Реферат по предмету "Разное"


«Натуральная школа» в рл 40х годов. В. Г. Белинский как т-к реализма

«Натуральная школа» в РЛ 40х годов. В.Г.Белинский как т-к реализма: НШ– этап в развитии Рус. Реализма, граница которого измеряется 40гг.НШ объединяет писателей-прозаиков, начинающих талантливых писателей, признающих авторитет Белинского-теоретика и следующих традициям Гоголя («Мертвые души», «Петербургские повести»). Название от ругательного выражения Фадея Булгарина, который в одном из фельетонов своей газеты «Северная Пчел» обругал новое лит. Явление за грубый натурализм, грязные темы, обнаженную правду. Но Белинский не растерялся и подхватил термин и придал ему + значение. В его понимании – естественная и правдивая. Бел., статья «Взгляд на русскую литературу 1847 года». В ней Бел. говорит: «Натуральность стремления к действительности, к жизни, как она есть». Расцвет НШ в 1845-48гг.Начало 50-х – распад (смерть Белинского). Авторы НШ активно печатаются в «Современнике» и «Отеч.записках», выходят альманахи «Физиология Петербурга» (ред-Некрасов). В эти гг. дебютируют Гончаров («Обыкновенная история» 47г.), Достоевский («Бедные люди»), Салтыков-Щедрин («Противоречия»), Герцен («Кто виноват?»). Все эти разные авторы объединились в 40 годы вокруг общих худ.принципов. эстетическая программа: 1. корневое понятие – натуральное.2. 1 план – черновая сторона писательского труда 3. Детальное изображение быта и нравов, элементы этнографизма. 4. «Физиологизм».Жанр физиологического очерка. Жанр физиологического очерка – описание фрагмента действительности во всей полноте. Истоки жанра у Бальзака (Булгарин, Полевой, Погодин). Локализация (Лотман) - автор целенаправленно концентрируется на избранном участке жизни, что не отменяет установки на обобщённость. Виды локализации: 1. описнаие к-л соц или проф. Признака. 2. описание к-л места (Пет повести, Некрасов) 3. описание одного обычая, привычки, традиции («чай в Москве»). Школа то расширяет сферу изображения (маргиналы). Отвергается эстетизм. Пафос сочувствия героям сопутствует всем текстам НШ. Стилевые особенности: сухое, бесстрастное описание сочетается с чувственностью и сочувствием. Повести, романы НШ: более конфликтны, с интригой, центр. персонаж связан с окружением. В окружении них формируются устойчивые типы конфликта (Ю.Манн): 1. Диалогический («Обыкновенная история», Гончаров). Столкновение персонажей с противоположными мнениями. 2.конфликт, при котором ошибки и несчастья героев строго обусловлены прежними обстоятельствами («Кто виноват», Герцен). 3. конфликт, при котором демонстрируется коленное изменение характера под ежедневным давлением обстоятельств. Обычно мечтатель-практик («О.И.», Гончаров). НШ осуществила решение сложной задачи: познакомила читателя с массой и углубилась в человека. Этим объясняется жанровое движение от физиологического очерка к роману, от описательности к психологизму. Выработаны НШ: 1. внимание к быту и повседневности. 2. система художественных конфликтов. Происходила демократизация РЛ. Но НШ явила собой не только развитие, но и упрощение реалистич принципов. Преодоление шаблонов происходило в русле самой НШ. Мотивировка событий предшествующими несчастьями, слом характера под воздействием обстоятельств («Бедные люди», Макар Девушкин). Белинский – теоретик НШ: 1. предъявлял требование соц Актуальности 2. Чистое искусство – дурная крайность дурной крайности (дидактического искусства). 3. понятие народности имело прежде лит. Значение без всякого приложения к жизни. Но литература – эхо жизни. Что человек без личности, то народ без национальности2) славянофилы и западники и их влияние на литературу 1840гг.:40е годы (1842-1856). 1842 – начинается новый этап в развитии РЛ. Завершается жизненный путь авторов 1\3 – Лермонтов, Кольцов, Пушкин, Гоголь. Перелом в мировоззрении Белинского – от романтико-идеалистической эстетики к защите реализма – Некрасов («Мечты и звуки» - сборник), Тургенев, Фет. Зарождается нат. Школа, переживает расцвет (50), отживает (56).деление на славянофилов и западнков. Западники – группировались вокруг либеральных журналов «Современник», «Отеч. Записки». П.Я. Чаадаев (фил.письма). идеи:1. Россия выпала из мировой христианской работы и этим она преподаёт миру великий трагический урок. 2. синтез религии и политики, общественная жизнь. Образец – Европа, коммунизм. Идеи западников (Белинский, Герцен, Огарев, Станкевич):1. Увлеклись европейскими идеями соц-полит либерализации, прогресса под знаком рационализма и атеизма. 2. за активное соц. Служение, за изменение мира к лучшему путём соц реформ или революционного насилия. 