Реферат по предмету "Разное"


«Родная литература. 6 класс»

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и героиЦель урока: Углубить знания учеников о биографии и творчестве Н.В. Гоголя;Познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»;Дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя. Методические приемы: лекция учителя, сообщения учеников, работа с учебником, составление плана, комментированное чтение.^ Оборудование урока: портрет писателя; издания его произведе­ний; репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут пись­мо турецкому султану», иллюстрации к повести «Тарас Бульба», карта по истории XVI в.^ Литература к уроку: И. Золотусский. Поэзия прозы. Статьи о Гоголе. М., 1987; Г.А. Гуковский. Реализм Гоголя; В.В. Вересаев. Как работал Гоголь; Ю.В. Манн. Поэтика Гоголя; Снежневская М.А. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература. 6 класс». М., 1990. Ход урока^ Слово учителя Николай Васильевич Гоголь - одна из ключевых фигур в лите­ратурном процессе первой половины XIX в., неповторимая писа­тельская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайне» его личности, о направлении и смысле духов­ного и художественного развития. Гоголь, его творчество и судьба, его вера и идеалы - отнюдь не экспонаты из «исторического музея» русской литературы. Твор­чество Гоголя, воодушевленное жаждой познания России и рус­ского человека, - живое явление современности. Оно и сейчас вызывает столкновение мнений, споры, имеющие общественное и нравственное значение. Загадку личности Гоголя каждый при­касающийся к нему — «заколдованному месту» русской литерату­ры — может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги. — Какие произведения Гоголя вы читали? Заранее подготовленные ученики рассказывают об отдельных эпизодах биографии Гоголя по ходу чтения статьи учебника (стр. 139-141) и составления ее плана. Примерный план статьи:Родина и родители Н.В. Гоголя.^ Сообщение ученика. Край, в котором родился Гоголь, был овеян легендами, пове­рьями, историческими преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой, где жил будущий писатель, располагалась Диканька, к которой Гоголь приурочил происхождение своих пер­вых повестей («Вечера на хуторе...»). Здесь, в Диканьке, показы­вали сорочку казненного Кочубея (вспомните «Полтаву» Пушки­на), здесь, по преданию, находился дуб, возле которого происхо­дили свидания Мазепы с Матреной (Марией). В Кибинцах, имении родственника Гоголей, находилась большая библиотека, был домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии. Все это содействовало развитию литературных интересов будущего писателя. Показ слайдов «Дом-музей Гоголя в современной Диканьке»Нежинская гимназия высших наук. ^ Сообщение ученика. Здесь, в гимназии, проявилась многосторонняя одаренность Гоголя: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях и как художник-оформитель, и как актер, осо­бенно ему удаются комические роли, он пользуется успехом. Кро­ме этого Гоголь пробует себя в различных литературных жанрах, его сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» также пользуется успехом. Однако пока все свои мечты он пока связыва­ет с государственной деятельностью. Он пока всерьез не думает о писательстве.Встреча с Пушкиным.^ Сообщение ученика. По окончании гимназии Гоголь едет в Петербург, где пишет свои первые повести, становится известен, входит в круг литера­торов, знакомится с Жуковским, Плетневым, а 20 мая 1831г. у Плетнева он был представлен Пушкину. Пушкин горячо привет­ствовал выход в свет «Вечеров на хуторе...»: «Вот настоящая весе­лость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорно­сти. А местами какая поэзия...!» В 1833-1834 гг. отношения Гоголя и Пушкина становятся осо­бенно близкими. Гоголь делится и обсуждает с поэтом свои твор­ческие планы, пишет статью о Пушкине, где определяет Пушкина как «поэта национального». Пушкин, в свою очередь, всячески поддерживал Гоголя, помогал ему в его литературных начинани­ях, подсказывал темы новых работ. Так, известно, что идею «Мер­твых душ» и «Ревизора» подал Гоголю Пушкин. Повесть «Тарас Бульба». ^ Сообщение ученика. Повесть «Тарас Бульба» - результат серьезного увлечения Н.В. Гоголя историей. В начале 30-х гг. он был адъюнкт-профессором в Петербургском университете. Занятия историей шли параллель­но возникновению художественных замыслов. В 1835 г. он напи­сал первый вариант «Тараса Бульбы», вошедший в сборник «Мир­город» вместе с другими повестями. Во второй редакции повести Гоголь. подчеркнул мысль о единстве русского и украинского на­родов): (Зачитывается монолог Тараса о любви русского человека к своей земле) (Во время чтения на экране портрет Тараса Бульбы)«Ревизор» - великая комедия Гоголя об общественных нра­вах и о чиновничьей России.^ Комментарий учителя. Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. «В «Ревизоре» я решился собрать с одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом по­смеяться над всем».Отъезд Гоголя за границу. «Мертвые души» - поэма в прозе.Возвращение на родину. Творческий кризис. Смерть Гоголя. Художественное своеобразие Гоголя — в мастерстве языка и со­здании художественной детали.^ Комментарий учителя.Смерть Гоголя вызвала потрясение в русском обществе. Тыся­чи людей участвовали в похоронной процессии. От университетс­кой церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в Дон­ском монастыре гроб несли на руках профессора и студенты уни­верситета. После революции 1917 г. останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище. Гоголь оказал исключительно сильное влияние на русскую ли­тературу. Его называли основателем «натуральной школы», позднее другой писатель, Ф. М. Достоевский, скажет о «двух направлени­ях в русской литературе: пушкинском и гоголевском». ^ Сообщение ученикаИсторическая основа повести «Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба», но это лишь начало зна­комства с произведением и его знаменитым героем. Гоголь писал об эпохе, которую отделяло от него несколько веков. Почему писатель обратился к столь давним временам? Действительно ли происходили события, описанные Гоголем? Кто такие запорожские казаки? Обратимся сначала к древней истории нашей страны. Монгольское нашествие в середине XIII в. привело к оконча­тельному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке (буду­щая Великороссия) оказались под игом ордынских ханов; позднее здесь вокруг Москвы возникло новое русское государство. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 г. Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. При этом южные земли Литовского княжества перешли в состав Польши. Это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшиеся в составе ли­товского княжества, - это теперешняя Белоруссия. Поляки и литовцы по вероисповеданию были католиками, и официальной религией в польско-литовском государстве был ка­толицизм. Но большая часть населения Белоруссии и Украины оставалась православной. Кроме того, со временем многие польские дворяне (по-польски их называли шляхтичами, и это слово прижилось на Украине и в Белоруссии) обзавелись на Укра­ине земельными владениями, и множество украинских крестьян превратилось в их крепостных. Многие украинские и белорусские шляхтичи принимали католичество и воспринимали польский язык и культуру. В 1596 г. в городе Бресте-Литовском фыла заключена уния (то есть объединение) православной и католической, церкви, соглас­но которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако значительная часть украинского населения пойти "нГэтЪ не захотела. Начались преследования тех, кто отказывался признать унию. Таким обра­зом, к концу XVI в. масса украинского населения стала восприни­мать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки, Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам, Нередко казаками ста­новились беглые крепостные. Одни казаки жили по южным гра­ницам московского государства (на реках Дон и Яик), другие се­лились на южных границах тогдашней Польши-(на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Назы­валась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укрепления­ми из поваленных деревьев). Здесь сложилась своеобразная «ка­зацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, не признавали распоряжений польского короля и само­стоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и приво­зя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали. Отношение польского правительства к казакам было двойствен­ным. В случае войны оно было не прочь использовать прекрасную казацкую пехоту (запорожцы того времени сражались обычно в пешем, а не в конном строю), но в период мира опасалось само­стоятельных действий казаков, которые могли спровоцировать ненужную войну с турками, - и вообще смотрело на них как на опасных смутьянов, в любое время готовых обратить оружие про­тив Речи Посполитой. Таков краткий исторический комментарий. Второй важный вопрос: как и для чего использовал Гоголь в своей повести реаль­ные исторические события. Н.В. Гоголь намеренно отнес действие «Тараса Бульбы» к XV сто­летию. Но происходить подобные события должны были или в конце XVI или в первой половине XVII в. Именно тогда войны против польского государства стала привычным, занятием для за­порожских казаков, к которым присоединялось множество крес­тьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью. Казаки считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, что, конечно, не мешало им во время войн с поляками заниматься грабежом и совершать жестокие убийства. Их против­ники, впрочем, гуманностью тоже не отличались, что вполне было в духе того сурового времени. Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, скрывая их зачастую свирепые дела, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей рочди-ны и своей веры. Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь — и это не фантазия автора, потому что в то время (и даже во времена Гоголя) украинцы чаще называли себя «русскими». «Рус­скими» они называли также свой язык и свою веру. Это не удиви­тельно, так как понятие «Русь» связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России. Имен­но украинские земли были ядром Киевской Руси, и предания об этом сохранились в исторической памяти всех восточнославянс­ких народов. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом сво­ей родины (в то время она именовалась Малороссия), что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским (но в то же время и украинским) писателем. Повесть написана в 1835 г. Это был особый и довольно слож­ный период в польско-русских отношениях. К тому времени по­ложение дел коренным образом изменилось. В результате казацких восстаний в середине XVII в. и разделов Польши в конце XVIII сто­летия белорусские и большая часть украинских земель вошли в состав русского государства, а позднее там же оказалась и значи­тельная часть польских земель — и в положении угнетенного на­рода оказались сами поляки. В 1830 г. они восстали, стремясь от­воевать независимость. Русское общество отнеслось к повстанцам враждебно, рассматривая их как бунтовщиков и подозревая в же­лании отобрать у России Украину и Белоруссию. Среди осудив­ших восстание были Пушкин, Гоголь и многие другие деятели культуры. Появилось множество сочинений, в которых поляки и католики представали в зловещем или смешном виде, как извеч­ные враги всего русского. Повесть Гоголя, казалось бы, входила в их число. Но почти все эти произведения теперь забыты, а повесть «Тарас Бульба» стала одним из классических произведений рус­ской литературы. Гениальный и искренний писатель создал нечто гораздо большее, чем очередное «патриотическое» произведение антипольской направленности. Более того, Гоголь показал и то, что польское господство на западнорусских землях основывалось не только на грубой силе, но и на притягательности польской (то есть западной) культуры для многих представителей тогдашнего запад­норусского общества. Пример того — трагическая судьба Андрия. IV. Знакомство с героями повести, комментированное чтение первых глав. (по ходу чтения поясняются непонятные слова и бытовые реалии описываемой эпохи.V. Беседа по вопросам: Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем оно проявляется? В чем вы видите различие?VI. Домашнее задание Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе Найти в повести эпизоды, где проявляются вера, патриотизм, товарищество, вольность. Подобрать материал для характеристики героев повести.VII. Комментирование оценок.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.