Реферат по предмету "Разное"


Iii. Развитие психоанализа в Германии

Петер Куттер. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительногообразования Министерством образования Российской ФедерацииБ.С.К.Санкт-Петербург 1997 СОДЕРЖАНИЕ От издательстваПредисловие к русскому изданиюВступлениеI. Человеческие, слишком человеческие конфликты в повседневной жизни иих отражение в зеркале литературы и кино^ II. Дерево психоаналитического познания 1. Корни психоанализа: естественные науки, литература, филосо-фия 2. Ствол психоанализа: Зигмунд Фрейд и группа первых психоаналитиков 3. Первые ветви: Адлер, Штекель, Юнг 4. Возвращение к стволу: теория инстинктов и теория травм 5. Дальнейшее развитие ствола: Я-психология и ранняя теория отношений 6. Ветви психоанализа: современное развитие теории отношений (Сандор Ференци и Михаэль Балинт, Эрик Г. Эриксон, Рене А. Спиц, Дональд В. Винникот, Маргарет Малер, Отто Ф. Кернберг, Гейнц Когут, Альфред Лоренцер и Клаус Хорн)^ III. Развитие психоанализа в Германии 1. Немецкое психоаналитическое объединение переосмысливает нацистское прошлое 2. Значение психоанализа для педагогики, философии и богословия 3. Психоанализ в университете -- шансы для взаимных инициатив .^ IV. Психоанализ на фоне науки 1.Является ли психоанализ наукой? 2. Различие между естественными и гуманитарными науками 3. Освобождающие науки 4. Позиция психоанализа ^ V. Психоаналитическая теория личности 1. Предварительные замечания 2. Образ человека по Фрейду (психоаналитическая теория сексу-альности;развитие структурной модели) 3. Дальнейшее развитие теории Фрейда (современные психоанали-тическиеаспекты сексуальности; развитие структурной модели; специальные теории личности)^ VI. Психоаналитическое учение о болезнях 1. Предварительные замечания 2. Классическое учение о неврозах (страх и механизмы защиты; классическая истерия или конверсионный невроз; неврозы на-вязчивых состояний; фобии; депрессивный невроз или невроти-ческая депрессия) 3. Современные "пост-классические" неврозы (нарциссический невроз; пограничные случаи; неврозы недостатка и неврозы связи) 4. Учение о психозах (депрессивные психозы или психотические депрессии; мания; шизофрения) 5. Психосоматические расстройства (формы патологий; психосома-тический процесс; стационарная психотерапия; профилактика) 6. Делинквентное поведение (общественные аспекты; индивидуаль-ные аспекты; терапия) 7. Алкогольная и наркотическая зависимость 8. Так называемые перверсии (очевидное поведение; объяснение возникновения перверсий; проституция) 9. Резюме^ VII. Диагностические методы в психоанализе 1. Предварительные замечания 2. Психоаналитическое "интервью" (метод и необходимые условия; три уровня "интервью"; примеры из практики; эмпирическое обоснование) 3. Психоаналитически ориентированные методы тестирования (ка-чественные методы; количественные методы)^ VIII. Психоаналитические методы лечения и консультации 1. Отличия от других видов терапии (поведенческая терапия; разго-ворная психотерапия; прочие психотерапевтические методы) 2. ..Условия, необходимые для успешного применения психоана-литических методов (со стороны психоаналитика; со стороны пациента) 3. Психоаналитическая ситуация 4. Психоаналитический метод в узком смысле (желание и сопро-тивление; перенос и контрперенос; толкование) 5. Экскурс: опытные экстремальные и смешанные формы психо-анализа и поведенческой терапии. Сравнительный анализ 6. Другие формы психоаналитической терапии (психоаналитичес-кая психотерапия; короткая психоаналитическая терапия) 7. Применение психоанализа (в медицине; в психологии; в группо-вой терапии; в семейной терапии)К. Психоанализ вне клиники и консультационного кабинета -- с психоанали-тическим инструментарием в политике и обществе 1. Методологические проблемы 2. Общественная критика Фрейда 3. Психоаналитическое исследование предрассудков и проблемы меньшинств 4. Вклад А. и М. Мичерлих в решение актуальных процессов в ФРГ 5. Примеры движения за эмансипацию (студенческие выступления; эмансипация женщины; движение за мир)ПримечанияОт издательстваДанная