3. за земные практические дела, за самоутверждение личности на основах разума – влияние философии Гегеля. Славянофилы – предпочитали салонные формы общения. . регулярные встречи в салоне Елагиной, в московских домах Хомякова, бр. Аксаковых .это было фил-фил. Собрания. Объедин и вокруг журнала Погодина «Москвитянин». Славянофильским с тал к 50г. в дурнал пришла новая редакция – Аполлон Григорьев, Островский, Киреевский, Хомяков, Аксаковы, Самарин. Много сделали для русской к-ры: 1.фольклористич.д-ть Киреевского. 2. языковед труды Аксаковы. 3. сочинения по всеобщей истории Хомякова. Программные статьи славянофилов: «О старом и новом» (Хомяков), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (Киреевский). Идеи: 1. борьба с западничеством, тк не призновали идолопоклонства перед Европой. 2. пафос возвращения к православию.3. неверили в спасительную силу реформ и революций. Только личность обязана совершать подвижнический труд над собой в соответствии с божьим замыслов. 4. ради православия и нац. Возрождения России нужно дистанцироваться от Европы. 5. Гос-во должно проникнуться духом церковности – восприняли и приняли форму Уварова «Православие. Самодержавие. Народность». То антитеза:Запад - зания и наука, индивидуализм. Россия – вера и соборность. Западники и славянофилы обозначили 2 линии в развитии Отеч. К-ры: 1. Революционно-освободительную, направленную на вкл. На нац. К-ры в европейский контекст (Добролюбов, Минаев, Михайлов) 2. Нац-самобытная, отстаивающая мысль о специфике русской к-ры (Достоевский, Островский).3) повесть Д.В.Григоровича «Антон-Горемыка» как произведение НШ: в повести «А-Г» (1847) окончательно утверждается демократическая направленность и принцип верности действительности. В произведении изображена трагическая судьба крестьянина-антона, доведённого до нищеты и тюрьмы произволом своих властителей и собственным бесправием. Антон – человек мягкий, совестливый, безропотно переносит свои страдания. С произведениях Григоровича зримо запечатлены типы «маленького человека» из горю низов и тип крепостного крестьянина. Герой – маленький человек, жесткий детерминизм (характер и судьба обусловлены обстоятельствами), автор сочувствует герою.Портрет подчеркивает принадл-ть героя к той или иной соц.среде+отношение автора.. Портреты Антона и управляющего построены на антитезе. Отрывочные, незаконченные предложения,обилиемноготочийнеобразованность,спонтанность,прямолинейность.Речь.Антон: просторечия, диалектные слова (ишь куда забрался), эмоцион-экспрессив. Приём соц контраста. Авторская позиция выражается в названии Автор сочувств. Антону:Антон-ГОРЕМЫКА,в комментариях, эпиграфе(живи коли можется, помирай,коли хочется-народн.пословица), обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи Ант. Отсутствие психологизма, неглубокая разрботка характеров, но расширение тематики, проблематики. Демократизация, обращение внимания на быт.Дом Антона: ветхий дом, все криво, окно заткнуто лохмотьями, все было валко,шатко.Дом Ник.Федорыча:3 больш.светл.комнаты, предметы роскоши,форфор, диваны,кресла из крас.дерева,соблюд.читаоту- светлая квартира. Пейзаж враждебен герою. Бел.о Григор.: «Это целый роман,где всё верно идее,трогательная пов-ть». 4. политические стихотворения Ф.И.Тютчева: Тютчев отдал дань и политической тематике. Политические взгляды стали складываться в студенческие годы. Были довольно умеренно либеральными. Сокурсник: «говорим с Тютчевым об оде «Вольность» Пушкина. Отзывается на оду Пушкина своими стихами «к оде Пушкина на вольность». Гражданский романтизм (огонь свободы, звук цепей) – фразеология. Тютчев приветствует Пушкина за смелое выступление, но резкость несколько смущает поэта». Стихотворение на восстание декабристов «14 декабря1825г». Противоречивое стихотворение: самодержавии, развращающее русскую монархию – образ вечного полюса, железной зимы. Но и декабристы – жертвы мысли безрассудной. Окончательные взгляды Тютчева складываются к 40 годам – увлекся политической публицистикой. Задумал политико-философский трактат «Россия и Запад». Но было создано лишь несколько статей, все они тяготеют к к идеям славянофилов: 1. политическое и духовное освобождение России от Европы. 2. Добродетели России: патриархальная империя, образец крестьянского смирения и безличия. 3. своими достоинствами Россия должна победить Европейский индивидуализм. Но тем ни менее, отношения славянофилов и Тютчева были парадоксальны. Корни – личность Тютчева. Он – европеец, говорящий на французском языке, женатый дважды на европейских красавицах, не переносивших русской деревни, чужд церковных православных обычаев. Бухштаб: «Политические идеи: Тютчев бежал от самого себя, сознания своей раздвоенности и хаотичности». Поэтические принципы Тютчева: 1. полные параллели между явлениями природы и состоянием души. Граница между ними стирается (дума за думой, волна за волной) 2. на слиянии внутреннего и внешнего построены эпитеты Тютчева. 