Реферат по предмету "Разное"


«Любимые песни военных лет»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 города РыбинскаПроведение музыкально-литературных гостиных«Умейте найти и полюбить хорошую песню, умейте хранить ей верность!» (для организации внеклассной работы в общеобразовательной школе)Разработано Щербак Эллиной Юрьевной учителем музыки высшей категории2009СодержаниеВведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Музыкально-литературная композиция «Нам песня строить и жить помогает», посвященная творчеству И.О. Дунаевского . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 2. Музыкально-литературная композиция «Споёмте, друзья», посвященная творчеству В.П. Соловьева-Седого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 3. Музыкально-литературная композиция «Пути - дороги», посвященная творчеству Н.В. Богословского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 4. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Любимые песни военных лет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 5. Музыкально-литературная композиция «Пусть всегда будет солнце», посвященная творчеству Л.И. Ошанина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39 6. Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пусть всегда будет солнце», посвященная творчеству А.И. Островского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 7. Музыкально-литературная композиция «Когда мои друзья со мной», посвященная творчеству В.Я. Шаинского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60 8. Музыкально-литературная композиция «Детство – это я и ты», посвященная творчеству Ю.М. Чичкова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68 9. Музыкально-литературная композиция «Мы сильны нашей верною дружбой», посвященная творчеству М.Г. Фрадкина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75 10. Музыкально-литературная композиция «Мы расстаёмся, чтоб встретиться вновь», посвященная творчеству Я.А. Френкеля . . . . . . . . . . . . 87 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95ВведениеАктуальность настоящей разработки связана с организацией внеклассной работы со школьниками, формированием их музыкальной культуры. Песня – это первое, что человек слышит в младенчестве: колыбельная его матери – первое музыкальное впечатление. Песня – это один из каналов связи с историей, с фольклором, с корнями народа, в котором он живёт. Слова и мелодию передавали из поколения в поколение неграмотные крестьяне, создавали песни лучшие поэты и музыканты. Поэт Михаил Светлов о песне сказал так: «Для меня словосочетание «человек и песня» звучит как «человек и воздух». Если воздуха не хватает – человек задыхается. Александр Твардовский говорил: «Песня – это высшая форма поэзии». Песня может воспитывать художественный массовый вкус. А может, если это рифмованная подделка под творчество, его испортить: ведь её слушают миллионы, и песня, звучащая на нашей эстраде, воспринимается как своеобразный эталон уровня поэзии и музыки. В соответствии с этим целью предлагаемых музыкально-литературных гостиных является познакомить школьников с непреходящими ценностями – песнями, которые позволят им сделать шаг дальше в понимании искусства, способствовать эстетическому развитию. По нашему мнению, эта цель выполнима, так как школьники могут познакомиться с песнями, которые были любимы и пелись вчера, не утратили своего значения, живы и звучат сегодня и, весьма вероятно, будут звучать и завтра. Песня словно оживает для исполнителей и слушателей, когда им становится известна история её создания, когда авторы перестают быть лишь фамилиями на титуле, когда за каждой нотой, за каждой строкой песни встаёт то, что не уместилось в ней. Предлагаемые сценарии музыкально-литературных гостиных тематически и жанрово разнообразны. Они охватывают разные периоды развития песни XX века. Ведь в песне, как и в жизни, каждое десятилетие всё меняется – имена авторов, кумиров-исполнителей, тематические пристрастия. 