Реферат по предмету "Разное"


«Гражданское образование в России: проблемы, опыт, перспективы»

РИТА МИТТЕНДОРФ, депутат ландтага федеральной земли Саксония-Ангальт от Социал-демократической партии Германии, уполномоченная по вопросам политики в сфере образования и наукиТрудный путь к гражданскому обществу: от коммунистического государства к демократииВ октябре прошлого года я имела возможность вместе с директором Центра политического образования федеральной земли Саксония-Ангальт Берндом Люткемайером по приглашению Общественной палаты России принять участие в конференции в Москве на тему «Гражданское образование в России: проблемы, опыт, перспективы». Приглашение мы получили в ходе визита нескольких представителей палаты в Федеральный центр политического образования в Германии, а также в Центр политического образования федеральной земли Саксония-Ангальт, где я являюсь заместителем председателя Попечительского совета. Для меня это было важно по нескольким причинам: с одной стороны, потому что Попечительский совет, в который входят 13 депутатов ландтага (парламента федеральной земли) от различных партий в пропорциях, соответствующих их представительству в ландтаге, тесно сотрудничает с директором земельного Центра политического образования и контролирует его деятельность. С другой стороны, как уполномоченная моей фракции по вопросам образования, я чрезвычайно заинтересована в этих контактах. Это и не удивительно с учетом фактов моей биографии: я родилась в бывшей ГДР, получила там образование и до объединения Германии работала в педагогическом институте в Магдебурге. В течение последних 20 лет я на собственном опыте переживала трудности процесса трансформации нашего общества – в экономике, в сфере образования и науки, но особенно в политической системе. Мне знакомы все трудности перехода от социалистического, централизованного государства к демократическому, федеративному государственному строю. Многие проблемы, о которых рассказывали представители России, были мне также знакомы. Некоторые из них актуальны и для новых федеральных земель Германии. Тем не менее, я убеждена в том, что Российской Федерации приходится строить свое настоящее и будущее в гораздо более сложных условиях, чем в новых федеральных землях, созданных на территории бывшей ГДР. Конечно же, у нас есть точки соприкосновения, обусловленные общим прошлым в «восточном блоке». Это касается политических, общественных и экономических структур. И у нас, и в России существует много нерешенных проблем, связанных со сложным и до сих пор еще не завершенным процессом трансформации, с недавним прошлым. Как депутат ландтага и политик, занимающийся вопросами образования, через 20 лет после воссоединения Германии я должна сказать, что мы решили далеко еще не все проблемы, оставшиеся нам после «мирной революции», после объединения страны. Напротив: многое в нашем образе мышления и в наших делах объясняется сорока годами нашей жизни в ГДР. В России, граждане которой намного дольше жили при коммунистической или социалистической государственной системе, ситуация вряд сильно отличается от нашей. У нас это находит свое выражение в определенной идеализации прошлого (у нас это называют «остальгией» – от «ост», т.е. «восток»), а также в неумении правильно ориентироваться в новой общественной ситуации, приспособиться к новым условиям. В результате глобализации мы сталкиваемся с дополнительными проблемами, для преодоления которых у нас еще нет готовых стратегий (например, финансовый кризис). Перестройка и гласность в бывшем Советском Союзе стали важной основой для мирной революции в ГДР. Либеральная политика Горбачева во внешнем измерении сделала возможными перемены в ГДР, поскольку в то время не было давления и вмешательства со стороны бывшего СССР. В принципе это относится ко всему тогдашнему «восточному блоку». Что касается положения внутри бывшего Советского Союза, то там возникли совсем другие сложности и проблемы, для преодоления которых еще потребуется некоторое время. Какое же отношение все это имеет к политическому образованию? – Самое непосредственное. Граждане бывшей ГДР хотели свободы и демократии и не хотели больше социалистической диктатуры. Они хотели свободы и справедливости, свободы слова и плюрализма, участия в управлении обществом и самоопределения, больше личных свобод, снятия государственных ограничений во многих сферах жизни. Демократическое государство дает им возможность реализовать эти желания – но, разумеется, не безгранично. Оно тоже функционирует только в рамках законов. Эти законы сложились демократическим путем, а не на основе предписаний партии и правительства. Люди – отдельные