Реферат по предмету "Разное"


Www w europe. Org

WWW.W-EUROPE.ORGСТРОИТЕЛЬСТВО АЭС– СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬВячеслав Поздняк аналитический центр “Wider Europe” Данный документ содержит выводы и рекомендации (т.н. “Policy Paper”) по результатам проекта на тему «Системный анализ трансформации безопасности Республики Беларусь в процессе создания ядерной энергетики», выполненного в рамках программ Белорусского фонда публичной политики и Белорусского института стратегических исследований.РезюмеОбеспечение энергетической безопасности является одной из ключевых мировых проблем. Она самым серьезным образом затронула все страны и подтолкнула к активным поискам решений, зачастую сопряженных с дополнительными рисками. Многие государства стали связывать надежды на обеспечение энергобезопасности с ядерной энергетикой и заявили о намерении строить свои собственные АЭС. Исходя из данных обстоятельств в Беларуси пришли к заключению о том, что «поскольку прогнозируется огромный всплеск интереса многих стран к созданию атомных станций и, соответственно, спроса на оборудование, нам надо успеть построить свою станцию в намеченные сроки»1. Однако тенденции развития ядерной энергетики и мировой финансово-экономический кризис вносят существенные коррективы в аргументацию и планы строительства белорусской АЭС. В условиях нарастания неопределенности вследствие неблагоприятного кумулятивного эффекта, вызванного совпадением нескольких циклов (мировой экономический кризис, цикл финансирования строительства, флуктуации цен на энергоносители, исчерпаемость ресурсов ядерного топлива и др.) создание АЭС как средства «кризисного реагирования» на вызовы энергетической безопасности не может рассматриваться в качестве оптимального способа действий и само по себе является проблемным решением. ^ Появление АЭС в Беларуси создаст принципиально новые долговременные уязвимости для ее системы национальной безопасности и сопряжено также с возникновением серьезных рисков регионального масштаба. К ним относятся ядерные техногенные, экологические, экономические риски, а также опасность дальнейшего ослабления энергетической безопасности и усиления зависимости от Российской Федерации^ Потребуется создать весьма затратную новую инфраструктуру ядерной безопасности, осуществить глубокую перестройку и переоснащение системы национальной безопасности и ее подсистем. Они подвергнутся дополнительной нагрузке и напряжению и значительная их часть будет «работать на станцию». Результаты системного многофакторного анализа побуждают к тому, чтобы, исходя из изменившейся обстановки, взвесить возможные альтернативы с тем, чтобы избежать нежелательных осложнений: отложить начало строительства АЭС до стабилизации международной финансово-экономической среды; сконцентрировать имеющиеся ресурсы на реализации и совершенствовании уже принятых программ по энергосбережению и развитию традиционных и альтернативных источников энергообеспечения; рассмотреть складывающийся спектр возможностей регионального сотрудничества с целью укрепления энергобезопасности государства; активизировать внешнеполитические усилия государства по созданию многостороннего международного механизма решения энергетических проблем, в частности, в рамках «Восточного партнерства».^ 1. Cпецифика системы управления в целях ядерной безопасностиТермин "безопасность", используемый Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) означает защиту людей и охрану окружающей среды от радиационных рисков и охватывает безопасность ядерных установок, радиационную безопасность, безопасность обращения с радиоактивными отходами и безопасность перевозки радиоактивного материала как в обычных условиях, так и вследствие инцидентов и других последствий утраты контроля за активной зоной ядерного реактора, ядерной цепной реакцией, радиоактивным источником или любым другим источником излучения2. ^ Обеспечение безопасности включает меры по предотвращению инцидентов и смягчению их последствий, предупреждение и обнаружение хищений, диверсий, несанкционированного доступа, незаконной передачи или других злоумышленных действий по отношению к ядерным материалам, радиоактивным веществам и соответствующим объектам, а также адекватное противодействие.