Реферат по предмету "Разное"


«Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи»

Методические рекомендации для студентов. Лечебное дело.План практического занятия: Расход времениПроверка исходного уровня знаний по тематическому материалу - 20 минСамостоятельная работа студентов с больными или их электронным атласом, описание воспалительного процесса на коже, выделение морфологических элементов кожной сыпи ( при отсутствии больных ) под контролем преподавателя - 60 мин Разбор больных с преподавателем ( разделение студентов по 3-4 человека и работа у постели больного под контролем преподавателя ) - 60 минРешение ситуационных клинических задач ( индивидуально с каждым студентом ) или разбор реферата - 25 мин Контроль конечного уровня знаний ( тестовый ) - 20 минИнструкция о содержании и методики подготовки и проведения следующего занятия - 10 минЗанятие № 1 Методические разработки на тему: «Анатомия, гистология, физиология кожи и ее придатков. Патогистология кожи. Первичные и вторичные морфологические элементы кожной сыпи»^ Цель занятия: иметь современные представления о строении кожи, о кожном заболевании, как самостоятельном нозологическом процессе, так и поражении кожи при ряде патологических процессов во внутренних органах.^ Актуальность темы: Знание строения, физиологии, функции кожи, первичных и вторичных морфологических элементов сыпи способствуют правильной постановке диагноза, выявлению причин заболевания и назначению адекватной терапии.Задачи: Знать особенности строения кожи ее функции в норме и патологииЗнать гистопатологию, физиологию, анатомию кожиЗнать строение придатков кожиЗнать первичные и вторичные морфологические элементы.Знать примеры заболеваний, проявляющиеся теми или иными морфологическими элементамиЗнать дифференцировку морфологических элементов друг от другаСтудент должен уметь: Определить вид морфологического элемента на коже и слизистых Дать описание кожного статусаДифференцировать элементы друг от друга Дать характеристику вторичным морфологическим элементамОвладеть навыками витропрессииОсновные принципы контроля знаний: Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.Ситуационные задачиТестовые задания по дисциплине ( типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г) Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов ( стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме )Самостоятельная работа студента на тему: «Иммунология кожи»Литература:Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфекций, передаваемых половым путем. М .,2005. Журнал Лечащий врач №7 2007 ст - Наиболее часто встречающиеся дерматиты у детей. Д.Ш. Мачарадзе cтр 42-46.Занятие № 2Методические разработки на тему: «Методика обследования больного дерматологического профиля. Псориаз. Красный плоский лишай. Розовый лишай. Принципы общей и наружной терапии дерматозов».^ Актуальность темы:Псориаз — это распространенное хроническое воспалительное папулосквамозное заболевание кожи мультифакторной этиологии, с функциональными и коммуникативными аномалиями Т-лимфоцитов.Псориазом страдает около 1-2 % населения Земли. Наиболее высокая заболеваемость отмечается в Западной Европе и Скандинавии. Менее распространена болезнь среди черных и китайцев и редко встречается среди коренных жителей Америки.^ Красный плоский лишай - это относительно распространенное заболеваний, встречающееся примерно у 1 % больных, посещающих дерматолога. Болеют в основном взрослые среднего возраста, одинаково часто мужчины и женщины. Это идиопатическое заболевание. Рассматриваются следующие гипотезы: вирусная инфекция, аутоиммунная реакция, психогенная реакция. В пользу этих гипотез свидетельствуют связь возникновения КПЛ с наличием вирусного гепатита, неврологических заболеваний, тяжелой психической травмы. Идентичные лихеноидные высыпания отмечались при медикаментозных реакциях после трансплантации костного мозга как проявление болезни "трансплантат против хозяина". Большинство случаев КПЛ встречается у здоровых во всех отношениях людей, и причину установить не удается.