30-х годы представлены оптимистичными и бодрыми песнями И. Дунаевского. В них скрыта великая сила музыки, которая облагораживает, воспитывает, служит делу мира и дружбы. Власть песен 40-50-х годов В. Соловьёва-Седого, Н. Богословского и М. Блантера над людскими сердцами остаётся неизменной. Огромна популярность школьных и молодёжных песен А. Островского, Ю. Чичкова и В. Шаинского. Есть в них то, что выделяет их среди множества других, – открытая эмоциональность, праздничность, удивлённо-восторженный взгляд на мир. Встреча с поэзией 60-годов Льва Ошанина, знакомит учеников с ярким эмоциональным образным языком его стихов. Полные искренности и задушевности песни 70-х годов Яна Френкеля, выдержав вкус моды, различных направлений, течений, запечатлели самобытное видение мира композитора. Мелодия нашего сердца обретает голос и крылья в песнях М. Фрадкина. Учителя музыки и литературы, классные руководители, организаторы внеклассной работы найдут в данном сборнике любопытные малоизвестные сведения и факты из истории советской музыки.Музыкально-литературная композиция «Нам песня строить и жить помогает»(посвящается творчеству И.О. Дунаевского)Учитель: Нужно ли объяснять, что такое песня? Ведь это знает каждый, и у каждого есть свои любимые песни. С детства до старости человек «с песней по жизни шагает». Огромный мир мыслей, чувств, образов заключён в этом самом простом и доступном музыкальном жанре. Песен всегда создавалось множество, хотя лишь части из них была суждена долгая жизнь. Но зато из лучших песен можно составить целую летопись жизни нашей страны. Слушание фрагмента «Выходной марш» из к/ф «Цирк»Ученик 1: Двадцатый век. Тридцатые годы. «"Великий немой" заговорил» – этой крылатой фразой деятели киноискусства приветствовали рождение звукового кино. О многих звуковых фильмах того времени можно сказать также «"Великий немой" запел» – такую важную роль в их драматургии стала играть песня. Замечательную музыку к ряду кинофильмов создали такие разные композиторы, как Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников. Но, начиная с 1934 г. и вплоть до первых дней войны, на экране безраздельно царил Исаак Осипович Дунаевский. Им написано свыше ста песен, музыка к 28 кинофильмам и 30 театральным постановкам.Ученик 2: В своей музыке к фильмам Дунаевский выступал как полноправный соавтор режиссёра. Сам композитор так говорил об этом: «Я ставлю своей задачей создание центральной песни в картине – и, отталкиваясь от этой песни, создаю музыкальное оформление фильма». Центральная песня картины становилась лейтмотивом и стержнем фильма. Она подхватывалась зрителями и долгое время пелась.Ученик 3: В 1934 г. Дунаевский написал музыку к кинокомедии Григория Александрова «Весёлые ребята». «Марш весёлых ребят» стал музыкальным центром фильма, выразителем главной мысли «Да здравствует жизнь!»Исполнение пени «Марш весёлых ребят» (стихи В. Лебедева-Кумача) из к/ф «Весёлые ребята»Ученик 3: А какие мучительные были поиски слов для этого марша! Григорий Александров безжалостно отметал «проходные» тексты – мелодраматические («Ах, горы, горы, высокие горы»), разухабистые («Так будь здорова, гражданка корова!»), пока, наконец, к творческой группе не присоединился В.И. Лебедев-Кумач и не создал крылатый афоризм, который стал эмблемой для всего песенного искусства: «И тот, кто с песней по жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадёт».Ученик 3: «И, как знать, имели бы мои фильмы успех, – признался Григорий Александров, – если бы не встреча с композитором Дунаевским и поэтом Лебедевым-Кумачом». Совместно они создали кинокомедии «Цирк», «Волга-Волга» и «Весна».Учитель: «Если Иоганна Штрауса называли «королём вальсов», то Исаака Дунаевского смело можно назвать «королём маршей», – сказал композитор Д.Б. Кабалевский. Стихия Дунаевского – это действительно марш. У каждого марша свой неповторимый индивидуальный облик. В то же время светлый тон звучания, упругий ритм, передающий быстрый, уверенный шаг, динамическая устремлённость, контрастность музыкальных образов, неукротимая энергия и жажда жизни.Исполнение пени «Спой нам, ветер»(стихи В. Лебедева-Кумача) из к/ф «Дети капитана Гранта»Учитель: С 1929 года Дунаевский руководит Ленинградским мюзик-холлом, сотрудничает с джаз-ансамблем Л.О. Утёсова. Не случайно композитор вносил в жанр песни приёмы, свойственные джазу. Джазовые ритмы придали песенной музыке активность и динамику.