Реферат по предмету "Разное"


«Информационные технологии в политической деятельности и политологии»

Государственный Университет – Высшая Школа Экономики Факультет прикладной политологии Курс первый, группа 142 Реферат на тему: «Информационные технологии в политической деятельности и политологии» Гриневой ДарьиМосква - 2005Содержание I. Политология и информация 2II. Информация, политика и государственное управление 4III. Интернет и демократия 15 I. Политология и информация Сегодня политолог – это специалист по технологии политики и власти, «профессиональный советник» народа и политиков. Политическая теория является практической в том смысле, что создается не для того, чтобы просто понять какой-либо социально-политический феномен, но понять так, чтобы изменить его при определенных условиях или поставить под контроль. Политическая наука своими средствами и методами позволяет проникнуть в тайны политики и раскрыть суть деятельности политических лидеров, элиты, партий, политического поведения масс. Прикладная политология занимается исследованием конкретных политических событий. Дело это очень серьезное и требует тщательной, глубоко продуманной подготовки. Ценность информации, полученной в результате политологического анализа, прямо пропорциональна усилиям по его всесторонней подготовке. Поэтому освоению методических приемов политологического анализа предшествует большая работа по овладению специфическими правилами, способными обеспечить надлежащий уровень готовности политолога к проведению политологического исследования. Подготовка политологического исследования – это сложный процесс, насыщенный разными видами деятельности, научными процедурами и операциями. Прежде всего, необходимо позаботиться о надежной методологической основе исследования, составить его общую логику, разработать документы для сбора информации относительно политических событий, сформировать аналитическую группу из компетентных специалистов. Важную роль играет также организационное и материально-техническое обеспечение политологического исследования. Главная цель политологического исследования – получение как можно более обширной и актуальной информации, отражающей те стороны политической жизни общества, которые чаще всего не видны, но которые требуется учитывать при подготовке и принятии политических решений и прогнозировании. Политологическое исследование - это система процедур организационно-технического характера на основе методов политического анализа, имеющих целью получить научно обоснованные данные о политических событиях, явлениях, процессах, носящие прогностический характер, для их использования в практике политического управления. Политологическое исследование включает в себя несколько этапов: подготовку исследования; сбор первичной информации о политическом событии (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи анализа документов, подлежащих в дальнейшем обработке и обобщению); подготовку собранной информации к обработке и ее обработку на компьютере; анализ обработанной информации и формулирование выводов по итогам исследования; подготовку рекомендаций для принятия политических решений.^ II. Информация, политика и государственное управление Государство – ядро политической системы. Эффективность государственного управления – это во многом эффективность принятия и реализации управленческих (прежде всего политических) решений, основанных на результативности использования современных информационных и коммуникационных технологий. Государство является носителем, обладателем, распорядителем власти. Получение, анализ, выдача и эффективное использование информации – важнейшее условие функционирования власти. По разным оценкам специалистов, руководители расходуют от 30 до 80–95% своего времени на работу с информацией, так как наличие своевременной и достоверной информации и ее своевременная передача являются важнейшими предпосылками обеспечения эффективного управления. Управленческая функция информации проявляется наиболее заметно в государстве. Здесь информация выступает в нескольких формах: как источник власти, как фактор регулирования политических систем и процессов, как момент политического управления и как продукт управленческого процесса. Как научную категорию, информацию в управленческих процессах можно характеризовать рядом признаков (свойств), к числу которых относятся: известная самостоятельность; возможность многократного использования; сохранение у передающего или получающего субъекта; пригодность к обработке, интеграции и “сжатию” объема за счет исключения дублирующей, параллельной информации; допустимость компьютерной обработки; системность, коммуникативность и др. Информация, циркулирующая в политико-административной системе, органах государственной власти, разнородна и