личности или общественные группы – должны придерживаться этих законов (что в такие переходные периоды соблюдается не всеми!). В случае нарушений действующего права проблемы решаются не через партию и/или правительство, а через органы независимой юстиции. Отсутствие коррупции, независимость от предписаний властей или партий, единственное руководящее начало – это закон. Независимость юстиции – это один из важнейших признаков демократического государства и одна из важнейших предпосылок для его функционирования. Новые свободы демократического государства не всегда легко принять или реализовать, нередко их неправильно понимают, ими злоупотребляют. Такие, например, свободы как свобода самоопределения или свобода слова возникают не сами собой. Для этого необходимо много предпосылок. Тот, кто хочет жить на основе самоопределения, тот, кто хочет обеспечить свободу слова, должен за это бороться. Кроме того, нужны структуры и люди, прежде всего обладающие политическим мандатом, которые это поддерживают, за это борются. Основой этому служит разнообразие политических партий, в которые объединяются люди с разными интересами и в которых, в конечном счете, отражаются различные представления людей о развитии общества. Принятие этого многообразия представлений и мнений об обществе, об облике человека, об общественных ценностях и нормах является, кстати, на мой взгляд, одной из фундаментальных проблем в государствах бывшего «восточного блока». Ведь социалистических идеалов, образцового облика человека социалистического общества больше не существует! К тому же их нечем заменить! Ничего также нельзя создать в замену этим идеалам, не возвращаясь при этом снова к предписанным образцам того, каким должен быть человек, каким должно быть общество. Хотя дискуссия об идеальном человеческом облике продолжается еще со времен античности. Что же делать? Необходимо вести открытую дискуссию о ценностях и нормах в обществе, о правах и обязанностях. Замечательная основа для этого – всеобщая конвенция о правах человека. Демократическое государство как общая цель, где люди живут как свободные и дееспособные граждане, возникает не само собой. Знания о том, как работает демократическое государство столь же важны, как и выработка готовности каждого гражданина что-то делать для этого государства или его составных частей. Это значит, что человек должен сам проявить активность, а не ожидать, пока государство его всем обеспечит и снабдит – в той или иной форме. Люди должны уметь свободно выражать свои мнения, организовываться, чтобы обобщать свои интересы и добиваться их удовлетворения политическими средствами. Для этого им необходимы свобода слова, возможность для выражения мнений в независимых средствах массовой информации, а также определенное мужество, чтобы выступать за реализацию этих свобод, если они еще не обеспечены. Тот, кто хочет укрепить демократию, должен выступать за плюрализм политических партий. Публичные дебаты политических партий, которые критикуют правительство, являются нормальной составной частью демократии. Различные политические мнения не надо критиковать или подавлять, они – неотъемлемая часть живой демократии. Но в какой-то момент приходится принимать политические решения – в рамках демократии они принимаются большинством голосов, в зависимости от того, каково на данный момент соотношение сил в соответствующих органах. И эти решения следует уважать. Но любое решение можно также изменить – в результате демократического обсуждения, при наличии иного большинства. Это совершенно нормально. Свобода и независимость СМИ при этом столь же важна, как и неподкупность суда. Лишь тот, кто имеет свободный доступ к информации, может давать оценки, иметь суждение, принимать решение. Сильные профсоюзы должны обеспечивать баланс интересов между работодателями и работниками наемного труда. Они являются частью демократической системы. К сожалению, я должна констатировать, что и в нашей стране до сих пор очень много людей не имеют ясного представления о том, что такое на самом деле свобода и демократия, какие сложные процессы с ними связаны, что демократия не возникает сама по себе, что она, главное, не всегда выполняет все личные устремления и желания человека. Сообщать людям эти знания, развивать их интерес к демократии и гражданскому обществу – одна из важнейших задач политического образования. Соглашусь с тем, что и у нас не все всегда получается так, как нужно, – напротив. Многое из того, чего люди ожидали в связи с преобразованиями, не сбылось. Слишком много людей испытали разочарование в связи с личными трудностями, с которыми они столкнулись в процессе изменений. Они теперь