работа открывает книжную серию под общим названием "СОВРЕМЕННЫЙПСИХОАНАЛИЗ", ставящую своей задачей зна-комство читателя с основныминаправлениями психоаналитической мысли, -- ее теоретическими положениями,прикладными разработ-ками и клинической практикой. Необходимость начинанияподобного рода диктуется прежде всего настоятельной потребностью мыслящейчасти российского общества в серьезном переосмыслении мировогопси-хоаналитического опыта последних десятилетий и включении его в об-щийконтекст отечественной научной и образовательной систем. В силу различных причин, в том числе и идеологического харак-тера,богатейшее творческое наследие ближайших учеников и после-дователей Фрейда,равно как и новейшие исследования нынешних пси-хоаналитиков,-- многие работысамого мэтра, к счастью, в свое время были опубликованы на русском языке,хотя впоследствии и упрятаны во всевозможные "спецхраны" -- оказалисьвыключенными из науч-ного, клинического и культурного процессов в России.Это обстоятель-ство и побудило наше издательство, наряду с уже издающейсясерией "Библиотека аналитической психологии", приступить к изданию книгнепосредственно психоаналитической серии. Практической задачей "восстановительной" работы такого рода на-ряду спубликацией книг психоцентрического и медикоцентрического направлений вклассическом и постклассическом психоанализе видится и публикация рядаработ, позволяющих прояснить психопатологичес-кую специфику тоталитарнойистории общества как истории болезни, в рамках которой вырисовывается новыйбеллетристический жанр. Историки, политологи, публицисты уже внесли своюпосильную лепту в создание своеобразной "кругорамы" социальной историиРоссии, психологам же еще только предстоит дискурсная артикуляцияотечественной новейшей психоистории, позволившая бы раскрыть обществуразницу между историей индивидуальной и общественной души и исто-рией ееболезни. Психическое, увы, слишком часто видится через пато-логию... Данный проект -- плод усилий многих людей, не только сотрудни-ковиздательства "Б. С. К." и Информационного центра психоаналити-ческойкультуры, инициировавших саму идею издательской серии, но и целого рядадругих организаций. В осуществлении столь серьезного начинания постоянную помощь намоказывают Международная Психоаналитическая Ассоциация (IРА), Европейскаяпсихоаналитическая федерация (ЕРР), ряд зарубе-жных издательств и фондов, вчастности немецкий благотворительный фонд Inter Nations, РусскоеПсихоаналитическое общество и Россий-ская психоаналитическая ассоциация вМоскве, Общество поощрения современного искусства "А-Я" в Санкт-Петербурге.Всем им мы выра-жаем свою глубокую признательность. Мы хорошо отдаем себе отчет в том, за какое трудное дело взялись.Поэтому заранее благодарны всем нашим будущим читателям за их кри-тическиесоветы и пожелания. Январь 1997 г.Предисловие к русскому изданиюУлучшение политического климата в мире способствует восстанов-лениюнарушенных международных связей, устраняет предрассудки в отношениях междугосударствами и общественными системами и бла-готворно влияет на развитиенаучного знания, что с полным правом следует отнести и к психоанализу. В свое время российский психоанализ оказался одной из многочис-ленныхжертв большевизма, а позже стал неугоден национал-социа-листическому режимупсихоанализ немецкий. Диктаторские режимы, утвердившиеся в Аргентине и Чили,оказали столь же удручающее вли-яние на развитие психоанализа в этихстранах. Являясь не только медицинской практикой, но и культурологичес-койтеорией психоанализ в состоянии помочь лучше разобраться в исто-рическойдинамике подобных политических процессов. Помощь эта может заключаться и вовскрытии аспектов стыда и скорби, от которых ранее приходилось защищаться, атакже в обнаружении латентных предрассудков и собственных черт в образеврага, что сулит возмож-ность позитивных общественных преобразований внаправлении мультикультурального общества. Для Германии решение проблемтакого рода стало особенно актуальным после объединения двух немецкихгосударств в 1989 году. Великий мир с его казавшимися прежде необозримыми и беско-нечнымипросторами доступен теперь не только воображению, но и, благодарясовременным средствам массовой информации, вполне обозрим. Прежде отдельные нации самостоятельно выбирали те или иные путиразвития, теперь они находятся в постоянном, многостороннем взаимодействии.