3. Тютчев – родоначальник поэзии намёков. 4. фрагментарность: сознательная недоконченность, установка на отрывок. Но они получаются завершенными во многом за счет антитезы. (2 голоса – день и ночь). 5. ораторское начало лирике (это позволяет антитеза): риторичность, ораторские жесты. 6. особый язык – «изысканно-архаический». Обилие эпитетов. 7. Тютчев любит сближать слова разных лексических рядов – текучесть предметов, их новое рождение. 8. мифологическая персонификация (одушевление природы). 9. мифотворчество, в которое переходит персонализация. «Весенняя гроза» - стих о том, как рождается мир.10. изысканность метра. 11. особая мелодичность стиха.5. Философская лирика Ф.И. Тютчева: истинный Тютчев раскрылся в стихотворениях на философскую тему. Центральная тема творчества – тема природы и человека. Он осмысляет её как контекст, следуя идеям философии природы Шеллинга. Именно в природе ключ к истинному бытию, душа мира. У раннего Тютчева: античный пантеизм. «Не то, что мните вы – природа». Природа как блаженная прелесть. «Весенняя гроза», «летний полдень». Постепенно Тютчев начинает писать о преобладании в мире хаотичных сил. Темный корень мирового бытия,. Хаос для Тютчева – сущность мировой души, основа всего мироздания. Космические силы подчиняют хаос разумным законам, давая миру смысл и красоту. Но хаос постоянно даёт о себе знать мятежными порывами. «О чем ты воешь, ветр ночной?». Космос не искореняет хаос, а лишь покрывает его. «День и ночь» - метафорическое стихотворение. 2 части: день – светло, разум; ночь – демоническое, хаотичное, иррациональное. Творчеству ночная стихия более дорога (буря, гроза, огонь, ночной ветер) – борются с космосом (гармонией). Этой борьбой объясняется контрастность творческого художественного мира: Север-Юг, зима-лето, буря – тишина, зной-прохлада. Двойственность бытия. Двойственен и человек. Человека также влекут демонические проявления жизни. Безумие, смерть, любовь. Любовь для Тютчева – страсть, она приближает человека к хаосу. Любимые эпитеты – убийственный и роковой – трагическая концепция любви у поэта – роковой поединок. «Предопределение». Приверженность к хаосу – одиночество лирического героя Тютчева. «Странник» - лирический ерой – вечный скиталец, странник, но вместе с тем он стремится обрести гармонию с природой. Но полная гармония невозможна. «Певучесть есть в морских волнах». Тема разлада порождает мотив космического одиночество Тютчевского героя. «и от земли до крайних звезд…» (цитата. Откуда – не знаю). Космическое одиночество позволяет говорить об экзистенциальном сознании в лирике зрелого Тютчева: человек один на один с бытием, он вписан в вечность, космическое пространство, мучительно осознаёт свою смертность, одиночество, чувствует страшное бессилие что-либо изменить. Человеческий дух, по Тютчеву, всегда высок и стремится к познанию мира. «Silentium» - глубинное познание возможно только в молчании. Знаки истинного познания – образы звезд, ночи, подземные ключи. Познание до конца не постижимо, не достоверно. «Фонтан» - «водомет», струя всегда доходит до какого-либо предела. Так и познание всегда не выходит за пределы возможностей человеческого познания. Тема – духовный разлад, безверие современного человека. «я - лютеран, люблю богослужения». Тема поиска веры. Б.Козырев связывает эволюцию поэта с переходом от языческого пантеизма в ранней лирике (до 49 года) к христианскому мировоззрению (с 50гг): «О, вещая душа моя» (образы Марии и Христа), «Над этой тёмною толпой». Даётся негативная характеристика современности, которую должна излечить «риза чистая Христа». Но Тютчев так и не сможет преодолеть мучительную раздвоенность сознания. Поэтические принципы Тютчева: 1. полные параллели между явлениями природы и состоянием души. Граница между ними стирается (дума за думой, волна за волной) 2. на слиянии внутреннего и внешнего построены эпитеты Тютчева. 3. Тютчев – родоначальник поэзии намёков. 4. фрагментарность: сознательная недоконченность, установка на отрывок. Но они получаются завершенными во многом за счет антитезы. (2 голоса – день и ночь). 5. ораторское начало лирике (это позволяет антитеза): риторичность, ораторские жесты. 6. особый язык – «изысканно-архаический». Обилие эпитетов. 7. Тютчев любит сближать слова разных лексических рядов – текучесть предметов, их новое рождение. 