^ Технология атомной энергетики принципиально отличается от традиционных технологий получения электроэнергии. Поэтому управление АЭС имеет существенные отличия по сравнению с традиционными генерирующими станциями. При управлении атомными электростанциями основное внимание уделяется ядерной безопасности, качественным характеристикам эксплуатации, обращению с радиоактивными отходами, радиационной защите, а также соответствующим национальным требованиям. В руководствах МАГАТЭ термин «управление в целях безопасности» используется для определения мероприятий, которые требуются для того, чтобы обеспечить поддержание приемлемого уровня безопасности АЭС на протяжении всего ее жизненного цикла, включая снятие с эксплуатации. Особо подчеркивается, что управление в целях безопасности не являетя ни отдельным, ни дополнительным видом деятельности по отношению к другим видам деловой активности эксплуатирующей организации. Оно должно быть неотъемлемым компонентом управления всей организации, а безопасность станции должна иметь высший приоритет – доминирующий, при необходимости, над интересами производства и соблюдением графика работ3. ^ Специфические особенности ядерной энергетики – чрезвычайно жесткие требования к условиям обеспечения безопасности в связи с повышенными по сравнению с традиционными источниками эксплуатационными рисками, а также особая опасность ядерных материалов и технологий с точки зрения риска их распространения и злонамеренного использования. В силу данных обстоятельств ядерная безопасность в современном мире обеспечивается совместными усилиями как национальных, так и международных механизмов. ^ 2. Ядерная энергетика в Беларуси как фактор трансформации системы национальной безопасностиНациональная безопасность, как известно, является системой, включающей множество подсистем. Так, ныне действующая концепция национальной безопасности РБ (2001 г.) охватывает политику, экономику, экологию, а также военную, информационную и гуманитарную сферы. В каждой их них функционируют подсистемы – нормативно-правовые, организационные, технические и другие. К моменту принятия решения о строительстве АЭС в Беларуси уже был создан ряд общегосударственных систем и связующих их элементов, необходимых для обеспечения ядерной и радиационной безопасности. К ним относятся единая государственная система учета и контроля источников ионизирующего излучения (ЕГСУК); национальная система экспортного контроля; национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС), включающая радиационный мониторинг; государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС), включающая отраслевые и территориальные подсистемы; система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; система социально-гигиенического мониторинга; единая государственная система контроля и учета индивидуальных доз облучения; система радиационного контроля продуктов питания и сельхозпродукции Минсельхозпрода РБ и др. Создание АЭС и ядерного сектор энергетики в стране влечет за собой необходимость радикальной трансформации всей системы национальной безопасности. Это предполагает значительную дополнительную нагрузку на имеющиеся организационные, материальные, технологические и человеческие ресурсы, которые не только нуждаются в существенном усилении и адаптации к новым условиям, но и в образовании целого ряда новых подсистем. Кроме того, что принципиально важно, – потребуется обеспечить их согласованное и эффективное функционирование как единого целого.Кардинальная задача №1 – построение новой (под)системы обеспечения ядерной безопасности. ^ 3. Система ядерной безопасности, которую нужно создатьИнтегрированный подход к обеспечению безопасности АЭС предполагает, что государство берет на себя ряд обязательств: формирование правовых и организационных механизмов, регулирующих деятельность в ядерной сфере; осуществление оценки и регулярных переоценок «проектной угрозы4»; создание, поддержание и развитие системы учета и контроля за ядерными и радиоактивными материалами, системы физической защиты ядерных и радиоактивных материалов и ядерных установок и системы противодействия незаконному обороту ядерных и радиоактивных материалов; обеспечение соответствующей готовности полицейских, пограничных и таможенных служб; создание подразделений, специализирующихся в области ядерной безопасности в органах государственной безопасности;создание и развитие систем подготовки специалистов и технических средств, а также формирование эффективной культуры ядерной безопасности. В связи с появлением АЭС потребуется провести значительную работу по переводу системы учета и контроля ядерных материалов, а также их физической защиты на качественно более высокий уровень, соответствующий рекомендациям МАГАТЭ. Эти меры относятся ко всему ядерному материалу при его использовании, хранении и при транспортировке, а также ко всем ядерным установкам. Все это обусловливает необходимость целого ряда последовательных шагов – таких, как наращивание нормативно-правовой и организационно-технической базы, завершение комплектования вновь созданных структур: Госатомнадзора (Министерство по чрезвычайным ситуациям) и Департамента по ядерной энергетике (Министерство экономики) специалистами, формирование новых подразделений в МЧС и МВД, подготовка специалистов для работы на АЭС и ее обслуживания и многое другое.