Реферат по предмету "Разное"


«Методические рекомендации по разработке учебного плана конкретного профиля обучения»

Приложение 2–2 Даутова О.Б., к.п.н., доц., доцент кафедры педагогики Готская И.Б., д.п.н., проф., профессор кафедры основ производства (РГПУ им. А.И.Герцена) Разработка материалов для директоров и заместителей директоров школ, работников управления образованием «Методические рекомендации по разработке учебного плана конкретного профиля обучения»Что нужно знать администратору о базисном учебном плане?Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы. В пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденному Приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312, написано: «Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ – нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам». Базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312, предоставляет образовательным учреждениям возможности выбора разнообразных форм организации обучения и режима функционирования с целью создания оптимальных условий для построения образовательных маршрутов учащихся, при реализации ими конкретного профиля обучения. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения.^ Федеральный компонент (не менее 75% от общего нормативного времени) устанавливается РФ и обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, учебные курсы общекультурного и общенационального значения.^ Региональный (национально-региональный) компонент (не менее 10%) устанавливается субъектом РФ и отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.^ Компонент образовательного учреждения (не менее 10%) самостоятельно устанавливается образовательным учреждением и позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования. Часы школьного компонента учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для профильных), на введение элективных предметов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий. Рассмотрим базисный учебный план.^ Базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования ^ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Обязательные учебные предметы на базовом уровне ^ Учебные предметы Количество часов за два года обучения () Базовый уровень Русский язык 70 ( 1 / 1 ) Литература 210 ( 3 / 3 ) Иностранный язык 210 ( 3 / 3 ) Математика 280 ( 4 / 4 ) История 140 ( 2 / 2 ) Обществознание(включая экономику и право) 140 ( 2 / 2 ) Естествознание 210 ( 3 / 3 ) Физическая культура 140 ( 2 / 2 ) ^ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях ^ Учебные предметы Количество часов за два года обучения (*) Базовый уровень Профильный уровень Русский язык – 210 ( 3 / 3 ) Литература – 350 ( 5 / 5 ) Иностранный язык – 420 ( 6 / 6 ) Математика – 420 ( 6 / 6 ) История – 280 ( 4 / 4 ) Физическая культура – 280 ( 4 / 4 ) Обществознание (**) 70 ( 1 / 1 ) 210 ( 3 / 3 ) Экономика 35 ( 0,5 / 0,5 ) 140 ( 2 / 2 ) Право 35 ( 0,5 / 0,5 ) 140 ( 2 / 2 ) География 70 ( 1 / 1 ) 210 ( 3 / 3 ) Физика 140 ( 2 / 2 ) 350 ( 5 / 5 ) Химия 70 ( 1 / 1 ) 210 ( 3 / 3 ) Биология 70 ( 1 / 1 ) 210 ( 3 / 3 ) Информатика и ИКТ 70 ( 1 / 1 ) 280 ( 4 / 4 ) Искусство (МХК) 70 ( 1 / 1 ) 210 ( 3 / 3 ) Технология 70 ( 1 / 1 ) 280 ( 4 / 4 ) ОБЖ 35 ( 1 / – ) 140 ( 2 / 2 ) ВСЕГО: не более 2100 ( не более 30 / не более 30 ) ^ Региональный (национально-региональный) компонент ВСЕГО: 140 ( 2 / 2 ) ^ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ЭЛЕКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ) ВСЕГО: не менее 280 ( не менее 4 / не менее 4 ) ИТОГО: до 2520 ( 36 / 36 ) Предельно допустимая аудиторная учебнаянагрузка при 6-дневной учебной неделе: 2520 ( 36 / 36 ) Необходимо обратить внимание на отличительные особенности федерального БУП от 09.03.2004 года. Базисный учебный план: Имеет две части: инвариантную и вариативную. Инвариантная часть представлена обязательными учебными предметами на базовом уровне /Федеральный компонент/. А вариативная часть включает в себя: учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях /Федеральный компонент/; учебные предметы регионального компонента и элективные учебные предметы компонента общеобразовательного учреждения. Включает в себя предметы трех типов: базовые общеобразовательные предметы – профильные общеобразовательные предметы – элективные учебные предметы. Представлен новым форматом. Осуществлен переход «от недели – к году», что позволяет ОУ осуществлять гибкое расписание, модульное преподавание учебных предметов и др. Имеет качественно новую степень вариативности. Пожалуй, впервые ОУ и обучающиеся имеют реальный выбор, что позволяет им реализовать образовательные запросы. Способствует расширению примерных профилей. Создает организационные предпосылки для работы по индивидуальным учебным планам. Охарактеризуем базисный учебный план, на основе его структурных компонентов:Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Соответственно базисный учебный план старшей ступени школы, предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных предметов, которые обеспечивают гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные учебные предметы. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение, а в принципе и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми учебными предметами являются: «русский язы», «литература», «иностранный язык», «математика», «история», «физическая культура», а также интегрированный учебный предмет «обществознание (включая экономику и право)» и интегрированный учебный предмет «естествознание». Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяют специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» - в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана.Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции: 1) «надстройки» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным (а образовательное учреждение /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов); 2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету; 3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Приведем мнение А.А. Кузнецова, который считает, что это относится не только к удовлетворению познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека в рамках своего профиля, но и к деятельности, выходящей за рамки выбранного профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Информационный бизнес» или «Экология», а школьник из класса технологического направления захочет расширить свои знания в области искусства или изучить элективный курс «Зарубежная литература XX века».Каков механизм формирования содержания обучения в отдельном профиле?В соответствии с Концепцией профильного обучения, профили для учащихся старшей ступени определяются школой с учетом: 1) реальных потребностей рынка труда данного экономического ре­гиона в квалифицированных кадрах соответствующего профиля; 2) реальных возможностей школы обеспечить качественную подго­товку старшеклассников по избранному профилю (наличие высокопро­фессиональных педагогических кадров, соответствующей учебно-материальной базы, наполняемость школы); 3) соответствия профиля инте­ресам, склонностям и способностям учащихся и запросам их родителей; 4) наличия возможностей кооперации старшей ступени школы с учреждением начального, среднего или высшего профессионального образования. Набор профилей определяется школой с таким расчетом, чтобы их использование наиболее полно обеспечивало профильную ориентацию и предпрофессиональную подготовку выпускников школ по всему спектру профессий, занятых не только непосредственно в производстве, но и во всех сферах обслуживания населения данного экономического ре­гиона, а также в учебных заведениях, осуществляющих разноуровневую профессиональную подготовку квалифицированных кадров. В «Вестнике образования» кроме Базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (стр. 25-26) опубликованы примерные учебные планы для некоторые возможных профилей: физико-математического, физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, информационно-технологического, агро-технологического, индустриально-технологического, художественно-эстетического, оборонно-спортивного, а также для универсального (непрофильного) обучения. Там же отмечается, что «представленные варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер»1. Хотелось бы остановиться на двух моментах, во-первых, в документе рекомендуется создавать профили обучения, готовящие не только к продолжению образования в вузах, но и для обучения в системе начального и среднего профессионального образования; во-вторых, при проведении занятий не только по «иностранному языку», «физкультуре», «технологии», но и занятий по «информатике и ИКТ», а также практических занятий по «физике» и «химии» и при проведении элективных курсов в 10-11 классах осуществляется деление классов на две подгруппы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе, изучения элективных учебных предметов, возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. Перед каждым образовательным учреждением встают очень важные практические вопросы «Как правильно сформировать профиль? Есть ли в профиле обязательные и смежные - вспомогательные предметы? Как обеспечить вариативность профилей?» Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратится к понятиям «дробная профилизация» и «укрупненная профилизация». В случае «дробной профилизации», для каждого профиля выделяются профильные предметы, изучаемые на повышенном или углубленном уровне, и «смежные», обеспечивающие направление профиля. Например, для физико-математического профиля профильными предметами являются физика и математика, а информатика выступает «смежным» предметом, обеспечивающим или поддерживающим профиль. Аналогично для других профилей: Название профиля Профильные предметы Смежные предметы Физико-математический Физика, математика Информатика и ИКТ Химико-биологический Химия, биология Физика, математика, информатика и ИКТ Биолого-географический Биология, география Физика, математика, информатика и ИКТ Филологический (с иностранными языками) Русский язык, иностранный язык История, литература Филологический (без иностранных языков) Русский язык История, литература Социально-экономический Экономика, право История, информатика и ИКТ, математика Социально-гуманитарный История, литература Русский язык, обществоведение, иностранный язык, МХК, право. Информационно-технологический Математика, информатика и ИКТ. Физика Агро-технологический Биология Химия Агротехнологии Физика, география, экономика. Индустриально-технологический Индустриальные технологии Физика, информатика, черчение Художественно-эстетический ИЗО, или музыка История, МХК Оборонно-спортивный Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Обществоведение, история В случае «укрупненной профилизации», предполагается выделение группы профильных предметов в рамках одной предметной области. Обратим внимание, что предметное наполнение профильных предметов в гуманитарном профиле шире, чем, например, в филологическом. Отсюда реализация профиля осуществляется не только за счет федерального компонента, но и за счет регионального и компонента образовательного учреждения. Профили Профильные предметы «Смежные», обеспечивающие профиль, предметы Гуманитарный История, русский язык, литература, обществознание. Искусство, МХК, социология, культурология, география. Естественно-научный Физика, химия, биология, физическая география. Математика, информатика, астрономия. Социально-экономический Экономика, право, обществоведение. Математика, информатика, история, география. Представляется, что идею профилизации очень четко выразил А.А. Кузнецов: «Подход к формированию содержания образования по каждому профилю исходит из идеи построения более широкого профиля, чем это принято в школах с углубленным изучением отдельных предметов, где реализуется  большая специализация образования. При этом в рамках каждого отдельного профиля возможна (прежде всего, за счет элективных курсов) дополнительная внутрипрофильная специализация (например, филологическая в рамках гуманитарного профиля). При таком подходе более важным представляется не примеры учебных планов возможных профилей (их формирование – это прерогатива школы или право отдельного старшеклассника, выбирающего свою индивидуальную образовательную программу), а рекомендуемое распределение учебных часов между базовым и профильным уровнем для каждого предмета (образовательной области)». Необходимо также обратить внимание на то, что базисный учебный план предусматривает интегрированные предметы, в частности «Естествознание» и «Обществоведение». Так в профилях гуманитарной специализации вводится интегрированный учебный предмет «Естествознание». При рассмотрении предлагаемого введения этого интегрированного учебного предмета следует иметь в виду: а) Необязательность выбора именно этого варианта изучения естествознания. Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение всех (или некоторых) естественнонаучных учебных предметов в виде самостоятельных учебных предметов («Физики», «Химии», «Биологии» и «Географии») на уровне базового стандарта за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы. б) Предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» строился не как сумма отдельных элементов знаний из физики, химии, биологии, географии. Он построен на основе задачи формирования целостной естественнонаучной картины мира и задачи ознакомления школьников с методами познания, характерными для естественных наук. Эти задачи в большей степени соответствуют назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире. Учебный предмет «Обществознание» в старшей школе на базовом уровне включает модули (разделы) «Обществоведение», «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществоведение», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в