Реферат по предмету "Разное"


«Исследовательские задания на уроках русского языка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Хохольская средняя общеобразовательная школа»Доклад на тему: «Исследовательские задания на уроках русского языка»Выполнила учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Авдеева Валентина НиколаевнаХохол - 2008Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму.Китайская притча.В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Международной комиссией по образованию, были выделены четыре опорных направления будущего образования: учиться быть, учиться знать, учиться делать и учиться жить вместе. В нем подчеркивалось, что все четыре направления заслуживают равного внимания, и тогда образование можно рассматривать как всестороннее приобретение опыта на протяжении всей жизни. В наше время люди все в большей мере осознают, что именно творчество – одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. В США, например, существует институт творческого решения проблем (Нью-Йоркский университет в Буффало), созданы различные компании, которые организуют семинары по вопросам творческого развития. У нас же много написано о развивающем общении, о необходимости подбора развивающих заданий, включающих ученика в мыслительную работу, о моделировании на основе диагностических материалов образовательной среды, ее организационных, методических и содержательных компонентов, об инновационных процессах. А на деле учителям приходится самостоятельно организовывать такое обучение, по крупицам собирая материал. Эффективность индивидуальных исследовательс­ких работ в решении образовательных и воспита­тельных задач в настоящее время не вызывает сом­нений. Вместе с тем остается открытым вопрос о воз­можностях и о самой необходимости внедрения ис­следовательского подхода в преподавание школь­ного предмета «русский язык». Немногочисленные эксперименты в этой области пока носят единич­ный и разрозненный характер, в то время как ус­пешно внедряются методические разработки по ис­следовательскому обучению физике, химии, исто­рии. Такое положение дел не случайно и, безус­ловно, связано со спецификой этого школьного предмета. Преподавание русского языка преследует не­сколько автономных целей, часть из которых не может быть успешно достигнута средствами иссле­довательской деятельности. Можно выделить три основные цели преподавания родного языка в школе: выработка устойчивых навыков правописания (тех­ника), развитие устной и письменной речи (искусст­во), осмысление языка как системы знаков разных уровней (наука). Очевидно, что для достижения пер­вой цели используются в основном задания репро­дуктивного характера, вторая цель достигается сис­темой творческих заданий (изложений, сочинений, эссе, рассказов и т.п.) и лишь третья цель препода­вания родного языка допускает непосредственное отношение к научному способу познания. Сказанное не означает, что между правилами пра­вописания нет логических взаимосвязей, которые можно было бы выявить исследовательскими мето­дами; мы утверждаем лишь то, что возможности ис­следовательского подхода в процессе усвоения той или иной системы правил и выработки устойчивых навыков их применения весьма ограниченны. Что же касается уроков развития речи, то их, конечно, эффективнее строить на принципах не исследования, а художественного творчества. Очевидно, что исследовательское и творческое (эс­тетическое) отношение к языковому факту — это принципиально разные вещи, за которыми стоят не только разные профессии, но и разные типы личности (лингвист, поэт). Уникальность роли школьного учителя-словесника в том, что он дол­жен развивать в учащихся и то, и другое и при этом не забывать о необходимости выработки устойчи­вых навыков грамотного письма. Итак, школьный предмет «русский язык» тео­ретически допускает масштабное внедрение иссле­довательского подхода в преподавание лишь языковедческой части материала. К сожалению, пока не существует целостной системы исследовательс­кого обучения грамматической теории, то есть та­кого обучения, которое было бы направлено на те же цели, что ИДУ, моделировало исследовательс­кую деятельность и было способно подготовить учащихся к индивидуальному исследованию. Хо­чется надеяться, что предлагаемые в данной работе исследо­вательские