^ Розовый лишай — это острое доброкачественное заболевание, встречающееся как у пожилых так и у молодых людей. В 75 % случаев дерматоз начинается с одиночного четко очерченного пятна диаметром 2-4 см овальной формы с характерным шелушащимся воротничком (материнское пятно). Через несколько дней или недель появляются подобные высыпания (обычно меньших размеров) на туловище, проксимальных отделах конечностей. Лицо, ладони и подошвы, как правило, интактны. Поражения на туловище имеют тенденцию располагаться параллельно линиям кожи, напоминая "рождественскую елку". Заболевание обычно разрешается через несколько недель и месяцев, однако может существовать длительно. Дерматоз в большинстве случаев протекает бессимптомно, за исключением легких продромов. Этиология розового лишая неизвестна, однако сведения о сезонности, эпидемических вспышках и развитии пожизненного иммунитета указывают на инфекционную (вирусную) природу заболевания.^ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь проводить обследование больного дерматологического профиля, распознать у больных проявления псориаза, красного плоского лишая, розового лишая.Задачи: Знать методы обследования больного дерматологического профиля ( витропрессия, осмотр в лучах лампы Вуда, использование лупы и т.д. )Знать этиологию и патогенез псориаза, КПЛ, розового лишая.Знать клинику псориаза, КПЛ, розового лишая.Знать стадии и клинические формы псориаза, КПЛ, розового лишая.Уметь определять феномен Кебнера.Уметь определять индекс PASIУметь проводить дифференциальную диагностику с высыпаниями при вторичном сифилисе (папулезным сифилидом, сифилитической розеолой, лейкодермой), парапсориазом, нейродермитом, микозами, экземой. Знать клинические проявления осложненных форм псориаза их дифференциальную диагностику.Знать принципы патогенетической и симптоматической терапии псориаза, КПЛ, розового лишая.Знать основные критерии проведения диспансерных мероприятий по данным заболеваниям.Оценить прогноз заболевания.Студент должен уметь:Целенаправленно собрать анамнез заболеванияОценить общее состояние больногоОпределить возможные причины данного заболеванияОпределить вид морфологического элемента на коже и слизистых при таких заболеваниях как: псориаз, КПЛ, розовый лишай.Дать описание кожного статусаДифференцировать элементы друг от друга при разных нозологических формахНаметить основные направления в терапииОпределить прогноз заболеванияОсновные принципы контроля знаний: Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.Ситуационные задачиТестовые задания по дисциплине ( типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г) Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов ( стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме )Работа у постели больного (группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает для разбора больного с псориазом, КПЛ или розовым лишаем. Под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят разбор больных, описывают дерматологический статус, оформляют амбулаторную карту, составляют план лечения больного )Самостоятельная работа студента на тему: «Осложненные формы псориаза. Принципы терапии», «Дифференциальная диагностика красного полоского лишая с преимущественной локализацией на волосистой части головы»Литература Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.Бащинский С. Е. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Часть 7. М., 2003, с. 2280 – 2299.Инджикян С. М. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М., 2007, с 1293 – 1293, с., 1306 – 1307.Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфкций, передаваемых половым путем. М .,2005. Занятие № 3Методические указания к изучению темы: «ПИОДЕРМИТЫ», «ЧЕСОТКА», «ПЕДИКУЛЕЗ».^ Актуальность темы: Пиодермии (pyon – гной + derma – кожа) – гнойничковые болезни кожи – группа острых и хронических, поверхностных и глубоких воспалительных процессов кожи, вызываемых гноеродными кокками (стрепто-, стафилококками), реже – протеем, энтерококками, синегнойной, кишечной палочками и другими микроорганизмами.   Пиодермии – наиболее распространенные заболевания кожи как у взрослых, так и у детей, начиная с периода новорожденности. С данной группой заболеваний часто встречаются врачи всех специальностей (хирурги, терапевты, педиатры, гинекологи и др.).  