различных комбинациях в зависимости от выбранного профиля. Следует обратить особое внимание на следующие положения БУП: если на профильном уровне изучается один из предметов естественнонаучного цикла или на базовом уровне два предмета естественнонаучного цикла, то интегрированный учебный предмет "Естествознание" на базовом уровне не изучается; если «Обществоведение» и один из учебных предметов социально-экономического цикла («Экономика», «Право») изучаются на профильном уровне, то интегрированный курс «Обществознание» на базовом уровне не изучается; если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История», входящие в инвариантную часть БУП, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. Опыт работы школ, осуществляющих профильное обучение, позволяет представить вашему вниманию рекомендуемое число учебных часов на изучение предметов на базовом и профильном уровне в соответствии с БУП. Необходимо отметить, что число часов, отводимое на изучение предметов на профильном уровне, может быть увеличено за счет часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения.Рекомендуемое число учебных часов на изучение предметов на базовом и профильном* уровнях Учебные предметы Суммарное число учебных недельных за два года в 10 и 11 классах (в скобках – число часов в неделю, в случае их равного распределения на 10 и 11 классы) На базовом уровне На профильном уровне Математика 280 ( 4 / 4 ) 420 ( 6 / 6 ) Русский язык 70 ( 1 / 1 ) 210 ( 3 / 3 ) Литература 210 ( 3 / 3 ) 350 ( 5 / 5 ) Иностранный язык 210 ( 3 / 3 ) 420 ( 6 / 6 ) Обществознание(включая экономику и право) 140 ( 2 / 2 ) 210 ( 3 / 3 ) Экономика 35 ( 0,5 / 0,5 ) 140 ( 2 / 2 ) Право 35 ( 0,5 / 0,5 ) 140 ( 2 / 2 ) Социология – 140 ( 2 / 2 ) Политология – 140 ( 2 / 2 ) Философия – 140 ( 2 / 2 ) История 140 ( 2 / 2 ) 280 ( 4 / 4 ) Естествознание 210 ( 3 / 3 ) – Физика 140 ( 2 / 2 ) 350 ( 5 / 5 ) Химия 70 ( 1 / 1 ) 210 ( 3 / 3 ) Биология 70 ( 1 / 1 ) 210 ( 3 / 3 ) География 70 ( 1 / 1 ) 210 ( 3 / 3 ) Информатика и ИКТ 70 ( 1 / 1 ) 280 ( 4 / 4 ) Технология (по отраслям) 70 ( 1 / 1 ) 280 ( 4 / 4 ) Физическая культура 140 ( 2 / 2 ) 280 ( 4 / 4 ) Искусство (МХК) 70 ( 1 / 1 ) 210 ( 3 / 3 ) ОБЖ 35 ( 1 / – ) 140 ( 2 / 2 ) ^ Существует ли технология составления учебного плана в образовательном учреждении? Для составления учебного плана конкретного профиля обучения необходимо воспользоваться базисным учебным планом и рекомендациями, приведенными в пояснительной записке. ^ Для формирования учебного плана отдельного профиля обучения на базе БУП 2004 необходимо:1. Выбрать в вариативной части БУП два учебных предмета на профильном уровне, которые будут определять направление специализации образования в данном профиле.2. Добавить к ним набор обязательных предметов (инвариантная часть БУП) на базовом уровне. Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных предметов, то последний исключается из состава инвариантной части, т.к. содержание предмета на профильном уровне поглощает его содержание на базовом.3. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в п.1 и 2. Если полученное число часов меньше времени (2100 часов), предусмотренного на федеральный компонент, то можно дополнить состав учебного плана профиля еще каким-либо предметом на базовом или профильном уровне (из вариативной части БУП).4. После этого вновь подсчитать суммарное число часов на изучение выбранных предметов и сравнить их с максимально допустимым объемом федерального компонента. Если полученное число часов менее 2100, то следует перейти к п.3, если равно, то следует перейти к формированию компонента образовательного учреждения. В том случае, если суммарное число часов превысит допустимую норму (2100 часов), то следует исключить из формируемого учебного плана профиля один из учебных предметов, вошедших в него в соответствии с п.3. Оставшиеся после этого учебные часы можно перенести в компонент образовательного учреждения.5. Завершив формирование федерального компонента в учебном плане профиля, следует дополнить план региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения. Каков алгоритм построения учебного плана конкретного профиля обучения? Возможна следующая последовательность шагов: 1. Включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле. 2. Включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента). 3. В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента). В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения. 4. Включить в учебный план региональный (национально-региональный) компонент (в объеме 140 часов за два учебных года). 5. Составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года). Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента. На основе данного алгоритма рассчитаем часы типового профиля. Итак, построение учебного плана следует начинать с выбора состава профильных предметов, т.к. именно они и определяют по существу профиль обучения. На первом шаге выбирается минимально возможный состав профильных предметов. В соответствии с пояснительной запиской к базисному учебному плану обучающийся должен выбрать не менее двух профильных предметов. Затем определяется, какие из обязательных учебных предметов не вошли в отобранный на первом шаге перечень профильных курсов. При этом надо иметь в виду, что в случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются. Учебный предмет «Естествознание» может не изучаться в случаях, если выполняется хотя бы одно из следующих условий: а) три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия» и «Биология») изучаются на базовом уровне; б) один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два – на базовом уровне; в) два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один – на базовом уровне; г) все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне. Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» изучаться как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля. Обязательные учебные предметы, отнесенные к инвариантному компоненту базисного учебного плана, добавляются к выбранным ранее двум профильным предметам. Подсчитывается суммарный объем (в учебных часах) полученной совокупности. Эта сумма сравнивается с указанным в базисном учебном плане объемом федерального компонента (2100 час.). Если она меньше, то есть возможность увеличить состав профильных курсов или включить в полученный ранее перечень необязательные учебные предметы на базовом уровне, что позволит более эффективно реализовать межпредметные связи, обеспечить профильные курсы необходимым понятийным аппаратом смежных учебных предметов. Потом этот цикл повторяется вновь. ^ Когда резервы федерального компонента исчерпаны, переходим к региональному компоненту, а затем к компоненту образовательного учреждения, который состоит из элективных курсов, учебных практик, проектов, исследовательской деятельности школьников. Рассмотрим конкретный пример составления учебного плана. Предположим, что в какой-либо школе решили открыть класс гуманитарного профиля. Как должен действовать директор (завуч школы), составляя учебный план этого профиля? Прежде всего, надо выбрать, какие два предмета на профильном уровне будут определять направленность обучения в этом профиле. Можно выбрать историю и литературу. На эти предметы на профильном уровне отводится соответственно 280 и 350 часов, т.е. суммарно 630 часов. Далее следует обратиться к инвариантному компоненту базисного учебного плана. Среди восьми обязательных учебных предметов есть и литература, и история. Так как эти предметы уже представлены в разрабатываемом учебном плане на профильном уровне, а профильный уровень «поглощает» базовый, то они в данном случае должны быть исключены из инвариантной части. Таким образом, в инвариантной части останутся математика, русский язык, иностранный язык, естествознание, обществознание и физкультура. Их суммарный объем составит 280 + 70 + 210 + 210 + 140 + 140 = 1050 часов. Подсчитываем, сколько учебных часов уже использовано: Профильные предметы (литература + история) 630 Инвариантная часть – обязательные учебные предметы на базовом уровне 1050 Итого 1680 На федеральный компонент базисный учебный план отводит 2100 часов, поэтому у нас остался резерв 2100 – 1680 = 420 часов на два года обучения. Как их использовать? Это зависит от того, какое направление дальнейшей специализации образования планируется в данном классе. Если предусматривается специализация в области, например, филологии, то целесообразно на профильном уровне изучать русский и иностранный языки. Если же речь идет социально-гуманитарной направленности, то надо рассмотреть возможность профильного изучения обществознания и т.д. Рассмотрим первый вариант – специализацию в области филологии. Для этого необходимо вместо базового курса русского языка изучать профильный курс по этому предмету, т.