задания по русскому языку приближа­ются к решению этой задачи. Исследовательские задания близки олимпиадным задачам, . так как за ними стоят те же традиции русского университетс­кого образования, однако типологически могут от­личаться от них открытостью финала и допускать различные версии решений. Основной особенностью, отличающей исследо­вания от других видов учебной деятельности, является их результат — новая информация, кото­рую можно формализовать в виде классификации, закономерности, понятия или ответа на поставлен­ный вначале проблемный вопрос (подтверждение или опровержение гипотезы). Принято отличать собственно исследование, направленное на откры­тие объективно нового знания, от учебного иссле­дования, которое средствами научного познания приводит учащегося к субъективному открытию зна­ния, полученного учеными ранее. Если индивиду­альная исследовательская работа учащихся по язы­кознанию вполне может соответствовать принци­пам собственно исследования, то исследовательс­кое обучение на уроках разумно строить на зада­ниях учебно-исследовательского характера. Исследовательское обучение имеет следующие цели: развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, развитие навыков порождения информации путем анализа материала (первоисточника), подготовка к индивидуальной исследовательской работе. Достижению этих целей могут способствовать не только исследовательские задания, но и такие известные педагогическому сообществу методы проблемного обучения, как проблемное изложение, поисковая беседа и эвристическое изучение (Кульневич, Лакоценина ). В преподавании школьного предмета «русский язык» можно отрабатывать такие этапы исследова­тельской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, анализ существующих в литературе способов описания и методов анализа ма­териала, собственно анализ материала (первоисточ­ника). Эти четыре этапа в реальном исследовательс­ком и учебно-исследовательском процессе иногда стоят в ином порядке, но всегда предшествуют тому обнаружению новой информации, которое проис­ходит на стадии формулировки выводов. Исследовательские задания моделируют иссле­довательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы.^ 1. Сбор языкового материала Чтобы определиться со спецификой исследова­тельских заданий, рассмотрим сначала задания, построенные исключительно на сборе материала.Задание. Найдите как можно больше субстантивированных прилагательных и причастий в русском языке.Задание. Какие слова появились в рус­ском языке в последние 2—3 года? Сюда же отнесем задания, предполагающие ана­лиз собранного материала способом, освоенным учащимися ранее.Задание. Подберите несколько слов разных час­тей речи, основа которых состоит из приставки, корня и одного суффикса. Запишите их в три груп­пы: слова приставочного способа словообразова­ния, слова суффиксального способа словообразо­вания и слова приставочно-суффиксального спо­соба словообразования.Сбор языкового материала в заданиях этого типа выступает как средство закрепления знаний и умений и не ведет к обнаружению новой информации и имеет лишь весьма опосредованное отношение к исследовательской деятельности. Но такого рода задания полезны и увлекательны. Чтобы обеспечить выход на новую информацию, задание должно быть про­блемным, то есть допускающим различные версии.Задание. «В русском языке подлежа­щее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, ис­пользуя свои примеры и аргументы.Задание. «В русских словах приставка не может стоять после корня». Докажите или оп­ровергните это утверждение, используя свои при­меры и аргументы.Задание. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои при­меры и аргументы.Задание. Что было раньше: падение ре­дуцированных или переход е>о? Подберите приме­ры русских слов, доказывающих вашу точку зрения. Целью поиска языковых фактов в заданиях это­го типа является ответ на проблемный вопрос.^ 2. Анализ способов описания В старших классах весьма уместны задания, пред­полагающие анализ ошибочных интерпретаций и вы­являющие проблему.