8. мифологическая персонификация (одушевление природы). 9. мифотворчество, в которое переходит персонализация. «Весенняя гроза» - стих о том, как рождается мир.10. изысканность метра. 11. особая мелодичность стиха.6. Интимная лирика Ф.И.Тютчева: романтический психологизм Тютчева гуманен, поэт умеет постичь лучшие свойства внутреннего мира человека. Любовь его лирического героя – всегда нравственное переживание, порочные страсти осуждены им и не являются предметом поэтического внимания. В тютчевской поэзии первой половины 30х гг. идеализируется любовная страсть как переживание, дающее человеку счастье («Сей день, я помню для меня…», «К.Н.»). стихотворение «Я помню время золотое…» - воспоминание о юношеской влюбленности. «Младая фея» касается «младенческой ногой» старинного камня, на «плечи юные» падает «цвет яблонь», ветер «играет» рядом с ней, она «беззаботно смотрит вдаль». Идея нравственного служения раз принятому идеалу проходит через творчество поэта и более чем через 3 десятилетия, в 1870г 67-летний поэт под влиянием встречи с «младой феей» юных дней создает стихотворение о любви и верности «Я встретил вас – и все былое». Во второй половине 30 гг. в его поэзии любовь – это гроза, способная не только сделать человека счастливым, но и погубить его. В создаваемом в 50-60гг «денисьевском цикле», посвященном Е.А.Денисьевой. Тютчев представил это чувство как поединок роковой. Образ «огня» любви оказался доминантным. Женщина изображена несущей крест страданий во имя любви, подобной горению на костре, расставшись навсегда, поэт тоскует о ней, «так пламенно, так горячо любившей». Страсть рисуется на фоне пожара, между ними тайное родство. В стихотворении «последняя любовь» серия метафор (тепло-свет-любовь-жизнь) выстраивается логическая цепь, выявляющая этику Тютчева. Смысл жизни в любви, любовь – горение, оно рождает мучения, но только так можно достигнуть счастья. На костре жизни, костре любви, человек сгорает, но приобретает блаженство, плата за него – смерть. Идея жизни-горения, а не тления выходит и за пределы любовной лирики Тютчева, превращаясь в его этический принцип. В «денисьевском» цикле намечается отход поэта от романтических теорий любви. Элементы типизации, объективного психологического анализа были связаны в поэзии Тютчева с образами любящих. Он представил любовь не как стихию, неподвластную людям, а как чувство, оказывающееся в зависимости от воздействия общества, «толпы», «суда людского». В «денисьевском цикле» впервые появился объективные образ – другой личности, не сливающейся с его лирическим я. Это была женщина. На смену идеальной «младой фее» его поэзии 30шш пришла реальная женщина. Поэт раскрыл сложный, противоречивый мир её чувств, в стихах прозвучал её голос, предстала трагическая судьба (о как убийственно мы любим \ как в буйной слепоте страстей \ мы то всего вернее губим \ что сердцу нашему милей!»). проблема жизненных путей человека получила у Т-ва конкретное и философское раскрытие. Жизнь человека – широкое общение с людьми, природой, миро. Человек должен вместить в себя много впечатлений, чувств, дум, зрелищ, людей. В то же время в духе восприятия мировой жизни во взаимопереходах света и тьмы странствие может приобретать трагический характер. Этот мотив получает у Т-ва символический подтекст. Бытие человека Тютчев понимает как неустанное движение («где ж в мире лучшего сыскать?»). Удовлетворение и счастье приносит жизнь в макрокосмасе, не в себе, а в большом мире. Поэтические принципы Тютчева: 1. полные параллели между явлениями природы и состоянием души. Граница между ними стирается (дума за думой, волна за волной) 2. на слиянии внутреннего и внешнего построены эпитеты Тютчева. 3. Тютчев – родоначальник поэзии намёков. 4. фрагментарность: сознательная недоконченность, установка на отрывок. Но они получаются завершенными во многом за счет антитезы. (2 голоса – день и ночь). 5. ораторское начало лирике (это позволяет антитеза): риторичность, ораторские жесты. 6. особый язык – «изысканно-архаический». Обилие эпитетов. 7. Тютчев любит сближать слова разных лексических рядов – текучесть предметов, их новое рождение. 8. мифологическая персонификация (одушевление природы). 9. мифотворчество, в которое переходит персонализация. «Весенняя гроза» - стих о том, как рождается мир.10. изысканность метра. 11. особая мелодичность стиха.7) Роман Герцена «Кто виноват?» как роман натуральной школы. Белинский о романе Александр Иванович Герцен (1812-1870). Он всю жизнь посвятил борьбе с самодержавием. В конце концов, его лишили российского гражданства и он жил в Женеве, издавая с Огаревым «Колокол». Начал писать Герцен в романтич. стиле. Сначала писал беллетристику. «Кто виноват?». Роман вышел в 1847 г. Первая часть опубликована в «Отеч.