расширились возможности публикаций для молодых поэтов, прозаиков, критиков. Возобновилось издание журнала « Иностранная литература », и советские читатели получили возможность шире знакомиться с мировым литературным процессом. Самыми популярными среди интеллигенции и молодежи писателями Запада были Э.М. Ремарк и Э. Хэмингуэй.Основным направлением поисков художественной интеллигенции было стремление показать жизнь такой, какая она есть, без « лакировки », парадности и шумихи, без надуманного героизма – жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями. В числе лучших художественных произведений разных жанров той поры были : стихи Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, песни Окуджавы и Галича, повести Аксенова, первая часть трилогии Симонова « Живые и мертвые », фильмы « Летят журавли » ( Калатозова ), « Баллада о солдате » ( Чухрая ), « Весна на Заречной улице » ( Хуциева ). В Москве открылись новые театры « Современник » ( главный режиссер Ефремов ) и Театр драмы и комедии на Таганке ( главный режиссер Любимов ), которые привлекали внимание не только актуальными постановками, но и игрой многих актеров. В быт людей входило телевидение. Телевизоры были редкостью, их смотрели с друзьями, знакомыми, соседями, оживленно обсуждали передачи.Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему, но сильной по гуманистическому звучанию повести А.И. Солженицина « Один день Ивана Денисовича », в которой ясно было показано, что наиболее пострадал от сталинщины тот « простой советский человек », именем которого клялись сталинисты всех мастей. Следует отметить, что Хрущев поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил ее выдвижение на присуждение Ленинской премии. Но премия Солженицину присуждена не была.Активизировалась и научная мысль. С начала 50 – х и до конца 60 – х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на науку, численность научных работников увеличилась в 6 раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов : электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства.Мировое признание получили труды ряда советских ученых. В 1956 г. Нобелевскую премию получил Н. Н. Семенов за теорию химических цепных реакций, ставшей основой получения новых соединений – пластических масс, превосходящих по свойствам металлы.В 1962 г. эта же премия была присуждена Л. Д. Ландау за изучение теории жидкого гелия. Фундаментальные исследования в области квантовой радиофизики Н. Г. Басова и А. М. Прохорова ( Нобелевская премия 1964 г. ).В СССР был создан первый молекулярный генератор – лазер, открыта цветная голография. В 1957 г. был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон.Важную роль в духовной жизни сыграло некоторое раскрепощение в исторической науке. Появляются новые журналы: « Вестник истории мировой культуры », « Мировая экономика и международные отношения », « История СССР », « Вопросы истории КПСС », « Новая и новейшая история » и др. Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам ( по деятельности социалистических партий России ). Это способствовало восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.Заметно расширяются международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль ( впервые проведен в 1935 г. ). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского, ежегодно проводимый с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Проводились выставки зарубежных собраний : Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей ( Пабло Пикассо и др. )После выступления группы учитель предлагает ребятам, записашим в тетрадь, ответить на вопрос, что такое « оттепель », определить ее характерные черты.Вывод записывается в тетрадь.Учитель. И все – таки это была не « весна » с ее « разливом » мыслей и чувств, именно « оттепель », за которой мог вновь последовать и « легкий морозец ». Политическое руководство страны стремилось удержать культуру в жестких рамках. Далее слово предоставляется минусам, ребята должны сформулировать вывод по их выступлениям.Минусы в политике Партийные взгляды на роль литературы и искусства в обществе остались прежними : « Высшее общественное назначение литературы и искусства – поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма », хороши лишь те авторы, которые « в политике партии, в ее идеологии находят неисчерпаемый источник творческого вдохновения ». Против этого выступал А. Фадеев. Он добивался изъятия у Министерства культуры идеологических функций, что привело к его опале, затем и к гибели. В своем предсмертном письме он писал : « Не вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно –невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено… Литература – эта святая из святых – отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых высоких трибун…раздался новый лозунг – « Ату ее! ».