^ Всего для создания нормативной базы в сфере ядерной энергетики планируется принять несколько сотен документов. Пока не разработаны нормативно-технические документы в области оценки безопасности станции. Также не решены вопросы с утилизацией радиоактивных отходов и окончательного захоронения отработанного ядерного топлива, – как технические, так и финансирования. ^ Формирование культуры ядерной безопасности5 в Беларуси – особо сложная задача, поскольку ее приходится решать практически «с нуля» – параллельно с созданием ядерной энергетики. Система подготовки и переподготовки кадров для АЭС – важный, но лишь первый шаг на пути формирования культуры ядерной безопасности. Главный показатель ее наличия – безопасное функционирование ядерных установок в результате достижения и поддержания требуемых критериев отдельными работниками, а также структурными подразделениями и задействованными организациями в целом.^ 4. Дальнейшие шаги по повышению качества участия в международных режимах ядерной и радиационной безопасности и нераспространенияБеларусь является участницей около 20 международных соглашений в области ядерной и радиационной безопасности, таких, как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), конвенции о ядерной безопасности, о физической защите ядерного материала, о борьбе с актами ядерного терроризма и др. В 1995 г. было подписано и реализуется Соглашение о гарантиях с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). Беларусь проводит последовательную политику в сфере экспортного контроля. Являясь с 2000 г. членом Группы ядерных поставщиков, она включила ее руководящие принципы в свое национальное законодательство. В 2001 г. была подана заявка на вступление в Комитет Цангера. Минск разделяет цели Инициативы по безопасности в сфере распространении оружия массового уничтожения (ИБОР) и готов к сотрудничеству с ее государствами участниками6. В июне 2009 г. Беларусь присоединилась также к Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма. Однако даже при заметном вкладе белорусского государства в укрепление режима нераспространения в целом и, в частности, в реализацию положений Резолюции 1540 Совета Безопасности ООН, предстоит провести значительную работу. Согласно данным на 2006 г. белорусская сторона выполнила около 23,4% от зафиксированных в Резолюции обязательств7. Это соответствует среднему показателю для всех 84 государств, фигурирующих в исследовании (23,5%). Для сравнения: согласно данным того же источника объем выполнения со стороны Швеции составил 23,8%; России – 28,4%; Литвы – 38,2%; Польши – 46,9%; США – 77,2%. ^ На очереди – ратификация подписанного Беларусью в ноябре 2005 г. Дополнительного протокола к Соглашению между РБ и МАГАТЭ о применении дополнительных гарантий в связи с ДНЯО, который усиливает возможности агентства в осуществлении его верификационной деятельности. ^ Логичным шагом стало бы и официальное выражение Минском согласия на принятие Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала, расширяющей ее сферу действия и налагающей на государства-участников обязательства принять специальное законодательство и учредить уполномоченные органы, соответствующие рекомендациям МАГАТЭ по устройству государственной системы физической защиты ядерных материалов и ядерных установок. ^ 5. АЭС – непредсказуемо дорогой «суперджет без посадочной полосы»В мае нынешнего года Международное энергетическое агентство опубликовало доклад под названием «Воздействие финансово-экономического кризиса на глобальные инвестиции в энергетику». В нем констатируется, что во многих государствах мира кризис может привести к приостановке или полному отказу от вновь начатого строительства АЭС8. ^ Ситуация в ядерной энергетике и мировой экономический кризис ставят под вопрос саму исходную точка отсчета, согласно которой в мире происходит «ядерный ренессанс». Вопреки широко распространенным иллюзиям по поводу «ядерного ренессанса» в мире происходит обратный процесс. Доля ядерной энергетики в суммарном мировом производстве электроэнергии постепенно сокращается