Современные разработки теории систем убедительно свидетельствуют о том, чтони одно действие в какой-либо стране не проходит для других стран бесследнои имеет для них те или иные последствия. Речь идет не столько о каузальныхпроцессах с прису-щими им причинно-следственными связями, сколько опроцессах цир-кулярных, малейшее изменение в которых влияет на политическуюсистему в целом. В таком общественно-политическом контексте научное сообщество такжеориентируется уже не национально, а мультикультурально или интернационально.В свое время и психоанализ, возникнувший в Вене, быстро перешагнул границыАвстрии и стал достоянием мировой культуры... Международное распространение и развитие психоанализа привело, однако,не только к разрушению барьеров непонимания, но к многочи-сленным расколам,начало которым положили расхождения во взглядах между тремя "китами"психоаналитического движения -- Зигмундом Фрейдом, Альфредом Адлером иКарлом Густавом Юнгом. В дальней-шем противоречия преследовалипсихоаналитиков и в других странах, разводя в разные стороны не толькосоциально ориентированных поли-тических критиков, но и совершеннонеполитизированные клинические структуры и психотерапевтические учреждения. Россия не стала исключением на этой стезе размежевании. После распадаСоветского Союза единая Психоаналитическая Ассоциация тоже распалась на рядрегиональных объединений. В мае 1995 года "Российская психоаналитическаяассоциация" отделилась от "Рус-ского ("Арбатского") психоаналитическогообщества" (Москва). В Петербурге действуют две независимыепсихоаналитические струк-туры: "Восточно-Европейский институт психоанализа"и "Санкт-Петербургское психоаналитическое общество" с издательским"Информационным центром психоаналитической культуры". В Росто-ве-на-Донусуществует "Ростовская психоаналитическая ассоциация" и даже в далекомсибирском городе Томске интересуются современным психоанализом. В связи с этим есть все основания полагать, что книга "Современ-ныйпсихоанализ", написанная в Германии в 1989 году для широкой публики, вызоветинтерес и в России. Что касается энтузиазма и пионерского духа, царящих в Москве,Петербурге и Ростове, то автор убедился в этом лично в 1994, 1995 и 1996годах. В этой связи невольно вспоминается тот энтузиазм, с кото-рым вГермании после катастрофы 1945 года на протяжении всех 50-х годовприветствовали иностранных психоаналитиков, возвращавших психоанализ народину. Подобно тому, как в свое время Германия извлекла пользу из контактовс психоаналитиками Великобритании, Голландии и США, русские коллеги обретаютупущенный опыт из кон-тактов с западными психоаналитиками. Предлагаемая книга представляет собой адаптированное введение в сложнуюобласть знания. Побудительным мотивом к ее написанию послужили лекции исеминары, которые я в течение двадцати лет про-водил во Франкфуртскомуниверситете. Вопросы студентов заставля-ли меня искать на них точныеответы, прояснять неясное, пытаться устранить противоречия и заполнитьсуществующие пробелы. Хотя на-учного (позитивного) обоснования верноститеории и практики психо-анализа нет, тем не менее последний постояннооправдывает себя в пра-ктической жизни. Очевидную пользу из психоанализаизвлекают и такие смежные дисциплины, как социология, педагогика,психотерапия и другие. Я хочу выразить свою особую благодарность Сергею Панкову и ВалериюЗеленскому за их кропотливый труд по переводу и редактиро-ванию рукописи,Роланду Кнаппе из издательства Клетг-Котта за пре-доставление прав напубликацию, немецкому фонду Inter Nationes за великодушную финансовуюподдержку и петербургскому издательству "Б. С. К." за усилия по изданиюкниги. Ряд московских коллег оказывали помощь на разных этапах осуще-ствленияиздательского проекта. Особенно я благодарен Марине Игельник, Якову Обухову,Сергею Назаряну и Арону Белкину. Надеюсь, что книга найдет своих читателей в России и не только поможетих профессиональному росту, но и принесет им ощущение большей полнотысобственного бытия.