разнообразна. Она имеет свою природу и особые формы. Информация всех видов имеет самостоятельную ценность, служит в качестве основы для нормативных документов, как на федеральном, так и региональном уровне. Она имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных социальных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние. При этом сведения, заслуживающие особого внимания, целесообразно получать или направлять различным источникам независимым друг от друга, чтобы обеспечить большую объективность анализа, оценки, прогноза. Цель информационного обеспечения органов государственной власти состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия политико-административных решений. Достижение этой цели складывается из решения ряда частных задач: сбора первичной информации, ее хранения, распределения между структурными подразделениями государственного органа и их работниками, подготовки к переработке, собственно переработки, предоставления органу управления в переработанном виде, анализа, обеспечения прямых и обратных связей в ее циркуляции и т.д. При современных потоках информации эффективное решение этих задач вряд ли возможно без использования средств вычислительной техники и новых информационных технологий. С применением компьютерных технологий связана оптимизация информационного обеспечения органов государственной власти. Эффективность решений, принимаемых органами государственной власти, зависит от качества информации, средств и методов ее обработки. В данном случае “больше” информации далеко не всегда означает “лучше”: избыточная информация также может осложнить принятие решения, как и ее недостаток. Поэтому одной из важнейших проблем информационного обеспечения государственных органов является определение достаточности информационного обеспечения. Информационное обеспечение органов государственной власти основывается на определенных принципах. Важнейшим из них является следующий: объем и каналы информации, поступающей к органу государственной власти, должны определяться функциями, возложенными на этот орган. Не менее существенно также разграничение компетенции между различными структурами государственной власти и организация их взаимодействия. Характер и объем информации, получаемой органами государственной власти, должны соответствовать тем функциям, которые возложены на этот орган. Обеспечение указанного соответствия – обязательное условие эффективности государственного управления. Отсутствие надежной системы информационного обеспечения – источник случайных, необоснованных, ошибочных решений и действий, несовместимых с целями и задачами политико-административного управления. Политико-административные решения, оказавшиеся неверными, чаще всего бывают следствием недостатка объективной информации, а не только отсутствия компетентности или неэффективного использования той имеющейся информации, которая попала в официальные информационные каналы. Информация и связанные с нею процессы информационного обеспечения в настоящее время становятся основным условием функционирования политико-административной системы и принятия решений на любом уровне. Подтверждением этому является появление и глубокое проникновение во все социальные институты и, прежде всего, в органы государственной власти, новых информационных технологий (НИТ). Информационные технологии – это система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации. Новые информационные технологии позволяют использовать при работе с информацией компьютерную технику и телекоммуникационные средства связи. Внедрение НИТ существенно изменяет содержание различных видов деятельности, прежде всего управленческой, повышает эффективность управления, выводит на новый, более высокий уровень информационное обеспечение процессов принятия политико-административных решений в органах государственной власти. Применение НИТ позволяет выявить скрытые информационные структуры, представить слабо структурированные компоненты управления в семиотической (знаковой) форме, а при формировании управленческой информации из потока данных исключить данные, не выполняющие вышеуказанные функции, а используемые исключительно вследствие стереотипов мышления и по традиции. В практике политико-административной деятельности довольно часто входной информационный поток не обрабатывается, и все поступающие данные считаются “значимой” информацией. Отсюда – представление о входном потоке информации преимущественно как о “лавинообразном”, не поддающемся охвату и осмыслению. Более того, руководителям при выработке решений зачастую умело преподносится “удобная” – хорошо вписывающаяся в сложившуюся ситуацию, “нужная” – для лоббирования личных интересов узкого круга лиц, – неполная, “желательная” информация, в результате чего и возникают административные и