и упала с 18 % в 1993 г. до 14% в 2008 году. Удлиняются сроки строительства и ввода в эксплуатацию (в случае с белорусской АЭС в силу многих обстоятельств начало строительства оказалось отложенным уже не менее чем на 1 год по сравнению с ранее запланированным графиком), а также проявляется тенденция к удорожанию возведения, эксплуатации и выводу из эксплуатации АЭС. Как следует из документов МАГАТЭ и Всемирной ядерной ассоциации (WNA), зависимость от уранового импорта значительно выше, чем от нефти или газа. В ближайшие года прогнозируется падение нынешнего уровня предложения «гражданского» урана на мировых рынках (текущая потребность – примерно 65 000 т в год). Это связано, во-первых, с исчерпанием т.н. «вторичных ресурсов» - запасов, накопленных за годы «холодной войны», а также полученных благодаря конверсии ядерных зарядов в реакторное топливо и, во-вторых, с тем, что ныне действующие урановые рудники не смогут компенсировать образовавшийся разрыв между спросом и предложением, а подготовка к разработке новых месторождений потребует значительных затрат и времени. Из-за проблем с обеспеченностью поставок реакторного топлива в ближайшие 3-5 лет возможно закрытие 5% всех ядерных реакторов, прежде всего в странах, не обладающих собственными месторождениями урана и обогатительными комплексами9. Разумеется, при вероятном росте спроса на уран – в случае реализации многих проектов АЭС – неизбежен рост цен и обострение конкуренции. Однако это лишь «видимая часть айсберга». До сих пор ни одно государство в мире не имеет решения проблемы захоронения радиоактивных отходов и по этой причине АЭС иронично называют «суперджетом, для которого до сих пор не создана посадочная полоса»10. К тому же, в каких бы ограниченных масштабах не происходил «ядерный ренессанс», он неизбежно влечет за собой новую зависимость стран, создающих ядерную энергетику, от отдельных государств или их консорциумов, выступающих в роли поставщиков ядерного топлива и/или реципиентов радиоактивных отходов. При дальнейшем, а тем более расширенном использовании ядерного топлива будет нарастать количество отходов. Соответственно будут возрастать и стоимость их хранения, переработки и захоронения. ^ 6. АЭС в плену «циклов нерешения проблем»Судя по доступным публикациям, средне- и долгосрочные аспекты планирования проекта белорусской АЭС недостаточно проработаны. Это касается прежде всего кумулятивного эффекта от нарастания факторов неопределенности в результате неблагоприятного наложения нескольких циклов: цикл мирового экономического кризиса неизвестные величины: продолжительность динамика последствия цикл финансирования этапов строительства, введения в эксплуатацию, функционирования и вывода из эксплуатациинеизвестные величины: объемы, стабильность и гарантированность финансирования степень возможного удорожания продолжительность циклы введения в эксплуатацию, функционирования и выведения из эксплуатациинеизвестные величины: продолжительность циклы флуктуации цен на энергоносители и исчерпаемости ресурсов ядерного топливанеизвестные величины: динамикацикл старения и обновления базовых технологий (научно-технических инноваций) неизвестные величины: продолжительность виды и эффективность новых технологий Таким образом, подготовка к строительству АЭС в Беларуси ведется в условиях множественных факторов неопределенности, что потенциально значительно расширяет диапазон известных «классических» рисков ядерной энергетики и может способствовать своеобразному негативному синергетическому эффекту.«Идеальный» жизненный цикл белорусской АЭС без поправок на вероятные осложнения выглядит следующим образом:Строительство: 2010 – 2016-2019 гг.Испытания и ввод в эксплуатацию (оценочно – около 1 года): 2017-2020 гг. Промышленная эксплуатация (оценочно – до 60 лет): 2077-2080 гг.Полная остановка реакторов, вывод из эксплуатации и разборка: 2099-2140 гг.