записках». Полностью вышел отдельной книжкой как приложение к «Совр-ку». Множество «+»отзывов Некрасова, Огарева. Это яркий пример романа НШ.(физиология-город NN,его быт и нравы,рацион-я основа романа- четкая композ.) Вопросы: семья и брак, положение женщины в обществе, проблема «лишнего человека». Антикрепостнический пафос. Названием книги Г. хочет узнать: кто виноват в том, что рус. люди никому не нужны? Особ-ти композиции – книга состоит из биографий Бельтова, Негровых (образ рабовладельцев) и других людей, судьбы которых взаимосвязаны. К концу романа все биографии соединяются в нечто целое. Критик Страхов: «Виновата жизнь, действительность». Герцен первым ставит вопрос о воздействии действительности на человека. К концу романа все биографии объединяются в нечто целое. 1я часть–экспозиция,2ячасть–дей-е,сюжетная часть:судьбы героев в наст.времени,любовн.треугол-к. Разорванность романа продолжает традиции «Героя нашего времени». Сюжет: действие начинается в русской провинции, в семье богатого помещика Алексея Абрамовича Негрова, бестолкового хозяина. У него в доме живёт Дмитрий Яковлевич Круциферский, учитель сына Негрова, Миши, которого тяготит пошлая и грубая жизнь Негровых. Круциферский влюбляется в дочь Негрова Любоньку, рождённую от крестьянки. Она также влюбляется в него, как, впрочем, и Глафира Львовна, жена Негрова. Круциферский в темноте, перепутав её с Любонькой, объясняется в любви. Оскорблённая Негрова рассказывает мужу и тот хочет заставить Круциферского жениться на ней и тот соглашается. Через 4 года в город приезжает Владимир Бельтов, молодой, богатый, бывший чиновник, долгое время путешествовавший по Европе. Он разочарован городом и его обществом, которое тоже невзлюбило чужого и непонятного человека. У Круциферских тем временем всё в порядке, родился сын. Неожиданно в городе начинают распространяться слухе о романе Бельтова с Любонькой, и это действительно так. Бельтов признаётся ей в любви, она отвечает, что не может предать мужа. Все узнают об этом, общество в шоке, Любонька заболевает, все решают вопрос «кто виноват?» в этой ситуации. В итоге обвиняют Бельтова и он уезжает из города. Круциферский спивается, Любонька очень серьёзно болеет, сидеть с ней приезжает мать Бельтова. Итог – три сломанных судьбы. Идеологический конфликт Бельтов (романтический максимализм) – Крупов (прагматизм, консерватизм). 11) «Былое и думы» Герцена.Идейно-тематич.содержание особ-ти жанра. «Былое и думы»(1852-1868гг) - это творч. и политич. биография Г., где он описывает осн. моменты своей жизни. Сам Герц.называл это «Исповедью»:первые 5 частей жизнь с детства до событий 50-52 гг.(осень 51-гибель матери и сына),(май 52-смерть жены), 6 часть-Англия50-е,7,8 части -60-е гг. Сначала Герц.хотел написать лишь о трагич.собыиях своей жизни,но потом расширил-«Одно воспоминание вызывало сотни других». Необычен автобиографизм-он говорит о событиях без личного участия-будто он очевидец, соединил несколько реальных эпизодов в один(вся 1 глава- рассказы Веры Артамоновны+семейные предания;рассказы отца+личн.воспоминания. Герц.настраивает читателя на пинцип отрывочности,не желает скрепить главы, отказ от сюжетного хронологич.построения. Безусловно, здесь больше политич. и обществ.моментов, но всё же мы можем проследить, как формировалась личность автора. Он начинает с няни, Веры Артамоновны, как она рассказывала ему маленькому, о пожаре в Москве, как его отец б/в плену у Наполеона, как они с матерью и братом еле выжили. Потом универские годы, западники и славянофилы, политич. и обществ.противостояние, Чаадаев, его друг. Посвятил эту книгу Герцен своему лучшему другу Огареву. Это и противоречивый путь Герцена-мыслителя и революционера в годы перелома его мировоззрения в сторону демократа от либерализма. Книгу пронизывает безумная любовь к России. Г. б/патриотом. Патриотизм переплетается с темой революционной борьбы за лучшее будущее народа. Огромное воздействие на формирование такого революционного мировоззрения Г. оказало восстание декабристов. Жанр: Это смешение жанров в мемуарном повествовании, включение своеобразного историч. романа и фельетонной публицистики в творч. и худ. автобиографию. Всё это б/новаторством. Много портретов, к-рые глубоко лиричны. Блестящие афоризмы. Есть моменты очень напряжённые, почти реальные, дающие почувствовать ту ситуацию, пережить ее с автором. Мы видим синтетичность книги на всех уровнях:1)ЖАНР-ромн,хроника, мемуары,записки,худ.очерк,дневниковые записи,письма.2)СТИЛЬ-аналитич.