Исполнение пени «Песенка о капитане» (стихи В. Лебедева-Кумача) из к/ф «Дети капитана Гранта»Ученик 4: Во время войны Дунаевский возглавил оборонную комиссию Союза композиторов, много ездил по стране с руководимым им ансамблем песни и пляски железнодорожников. Лучшей песней композитора в военное время стала «Моя Москва». В 1941 году было опубликовано произведение мало кому известного в ту пору поэта-фронтовика Марка Лисянского «Моя Москва». Весной 1942 года Дунаевский случайно наткнулся на это стихотворение, просматривая журнал. Тут же, прямо на полях журнальной страницы, он записал мелодию, навеянную первой строфой. В ней и в самом деле было и хорошее, броское начало:^ Я по свету немало хаживал,Жил в землянках, в окопах, в тайге… Был яркий, запоминающийся рефрен:Дорогая моя столица,Золотая моя Москва! Мелодия родилась сразу, но песни-то не было! Нужны были ещё слова. А где отыскать в ту пору неизвестного автора этих строк? И композитор обратился за помощью к Аграняну, режиссёру ансамбля, с которым записал не одну песню. Именно Аграняну удалось написать те строки, без которых представить песню уже невозможно.Ученик 5: Первое исполнение песни состоялось на станции Дивизионная, недалеко от Читы, спела её солистка в сопровождении хора и оркестра. «Представьте себе ночь, железнодорожный разъезд, импровизированную сцену, и тут же рядом – составы воинских эшелонов, отправляющихся к фронту: вагоны, зачехлённые танки и орудия, суровые лица бойцов… Пять раз подряд исполняли мы песню по просьбе бойцов. Видели бы вы их лица! Это непередаваемо…»Исполнение пени «Моя Москва» (стихи М. Лисянского, С. Аграняна)Ученик 5: И всё-таки лучшие песни Дунаевского пришли к нам с экрана. Ни одна песня, написанная композитором «просто так», за немногим исключением, не поднялась до уровня его знаменитых кинопесен. Это объясняется тем, что Дунаевский был прежде всего музыкальным драматургом и считал главным распространителем песни кино (телевидение только-только входило в наш быт). Композитор очень огорчался, когда некоторые режиссёры, следуя за модой, вставляли в фильм какую-нибудь песню, но не находили для неё сюжетного применения. Он мечтал не только обновить стиль музыкальной комедии, но и видоизменить природу документального фильма.Учитель: Исаак Осипович Дунаевский не только теоретизировал, но и практически осуществил некоторые свои замыслы. Для документального фильма Ивана Пырьева «Мы за мир!» он написал четыре великолепные пени, которые стали активными участниками экранных событий, связанных с показом Берлинского фестиваля молодёжи и студентов в 1951 году. Эмблема фестиваля – песня «Летите, голуби», которая звучит на фоне кадров, запечатлевших триумфальный полёт голубей. Помимо эмоционального символа, музыка придала им поэтическую романтичность и психологическую глубину.Исполнение пени «Летите, голуби» (стихи М. Матусовского) из документального фильма «Мы за мир!»Ученик 6: Русский фольклор – давняя любовь Дунаевского, и образы многих его сочинений возникли на основе именно этой любви. А как восторженно народ принял песни из кинофильма «Кубанские казаки»! С каким упоением их пели на колхозном поле, на городском субботнике, на семейных торжествах! И до сих пор «Ой, цветёт калина» бытует как народная. В газете «Звезда Прииртышья» одна из фотографий была снабжена комментарием: участница художественной самодеятельности исполняет русскую народную песню «Ой, цветёт калина». Так и напечатано: русская народная песня.Исполнение пени «Ой, цветёт калина»(стихи М. Исаковского) из к/ф «Кубанские казаки»Ученик 7: С именем Дунаевского связано ощущение яркого солнечного света, молодости и счастья. И это справедливо. Его мелодии порождены полнотой восприятия жизни, в них слышится ликующий призыв к душевному полёту, и вот слушатель уже окрылён этим полётом, он во власти поэтического восторга и заманчивого стремления вперёд.Исполнение пени «Весна идёт» (стихи М. Вольпина) из к/ф «Весна» Для кинофильма «Цирк» Дунаевский сочинил две колыбельные песни: одну в негритянском стиле («Спи, мой мальчик»), другую – в русском («Сон приходит на порог»). Русская колыбельная звучит в самом остром кульминационном моменте фильма – её поют зрители цирка, укачивая маленького негритёнка. Люди разных национальностей – русский, украинец, грузин, еврей, негр – передают из рук в руки ребёнка, и вместе с ними из уст в уста переходит мелодия песни, каждый раз принимая новый национальный облик.Исполнение пени «Колыбельная»(стихи В. Лебедева-Кумача) из к/ф «Цирк»Учитель: Работая преимущественно в той области музыки, которая порой неправильно именуется «лёгкой», Дунаевский доказал, что в музыкальном искусстве нет низших форм и жанров. Несмотря на известный отпечаток старомодности, фильмы с музыкой Дунаевского до сих пор смотрятся с большим увлечением. Они живут и не уступают фильмам нынешним, благодаря музыке. Не потеряв своей свежести, она остаётся спутницей нашей жизни. Яркая, праздничная музыка к кинофильмам «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», «Кубанские казаки», «Вратарь», «Светлый путь» – музыкальная эмблема нашей страны.