Реферат по предмету "Разное"


В последние годы появилась необходимость в преодолении распространенного в России интеллектуального, в том числе, компьютерного, пиратства

Интеллектуальная собственность: образовательный аспект Автор:Цапенко А. М.         В последние годы появилась необходимость в преодолении распространенного в России интеллектуального, в том числе, компьютерного, пиратства. Зачастую приобретая продукт интеллектуального творчества, например, компьютерную программу, базу данных, мультимедийный учебник, музыкальное произведение, записанное на компакт-диске, наш потребитель не задумывается о происхождении этих товаров и рискует нарушить авторские права. Практически потребитель привык платить за произведения творчества, выраженные в материальных формах, а вышеперечисленные объекты интеллектуальной собственности он считает как бы общим достоянием всего человечества. И такую нематериальную категорию, как право на интеллектуальную собственность, он воспринимает как бесплатное приложение к материальному объекту: дискете, компакт-диску, компьютеру. Российский покупатель будет считать кражей унос дискеты с полки магазина без оплаты ее стоимости. Однако он же сочтет нормальной практику переписывания программ друг у друга или покупку с рук дешевых, явно нелицензионных продуктов и не будет рассматривать такие действия как нарушение закона.        Безграмотность в отношении законов, а часто и умышленное их игнорирование нашими согражданами мешает стране занять достойное место на общемировом рынке высоких технологий. Одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) является соблюдение прав граждан на объекты интеллектуального творчества. И если большая работа в этом направлении проведена в области законотворчества, то изменение взглядов людей, их отношения к чужому интеллектуальному труду требует, по-видимому, более длительного времени.         В настоящее время по каждой специальности профессионального образования созданы и внедряются государственные стандарты, однако в них не отражены вопросы, касающиеся правовой охраны интеллектуальной собственности. Это относится, например, к стандартам по специальностям "Оператор ЭВМ. Бухгалтер промышленного предприятия", "Сборщик радио-электронной аппаратуры", "Модельер одежды".        Изучение специальных предметов предусматривается после освоения диспиплин общеобразовательного цикла, в том числе "Основ информатики, вычислительной техники и программирования", "Основ российского законодательства", в которых рассматриваемые вопросы не раскрыты.        В течение ряда лет мы проводили опросы учащихся общеобразовательных школ и ПТУ, чтобы выяснить их отношение к проблеме интеллектуального, в частности, компьютерного, пиратства, а также выявить уровень подготовки учащихся в правовом плане. Полученные данные свидетельствуют о низком уровне правовых знаний, что может в дальнейшем вызвать трудности в их профессиональной карьере. Заметим, что именно это обстоятельство служит одной из причин широко распространенного "интеллектуального пиратства" в России.         Анализ существующей учебно-методической литературы показывает, что этим вопросам не уделяется должного внимания.        Представляется весьма важным включение правовых основ современного законодательства в области охраны интеллектуальной собственности в содержание курсов общеобразовательных и специальных дисциплин, в частности технических и компьютерных.        Предлагаем изучать следующие основные понятия, определяющие объекты интеллектуальной собственности: авторское право, объекты исключительного права, недобросовестная конкуренция, а также санкции гражданско-правового характера, обусловленные нарушением прав на интеллектуальную собственность. Важно также сформировать у учащихся уважительное отношение к авторским правам и научить их разбираться в предупредительной маркировке. В процессе освещения этих вопросов желательно, кроме всего прочего, разобрать ряд практических проблем, например компьютерного пиратства, права пользователя программного продукта, права автора изобретения промышленного образца. Следует, на наш взгляд, вводить фрагменты правовых знаний в соответствующие курсы, а также, используя познавательные задачи, на примерах разъяснять применение законов.         Использование материала, извлеченного из законодательных документов, безусловно, повысит правовую культуру учащихся и в дальнейшем позволит молодым людям достойно вести себя на современном рынке высоких технологий. Эти материалы должны органично дополнить общеобразовательный курс "Основы российского законодательства" и специальные курсы в системе профессионального обучения. В данном контексте правовые вопросы будут рассматриваться с позиций пользователя компьютерных технологий.        Введение элементов правовых знаний в блок специальных предметов требует особо тщательного мониторинга уровня правосознания как в начале, так и в конце изучения материала. По-видимому, необходима специальная тестовая система мониторинга с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей обучаемых, с помощью которой можно оценить динамику изменения осведомленности учащихся в области интеллектуальной собственности на протяжении обучения.        