Чесотка — это вызываемая клещом контагиозная инвазия, которая поражает человека и других млекопитающих (собаки, кошки, лошади, коровы, свиньи и т. д.). Sarcoptes scabiei, вариант hominis,— возбудитель чесотки у человека, его единственного хозяина.Педикулез – ( pediculosis – от лат. Вшивость) – распространенное, эктопаразитарное заболевание, проявляющееся зудящими поражениями кожи в месте укусов вшеи, часто сопровождающееся вторичнои инфекциеи, экзематизациеи и другими осложнениями. Вши паразитируют исключительно на млекопитающих и приспособлены к питанию на строго облигатных хозяевах.^ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь распознать у больных проявления пиодермии, чесотки, педикулеза.Задачи: Знать этиологию и патогенез пиодермии, чесотки, педикулезаЗнать клинику пиодермии, чесотки, педикулезаЗнать стадии, клинические формы и феномены пиодермии, чесотки, педикулезаПроводить дифференциальную диагностику с сифилисом, микозом, др. инфекциямиЗнать осложненные формы чесоткиЗнать методы обследования больных при пиодермии, чесотки, педикулезе.Уметь определять принципы патогенетической и симптоматической терапии пиодермии, педикулеза, чесоткиЗнать особенности проведения диспансерных мероприятийУметь прогнозировать течение заболеваний Студент должен уметь: Целенаправленно собрать анамнез заболеванияОценить общее состояние больногоОпределить возможные причины данного заболеванияОпределить вид морфологического элемента на коже при таких заболеваниях как: пиодермия, чесотка, педикулез.Дать описание кожного статуса при данных заболеванияхПровести дифференциальную диагностику с такими заболеваниями, как вторичныи сифилис, поверхностные формы некоторых микозов, почесуха, атопическии дерматитВзять патологический материал для выявления чесоточного клещаНаметить основные направления в патогенетическои и симптоматическои терапииОпределить прогноз заболеванияНаметить проведение диспансерных мероприятииОсновные принципы контроля знаний: Работа у постели больного (группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает для разбора больного с пиодермией, педикулезом или чесоткой. Под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят разбор больных, описывают дерматологический статус, оформляют амбулаторную карту, составляют план лечения больного )Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.Ситуационные задачиТестовые задания по дисциплине ( типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г) Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов ( стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме )Самостоятельная работа на тему: «Особенности течения чесотки при иммунодефицитах», «Атипичные формы пиодермий»Литература Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.Бащинский С. Е. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Часть 7. М., 2003, с. 2280 – 2299.Инджикян С. М. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М., 2007, с 1293 – 1293, с., 1306 – 1307.Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфкций, передаваемых половым путем. М .,2005. Занятие № 4 Краткие методические указания на тему: «Грибковые заболевания: кератомикозы, эпидермофития, рубромикоз, кандидоз, отрубевидный лишай, эритразма».^ Актуальность темы :За последние десятилетия микозы, т.е. обусловленные микроскопическими грибами болезни, стали важнейшей клинической проблемой. Широкое распространение новых медицинских технологий ( интенсивной цитостатической и иммуносупрессивной терапии, трансплантации органов и тканей, инвазивных диагностических и лечебных процедур и пр. ), пандемия ВИЧ-инфекции, а также успехи в лечении бактериальных и вирусных инфекций привели к увеличению популяции иммуноскомпрометированных пациентов с высоким риском развития поверхностных и инвазивных ( глубоких ) грибковых инфекций.Среди грибковых заболеваний выделяют такие как:^ Отрубевидный ( Разноцветный ) лишай , вызванный грибами рода Malassezia. Кроме отрубевидного лишая, данные грибы могут вызывать специфический фолликулит, а у больных с факторами риска ( например, при длительном парентеральном питании с применением липидов) – инвазивный микоз. Отрубевидный лишай – распространенное заболевание. Его выявляют у 1-5% взрослых жителей стран с умеренным климатом. У жителей регионов с влажным и жарким климатом частота отрубевидного лишая достигает 30-40%. Специфический фолликулит чаще развивается при инсоляции или иммуносупрессии.