Исполнение пени «Школьный вальс» (стихи М. Матусовского)Учитель: Благодаря Исааку Осиповичу Дунаевскому возникла советская музыкальная кинокомедия, оказавшая влияние на развитие оперетты. Родилась настоящая музыкальная драматургия, повлёкшая переворот в художественных взглядах на киномузыку.Музыкально-литературная композиция «Споёмте, друзья»,(посвящается творчеству В.П. Соловьева-Седого )Учитель: «Я хочу жить и творить так, чтобы меня хорошо понимали мои современники и чтобы через сто лет люди ощущали, что я творил для своих современников». Эти слова принадлежат выдающемуся советскому композитору Василию Павловичу Соловьёву-Седому, музыку которого знают и любят не только в нашей стране, но и за рубежом. Во многих странах мира в музыкальных театрах идут оперетты и балеты Соловьёва-Седого, в кинотеатрах показывают фильмы с его музыкой. Песни композитора поют на всех континентах планеты.Ученик 1: Василий Павлович Соловьёв-Седой родился 25 апреля 1907 г. в большом петербургском доме на Старо-Невском проспекте. Отец его – крестьянин Витебской губернии, пришедший в Петербург на заработки; после неудач, скитаний по ночлежкам он устроился дворником дома № 139 по Старо-Невскому проспекту. Семья жила в полуподвале. Жизнь была нелёгкой, полной труда и забот. С детства мальчика окружала народная музыка. Отец мастерски играл на трёхрядной гармонике, а мать, Анна Фёдоровна, знала множество крестьянских песен. Ученик от имени композитора: Вот как рассказывает о своей музыкальной юности сам композитор: «Все мы – я, моя мать, брат и сестра с упоением распевали множество разнообразных песен. К восьми годам я уже довольно свободно умел подбирать по слуху мелодии услышанных песен и даже пробовал сочинять. Мальчонкой, я увидел в витрине магазина балалайку. Стал плакать, просил отца купить. Покупка была отцу не по карману, но всё же он купил мне инструмент. Я играл не балалайке с утра до вечера. Я ел, спал, и гулял, не расставаясь с моей балалайкой. Я бесконечно тренькал на ней». Потом купил гитару…»Ученик 1: В их доме помещался маленький кинотеатрик «Слон». Вася Соловьёв подружился с киномехаником, помогал ему перематывать ленты, подметал пол в зале. В награду ему было разрешено между сеансами играть на стареньком пианино, стоявшем в зале у экрана. Он самостоятельно освоил клавиатуру и вскоре играл знакомые мелодии. Когда отец стал рабочим мельничного комбината, семья переехала из полуподвальной дворницкой в светлую квартиру. Там поставили пианино, и Василий Соловьёв начал брать уроки музыки.Учитель: Василий начал самостоятельную жизнь с работы в кинотеатрах, сопровождая игрой показ немых фильмов, музыкально оформлял спектакли. Музыка, которую он играл, сочинялась обычно им самим, нередко – тут же на спектакле, по ходу сценического действия. Эта способность импровизировать нашла вскоре другое неожиданное применение. «Один знакомый, заметив мой интерес к музыке, пригласил меня тапёром в коллектив художественной гимнастики. Я аккомпанировал спортсменам», – вспоминал Василий Павлович. Когда по Ленинградскому радио начали впервые передавать утренние уроки гимнастики, Василия Соловьёва пригласили сопровождать передачи своей игрой. «Я вставал в четыре часа утра и шёл пешком через весь город в радиостудию (трамваи в этот ранний час ещё не ходили), садился там за рояль и после слов диктора: «Начинаем утреннюю гимнастику» – играл бодрый марш, импровизировал музыку к упражнениям».Исполнение песни «Закаляйся»(стихи В. Лебедева-Кумача)Ученик от имени композитора: «Однажды в радиостудию пришёл композитор Алексей Животнов. Услышав, как я играю, он сказал, что у меня композиторское дарование, и спросил: – Где вы обучаетесь? Я ответил: – Нигде. – Напрасно. Вам надо учиться. Ободренный похвалой, я пошёл в центральный музыкальный техникум и летом 1929 года поступил на только что открытое композиторское отделение».Ученик 2: Вместе с ним вступительный экзамен держало ещё несколько человек. Каждый из них принёс кипу собственных сочинений. Один только Соловьёв растерянно вошёл в класс, где проходил экзамен, с пустыми руками. Комиссии он объявил, что не умеет записывать свою музыку, и поэтому никаких нот у него нет, но он может тут же что-нибудь сочинить. Председатель комиссии предложил сымпровизировать марш, крайние разделы которого шли бы в миноре, а средний – в мажоре. Тогда Соловьёв, успокоившись, подошёл к роялю, сел и сразу же заиграл так, как будто он знал об этом задании раньше, и музыка была им написана давным-давно. Так он стал студентом техникума, а через два года был переведён в Ленинградскую консерваторию. Два года учёбы в Центральном музыкальном техникуме (ныне музыкальное училище имени М.