Самым драматичным событием культурной жизни конца 50 - х гг. стало гонение на Бориса Пастернака. Поэт и прозаик Борис Пастернак в течение многих лет работал над романом о революции и гражданской войне « Доктор Живаго ». Стихи из этого журнала были напечатаны в советских журналах еще в 1947 г. Однако сам роман автору напечатать не удавалось, так как тогдашние цензоры усматривали в нем отступления от « социалистического реализма ». Рукопись « Доктор Живаго » попала за границу и была напечатана в Италии. В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за этот ненапечатанный в СССР роман. Это вызвало однозначное осуждение Пастернака со стороны Суслова, Хрущева и тогдашнего руководства культурой. Развернулась кампания бичевания Пастернака. Он был исключен из Союза писателей.Из постановления президиума правления Союза писателей СССР:« Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в самоизоляции от народа и времени. Роман « Доктор Живаго » обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли. Идея романа фальшива и ничтожна. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом. Учитывая политическое и моральное падение Б. Пастернака, его предательство по отношению к советскому народу, к делу социализма, мира, прогресса, оплаченное Нобелевской премией в интересах разжигания « холодной войны », - президиум правления Союза писателей лишает Пастернака звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР ( принято единогласно ) ».Практически все писатели и публицисты вынуждены были присоединиться к этой недостойной кампании, подвергая Пастернака оскорблениям. Между тем сам роман не содержал в себе ничего антисоветского. Это был рассказ о сложных судьбах и взаимоотношениях людей в условиях революции и гражданской войны. Шельмование Пастернака вынудило его отказаться от Нобелевской премии.Из телеграммы Пастернака в Шведскую академию : « В связи со значением, которое придает вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу вас не принять с обидой мой добровольный отказ »Я пропал, как зверь, в загоне.Где – то воля, люди, свет, А за мною шум погони,Мне наружу хода нет.Что же сделал я за пакость,Я – убийца и злодей?Я весь мир заставил плакатьНад красой страны моей.Контроль партаппарата за деятельностью художественной интеллигенции постоянно усиливался. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства центрального комитета партии с деятелями литературы и искусства. На встречах с ее представителями Хрущев по – отечески наставлял писателей и художников, как им следует работать, критиковал формалистов, оторвавшихся от народа. Хрущев слабо разбирался в вопросах культуры, имел самые средние вкусы, которые приобретали характер официальных оценок. ^ Вывод группы. Несмотря на появление новых произведений, в которых пробивались ростки свободомыслия, в целом политика « оттепели » в духовной жизни имела вполне определенные границы, оставаясь под контролем коммунистической партии.Далее учитель представляет учащимся поэтов – шестидесятников, которые были свидетелями той эпохи – Беллу Ахмадулину и Евгения Евтушенко. Этот эпизод урока может быть обыгран учителями школы, которые выступят в роли поэтов.Белла Ахатовна Ахмадулина – поэтесса, прозаик, переводчик. Родилась в Москве в 1937 году. Окончила литературный институт имени Горького. С 1955 года публикуется в газетной и журнальной периодике. Ее первый сборник « Струна » вышел в 1962 г. Для Ахмадулиной характерны обостренное восприятие действительности, точная образность стиха, высоко эмоциональная передача мыслей и чувств. Ее стихи, написанные в лучших традициях русской лирики, изящны и музыкальны.Ахмадулина – почетный член Американской Академии искусств и литературы, лауреат Государственной премии СССР.Есть поэты, как бы совершенно отдельно живущие от своих стихов. Белла Ахмадулина, в противоположность им, на свои стихи очень похожа. Выражение « поэт – это небожитель » по отношению к ней имеет не переносное, вполне прямое значение.Евгений Евтушенко.Евгений Александрович Евтушенко – поэт, прозаик, публицист, переводчик, киносценарист, режиссер. Родился в 1933 г. на станции Зима Иркутской области. Рос и учился в Москве, был студентом Литературного института им. Горького. Первая публикация стихов состоялась в 1949 г. В 1952 – м голу принят в Союз писателей, тогда же вышел первый сборник Евтушенко. Он выпустил более 40 поэтических книг. Его произведения переведены на 70 языков мира. Действительный член Европейской Академии Наук и искусств, в настоящее время живет и работает в США. Он по - прежнему самый популярный русский поэт, единственный, способный собрать тысячные залы. Он по – прежнем – боец и трибун. Оттепель – еще не весна


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.