разочарованы в демократическом государстве, нередко относятся к нему с равнодушием, а иногда и с неприязнью. Может быть, дело в том, что сами ожидания были неверными или завышенными? Над этим мы должны работать. Подрастающее поколение граждан должно на собственном опыте широко знакомиться с демократическими процессами уже в школе, причем не только на занятиях. Участие ученических и родительских советов в принятии всех важных для школы решений должно стать привычным делом. Это должно быть записано в школьных уставах, а школьники, учителя и родители должны эти права осуществлять. За того, кто в юности не научился участвовать в принятии решений, потом будут решать другие, а это всегда худший вариант. Сильные производственные советы на частных предприятиях, сильные советы коллектива в государственных учреждениях помогают принимать, а при необходимости и изменять решения. Их деятельность – это проявление политической активности людей. Граждан надо готовить к этой деятельности, мы должны мотивировать их к участию в общественном управлении. Центр политического образования федеральной земли Саксония-Ангальт в сотрудничестве с другими организациями, занимающимися образовательной деятельностью (народными университетами, профсоюзами, церквями, частными школами) проводит множество разных мероприятий (семинаров, конференций, учебных поездок), в ходе которых мы сообщаем их участникам знания о содержании работы и структуре важных политических организаций, и которые вносят существенный вклад в развитие политических компетенций граждан. Центр политического образования нашей федеральной земли подчинен Государственной канцелярии (администрации премьер-министра земли) и в достаточном объеме финансируется из бюджета земли. Контроль за его деятельностью осуществляет уже упомянутый Попечительский совет. В соответствии с Законом об образовании взрослых федеральная земля, кроме того, вносит свой вклад в повышение квалификации нашего населения: в рамках этой программы также проводятся мероприятия по политическому образованию, нередко в сотрудничестве с Центром. Эту работу координирует Комитет федеральной земли по образованию для взрослых. Средства для этого выделяются из бюджета земельного министерства по делам культуры и просвещения. Депутаты активно участвуют в политическом образовании населения – это один из путей обеспечения и укрепления демократии. Мы, демократически избранные депутаты, поддерживаем политическое образование не только тем, что голосуем за выделение необходимых для этого средств из бюджета нашей федеральной земли, но и участвуем лично в различных проектах этой системы, делимся при этом своими знаниями и опытом. Участие в московской конференции было составной частью этой работы. Для меня лично оно было очень интересным и познавательным. При этом мне было ясно, что очень много еще предстоит сделать!^ ВРЕЗКИ в разные местаБернд Люткемайер:Земельный центр политического образования в земле Саксония-Ангальт действует с 1991 года. Это государственная организация, которая подчиняется непосредственно премьер-министру земли. Для меня это совершенно особое обстоятельство, оно подчеркивает значение политического образования и высокую оценку нашей работы.Наш сегодняшний премьер-министр является членом партии ХДС. Именно поэтому работа центра контролируется не только премьер-министром, но еще и Попечительским советом, в который сейчас входит 13 депутатов ландтага земли Саксония-Ангальт от разных партий, которые должны обеспечить нейтральность работы земельного центра, то есть его независимость ни от какой из партий. Нейтральность и надпартийный характер – это важно, чтобы нас принимало население, наши целевые группы.Чтобы у наших людей вырабатывалась активная позиция, наш Центр политического образования в одной из не самых больших земель, где насчитывается всего 2,6 миллиона жителей, ежегодно организует от 140 до 160 различных мероприятий – семинаров, встреч и так далее, в которых ежегодно принимают участие от 40 до 60 тысяч граждан.