П. Мусоргского) и пять лет занятий в Ленинградской консерватории были заполнены напряжённой творческой работой. Молодой композитор пробует силы в самых различных музыкальных жанрах. Он написал симфоническую картину и фортепианную сюиту, романсы на стихи С. Есенина, оформил несколько спектаклей в драматических театрах, сочинил радиооперетту «Хорошая погода», начал работать над оперой.Ученик 3: Но признание композитору принесли вокальные сочинения. В 1934 году из печати вышли его «Лирические песни». На обложке этого издания стояла никому не известная фамилия – Седой. Это псевдоним Соловьёва: так звал его в детстве отец за светлый цвет волос. Впоследствии композитор прибавил псевдоним к своей настоящей фамилии и стал подписываться Соловьёв – Седой. Один из друзей Василия Павловича писал: «Сколько бы не пробовал Соловьёв-Седой себя в разных музыкальных жанрах – от камерных пьес до симфонических и оперных произведений, – неизменно оставался верен песне, являющейся основой искусства». В первые же дни Великой Отечественной войны Соловьёв-Седой, как и другие советские композиторы, отложил в сторону все задуманные или начатые работы. Ученик от имени композитора: «В августе 1941 года вместе с группой композиторов и литераторов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать песню об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Из порта я возвращался с Александром Чуркиным, талантливым ленинградским поэтом, и поделился с ним этим замыслом. Вернувшись к себе, сел за работу. Текста ещё не было. Начало припева – «Прощай, любимый город» – я придумал сам и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня она была готова, а Саша Чуркин нашёл для неё простые и сильные слова, полные светлой грусти».Исполнение песни «Вечер на рейде»(стихи А. Чуркина)Ученик 4: Профессионалы-музыканты не сразу её оценили: она показалась им слишком спокойной, «тихой». Вскоре с театральной бригадой композитор отправился на фронт. Один из концертов проходил в землянке, недалеко от вражеских позиций. Громкое пение запрещалось. И тогда Василий Павлович тихо запел: «Споёмте, друзья, ведь завтра в поход», и к голосу автора прибавились тихие голоса бойцов, повторявших мотив, всколыхнувший сердца: «Прощай, любимый город». Ученик от имени композитора: Композитор вспоминал: «Первый раз в жизни ощутил я эту ни с чем не сравнимую радость, когда люди поют с тобой твою песню, которую они раньше никогда не слышали. Куда бы мы ни приезжали на фронте, всюду эта песня опережала нас. Мы начинали свой концерт на новом месте, а нам уже кричали: «Вечер на рейде!», «Вечер на рейде!»Ученик 4: В Москву устремился поток писем с фронта, с военных кораблей, от партизан с просьбой ещё и ещё раз передать песню Соловьёва-Седого. Вскоре её запела вся страна. А вскоре на мелодию этой песни солдаты различных родов войск стали сочинять новые стихи. Так парашютисты пели:«Прощай, земля Большая!Десант наш улетает». По-своему пели эту песню партизаны Ленинградской области:«Споёмте, друзья, про битвы своиВ отрядах лихих партизан». Народные мстители в Крымских горах пели: «Прощай, любимый город!Уходим завтра в горы».Ученик 5: Среди музыкально-театральных коллективов, выступавших с концертами на фронте, особой популярностью среди бойцов пользовался эстрадный театр «Ястребок». Организатором и режиссёром театра, композитором, поэтом и драматургом, писавшим для певцов и актёров музыкальные номера, стихи и сатирические сценки, был Василий Павлович Соловьёв-Седой. В годы войны Василий Павлович выступал в разной обстановке: и перед защитниками Ленинграда и Москвы, и перед трудящимися городов Урала, и перед бойцами Калининского и Прибалтийского фронтов, и больших концертных залах, и в цехах на заводах и фабриках, и в маленькой землянке, и в лесу под открытым небом. А один из концертов композитора прошёл в воинской части, находившейся в окружении. Побывав в боевой обстановке среди солдат, Василий Павлович узнал их мысли и чувства, надежды и мечты. Композитор знал, что и в годы войны юмор никогда не покидал фронтовиков:«Жить без пищи можно сутки,Можно больше, но порой^ На войне одной минуткиНе прожить без прибаутки,Шутки самой немудрой». Так появилась шуточная песня «Вася Крючкин».