е. добавить для его изучения еще 140 часов. Аналогично и на изучение иностранного языка надо добавить 210 часов. В запасе остается еще 70 часов. Их можно использовать, например, для изучения курса мировой художественной культуры на базовом уровне. В результате учебный план филологического профиля будет выглядеть следующим образом: ^ Учебные предметы Число учебных часов за два года обучения I. Федеральный компонент ^ Базовые учебные предметы Математика 280 Обществознание 140 Естествознание 210 Физическая культура 140 ^ Профильные учебные предметы История 280 Русский язык 210 Литература 350 Иностранный язык 420 Мировая художественная культура 70 ^ II. Региональный компонент По усмотрению субъекта Российской Федерации 140 III. Компонент образовательного учреждения Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 280 Всего Вариант социально-гуманитарной специализации потребует другого подхода к формированию учебного плана профиля. В этом случае резервные 420 часов могут быть использованы для углубления обществоведения и изучения экономики и права в виде отдельных курсов. На это понадобится 175 часов дополнительного времени. Оставшиеся 245 часов могут быть отданы на изучение информатики, географии или углубление изучения иностранного языка — выбор за директором школы, учащимися, родителями. Приведем пример подсчета часов предметов естественно-научного профиля: Складываем выбранные профильные предметы (физика-350 + химия-210+биология -210) Получаем 770 ч. Складываем оставшиеся предметы инвариантной части – обязательные учебные предметы на базовом уровне: русский язык(70)+Литература(210)+иностранный язык(210)+история(140)+обществознание(140)+физическая культура(140)+математика(280) Получаем 1190 ч. Суммируем профильные предметы и инвариант 770+1190 Получаем 1960 ч. Определяем резерв: 2100- 1960 Получаем 140 ч. Добавляем смежный предмет: математику /в инварианте уже заложено 280 часов/ доводим до уровня профиля+140 Добавляем 140 ч. на математику Итого федеральный компонент составил 2100 часов Прописываем учебные предметы регионального компонента_____________________________________ 140 Прописываем учебные предметы компонента образовательного учреждения_____________________ 280 Представим учебный план естественно-научного профиля: Учебные предметы Число учебных часов за два года обучения ^ I. Федеральный компонент Базовые учебные предметы Русский язык 70 ( 1 / 1 ) Литература 210 ( 3 / 3 ) Иностранный язык 210 ( 3 / 3 ) История 140 ( 2 / 2 ) Обществознание (включая экономику и право) 140 ( 2 / 2 ) Физическая культура 140 ( 2 / 2 ) ^ Профильные учебные предметы Физика 350 ( 5 / 5 ) Химия 210 ( 3 / 3 ) Биология 210 ( 3 / 3 ) Математика 420( 6 / 6 ) ^ II. Региональный компонент По усмотрению субъекта Российской Федерации 140 III. Компонент образовательного учреждения Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 280 Всего 2520 Приведем пример подсчета часов предмета социально-экономического профиля Складываем выбранные профильные предметы (обществоведение-210 + экономика-140+право -140) Получаем 490 ч. Складываем оставшиеся предметы инвариантной части – обязательные учебные предметы на базовом уровне: русский язык(70)+литература(210)+иностранный язык(210)+история(140)+физическая культура(140)+математика(280)+ естествознание(210) Получаем 1260 ч. Суммируем профильные предметы и инвариант 490+1260 Получаем 1750 ч. Определяем резерв: 2100- 1750 Получаем 350 ч. Добавляем смежные предметы: математику доводим до уровня профиля+140 и вводим географию+210 Получаем 350 ч. Итого федеральный компонент составил 2100 часов Прописываем учебные предметы регионального компонента_____________________________________ 140 Прописываем учебные предметы компонента образовательного учреждения_____________________ 280 Представим учебный план социально-экономического профиля: Учебные предметы Число учебных часов за два года обучения ^ I. Федеральный компонент Базовые учебные предметы Рус


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Окрашивание поверхности водоэмульсионными составами
Реферат Эффективность производства
Реферат Деловое администрирование
Реферат Особенности и проблемы положения пенсионеров на рынке труда г. Москвы
Реферат 2011 г. Вопросы
Реферат 01 Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях
Реферат Недержавне соціальне страхування сутність організація проблеми та перспективи розвитку в Україні
Реферат Отчет по практике ООО Вагрон
Реферат Созвездие Близнецы
Реферат Налог на добычу полезных ископаемых: проблемы и перспективы оптимизации
Реферат Diffusion And Osmosis Essay Research Paper 1
Реферат Трансформация биосферы в ноосферу. Идеи В.И.Вернадского.
Реферат Взгляд на потребности человека с точки зрения экономики. Экономическое развитие общества
Реферат Jujitsu
Реферат Методика аудиторской проверки кассовых операций