Кандидоз – известно более 150 видов грибов рода Candida. Наиболее часто встречающиеся: C.albicans С.tropicalis C.parapsilosis C. glabrata C. Krusei C. lusitaniae C.guilliermondii C.rugoza и др.Возбудители кандидоза распространены повсеместно. Некоторые являются обитателями организма человека .Они выявляются при посевах со слизистых оболочек полости рта и ЖКТ у 30-50% здоровых людей и со слизистых оболочек гениталий у 20-30% здоровых женщин.Поэтому важно уметь различать кандидоз и колонизацию слизистых оболочек и кожи.^ Эритразма ( псевдомикоз ) – заболевание вызываемое возбудителем Corynebacterium minutissimum. Поражает только кожу, имеет рад клинических особенностей.Эпидермафития- грибковое заболевание, возбудителем которого является piterosporum orbicularis, вызывая поражение кожи конечностей, область складок тела, ногтевых пластин. Возбудитель заболевания распространен повсеместно. Болеют паховой эпидермофитией только люди. Развитию заболеваний благоприятствуют повышенная потливость, опрелость кожи, избыточная масса тела. Рубромикоз - грибковое заболевание, возбудителем которого является Trichofitum rubrum, вызывает поражение гладкой кожи( стопы, область крупных складок ), ногтевых пластин, волос. Имеет достаточно широкое распространение среди грибковых заболеваний.^ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь распознавать у больных проявления микозов, проводить дифференциальную диагностику, назначать адекватное лечение, проводить мероприятия по профилактике заболевания и оказывать противоэпидемические мероприятия.Задачи: Знать характеристику возбудителей грибковых заболеваний, их разновидность, свойства.Знать клинические формы эпидермафитии, рубромикоза, кандидоза, отрубевидного лишая, эритразмы.Знать морфологические элементы сыпи при грибковых заболеванияхЗнать характерную локализацию высыпаний Знать жалобы при данных заболеванияхЗнать дифференциальную диагностику отрубевидного лишая с розеолезным сифилидом, розовым лишаем,витилиго, паховой эпидермофитии – с рубромикозом крупных складок, эритразмой, экземой, трихофитии волосистой части головы и гладкой кожи – с рубрмикозом, микроспорией, фавусом, себореей.Знать методы исследования характерные для грибковых процессов ( микроскопия материала из очага поражения, определение скрытого шелушения ( проба с 5% раствором йода ), осмотр в лучах лампы ВудаЗнать противогрибковые препараты, указать их механизм действия Знать формы антимикотических препаратов, их показания и противопоказания. Знать общие принципы леченияСпрогнозировать течение грибковых заболеванийЗнать особенности составления плана диспансерных и противоэпидемических мероприятий.Студент должен уметь: Целенаправленно собрать анамнез заболеванияОценить общее состояние больногоОпределить возможные причины данного заболеванияОпределить вид морфологического элемента на коже при таких заболеваниях как: кератомикозы, эпидермофития, рубромикоз, кандидоз, отрубевидный лишай, эритразма.Дать описание кожного статуса при данных заболеванияхПровести дифференциальную диагностику с такими заболеваниями, как вторичныи сифилис, поверхностные формы некоторых микозов микозов, почесуха, атопическии дерматитНаметить основные направления в патогенетическои и симптоматическои терапииОпределить прогноз заболеванияНаметить проведение диспансерных мероприятииОсновные принципы контроля знаний: Работа у постели больного (группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает для разбора больного с микозом. Под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят разбор больных, описывают дерматологический статус, оформляют амбулаторную карту, составляют план лечения больного)Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.