(оценочно – до 40 лет и более) Временное хранение радиоактивных отходов на территории АЭС: начиная с ( ? )(способ и временные рамки не определены)Окончательная утилизация радиоактивных отходов и захоронение отработанного топлива (способ и временные рамки не определены): начиная с ( ? )В то же время, по последним оценкам, например, Органа регулирования ядерной безопасности Франции (ASN) требуется по меньшей мере 5 лет для того, чтобы создать правовую инфраструктуру для ядерной энергетической программы, от 2 до 10 лет – чтобы провести лицензирование, и около 5 лет – чтобы построить АЭС. Итого – не менее 15 лет до того момента, когда в стране, где ранее не существовало требуемой инфраструктуры впервые сможет быть введена в эксплуатацию атомная электростанция11. Если применить эту временную шкалу к Беларуси, то получается , что при благоприятных условиях станция сможет начать работу не ранее 2025 г. Однако, согласно авторитетным экспертным прогнозам, через 30-50 лет ожидается появление значительно усовершенствованных и новых, более безопасных и эффективных энергетических технологий, включая ядерные12. А это будет означать, что даже не достигнув середины своего жизненного цикла белорусская АЭС может оказаться устаревшей и не будет соответствовать качественно новым стандартам безопасности и эффективности. В конечном счете, масштаб начинания по созданию АЭС в Беларуси соизмеряется в финансово-экономическом плане – с размером государственного бюджета (плюс выплата процентов по внешним заимствованиям) при значительном росте внешнего долга. Как показывает мировая практика, стоимость выведения станции из эксплуатации может составить сумму до 40 % и более от стоимости ее строительства13. Это многолетний процесс, в ходе которого персонал станции, ее системы и, соответственно, вся инфраструктура жизнеобеспечения должны продолжать свое функционирование.^ В плане национальной безопасности требуется создать весьма затратную новую инфраструктуру ядерной безопасности, осуществить глубокую перестройку и переоснащение системы национальной безопасности, ее нормативно-правовых, организационно-технических элементов, а также организовать специальную систему подготовки и переподготовки специалистов. Вся система национальной безопасности подвергнется дополнительному напряжению и значительная ее часть будет «работать на станцию». ^ С точки зрения экологии появляется новый регион с особым режимом экологической/радиационной безопасности (в дополнение к территориям, подвергшимся радиоактивному заражению в результате аварии на Чернобыльской АЭС) и являющийся источником потенциальных рисков для страны и центральноевропейского субрегиона. АЭС привносит в процесс развития всей социоприродной системы Беларуси принципиально новый, обладающий значительным потенциалом воздействия, в том числе опасного по своим последствиям, техногенный цикл продолжительностью более чем в 100 лет.^ Эксплуатация станции – само по себе весьма рискованное предприятие, при котором ряд серьезных проблем, не имеющих на сегодняшний день оптимальных и, что самое главное, безопасных решений (способы надежного и безопасного окончательного захоронения радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива), будут «импортированы» в результате реализации крайне дорогостоящего и экологически рискованного проекта и «переданы» последующим поколениям в надежде, что в будущем нужные технологии появятся. Намеченный 25-процентный вклад АЭС в белорусский энергетический «микс» не является панацеей. ^ В плане энергетической безопасности происходит скорее не столько ее усиление или диверсификация поставщиков энергоносителей, сколько замена доли зависимости страны от поставок газа на новую зависимость от российских ядерных материалов и технологий и know-how (в дополнение к кредитной привязке). А это, в свою очередь, будет способствовать зависимости политической. Моно-ориентация на РФ проблематична также по той причине, что даже по оценкам авторитетных российских специалистов в сфере атомной энергетики ее система ядерной безопасности имеет существенные недостатки и значительно уступает по качеству и эффективности в сравнении, например, с США14. ^ 7. Региональный «ядерный ренессанс» как риск перепроизводстваПри условии одновременной реализации программ ядерной энергетики в Беларуси и соседних странах выгоды для нашей страны выглядят не столь однозначными. Для усиления связи с энергосистемой Польши предлагается строительство линии электропередачи напряжением 400 кВ «Россь (Беларусь) – Белосток – Нарев (Польша)» со вставкой постоянного тока и осуществление на этой основе транзита и экспорта электрической энергии в Польшу с годовым объемом до 6 млрд. кВтч15. Однако Польша сама планирует строительство АЭС на своей территории (кроме того, что собирается принять долевое участие в создании АЭС на территории Литвы). В августе 2009 г. правительство Польши обнародовало планы строительства первой польской АЭС. Ранее государственная Польская энергетическая группа (Polska Grupa Energetyczna - SA PGE) сообщила, что намеревается построить две АЭС, каждая мощностью по 3000 MWe, с двумя или тремя энергоблоками. Предполагается, что первая из них будет введена в эксплуатацию к 2021 