политические решения, не принимаемые, не понимаемые и не поддерживаемые гражданским обществом и даже – не легитимные. В последние годы с подобными решениями россияне сталкивались неоднократно. Для того чтобы преградить путь потоку избыточных данных, необходимо определить информационные потребности управленческого персонала. Под информационной потребностью обычно понимают совокупность информационных показателей, определяемых функциями пользователя, кругом его интересов. Информационная потребность – динамически изменяющаяся система показателей. Однако при ее определении необходим разумный компромисс между широтой интересом пользователя и узкой специализацией его работы по выполнению возложенных на него функций. Дополнительные сложности в процесс переработки управленческой информации вносят и излишние структурные подразделения аппарата управления, порождающие избыточную информацию для внутренних потребностей. Основные функции информационной технологии управления в органах государственной власти видятся в следующем: 1) обеспечение лица, принимающего решение, достоверной и своевременной информацией;2) осуществление качественного преобразования информации, т.е. доведение ее до вида и объема, которые способен осмыслить человек;3) создание условий, при которых руководитель может принимать и реализовывать решения, основываясь одновременно и на объективной информации, и на факторах субъективного характера – личном опыте, интуиции, мотивации, ценностях. Исполнение этих функций позволит оптимизировать информационное обеспечение процесса политико-административного управления, вырабатывать взвешенные, основанные не на сиюминутной выгоде, а на истинных ценностях, объективные политические решения, что так необходимо для современной России. Информация в современном обществе является важнейшим источником власти. Получение, анализ, выдача и эффективное использование информации – необходимое условие функционирования власти. Государство, являясь центральным институтом власти, активно использует информационные отношения: информация связывает между собой государство и гражданское общество. Важнейшим фактором, определяющим эффективность государственной власти, является уровень ее информационного обеспечения, степень оснащенности современными техническими, технологическими и телекоммуникационными системами. Основу информационного обеспечения органа государственной власти составляют информационные ресурсы, под которыми понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информационные ресурсы являются центральной частью информационных систем. Соответствие информационных ресурсов потребностям органов государственной власти в значительной части определяет эффективность создаваемых информационных систем. Если назначение информационной системы состоит в предоставлении государственным органам или руководителям информации, обеспечивающей принятие обоснованных и эффективных решений, то информационные ресурсы предоставляют данные, которые обрабатываются технологическими процедурами, персоналом и преобразуются в информацию для подготовки и принятия управленческих решений. Информационные ресурсы государства – это его национальное достояние. Количество, качество и доступность информационных ресурсов уже сейчас во многом определяют уровень развития государства, его статус в мировом сообществе, влияют на положение и политику государства и, бесспорно, становятся определяющим фактором политического развития в XXI веке. В связи с этим важнейшее значение приобретает разработка и развитие информационных систем, обеспечивающих информационными ресурсами высшие органы власти. Среди множества вариантов телекоммуникационных технологий бесспорным лидером за последние годы стал Интернет. Сегодня он является важнейшим элементом информационной инфраструктуры мирового сообщества. Темпы распространения Интернет носят взрывной характер, на российском рынке общедоступных телекоммуникационных сетей он вытесняет всех конкурентов. Международная компьютерная сеть Интернет сегодня представляет собой самую демократичную и быстрорастущую систему доступа к электорату. Новые технические средства и приемы в политическом процессе могут быть использованы для проведения опросов общественного мнения с “моментальным” подведением их результатов, в проведении оперативных политических дискуссий, для организации референдумов и т.д. От постановки задачи до получения результата проходит несколько часов. Естественно, такие схемы работы требуют наличия соответствующих компьютерных сетей, специалистов, весьма существенных финансовых затрат (правда, они вполне соизмеримы с прошлыми затратами на командировки, тиражирование, перевозку социологических бюллетеней, ручную обработку анкет и т.