Реферат по предмету "Разное"


§ История развития системных идей

§ 2. История развития системных идей Факторы формирования системных идей • познавательная (гносеологическая) деятельность (примеры: изучение изменений природы в разные времена года, наблюдение за ростом сельскохозяйственных культур); • мыслительная деятельность (примеры: объяснение природных явлений, социальных явлений, разработка орудий труда, создание мифов); • практическая деятельность (примеры: создание орудий труда и производства, состоящих из деталей и узлов; изучение воздействия орудий труда на предметы; последовательность действий при выращивании сельскохозяйственных культур).Хронология развития до начала ХХ векаАнаксагор (ок. 500 - 428 гг. до н.э.) Выдвинул два постулата: "все во всем" и "из всего – все". Полагал, что возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц-семян. Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум. Ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила, определяющая порядок в мире. Ум выступает как причина или основа мировой упорядоченности.^ Демокрит из Абдер (ок. 470 или 460 - ок. 360 гг. до н. э.) Выдвинул идею атомного строения, взаимосвязи. Впервые отметил влияние окружающей среды на человека и зависимость живого от климатических условий. Согласно разработанной им концепции, положение страны и ее природные условия оказывают заметное влияние на образ жизни людей.^ Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.) Применял термин "система" для характеристики системы знаний. Чаще всего это понятие использовалось для обозначения космоса, мирового порядка, всеобщей организованности Вселенной. При этом вселенский порядок рассматривался как божественный порядок, т.е. заданный богами, или как естественный порядок, присущий изначально всему. ^ Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) Понимал "систему" как сложное философское учение, которое объясняет все сущее. Он создал первую философскую систему, в которой систематизировал знания античного мира. Важнейшей составляющей мировоззрения Аристотеля является учение о космосе, который воспринимался им как "порядок", "гармония", "закономерная Вселенная". ^ Средневековые философы и теологи (богословы) (V - XV вв.) В стремлении систематизировать христианское учение выработаны философские категории "целостность", "часть" и "целое".^ Философы и художники эпохи Возрождения (XV - XVI вв.) На новой основе возрождено мировоззрение целостного восприятия человеком действительности, а не только христианских догматов. Основополагающий тезис философских доктрин этой эпохи – единство и целостность природы. Усиливается системное видение мира, подчиненного человеческим интересам.^ Иммануил Кант (1724 - 1804) Пользовался понятием "система" довольно свободно. Применяет это понятие к космическим образованиям. Вместе с тем употребляет это понятие, понимая под системой единство многообразных знаний, связанных общей идеей.^ Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) Предпосылкой практической философии считал научно разработанную теоретическую систему, науку о науке, развил систему категорий бытия и мышления, в качестве метода познания видел субъективную интеллектуальную интуицию. Признавал системность научного знания, но сводил ее к системности формы, а не содержания.^ Георг Гегель (1770 - 1831) Не рассматривал "систему" как философскую категорию. Рассматривал всякий предмет, как органическую целостность, которая развивается и проходит некоторые этапы жизни. При этом объективный идеализм Гегеля наложил отпечаток и на системность, которая выступала у него как некоторое свойство движущейся идеи. Определенность, целостность и замкнутость, способность к диалектическому развитию, способность быть дискретным и непрерывным, частью и целым – это, с точки зрения Гегеля, такие особенности абсолютного духа, которые на уровне природы, материи отражаются как системность и иерархичность (стадийность), обладающие историческим характером.^ Социалисты-утописты (Шарль Фурье (1772 - 1837), Клод Анри Сен-Симон (1760 - 1825), Роберт Оуэн (1771 - 1858)) Обосновали идею взаимосвязи и гармонии социальных систем, развили идеи интеграции социальных систем (пример: Евросоюз). Пытались организовать и провести эксперимент по проверке общества, построенного на принципах социальной справедливости, обосновывали идеи проектирования и конструирования социальных систем (пример: коммунистические режимы ХХ века).^ Карл Маркс (1818 - 1883) Начал рассматривать системность с позиций материализма. Система стала полноценным явлением окружающей природы, общества и человеческого мышления. Был первым философом, который создал целостную систему знаний об обществе, где системность становится подходом, методом научного познания. Однако специально системность не исследовал. Будучи противником построения абстрактных систем, он чаще пользовался термином "организм", широко использовал основные понятия системного подхода. Распространил системные идеи на общество и его подсистемы.^ Фридрих Энгельс (1820 - 1895)Сформулировал важнейшие положения системного мировоззрения: представление об объективном мире как бесконечно большой, вечной, неоднородной и саморазвивающейся системе; наличие всеобщей объективной взаимосвязи и взаимообусловленности в природе; обоснование идеи организации, как на уровне природы, так и общества; рассмотрение взаимодействия между элементами на базе механизма притяжения и отталкивания; круговорот материи как форма всеобщего взаимодействия и направленного развития; положение о критических точках, в которых происходит перестройка объектов и переход их от одного качества к другому.Возникновение и развитие системологииПервый вариант общей теории систем был предложен в 1912 г. ^ Александром Александровичем Богдановым (настоящая фамилия Малиновский; 1873–1928) в виде учения о тектологии (в переводе с греческого – "учение о строительстве") – общей теории организации и дезорганизации, науки об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Его тектологические размышления предвосхитили современные теории самоорганизации и общих систем.^ Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней: от микромира до биологических и социальных систем. Одним из первых в мире ввел понятие системности. Состояние системы определял как равновесие противоположностей. По его мнению, в результате непрерывного взаимодействия формируются три вида систем, которые он подразделяет на организованные, неорганизованные и нейтральные. Разработал идею о структурной устойчивости системы и ее условиях. В самой системе одним из первых увидел два вида закономерностей:формирующие, т.