г., – примерно в те же сроки, что и Балтийская АЭС в Калининградской области (2300 MWe) и новая АЭС в Литве (3400 MWe)16. Надежды на то, что излишки белорусской электроэнергии в результате начала работы белорусской атомной станции будут востребованы соседями и обернутся доходами от экспорта, могут оказаться неоправданно завышенными. ^ 8. Энергетическая революция против энергетического кризисаРиски безопасности, терактов, распространения и т. д., сопряженные с развитием ядерной энергетики в государствах, где не создана необходимая инфраструктура и организационная культура ядерной безопасности могут показаться неизбежными в условиях, когда требуется сделать невозможное, чтобы удовлетворить растущие энергетические потребности и одновременно уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу. Однако это лишь кажущаяся дилемма. Глобальный экономический кризис побуждает к инновационному мышлению17. В ответ на кризис Всемирный совет по возобновляемой энергии (WCRE), образованный в 2001 г., выдвинул оригинальное контрпредложение по распространению, однако не ядерной энергетики, а глобального распространения возобновляемой энергетики. По аналогии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) Совет призывает к подписанию Договора о распространении возобновляемой энергии и учреждению Агентства по возобновляемой энергии (по аналогии с влиятельным Международным агентством по атомной энергии). Данное предложение можно рассматривать как крайне важное в нынешних обстоятельствах дополнение ДНЯО. Речь идет о том, что государства, обладающие ядерными технологиями могут дополнительно реализовывать свои обязательства согласно статье IV Договора о нераспространении 18 путем предоставления государствам, которые в этом нуждаются, технологий получения возобновляемой энергии, отдавая последним приоритет (когда возможно) и не ограничиваясь лишь ядерным вариантом19. Новое прочтение канонических положений ДНЯО перекликается с решением министров энергетики «Большой восьмерки» на встрече в Риме в мае нынешнего года о начале создания многосторонней технологической платформы, объединяющей разнообразные способы производства энергии с низкими выбросами парниковых газов, а также форумы и инициативы в этой области20. Решения «Большой восьмерки» созвучны с позицией белорусской дипломатии, которая еще на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи в 2007 г. выступила с предложением создать под эгидой ООН международный механизм обеспечения доступности для всех государств современных передовых технологий использования новых и возобновляемых источников энергии21.^ 9. Альтернативы строительству АЭС в ближайшей перспективеВ условиях глобального экономического кризиса и фактического спада в развитии ядерной энергетики в мире создание АЭС как средства «кризисного реагирования» на вызовы энергетической безопасности не может рассматриваться в качестве оптимального способа действий и само по себе является проблемным решением. Резкий скачок уровня неопределенности в региональной и глобальной финансово-экономической и энергетической системах, обострение проблемы безопасности поставок энергоресурсов и, как следствие, – энергообеспечения, побуждает к тому, чтобы еще раз, исходя из новой, уже изменившейся обстановки, проанализировать все «за» и «против» строительства АЭС в Республике Беларусь и взвесить возможные альтернативы с тем, чтобы избежать нежелательных осложнений: отложить начало строительства АЭС до стабилизации международной финансово-экономической среды и проявления благоприятных комплексных тенденций развития ситуации в стране и мире (включая динамику цен и доступность энергоресурсов, реальную обеспеченность финансирования проекта, геополитические, инновационные и другие ключевые факторы); сконцентрировать имеющиеся ресурсы на реализации и совершенствовании уже принятых программ по энергосбережению и развитию традиционных и альтернативных источников энергообеспечения; рассмотреть складывающийся спектр возможностей регионального сотрудничества с целью укрепления энергобезопасности государства, включая вопрос о целесообразности подключения к энергетическим проектам в регионе, в том числе участие в строительстве и последующем использовании АЭС в Литве (или Балтийской АЭС в Калининградской области); активизировать внешнеполитические усилия государства по созданию многостороннего международного механизма решения энергетических проблем (в т.ч. по развитию новых энергетических технологий) и включению Беларуси в формирующиеся инициативы и перспективные форматы такого сотрудничества, в частности, в рамках «Восточного партнерства». 