Задание. В одном из школьных учебников по русскому языку даны следующие примеры, иллюст­рирующие основные способы словообразования имени существительного и прилагательного. Имя существительное: Приставочный — безоблачность. Суффиксальный — орешник. Приставочно-суффиксальный — подосиновик. Сложение — паровоз. Субстантивация — кондитерская. Имя прилагательное: Приставочный — досрочный. Суффиксальный — серебряный. Приставочно-суффиксальный — безымянный. Сложение — прошлогодний. Найдите ошибочные примеры и подберите к этим способам словообразования более удачные иллюстрации. Еще один весьма полезный, но довольно слож­ный тип исследовательских заданий направлен на анализ противоречащих интерпретаций. Такие зада­ния предваряют проблемную беседу.Задание. Три студента-филолога до начала заня­тия решили сверить домашнее задание. Оказалось, что они по-разному разобрали слово следовательно: cлед-ова-тель-н-о; след-ова-тель-но; след-ова-тельн-о; след-ова-тельно. Каждый готов был доказывать правильность сво­его разбора. Какие аргументы привел каждый из них? Кто из них разобрал слово подберезовик так: под-берез-овик. В старших классах, где уче­ники набраны из разных классов или из разных школ, проблема множественности частеречного статуса причастий и деепричастий обнаруживается гораздо проще: достаточно при повторении мор­фологии спросить учащихся о том, что такое при­частие или деепричастие, и попросить их аргумен­тировать свою точку зрения.Проблемный вопрос. Показатель инфинитива -ть — это формообразующий суффикс или окончание? Почему?Задание. Каковы морфологические признаки слов один, три, десять, тысяча, миллион ? К какой части речи они относятся? Почему возможны раз­личные ответы на этот вопрос?Задание. Каковы морфологические признаки слов мы, наш, любой, где-то?К какой части речи они относятся? Почему возможны различные от­веты на этот вопрос?^ 3. Анализ языкового материала Почти все упражнения при традиционном обу­чении русскому языку так или иначе связаны с ана­лизом языкового материала: текста, предложения, слова — и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского, но не составляют суть последних. Отличительной чертой именно исследователь­ских заданий по анализу материала является вы­ход на новую информацию. Поэтому думается, что исследовательские задания здесь более уме­стны не на стадии закрепления, а на стадии вве­дения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе. Таковы задания по элементарному первичному анализу языкового материала с последующей дис­куссией.Задание. Сравните слово брат в индоевропейс­ких языках: брат (русск.) brother (англ.) frère (франц.) brat(польск.) Bruder (нем brathir (ирл.)bhrata (санскр.) frater (лат.)Слова очень похожие, но разные. О чем это го­ворит? После дискуссии о родстве языков и о фонети­ческих процессах, приводящих к тому, что слова все-таки звучат различно, уместно будет еще одно задание этого же типа:Задание. Сравните: компьютер (русск.) computer (англ.) kompjuter (польск.) Komputer (нем.) Слова почти одинаковые. О чем это говорит?^ Задания по анализу материала, выявляющие определенную закономерностьЗадание. Запишите примеры: неплохо не плохо небольшой не красный недруг не друг В чем разница в значении частицы НЕ и при­ставки НЕ-?^ Задания по анализу материала, выводящие классификацию.Задание. Запишите примеры слов, образованных сложением сокращенных основ (аббревиацией): СНГ, МГУ, МАИ, вуз, ЦУМ, подлодка, стенга­зета, совхоз, Минфин. Сколько типов аббревиатур можно выделить?Групповое задание. Понаблюдайте за положени­ем органов артикуляции (языка, губ) при произне­сении русских ударных гласных, выявите 2—3 диф­ференциальных (отличительных) признака и на их основании составьте классификацию гласных.Групповое задание. Понаблюдайте за положением органов артикуляции (языка, губ) при произнесении русских согласных [п], [т], [к], [ф], [с], [ш], [х]. Как описать различия в артикуляции этих согласных?^ Задания по анализу материала, вводящие новое понятие, способ интерпретации.Задание. Запишите словоформы: Гора, горы, гор. Укажите, в какой форме стоит слово. Как мы узнаем о форме слова? Аналогично можно построить введение понятия, например, нулевой связки.Задание. Запишите предложение: Мой брат — студент. Найдите грамматическую основу предложения. Есть ли у какого-либо слова в этом предложении грамматическое значение времени и наклонения? Введение понятия нулевого словообразовательного суффикса в старших классах лучше построить иначе.