Ситуационные задачиТестовые задания по дисциплине ( типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г) Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов ( стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме )Самостоятельная работа студента на тему: «Противогрибковая терапия. Особенности», «Глубокие микозы»Литература Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.Бащинский С. Е. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Часть 7. М., 2003, с. 2280 – 2299.Инджикян С. М. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М., 2007, с 1293 – 1293, с., 1306 – 1307.Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфекций передаваемых половым путем. М .,2005.Климко Н.Н. Микозы: диагностика и лечение. Руководство для врачей. М., 2007Занятие №5 Краткие методические указания на тему: «Грибковые заболевания. Трихомикозы: трихофития, микроспория, фавус».^ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь распознать у больных проявления микозов: трихофитии, микроспории, фавуса; назначить лечение, проводить мероприятия по профилактике заболевания и оказывать противоэпидемические мероприятия.^ Актуальность темы: Обусловленные дерматомицетами микозы (микроспория, трихофития) имеют повсеместное распространение. Могут возникать в виде эпидемических вспышек. К факторам риска относят контакт с инфицированными животными и людьми, контаминированными дерматомицетами предметами, а также несоблюдение правил личной гигиены. Основные пути заражения - контактный или контактно-бытовой.Источниками обычно являются домашние животные, крупный рогатый скот, и непосредственно человек.Задачи: Дать характеристику возбудителей грибковых заболеваний, их разновидность, свойства.Знать клинические формы микозов: трихофитии, микроспории, фавуса;Знать морфологические элементы сыпи;Знать особенности локализации высыпаний;Знать жалобы больного при данных заболеванияхПроводить дифференциальную диагностику поражения трихомикозами волосистой части головы с сифилитической алопецией, гнездной алопецией.Знать противогрибковые препараты, указать их механизм действия, показания и противопоказания различных форм препаратов. Знать общие принципы лечения;Дать прогноз заболевания.Составить план диспансерных и противоэпидемических мероприятий.^ Студент должен уметь: Целенаправленно собрать анамнез заболеванияОценить общее состояние больногоОпределить возможные причины данного заболеванияОпределить вид морфологического элемента на коже при таких заболеваниях как: трихофития, микроспория, фавус.Дать описание кожного статуса при данных заболеванияхПровести дифференциальную диагностику с такими заболеваниями, как сифилис, дерматит, гнездная алопецияНаметить основные направления в патогенетической и симптоматической терапииВыписывать рецепты на лекарственные препаратыОпределить прогноз заболеванияНаметить проведение диспансерных мероприятииОсновные принципы контроля знаний: Работа у постели больного (группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает для разбора больного с микозом. Под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят разбор больных, описывают дерматологический статус, оформляют амбулаторную карту, составляют план лечения больного)Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.Ситуационные задачиТестовые задания по дисциплине (типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г) Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов (стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме)Самостоятельная работа на тему: «Диагностика и лечение грибковых заболеваний: трихофития, микроспория, фавус»Литература Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396.Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138.Бащинский С. Е. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Часть 7. М., 2003, с. 2280 – 2299. Инджикян С. М. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М., 2007, с 1293 – 1293, с., 1306 – 1307. Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфекций передаваемых половым путем. М .,2005.Занятие № 6 Методические указания к изучению темы: «Дерматит. Экзема. Токсикодермия. Профессиональные дерматозы» ^ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь распознать у больных проявления дерматита, экземы, токсикодермии, назначить лечение, проводить мероприятия по профилактике.Актуальность темы: Ежегодно в России около 5,7 млн человек обращаются к врачу по поводу дерматита. Таким образом, это одно из самых распространенных нозологических групп кожных заболеваний. Дерматит означает воспаление кожи, однако дерматологи применяют этот термин для определения особой группы воспалительных заболеваний кожи. Клинически они проявляются более или менее четко очерченной эритемой, обычно сопровождающейся зудом. Поражения проходят 3 стадии — острую (микровезикулярную или макровезикулярную), подострую (корковую или чешуйчатую) и хроническую (акантотическую, сопровождающуюся утолщением эпидермиса). Первичные элементы представляет собой пятна, папулы, везикулы, отечные пятна, бляшки; вторичные — корки, чешуйки, трещины и лихенификации. Первичные гистологические изменения характеризуются спонгиозом (межклеточный эпидермальный отек), наличием лимфоцитов и/или эозинофилов в дерме и эпидермисе. ^ Аллергический дерматит АКД относится к IV типу аллергических реакций — гиперчувствительности замедленного типа. Гаптен (антиген с низкой (500-1000) молекулярной массой), попадая на кожу, образует гаптен-носитель белковый комплекс, который связывается эпидермальными клетками Лангерганса и в качестве полного антигена представляется Т-хелперам, что завершается выбросом различных медиаторов. В последующем Т-клетки попадают в регионарные лимфатические узлы и продуцируют специфические клетки памяти и Т-эффекторы, которые циркулируют в крови. Этот процесс занимает 5-21 день. При повторном контакте со специфическим антигеном происходит пролиферация активированных Т-лимфоцитов, выделение медиаторов и миграция цитотоксичных Т-клеток, что сопровождается развитием экзематозной воспалительной кожной реакции в месте контакта. Эта фаза длится 48-72 ч. Многие аллергены являются раздражителями, поэтому нередко первоначально развивается раздражение кожи, усиливающее абсорбцию аллергена. В отличие от раздражителей, аллерген обладает относительно низкой концентрацией, которая может быть достаточной, чтобы вызвать воспалительную реакцию. Термин экзема, что в переводе с греческого означает "выкипающая", известен с VI века. К сожалению, между дерматологами нет согласия в определении этого понятия, и оно нередко применяется в совершенно различных смыслах. Большинство авторов не разделяют термины "дерматит" и "экзема". В целом, термин "дерматит" более широко применяется в США, а "экзема" — в Европе.Токсикодермия - это острое заболевание слизистых, кожи, развивающееся в результате действия раздражителя через:Дыхательные путиПищеварительный каналПри внутривенном попаданииКожу или в мышцуОтдельное внимание обращают на себя группа профессиональных дерматозов.Согласно данным Статистического управления министерства труда (России), в 1988 г. зарегистрировано около 240 тыс. новых случаев профессиональных заболеваний. За последнее десятилетие заболевания кожи составили непропорционально большую часть всех профессиональных болезней — от 24 % до 37 %. Полагают, что подлинное количество случаев в 10-50 раз выше, чем зарегистрированное, по причине неточной диагностики и неполной регистрации, а также неверному определению характера кожных болезней. Интересно отметить, что эпидемиология профессинальных кожных заболеваний в разных штатах неодинакова. В Южной Каролине, например, показатель заболеваний кожи равнялся 83 % от всех профессиональных заболеваний, по которым выплачивалась денежная компенсация, тогда как в Калифорнии на них приходилось 40 % от всех документально зафиксированных болезней, полученных на работе. Приблизительно у 25 % всех больных ПЗК ежегодно теряется в среднем 11 рабочих дней. Кроме этого, общая сумма затрат, вызванных ПЗК, складывающихся из стоимости лечения, выплат по нетрудоспособности и потерь, обусловленных снижением производительности труда, колеблиться в значительных пределах. Признавая значение ПЗК, Национальный институт проблем профессиональной безопасности и здравоохранения (НИППБЗ) включил кожные поражения в список 10-ти главных профессиональных заболеваний, на профилактику, обнаружение и исследование которых необходимо направить дополнительные