Реферат по предмету "Разное"


«На пороге школьной жизни»

«На пороге школьной жизни»Н.В.Третьяк, учительМОУ «Белозерская средняя школа» «Мой малыш идет в школу!» - эту фразу мы часто слышим из уст знакомых, друзей, родственников. Возможно, вместе с гордостью за своего ребенка, которому предстоит в скором будущем пойти первый раз в первый класс, вы испытываете также и некоторое беспокойство. Причем волнение может возникать даже в том случае, когда ваш ребенок уже научился читать и писать, знает некоторые основы устного счета и умеет решать простейшие задачки. Однако ваше беспокойство вполне объяснимо и оправдано. Ведь первый класс - это существенные изменения в жизни маленького человечка, он расстается с тем, что было таким привычным и родным, и вступает в новый мир, полный не только интересных моментов, но также таящий в себе некоторые опасности.Для малыша начинается что-то новое, неизвестное, интригующее и пугающее одновременно. Ваша задача - помочь ему преодолеть трудности в начале школьного пути. Данный этап в жизни ребенка имеет исключительную важность - порой от того, как сложится начало школьного обучения, зависит его успех в дальнейшей жизни. Поэтому очень важно уделить достаточно внимания психологическому настрою маленького человечка. Необходимо, чтобы у него сложилось правильное представление о школьной жизни. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя. Начало учебного года – время и радостное и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Прежде всего, подготовка к школе – это не только формирование большого запаса сведений и знаний, это не только элементы письма, чтения. Это комплексная система развития, включающая социальное, личностное, эмоциональное, когнитивное, познавательное и физическое развитие. Социальное развитие. Если ребенок не ходит в детский сад, если он общается только со своими родителями, не знает правил коммуникации со сверстниками, то самый умный и самый развитый ребенок может оказаться изгоем в классе. И поэтому задача социального развития – формирование коммуникативных навыков и этических ценностей общения в игровой, учебной деятельности, в повседневных ситуациях. Если этого нет, то первоклассник может столкнуться, во-первых, с отторжением сверстниками, во-вторых, с непониманием ситуации общения с учителем. Ребенок, который растет с бабушкой или с мамой и никогда не был даже в маленьком коллективе, привык, что с ним работают «глаза в глаза», что обращаются лично к нему и спрашивают лично у него. И уже первый школьный день может закончиться жалобой на то, что учитель его не любит, не обращает на него внимания, – а работать иначе он не может. Так у пишущего, читающего, считающего, но социально не адаптированного ни к группе, ни к взаимодействию, ни к чужому взрослому ребенка начинаются проблемы. Причем ни одна проблема в школе не проходит бесследно – одна всегда тянет за собой другую. Особенно сложно в младших классах придется тем детям, которые воспитывались дома и не посещали детский сад. Поэтому, если вы предпочитаете для своего ребенка домашнее дошкольное обучение, постарайтесь все же обеспечить ему нормальное общение со сверстниками. Если есть возможность, можно познакомить ребенка с его будущими одноклассниками. Если родители, дети которых пойдут в одну школу или даже в один класс, сами общаются друг с другом, будет полезно им познакомить детей между собой или даже организовать совместные игры, воспитывающие у детей внимание к одноклассникам. Коллективные игры позволят детям научиться терпимо относиться к другим, уважать чужое мнение. Хорошо также проигрывать с детьми разнообразные конфликтные ситуации. Это развивает в них терпимость, учит сдержанно и спокойно реагировать на конфликт. Важно также и то, чтобы в процессе дошкольного воспитания дети уже научились правильно себя вести, не нарушать порядок и не мешать окружающим. Потому что тем детям, которым только в школе впервые приходится постигать смысл слов "надо" и "нельзя", на первых порах придется очень нелегко. Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценить свое поведение с позиций, что хорошо, а что плохо, ему будет трудно привыкнуть к жизни в школьном коллективе.Личностное развитие. Часто можно услышать от детей: «Я плохой», «Я ничего не умею», «Я не могу научиться писать», «Я не читаю». Это происходит чаще всего оттого, что мы ставим перед ребенком неадекватные задачи. Ребенок перед школой не обязан, не должен уметь читать, писать и считать. Но он должен быть готовым учиться читать, писать и считать, как только он пришел в школу, а это разные вещи. Можно сколько угодно «дрессировать» его в 5 лет, но это приведет к формированию неправильного механизма чтения и письма. Если мы задаем непосильную задачу, то убиваем мотивацию. Мы должны это очень хорошо себе представлять. С таким ребенком работать в начальной школе будет безумно трудно. Сначала надо будет снять все его зажимы, все страхи, и только потом начнет что-то получаться, потому что одна неудача, к сожалению, всегда тянет за собой другую. Психологи очень хорошо знают: преодолимо только то, что человек сам считает преодолимым. Ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается. Поэтому очень важно не сформировать этот комплекс на этапе предшкольной подготовки.Эмоциональное развитие. Это очень важный компонент, на который особо следует обратить внимание. Игра – основной вид деятельности и должна приносить положительные эмоции. Только в этом случае формируется нужная нам мотивация, только в этом случае ребенок получает удовлетворение от процесса познания, от того, что у него что-то получилось. В процессе развития ребенка надо хвалить, даже если не все получается, говорить о том, почему не получается, разбирать, анализировать вместе с ребенком. Надо постоянно искать, за что похвалить, а порог чувствительности у всех разный. Нервно-психическое здоровье ребенка срывается очень быстро. Так быстро, что не замечает ни педагог, ни родитель. Поэтому в системе дошкольного образования важно не сформировать трудности в тот момент, когда ребенок только переступает порог класса, не сформировать страх перед учителем, перед учебным заданием. Конечно, мы должны научить ребенка чувствовать свое эмоциональное состояние, снимать напряжение. Первый признак напряжения – плотно сжатые губы. У ребенка не должно быть плотно сжатых губ. Они, несчастные, даже спать ложатся с гримасой напряжения на лице, которое накапливается за целый день. Это беда – беда, которая начинается до школы, а дальше просто усугубляется.Творческое развитие. Когда мы считаем, что творческое развитие – это урок рисования, пения, мы глубоко ошибаемся, потому что без творчества ни письму, ни чтению, ни окружающему миру, ни восприятию себя научить невозможно. Часто ли мы даем ребенку возможность творить? Вот родители говорят: уже пять с половиной, а он читает, пишет, считает – надо в школу, иначе будет неинтересно, разболтается и т.д. Но забываем, что это золотой период от пяти до семи – это время, когда можно все попробовать: и кораблики строить, и в театральную студию пойти, и плаванием заниматься. Потом на это времени не будет. Речевое развитие. Для успешного обучения необходимо умение связно и грамотно говорить. Дети, не умеющие последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, будут испытывать серьезные трудности в школе. Для того чтобы их избежать, важно развивать речемыслительные способности ребенка, учить его правильно и понятно говорить. Поэтому необходимо как можно больше общаться с ребенком, поощрять его рассказы, выполнять различные подготовительные упражнения, описанные ранее, которые призваны сформировать речемыслительную деятельность ребенка. Наблюдения показывают, что при поступлении в школу далеко не все дети говорят чисто: шепелявят, картавят, неотчетливо произносят слова и их окончания. Неправильная и нечистая речь детей в большинстве случаев является следствием привычки вяло и нечетко произносить отдельные звуки в словах. Ребенок произносит: каса, зук, саса, мыска, лама или гама вместо: каша, жук, Саша, мышка, рама, т.к. он не привык и не хочет делать усилия, чтобы отчетливо произносить звуки: Ж, Ш, С, Р. Некоторые могут подражать речи взрослых, поэтому старшие должны внимательно относится к своей собственной речи и речи ребенка с самого раннего детства и приучать правильно произносить слова. Привычка неправильно и неотчетливо произносить слова и звуки может вызвать серьезные трудности в письме. Недостатки в развитии речи необходимо постараться устранить до поступления в школу. Ребенку можно предлагать чистоговорки (Ра-Ра-Ра – на дворе у нас гора, Ры– Ры - Ры - у нас в руках шары.), считалки, скороговорки, звуковые игры. Эти упражнения нравятся детям – они любят произносить отдельные слова, рифмованные предложения. В этом возрасте высок интерес к чтению. Не отказывайте ребенку, найдите время рассказать сказку, прочитать книжку, выучите с ним наизусть веселые стихотворения. Приведу пример с чтением. Если у ребенка не сформировано зрительное пространственное восприятие, ему трудно дифференцировать печатные буквы, он путает близкие по конфигурации, переворачивает справа налево или сверху вниз, постоянно теряет строку, вместо «оп» читает «по» и т.