е. закономерности развития, приводящие к переходу системы в другое качество (примеры: произрастание ростка из семени, мотивация людей в социуме, );регулирующие, т.е. закономерности функционирования, способствующие стабилизации нынешнего качества системы (примеры: фотосинтез, необходимый для поддержания жизни ростка; уровень жизни людей, необходимый для поддержания государственности).Считал, что всякую деятельность человека можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. Это положение – ключевая позиция современного менеджмента. Внес заметный вклад в становление и развитие науки управления. Выступал представителем организационно-технологического подхода к управлению. Отмечал, всякая задача может и должна рассматриваться как организационная.После знакомства с трудами А.А. Богданова австрийский биолог и философ ^ Людвиг фон Берталанфи (1901–1972) создал второй вариант общей теории систем. Заложил основы концепции организмического подхода к организованным динамическим системам, обладающим способностью достигать цели независимо от нарушений на начальных этапах развития (примеры: сломанная в первые годы жизни дерева ветка не останавливает его роста, адаптация людей к последствиям жизненных катаклизмов). Он обобщил принципы целостности, организации и изоморфизма в единую концепцию. Сначала применил идею открытых систем к объяснению ряда проблем биологии и генетики, потом пришел к выводу, что методология системного подхода является более широкой и может быть применима в различных областях науки. Так возникла концепция второго варианта общей теории систем.Изоморфизм (от др.-греч. ísos – "равный, одинаковый, подобный" и μορφη – "форма") – наличие сходства у разных объектов (примеры: аналогия между закономерностями, характеризующими электрический ток и течение жидкостей по трубопроводам; между законами поступательного и вращательного движения). ^ Формулировка проблемы построения общей теории систем (ОТС)Л. фон Берталанфи: формулировка общих принципов и законов поведения систем безотносительно к их специальному виду и природе составляющих их элементов (примеры: любая система создаётся, изменяет своё качественное состояние и перестаёт существовать; любая система подвергается воздействиями со стороны окружения); закладка основ для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам деятельности (примеры: аналогия между закономерностями, характеризующими электрический ток и течение жидкостей по трубопроводам, аналогия между людским социумом и социумом животных). Недостаток ОТС Л. Берталанфи состоял в том, что он объявил ОТС заменяющей философию, что вызвало возражения философов. В его ОТС входят в основном формализованные науки, которые хорошо применимы к относительно простым системам. Потребность исследования сложных систем заставляет использовать качественный анализ, которым владеют философские науки.Принято разделять ОТС на ОТС в широком смысле и на ОТС в узком (рис. 1). Рис. 1 – Структура общей теории систем в представлении Л. БерталанфиКибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.^ Теория информации – раздел прикладной математики, определяющий понятие информации, её свойства и устанавливающий предельные соотношения для систем передачи данных. Вводит понятие информации как некоторого измеряемого количества.^ Теория графов – раздел дискретной математики, изучающий свойства графов, которые представляют собой множество вершин (узлов), соединённых рёбрами.Факторный анализ – совокупность методов многомерного статистического анализа, применяемых для изучения взаимосвязей между значениями переменных.^ Теория игр – математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Анализирует в рамках особого математического аппарата рациональную конкуренцию двух или более противодействующих сил с целью достижения максимального выигрыша и минимального проигрыша.^ Теория принятия решений – область исследования, изучающая закономерности выбора людьми путей решения разного рода задач, а также исследующая способы поиска наиболее выгодных из возможных решений.Топология – раздел геометрии, изучающий в самом общем виде явление непрерывности, в частности свойства пространства, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях, например, связность, ориентируемость. В отличие от геометрии, в топологии не рассматриваются метрические свойства объектов.^ Общая теория систем в узком смысле – количественно-формальная наука, пытающаяся вывести из общих определений понятия "система" ряд понятий, характерных для организованных целых, таких, как взаимодействие, сумма, механизация, централизация, конкуренция, финальность и т. д., и применяющая их к конкретным явлениям.Системотехника – направление науки и техники, охватывающее проектирование, создание, испытание и эксплуатацию сложных систем технического и социально-технического характера.^ Исследование операций – дисциплина, занимающаяся разработкой и применением методов нахождения оптимальных решений на основе математического моделирования, статистического моделирования и различных эвристических подходов в различных областях человеческой деятельности.Инженерная психология – отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Источник: Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2003. — 368 с.: Библиогр. в конце глав.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектування АІС для обслуговування та ремонту автомобілів
Реферат Чем различаются финансовый и управленческий учет
Реферат Cтруктура грошової маси
Реферат Аннотация программы дисциплины (модуля) краевые задачи и вариационное исчисление
Реферат Общая оценка финансового состояния предприятия 2
Реферат Роль заработной платы в рыночной экономике
Реферат Фонвизин Михаил Александрович
Реферат The Effects Of Genetic Engineering Essay Research
Реферат НТП. Цивилизация
Реферат Анализ 13-ой главы 1-ой части романа М.Булгакова Мастер и Маргарита
Реферат Апеляційна скарга на постанову районного суду області від р по справі № /2010р
Реферат Исследование ассортимента декоративной косметики для лица на примере ООО Избайт
Реферат Чехівський Володимир Мусійович
Реферат Размольно-подготовительный отдел фабрики по производству бумаги
Реферат Проблемы смысла жизни