^ ПЕТЕР КУТТЕР, Штутгарт, ноябрь, 1996 г. ВСТУПЛЕНИЕ Почему необходимо еще одно введение в психоанализ?Мы исходим из того, что многочисленные введения в психоанализ нуждаютсяв уточнениях. Иначе говоря, некоторые из них, как, например, популярныеработы Чарльза Бреннера (1967), Густа-ва Балли (1961), или Лоуренса С. Куби(1956), уже успели устареть. В связи с этим на книжном рынке появились новыеработы: "Глубинная психология" Зигфрида Эльхарда(1971), "Фундаментальныйкурс пси-хоанализа" Себастьяна Гопперта (1978), "Введение в учение оневрозах и психосоматическую медицину" Свена Олафа Гоффмана и ГердаГохапфеля (1984); отличный актуальный обзор психоанализа, выпол-ненныйВольфгангом Мертенсом (1981), сжатая и точная информация о психоанализеФранкфуртского Института Зигмунда Фрейда (Мук и другие, 1974). К событиям накнижном рынке можно отнести "Учебник психоаналитической терапии" ГельмутаТомэ и Хорста Кэхеля (1985), первый том которого ("Основные положения"),составленный в сотруд-ничестве со многими учеными, знакомит не только сосновными положе-ниями психоанализа, но и подробно излагает сущность такихспециаль-ных понятий, как перенесение, соответствие, смещение, первичноеинтервью и толкование сновидений, вырабатывает определенные пра-вилапсихоаналитической терапии, глубоко и обстоятельно выявляет пути развития ицели психоанализа. В Институте психоанализа на факультете психологии Франкфурт-скогоуниверситета, где я преподаю с 1974 года, имеется большой выборпсихоаналитической литературы; это хорошее подспорье студентам-психологам,которые наряду с классическими психологическими дисци-плинами --психологической диагностикой, клинической психологией, педагогическойпсихологией,-- сдают экзамены по профессиональной и организационнойпсихологии, равно как и по психоанализу. Некоторые из перечисленных книггодятся для этих целей, некоторые, как выясня-ется в процессе работы состудентами, для учебных целей зачастую не подходят. По отдельнымэкзаменационным темам, которые изучаются в рамках психоанализа (таким, кактеория личности и учение о болез-нях), написан целый ряд монографий,подавляющее большинство кото-рых для студентов слишком сложно. Будущие психоаналитики вряд ли обойдутся университетским образованием.Студенты основного курса (психологии) и параллельного курса (психоанализа)могут и должны получать фундаментальные све-дения о теории и практикепсихоанализа, теории личности, учении о бо-лезнях, теории психическихотклонений, о психоаналитических методах лечения и консультирования, а такжео бесчисленных возможностях приложения психоанализа к общественной жизни иполитике, к лите-ратуре и искусству, к антропологии и философии. Долгоевремя я до-вольствовался тем, что при подготовке к экзамену студенты изучалипо меньшей мере одну книгу в каждой из названных областей, однако и такогорода нагрузка оказывалась (по сравнению с другими дисципли-нами) чрезмерной,по причине всеобъемлющего характера предмета изучения. Это соображение стало отправным пунктом для моей работы над введением впсихоанализ, которое, с одной стороны, дополнило бы сжа-тую информацию книгЧарльза Бреннера, Вольфганга Мертенса и авторской группы Института ЗигмундаФрейда, а с другой -- не претен-довало бы на роль учебника, большая частькоторых написана, собст-венно говоря, для практикующих психоаналитиков. Какобразцы таких учебников можно привести пятое издание"Психоаналитическогоучения о болезнях" Вольфганга Лоха и "Учебник психоаналитической терапии"Гельмута Томэ и Хорста Кэхеля. Размышляя о содержании этой книги, я в первую очередь руковод-ствовалсяинтересами студентов, с 1974 года посещавших мои лекции и семинары воФранкфуртском университете. Так появилось научно обоснованное введение впсихоанализ, которое предназначено для широкого круга читателей и вместе стем может послужить пособием для тех, кто работает в области социальнойпсихологии и