средства и силы. Контактный дерматит составляет свыше 90 % случаев ПЗК. Чаще всего контактный дерматит, полученный на работе, возникает на руках. Общепризнано, что 80 % случаев контактного дерматита являются раздражением (см. рисунок), а 20 % — аллергической реакцией (см. рисунок). На 20 "стандартных" аллергенов, используемых при накожных пробах, приходится только около 75 % случаев аллергии, поэтому нередко требуются дополнительные специальные пробы на промышленные химические вещества, с которыми пациент имеет дело. Пробы следует выполнять с известными веществами в строго определенной концентрации. Задачи: Знать этиологию и патогенез дерматитов, экземы, токсикодермииЗнать особенности клинических проявлений контактного дерматитаЗнать особенности клинических проявлений аллергического дерматитаЗнать особенности клинических проявлений экземы, ее разновидности (истинная, микробная, микотическая, нуммулярная, тилотическая, дисгидротическая)Знать стадии течения дерматитов (острая, подострая, хроническая), их особенностиЗнать особенности клинических проявлений токсикодермии (ее осложненных форм: синдром Стивенса-Дженсона, синдром Лайела)Знать дифференциальную диагностику экземы, дерматита, токсикодермии друг от друга, в сравнении с псориазом, кератодермией, стрептодермией, атопическим дерматитом, крапивницей, многоформной экссудативной эритемойЗнать особенности патогенетической и симптоматической терапии дерматитовЗнать классификацию профессиональных дерматитовЗнать критерии постановки диагноза профессиональных дерматозовЗнать показания и противопоказания при проведении кожных тестовЗнать основные критерии проведения диспансерных мероприятий по данным заболеваниямОценить прогноз заболеванияСтудент должен уметь: Собирать жалобы при данных заболеванияхЦеленаправленно собирать анамнез, выявлять возможные эндогенные и экзогенные факторы, способствующие возникновению и развитию заболевания. Обратить внимание на длительность заболевания, факторы способствующие возникновению сыпи, первичную локализацию, наличие подобных заболеваний у членов семьи, наличие аллергического фона, характер сыпи и динамику течения. Обратить внимание на лечение которое получал больной, его результаты.Распознавать и точно описывать клинические формы экземы, дерматита, токсикодермии.Дать описание кожного статуса.Проводить дифференциальную диагностику экземы, дерматита, токсикодермии друг с другом, псориазом, кератодермией, стрептодермией, атопическим дерматитом, крапивницей, многоформной экссудативной эритемой.Диагностировать дерматит, экзему, токсикодермию в типичном случае.Уметь назначать лечение- общее, наружное, физиотерапевтическое, санаторно – куротное.Давать рекомендации в отношении диетотерапии, гипосенсебилизированного быта,а также уметь проводить профилактические мероприятия при данных заболеванияхВыписывать рецепты на антигистаминные, десенсебилизирующие препаратыНазначить ту или иную лекарственную форму в условиях наружной терапии (растворы, примочки, эмульсии, крема, лосьоны, мази, пасты и т.д.)Знать особенности проведения диспансеризацииОсновные принципы контроля знаний: Работа у постели больного (группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Каждая подгруппа получает для разбора больного с дерматитом, экземой или токсикодермией. Под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят разбор больных, описывают дерматологический статус, оформляют амбулаторную карту, составляют план лечения больного)Предлагаются фотоснимки больного. Студент должен различить морфологические элементы.Ситуационные задачиТестовые задания по дисциплине (типовые тестовые задания по Итоговой Государственной аттестации выпускников ВУЗа, часть 1, 2006г)Наглядные пособия: микропрепараты, таблицы, набор инструментов (стекла, лупа, зонды, электронный атлас, фотографии, папки с тематическим материалом по данной теме)Самостоятельная работа на тему: « Причинные факторы способствующие возникновению профессиональных дерматозов»Литература Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. М., 2000, с. 361- 373, с. 389 – 396. Томас П. Хэбиф. Кожные болезни. Диагностика и лечение. М., 2006, с. 114 – 138. Бащинский С. Е. Доказательная медицина. Ежегодный справочник. Часть 7. М., 2003, с. 2280 – 2299. Инджикян С. М. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. М., 2007, с 1293 – 1293, с., 1306 – 1307. Кубанова А.А. Рациональная фармакотерапия заболеваний кожи и инфкций, передаваемых половым путем. М .,2005. Климко Н.Н. Микозы: диагностика и лечение. Руководство для врачей. М., 2007Занятие № 7 Методические указания к изучению темы: «Нейродерматозы: кожный зуд, почесуха, крапивница, нейродермит».^ Актуальность темы: Зудящие дерматозы (кожный зуд, крапивница, почесуха, нейродермит) составляют большую группу кожных заболеваний. Характерным и постоянным признаком для всех заболеваний является зуд. Возникновение зудящих дерматозов отмечается вследствие повышенной чувствительности кожи к различным токсическим раздражителям, возникающим при некоторых поражениях внутренних органов (аутоинтоксикация) или при употреблении недоброкачественных продуктов питания. Играет роль также наследственная предрасположенность. Патогенез для различных зудящих дерматозов связан с аллергической реактивностью.В своей практической деятельности каждый врач встречается со случаями непереносимости лекарственных средств, пищевых продуктов, реакциями на химические вещества бытового или профессионального окружения и многое другое, что может служить причиной для развития зудящих дерматозов. Поэтому проблема зудящих дерматозов весьма актуальна. Учитывая изложенное для врача большое значение приобретает усвоение навыков распознавания проявлений зудящих дерматозов, лечить таких больных.^ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: уметь распознавать у больных проявления зудящих дерматозов, назначать лечение, проводить мероприятия по профилактике заболевания.Задачи: Знать этиологию, патогенез нейродерматозовЗнать основные клинические формы зудящих дерматозов: кожного зуда, почесухи, крапивницы, нейродермитаОбратить внимание на перечень достоверных и относительных критериев при постановке диагноза атопического дерматитаЗнать особенности локализации кожного процесса в различных возрастных группах атопического дерматитаЗнать варианты классификаций при крапивнице (острая, хроническая , хроническая постоянная , хроническая рецидивирующая. Патогенетическая классификация, физическая крапивница, особые формы крапивницы, заболевания, отнесенные к крапивнице исторически, редкие формы крапивницы)Знать клинические формы почесухи (детская ( строфулюс ), почесуха взрослых, узловатая почесуха)Знать возможные причины кожного зуда, особенности морфологических элементовЗнать формы кожного зуда (генерализованная, локальная)Знать морфологию и патогистологию высыпаний при нейродерматозахЗнать общие принципы патогенетической и симптоматической терапииОценить прогноз заболеванияЗнать меры профилактики и диспансеризации.Студент должен уметь: Собирать жалобы при данных заболеванияхЦеленаправленно собирать анамнез, выявлять возможные эндогенные и экзогенные факторы, способствующие возникновению и развитию заболевания. Обратить внимание на длительность заболевания, факторы способствующие возникновению сыпи, локализацию, наличие подобных заболеваний у членов семьи, наличие аллергического фона, характер сыпи и динамику течения. Обратить внимание на лечение которое получал больной, его результаты.Распознавать и точно описывать клинические формы нейродерматозовДать описание кожного статуса.Проводить дифференциальную диагностику нейродерматозов друг с другом,с такими заболеваниями как: псориазом, красным плоским лишаем, чесоткой, аллергическим дерматитом, экземой, многоформной экссудативной эритемой, токсикодермией,Диагностировать атопический дерматит, крапивницу, почесуху, кожный зуд в типичном случае.Оценить лабораторные данные ( клин.ан.крови, биохимический ан.крови., общий ан.мочи, иммунограмму ( Ig M,E ), копрограмму, кал на я/глист, тест на Helicobacter pilori, ИФА на Ат к лямблиям, МР )Составить перечень инструментальных исследований в соответствии с показаниями конкретного больного ( УЗИ орг.брюшной полости, ФГДС, спирография, ФЛГ, RRскопия, IRRскопия и т.д. )


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.