1 См. например: «Мегаватты независимости» - круглый стол журнала «Беларуская думка», №2, 2009. 2 Международное агентство по атомной энергии. Основополагающие принципы безопасности. Нормы МАГАТЭ по безопасности для защиты людей и охраны окружающей среды. Основы безопасности № SF-1. МАГАТЭ, Вена, 2007. 3 Международное агентство по атомной энергии. Эксплуатирующая организация для атомных электростанций. Руководство по безопасности. Серия норм МАГАТЭ по безопасности. Руководства. № NS-G-2.4. STI/PUB/1115. МАГАТЭ, Вена, 2004. 4 Проектная угроза определяет меры физической защиты от несанкционированного изъятия ядерного материала и диверсии на ядерных установках и при транспортировке ядерного материала. 5 Культура безопасности (safety culture) – это специфический набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам защиты и безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью (См.: Международная консультативная группа по ядерной безопасности. Культура безопасности. Серия изданий по безопасности. № 75-INSAG-4. МАГАТЭ, Вена, 1991). 6 Приложение к письму Постоянного представителя Республики Беларусь при Организации Объединенных Наций от 30 августа 2005 года на имя Председателя Комитета Совета [Безопасности, учрежденного резолюцией 1540 (2004)]. 7 См.: Crail, Peter. Implementing UN Security Council Resolution 1540: A Risk-Based Approach // ^ Nonproliferation Review, Vol. 13, No 2, July 2006. 8 The Impact of the Financial and Economic Crisis on Global Energy Investment. IEA Background paper for the G8 Energy Ministers’ Meeting 24-25 May 2009. 9 Dittmar, Michael. The Future of Nuclear Energy: Facts and Fiction. Chapter I: Nuclear Fission Energy Today. arXiv:0908.0627 (August 2009). http://arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/0908/0908.0627v1.pdf 10 Шиммек Т. «Суперджет без посадочной полосы» // Internationale Politik. №5. Сентябрь-октябрь 2008. http://www.moskau.diplo.de/Vertretung/moskau/ru/04/Internationale__Politik/2008/IP-5-2008-9-Schimmek,property=Daten.pdf 11 Emerging Nuclear Energy Countries. World Nuclear Association.14 August 2009. http://www.world-nuclear.org/info/inf102.html 12 См. например: Петр Щедровицкий: Мы прокладываем дорогу к «ядерному ренессансу». 18.02.2009. http://www.rosatom.ru/comments/13888 13 "Ликвидация" Российских АЭС: проблемы и перспективы. 21.07.2009. http://www.atomic-energy.ru/node/4385 14 См.: Букринский А.М. Атомный надзор в США: основные черты и особенности // Ядерная и радиационная безопасность, № 1, 2009. 15 Интервью Министра энергетики Республики Беларусь А.В. Озерца журналу «Ферст». 25.04.2009. http://www.minenergo.gov.by/ 16 Nuclear power shapes up in Poland.12 August 2009. http://www.world-nuclear-news.org/NN_Nuclear_power_shapes_up_in_Poland_1208092.html 17 См.: International Energy Agency. Launching an Energy Revolution in a Time of Economic Crisis: The case for a low-carbon energy technology platform. OECD/IEA, 2009. 18 «способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях… с должным учетом нужд развивающихся районов мира». 19 Подробнее см.: Weiss, Leonard. Reliable Energy Supply and Nonproliferation // Nonproliferation Review, Vol. 16, No.2, July 2009. 20 Joint Statement by the G8 Energy Ministers and the European Energy Commissioner. May 24. 2009. G8 Energy Ministers Meeting. Rome, May 24-25, 2009. 21 Инициативы Беларуси в ООН. http://www.mfa.gov.by/ru/foreign-policy/international-organizations/belUN/e066933f8a81e423.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Беларусская национальная кухня
Реферат Решение суда первой инстанции
Реферат Korean War Essay Research Paper On June
Реферат Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста
Реферат Российский Федерализм: проблемы формирования отношений нового типа
Реферат Economic Growth Versus Income Inequality Essay Research
Реферат Строение и функции вилочковой железы
Реферат Дисидентство на Украине (Дисидентський рух в Україні)
Реферат Особенности эксплуатации установок внутрипластового обезжелезивания воды
Реферат Media Effects Voters Essay Research Paper In
Реферат Є актуальною, оскільки вона дає можливість глибше зрозуміти специфіку національного характеру свого народу
Реферат Diad Germany Cause WW1 Essay Research Paper
Реферат Сбытовая деятельность предприятия на примере ОАО Донпечать
Реферат Death Penalty Essay Research Paper This paper
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины Иностранный язык Общая трудоёмкость изучения дисциплины