главы:оценка историч.событий, лиризм,исповедальность.16. Типология сюжетов и характеров в романах И.А. Гончарова Сам гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда» обозначил единство всех 3з романов, сказав, что каждый из них изобразил определённый этап русской жизни. Их объединяет широкий эпический охват жизненных явлений, отражение длительных эволюционных процессов, внимание к глубинным пластам социального и национального быта, и к коренным основам жизни в целом.Национальные типы Гончаров любит включать в контекст мировой литературы. Райский сравнивается то с Дон Кихотом, то с Дон Жуаном. Сквозные проблемы всех 3х романов: Поиск гармоничной личности: «Обыкновенная история» - реализация поиска через конфликт 2х мировоззрений.«Обрыв» - через создание идеальных образов с явно религиозным подтекстом (Вера, бабушка) Проблема смены возрастов. В «Обыкн истории» она вышла на первый план, в 2х последующих романах она редуцирована. Проблема взаимоотношений со своим веком, временем. Во всех 3х романах решение: человек должен быть вписан в свою эпоху, не быть в конфликте со временем, но и не утратить целей нравственного развития. Проблема идеалов вообще. Она сочетает у Гончарова античную и христианскую этику, т.е. представлена как единство пластичной, внешней и духовной внутренней красоты. Выстраиваются следующие типологические ряды:Ольга Ильинская – Вера.Агафья Матвеевна – Марфенька.Александр Адуев – Обломов – Райский Автобиографичные герои Гончарова. Всё это романтики, не умеющие перекроить жизнь.Но А.адуев приспосабливается к веку, теряя цель нравственного развития; Обломов больше предан своим идеалам и мечтает; Райский – «проснувшийся Обломов» - уже стремится к деятельности, а в финале романа доходит до нравственных высот. В основе его чувств лежит теперь сострадание к Вере и бабушке.Пётр Адуев – Штольц – Тушин.17. «Мифологический реализм (Ю.Лощиц) как творческий метод И.А.Гончарова-романиста: вся полемика разразилась вокруг романа «Обломов». Причина духовной смерти героя – Обломовщина. Это понятие трактовалось в критике и литведе различно. Добролюбов – «Что такое обломовщина?» социальный подход к явлению. Обломовщина – порождение определённого общественного порядка. Дружинин – «Обломов – роман Гончарова». Обломовщина трактуется с национальной тз – проявление веками сложившейся ментальности. Писарев – обломовщина – исконная примета национальных натур. В начале 20 века во многих публикациях подмечались вечные приметы обломовщины. Образ Обломова стал трактоваться также как Гамлет, Дон Кихот и тд. Дмитрий Мерешковский, писавший о реальном символизме Гончарова, сказал об обломовщине как о громадном идейном обобщении стороны русской жизни. Владимир Соловьев: Обломов – всероссийский типа. В советском литературоведении закрепился подход Добролюбова. Отход от него критика этого подхода наметилась в книге Ю.Лощица и её идеей мифологического реализма Гончарова: Обломов симпатичнее Штольца. «Неподвижность и покой выглядят предпочтительнее суетного прогресса». Современная роману критика отметила, что образ обрусевшего немца Штольца в качестве учителя жизни явно не удался Гончарову, что в нем нет той исторической правды и реалистичности, которой поразил всех образ Обломова.Гончаров сам должен был признать, что образ Штольца "слаб, бледен, из него слишком голо выглядывает идея". Одна из загадок этого текста (а определение "загадочный писатель" применялось к Гончарову куда чаще, чем к любому из классиков русской словесности) состоит в том, что чрезвычайно непросто определить тот художественный метод, в рамках которого написан "Обломов". Это заявление кому-то может показаться странным: ну конечно, реализм, и наверняка - реализм критический. Однако, если задуматься, найдем ли мы в реальной жизни людей, которые обленились до того, что в гости пойти не могут, от лени с дивана подняться не в состоянии? Реальность ли это или все же некий символ? По мнению Лощица творчество Гончарова вернее всего было бы называть мифологическим реализмом: это скорее мифологический мир и представление о нем с точки зрения реализма, реальности". Само название романа, сама фамилия главного героя и многие художественные детали, рассыпанные в тексте, дают нам некоторый намек на это. Творчество Гончарова сыграло большую роль в развитии русского реалистического романа. Своими большими эпическими полотнами, на которых уместилось так много образов и картин жизни, Гончаров подготавливал появление в русской литературе грандиозных композиций Льва Толстого. Романы Гончарова, Тургенева и Толстого определили исключительное значение русского романа в развитии мировой литературы.20. Место Н.