д.) Новые компьютерные технологии получили настолько большую популярность, что в современной западной политологии их характеризуют как средства всеобщей демократизации общества. Эти возможности открывают дорогу плюрализму, широким возможностям для замены представительной демократии демократией участия, не нанося ущерба ни одному демократическому институту. Но многие аналитики “слабые места” такого подхода, связанные с вероятностной возможностью электронного манипулирования итогами выборов, возможностью создания электронных досье на всех российских граждан, и тем самым обвиняют государство в нарушении определенных прав и свобод. Подобные проблемы существуют и в странах Запада. В самом начале внедрения “электронного голосования” подвергалась сомнению объективность и достоверность его результатов. Интернет дает современным политикам новые возможности по сравнению с общепринятыми средствами массовой информации и коммуникации. Это: – предоставление доступа к мировым базам данных и информационным ресурсам, в том числе в реальном масштабе времени; – возможность связи и свободного общения с коллегами, единомышленниками, создание общественных организаций, не требующих никаких регистрации и разрешений, неконтролируемых в сети, ненавязчивая пропаганда взглядов; – подготовка предвыборной кампании на страницах Интернет в плане представления кандидатов и общения с ними (прямая и обратная связь с избирателями); – возможность ставить вопросы и получать ответы компьютерных респондентов, что позволяет сформировать представление об электорате, его настроениях, проводить мониторинг общественного мнения; – реализация других положений технологий подготовки и проведения предвыборных кампаний; – свобода распространения информации в сети Интернет: коммуникация в компьютерных сетях пока меньше всего подвержена правовому регулированию, цензуре и другим видам фильтрации; – неограниченные возможности размещения компьютерной информации в сочетании с достоинствами всех других СМИ – зрелищность ТВ, удобство восприятия сообщения, присущее чтению газет, возможность общения в диалоговом режиме, как по радио или телефону. Современной России, несмотря на политические и экономические трудности предстоит активнее внедрять Интернет в работу органов государственной власти для подключения к мировым информационным ресурсам и дополнительным источникам сведений, участия в информационном обмене, вхождения в мировое информационное сообщество, прогрессивного развития. Таким образом мы видим, что наличие развитой информационной инфраструктуры, интегрирующей все уровни органов государственного власти и управления, применение эффективных средств сбора, систематизации, классификации, передачи и хранения больших объемов информации, современных технологий получения и обработки данных, их анализа и моделирования есть условие и показатель эффективности политико-административного управления.^ III. Интернет и демократия В последние десятилетия мировое сообщество затронуто глобальным процессом перехода от индустриальной к информационной организации всей системы общественных отношений. Сложность и необычность новой эпохи требуют глубокого осмысления происходящих изменений. Информационные технологии проникают во все сферы общественной жизни, но наиболее заметно их влияние в политике. В последние годы общественно-политический лексикон обогатился понятиями "электронное правительство", "киберполитика", "кибердемократия", "компьютеро-опосредованная политическая коммуникация", "цифровая (дигитальная) демократия", "коммуникационная демократия", "электронное гражданство" и др. Активно внедряясь в сферу политики, новые информационно-коммуникационные технологии не только качественно видоизменили старые представления, установки, стереотипы, но и сломали многие формы поведения, модели взаимоотношений между политическими институтами и индивидами. Среди перспективных направлений исследований политической коммуникации в информационном обществе можно выделить направление «Интернет и демократия». Информационные технологии изменяют не только форму осуществления демократических процедур, но с их внедрением меняется и сама суть развития социальных процессов. В исследовании темы "Интернет и демократия" можно выделить три основных подхода. Один из них выражает так называемую "популистскую точку зрения", согласно которой Интернет восстанавливает возможность индивидуального воздействия на правительство и его политику. Э. Коррадо и Ч. Фейрстоун отмечают, что Интернет может обеспечить общение граждан с правительством "без посредников", а также уменьшить зависимость простых граждан от выборных должностных лиц, политических партий и группировок, отстаивающих свои экономические интересы". Интернет, посредством предоставления больших возможностей по обмену информацией, с одной стороны, усилит влияние простых граждан на политику, а с другой стороны, ослабит влияние тех, кому в настоящее время принадлежат средства массовой информации. То есть, чем больше возможности для граждан напрямую общаться с правительством, тем, вероятно, более вовлеченными в политику они будут, и чем больше их вовлеченность, тем сильнее будет их притягательность как личностей. Суть популистской теории заключена в идее, согласно которой средства коммуникации являются фактором, отчасти определяющим степень политической активности избирателей. В настоящее время, сравнительно ограниченные для эффективного обмена политической информацией, средства массовой информации находятся в ведении политтехнологов, групп лиц, отстаивающих свои экономические интересы, а также прочих политических элит. Интернет, с популистской точки зрения, децентрализует доступ простых граждан к обмену информацией. Личное участие граждан в политике будет возрастать с ростом их влияния на общественную жизнь. Указанный процесс, получив достаточное развитие, приведет к трансформации общества. Согласно так называемой коммунитаристской точки зрения, Интернет будет способствовать перестройке определяющих общественную жизнь связей между различными социальными слоями населения. Основная функция Интернета будет заключаться в формировании и развитии "сообщества". По мнению Х. Рейнгольда, "сообщество" создается тогда, когда люди взаимодействуют друг с другом в сети Интернет достаточно длительный период времени для того, чтобы развить прочные связи, а Интернет освобождает указанный процесс создания сообщества от ограничений, накладываемых физической удаленностью в пространстве". Подобное освобождение сообщества от ограничений, накладываемых географическим местонахождением, расширяет то, что в настоящее время называется локальным сообществом, до масштабов государства или всего мира в целом. На этом ожидании строится более широкий спектр возможностей: увеличение взаимопонимания, большее уважение к точке зрения других людей, устранение дискриминации по расовому или половому признаку, создание общих ценностей. Если популистская теория касается изменений во взаимодействии граждан с правительством, то ожидания сторонников коммунитаристской теории основываются на усилении взаимодействия граждан между собой. Концепция "ускоренного развития плюрализма" строится на двух допущениях. Первое заключается в том, что увеличившиеся благодаря сети Интернет возможности получения и обмена информацией не изменят самой сущности плюрализма. На индивидуальном уровне Интернет никак не сможет изменить тот факт, что большинство людей чрезвычайно разборчивы в выборе политических проблем и средств получения информации. Они проявляют относительно сильный интерес лишь к небольшому числу политических проблем, оставаясь равнодушными ко всем остальным. Второе допущение касается вопроса привлечения населения. Информационный поток и обмен информацией облегчают привлечение обывателей к участию в политическом процессе, а также организацию и осуществление политиками, активистами и другими заинтересованными лицами самого этого процесса. Кроме того, возможность широкого доступа к информации ускорит развитие различных политических процессов. Более низкие издержки на организацию коллективных действий посредством Интернета будут наиболее выгодны для определенной группы населения, а именно той, которая либо находится вне рамок традиционных государственных и частных организаций, не вовлечена в бизнес, либо не входит в какие-либо профессиональные организации. С точки зрения концепции "ускоренного развития плюрализма", Интернет способствует существующему дроблению современной политической системы в соответствии с экономическими интересами политических групп и переходу к гибкой системе, основанной на различных стратегиях влияния политических групп, менее зависимых от общественных институтов и организаций. Интернет будет оказывать серьезное влияние на политическую жизнь общества, несмотря на то, что имеется множество причин теоретического и практического свойства, которые заставляют усомниться в существовании непосредственной связи между изменениями в сфере коммуникационных технологий и политической активностью населения. Есть серьезные основания полагать, что Интернет будет содействовать децентрализации контроля над частными средствами массовой информации, препятствуя тенденции укрупнения средств массовой информации. Т.о. очевидно, что роль информационных технологий в политологии, политике и управлении, а также развитии институтов гражданского общества очень существенна и велика. Поэтому необходимо тщательно изучат эту область, осваивая все новые и новые ее аспекты и грани.Литература http://www.humanities.edu.ruhttp://www.mozilla.org/products/firefox


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.