медицины. Все читатели, интересующиеся психоанализом ипсихологией, получат при чтении книги необходимые сведения независимо от ихсобственных занятий, будь то социальная работа, медицина, психология иликакая-то другая область деятельности. Впрочем, книга будет полезной и для студентов последних курсов и дляпрактикующих психоаналитиков. Она позволит им составить общее представлениео предмете и освежить в памяти уже имеющиеся знания, а отчасти и расширитьих. Цели и содержание предлагаемой книги во многом отличны от моейпредыдущей работы " Психоанализ -- подтверждения, методы, теория иприменение" (Куттер, 1984), в которой я сравнил между собой мно-гочисленныестатьи последних лет. с тем чтобы проследить, что именно в психоанализеоправдало себя, а что -- нет. Кроме того, я коснулся важнейших аспектовпсихоанализа как метода и теории. Что касается практического примененияпсихоанализа, то я рассматривал только те его аспекты, которые меня в тотмомент интересовали, в частности, вклад психоанализа в групповую терапию и врешение общественных проблем. В предлагаемой книге речь пойдет о другом. Материал, из которого онавозникла,-- это лекционные и семинарские заметки, которые на-стольковыкристаллизировались в ходе бесконечных обсуждений со студентамиуниверситета, что буквально взывали стать книгой."Новая старая критика" психоанализаСтимулом к написанию этой книги послужили и появившиеся в по-следнеевремя многочисленные критические статьи, которые берут пси-хоанализ вперекрестный огонь уничижительной критики, долженст-вующей в буквальномсмысле его уничтожить. Двадцать лет назад на пресс-конференции Неделипсихотерапии в Линдау в присутствии ежегодно собирающейся здесь гильдииакадемических (по большей час-ти не ориентированных на психоанализ)психологов, один журналист предрекал, что через какие-то десять лет"психоанализ Фрейда" утра-тит всякое значение и уступит свое место такимновым направлениям в психологии, как поведенческая терапия, психологияпознания и тео-рия обучения. В 1969 году журналист Рупрехт Сказа-Вайспроцитиро-вал в газете "Штуптартер Цайтунг" (в"-- 110, с. 37) диагнозизвестного гамбурского психолога и психотерапевта Рейнхарда Тауша, которыйзвучал так: "Смерть через десять лет". Пророчества не сбылись. Психо-анализсуществовал и продолжает существовать по сей день, и во мно-гом продвинулсявперед. Впрочем, и другие направления психологии не стоят на одном месте. Ситуация в области психотерапии и психоанализа за последние десять летрешительно изменилась. Теперь не ищут объяснения всему высокому и низкому вчеловеческой душе на запутанных тропах психо-аналитической интерпретации, а,напротив, делают упор на эксперимен-тальных и естественнонаучных методах, насерии наукообразных опытов, благодаря которым студенты американскихколледжей, равно как и сту-денты немецких психологических факультетовуниверситетов овладе-вают все большим числом надежных и серьезныханалитических методов исследования. Следствие этого -- переход от чистостатистического под-хода к числовым оценкам и выявлению норм отклонений.Разумеется, таким образом можно узнать массу интересных подробностей,которые. однако, имеют для терапии слишком малое практическое значение. Напротив, теория и практика психоанализа находят себе примене-ние вповседневной работе, в психоаналитических консультациях, впси-хотерапевтических и психосоматических клиниках, в работе свободнопрактикующих психотерапевтов. Это живой обновляющийся организм. Критикиупрекают психоанализ за его недостаточную научную обосно-ванность и слабуюэффективность методов лечения. Но попытки пред-ставить психоанализ"глубокомысленным шарлатанством", как это делает Дитер Е. Циммер (1986),доказать, подобно Гансу Юргену Айзенку (1985), полную неэффективность егометодов, или охаракте-ризовать его как антинаучную теорию -- такова сквознаяидея книги Кристофа Т. Эшенредера "Здесь Фрейд ошибался" (1984) --неоснова-тельны уже потому, что полученные психоаналитическими средствамирезультаты проверяются методами, которые составляют противополож-ностьпсихоанализу и к бессознательным процессам