Г. Чернышевского в литературно-общественной борьбе 60х годов. Основные положения его эстетики, её сильные и слабые стороны Родился в 1829г. в Саратове в семье потомственных священнослужителей. Учился в семинарии, всё обещало духовную карьеру. Но в 1846г. бросает семинарию и поступает на ист-филологическое отделение Петербургского университета. Там увлекается учением социалистов-утопистов, т.о. полностью меняет своё мировоззрение. Фигура Чернышевского весьма показательная для литературы 60-хг. Человек большой эрудиции, необыкновенно целеустремлённый, все свои способности Ч-й направил к идее революции. Отношение к Черныш-му было разным: демократическая молодёжь обожествляла его, восторгался им Некрасов. Был другой подход, опять-таки крайний. Владимир Набоков. «Дар» - карикатура на Черн-го. Он для Набокова – демоническая натура, предтеча Ленина, революции 1917г. С Черн-м полемизировал Достоевский через образ парадоксалиста в «Записках из Подполья» и в «Преступлении и наказании» через образ Лужина. В полемику с Черн-м вступал и Л. Толстой. В «Войне и мире» в размышлениях о женском вопросе. С 1853 – Ч становится ведущим критиком некрасовского «Современника». Примерно с ‘57г он оставляет критику, начинает активно обращаться к вопросам экономического и политического характера. 7 июля 1862г – арест, Петропавловская крепость. Следствие будет идти 2 года, он находится в одиночной камере, где пишет роман «Что делать?».3 мая 1855г вышла в свет книга «Эстетические отношения искусства к действительности.Сочинение Н.Чернышевского на степень магистра русской словесности». Неделю спустя состоялась публичная защита диссертации, воспринятая многими современниками как выдающееся общественное явление.Далеко не просто было выступить в те годы с литературной программой, не совпадающей с государственной идеологией, и Черныш-й прибегнул к эстетике, отвлечённость языка которой служила своеобразным прикрытием для выражения передовых философских и литературных взглядов. Конечно же, автора интересовали вообще отношения искусства к действительности, а не только собственно эстетические, но формулировать задачу таким образом – значит рассуждать о заведомо запретном. В заглавии диссертации важен термин «действительность». Под ним понимается действительная жизнь, т.е. окружающие человека природа и общество. Отношения искусства к действительности исследуются автором в целях критического пересмотра распространившейся теории искусства для искусства. Прекрасное существует не только в искусстве, но и в действительности, «прекрасное есть жизнь». Чернышевский утверждает необходимость критического отношения к окружающей действительности, понятия о которой у «простого народа» и «людей образованного общества», светских людей, различны. Ч призывает художника быть общественно активным, не просто воспроизводить жизнь, но и объяснять её, выносить ей свой приговор, если она не удовлетворяет гуманным нормам справедливости и нравственности. Сама эпоха вполне оправдывала требование к художнику слова быть прежде всего мыслителем, общественным деятелем, гражданином. Однако порой рассуждения Чернышевского страдали категоричностью, неточностью. Утверждая, что «жизнь выше, полнее, правдивее, даже художественнее всех творений учёных и поэтов», он ограничивал искусство значением «суррогата» действительности. Принижая роль искусства сравнительно с наукой, он писал, что «произведение искусства, оставаясь в области искусства, приобретает значение научное», назначение искусства – «приготовить к чтению источников, и потом от времени до времени служить для справок».На эти ошибки в своё время обратил внимание И.С. Тургенев. Чернышевский сделал попытку систематизировать материалистические объяснения важнейших эстетических категорий, максимально сближая теорию искусства с практикой живого общественно-литературного движения.Разработанная Чернышевским система эстетических воззрений, предусматривающая определяющую роль содержания в художественном произведении, обусловила его историко-литературную концепцию и литературно-критические принципы.21. Художественное творчество Н.Г. Чернышевского. «Что делать» как роман-утопия. Статья Д.И. Писарева «Мыслящий пролетариат» Родился в 1829г. в Саратове в семье потомственных священнослужителей. Учился в семинарии, всё обещало духовную карьеру. Но в 1846г. бросает семинарию и поступает на ист-филологическое отделение Петербургского университета. Там увлекается учением социалистов-утопистов, т.