д. – значит, не сформированы механизмы зрительного восприятия. И в ситуации, которую порой задает воспитатель или родитель, – читать во что бы то ни стало – ребенок не научится читать: он научится угадывать. «Угадал – не угадал» – это самый порочный механизм чтения. А что нужно сделать вместо того, чтобы заставлять часами читать то, что не получается? Нужно взять азбуку на карточках, разрезать каждую букву вдоль и, перемешав пять-шесть букв, давать складывать. Потом разрезать поперек и, опять перемешав пять-шесть букв, складывать. Потом – на четыре части, перемешать и складывать. Так и играть. Как только он научится выделять букву по части, он начнет читать, даже если вы этого не захотите, потому что будет сформирован механизм, который позволит ему осуществлять эту деятельность.Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:- массаж кистей рук;- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;- лепка из глины;- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);- выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);- специальные упражнения для подготовки руки к письму.-очень важное условие- умение правильно держать ручку. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации. Без этого не будет ни письма, ни чтения, ни математики, ни труда – ничего. Детей с несформированной речью сейчас приходит в школу почти 60%, с несформированной моторикой – примерно 30–35%. Ребенок, у которого сформировано зрительно-пространственное восприятие и произвольная регуляция деятельности (то есть концентрация на задании хотя бы на минуту), зачитает, даже если ему не разрешать. Не может не зачитать. Буквы и слова вокруг – он не в лесу. Но эти функции должны быть сформированы, без них можно говорить все, что угодно: «все буквы знает, а читать не хочет», «ленивый», «не старается», «не может». Попробуйте пойти другим путем: развивайте внимание и память. Мышление. Нет задания, которое бы не развивало мышление ребенка, потому что он должен думать, что сделает, как сделает, что получилось, как получилось, каким путем пойти. Это и есть процесс мышления. При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.Организация произвольной деятельности. Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие этого качества затрудняет процесс усвоения знаний и формирования учебной деятельности. Эти дети неорганизованны, невнимательны и неусидчивы; плохо понимают объяснения воспитателя, допускают ошибки при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения; не успевают за темпом работы. Причины недостаточного развития произвольности поведения и деятельности у детей эго возраста могут быть разные. Это – недостаточное развитие социальных мотивов и мотива долженствования, функциональные нарушения в работе центральной нервной системы и головного мозга, несформированность психологических (операционных) механизмов произвольной регуляции деятельности и отдельных действий. Я назову компоненты организации деятельности, которые должны быть сформированы к моменту прихода в школу: • Восприятие инструкции с первого раза (для этого необходимо хорошее развитие речи). • Умение планировать свою деятельность, а не работать методом проб и ошибок, хаотично (а чаще всего так и бывает). Учить этому можно на самом элементарном: четыре кубика и картинка – «сложи кубики по картинке». Инструкция, планирование, время работы без отвлечений должны занимать около 3 минут (а не 20!). Даже взрослый человек не работает 20 минут без отвлечений.• Умение внести коррекцию по ходу деятельности, то есть умение следить за своей деятельностью, исправить ошибку. • Умение попросить помощи. Родителям надо объяснить, что дошкольник имеет право не только задать вопрос, но и попросить о помощи, но его необходимо этому учить. Родителям также необходимо вовремя проверить своего ребенка у логопеда. Своевременно начатые занятия помогут малышу исправить дефекты речи и избежать такого неприятного влияния заикания, шепелявости и картавости, как возникновение или усиление стеснительности, боязнь быть осмеянным или непонятым. Кроме того, дефекты речи тормозят формирование навыка письма по слуху и затрудняют овладение грамотой. Очень важным компонентом, определяющим готовность ребенка к обучению, является физическое развитие. Ребенок должен двигаться и быть на воздухе достаточное количество времени. Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время. И самое главное, участвуйте в процессе подготовки ребёнка к школе, не оставляйте всё на произвол судьбы. И тогда всё получится лучшим образом. В любое время вы можете обратиться за помощью в нашу школу, где со 4февраля с 10 часов начинается работа по подготовке детей к школе. Еще в прошлом веке замечательный русский педагог К.Д.Ушинский предупреждал: ребенка можно научить читать и считать играючи, но чем дольше мы будем оберегать их от серьезных занятий, тем труднее ему будет переходить к ним. Желаем успехов и ждем Вас и ваших детей!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.