Задание. Можно ли считать синонимичными суффиксы -изн-, -от- и -ее- в словах белизна, крас­нота, синева! Каково значение этих суффиксов? Чем отличаются от этих примеров слова зелень, глушь и чернь! Обсудив с учащимися критерии определения грам­матического рода на примерах типа Ну и шляпа же он и Моя мама — повар, можно дать задание, обнаружи­вающее недостаточность трехчленной классификации существительных по признаку грамматического рода.Задание. Определите, к какому грамматическо­му роду относятся слова: сирота, умница; ножницы, штаны, сливки; ребята, девчата, перила, брызги. Аналогично построенное задание приведет к выводу о множественности интерпретаций.Задание. Охарактеризуйте по одушевленности слова следующих групп.Человек, денди, дядя, юноша, золотой, часовой.Кукла, мертвец, валет, толпа.Человечество, родня, медь, разум. К выполнению этого задания учащиеся должны быть подготовлены беседами о грамматических ка­тегориях и о формальном выражении одушевленнос­ти (при помощи окончания вин. п. мн. ч. или вин. п. ед. ч. для слов второго склонения). Возможные варианты решения проблемы определения одушев­ленности у слов, не имеющих форм множественного числа, таковы: Есть слова, не охарактеризованные по оду­шевленности. Слова, у которых вин. мн. = род. мн. — оду­шевленные, а остальные — неодушевленные (ведь с точки зрения здравого смысла сметана должна быть неодушевленной). Одушевленность — не категория. Совпадение форм — проблема падежа. Да и вообще речь идет всего-то об одном падеже. Контраргумент к третьей точке зрения: ^ Я восхищаюсь слонами, которых я вижу. Я восхищаюсь столами, которые я вижу. Местоимение (прилагательное) который в этих случаях не согласуется по падежу, но согласуется по одушевленности. Значит, одушевленность — это самостоятельная категория, представленная во всех падежах множественного числа. Ко всем теоретическим темам, подаваемым средствами исследовательского обучения, возможны закре­пительные упражнения, по структуре аналогичные тем заданиям, которые вводили новую тему. Например:Задание. Охарактеризуйте по одушев­ленности слова сливки, молоко, тюфяк, существо, мат­решка, покойник, туз, ферзь, молодежь. Такие упражнения, являясь неотъемлемой частью исследовательского обучения, сами по себе не явля­ются исследовательскими. Мы рассмотрели различные варианты исследо­вательских упражнений, моделирующих исследо­вание в виде, свернутом до трех этапов, но можно предложить учащимся упражнения, которые будут более полно моделировать цикл исследовательской деятельности; например, разработать исследователь­ские задания по сбору языкового материала с по­следующим его анализом и выходом на проблему.Задание. Подберите и выпишите на листок 7 слов, наиболее сложных для словообразо­вательного разбора. В классе эти слова будет разбирать сосед по парте. После самопроверки пара выбирает из сво­их 14 слов 5 наиболее сложных и неоднозначных и обменивается новым списком с другой парой. Са­мопроверка. Все случаи, в которых четверка не до­стигла консенсуса, выписываются на доску. С боль­шой вероятностью выявленный проблемный мате­риал будет выводить на некоторые из следующих тем: морфонологические чередования, опрощение, непродуктивные и уникальные аффиксы, наложе­ние морфем, различия в этимологической и син­хронистической словообразовательной интерпрета­ции, усечение производящей основы как сопровож­дающий процесс, связанные корни. Таким обра­зом, анализ материала ведет к выявлению проблем­ного поля. Способ решения возникших проблем будет зависеть от учителя и возможностей учащих­ся (объяснение, проблемная беседа, исследование). Одну из выявленных таким образом проблем мож­но попытаться решить классическими методами ИДУ и оформить как индивидуальную или группо­вую исследовательскую работу. На любую из этих проблем можно прицельно натолкнуть учащихся, частично подобрав необхо­димый материал:Задание. Сделайте морфемный разбор слов ро­зоватый и коричневатый. Подберите несколько слов с таким же по значению суффиксом. Сделайте их морфемный разбор. Сформулируйте проблему и предложите пути ее решения. При обучении детей технологии исследования в методической копилке учителя должен быть набор интересных игр для развития интеллектуального потенциала исследовательских способностей учащихся. Предложенные ниже игры можно проводить с учениками начальной школы, и со старшеклассниками.