^ Бернд Люткемайер:Сегодня работа Центра в нашей федеральной земле ориентирована на три основные тематические блока, которые мы сформировали после опроса нашего населения. Прежде всего, это система принятия понятия демократии, понимания демократии. Многие граждане нашей земли, нашей страны прекрасно понимают, что демократия необходима, они заинтересованы в расширении демократии, они за демократию, но они не согласны с тем, как эта демократия выглядит на практике, как она функционирует. Поэтому мы издаем большое количество различных учебных пособий, методичек, прежде всего, для учителей, которые заняты преподаванием общественно-политических и социальных наук, обществоведения в школах. Ведь именно они являются связующим звеном между нашим знанием о демократии и непосредственно теми людьми, которые будут реализовывать демократические принципы на практике и, прежде всего, с молодыми людьми с наиболее активной жизненной позицией. Второй тематический блок – это проблемы занятости и критическая оценка той ситуации, которая была в ГДР. Спустя 20 лет после исчезновения ГДР выясняется, что очень многие люди сегодня не склонны критически относиться к прошлому. Многие пытаются приукрасить то, что было в прошлом, считают, что все раньше было хорошо, красиво, и все проблемы, которые есть у людей, возникли только сейчас. Защищая демократию, мы должны бороться именно с таким некритическим отношением, потому что люди совершенно забывают, в каком тоталитарном государстве они жили. Приукрашивание прошлого может привести к сползанию в это прошлое. Только люди, которые осознают разницу между прошлой диктатурой и той демократической системой, которую мы имеем сегодня, будут в состоянии защитить демократию от диктатуры прошлого. В Германии, и особенно в новых землях, есть проблема правого экстремизма. Мы этого не отрицаем. И поэтому третий блок нашей работы в сфере политического образования связан с разъяснительной деятельностью, с просветительской деятельностью по такому вопросу, как правый экстремизм.^ Бернд Люткемайер:В условиях диктатуры цель политического образования заключается в том, чтобы воспитать в гражданине классовую позицию, и необходимо участвовать в этом политическом образовании, это обязанность каждого гражданина. В условиях демократии цель политического образования в том, чтобы воспитать гражданина свободным, чтобы он был в состоянии критически относиться к политическим решениям, и никто не принуждает его участвовать в этих образовательных мероприятиях. Именно поэтому наша организация не навязывает какие-то демократические идеалы или же ту или иную точку зрения в политике, скорее мы рассматриваем себя как рекламное агентство – мы рекламируем демократию.Демократию надо каждый день отстаивать заново, ей надо учиться каждый день. И самое главное, для того, чтобы демократия была сильной и крепкой, ее надо защищать от нападок, которые могут быть извне и изнутри. И поэтому наша задача состоит также в том, чтобы каждый день в нашей федеральной земле и в нашей стране все больше людей активно включались в процесс жизни демократического общества.ВРЕЗКА^ Структура системы политического образования в Германии Система государственного политического образования в Германии структурно состоит из Федерального центра политического образования и земельных комитетов политического образования. Последние независимы в своей работе и подчиняются только земельным правительствам. Федеральное ведомство исполняет роль координирующего и методического центра, распределяет выделяемые правительством фонды. Административно Федеральный центр подчинен правительству, но при этом он контролируется бундестагом и независимым Научным советом. Со стороны бундестага образована специальная комиссия (22 депутата) от трех основных партийных фракций, которая вырабатывает основные направления деятельности государства в области политического просвещения. За научным качеством распространяемых знаний следит Научный совет, в состав которого входят специалисты по различным общественным дисциплинам, прежде всего по политологии. Федеральный центр не только координирует работу земельных служб, но и сотрудничает с неправительственными организациями, которые в той или иной степени занимаются политическим просвещением граждан. Наряду с оказанием методического содействия и помощи литературой, Федеральный центр направляет и финансовые средства на осуществление самых разнообразных проектов. Основными средствами и методами распространения политических знаний Федерального центра являются публикации; семинары и лекции для преподавателей средней и высшей школы, работников систем внешкольного образования и журналистов; аудиовизуальные средства, посредством сотрудничества с теле– и радиостанциями; содействие неправительственным организациям в осуществлении мероприятий по тематике политического образования. Ежегодно Центр самостоятельно или в сотрудничестве с другими организациями осуществляет 200-300 проектов, финансово поддерживает около 100 инновационных проектов, которые имеют значение для всей Германии, и 400 организаций напрямую получают определенную сумму в год на проведение своих мероприятий. В Федеральном центре на разных основаниях занято 200 человек. Годовой бюджет – 40 млн евро.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.