Исполнение песни «Вася Крючкин»(стихи А. Гусева)Ученик 6: В годы войны Соловьёв-Седой написал свыше 60 песен.Ученик от имени композитора: «Я считаю себя солдатом, – пишет композитор. – И не только потому, что в суровые годы войны был на фронте, выступал в блиндажах и землянках, на военных грузовиках и железнодорожных платформах, наскоро приспособленных под эстрадную площадку. Считаю себя солдатом потому, что каждая третья написана мною песня – о солдате».Ученик 6: Генерал Родимцев, командовавший дивизией, которая участвовала в Сталинградской битве, обращаясь к композитору, сказал: «Если Вас спросят, Василий Павлович, воевали ли Вы, скажите, что воевал в гвардейской дивизии, защищавшей Сталинград». Героям минувшей войны Соловьёв-Седой посвятил песню «Баллада о солдате». Впервые прозвучавшая в 1961 г. в кинофильме «В трудный час» эта замечательная песня не имеет прямого отношения к прекрасному фильму «Баллада о солдате», появившемуся несколько ранее. Но в песне, как и в фильме, рассказывается о мужестве, стойкости и глубокой человечности советского солдата, защитившего свою страну. Трудно быть спокойным, вспоминая о войне. Будто с усилием, преодолевая огромные препятствия, движется вперёд мелодия. Труден был путь солдата, поэтому и песня трагична и трогательная – в ней и боль, и суровая непреклонность.Исполнение песни «Баллада о солдате»(стихи М. Матусовского)Ученик 7: Соловьёв-Седой – автор музыки более чем к сорока кинофильмам. И многие прекрасные песни, впервые прозвучавшие с экранов кинотеатров, во многом способствовали успеху у зрителей таких фильмов, как «Небесный тихоход», «Первая перчатка», «Счастливого плавания», «Максим Перепелица».Исполнение песни «Пора в путь-дорогу»(стихи С. Фогельсона)Ученик от имени композитора: «С Соломоном Фогельсоном мы написали вместе около сорока песен для радио, эстрады. Кино, для военных ансамблей. Каждая из них рождалась по-разному. Был и такой случай. Как-то я возвращался вечером домой, и мне вдруг пришла в голову фраза: «Эх вы ночи, матросские ночи!» Только одна эта фраза. Дома я записал мелодию. Мне казалось, что для моряков характерны либо лихие песни вроде «Яблочка», либо грустные, распевные вроде «Раскинулось море широко». Мелодия, которую я сочинил, сочетала обе эти интонации. Когда ко мне пришёл Фогельсон, я проиграл ему музыку и предложил написать текст, опираясь на ритм строки: «Эх вы ночи, матросские ночи!» Он написал. Я кое-что подправил в запеве, и получилась песня, ставшая впоследствии популярной не только на Балтике».Исполнение песни «Матросские ночи»(стихи С. Фогельсон)Ученик 8: «Подмосковные вечера» сочинялись в содружестве с поэтом Михаилом Матусовским в 1956 г. для документального кинофильма «В дни спартакиады». Родилась песня быстро, за одно утро, в дачном доме на Карельском перешейке под Ленинградом. В фильме она не обратила на себя внимания, да и сам автор её не оценил. Но вот её исполнили по радио, и в радиокомитет стали приходить сотни, тысячи писем из разных городов нашей страны с единственной просьбой – повторить эту песню. Так пришла всенародная слава к «Подмосковным вечерам». В разных уголках страны её стали петь по-своему: вместо «подмосковных» – «ярославские вечера», «краснодарские», «наши тульские». Произошло то, что в истории искусства не раз случалось – сочинения, созданные без усилий, без ожидания успеха, не считавшиеся самими авторами значительными, в действительности становились вершинами творчества. На шестом Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве «Подмосковные вечера» получили первую премию и большую золотую медаль. Так началось триумфальное шествие этой песни по всему миру. Её пели на многих всемирных конгрессах в Европе и Азии, Латинской Америки и Африки. А когда композитор приехал в Венецию и пошёл побродить вдоль каналов, то первой песней, которую он услышал, были всё те же «Подмосковные вечера». Исполнение песни «Подмосковные вечера»(стихи М. Матусовского)Учитель: «Подмосковные вечера» – не просто песня о Подмосковье, а признание в любви к Родине – сделали Соловьёва-Седого всемирно известным. Всего композитором написано четыреста шестьдесят три песни. Меняются стили, вкусы, но вновь и вновь ждут люди соприкосновения с песнями В.П. Соловьёва-Седого. Их власть над людскими сердцами остаётся неизменной.