^ Игра «Новый взгляд, или Старым сказ­кам - новые названия».Сказки придуманы, названия им даны. Но если посмотреть на происходящее в сказках другими глаза­ми, то все можно увидеть в новом свете. Предложите участникам игры придумать новые названия любимым старым сказкам. Например, для сказки «Колобок»: «Сказка о том, как хитрой лисе удалось бесплат­но попробовать говорящий десерт». «Приключения блудного сына». «Повествование о том, как притупление бдитель­ности ведет к трагедии». «Сказка о бегстве из дома, веселом путешествии и его печальном завершении». И т.д. Для сказки «Курочка Ряба»: «Сказка о стрессонеустойчивых стариках и гово­рящей курице». «Сказка о благородной курочке и глупом мышонке». «Тайна золотого яйца». «Сказка о том, что не в богатстве (т.е. золоте) счастье». И т.д.Игра «Поиск темы».Исследовать можно все! Предложите ученикам поискать темы для исследований в самых разных об­ластях. Дети предлагают темы, а затем жюри или сами участники определяют самую интересную из них. Для начала учитель может сам предложить несколько тем. Например, темы сказок: «Трудные подростки» («Колобок», «Метелица», «Снежная королева», «Красная Шапочка»). Преступление и наказание в сказках («Сказка о царе Салтане...», «Конек-горбунок», «Руслан и Люд­мила» и т.д.) Воспитание детей («Гуси-лебеди», «Снежная ко­ролева», «Золушка»). Экономические проблемы героев сказок («Муха-Цокотуха», «Золотой ключик» и др.). Дружба людей и животных («Иван-царевич и Серый волк», «Конек-горбунок»). Превращение людей в животных и животных в людей («Царевна-лягушка»; «Сказка о царе Салтане...», «Русалочка», «Аленький цветочек»).^ Ищем цитаты, или «Составление инст­рукций».При написании исследовательских работ учени­ки используют высказывания известных ученых. Находить нужные высказывания на заданную тему поможет задание: составить инструкцию или па­мятку. Тема — любая, например, «Как дружить», «Как относиться к математике», «Как стать иссле­дователем» («Как сделать открытие») и др. Инст­рукция, или памятка, должна состоять из высказы­ваний великих людей, пословиц, крылатых выра­жений с указанием источника. Памятку для начи­нающего исследователя можно назвать «Кладезь мудрости», ее можно вручать новым членам школь­ного научного общества на посвящении.^ КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИЕсть у мудрейших обильный запас изречений. Много для жизни полезных советов может в них каждый найти.(Феокрит) Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий, и путь опыта — это путь самый горький. (Конфуций) [1] Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. (К.Гельвеций) [1] Новая идея появляется в результате сравнения двух вещей, которые еще не сравнивали. (КГелъвеций) [1] Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал. (Г.Лихтенберг) [2] Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой! (Пифагор) [3] В науке все важно. (Гейне) [3] Плохая голова, обладая вспомогательными пре­имуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величай­ший мастер от руки. (Лейбниц) [2] Целью научных знаний должно быть направле­ние ума таким образом, чтобы он выносил проч­ные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. (Р.Декарт) [2]Сравниваем.Очень важно для исследователя умение срав­нивать и делать выводы. Предложим как пример для сравнения двух персонажей, известных всем.^ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕДА МОРОЗА И САНТА-КЛАУСА(Коллективная работа)Новый год, как и любой другой праздник, — это история народа, его культурное наследие, тради­ция, которую необходимо изучать и беречь. Предложите ученикам выяснить, чем различают­ся Дед Мороз и Санта-Клаус и что у них общего. Начните с внешнего вида. Путешествуют сказочные дедушки по территориям с разными климатически­ми условиями, поэтому одеты по-разному: Дед Мо­роз — в длинный теплый тулуп, валенки, теплую круг­лую шапку и рукавицы, подпоясан, а Санта-Клаус — в короткой легкой куртке, с ремнем, в штанах и бо­тинках. Оба — с мешком подарков. Дед Мороз - краснощекий, красноносый, жи­листый, крепкий, довольно подтянутый, а Санта-Клаус — румяный здоровяк с круглым животиком. Дед Мороз хотя и ходит с посохом, но занимается спортом, в частности, лыжным, а Санта-Клаус, в прошлом злостный курильщик, ведет малоподвиж­ный