Предварительный мониторинг позволяет преподавателю варьировать содержание материала в зависимости от уровня начальной подготовки учащихся, а также от интереса к предмету и от их профессиональных склонностей, оперативно вносить коррективы в процесс обучения.         Тесты мониторинга могут быть выполнены в виде программы для персональной ЭВМ, что повысит оперативность и достоверность измерения уровня правового сознания учащихся в процессе обучения. Предлагаемый нами материал может быть использован в процессе преподавания интегрированных курсов по другим техническим и специальным дисциплинам, а также в рамках региональных образовательных программ. Например, в Самарской области для начального профессионального образования в новом учебном году вводится курс "Основы профессионального творчества", содержание которого направлено на обучение молодых людей умению творчески, нетрадиционно подходить к решению производственных проблем и привитие им навыков изобретательского поиска.        Вопросы правовой защиты объектов интеллектуальной собственности отражены в соответствующих статьях Гражданского Кодекса РФ, а также в блоке специальных законов: Патентного Закона РФ, Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Закона РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закона РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем", а также Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Вышеизложенное позволяет считать, что уже создана правовая база для охраны объектов интеллектуальной собственности.        Разница между патентными правами и авторскими правами заключается в том, что владельцу патентных прав государство на определенный срок предоставляет возможность монопольно владеть своими правами и запрещать использование объекта этих прав (изобретения, товарного знака и др.) другим пользователям, а авторское право возникает в момент создания произведения в материальной форме и охраняется без регистрации         Следует объяснить молодым людям ситуацию, связанную с объектами интеллектуальной собственности, так называемую эмансипацию, или уравнивание в правах Согласно статье 27 Гражданского кодекса несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть в некоторых, предусмотренных законом случаях эмансипирован, т.е объявлен полностью дееспособным. Частичная эмансипация предусмотрена также Патентным законом РФ: автором изобретения может выступать лицо, достигшее 14 лет.        Объем учебного материала, который в той или иной степени необходимо отразить в содержании образования, обширен и достаточно сложен для восприятия даже подготовленным человеком, а тем более подростком. Поэтому, очевидно, надо умело отбирать материал для изучения, последовательно включать фрагменты в содержание всего специального курса, иллюстрируя примерами то или иное положение законодательства.        Например, рассказывая учащимся о фирмах-производителях программных продуктов или изделий микроэлектронной техники, необходимо, кроме названия соответствующих фирм, например, Microsoft или Intel, ссылаться на соответствующее законодательство (Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"), а также привести примеры, которые бы иллюстрировали права фирмы на товарный знак. Важно, чтобы учащиеся знали о том, что представляет собой предупредительная маркировка (значки (tm) - торговая марка и (r) - зарегистрированный товарный знак), когда и зачем она применяется. Излагая материал, связанный с конкретными программными продуктами, например MS DOS, DR DOS, ADinf, Windows 98, Windows XP, преподаватель должен подчеркнуть: эти названия являются официально зарегистрированными товарными знаками фирм-производителей.         Объясняя новую тему, связанную с понятием "компьютерные вирусы", целесообразно сопроводить рассказ иллюстрациями из правовой области, привести конкретные ситуационные примеры, сослаться на соответствующие статьи законодательства.        При изложении учебного материала по различным прикладным программам (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных и др.) важно привлечь внимание учащихся к правовым аспектам, связанным с данными объектами интеллектуальной собственности, рассказать о ситуациях, когда возникает необходимость обращения к законодательству.        Когда речь пойдет о базах данных или некоторых программах, созданных или создаваемых самими учащимися, то здесь особенно важно рассказать подробно о правах и обязанностях учащихся, процедуре регистрации их прав на эти объекты, объяснить, что должен делать человек, если хочет цивилизованно защитить свои права на созданную им базу данных или компьютерную программу, с чего начать, куда обращаться и т.д. Особая тема для обсуждения - это правовые последствия (вплоть до уголовной ответственности), связанные с созданием коммерческой программы, когда используются нелицензионные программные продукты в качестве инструментария. Эта же тема должна быть более подробно освещена в общеобразовательном курсе программирования.         