о. полностью меняет своё мировоззрение. Человек большой эрудиции, необыкновенно целеустремлённый, все свои способности Ч-й направил к идее революции. Отношение было разным: демократическая молодёжь обожествляла его, восторгался им Некрасов. Был другой подход, опять-таки крайний. Владимир Набоков. «Дар» - карикатура на Черн-го. Он для Набокова – демоническая натура, предтеча Ленина, революции 1917г. С Черн-м полемизировал Достоевский через образ парадоксалиста в «Записках из Подполья» и в «Преступлении и наказании» через образ Лужина. С 53 – Ч становится ведущим критиком «Современника». Примерно с 57г он оставляет критику, начинает активно обращаться к вопросам экономического и политического характера. 7 июля 1862г – арест, Петропавловская крепость. Следствие будет идти 2 года, он находится в одиночной камере, где пишет роман «Что делать?» (4 декабря 1862 – 14 апреля 1863). Причины обращения к беллетристике: 1)Беллетристическая форма была для Ч-го вынужденной, помогала доводить идеи до широкой аудитории. В к. 40-х Ч. обращается к повестям: повесть 49г. «Пониманье», «теория и практика» - как опровержение первой точки зрения.2)Ю. Лебедев: у Ч. давно была заветная мечта написать роман, а напряжённая жизненная работа просто не способствовала осуществлению этого замысла.3)Тамарченко. Ст. «Что делать?»: обращение к жанру романа было вызвано ходом идейно-творческой эволюции писателя, которая привела его к новой проблематике, требовавшей художественной разработки.Процессы зарождения нового соц-психологического типа, новой этики и психологии («новые люди»).Несмотря на слабость романа, у него была оглушительная слава. Это программная книга русской демократии. В советском литературоведении роман был канонизирован, стал эталоном соц-го звучания литературы. Особенности «Что делать?» связаны с его жанровым своеобразием: интеллектуальный философско-утопический роман. Мысль о жизни преобладает в нём над её непосредственным изображением. Роман рассчитан на рациональные способности читателя.Чёткое, рационально-продуманное построение.^ Старые люди – мир старых понятий, в нём две группы характеров. Различия между ними объясняются образом жизни: 1. Герои дворянского происхождения (Серж, Соловцев). Для них типичны бессмысленность существования и праздность. Это – «грязь фантастическая» (2 сон Веры П). Это мир, где отсутствуют труд и нормальные человеческие потребности; 2. Люди бурж-мещанской среды (семейство Розальских во главе с Марьей Алексеевной). Эти герои деятельны, предприимчивы, но движет ими эгоистический расчёт получения личной выгоды. Это – «грязь реальная», которая может давать всходы => новых людей. Новые люди – Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов. По-новому понимают человеческую выгоду, эгоизм. Она заключается в общественной значимости их труда, в наслаждении творить добро и приносить пользу, или в «разумном эгоизме» (все желания и поступки человека сообразуются с его убеждениями).Лопухову приятно заниматься наукой, одновременно это полезно; Вере Павловне приятно заводить швейные мастерские. Ч. считал, что источником всех личных драм является неравенство между мужчиной и женщиной => эмансипация изменит сам характер любви, т.к. участие женщины в общественных делах снимет драматизм в любовных отношениях, унТема поэта и поэзии в творчеств еНекрасова. Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций рус­ской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.В мире искусства вновь и вновь поднимался вопрос о назначении литературы, и в частности поэзии. Неоднократно обращался к этой проблеме и Некрасов. Путь "обличителя толпы, ее страстей и заблуждений" поэт избрал еще в юности, но первые высказывания на эту тему относятся к более позднему времени. 2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Party Politics In Africa Essay Research Paper
Реферат Печатные формы, изготовленные травлением
Реферат Особенности современной аудитории телевидения
Реферат Политическое и культурное развитие Ольвийского полиса
Реферат Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе
Реферат Нкруме Квама и его роль в развитии печати Ганы
Реферат Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Послушайте!"
Реферат Організація видавничій справи
Реферат Задачи реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
Реферат King Arthur Legend Essay Research Paper an
Реферат Особенности функционирования муниципальной газеты в условиях экономического кризиса
Реферат Периодическая печать славянофилов. 50-60 годы XIX века
Реферат Организация информационной деятельности в США
Реферат Состояние и перспектива рынка серебра
Реферат Депозитарная деятельность в Республике Беларусь и пути ее совершенствования на примере депозитария Аспекты организации