образ жизни. Дед Мороз был женат, у него есть внучка, а Сан­та-Клаус — холостяк. Санта-Клаус предпочитает передвигаться на оле­нях, а русский Дед Мороз на открытках изображает­ся и в самолете, и в поезде, и на лыжах, и на трой­ке лошадей, и на оленях, и пешком, и на дельта­плане, и на воздушном шаре — ни один вид пере­движения его не пугает. Можно предположить, что Дед Мороз — очень волевая личность. Ведь, в отличие от добряка Сан­та-Клауса, в молодости он был злющим и серди­тым, но поработал над своим характером и теперь всеобщий любимец. И Дед Мороз, и Санта-Клаус — оптимисты, весельчаки, очень коммуникабельные, имеют много друзей среди детей и зверей, птиц. Оба ведут переписку с детьми, но подарки Санта-Клаус покупает в магазинах, а Дед Мороз со своими по­мощниками готовит сам в течение всего года. И спо­собы вручения подарков разные. Дед Мороз старается приобщить детей к труду. Издавна дети перед Новым годом мастерят игрушки, во многих школах открыты Мастерские Деда Мороза. У Санта-Клауса и Деда Мороза много различий, но независимо от места жительства, происхождения и даже имени у них есть два неоценимых качества — доброта и внимательность к людям, которые помо­гают внести сказку в нашу реальную жизнь. Конечно же, сравнительную характеристику Деда Мороза и Санта-Клауса лучше проводить в декаб­ре, когда интерес к этим персонажам повышен. Хотя в любое время года можно сравнивать все, что угод­но, и кого угодно. Можно найти общее у самых разных объектов и различия у совершенно на пер­вый взгляд одинаковых вещей... Предложенные игры развивают способности детей, вносят разнообразие в проведение занятий с членами школьного научного общества, а также готовят учеников к осознанию того, какую важную роль в жизни и учебе играет творчество.В заключение необходимо заметить, что с точки зрения русских традиций университетского филологического образования в заданиях мало оригинального. Вместе с тем эти традиции, во многом утраченные школой в XX веке и как бы открываемые сейчас заново, в школьной практике пока представлены недостаточно. Я убеждена, что исследовательское обу­чение (т.е. обучение, направленное не столько на знание фактов, сколько на видение причинно-след­ственных связей, на развитие мышления) способно компенсировать негативные последствия перехода на тестовую форму итоговой аттестации. В исследовательском обучении усвоение теорети­ческой темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопо­ставления имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тог­да как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте и забудется. Вместе с тем преподавание русского языка не может состоять из исследовательских заданий ис­ключительно. Необходимо внедрять элементы ис­следовательской деятельности в преподавание рус­ского языка, сочетая их с элементами проблемно­го, творческого и репродуктивного обучения.Родить идею — тяжкий труд... И воплотить ее непросто... Но коль ступеньки все пройдешь, Как будто станешь выше ростом!ЛИТЕРАТУРААбрамова - Абрамова С.В. Организация иссле­довательской работы по русскому языку на факуль­тативных занятиях: из опыта работы // Исследова­тельская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. М., 2006. С. 479-485.Ворохов Э. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Э.Борохов. М.: АСТ, 2003. С. 714. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: В 3 томах. Том 2. От Средневековья до Просвещения // Сост. И. И. Комарова, А.П. Конд­ратов. М.: Рипол классик, 2000. С. 736.Земцова — Земцова В. И. Исследовательские за­дания, рассчитанные на длительный срок испол­нения // Физика в школе. 2002. № 4.Кулъневич, Лакоценина — Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3. Проблем­ные уроки. Р/Д, 2006.Литневская, Багрянцева — Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. М., 2006Пазынин — Пазынин В. В. Проектирование иссле­довательской деятельности учащихся в области рус­ского языка: направление, проблема, тема исследо­вания // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. М., 2006. С. 473-478. Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литера­турные цитаты // Сост. Е.С. Лихтенштейн. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Знание, 1978. С. 272


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.