Музыкально-литературная композиция «Пути - дороги»,(посвящается творчеству Н.В. Богословского)Учитель: Никита Владимирович Богословский вырос в музыкальной семье. Его бабушка по матери Надежда Николаевна Поземковская была хорошей пианисткой. Одно из самых ярких впечатлений её жизни – премьера «Пиковой дамы» в Мариинском театре. По семейному преданию на это первое представление оперы Надежду Николаевну пригласил сам П.И. Чайковский и усадил рядом с собой. Прекрасное музыкальное образование получили и дети Надежды Николаевны. Её дочь Елена Михайловна прошла курс Петербургской консерватории. Сын Георгий Михайлович стал солистом Мариинской оперы. 22 мая 1913 года у Елены Михайловны родился сын Никита. В доме много музицировали, музыкой жили. Музыкантом предстояло статьи маленькому Никите. Так решила бабушка Надежда Николаевна и усадила за рояль внука, когда ему было около трёх лет.Ученик от имени композитора: Композитор вспоминал: «Почти единодушное отвращение, с которым дети этого возраста относятся к пианистическим занятиям – общеизвестно. Я не составлял исключения. Четыре года моего музыкального образования были сопряжены с серией грандиозных скандалов, слезами, суровыми наказаниями. Наконец, когда мне минуло семь лет и я пошёл в школу, домашние, окончательно махнув рукой на попытки приобщить меня к тайнам музыкального искусства, освободили меня от музыки». Учитель: Но музыка продолжала наполнять дом, и пришло время, когда мальчик сам подошёл к роялю и попробовал подобрать то, что играла его мать.Ученик от имени композитора: «Я почувствовал вдруг непреодолимое желание часами бренчать на рояле, издавая совершенно нелепые и дикие звуки. Начались скандалы обратного порядка – от рояля меня оттаскивали. Но проявленное мною упорство, очевидно, подействовало, тем более что я перешёл на сочинение собственной музыки».Ученик 1: Сочинения 13-летнего Никиты были показаны композитору и педагогу Семёну Викторовичу Панченко. Уже через год Семён Викторович решил представить директору Ленинградской консерватории Александру Константиновичу Глазунову двух своих лучших учеников. Одним из них был Никита Богословский. Никите разрешено было приходить домой к Глазунову раз в неделю, по воскресеньям, показывать свои сочинения. Так в жизнь Богословского вошёл А.К. Глазунов, «Живой классик», как называли его в те времена студенты Ленинградской консерватории. Стремительно вбегал на второй этаж 15-летний Никита, звонил и проходил в кабинет Александра Константиновича. Глазунов брал принесённые Никитой ноты, затеи следовал подробный разбор пьесы, замечания. Советы. А затем наступал момент, которого больше всего ждал Никита. Учитель и ученик шли к роялю, садились рядом и в четыре руки играли сочинения Глазунова. Рассказывал Глазунов и о замечательных композиторах «Могучей кучки», об оперных и балетных спектаклях, об исполнителях. Так, соединяя вместе сразу несколько музыкальных дисциплин, вёл занятия-беседы Глазунов. И вскоре он посоветовал Никите поступить на композиторское отделение техникума – в консерваторию поступали с семнадцати лет. Осенью того же года, захватив несколько своих сочинений, Никита Богословский отправился на экзамены, где получил самые высокие оценки. Учили в консерватории многому и спрашивали строго. Было трудно. Чтобы помочь семье, Богословский поступил на работу, оставшись в консерватории на правах вольнослушателя.Ученик 2: В конце двадцатых – начале тридцатых годов Н. Богословский много и охотно сочинял. Именно в это время научился он работать быстро и чётко, выполнять несколько дел одновременно, дорожить временем. Среди его работ – поэма для голоса и симфонического оркестра «Казнь декабристов», оставшаяся неоконченной опера «Ревизор», четыре романса на слова Пушкина и две оперетты. Никите Богословскому шёл двадцать первый год, когда он завершил музыкальное образование. В каком направлении идти дальше? Сам композитор, по-видимому, не думал менять круг своих тем и интересов, и в 1935 году принял заказ Театра музыкальной комедии на третью оперетту, в следующем году написал четвёртую. А в 1937 году решил принять участие в объявленном тогда конкурсе на лучшую песню о пограничниках.Ученик от имени композитора: «Стихи я попросил написать моего друга, ленинградского писателя Матвея Тевелева. Для него обращение к песне тоже было делом новым – не то, что песен, но и стихов он никогда писать не пробовал. Однако через несколько дней он принёс мне «Письмо в Москву». После долгих творческих мук я, наконец, написал «Письмо в Москву» и послал её на конкурс. Результат оказался плачевным – никакой премии, никаких поощрений. Слегка погоревав, я вообще забыл про это сочинение…»Учитель: «Песни не для меня», – решил Никита Богословский после неудачи с «Письмом в Москву». Однако И.