Многие учителя, преподающие информатику и программирование, считают, что в курсах среднего профессионального, образования следует готовить квалифицированных пользователей, а не программистов. Однако поскольку обсуждаемая нами проблематика выходит за рамки чистого программирования и касается в той или иной степени всех будущих пользователей программных продуктов, то, думается, и у сторонников такого подхода эти предложения не должны вызывать возражений.        На заключительном занятии, чтобы закрепить материал, желательно провести деловую имитационную игру, иллюстрирующую возможные последствия применения в работе нелицензионных программных продуктов.        Приведем серию познавательных задач в вопросно-ответной форме, раскрывающих ряд положений российского законодательства об интеллектуальной собственности, которые учитель может использовать в целях лучшего усвоения учащимися правовых знаний по этой проблематике.         Вопрос 1. В каких случаях государство может ограничивать права граждан, в частности право на получение патента на изобретение, свидетельства на товарный знак или программу для ЭВМ?        Ответ: невозможно получить патент на изобретение нового способа самоубийства; в качестве товарного знака не может выступать изображение, противоречащее гуманности и морали и нельзя защитить программу для ЭВМ, название которой на экране дисплея будет выражено неприличным словом или изображением.        Вопрос 2. Можно ли использовать безвозмездно и без согласия фирмы "Майкрософт" устаревшую версию принадлежащей ей программы?         Ответ: нельзя, так как авторское право действует в течение всей жизни автора, а после его смерти имущественные права на произведение принадлежат наследникам еще 50 лет, и только после этого общество может свободно пользоваться произведением.        Вопрос 3. На компьютерах в компьютерном классе стоит программа "Виртуоз", помогающая обучаться десяти-пальцевому методу печати. Зная, что данная программа может с успехом продаваться на рынке, можно ли переписать ее на дискеты и продавать их вместе с программой "с рук"?        Ответ: тот, кто так сделает, нарушит несколько российских законов. Ведь это произойдет без разрешения правообладателей. При желании заработать на продаже такой программы грамотен и правомерен такой подход, при котором будет найден правообладатель программы, и ему предложено продать лицензию на изготовление и продажу копий этой программы, чтобы правообладатель мог участвовать в получении прибыли.         Вопрос 4. Какими еще последствиями чревато использование без разрешения чужого объекта интеллектуальной собственности?        Ответ: если вы переписали и продаете на рынке чужой программный продукт без разрешения, то обладатель авторских прав может обратиться в суд или в территориальное управление антимонопольного комитета, ведающего вопросами недобросовестной конкуренции, и вам придется в обязательном порядке выполнять предписание этого комитета - прекратить нарушение, выплатить убытки автору, уплатить штрафы. Лучше всего оповестить автора о намерениях использовать его программу и договориться с ним о разумной компенсации.        Вопрос 5. Правильно ли вы поступили: переписали и продаете на рынке чужой программный продукт, однако на упаковке, чтобы обмануть проверяющие органы, поставили свое имя как автора и правообладателя программы? Вы сами написали программу и, чтобы подороже продать ее, поставили на упаковке товарный знак "Майкрософт"?         Ответ: в обоих случаях вы нарушаете закон о правах потребителей, плюс к этому в первом случае нарушаете еще и законодательство об авторском праве, а во втором - патентное законодательство.        Вопрос 6. Какова специфика прав на произведения науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности?        Ответ: если вы обдумали будущий программный продукт, но еще не воплотили его в материальную форму (не написали, не напечатали, не записали на дискету), то такое произведение считается несостоявшимся. Авторское право действует с момента создания произведения в материальной форме. Кроме того, объекты промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки), исключительные права получают только с момента регистрации в Государственном реестре.         Вопрос 7. Пятнадцатилетний школьник создал оригинальную упаковку для программы ЭВМ, разработанной его отцом и выпускаемой принадлежащей отцу фирмой. Каковы его права?        Ответ: он может подать заявку на выдачу патента на промышленный образец, а после достижения им шестнадцатилетнего возраста с согласия родителей сам начать предпринимательскую деятельность, зарегистрировавшись официально.        Вопрос 8. Вы купили дискету с записанной на ней программой. Перешли ли к вам права авторства?         Ответ: нет. К вам перешло материальное право на саму дискету (вы отныне можете записать на нее что хотите или вообще стереть с нее программу), право на использование в пределах оберточной лицензии (т.е. в тех пределах, которые указаны в инструкции), конечно же, право использования в личных, некоммерческих целях.        Преподаватель компьютерных дисциплин может вносить эти или подобные им сюжеты в курс преподаваемого предмета либо на их основе разработать тестовые вопросы для мониторинга правовых знаний своих учеников.© Цапенко А.М., 2004 Источник – Образование: исследовано в мире – http://www.oim.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.