не применимы. Айзенк и другие критики психоанализа -- превосходные знатокиста-тистических методов психологии восприятия, психологии обучения ипсихологии памяти. Они прекрасно знают психологию познания, психоло-гиюмотиваций и психологию эмоций. Используя эти методы, они упус-кают, однако,из виду как раз то. чем занимается психоанализ, а именно бессознательныепроцессы и то, как они протекают в "темных тайниках души" между наблюдаемымизвне стимулом, с одной стороны, и разряд-кой, с другой. Критикипсихоанализа поступают с бессознательными про-цессами примерно так, какпоступили бы физики, задумав средствами классической физики (механики,электроники) ответить на вопросы современной теоретической физики, например,теорию атомного ядра. Чтобы не отвечать на полемическое "Нападение на империю царя Эдипа"("Шпигель", 1984) столь же полемическим изложением, следу-ет наглядно инаучно обосновать теорию, методы и применение психо-анализа, а чтобывоспользоваться плодами этой работы, необходима известная непредвзятость.Читатель, придерживающийся противополо-жных психоанализу взглядов, скореевсего воспримет эту книгу как очередное изложение психоаналитической теории.Но если непретенци-озное освещение предмета в этой книге заставит хотя бынемногим ске-птикам задуматься над своей собственной позицией, то главная еецель будет достигнута.^ I. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ИИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ И КИНОНаши повседневные конфликтыИз повседневной жизни всем известно, как тяжело быть аутсайдером вгруппе, переживать равнодушие, оказаться исключенным из жизни. Не менеетяжело, когда один человек бросает другого. предпочитая ему третьего, иликогда люди навсегда расстаются друг с другом. Если подобные неприятностинакапливаются, необходимы добрый совет и поддержка . Первая реакция обычно-- обращение за советом к другу, который, скорее всего, посочувствует искажет, что с ним такое тоже бывало. Иногда стараются обрестипрофессионального "помощника", который, если он ориентирован на психоанализ,сможет понять и объяснить эти повторяющиеся проблемы с помощьюпсихоана-литической теории. Чаще всего по привычке обращаются к врачу,кото-рый, используя обширную лабораторную диагностику, по всем прави-лампоставит диагноз. Таким образом, душевную болезнь, относящуюся к человеческим нормам,возводят в разряд неопознанных медициной патологий, и на носителя данногодиагноза навешивают ярлык общественно неопасного больного Психоанализстремится к совершенно иному, а именно: поведать человеку о воздействующихна него бессознательных процес-сах, сделать эти процессы явными. По этойпричине мы так много зани-маемся человеческими страстями, неизбежнымиконфликтами между людьми, экзистенциальным страхом и человеческойограниченностью. Современная медицина облегчает нам поиск подходящегообъяснения нашим страхам и душевному неустройству. Медицинский этикетобере-гает нас от знания горькой правды и во имя нашего же блага вводит насв заблуждение. Великие трагедии и знаменитые романы, напротив, предпочитают называтьвещи своими именами.Первое отступление: наши конфликты В в зеркале литературы 1Европейские трагедии (такие, например, как "Одиссея" Гомера и "Энеида"Вергилия), духовные учения Ближнего и Дальнего Востока показывают, чточеловеческая жизнь неразрывно связана с болью и страданиями. Очень отчетливоэта мысль прослеживается в трагедиях Софокла: "Эдип Царь", "Эдип в Колоне","Антигона". Переработан-ные греческие мифы в "Орестее" и "ПрикованномПрометее" Эсхила только подтверждают трагедии Софокла. Скорбь, горе.проклятие, смерть ,- вот их темы. Они повествуют об убийстве, боязни смерти,мес-ти, грехе, страхе возмездия от фурий (богинь проклятия, кары ивозмез-дия). Актуальность этих трагедий столь высока, что постановки"Орестеи" Петером Штайном или "Медеи" Гансом Нойенфельзом и сейчас вызываютвосхищение публики. Еще одним свидетельством значения бессознательныхпроцессов является "Пентесилея" Генриха фон Клейста в обработке Ганса ЮргенаЗиберберга и Эдит Клевер 2. Если бы в них не затрагивалисьтрагические и неизменно важные Для людей вопросы, интерес к ним современнойпросвещенной публики вряд ли бы был так велик. Классическая литературапросто немыслима без обращения к коренным проблемам человеческого бытия, клюбов-ным конфликтам, страданиям, ревности, смерти, ненависти, мести изависти. Пьесы Шекспира изображают печали и радости любви: "Мно-го шума изничего", "Ромео и Джульетта", "Укрощение строптивой", историю династийвеликих властителей, комизм обычной человеческой жизни. Великие немецкиероманы от Вольфрама фон Эшенбаха до "Будден6роков" Томаса Манна и ""Игры вбисер" Гессе повествуют о неустроенности человека и его ранних страданиях, отрагических спле-тениях человеческих судеб и возможностях преодолениястраданий. Бездны человеческой души открываются в романах Достоевского "Пре-ступление и наказание", " Идиот", "Братья Карамазовы" с такой жеубедительностью, как в романах и повестях Льва Толстого "Война и мир", "АннаКаренина", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Хозяин и работник". В современной литературе романы Генриха Белля, Элиаса Канегти, МаксаФриша и Петера Хандке, книги Джеймса Джойса, Гюнтера Грасса, Генри Миллера,Милана Кундеры, рассказы Бодо Кирхгоффа и Бото Штрауса вновь напоминают намо наших человеческих, слишком человеческих проблемах.Второе отступление: наши конфликты в зеркале киноТочно так же обстоит дело и с современным кино, где я хотел бы особовыделить фильм " Домино" 3 Томаса Браша, в котором велико-лепнопоказано неизбывное стремление к любви и Признанию, фильмы рано умершегоРаЙнера Вернера Фассбиндера. с особой пристальностью рассмотривающего тайнычеловеческого сознания. Такие режиссеры, как Луис Бюнюэль, особое место всвоем творчестве уделяют психоло-гии бессознательного и области,расположенной между воображением и реальностью. В этой связи можно назвать иновый фильм Вима Вендерса и Петера Хандке "Небо над Берлином" 4,а также Вуди Аллена, в фильмах которого человеческие слабости переданы слегким комиз-мом -- в отличие от Л. Бюнюэля, который довольно жесткопрепод-носит зрителю реалии бессознательных побуждений. Пример этому -- фильм Бюнюэля "Дневная красавица" 5, гдесупруга хирурга переживает в дневное время все то, что большинство видитразве что во сне. Она идет в публичный дом и получает там наслаждение в роли"дневной красавицы". В самом начале фильма красивая молодая женщина вместе со своим му-жемедет в карете по живописному дворцовому парку. Их сопровождают слуги вкрасных ливреях. Карета останавливается, слуги соскакивают на зе-млю.Женщину раздевают, привязывают за руки к дереву, хлещут плетью и. наконец,насилуют. Следующая сцена демонстрирует ту же женщину, которая с унылымвидом лежит в кровати рядом со своим мужем, без малей-шего намека нанежность или эротику. Мы видим ее в светской беседе с гос-тями, в то времякак ее муж занят хирургической работой в клинике. Проследив за женщиной дальше, мы становимся свидетелями того, какоднажды она роняет на пол вазу с цветами, надевает солнечные очки и, уходитиз дома на поиски публичного дома, мимо которого она сначала проходит, потомвозвращается и в нерешительности останавливается. Нако-нец, решившись,поднимается по лестнице, снова колеблется возле двери -- нам видны только ееноги, которые направляются то назад, то вперед и в конце концов поворачиваютк двери. Поднявшись наверх, женщина выглядит очень взволнованной, нодоброжелательные слова содержатель-ницы дома ее успокаивают. Таким образом,она становится "проституткой-любительницей". В происходящее вторгаются две короткие сцены: в первой ремесленник"безнравственно касается" (так писала об этом критика) маленькой девоч-ки,скорее женщины, чем ребенка, во второй девушка отказывается принять облаткуна церемонии конфирмации. Далее следуют очень реалистические сцены в борделе: конфетный фабрикантжелает, чтобы его ласкали полуодетые девушки. Он обнаруживает стеснительнуюСеверину (роль которой исполняет Катрин Денев), разде-вает ее, грубохватает, а когда она не подчиняется ему, швыряет сопротив-ляющуюся женщинуна кровать и силой овладевает ею. Профессор гинеко-логии переодевается вслугу и, держа в руке плетку, умоляет Северину избить его. Он падает к ееногам и стонет: "Бей меня, бей, я так люблю тебя!" Когда Северина отвергаетего просьбы, появляется одна из ее "коллег" и с наслаждением избиваетпрофессора. "Еще!" -- кричит он, в то вре-мя как Северина, которуюпринуждает к этому мадам, с отвращением наблюдает за происходящим в двернующель. Следующим появляется азиатский клиент -- высокого роста, атлетическисложенный мужчина. Он долго не церемонится, и сразу же идет к своей цели.После акта, который в фильме не показан, Северина на вопросы горничнойотвечает словами: "Да что ты в этом смыслишь?" Но остановимся и приглядимся внимательнее к образу жизни Севе-рины. Онанесчастна с мужем, погруженным в свою работу. Она услы-шала что-то опубличных домах. Северина идет туда, колеблется, но в конце концов решаетсяпереступить порог этого дома. Отбросив сом-нения и совершив вытесняемыепрежде сексуальные действия, она дос-тигает душевного равновесия,убедительным доказательством чего слу-жит то, что бессознательноепревращается в сознательное, но затем по причине своей предосудительностионо вновь дает бессознательные импульсы, определяющие наши мысли и поступки. В другом, когда-то нашумевшем фильме времен немого кино "Тай-на однойдуши"6 режиссера Георга Вильгельма Пабста. вдохновлен-ного КарломАбрахамом и Гансом Саксом, речь идет об отношениях между мужем ( актерВернер Краузе), его женой ( Рут Вайнер), его матерью (Илка Грюнинг) и егоотцом (Джек Тревор). Мы становимся свидетелями того, как между четырьмядействующими лицами развора-чивается психологический конфликт, проясняющийто, что в психоана-лизе именуется "эдиповым комплексом". В первых сценах фильма мы видим мужа и жену в благополучном бра-ке.Жена хочет, чтобы муж подравнял ей прическу, подрезав несколько волосков назатылке. В это время распахивается соседское окно и кто-то кричит:"Убийца!". В следующей сцене жена пытается соблазнить мужа, но он остаетсяравнодушен. Приходит сообщение о скором визите двоюрод-ного брата, личностькоторого характеризуют японский кинжал и так назы-ваемый "кванон" (символплодородия). Следующая сцена. Муж спит. Ему снится, что разразился шторм,пол в доме ходит ходуном, двоюродный брат, сидя на дереве, целится в него изружья. Муж взбегает по винтовой лестнице на башню, появляются колокола,которые превращаются в лица, смеющейся над ним жены. Муж возмущен,-- жена идвоюродный брат ка-таются вместе на лодке. Муж отчаянно колотит в стену ипытается заколоть свою жену саблей. В следующей сцене действительно объявляется двоюродный брат. Он даритжене цветы и беседует с ней, но муж в беседе участия не принимает. Во второйсцене, напротив, мужчины оказываются вместе, а жена остается одна. Фильмясно дает понять, что двоюродный брат "наставил мужу рога". Чтобы отвлечься,муж отправляется в пивную, забывает там ключ от дома и неожиданнооказывается в доме матери, которая балует его едой и при этом режет мясокрохотными кусочками, поскольку сам он испыты-вает страх перед ножом. Вследующей, несколько смехотворной для со-временного образованного зрителясцене, муж прихо^ 1. Корни психоанализа: естественные науки, литература и философия Наше изложение психоанализа начнем с того, что сравним его с древомпознания: ствол, состоящий, естественно, из произве-дений Фрейда, уходитсвоими корнями в Вену конца XIX века. Проследить все эти корни было бы,конечно, интересно, но заняло бы здесь слишком много места. Они произрастаюткак из естествен-ных наук, так и из философии и поэзии, они питают стволпроизве-дений Зигмунда Фрейда, из которого возникли ветви и побеги. Преж-девсего следует упомянуть эволюционное учение Дарвина и биоге-нетический законГеккеля, который Фрейд запечатлел в памяти еще в свои школьные годы. Ещеодин корень произрастает из физиоло-гического института в Брюкке, где Фрейднаписал свою первую на-учную статью и познакомился с Иозефом Брейером.Следующий корень психоанализа происходит из Франции, из больницы Сальпетриер


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.