О. Дунаевский думал иначе. «Он наверняка напишет хорошие песни», – сказал Дунаевский, рекомендуя кинорежиссёру Владимиру Вайнштоку Богословского как возможного автора музыки к фильму «Остров сокровищ». Рекомендацию Дунаевского поддержал Д.Д. Шостакович. Это обязывало. И Богословский решил попробовать ещё раз, и вскоре был вознаграждён. Песню из кинофильма пели даже на улицах.Ученик 3: В истории советской музыки вторая половина тридцатых годов характеризуется своего рода «песенным взрывом». Появилась плеяда талантливых композиторов-песенников, и молодёжь запела «Песню о встречном» Дмитрия Шостаковича, «Марш весёлых ребят» и «Песню о Родине» Исаака Дунаевского, за ними последовали «Орлёнок» Виктора Белого, «Три танкиста» братьев Покрасс, знаменитое «Полюшко-поле» Льва Книппера. В это песенное половодье стал вливаться и ручеёк мелодий Никиты Богословского. На тему труда Богословский написал широкий напевный вальс «Спят курганы тёмные», а на открытие московского метро композитор откликнулся «Песней старого извозчика», сразу же исполненной Леонидом Осиповичем Утёсовым. Исполнение песни «Песня старого извозчика»(стихи Я. Родионова) Ученик 3: Песня-раздумье «Любимый город» из фильма «Истребители» стала как бы частицей жизни целого поколения. Для многих, в то время 17-летних, «любимый город в синей дымке таял» как раз золотой осенью 1939 года, когда в армию впервые были призваны почти все выпускники десятых классов, в том числе и те, кто в сентябре поступили в высшие учебные заведения.Исполнение песни «Любимый город»(стихи Е. Долматовского) Ученик 4: «Ворошиловские призывы» 1939 и 1940 годов радикально переменили жизнь, 17-летние прощались с домом и школой, парками и концертами, друзьями и подругами. Верилось – не на долго. И поэтому не было горечи прощания. Обо всём этом и была песня. «Создатели фильма, – вспоминал режиссёр Эдуард Пенцлин, – были так же молоды и влюблены в авиацию, как и его герои: для меня «Истребители» были первой полнометражной художественной картиной. Только начинал свой путь композитор Никита Богословский. На роль Сергея Кожухарова был приглашён совсем ещё юный Марк Бернес. Это была его первая крупная роль в кино. Роль Николая Мельникова, друга Кожухарова, исполнил студент Киевского театрального техникума Василий Дашенко. Это была его первая и последняя роль в кино. В 1941 году он ушёл добровольцем на фронт и погиб, защищая Родину». Песню спел Марк Бернес, сдержанный, умный, застенчивый и твёрдый. Скорее даже не спел, а внушил эту песню, выразил ею главное, что было в каждом. Московское народное ополчение начало формироваться в июле 1941 года. Композиторы, в том числе и Н. Богословский, сразу же явились на пункт сбора. Все они считали, что в военное время нужны солдаты, сражающиеся с оружием в руках. Но в Главном политическом управлении Красной Армии рассудили иначе. Н. Богословский был вскоре отозван из ополчения и направлен в распоряжение Главного комитета кинематографии: музыка тоже оружие в борьбе с врагом, сказали ему. В начале 1942 года режиссёр Леонид Луков решил закончить фильм «Александр Пархоменко». Вот как вспоминал Никита Богословский о создании песни «Ты ждёшь, Лизавета».У


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Представительство и доверенность 2
Реферат Ботанические биологические особенности и технология выращивания раннеспелой белокочанной капусты
Реферат Темы, идеи, образы лирики Заболоцкого 2
Реферат Аналого-цифровые преобразователи
Реферат Методы управления затратами в системе контроллинга
Реферат Философские труды Б. Спинозы
Реферат Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
Реферат Налоговые доходы федерального бюджета 2
Реферат Основные понятия для работы в internet
Реферат Развитие белорусской литературы и печатно-полиграфического дела в 30-е гг. XX в.
Реферат «Исключения из правил» в системе классицизма: к проблеме развенчания стереотипов в научном и обыденном мышлении
Реферат Проектирование информационных баз данных 2
Реферат Челкаш и Гаврила в рассказе М Горького Челкаш
Реферат Механізм дії інвестиційного ринку. Ринок інвестицій та інвестиційних товарів
Реферат Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности